Cоциология групп и коллективов Контрольная работа по дисциплинесоциология
Студентки 2го курса, заочного отделения поспециальности 0611Вежевой ЕкатериныШифр-201005
План:
/>
1) />/>Социальные группы и их рольв общественной жизни.
2) />/>Коллектив и его социальныефункции.
3) />/>/>Виды межличностных отношений и их специфика вавиационном коллективе. Конфликт и пути его разрешения.
4) />/>Лидерство в коллективе. Проблемы регуляции
/>межличностных отношений.
Социальные группы и их роль в коллективе.
Социальная группа – этосовокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основеразделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Т. е. Существует два условия,чтобы совокупность считалась группой:
1) наличие взаимодействий между еечленами;
2) появление разделяемых ожиданийкаждого члена группы относительно других ее членов.
агрегация группа
/>
Агрегация целиком можетстать группой.
/>
Такие спонтанные группы называются квазигруппами. Онимогут перерастать в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействиябудет возростать степень социального контроля между ее членами. Социальныегруппы так же обладают различной степенью социального контроля. Так среди всехсоциальных групп особое место занимают статусные группы – классы, слои, касты.
социальные группы разделяются по принадлежности к ниминдивидов.
Ингруппа – те группы, к которым индивид чувствует своюпринадлежность и в которых он идентифицируется с другими членов таким образом,что расценивают членов ингруппы как “мы”. Признаком людей принадлежащих кингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения.
Аут группы – другие, к которым индивид не пренадлежит, группыдля которых он подбирает символическое значение: ”не мы”, “другие” (другиесемья, компании друзей, профессиональные группы и т. д.). У них всегда естьопределенные частные черты и признаки, а так же чувства, отличные от чувствчленов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отличают эти черты, дляранее не знакомых людей и делят всех на “мы” и “чужие”.
Индивид может принадлежатьодновременно ко многим группам, поэтому большое число ин групповых иаутгрупповых связей может перекрещиваться.
Референтные группы – социальная общность, с которой индивид соотноситсебя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой онориентируется в своем поведении и самооценке.
похарактеру взаимоотношений между их членами.
Первичныегруппы – такие, в которых каждый членвидит других членов группы как личностей и индивидуальностей (семья, дружная компания).
Две важнейшие функции первичных групп:
1) Уникальное значение в социализациииндивида
2) Важнейшее средство социальногоконтроля.
3) Качество человеческихвзаимоотношений, эмоциональное удовлетворенность ее членов.
Вторичные группы –социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер(трудовой союз, какая -либо ассоциация, клуб, команда ).
Основнойпринцип вторичных групп это выполнение специфических функций. В ней можно найтиэффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потериинтимности и теплоты во взаимоотношениях.
Всвязи с развитием индустриального производства человек значительную часть своейжизни проводит в различных вторичных группах. Нормально функционирующиевторичные группы предполагают практически всегда содержание в себе некотороечисло первичных групп.
Малые группы – те, вкоторых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым (класс,производственная бригада)
Малыегруппы могут быть как первичными, так и вторичными.
Большие группы могут бытьтолько вторичными.
Роль социальных групп в общественной жизни.
Помимосоциального контроля и социализации индивида и других хороших качествсуществует и не приятная роль. Ведь именно различия на группы делаютпсихологически возможным совершение жестоких поступков даже гуманными людьми.
Большинствопримитивных обществ, считают посторонних людей частью животного мира, многие неразличают слов ”враг” и “посторонний”.
Коллектив и его социальные функции.
Что такое коллектив? В маемпонимании это группа людей, действующая сплоченно. Она может быть как малойгруппой, так и большой. Например: служба борт проводников является большимколлективом (большой группой), которая может состоять из 100 или 200 человеквзаимодействующих между собой в виду служебной необходимости, и проработав вэтом коллективе несколько лет могут даже не знать друг друга по имени. И всё жена собрания, где обсуждаются общие проблемы авиакомпании, которые касаютсяборт проводников, присутствует весь коллектив борт проводников (вторичнаягруппа).
Коллектив может быть и малойгруппой. Например: весь штат борт проводников делится в нашей авиакомпании на 3группы: ВВЛ[1],МВЛ[2]и VIP[3] группа. Каждая из этих групп представляет собойколлективы, в которых люди чаще общаются между собой, имеют дружескиеотношения, своего лидера.
Роль коллективов иих социальная функция я думаю такова. Работаяв коллективе, человек чувствует себя более уверено и безопасней, а работастановится эффективней. Коллектив может помочь, отстоять какие либо праваличности (где один человек не справится) или той или иной группы. В некоторыхслучаях может воспитывать человека помогать ему (как было с героим кинофильма“Семь нянек”), может поддержать в трудной ситуации, в некоторых случаяхпревращать человека в ничтожество (молодой человек или девушка попадает вкомпанию наркоманов). Коллектив может являться сдерживающим фактором дляпротивоправных действий некоторых “мира сего”.
Виды межличностных отношений и их специфика в авиационномколлективе. Конфликт и пути его разрешения.
Существует множество видов взаимоотношений. К процессамвзаимодействия членнов коллектива относится руководство и лидерство,формирование группового мнения, сплочённость, конфликты и т. д. Атмосферавнутри коллектива может быть дружественной или враждебной которая зависит отпроисходящих взаимодействий между людьми. Вообще общение между двумя индивидамиможет быть очень сложным. Быть уважаемым и всеми любимым человеком в коллективеэто адский труд, который требует постоянной работы над собой. Дейл Корнегинаписал целую книгу по которой можно учиться как взаимодействовать с людьми.Нейл Смелзер писал в своей книге, что все межличностные взаимодействия можнорассматривать через несколько теорий. Теория Теоретик Основная идея Теория обмена Джордж Хоумас Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают. Управление впечатлениями Эрвин Гоффман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актёры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Психоаналитическая теория Зигмкнд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.
Специфика взаимоотношенийлюдей в авиационном коллективе я считаю в том, что люди относящиеся друг кдругу с неприязнью, в виду профессиональной необходимости могут оказатьсявместе, на долгое время. Т. к. планировщица, не учитывая их межличностныхотношений, может поставить их в рейс, в командировку в одной бригаде, а этонаверняка приведет к конфликту, что в свою очередь отразится на качествеобслуживания пассажиров, если это стюардесса. Представим ситуацию: девочки,летящие VIP рейсом, находятся в конфликте друг с другом. Находясьв агрессивном состоянии под воздействием этой конфликтной ситуации, девушкеобслуживающего главного пассажира достаточно одного недоброжелательного взглядаи его настроение испорчено. А если этот пассажир летит на переговоры,касающиеся долнейшей судьбы какого либо предприятия, если от этих переговоровзависят судьбы многих людей? Я думаю, что результат будет плачевным.
Если же в конфликтной ситуациинаходится пилот или борт инженер, то о последствиях даже страшно думать.Поэтому я считаю, что главной спецификой в авиационном коллективе являютсямежличностные взаимоотношения, человеческий фактор, который нельзя оставлятьбез внимания руководителям.
Итак, если два человека непереваривающие друг друга все-таки оказались вместе можно предположить, чтобудет конфликт. Но его можно избежать, если кто — то окажется достаточно умным,интелегентным и образованным человеком. Ведь как утверждал Дейл Корнеги, вдевяноста девяти случаях из ста люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправыони ни были. Поэтому, если мы хотим избежать конфликта, бесполезно кого — то вчем то упрекать. Вместо того чтобы осуждать людей надо попытаться понять их.«Всё понять – значит, всё простить»
Каждый человек хочет быть оцененным и поэтому нужноискренне и честно высказывать своё одобрение тем людям, которые этогозаслуживают.
Быть приветливым, улыбчивымчеловеком, искренне интересоваться людьми. Стараться запоминать и называтьлюдей по именам. Помнить, что имя человека – это самый сладостный для него звукна любом языке. Быть хорошим слушателем. Поощрять других говорить о себе. Т. к.любого человека сложно заставить изменить своё мнение, то спор ни к чему неприведёт, поэтому лучше не спорить. А проявлять уважение к мнению вашегособеседника.
Все конфликтыклассифицируются в зависимости от зон разногласия:
1) личностный
2) межличностный
3) межгрупповой
4) конфликт принадлежности
5) конфликт с внешней средой
Любой конфликт имеет тристадии протекания:
1) предконфликтная ситуация
2) непосредственно конфликт
3) стадия разрешения конфликта
Важным является первая стадият. к. при правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвратитьвозникающий конфликт.
Вторая стадия характеризуетсяналичием инцидента, действия направленного на изменения поведения соперников.Делятся на две группы: 1) действия соперников в конфликте, носящие открытыйхарактер. 2) скрытые действия соперников.
По своему внутреннемусодержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
Схема развития социального конфликта.
Предконфликтная ситуация непосредствен- стадия разрешения
но конфликт конфликта/> /> /> /> /> /> />
Конфликтная ситуация />/>/>/>/>
Проблемная ситуация />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Ложные конфликтные ситуации />/>/>/>/>
Результаты конфликта
Конфликтная ситуация
фрустрация
Ситуация блокирования
отступление отступление
2я попытка
попы достиже
ткадо ния це иден конфликт
стиже ли тифе ныевзаи
нияце каци модейств
ли я ия
Конфликтные взаимодействия
Ограниченные средстваЛидерство в коллективеСамо по себе лидерство – это проявление индивидом его способности,личностных качеств в поведении, соответствующим роли лидера. Т. е. его индивидуальныекачества должны быть выдающимеся по сравнению с качествами других. Он долженобладать многими качествами главным из которых должно быть умение оказывать налюдей влияние и склонять их к своей точке зрения. Уметь четко организоватьработу, действия и приносить пользу коллективу. Исследователь Р. Белзом утверждал, что лидеры бывают инструментальные(деловые) и эмоциональные.Дейл Корнеги дает прекрасные советы людям которые стремятся развить в себелидерские качества в своей книге под названием “Как завоёвывать друзей иоказывать влияние на людей”. В этой же книге в части четвертой он описывает 9правил соблюдение которых позволяет воздействовать на людей не оскорбляя и невызывая у них чувство обиды а это очень важно уметь руководящим работникам.Соблюдение всех этих правил, а так же умение оказывать влияния на других людей,оградит от проблем регуляции межличностных отношений, которые возникают толькоот неумения общаться с людьми.
Список использованной литературы:
1) Нейл Смелзер Социология 1994г.
2) Дейл Карнеги “Как завоёвыватьдрузей и оказывать влияние на людей”.
3) М. С. Комаров Введение всоциологию.
4) С. С. Фролов Социология. Учебникдля вузов.