Содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью

Сущность и содержание управления инновационной
деятельностью

В
мировой экономической литературе “инновация” интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В
литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку
содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки,
как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла
(выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения
и т. п.

Различные
ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман. Э.
Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпстер, Э. Роджерс и др.), трактуют это
понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б.
Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея
приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это
совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий,
приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и
оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой
общественно-технико-экономический процесс, который через практическое
использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам
изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую
выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И.
Шумпстер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию
производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во
внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического
развития [5, с. 6-7].

Инновация
как экономическая категория является объектом воздействия со стороны
хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процесс
создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения,
возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом
возникновения этих отношений является рынок.

Воздействие
хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных
приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия
образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный
менеджмент.

Инновационный
менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и
отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Субъектом
управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа
работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые
посредством различных приемов и способов управленческого воздействия
осуществляй направленное функционирование объекта управления.

Объектом
управления в инновационном менеджменте инновации (новые продукты и операции),
инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка
инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей) [6, c. 175-176].

Как
и для другой области менеджмента, для управления инновациями характерно
следующее:

постановка
цели и выбор стратегии;

четыре
стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение,
руководство.

Схематично
инновационный менеджмент представлен на Рисунке.

На
каждой стадии цикла решаются определенные задачи:

Планирование
– составление плана реализации стратегии.

Определение
условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации
различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками,
организация работы.

Исполнение
– осуществление исследований и разработок, реализация плана.

Руководство
– контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка
эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений,
применение новшеств [5, с.17-18].

Представленная
на Рисунке схема может значительно различаться в зависимости от формы
управления инновационной деятельностью.

Характеристика организационных форм управления
инновационной деятельностью

Существуют
два направления организации эффективного управления инновационным процессом:

1.
интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс,
изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по
вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при
необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной
крупномасштабной задачи;

2.
выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект
управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений,
выполняющих традиционные функции.

На
практике используются оба подхода с преобладанием одного из них.

При
этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего
научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на
перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для
решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия
для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач
высшего руководства [8, c. 156-158].

В
рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным
процессом, которые доказали свою эффективность:

советы,
комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят
предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям
инновационного процесса;

отделения
и центральные службы развития новых продуктов, которые координируют
инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития,
контролируют процесс разработки новой продукции и её внедрение;

проектно-целевые
группы, выполняющие научные исследования и разработку новой продукции от идеи
до серийного производства. Их создают в качестве самостоятельных подразделений
и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы
действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. В случае
успешного внедрения инновации такие группы зачастую становятся ядром новых
дочерних предприятий. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые
группы являются основной формой организации инновационного процесса;

отделы
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – традиционные
подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за
счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;

центры
развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения
объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными.
Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;

венчурные
структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций,
либо как самостоятельные предприятия. Они разрабатывают и внедряют
научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в
случае успеха компенсируется значительной прибылью;

специальные
инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения
инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из
которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых
заинтересовано предприятие;

аналитические
группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников
функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют
тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

Характерной
тенденцией развития инновационной деятельности является поиск предприятиями
интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых
средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием
научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла
продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий.
Поэтому кооперация между предприятиями для осуществления инновационной
деятельности часто оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная
организация. Такая кооперация возможна в рамках:

отраслевых
институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;

инновационных
центров, возникающих на базе объединения университетов и компаний, а в качестве
головной организации, как правило, выступает небольшая специализированная
фирма;

финансово-промышленных
групп (ФПГ), холдингов и других крупных объединений.

Необходимость
поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и
гибкого внедрения результатов в производство, доведение их до рынка
способствуют объединению преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка
крупными предприятиями лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или
поглощение компаний, освоивших новый продукт или технологию, привлечение мелких
высокотехнологичных предприятий в качестве поставщиков и субподрядчиков [5, с.
22-34].

Таким
образом, инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм
управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми
этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Данная
дисциплина, как уже отмечалось, является научно-практическим базисом успешной
реализации инновационной политики, как на отдельных предприятиях, так и
экономики в целом.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/

Дата добавления: 11.07.2007