Социология (методические указания к курсу) Содержание: Тема 1. Социология как наука Тема 2. Из истории социологии Тема 3. Социология труда Тема 4. Социология молодежи и образования Тема 5. Этносоциология Тема 6. Социология общественного мнения Тема 7. Эмпирические социологические исследования Тема 1.
Социология как наука Занятие 1. Предмет социологии 1. Определение понятия социологии как науки. Социология и обществознание. 2. Социология и социологическое знание. Уровни социологического знания. 3. Законы, категории, функции и методы социологии. Социология (от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) наука о закономерностях становления,
функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология – наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические
исследования. Социальные законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами. Социологические категории – наиболее общие понятия социологии, обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии (от греч путь к чему-либо) – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.
Функция (от лат исполнение, совершение) – роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп. В своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий, методов и функций. Темы рефератов и докладов. Исторические предпосылки возникновения социологии. Социологические взгляды Огюста Конта. Э. Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз делении общественного труда. Метод социологии". -М.: 1990) Учение М. Вебера об идеальных типах. П. Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как науку на основе реферирования соответствующего раздела работы П. Сорокина "Структурная социология" (по книге:
П. А. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество-М.: Политиздат, 1992. -С. 156-175) . Что изучает современная социология. Социология в системе обществознания. Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя. Литература. 1. Гуров Ю. С. Основы социологии. Конспект лекций Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996, –
С. 5-20. В список в основном включена только та литература, которая имеется в г. Чебоксары. 2. Зооровский Г. Е. и др. Введение в социологию. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. -С. 9-70. Кравченко А. И. Введение в социологию. -М.: Новая школа, 1995 С. 5-4. Краткий словарь основных социологических понятий. \Социология.
Практикум-М.: Социально-политический журнал, 1993 С. 133-5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -М.: Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции, 1995. -С. 5-6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч. -М.: Знание, 1994. Ч. 1. -С. 5-7. Радугин А. А. и др.
Социология. Курс лекций. -М.: Владос, 1995. -С. 4-8. Смелзер Н. Социология. -М.: Феникс, 1994-С. 14-9. Социология. -М.: Знание, 1995. -С. 4-10. Социология. Наука об обществе. -Харьков: ХГУ, 1996. -С. 9-11. Социология – студенту в вопросах и ответах. -М.: Изд-во
Москов. уе-та, 1992. -С. 7-12. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии -М.: Знание, 13 Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс. М.: Прометей, 1994. -С. 8-14. Фролов С. С. Социология. Изд-во 2-е. М.: Логос, 1996. -С. 19-15. Энциклопедический социологический словарь. -М.: ИСПИ. Дополнительная литература. 1. Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс, 2. Политологический словарь М.: Высшая школа. 3. Политология. Энциклопедический словарь. -М.: Изд-во, 1993. Занятие 2. Социология общества и личности Социальные институты 1. Общество как система. Социальная структура.
Социологическая характеристика современного российского общества. 2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект общественных отношений. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности. Социальная система (система от греч. -составленное из частей, соединение) – определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
Сфера (от греч шар) – область, пределы распространения чего-либо; общественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы жизнедеятельности общества Вы знаете? Социальная структура (от лат строение) – совокупность взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь – понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов)
по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в студенческой группе. Студенческая группа относится к малым группам. Малая группа – такая социальная группа, между всеми членами которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие социальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и т.д.) Между социальными группами устанавливаются социальные отношения – отношения между группами людей, занимающими
разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления. Кроме общества и его составных частей, социология изучает также социальные институты. Социальный институт (институт от лат установление, учреждение) – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Перечислите социальные институты. Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В каком аспекте философия, психология и другие науки исследуют человека? Темы рефератов и докладов Современные проблемы развития общества и личности. Общество и место личности специалиста и руководителя в нем. Смысл жизни в зеркале социологии. Социология и общество: пути и цели использования социологических
знаний. Место и роль социальных институтов в жизни общества. Современная Россия: переходное общество. Социальный кризис в современной России и пути его разрешения. Социальные конфликты в современной России. Литература 1. Гуров Ю. С. Основы социологии -С. 21-33. 2. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. –
С. 120-148,178-198. 3. Кравченко А. И. Введение в социологию -С. 16-31,56-139. 4. ЛавриенкоВ. Н. идр. Основы социологических знаний – С. 99-113,158-167,188-196. 5. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 41-50,61-129. 6. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 65-134;Ч. 2-С. 47-93. 7. Смелзер
Н. Социология – С. 70-167,273-303. 8. Социология -М.: Знание, 1995. -С. 141-199,226-263. 9. Социология: Наука об обществе. -С. 198-489. 10. Социология – студенту в вопросах и ответах. -С. 33-37,42-46,53-55. 11. Тощенко Ж. Т. Социология. -С. 107-134,227-240. 12. Фролов С. С. Социология -С.
129-344. 13. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 14. Энциклопедический социологический словарь. Тема 2. Из истории социологии 1. Этапы развития социальной мысли: а) Становление статистики (Политическая арифметика В. Петти. Университетская статистика А. Конринга и социальная статистика
А. Кетле) . б) Становление социологии: Социология Маркса. Социология О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. 2. Современная социология: а) Позитивистская социология. Социология структурно-функционального анализа. б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология". в) Русская классическая социология Тематика рефератов и докладов О. Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида. Органическая социология Г. Спенсера Субъективна социология П. Л. Лаврова Социологические взгляды П. А. Кропоткина Теория социокультурной динамики П. Сорокина Марксизм и современная социологическая мысль
Психоаналитическая ориентация социальных идей З. Фрейда. Литература 1. Антология русской классической социологии. Тексты. -М.: Изд-во Москов. ун-та, 1995. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: "Прогресс-Универс", 1993. 3. Вебер М. Избранные произведения. –
М.: Политиздат, 1990. 4. Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1990. 5. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 71-119. 6. Конт О.//Мир философии. В 2-х ч. -М.: Политиздат, 1991. ч. 1. -С. 57-64;ч. 2. -С. 153. 7. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие.
М.: Московский лицей, 1996. -С. 203-208,316-327. 8. Лавриенко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 22-98. 9. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 33-64. 10. Петти В. У. Трактат о налогах и сборах.// Антология экономической классики. В 2-х т. -М.: Экономключ, 1993. Т. 1. -С. 5-78. 11.
Петти У./В/. Экономические и статистические работы. -М 1940 12. Плашко Б. Г. и др. История статистики. -М.: Финансы и статистика, 1990. -С. 7-39. 13. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 13-40. 14. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. 15.
Социология. -М.: Знание, 1995. С. 25-140. 16. Социология – студенту в вопросах и ответах. -С. 23-32. 17. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 18. Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн Тбилиси: Мерани, 1991. 19. Фролов С. С. Социология. -С. 9-18. 20. Энциклопедический словарь. Тема 3. Социология труда 1. Становление социологии труда. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, Э. Мейо, Мак-Грегор о труде. 2. Труд и типы отношений в процессе труда. 3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых организаций, трудовых конфликтов и безработицы. Труд – фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей. Социология труда изучает трудовые отношения и социальные процессы
в труде. Социология учебы в себя включает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие между ними в ходе учебы. С точки зрения марксизма существовали (существуют) следующие типы отношений в процессе труда: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы знаете? Трудовое поведение – внешнее проявление отношения к труду.
Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду. Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе. Коллектив (от лат собирательный) – организованная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами поведения.
За последнее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще употребляется категория "организация". Социальная организация (от французского – сообщаю стройный вид, устраиваю) , в узком смысле слова – социальная подсистема организации. Социальный конфликт (конфликт от лат столкновение(столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Наиболее распространенной формой социального конфликта в современной российской действительности является трудовой конфликт (в основном виде стачки, забастовки) . Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллектива (организации) , об имеющихся конфликтах в нем, а, также о путях выхода из конфликтных состояний.
В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров преподавателей, ни научно – производственной базы) . Не приведет ли та кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалистов и к возможной безработице? О социологии безработицы см. Ю. С. Гуров "Основы социологии. Конспект лекций" г.
Чебоксары, изд-во Чуваш. университета, 1996 г с. 42-56. Литература. 1. Генкин В. М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч. Ч. 1. -Спб 1994. 2. Гуров Ю. С. Основы социологии С. 42-56. 3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -М.: Юристь, 1996. 4. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. –
М.: Изд-во Москов. ун-та, 1995. 5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 177-187. 6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство.// Социс -1995- 1. -С. 146-151. 7. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 155-176. 8. Социология: Наука об обществ5е. -С. 390-414. 9. Социология труда. –
М.: Изд-во Москов. ун-та. 1993. -Разд. П 10. Тощенко Ж. Т. Социология. С. 61-73. 11. Кравченко А. И. Социология Справочное пособие. -С. 121-202. 12. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. -М.: Политиздат, 1986. 14. Энциклопедический социологический словарь. Дополнительная литература 1. Дворецкая Г. В. и др. Социология труда. -Киев: Выща школа, 1990. -С. 21-37. 2. Дикарева А. А. и др. Социология труда. -М.: Политиздат, 1989. -С. 29-34,54-58. 3. Комозин А. Н. и др. Популярная социология. –
М.: Профиздат, 1991. -С. 7-20. 4. Политология. Энциклопедический словарь. 5. Философский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1989. ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ Занятие 1. Социология молодежи 1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации. 2. Специфические проблемы студенчества.
3. Проблемы взаимодействия поколений. Занятие 2. Социология образования 1. Предмет, метод и функции образования. 2. Содержание и роль образования в жизни общества. Молодежь – социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально психологических свойств. Социология молодежи – область социологии, изучающая поведение социально – демографической группы, находящейся
на переход ной стадии (от детства к миру взрослых) , переживающей этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса. Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное положение, роль и статус. Социальные проблемы молодежи – круг проблем этой группы, переживающей период становления
социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление. Социальное движение – совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, объединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений видное место занимают молодежные движения и их организации. Организации и их лидеры бывают официальные и неофициальные. Поколение – социально-возрастная категория, номинальная группа. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти. Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы знаете? Чем неформальные организации молодежи отличаются от формальных? Кого из молодых формальных и неформальных лидеров
Вы знаете? В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете обосновать? Образование – социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования – область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами) , его учреждения (школы, вузы
и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. Расскажите, почему в современных условиях растет роль и значение образования (в том числе и высшего) ? Какова при этом роль гуманитарного образования (в том числе и социологического) ?
Какое место занимает в обществе Ваша профессия? В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам Вашего поступления в наш институт. Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме: История поколений в их преемственности и конфликтах. Современные молодежные движения. Культура досуга молодежи. Проблемы социализации молодежи в современных условиях.
Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. Молодежь в современном обществе. Молодежь России и рынок. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития. Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня и завтра. Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей". Преемственность поколений как социологическая проблема. Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве: Личностные особенности российских и американских студентов. Студенчество России на пороге ХХI в. Социальное самочувствие студенчества.
Учебная мотивация абитуриентов вуза. Инновации в ценностных ориентациях студентов. Студент – кто он? Ценностные ориентации студентов. Российское студенчество в условиях переходного периода. Поведенческая типология студенческой группы. Профессиональная направленность студентов вузов. Вузовское обществоведение глазами студентов. Социальный портрет современного российского студента.
Тематика рефератов и докладов по проблемам образования: Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и саморегуляции социума. Место и роль образования в системе социализации личности. Высшее образование как общечеловеческая ценность. Место социологии образования в системе социально-гуманитарных наук.
Западная социология образования. Проблемы отечественной социологии образования. Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера, юриста ) . Проблемы гуманизации образования. Литература: 1. Гуров Ю. С. Основы социологии с. 126-137. 2. Збровский Г. Е. и др. Введение в социологию с. 160-168. 3. Кравченко
А. И. Введение в социологию с. 46,67-79. 4. Основы социологии в 2-х ч. Ч. 27 – с. 118-132. 5. Смелзер Н. Социология с. 427-459. 6. Социология: Наука об обществе с. 376-389,541-576. 7. Социология молодежи. Учебник. Сиб.: изд-во С. -Петербург. университета, 1996 год. 8. Социология – студенты в вопросах и ответах с.
59-62,76-81. 9. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии 10. Тощенко Ж. Т. Социология с. 241-253. 11. Философский энциклопедический словарь. 12. Энциклопедический социологический словарь. ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ 1. Этносы – субъекты исторического развития. 2. Социальные проблемы национальных отношений. ЭТНОС (с греч племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание) . Этносоциология – область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывающая методологические принципы из исследования. Наряду с категорией "
ЭТНОС", мы часто встречаем категорию "НАЦИЯ". Нация (от лат народ) – тип этноса, характерный для развитого, классового (капиталистического) общества. Среди социальных отношений видное место принадлежит национальным и межнациональным отношениям. Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях вообще, в национальных регионах в особенности? В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской
Федерации? Какие проблемы, стоящие перед чувашской культурой и языком Вы можете назвать? Темы рефератов и докладов: Этносоциология как отрасль социологической науки. Возможно ли окончательное решение национального вопроса? Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп. Этнические процессы в Российской Федерации. Межнациональные конфликты: причины и следствия.
Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений. Динамика социальных изменений внутри этноса. Проблемы самоопределения народов. Национальные движения за возрождение и развитие национальной культуры. Основные направления гармонизации национальных отношений. Литература: 1. Кравченко А. И. Введение в социологию с.
48-49 2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний с. 114-130. 3. Смелзер Н. Социология – с. 324-327. 4. Социология М: Знание, 1995 г с. 259-262 5. Социология: Наука об обществе с. 431-449 6. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 7. Тощенко Ж. Т. Социология с. 135-146 8. Энцеклопедический социологический словарь. Дополнительная литература 1. Из истории Евразии [Очерк] М.: Искусство, 1993г. 2. Политология. Энциклопедический словарь с. 195-213 3. Философский энциклопедический словарь. ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения. 2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства на рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения – область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие
(характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные с развитостью демократических гарантий) мнения. Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и др. Почему в современных условиях растет роль общественного мнения? Методы изучения общественного мнения см. последующую тему. Темы рефератов и докладов: 1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей.
2. Механизм формирования и функции общественного мнения. 3. Мнение о мире и мир мнений. 4. Роль СМИ в формировании общественного мнения. 5. Сплетни как социальное явление. 6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения. 7. Каналы восприятия и распространение слухов. 8. Слухи как социальный феномен. 9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов". Литература: 1. Кравченко А. И. Введение в социологию с. 87 2. Лавриненко В. И. и др. Основы социологических знаний с. 207-215 3. Социология – студенту в вопросах и ответах с. 87-88 4. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 5. Философский энцеклопедический словарь. 6. Энциклопедический социологический словарь.
ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование 1. Что такое эмпирическое социологическое исследование. 2. Методы сбора данных (опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент и др.) Методы анализа данных. Социологическое исследование – один из видов научно-практической деятельности с целью получения новой, достоверной информации об изучаемом социальном объекте.
Различают теоретические и эмпирические социологические исследования. Последние дают возможность получить первичную информацию об объекте (статистические данные и другие количественные характеристики об объекте изучения) . В заключение дадим оценку современной социально-экономической и политической ситуации в стране и нашем регионе (согласно анкете) . Темы рефератов и докладов.
1. Прикладная социология в США. 2. Основные методы сбора социологической информации. 3. Опрос в социологическом исследовании. 4. Эксперимент в социологии. 5. Анкетирование – наиболее распространенный способ сбора первичной социальной информации. 6. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. 7. Наблюдение – важный способ сбора информации. 8.
Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии. 9. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании. Литература 1. Кравченко А. И. Введение в социологию- с. 10-15. 2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний с. 228-255. 3. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1. -с. 21-32. 4. Радугин А. А. идр. Социология. -с. 177-189. 5. Смелзер Н. Социология. -с. 638-648. 6. Социология. -М.: Знание, 1995. -с. 200-226. 7. Социология: Наука об обществе. -с. 649-684. 8. Социология – студенту в вопросах и ответах. -с. 89-98. 9. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии.
10. Тощенко Ж. Т. Социология. -с. 41-60. 11. Философский энциклопедический словарь. 12. Энциклопедический социологический словарь.