СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Основные причины возникновения девиантного поведения и его социологическое объяснение 2. Девиантное поведение и его типы 3.Особенности аномии в современном российском обществе 4. Темпоральные характеристики самоубийств 18 Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Процесс социализации процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной
степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса статус, определяющий положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным от латинского deviatio – уклонение. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н.э.
Как правило, социологи стараются выработать беспристрастное отношение к тому, что они исследуют. Нейтральная, позиция избегающая морализирования особенно важна при изучении девиации. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями оно является олицетворением зла в религиозном мировоззрении. симптомом болезни с точки зрения медицины, в частности психиатрии, и незаконным, в соответствии с правовыми нормами, возникла тенденция считать его ненормальным В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория – социология девиантного поведения. У истоков социологии девиантного отклоняющегося поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм 1858-1917 – создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.
1. Основные причины возникновения девиантного поведения и его социологическое объяснение Если девиация и конформизм – две стороны одной медали, почему первой уделяется больше внимания Вероятно, она особо привлекательна и, в то же время является источником повышенного беспокойства для окружающих, В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию. Неудивительно, что в них придатся особое значение одному из трех
факторов человеку, норме и группе. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантными Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм использовал эту теорию в своем классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией буквально разрегулированность. Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную
роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует ожидать от других и что ждут от них. Жизненный опыт людей.т.е. их удовольствия и разочарования более или менее соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Чтобы продемонстрировать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм показал, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушениями коллективного порядка. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и – все это способствует
девиантному поведению Дюркгенм, 1897. Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин социальная дезорганизованность состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может быть, например, результатом смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные
верования, проявляющих верность различным идеалам, в частности, по-разному относящихся к азартным играм, употреблению спиртных напитков и другим типам поведения Это может наблюдаться при высоком уровне миграции членов поселенческих общностей, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных В своем классическом исследовании Шоу и Маккай 1942 установили, что официальный уровень правонарушении среди подростков особенно высок
в городских районах, где проживают люди различного происхождения и наблюдается высокая степень текучести населения. Для жизни таких районов характерен не только конфликт между культурными ценностями, что привадит к отсутствию единой совокупности ожиданий, но возникают трудности в связи с контролем за соблюдением любых стандартов, и должностные лица даже не пытаются его осуществлял, Коэн, Шорт, 1961. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль СО стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений. Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии социальных обручей, введенном Трэвисом Хирши 1969. Хирши утверждает, что, чем больше люди верят в ценности, принятые обществом например, в правильность законов, чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности например, во внешкольных занятиях и чем глубже их привязанность к родителям, школе и сверстникам,
тем меньше вероятность, что они совершат девианнтные поступки. Исследование 1300 юношей с белым цветом кожи в возрасте от 12 до 18 лет в некоторой степени подтвердило точку зрения Хир-ши.Например, среди подростков, которые стремились быть полностью похожими на своих отцов измерение степени привязанности к родителям, 64 процента имеют низкий уровень правонарушений среди тех, кто не проявили желания быть похожими на отцов, этот показатель составил 41 процент.
Однако этот вывод не подтвердило исследование, проведенное Хинделангом 1973, который обнаружил, что слишком глубокая привязанность к сверстникам способствует правонарушениям. Это означает, что группы сверстников действительно регулируют поведение своих членов, но они же могут поощрять преступное поведение. Роберт К. Мертон 1938 внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально
одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые или институционализированные средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.
2. девиантное поведение и его типы Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, поскольку любые ело проявления – осуществление аборта, пристрастие к спиртным напиткам, употребление в пищу свинины и т.д можно считать как девиантными, так и недевизнтными все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, наверное нет смысла пытаться составить точную классификацию типов абсолютно девиантного поседения, хотя некоторые из них, например изнасилование и кровосмешение,
большинство людей но не все считают девиантными. Каким же образом типологизировать девиантное поведение По-видимому, классификация девизнтных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор. Мы уже знакомы с его концепцией – девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения.
Исходя из этого Мертон строит типологию девиантных поступков. Она представлена в таблице В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице – олицетворение конформизма они ставят перед собой цель скажем, финансовый успех, и достигают е законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения. Вторая возможная реакция называется инновацией она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицательно одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства – он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые преступления белых воротничков вроде растраты чужих денег.
Третья реакция, названная ритуализмом, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие порой доведенное до абсурда использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически предан своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происхдит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности
– для чего вс это делается. Четвертая реакция, названная бегством от. действительности ретреатизм, наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатиз-ма становятся маргиналы бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. Наконец, бунт, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые
развивается новая идеология она может быть революцией. К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди. Вор не отвергает социально одобряемую цель достижения материального благополучия. Он может так же восторженно относиться к этой цели, как и молодой человек, успешно продвигающийся вверх по служебной лестнице. Бюрократ, олицетворяющий ритуализм, не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, чем доводит до абсурда.
Однако оба эти человека проявляют девиантное поведение. типология девиации Мертона способ адаптации одобряемые обществом целисоциально одобряемые средстваконформизминновация-ритуализм-ре триатизм бегство от действительности бунт Как считает Дэвид Матца 1964, в большинстве случае, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной на основе единичных девиантных
поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют нарушение правил. При этом субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но переворачивает их с ног на голову. Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствуюещей культуры.
Хесен 1955, р.28. Наиболее ярким проявлением этой тенденции является поведение преступных банд, а также бунтовщиков согласно концепции Мертона. Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать стилем работы группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы. Достаточно представить себе работу авиадиспетчеров, чтобы понять, что такой вид девиации может парализовать деятельность всей организации. Копи девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большее влияние в обществе, чем ее представители, действующие в одиночку. В связи с этим власти сталкиваются с новыми сложными проблемами. Во-первых, это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы.
Поведение, которое считалось девиянтным, может оцениваться теперь как несколько отличающееся или слегка отклоняющееся по мере того, как оно становится социально признанным. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными сознательными и неосознаваемыми, Все серьезные рушения сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания – типичный вид девиантного поведения.
Алкоголик и наркоман не только больной человек но и девиант, он не способен нормально выполнять социальна роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, девиация. Но убийство другого человека преступление. Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение
представителей других классов, особенно низших, отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления. Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки, группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости,
между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем
чаще с ними сталкивается. 3. ОСОБЕННОСТИ АНОМИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Современное российское общество, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, дисфункциональные напряжения. И российский социум в настоящем своем качестве, разумеется, также ориентирован на некие общие потребительские стандарты, которые свойственны любому другому обществу, основанному на рыночных
механизмах. Это делает возможным в определенной мере применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической схемы. И все же сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии. Во-первых, аномия российского социума реально проявляется в процессе перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному, автоматизированному. То есть, аномия современною российского общества происходит в условиях, противоположных тем, которые исследовал Дюркгейм. Сказанное нуждается в пояснении. На наш взгляд, советское общество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования, что, конечно, не исключало наличия в нем и разного рода конфликтов и идейных разночтений, особенно в последний период его существования.
К примеру, фиксация появления новой исторической общности – советского народа – была, конечно, во многом идеологизированным актом. Данная идеологема, выступавшая в качестве предписания власти, в свою очередь, породила понятийное клише, которое применялось в оправдание нивелирования этнических различий. И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе и национальных, составлявших
наше общество. Относительная закрытость общества, специфика его социально-политической подсистемы порождали неразвитость, своеобразную наивность восприятия реальности у миллионов и миллионов людей, их беспомощность в ее оценке, самоотчуждение от политики. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывалось сознание некоего долга перед другими, всем обществом. Одновременно целые поколения принуждались к весьма своеобразной адаптации
к обстановке, когда востребованными оказались такие черты индивида, как социальная пассивность при разрешенной показной активности, доносительство при его официальном оправдании необходимостью укреплять безопасность страны и повышать бдительность в условиях враждебного окружения. Несколько поколений социализировались при непрекращающихся разоблачительных идеологических кампаниях, когда каждое последующее политическое руководство начинало свою деятельность с развенчивания, как говорилось, недостатков, подлинных и мнимых, предшественников. Можно, вероятно, выделить и иные ментальные черты, получившие закрепление в массовом сознании в отмеченный период, но в данном случае важно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что такая, во многом идеологически удерживаемая целостность общества в период смены ценностных предпочтений оказалась в ситуации серьезного испытания. А многие характеристики ментальных структур, казалось бы, столь устойчивые прежде при непрочности,
ненадежности их внутренних оснований, стали достаточно быстро уступать место иным корыстолюбию, индивидуализму, циничному прагматизму. Атмосфера разоблачительства, осмеяния политической элиты породила ситуацию, скажем так, изверия. Индивиды, сцепленные друг с другом и удерживаемые в связанности, помимо прочего, и элементарным страхом, внутренне были готовы к крайней индивидуализации социальной жизни. Ныне общество все больше воспринимается людьми как поле битвы за сугубо личные интересы.
При этом оказались деформированными пусть порой и непрочные механизмы сопряжения интересов разного уровня. Переход к такому атомизированному обществу и определил своеобразие его аномии. Вероятно, с некоторой долей гипотетичности можно говорить о том, что нечто подобное переживают и другие страны, входившие прежде в социалистическую систему, хотя они и много позже вступили в свое время на путь масштабного утверждения коллективистских начал социальной жизни.
Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Конечно, и прежние этапы развития нашего социума нельзя считать стерильными в этом отношении. Вероятно, можно указать целые периоды в истории России, когда степень криминальности была исключительно высокой .Но общество всегда имело потенциал сдерживания избыточной криминальной активности, понижало ее уровень до социально приемлемого. Скажем, в начале 50-х годов минувшего века в сознании людей даже карманная кража восприеималась как чрезвычайное происшествие, чего, естественно, нельзя сказать применительно к нынешним условиям функционирования социума .Кроме того, надо иметь в виду, что преступный социальный мир долгое время воспринимался массовым сознанием как сугубо негативный, находился на периферии социальной жизни. Что касается современной ситуации, то аномия выступает в наших отечественных условиях фактически в форме криминализации всего социума. Разумеется, любое нарушение моральной и правовой регуляции вызывает
нарастание числа преступных поведенческих актов индивидов. Еще Дюркгейм тесно увязывал аномийное состояние общества с ростом в нем преступности. Под криминализацией мы понимаем не только и не столько увеличение числа зарегистрированных преступлений и лиц, которые их совершили, а более сложный социальный феномен. Сводить только к таким статистическим параметрам это социальное явление, на наш взгляд, нельзя.
Как нельзя и излишне изолированно рассматривать все социальные феномены невозможно, к примеру, отделять экономические неурядицы, социальные катастрофы целых регионов страны, растущую обездоленность многих подростков и молодежи от значительного влияния криминалитета, то есть преступного социального мира. Криминализация общества – это такая форма аномии, когда стирается сама возможность различения социально позитивного и негативного поведения, действия. Преступный социальный мир уже не находится на социальной
обочине, он – на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани. Кроме того, криминализация означает появление таких поведенческих актов, которые прежде лишь в единичных случаях фиксировались в нашей стране либо не отмечались вовсе. Речь идет, к примеру, о заказных убийствах, криминальных взрывах, захвате заложников, открытом терроре против тех представителей власти, которые не согласны жить по законам преступного социального мира. Криминализация на поведенческом уровне выражается и в ускоренной подготовке резерва преступного мира, что связывается нами со все большим вовлечением в антисоциальные действия молодежи, подростков, разрушением позитивных социализирующих возможностей общества. Криминализация проявляется и в духовной сфере. Здесь особенно угрожающим предстает растущий нигилизм в отношении к праву, механизмам его действия. Право как ценность, регулятор поведения все больше замещается своеволием, групповой целесообразностью,
утрачивает свою привлекательность. Разумеется, и в советский период истории право не являлось атрибутивным свойством нашей социокультурной системы. Тем не менее сейчас даже непрочные барьеры по сути неправового сознания утрачиваются. Неустойчивость положения средних слоев – основы стабильности и позитивной социальной активности любого общества, декомпозиция социальной структуры российского социума в целом выражаются и в том, что роль среднего класса в наших условиях фактически играют определенные группы преступного
социального мира. На наш взгляд, есть основания считать криминализацию современного российского общества весьма специфической формой такого социального феномена, как аномия. 4.ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОУБИЙСТВ Более половины всех зарегистрированных в обследованный период суицидальных покушений – 725 50,5 – были совершены молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет, 699 48,6 – представителями старших возрастных категорий и 13 0,9 – детьми и подростками, не достигшими 14-летнего
возраста. Среди лиц, пытавшихся покончить с собой, 726 чел. 50,5 – мужчины и 711 чел. 49,5 – женщины. Помимо демографических характеристик суицидентов, в исследовании фиксировались временные параметры самоубийств сезон, месяц, день недели, время суток и др а также алкогольная переменная и способы совершения суицидов. Время года. Данные медицинской статистики по г. Иваново за три обследованных нами года 2000-2002 гг. свидетельствуют о существовании явно выраженных сезонных колебаний в распределении самоубийств. Временные вариации незавершенных самоубийств выглядят так январь – 7 февраль – 6 март – 9 апрель – 10 май – 8 июнь – 9 июль -11 август – 9 сентябрь – 9 октябрь – 9 ноябрь – 6 декабрь – 6. Чаще всего попытки суицидов совершаются летом 29. Затем по нисходящей следуют весна 28 и осень 24, а
минимум самодеструктивных поступков приходится на зимний период 19. Самым суицидальным месяцем года, судя по полученным данным, является июль, а наиболее благополучным – февраль. По сравнению со среднегодовым показателем число суицидальных покушений в пик лета возрастает на треть индекс июльской сверхсуицидальности составляет 1,321. Вместе с тем в апреле попытки самоубийства совершаются ненамного реже, чем в июле всего на 4,5.
В целом же по уровню суицидов весна и лето различаются очень незначительно, а потому есть смысл говорить скорее не о летнем, а о более широком и продолжительном, летне-весеннем пике суицидальной активности. Что же касается осени и зимы, то наблюдаемый здесь спад по сравнению с летними месяцами вполне очевиден в сентябре-ноябре число покушений на самоубийство в среднем сокращается на 22, а в декабре-феврале – еще на 25. С другой стороны, зимние показатели суицидальности существенно ниже осенних.
Выявленные тенденции в целом неплохо вписываются в общероссийскую закономерность, характеризующую вариации в распределении завершенных суицидов, ранее обнаруженную Я.Гилинским в значительной степени подтверждают правомерность сделанного им вывода о существовании верхнего и нижнего пиков самоубийств, приходящихся соответственно на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Полученные нами результаты хорошо согласуются и с материалами исследований ряда зарубежных социологов по другим странам мира, и в частности, по США и Австралии. Вместе с тем наши данные существенно расходятся с трендами, выявленными в российских региональных исследованиях, согласно которым наибольший удельный вес суицидов наблюдается в декабре-мае с верхним пиком в весенние месяцы Декады месяца. По декадам каждого месяца случаи распределены следующим образом 31 – первая декада, 33 – вторая 36 – третья. Как следует из данных, количество самоубийств в течение месяца монотонно нарастает,
достигая максимума в последней десятидневке. Индекс сверхсуицидальности для последних десяти дней месяца по сравнению с первыми составляет 1,159. Следовательно, суицидальная активность в третьей декаде почти на 16 выше, чем в первой. Данные по молодежной когорте еще более выразительны соответствующий показатель здесь составляет 22,2 в старшей возрастной группе – лишь 9,5. Общая закономерность очень хорошо просматривается и в группе мужчин уровень самоубийств у них резко
возрастает в конце каждого месяца. Прирост числа суицидов во второй декаде по сравнению с первой здесь составляет 20, в третьей – 35. Среди суицидентов женщин подобной периодичности не наблюдается 9,5 и -1,5 соответственно. Количество суицидальных попыток в этой группе достигает максимальной отметки к середине месяца. Выявленная закономерность трудно поддается объяснению на базе того эмпирического материала, который имеется в нашем распоряжении. В этом отношении весьма полезной могла бы стать опытная верификация
гипотезы о влиянии фаз лунной активности ня поименные вариации самоубийств. Дни недели. Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья 16,8. В последующие дни недели их число постепенно снижается, достигая минимума в четверги 13,3, а затем вновь начинает нарастать, демонстрируя весьма ощутимый скачок в воскресные дни. В группе мужчин воскресная сверхсуицидальность практически не просматривается индекс – 1,03. Самоубийства здесь чаще совершаются по пятницам 16, в то время как воскресенья – лишь третий по частоте суицидов день недели 15. У женщин, напротив, число самоубийств в воскресные дни увеличивается на 40,6 по сравнению со средненеделицымпс00т м индекс – 1,41, а в пятницы – резко сокращается, составляя лишь 12,5 от общего их числа. Следовательно, эффект воскресенья, наблюдав мый в целом, обеспечивается прежде всего за счет женских
самоубийств Наибольшая частота суицидальных попыток в воскресенья становится отчасти объяснимой при сравнении частотности алкогольных суицидов, совершаемых в разные дни недели. Как видно из данных их доля в выходные дни значительно выше, чем в рабочие. В субботы за обследованный период в среднем около 52 всех попыток самоубийства были совершены в состоянии алкогольного опьянения, в воскресенья – 41, а по четвергам в дни пониженной суицидальной активности
– лишь не более 32. При этом среднедневные показатели алкогольных суицидальных попыток, примерно одинаковые для обоих выходных, в эти дни заметно выше, чем в другие дни недели. Вместе с тем воскресный всплеск суицидальности нельзя, по-видимому, объяснить только влиянием алкогольного фактора. По крайней мере, результаты расчетов подтверждают существование взаимосвязи между этими переменными лишь для женщин. В этой группе пик самоубийств приходится на воскресенья среднедневной показатель общей
суицидальности составляет 0,98. В эти же дни здесь наблюдается и максимум алкогольных суицидов 0,35. У мужчин ситуация иная суицидальная активность достигает своего пика в пятницы 0,85, а алкогольные суициды чаще случаются в субботние дни 0,43. Праздники и будни. Анализ статистических данных службы экстренной медицинской помощи 03 г. Иваново показывает, что в праздничные дни интенсивность самоубийств выше, чем в обычные. Общее число суицидальных покушений в городе увеличивается в среднем на 27, среди молодежи – на 19, а в старших возрастных когортах – более чем на треть 35. Индекс праздничной сверхсуицидальности у мужчин существенно выше, чем у женщин. Если число мужских самоубийств в дни праздников увеличивается почти в 1,5 раза по сравнению с обычными днями, то женских – лишь на 8,2. Результаты исследования свидетельствуют также, что количество алкогольных
суицидальных актов в праздники возрастает на 60 по сравнению с обычными, непраздничными днями. Особенно заметен этот рост в группе лиц в возрасте от 30 лет и старше 35 если в будние дни в состоянии алкогольного опьянения совершается 40 всех попыток самоубийств, то в праздники – уже 50. Тенденция к резкому учащению суицидов на 51 в праздничные дни . Время суток. Частота суицидальных попыток варьирует также и в зависимости от времени суток верхний
пик суицидов приходится на вечернее время 20.00-23.00, в утренние же часы с 6.00 до 8.00 наблюдается явный спад самоубийств. Если с 18.00 До 1.00 ночи период подъема и пика совершается до половины всех суицидальных покушений 45, а с 20.00 до 24.00 – более четверти от общего их числа 28, то с 6.00 до 10.00 утра в нижний пик самоубийств – лишь около 8. Проведенные нами расчеты показывают, что утром попытки самоубийства совершаются в среднем в 3 с лишним раза реже, а в период, близкий к полудню примерно в 2
раза реже, чем вечером. Судя по данным, в течение суток наблюдаются три заметных скачка самоубийств рис Первый утренний происходит в период с 10.00 утра до 13.00. и, вероятно, отражает общую закономерность, описанную еще Э. Дюркгеймом.Хотя по сравнению с другими временными отрезками этот подъем самый слабый и невыразительный. На его долю приходится лишь 11 всех совершаемых суицидов. Второй дневной охватывает время с 14.00 до 17.00 15. Третий вечерний – самый сильный и продолжительный – начинается в 18.00 и заканчивается к 23.00 33. После этого происходит медленный спад самоубийств, однако в первые ночные часы их уровень все еще превышает утренние и дневные показатели. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать наличие заметных вариации в интенсивности самоубийств в зависимости от целого ряда временных параметров времени суток, дня недели, декады, сезона и др. В одних случаях эти вариации более выражены, в других менее
отчетливы, однако сам факт их существования достаточно очевиден и вряд ли подлежит сомнению. Вероятность совершения суицидов, как выяснилось в ходе статистического анализа, достигает максимальных значений в вечернее и раннее ночное время, в воскресные и праздничные дни, в последней декаде месяца, а также в весенне-летний период. Эти выводы в большинстве своем не совпадают с результатами предыдущих российских исследований, что отражает либо региональные особенности суицидальных циклов, либо неизвестные
ранее специфические закономерности незавершенных самоубийств, выступавших объектом нашего изучения. Вместе с тем полученные в исследовании данные наглядно свидетельствуют, что временные вариации в распределении самоубийств опосредованы демографическими переменными. Темпоральные факторы по-разному влияют на разные группы людей, существенно дифференцируя уровни суицидальности у мужчин и женщин, а также у представителей различных возрастных категорий.
Пол и возраст, как справедливо отмечается в специальной литератур. Взаимосвязь между употреблением алкоголя и суицидальной активностью в определенные дни недели также весьма очевидна и указывает на социогенный характер самоубийств. Именно алкогольная переменная ответственна, на наш взгляд, за резкое увеличение числа суицидов в воскресные и праздничные дни. Однако зафиксированные в ходе исследования тендерные образцы отмеченной взаимосвязи несколько нетрадиционны и не полностью вписываются в привычные представления о суицидальном поведении полов. В воскресенья. как свидетельствуют результаты анализа женщины догоняют мужчин по числу алкогольных самопокушений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нам всем известка поговорка Правила существуют для того, чтобы их нарушать. Пока существуют правила, люди будут их нарушать. Но в течение последних десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ослаблению
многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное приватное повеление. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем. В то же время жизнь не стоит на месте, и в результате очередных крестовых походов создаются новые правила в связи с этим возникают новые виды девиации. Как это не парадоксально, в то время как значение правил в общественной жизни людей возрастает, наметилась тенденция их ослабления в других направлениях.
Например, стандарты, регулирующие поведение в личной жизни в частности, сексуальное предпочтение, которые были значительно строже 10 лет назад, в дальнейшем могут оказаться еще более ослабленными. Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами процесс художественного или научного творчества. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы.
Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны. Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафиксированы в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д так и социально одобряемых познавательная активность, творчество, бытовая
активность и т. д В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Общество становится все более многообразным, поэтому прежние методы контроля за нравственностью не соответствуют духу времени. По-видимому, существует только один способ достижения гармонии в обществе,
развитие которого отличается плюрализмом, нам всем следует стать терпимее и добрее друг к другу. Литература 1.Социология – RIN.RU httpsocio.rin.rucgi-binarticle.plid599pa ge1 2. А.И. Кравченко Общая социология 2001г. 3. Социология в вопросах и ответах 2000 г. 4. Нейл Смейзер Социология 1994 г. 5. Новые направления в социологической теории 1978 г. 6. Социальные отклонения 2-е изд перераб. и доп. М.
Юрид. лит 1989 7. Социология курс лекций А.В.Миронов, В.В.Панферова Москва , 1996 Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ httpwww.ecsocman.edu.ru. 8. Социологические исследования Особенности Аномии в современном российском обществе 3.2004 9. Социологические исследования Темпоральные характеристики самоубийств 3.2004