Федеральное агентство по образованию
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра управления персоналом
ОВЧИННИКОВ Владимир Сергеевич
Содержание образования как средстворазвития личности и формирования её базовой культуры
Курсовая работа
студента дневного отделения группы110701
специальности «Управление персоналом»
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Селюкова В. Н.
Оценка:___________________
Белгород 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………….……………………………………….…………………..…3-4
Глава I. Теоретические основы формирования содержания общегообразования: понятие, сущность
1.1. Сущностьсодержания образования и его исторический характер………….…………………………………..…….5-8
1.2. Теории формирования содержания образования…………………………………………………..……………..8-9
1.3. Факторы, детерминирующие формирование содержанияобразования………………………………………………………………10-11
Глава IIОсновные подходы к формированию содержания общегосреднего образования
2.1. Принципыи критерии отбора содержания общегообразования………………………………………………….…12-14
2.2. Нормативные документы, регламентирующиесодержание общего среднего образования……………………………………………………14-21
Заключение………………………………………………………..……….…22-23
Список использованной литературы………………………………………..……24Введение
Образованиерассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктуробщества. Содержание образования отражает состояние общества, переход отодного его состояния к другому. В настоящее время — это переход от индустриальногообщества XXв. к постиндустриальному илиинформационному XXIв. Развитие ифункционирование образования обусловлено всеми факторами и условиямисуществования общества: экономическими, политическими, социальными, культурнымии другими.
Длятого чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихсянаучно-психологических знаний, в системе образования создается и функционируетпсихологическая служба. Работники психологической службы образования принимаютучастие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения ивоспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом. Навсем протяжении жизни ребенка он должен находиться в сфере внимания со стороныпрофессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего всреднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение запсихологическим развитием ребенка. В ходе него проходят регулярныепсиходиагностические обследования, оценивают характер и темпы психологическогоразвития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируютих реализацию.
Объектом исследованияданнойкурсовой работы является целостный педагогический процесс. Предметом исследования работы является содержание образования каксредство развития личности и формирования её базовой культуры. Цель данной работы рассмотретьсодержание образования как средство развития личности и формирования её базовойкультуры. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы формированиясодержания общего образования.
2. Рассмотреть основные подходы к формированию содержанияобщего среднего образования.
В современном обществе системаобразования представляет собой довольно сложную многоступенчатую, иерархическипостроенную структуру. На всех уровнях работники образования, кроме своихпрямых задач по обучению и воспитанию, решают и управленческие задачи поруководству педагогическими коллективами. Поэтому профессиональная подготовкапедагога, который когда-то может стать руководителем педагогическогоколлектива, предполагает получение им знаний в области психологических основуправления людьми, в частности руководства ученическим и педагогическимколлективами. В психологии обучения имеется ряд проблем, теоретическое ипрактическое значение которых оправдывает выделение и существование этойобласти знаний.
Без сомнения изучениеспецифики образования и психологии как механизма развития человека имеетпрактическое значение.
Местопсихологии в системе образования с каждым годом занимает все больше значимоеместо. Кроме штатных психологов в образовательных учреждениях, появляютсяспециальные психологические службы, которые призваны держать под контролемпроцессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения ивоспитания.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
1.1. Сущность содержания образования и егоисторический характер
Одним из основных средств развитияличности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированнойна реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержаниеобразования определяется как «совокупность систематизированных знаний,умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развитияпознавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результатеучебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это такназываемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержанияобразования.
При таком подходе в центре вниманиянаходятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного впроцессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, — важные социальныеценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеетбезусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождениючеловека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования являетсяжизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированномподходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняютсобой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научногоядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднегоученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеигуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подходк выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение вработах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада иА.В.Петровского.
Так, И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин подсодержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний,навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевогоотношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всестороннеразвитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитиюматериальной и духовной культуры общества.
Итак, при личностно-ориентированномподходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностьюявляются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подходобеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворенияобразовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности,гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности ивозможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Традиционная педагогика признавалафактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что цельюобразования выступают формирование социально значимых качеств, развитиечеловека как члена общества.
Личностно-ориентированное содержаниеобразования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей(здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальныхсвойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры(свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных,и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержанияобразования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Содержание образования имеетисторический характер, поскольку оно определяется целями и задачамиобразования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оноизменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развитиянаучного знания.
Выше отмечалось, что образование каксоциальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которыебыли необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление иуглубление знаний, рост образованности общества привели к появлениюкультурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной,человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая)определили направления в отборе содержания образования в различных культурах ицивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальныефакторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующиеклассы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания.Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневнойжизни и практической деятельности.
В эпоху Возрождения и в ХVIII — XIXвв. в связи с утверждением идейгуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляютсяпопытки их реализации. Это подтверждают Школа радости В. де Фельтре, в которойребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития;теория свободного воспитания Ж… Ж… Руссо, предлагавшего в развитии ребенкаследовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идеяИ.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человекапутем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеиявились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «новыешколы» во Франции, в Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии,связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием,естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Идеяразвития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе,имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегоднядоминирующей и определяющей содержание современного образования.
1.2. Теории формированиясодержания образования
Основные теории формированиясодержания образования сложились в конце XVIII – начале XIX в. Они получилиназвание материальной и формальной теорий формирования содержанияобразования.
Первую еще называют теориейдидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, чтоосновная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объемазнаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я.А.Коменский,много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотелразместить все знания, необходимые для учащихся.
Сторонниками материальной теорииформирования содержания образования были многие известные педагоги XIXстолетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствуетанализ содержания некоторых программ и учебников, перегруженных информациейнастолько, что учащиеся просто не в силах ее усвоить.
Формальная теория, или дидактическийформализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей ипознавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебныхпредметов должна служить развивающая ценность учебного предмета, наиболеесильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основудидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений,приобретаемых в одной области деятельности, в другую.
Сторонники дидактического формализмабыли уже в древности. К ним относился Гераклит, по мнению которого «многознаниеуму не научает». Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время теориюдидактического формализма, принципиальной основой которой была философия И.Канта, а также неогуманизм, выдвигал Песталоцци. По его мнению, главной цельюобучения должно стать усиление «правильности мышления учеников, или формальноеобразование». В Германии близкие взгляды изложил А.Дистервег в своем«Руководстве для немецких учителей» (1850).
Заслуга представителей формальнойтеории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили вниманиена необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, ихвнимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории былаобусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражалисьинструментальные предметы (языки, математика). Подобно тому как познаниефактов (предметов, явлений, событий и процессов) влияет на формированиемышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения ученикомзнаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическаязависимость не была достаточно четко осознана ни представителямиэнциклопедизма, определявшими обучение через его содержание, ни сторонникамиформализма, которые переоценивали в обучении значениесубъективно-процессуальной стороны.
Обе теории были подвергнуты глубокойнаучной критике К.Д. Ушинским. Он писал, что «формальное развитие рассудка…есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительныхреальных знаниях»[1].
Школа, по его мнению, должнаобогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этимбогатством. С К.Д.Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспеченияединства материального и формального подходов к отбору содержания образования.
1.3.Факторы, детерминирующие формирование содержания образования
Одной из ведущихдетерминант содержания образования является его цель, в которой находятконцентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования — развитие техсвойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценнуюдеятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям,умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного,гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой ифизической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для примененияв жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательныхучреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверкиистины, познания и развития прекрасного.
Человек — системадинамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессевзаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержанияобразования полноты картины можно достигнуть только в том случае, еслиличность будет представлена в ее динамике.
Динамика личности какпроцесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств икачеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно впроцессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своихпродуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем видедеятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развитияличности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной).Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержанияобразования. Более того, его можно определить, по В.С.Ледневу, как содержаниеособым образом организованной деятельности учащихся, основу которогосоставляет опыт личности.
Глава II. Основные подходы к формированию содержанияобщего среднего образования
2.1.Принципы и критерии отбора содержания общего образования
В педагогической теории нашлипризнание принципы формиpoвaния содержания общего образования, разработанныеВ. В. Краевским.
Прежде всего это принцип соответствия содержания образования во всехего элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры иличности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционнонеобходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современныйуровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможностиличностного роста.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обученияпри отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю,предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогическойреальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, внекоторого не может существовать содержание образования. Это означает, что припроектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы итехнологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с нимдействия.
Принцип структурного единства содержания образованияна разных уровнях его формирования предполагаетсогласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебныйпредмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
В последние годы в связи с переходомот знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметилисьтенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования,как гуманитаризация и фундаментализация.
Принцип гуманитаризациисодержания общего образования связан прежде всего ссозданием условий для активного творческого и практического освоенияшкольниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов,связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием,исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетныхкомпонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненногосамоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической иправовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественнойи физической культуры; культуры общения и семейных отношений.
Принципом, позволяющим преодолетьдегуманизацию общего образования, является фундаментализация его содержания. Он требует интеграции гуманитарного иестественно-научного знания, установления преемственности и междисциплинарныхсвязей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знанияи формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьниковметодами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений инавыков.
Фундаментализация содержания общегообразования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процессаобучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией иполучают возможность для творческого саморазвития.
Все компоненты содержания общегообразования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знанийневозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенныхзнаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности,которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другиеэмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Научное мировоззрение личности,являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокийуровень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе ещене обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокаявнутренняя убежденность в истинности того или иного знания. Суть убежденийзаключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать,действовать именно так, а не иначе.
Рассмотренные принципы формированиясодержания общего образования, следствием освоения которого является мировоззрениеличности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых всовременной российской средней школе:
— целостное отражение в содержанииобщего образования задач гармоничного развития личности и формирования еебазовой культуры;
— научная и практическая значимостьсодержания, включаемого в основы наук;
— соответствие сложности содержанияучебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иноговозраста;
соответствие объема содержанияучебного предмета имеющемуся времени на его изучение;
— учет международного опытапостроения содержания общего среднего образования;
— соответствие содержания общегообразования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы(Ю.К.Бабанский).
2.2.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
Принято выделять три основных уровняформирования содержания образования, представляющих собой определеннуюиерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления,уровень учебного предмета, уровень учебного материала.
Учебный план. На уровне общеготеоретического представления государственный стандарт содержания общегосреднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общегосреднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный,типовой и учебный план школы.
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основнойгосударственный нормативный документ, являющийся составной частьюгосударственного стандарта в этой области образования. Он служит основой дляразработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом дляфинансирования школы.
Базисный учебный план как частьстандарта образования для основной школы утверждается Государственной Думой, адля полной средней школы — Министерством общего и профессиональногообразования Российской Федерации.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Ониразрабатываются на основе государственного базисного учебного плана иутверждаются Министерством общего и профессионального образования РоссийскойФедерации.
Учебный план общеобразовательной среднейшколы составляется ссоблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебныхпланов школы:
собственно учебный план школы,разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана надлительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качествеучебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);
рабочий учебный план, разрабатываемыйс учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
Структура учебного плана среднейобщеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержаниеобщего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и вгосударственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный,национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образованияв стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как«Математика» и «Информатика», И частично такие области, как «Окружающий мир»,«Искусство», в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенациональногозначения.
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересыв области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации ивключает в себя в полном объеме такие образовательные области, как «Родной языки литература», «Второй язык», и частично остальные области, в большинствекоторых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальноесвоеобразие культуры.
Интересы конкретного образовательногоучреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находятотражение в школьном компоненте учебного плана.
Структура учебного плана школы взначительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативнойчастей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечиваетприобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование сцелью их базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностныеособенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализироватьпроцесс обучения.
Эти взаимодополняющие и относительноавтономные части учебного плана не являются полностью независимыми. Врезультате их пересечения в учебном плане любого общеобразовательного заведениявыделяется три основных вида учебных занятий: обязательные занятия,составляющие базовое ядро общего среднего образования; обязательные занятия повыбору учащихся; факультативные занятия (необязательные занятия по выбору).
Базисный учебный план среднейобщеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватываетследующий круг нормативов:
продолжительность обучения (в учебныхгодах) общая и по каждой из его ступеней;
недельная учебная нагрузка длябазовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования,обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
максимальная обязательная недельнаяучебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательныезанятия по выбору;
суммарная оплачиваемая государствомнагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия,внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы.
Традиционно средняяобщеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится натрехступенчатой основе: начальная, основная и полная.
Каждая из ступеней среднейобщеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфическиефункции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражениепрежде всего в наборе базовых учебных курсов и в соотношении базового ядра изанятий по выбору учащихся.
Основой базисного учебного планасредней общеобразовательной школы является осушествление принципапреемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают напоследующих ступенях свое развитие и обогащение.
Учебный предмет и учебная программа.Содержание образования, представленное на уровнетеоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию вучебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяютучащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательнымивозможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда,производства.
Учебная програ.мма — нормативный докуменm, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков поучебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указаниемпоследовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную идуховно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий,фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала погодам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программныхзнаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности иэффективности процесса обучения.
Учебные программы могут бытьтиповыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываютсяна основе требований государственного образовательного стандарта относительнотой или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего ипрофессионального образования Российской Федерации и имеют рекомендательныйхарактер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическимсоветом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработанынепосредственно, исходя из требований государственного стандарта кобразовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описываетсянационально- региональныйкомпонент, учитываются возможности методического, информационного, техническогообеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственногостандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета,собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точкизрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии отученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов ониутверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программынаиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся(обязательных и факультативных).
Исторически в построении учебныхпрограмм сложилось два способа: концентрический и линейный. При концентрическомспособе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделыпрограммы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубинев зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способаявляется замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократноговозвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа иэнергия» изучается в VIи VIIIклассах; раздел биологии «Клетка» — в V и Х классах.
При линейном способе развертываниясодержания учебный материал располагается систематически и последовательно, спостепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новоеизлагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ даетзначительную экономию во времени и применяется в основном при разработкеучебных программ в средних и старших классах.
Эти два способа развертываниясодержания образования взаимно дополняют друг друга.
Общая структура учебной программысодержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которойопределены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности,ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачиих изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий- некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений,навыков.
Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материалаосуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебныепособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
Среди всех видов учебной литературыособое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию иструктуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники,созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерствомобщего и профессионального образования Российской Федерации для всех школстраны.
Структура учебника включает в себятекст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Всетексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы изадания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения,подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративныйматериал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание,приложения, оглавление, указатели.
Учебный текст (в отличие от текстасправочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не простоинформирования о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегосяопределенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения.Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должениспользовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., чтонедопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебники содержат изложение основнаук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся поусвоению учебного материала. Другими словами, они учат учиться. В этой связи кучебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебныхтекстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические,гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения ивместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Ондолжен содержать изложение подлинной наук