Социологическое изучение социальной структуры общества

РоссийскийГосударственный Университет  Туризма иСервиса
Экономическийфакультет
Кафедрасоциологии

Реферат
по социологии
на тему: Социологическоеизучение социальной структуры общества

Работавыполнена:
студентом  1 курса
группы ФКД 07/2
Клюшкиной В. В.

Работапроверена:
Кузнецовой О. И.

Москва, 2008г.
Содержание

Введение

1.Понятиесоциальной структуры, ее виды и уровни
1.1Классы илистраты?

2. Социальная структураобщества
2.1Показатели ииндикаторы
2.2Качественныеи количественные характеристики
2.3Виды иэлементы социальной структуры
2.4Люмпены имаргиналы
2.5Социальнаямобильность
2.6«Социальныелифты»
2.7Социальнаядифференциация

3.Тенденции вразвитии социальных отношений

4. Изменениясоциальных отношений в нашем обществе

Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение

Введение
Изучение социальной структуры общества вобществоведении в социологии, в частности,всегда занимало одно из главныхнаправлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества —важнейший показатель состояния, степени зрелости  общественных отношений. С однойстороны, она как бы выступает (является) итогом экономического,политического и духовногоразвития общества.А с другой стороны, она есть не только пассивное  отражение всех сторон жизни общества.Социальная структурасама активновоздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования иразвития, как свидетельствует  отечественныйи мировой опыт, позволяет правильно судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.
Социальная структура общества изучается многимиобщественными науками: историей, этнографией,политэкономией, социологией, и т. д.Естественно, каждая из них изучает ее под специфическимуглом зрения, с учетом предмета своегоисследования.
Понятие социальной структуры, ее виды и уровни
Социологическое изучение предусматриваетопределение социальной структуры, ееместа и взаимосвязь с другими обще­ственными явлениями и процессами, ее роли вразвитии обще­ства, ее устойчивости и изменчивости, закономерности ее раз­вития на разных этапах общества; определениеобъекта и пред­мета изучения; основания выделения ее элементов и ихвзаимо­связи; определение признаков ииндикаторов изучения; выбор­ки, методов изучения; необходимостьформулирования выводов и рекомендаций.Короче говоря, социологическое изучение социальной структуры обусловливает необходимость решения теоретико-методологических и процессуальных задач,предусмотренныхпрограммойсоциологического исследования с учетом разных её видов и уровнейсоциологического знания.
Социальная структура обществапредставляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связеймежду объективно существующимиобщественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру обществаследует отличать отструктуры общества как совокупности сфер общественнойжизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражаетего дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и системусвязей между ними. Исходя из такогопонимания социальной структуры, можноопределить объект и предмет ее социологического изучения. Объект — это система ее элементов (классов, групп, общностей), а предмет — взаимоотношения, связисоциальных групп и других элементов, закономерности функционирования иразвития  как социальной структуры вцелом, так и отдельных ее элементов.
 Различаютсоциальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает всебя социальные группы, слои и классы,коллективы, социально-этнические общности, профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины,престарелые и т.д.). Отсюда подразделение социальной структуры на виды: классовую, национальную, демографическую,социально-профессиональную и др. В социальную структуру в узком смыслевключают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системеобщественного производства, играющих определенную, только им присущуюроль в общественной организации труда. Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие всоциальную структуру в широком смысле, различаются между собой не местом в системе общественного производства, апризнаками расового, национального,половозрастного характера. Социальную структурув широком смысле, поскольку она охватывает все группы и общности людей, часто отождествляют с понятиемсоциальной структуры населения.
В социальной структуре общества вузком или собственном смыслеслова можно выделить несколько уровней. Первый уровень включает в себя классы — этоклассовая структура. Вто­рой уровень включает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам,но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалис­ты), а также социальные слои, накоторые делятся эти обще­ственные классы и социальные группы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назвать социально-классовойструк­турой. Третий уровень социальнойструктуры общества включает в себя не только элементы социально-классовойструктуры, но и такие социальныегруппы, как население города и деревни, людей умственного и физического труда.
Социальную структуру условноможно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональнаяструктуру общества.
Социальный состав общества– это совокупность взаимодействующих социальныхобщностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждаясоциальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальнойструктуре. Одни социальные общности занимают более выгодную позицию, другие –менее выгодную. Кроме того, в самой социальной общности отдельные социальныегруппы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеютразные социальные статусы (см. приложение – рис.1).
Институциональная структуру общества — это совокупностьвзаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формыорганизации и управления общества. Каждый институт (группа институтов)регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политическиеинституты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политическойсфере, экономические – в экономической (см. приложение – рис.2).
Институциональная структуруобщества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которыезаполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей.Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества наинституциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать иосвобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладаетотносительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии сКонституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента иинститут президентства остаются неизменными в течении многих лет; родителистареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.
В демократическом обществе всесоциальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальнойжизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политическиеинституты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждомсоциальном институте имеется свои социальные статусы которые также неравнозначны. Например, статус президента в политических институтах являетсяглавным, статус депутата парламента более значимым, чем статус рядовогоизбирателя; статус владельца фирмы или менеджера в экономических институтахболее предпочтителен, нежели статус рядового работника и т.д.

Классы  или страты?
В своей совокупности социальныеобщности образуют соци­альную структуру общества. Социологи давно пытались опреде­лить основной элемент этойструктуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса —бед­ных и богатых, т. е. учитывали лишьэкономическую диффе­ренциацию.Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим на­силием. В XVIIIв. появилась распределительнаятеория (экономист А.Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы),получа­ющие ренту; 2) владельцы капитала(буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом,получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признакомделения общества на классы служат отношения соб­ственности.
В современной западной социологии понятие «класс»также используется (например, выделяютсредний класс, класс управ­ляющих).
Но более универсальным являетсяпонятие «страты» (лат. stratum — слой). Воснову деления общества на страты положе­ны многие критерии: доход, профессия, образование и др.
Социальная структура обществасквозь призму классов и стратов выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основ­ных класса — рабочие икрестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советскогооб­щества с позициймарксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советскогоже обще­ства 80-х гг.(группы выделялись с учетом следующих призна­ков: власть, уровень доходов, престиж,образование, образ жиз­ни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% всоставе занятогонаселения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция(1,8%); специалисты квалифициро­ванные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочийкласс (22,3%); рабочие раз­ных отраслейнепроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающийперсонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.
Очевидно, что учет многихпризнаков при выделении социаль­ных групп позволяет создать более многомернуюкартину соци­альнойдействительности, а значит, и точнее выявлять тенденции ее изменений.
Социальная структура
общества.  Показатели и индикаторы.
Качественные и количественные
характеристики. Виды и элементы
социальной структуры
Выбор методов социологическогоисследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степенизависятоттеоретических представлений о природе элементов социальной структуры, ихоснования. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.
Общественные классы— это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системеобщественногопроизводства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствампроизводства, по ихроли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой онирасполагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд классаэксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классовхарактерны также вторичные,производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степеньсоциально-политической организованности,образования, культуры, профессионально-производственнойподготовки; сознание, идеология, воззрение, ихдуховный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементовсоциальной структуры. При характеристикерабочего класса и крестьянства как классанеобходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через системумашин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальнымявляется изучение процесса преодоления отчуждениярабочих и крестьян от собственности,их реального доступа к управлению на всех уровнях.
В современных условиях нашейстраны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристиквновь народившегося классапредпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместныхпредприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическимипреобразованиями. Социальные группы — это объективно существующиеустойчивыекатегориилюдей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие отобщественных классов они не имеют специфическогоотношения к средствам производства. Социальнымиможно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города идеревни.
Интеллигенция представляет собойсоциальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокогопрофессионального образования(высшего или среднего специального). В литературе имеет место такжеширокое толкование интеллигенции, включающеевсех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так ислужащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным,несложным умственным трудом не требующимвысокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).
Роль, место и структура интеллигенции в обществеопределяется выполнением ею следующихосновных функций: научно- техническогои экономического обеспечения материального производства;профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными егоподструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспеченияумственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную,производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую,управленческую и военную. Интеллигенцию деляттакже на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствампроизводства, а также по социально-демографическим признакам.
Для социологической практикиважно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1)  по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношениюзатрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) покультурно-техническому уровню работниковфизического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональномусоставу); 3) по уровню культурного иматериального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение(нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальныеразличия в социологических исследованияхмогут использоваться как социальные показатели.
В практике социологическихисследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами,служащими-неспециалистами, частично рабочими,крестьянами и др. кооператорами.Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда,принимающие в зависимости от типаобщественного устройства характер противоположностисложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом.Однако эти понятия, как и самиявления, взаимосвязаны и взаимообусловлены.Первые находят свое проявление в социально
1Понятие «служащие» употребляется еще в2-х значениях: а) как все работники умственного труда, в отличие от рабочих и крестьян; б) как работники (и умственного, и физическоготруда), состоящие на службе государства.
неравном, неодинаковом положении в обществе людейумственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой ивыражают социальную неоднородностьтруда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, апоэтому по-разному и оцениваются.
Предметом социологическихисследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что вблагоприятных общественныхусловиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физическогои технизации умственного труда.Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения междусобой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисныхситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно,социального положения тружениковумственного и физического труда, консервация, торможениеобщемировой тенденции преобразования труда.
Населениегорода и деревникак социальныегруппы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целойсистемы переходных форм расселения,которые в современных условиях становятсявсе более многочисленными и распространенными
Проблему города и деревни нельзясводить, как это нередко было, к проблемеклассов или проблеме — город и колхозная деревня(в лучшем случае — и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства,государственной и кооперативнойформсобственности. Это — проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементыцелостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.
В социологических исследованиях при анализе единства исущественных различий между городом идеревней необходимо учитывать иххарактер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия междугородом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развитияпроизводительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связии т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревникак социальными группами, отличающимися между собойпо всему положению в обществе (место проживания, содержаниетруда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образажизни и т. д.).
Сельское и городское население можно рассматривать так­жекак один из видов социально-территориальных общностей людей.
Для проведения социологическихисследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ееоснованиями могутбыть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. Притипологизации городов в основ­номпользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численностьего, а также административная роль того или иного города. Более богатаятипологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типамхозяйства (колхоз­ная, совхозная,колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых втех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные;преимущественно сельс­кие;аграрно-промышленные и т. д.).
Социальныеслои— это части определенногокласса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелостисуществующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняяи мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно наначальном этапе структура рабочего класса,скажем, представлена во-первых,кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономическиесвязи с мелкособственническим хозяйством,в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными скапиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности делениекрестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатыхкрестьян. В условиях социализма главную рольначинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификацияработников, их культурно-техническийуровень, вклад в общественное производствои вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.
В социологических исследованияхпри изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозногокрестьянства и др. отрядов кооперативныхтрудящихся выделяются четыреслоя:  1) работники неквалифицированногои малоквалифицированного труда, неимеющие специальной профессиональнойподготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т.д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах(животноводы на механизированных фермах,птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно такжепо   отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования(среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степеньи звание), а также«практиков», лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов деляттакже на слои,используя такие критерии, как местопроживания (городская и сельскаяинтеллигенция), место в общественном производстве (производственная инепроизводственная интеллигенция) и др.
Слоевое членение по признакухарактера и содержания труда ведет кпрофессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной структурыкак своеобразного видасоциально-классовой структуры по«вертикали». На этом основании(состояния общественного труда) различают группы людей занятыхумственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным(распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группылюдей, не занятых в общественном производстве:1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда — не занятые в общественном производствепенсионеры.
Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевойструктуре. Наличие высокоразвитых,среднеразвитых и слаборазвитых от­раслейпроизводства предопределяет неодинаковое социальное положениеработников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности ит. д.).
Общественные илисоциально-демографические группы. Это- молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериямивыделения социально-демографических группявляются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиямисоциальными, эти естественно-природные различия в классовых обществахмогут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Обэтом свидетельствует неодинаковое, неравное положениев обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое,как правило, социальное положение престарелых,ветеранов труда и т. д.
Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам.Специалисты-демографы особоевнимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0-—14 лет), молодые и средние возрасты (15—49 лет), старшие (пожилые)— 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Этоестественно, ибо в качестве основытакого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность:дотрудовой, трудовой и послетрудовой  возраст.Известно, что современный город располагаетпрогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще«старение». Это ужеустановлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах,районах, поселках, это можно выяснитьсоциологическими методами, используя предложенную типологизациюнаселения. Социологи  (совместно сдемографами и другими специалистами) могут предложитьоптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так ивнутрирегиональном масштабе. Необходимоподчеркнуть важность выделения молодежи как специфической,социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных,социально-психологических и физиологическихособенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной ипрофессиональной ориентации молодежи,ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам ипотребностям общества, адаптации молодежи вразных коллективах, ее обществен­нойактивности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.
 Важным элементом социальной структуры обществаявляется семья. Чаще всего в переписях населенияона понимается как группасовместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющихобщий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающихсовместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первыйподход в понимании семьи   представляетсянаиболее оправданным,  для социологических исследований важно иметь ввиду (особенно при составлении«паспортички», т. е. социально-демографической части анкеты,другого инструментария) выделение в составе населения не только семей,но и отдельно проживающих членовсемей и одиночек. К лицам первой категории относят людей, поддерживающих с семьей постоянныеэкономические отношения, имеющих общий с ней бюджет.
Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачногосостояния населения. По этому признаку различают женатых (замужних),холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер браканезависимо от того, зарегистрированон или нет.
В социологических исследованияхследует учитывать также средний размер семьи. Особенноэто важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.
Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учетсостава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число ивозраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителямиодного или двух смежных поколений и т. д.Эти показатели де­мографическогосостава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищныхусловий и т. д.
Используется также деление семейпо социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные(однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою(семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьикрестьян неквалифицированного труда и т.д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные)семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам,слоям (семьи рабочих и крестьян; семьирабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессовразвития элементов социальной структуры общества.
При изучении национальныхпроцессов используется деление семей по национальному признаку.
Исследуямиграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитываяродившихся в данной местности и приехавшихсюда.
Важным элементом социальнойструктуры является коллектив (ячейкаобщества) — этоорганизованная, относительно компактнаягруппа людей, объединенныхконкретнымвидом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той илииной формы собственности, а также складывающимисяв ходе этой деятельности отношениями сотрудничества,взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. Вколлективе сочетаются интересы общественные, групповые ииндивидуальные.
В практике социологическихисследований необходим учет видовколлективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовымколлективам. В нашей стране в конце80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовыхколлективов, в их числе: более 150 тыс. производственных;свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания;свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.
На современном этапе особенноактуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму