Соционика: Дуальная природа человека

Дуальная природа человека Природа эротических чувств В чем причина эротической любви? Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа. Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, писал Фейербах, только в паре он обретает гармоничную целостность". "
Истинная сущность любви состоит в том, читаем у Гегеля, чтобы отказаться от осознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою". Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть самим собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и однако остаются двумя".
Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир". Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело по две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я.
Почему это бывает только у любящих, только у близких людей не ясно; психологам и физиологам еще предстоит разрешить эту загадку". Что дает человеку психическое дополнение Отношения между типами, когда второй имеет нужные дополняющие качества, называем отношением дополнения, сам процесс дополнения дуализацией. Человек без дополнения, то есть недуализированный неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Чувствует, что его "не понимают", но кто в этом повинен он сам, "трудное детство", супруг или общество не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты, возникают противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в себе и своих отношениях. Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не
только поведение в браке, но и в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, равным образом и то, каким образом подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным "отборочным" механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящих партнеров и привлекает подходящего. Отношение дополнения дает и полную сексуальную совместимость.
Но таких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки характера уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых-друзей, и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся.
Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый ожидает от супруга не чего-то иного, а именно полного психического дополнения и уравновешивания психики. Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как "самого человечного человека". Самого гуманного, мягкого, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и что, возможно, еще важнее сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым, Недуализированный человек постоянно, в проявлении любой активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называют отдыхом, нужно не столько для восстановления сил,
сколько для восстановления психического равновесия. Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и потому не ищут ее. В период предбрачной дружбы довольно-таки часто проявляется склонность искать не дуализации со спокойным духовным комфортом, а "великой самоотверженности". И страданий. Бытует уверенность что чувство любви должно сопровождаться духовными страданиями.
Но это верно только для тех случаев, когда влюбленные не дополняют друг друга. Дуализация повышает самоуважение человека Благодаря ей постоянно осознаются и собственная полезность другим людям, и собственное место обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой. На дополняющего не смотрят как на недосягаемого принца, рядом с ним сами становятся королями.
У каждого бывает кислое настроение, проявляющееся в какой-то ворчливости. Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град упреков. Часто именно ворчание та скорма общения, которая отличается самой большой непосредственностью, когда оба все понимают с полу слова. Когда за минимально короткое время нар перу передастся самая обширная информация и том, что происходит в объективном мире, и самое главное о своем замешательстве, неопределенности отношения к этому происходящему. Ворчливость лишь обращенная к партнеру полуосознанная просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать не умеет. Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициатив другого. У дуалов такие конфликты невозможны, действуют они слаженно, этой слаженностью
активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть се в первые руки. Попеременная активность не оставляет обойденных вниманием звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на то исполнение время. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно ценных и редких способностей, умений. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет таких возможностей, потому что нет слов, которыми можно обидеть другого. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы на первый план выдвигает, какой мимикой свои объяснения сопровождает. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто.
Если это супружеская пара, они как бы сращиваются в одно общее Я. Таким партнерам не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми. Никогда злобными и агрессивными. При любой совместной активности такие люди удачно друг друга оттеняют. Проявляются эта тождественность и дополняемость при любой совместной активности. Особенно явно это заметно в начале нового рабочего дня, когда слова и жесты (одного служат как бы ключом зажигания другого. А также при сексуальных играх. По этому вопросу психологи Н. и А. Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений" пишут: " для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и реактивность организма, психодинамические характеристики поведения вследствие
этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле этого слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности " Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, не склонен менять их па что-либо другое. При отношении дополнения из сексуально холодных людей и фригидных женщин супруги долго остаются сексуально активными. Сексуальное поведение разных типов очень различается.
Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополняющими. Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад диады сенсорно-этического экстраверта (Наполеон ) и сенсорно-этического интроверта (Дюма). Эти два противоположных сенсорика диктуют своим партнерам и противоположное сенсорное поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта (Дюма-Дон Кихот) "любят" кожей всей ее поверхностью.
Здесь нет резких движений, партнеры как бы тают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта (Наполеон-Бальзак), наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку другому человеку подают и то лишь по собственн