Реферат
Социология ПитиримаСорокина: русский период деятельности
Введение
Сорокин ПитиримАлександрович один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателейамериканской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США.Американский социолог русского происхождения.
Питирим Сорокин развивалсоциологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую наукуоб обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования,цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен вобществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества какединого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциологиявыступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные наукии обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсацииобщества.
Его теориясуществования суперсистем культуры – одна из наиболее оригинальныхкультурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческуюдействительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркиваясвоеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание нетолько на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые инеизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяетсодержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в своюочередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
Основныетруды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину:(многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913),«Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни»,«Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика исоциальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социологияреволюции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурнаядинамика» (1937–1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика;система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948),«Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950),«Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм – мояфилософия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция СоединённыхШтатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография»(1963).
СорокинПитирим Александрович (1889–1968). Российский и американский социолог. Родилсяв России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889–1904 гг.).Мать была коми, отец – русский. До приезде в Санкт-Петербург П. Сорокин систематическогосреднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен всвязи с арестом. В годы Первой русской революции (1905–1906 гг.) втянулсяв революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царскойтюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь онокончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г.,то есть уже в 20-летнем возрасте) сдал экзамены за гиназический курс. В 1909 г.поступил в Психоневрологический институт в С.-Петербурге, где проучился одингод. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридическийфакультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса,опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913).Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидностьэмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционнойдеятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.
В 1917 г.,после Февральской революции, социология в России приобрела характер официальнопризнанной научной дисциплины. П. Сорокин в 1919–1922 гг. былруководителем межфакультетской кафедры, затем – отделения социологииПетроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революциина стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозициюбольшевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела.В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридическогофакультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовнойсоциологии». В сентябре 1922 г. П. Сорокин с группой других ученых,не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан изСоветской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен длячтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса иВисконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора вМиннесотском университете.
1. Что такое социология и что она изучает
Социология представляет науку, которая изучает жизнь идеятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такойсовместной деятельности, – таково общее определение социологии.
Социология изучает жизнь и деятельность людей.
Наблюдая свою собственную жизнь и жизнь других людей, мы видим,что она состоит в непрестанной деятельности. Мы постоянно действуем, постоянночто-то делаем. То мы делаем одну работу, то другую; то отдыхаем, то трудимся;временами мы смеемся, временами плачем; временами помогаем и любим кого-нибудь,иногда – враждуем и ненавидим. Каждый человек с момента своего рождениянепрестанно действует. Одни из его действий сознательны, другие – бессознательны;одни поступки обдуманы, другие – нет; одни хороши, другие – плохи. Но покачеловек живет, – он действует. Только в часы сна напряжение этого действияослабевает. Только в эти часы шумное море человеческих действий затихает навремя. В остальные же часы человеческие поступки похожи на бурный истремительный водопад, кипящий, бурлящий, бьющий ключом. В таком непрестанномдействии и состоит человеческая жизнь. Рядом с этим мы видим и другое. Видим,что поступки или действия разных людей не одинаковы. Крестьянин большуючасть жизни трудится над землей; рабочий – на фабрике; чиновник – в канцелярии;купец – в магазине. Одни люди властвуют и правят, другие – подчиняются. Однибогаты, другие – бедны. Одни живут хорошо, ведут себя честно, другие совершаютпреступления и попадают в тюрьму.
Вот и встает вопрос: почему же деятельность людей такова, а неиная? Почему у одних жизнь сложилась. одним образом, у других – иначе? Почемуони действуют не одинаково? Вместе с этим мы знаем, что не только отдельныелюди, но и целые группы людей, целые народы по своей жизни и истории отличаютсядруг от друга. Английский народ не похож на русский, оба отличны от японцев ит.д. Характер, образ жизни, религия, язык, нравы, обычаи этих народов отличны другот друга.
Несходны также их история и исторические судьбы. И здесь сновавстает тот же вопрос: чем объяснить это различие? Почему жизнь англичансложилась одним образом, а жизнь китайцев – другим?
Социология и ставит своей главной и конечной задачей объяснитьжизнь, поведение и судьбу отдельных людей и целых народов.
Но ясно, что эта задача очень трудная. Для того, чтобы решить ее,нужно изучить ряд других вопросов, которые связаны с этой главной загадкой.Чтобы уметь считать миллионы, нужно предварительно знать, как складываются,вычитаются, умножаются и делятся единицы, десятки, сотни и тысячи. То же и тут.
Первым из них является строение человеческого организма и егосвойства. Движения всякой машины ближайшим образом определяются еестроением. Самовар не может вертеться и шить материю, швейная машина не можеткипятить воду, а веялка не может тащить вагоны, потому что так действовать непозволяет им их строение. Корова не может быстро бегать, свинья – доить молоко,а лошадь – летать, потому что их строение не даетим возможности такпоступать. То же применимо и к человеку. Его действия и поступки ближайшимобразом зависят от его анатомического строения. Если бы у нас было иноеустройство гортани, мы не могли бы говорить; если бы у нас не было таких членов,как руки и ноги, мы не могли бы двигаться и делать тысячи постоянно выполняемыхнами тонких и сложных движений. Если бы у нас не было мозга или развитойнервной системы, мы не могли бы мыслить. Если бы наши пищеварительные ипитательные органы были устроены так, как они устроены у коровы или овцы, тогдамы могли бы питаться травой и пастись подобно этим животным. Но они устроены унас иначе, потому и пища иная и добывать ее мы должны иным способом.
Значит, чтобы понять поведение людей и характер их деятельности,мы должны знать анатомическое строение человеческого организма и его жизненные(физиологические) свойства. Эти знания дают нам науки о жизни, в частностианатомия и физиология человека. Социология берет их готовыми у этих наук.Отсюда следует, что успешное усвоение социологии требует хотя бы элементарногознакомства с этими науками.
Если бы, однако, поведение или деятельность людей зависели иобъяснялись только их анатомическим и физиологическим строением, то делообстояло бы сравнительно просто. Тогда не нужно было бы и социологии. Анатомияи физиология человека тогда нам объяснили бы все.
Но дело обстоит иначе. Ежедневное наблюдение показывает нам, чтолюди, имеющие более или менее одинаковое строение, ведут себя самым различнымобразом. Бедняк по своему строению не больше отличается от богача, чем отбедняка. Между тем, жизнь и деятельность богача и бедняка совершенно различны.Один и тот же человек, не меняющий своего строения, иногда в течение одного,двух месяцев или годов резко меняет свое поведение. Сегодня он – царь, окруженпочетом, все перед ним преклоняются; все ему подвластно. Завтра – он ничто,пленник, который не может выйти из своего дома, которого никто не слушает,которым командует первый приставленный к нему солдат или стражник. Такова,например, была судьба Николая Романова. И обратно. Сколько мы видим людей,которые в короткое время из бедняков делались богачами, из незаметных лиц – героями,из подчиненных – начальством. Вместе с изменением их положения изменялась и всяих жизнь, все их поведение. Их анатомо-физиологическое строение оставалось темже самым, а поведение и жизнь коренным образом менялись. Такие факты наблюдаети знает каждый. Значит строение человека не объясняет еще его поведения. В чемже дело?
Зависимость поведения человекаот других людей. Дело в том, что жизнь и судьба человека зависит не толькоот него самого, но и от других людей. В поговорке: «каждый человек кузнецсвоего счастья» – только половина истины, а не вся. Если бы люди жилиуединенно, одиночками, если бы они не встречались друг с другом, если бы онипохожи были на Робинзона, попавшего на необитаемый остров, тогда, быть может,дело и обстояло бы так. Но мы знаем, что люди жили и живут не уединенно, а всреде других людей. Дома их построены рядом. Скопления таких домов образуютдеревни, села, города. В последних на небольшом клочке земли бок о бок живутцелые тысячи, сотни тысяч и миллионы людей. Иными словами, люди живут неуединенно, а в обществе себе подобных, ведут они не одиночную, а общественную жизнь.Постоянно встречаются друг с другом, разговаривают, совместно работают.Совместно веселятся или горюют, борются или помогают друг другу и т.д.
При такой общественной жизни поведение и деятельность человеказависят не только от него самого, но и от других людей.
Мы влияем на жизнь и судьбу других людей, и другие люди влияют нанас самих. Не все зависит от нашей воли и желаний, но многое зависит и от волидругих. Часто мы ставим себе определенную цель и думаем ее достигнуть, новмешиваются люди, встают «поперек нашей дороги», препятствуют нам, и наша цельоказывается неосуществленной. Иногда бывает и наоборот: то, что не под силу намодним, оказывается возможным и осуществимым благодаря помощи других людей. Одинкрестьянин не может купить много товару и не может бороться с купцом, но многокрестьян, соединившись в одно кооперативное общество, эту задачу решаютуспешно. Один человек не может построить громадный дворец, но много людейсовместными силами строят громаднейшие дворцы, огромные города, прорывают туннели,засыпают реки и т.д.
Но влияние людей друг на друга такими фактами не исчерпывается.Оно гораздо больше и глубже. Поясним, в чем дело. Каждый человек, с моментасвоего рождения, оказывается в среде других людей. С этого же моментаначинается их влияние на каждого из родившихся. Вольно или невольно,сознательно или бессознательно, они начинают формировать вновь появившегосячеловека по своему образу и подобию. Каковы будут окружающие ребенка люди,таковым становится и он сам. Язык, на котором будет говорить этот ребенок,будет языком тех, кто его окружает. Родившийся в среде русскоговорящих людей,будет говорить по-русски, в среде немецко-говорящих – по-немецки. Религия,которую он будет исповедовать, будет религией тех, кто его окружает. Детиправославных становятся обычно православными, католиков – католиками, евреевевреями. Взгляды и убеждения ребенка определяются опять-таки взглядами иубеждениями окружающих людей. Он будет считать злом то, что считают злом егоокружающие, добром-то, что называют добром последние. Его одежда, его манеры,образ жизни, занятия, нравы, привычки будут такими, какими привьют их емуокружающие. Манеры «барчука» – одни, крестьянского ребенка – другие. Занятияпервого одни, второго – другие.
От окружающих же людей будет зависеть и дальнейшее образованиехарактера и склонностей молодого мальчика. Его семья определяет, чем он будет:поступить ли в школу или нет. Если поступить, то в какую. Школа, учитель исотоварищи ребенка продолжают дальнейшую его переделку. От первых в значительноймере будет зависеть: что будет знать ребенок, какие черты в нем будутвоспитываться, к чему он будет готовиться. Дети англичан получают в школе однообразование и воспитание, дети турок – другое. Дети русских – третье, детидикарей не учатся совсем и выходят невеждами.
Если различна эта среда людей, окружающих и влияющих на ребенка, –различными будут и дети, различные люди из них и вырастут. И действительно,англичанин не похож на русского, тот и другой на индуса, все три – на самоеда.И язык, и религия, и нравы, и вкусы, и понятия о добре и зле, и весь образжизни у них – несходны. Какова окружающая ребенка, а затем взрослого,человеческая среда, такими выходят и люди. Если она хороша, то хорошимстановится и выпускаемый ею на житейский базар человеческий товар. Если онапохуже – неважными оказываются и бывшие у нее в переделке люди. Сказанноеобъясняет, что влияние других людей на нас огромное, решающее. Мы мыслим,чувствуем, живем, веруем, любим, ненавидим, делаем то и так, что и как «привили»нам окружающие и окружавшие нас сочеловеки. Каждый родившийся (кроме детейсовершенно больных, калек, уродов и т.п.) похож на мягкий воск; что из этоговоска получится – «богу ли свечка или черту кочерга», православный или язычник,земледелец-хлебороб или чиновник, монархист или социалист, образованный илиневежда, «работяга» или «лентяй», русский или американец, честный илипреступник, – все это зависит от того, каковы были окружающие человека люди,какие убеждения, верования, нравы они ему «привили», как его «формировали», каквоспитывали. Дети преступников обычно становятся преступниками, русских – русскими,магометан – магометанами, крестьян – хлеборобами, чиновников – чиновниками,социалистов – социалистами, монархистов – монархистами и т.п.
Таким образом, жизнь и деятельность каждого человека, весь егохарактер, весь его умственно-нравственный уклад коренным образом определяетсядругими людьми, тем «обществом», которое его окружало и окружает (семья,товарищи, школа, земляки и все люди, с которыми он встречался в жизни) с первыхдней рождения и в течение всей жизни.
Теперь легко понять, почему одно анатомо-физиологическое строениечеловека не может объяснить’ жизни и деятельности людей. Мы видим, что наряду сэтим строением приходится учитывать и характер того общества, в среде которогородится и живет человек.
Таково второе основное условие, необходимое для пониманияповедения и жизни как отдельных лиц, так и целых народов. Вот это-то условие иявляется важнейшим предметом изучения социологии. Жизнь и деятельность любогочеловека мы не можем понять, не изучивши жизни и деятельности других людей, ихвзаимных влияний, их взаимоотношений, их совместного существования.
Вот почему социологии приходится изучать жизнь и деятельность неотдельного, одиноко живущего человека, а жизнь и деятельность многихсовместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияниена поведение друг друга. Без такого изучения мы не можем понять ни жизни,ни поведения отдельного человека.
Явление, когда люди взаимно влияют на поведение друг друга, будемдля краткости называть взаимодействием (взаимнымдействием). Так, если А ударил В и, благодаря этому, В ответилударом, то между А и В, согласно сказанному, существует взаимодействие:без влияния (поступка) Л, В не ударил бы его. Если А готов дать В фунтсахару за то, что В дает ему пять фунтов муки, то мы опять скажем: Аи В взаимодействуют; их поступки взаимно обусловлены. Если при видесвоего ребенка мать бросилась к нему и стала его целовать, мы опять должнысказать, что ребенок и мать находятся в состоянии взаимодействия, ибо не будьребенка, – мать не стала бы целовать и ласкать его.
Взаимодействие людей существует всюду, где один или одни людивлияют на поведение других или другого; и обратно, взаимодействия нет, еслиповедение одного или одних людей не зависит от поведения другого или других.
Всякая совокупность совместно живущих людей, которые влияют другна друга или взаимодействуют друг с другом, называется социальной группой илиобществом. Их совместная жизнь называется общественной жизнью. Их взаимныеотношения – общественными или социальными отношениями. И общество, иобщественную жизнь, и общественные отношения будем называть социальнымиявлениями.
Изучение общества (населения), общественной жизни и общественныхотношений и является фактически главной задачей социологии. Изучив их, мымногое поймем в жизни и поведении каждого отдельного человека. И обратно, незная ничего об обществе и общественной жизни, мы не сумеем объяснить и жизньотдельных людей.
Теперь легко понять и само слово «социология». Оно означает впереводе на наш язык – «слово об обществе». В нашей науке человекрассматривается не как уединенно живущее существо, а как «сообщественник»,живущий в среде других людей и взаимодействующий с ними, т.е. влияющий наповедение других и, в свою очередь, обусловливаемый в своем поведении другимилюдьми. Таким образом мы пришли к следующим выводам.
Конечной и главной задачей социологии является понимание поведенияи деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как поведение исудьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этойзадачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество,общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека некак одинокое существо, а как «сообщественника», socius’a, живущего в среде себеподобных.
2. Основныеотделы социологии
Как и с какой точки зрения следует изучать общество, общественнуюжизнь и общественные отношения?
Подобно другим наукам социология рассматривает их с следующихточек зрения.
Она изучает, во-первых, строение и состав общества илинаселения. Для познания любой сложной машины нужно познакомиться с еечастями и с тем, как эти части сложены. То же применимо и к любому обществу илинаселению. Важно знать, из каких людей оно составлено, сколько их и на какиеслои или классы население распадается. Изучение строения населения составитпервую часть социологии.
Во-вторых, она изучает главные формы совместной человеческойдеятельности и поведения, иными словами – характер взаимоотношения людей исоциальные процессы. Ниже мы увидим, что поведение людей не случайно, азакономерно. Оно определяется рядом сил и условий, которые побуждают людейделать одно и не делать другое. В этой части социология исследует те силы,которые определяют собой наше поведение и ход общественно-исторических событий.Для познания любой машины важно знать не только ее строение, но и то, как этамашина работает, какова она в действии и какие силы толкают ее на работу. Еслимы не будем знать, как работает паровоз, если нам будет неизвестно, что этамашина приводится в действие паром, то наше знание паровоза будет неполным. Тоже применимо и к обществу. Мало знать, из каких людей оно составляется; малознать, на какие слои оно распадается; важно еще знать, как внутри общества людиведут себя, какие взаимоотношения существуют между ними, как из поступковотдельных людей создаются огромные общественно-исторические процессы и какиесилы управляют поведением человека, а тем самым и общественными движениями. Такимпутем мы познаем жизнь общественной группы. Изучение общественных сил ипроцессов составит вторую часть социологии.
В-третьих, социология изучает общество с точки зрения егоразвития. В мире все изменяется с ходом времени.Зерно становится растением, растение созревает, живет и умирает. Дитястановится юношей, юноша взрослым, взрослый стариком. Одни нравы и обычаисменяются другими, другие – третьими. Тысячу лет тому назад люди жили не так,как живут теперь, через сотни лет они будут жить иначе, чем живут в наше время.Для того чтобы хорошо знать любую вещь, важно знать не только ее строение, еедействия или движения, но и то, как эта вещь возникла, как она изменялась, какона развивалась. То же применимо и к обществу. Для полного понимания обществаважно знать не только его строение и жизнь, но и его историю: как оно возникло,как изменялось, как развивалось. Только в этом случае наше знание общества иобщественной жизни будет полным. Изучение развития общественной жизнисоставит третью часть социологии.
Таким образом, социология изучает общество с трех главных точекзрения; с точки зрения: 1) его строения и состава, 2) с точки зренияданных в нем. процессов или его жизнедеятельности; 3) с точки зренияпроисхождения и развития общества и общественной жизни. Строение, жизнь,происхождение и развитие общества – таковы основные задачи изучения социологии.Согласно со сказанным выше, познание этих фактов является тем самым познаниемжизни, поведения и деятельности отдельных людей.
3. Структурасоциологического знания
Всясоциология делится им на теоретическую и практическую. Теоретическая социологияраспадается на 3 основных отдела:
1) «…насоциальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строениенаселения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающуюстроение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающуюстроение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинациипростейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учениео социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых,изучаемых … с точки зрения их строения»;
2) «…насоциальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Онаделится на 3 части:
«…1 часть:учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов…
2 часть…ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данногонаселения… здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные всреде любой социальной группы…
3часть…изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с моментаее появления и до момента ее смерти…
Эти тричасти «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение осоциальных процессах».
3)»… насоциальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных еесторон, исследующую законы развития последних явлений» «…ее можно иначе назватьтеорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса).
Практическаясоциология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобноприкладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точныесредства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформво всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психическойэнергии».
4. Социологический анализ
Основа социологического анализа – социальное поведение, социальноевзаимодействие. Взаимодействие возможно: 1. при наличии 2-х или болееиндивидов; 2. наличие актов, через которые происходят взаимные переживания ипоступки. Акты представляют собой реализацию психической энергии и являются, втоже время, раздражителями. Акты – раздражители делятся на актытерпения-воздержания, продолжительного и мгновенного действия, интенсивные-слабые,сознательные-бессознательные; 3. наличие проводников (передача реакции отодного индивида к другому через язык, письменность). Соединение этих 3-хфакторов образует социальную систему. Особое внимание он акцентирует на ролипотребностей как мотива поведения.
Сорокин классифицирует взаимодействие по различным основаниям. В зависимостиот первого структурного компонента взаимодействие делится на:взаимодействие между 2-мя индивидами; между одним и многими; между многими имногими. В зависимости от природы акта взаимодействия между:односторонними и двусторонними; длительными и временными; антагонистическим исолидарным; шаблонным и нешаблонным; сознательным и бессознательным. В зависимостиот проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т.д.
Связь между структурными компонентами взаимодействия образует коллективноеединство – однорасовые, однополые, одновозрастные единства, пассивные иактивные, связанные звуками. Он выделял 3 уровня взаимодействия:
1. Межиндивидуальные отношения;
2. Комбинация элементарным групп;
3. Отношения между кумулятивными группами (классы, нации, элита).
Индивид оказывается членом множества групп, которые могут быть закрытыми,открытыми и полузакрытыми. Общество не может существовать без неравенства.Равенство это миф.
Заключение
Сорокин нетолько надолго сохранит это видение структуры социологического знания, но такжеиспользует многие версии и наметки двухтомника «Системы социологии» в своихработах американского периода. Интересен в этом смысле комментарий В.В. Сапова:«Система социологии» по замыслу автора должна была состоять «по меньшей мере»,из восьми томов, из них опубликованы два тома». Структура социологическогознания, в книге, безусловно, есть, но вот структуру труда, состоящего из 8томов, с распределением информационных блоков по каждому тому, здесь неимеется. Если следовать логике Сорокина, который посвятил «первых тома двумподотделам социальной аналитики, то можно предположить, что на социальнуюмеханику предполагалось написать 3 тома (по каждой из перечисленных вышечастей), на социальную генетику, видимо, отводилось 2 тома, потому как кругподнимаемых вопросов, которые призвана решать, по Сорокину, социальнаягенетика, очень широк, а этого автора отличает подробное и обстоятельноеизложение материала и 8 том, вероятно, планировался для изложения «рецептов»«социальной политики». Подтверждения этой моей гипотезе найти не удалось.
Интерес представляют дальнейшие выводы В.В. Сапова: «Основныеидеи третьего тома «Системы социологии» изложены П.А. Сорокиным в«Общедоступном учебнике социологии». Как сильно «разросшиеся» части третьеготома можно рассматривать книги Сорокина «Голод как фактор» (Пг., 1921 г.,сохранилось 17 печатных листов этого уничтоженного советской цензурой труда) и«The Sociology of Revolution» (1925). И еще две книги можно рассматривать как продолжение«Системы социологии»: «Social Mobility» (1927), и «Contemporery Sociological Theory» (1928), и, тем не менее, задуманный Сорокиным грандиозный«синтез» не был завершен. В конце 20-х годов произошла идейная переориентацияСорокина. Свои прежние воззрения он отнес теперь к умеренной форме «русскогобихевиоризма» (Russion Sociology in 20 Century, 1927). Это и явилось основной причиной, в силу которой «Системасоциологии» в целом не была завершена».
Списокиспользуемой литературы
1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993.
2. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии. //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №4.
3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьиразных лет. М., 1994.