Вариант № 11. ПЛАН: 1 Содержание правоспособности граждан и его пределы стр. 2 Вертикальная иерархия норм о договорах стр. 3 Составьте таблицу учредительных документов всех юридических лиц стр. 23 Список использованной литературы стр. 1. Содержание правоспособности граждан и его пределы. Понятие правоспособности граждан (физических лиц)
Ранее ГК многих стран предусматривали возможность лишения человека всех гражданских прав – гражданская смерть. Из истории известно, что не каждый человек признавался правоспособным. Правоспособностью не обладали рабы, в ряде стран – иностранцы. Ограниченную правоспособность имели крепостные. В царской России подвергались значительным ограничениям правоспособности некоторые категории людей, например:
по признаку вероисповедания. Сейчас правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан . В наше время в России наблюдаются заметные перемены в оценке многих основополагающих дефиниций. Однако новый ГК практически оставил без изменения нормы Основ гражданского законодательства, посвященные правоспособности граждан.
Понятие "правоспособности" и "дееспособности" не претерпели серьезных изменений, трактуется одинаково, как в прежние, уже далекие 20-е годы, так и сейчас. Так, энциклопедия государства и права 1925 года рассматривает правоспособность лишь как способность быть субъектом права . Принципиально ничего нового на этот счет не появлялось в последующих исследованиях теоретического права, в работах по цивилистике . Новый
ГК РФ дает общее понятие правоспособности. Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности (п. 1 ст. 17 ГК) Следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных им допускаемых законом. Правоспособность – это действительно способность иметь права. Но тем самым одно понятие обозначается с помощью идентичного, отчего из поля зрения исчезает "способность" – далеко не безразличное для понимания существа правоспособности понятия. Всякая способность сама по себе есть состояние человека. В общепринятом смысле это его природное дарование, качество, свойство, состояние дающее ему какую-то возможность. Правоспособность возникает в момент рождения (однако существует одно исключение, способность быть наследником, юридическая способность к наследованию (способность стать наследником) возникает с
момента зачатия и принадлежит еще до рождения) человека и прекращается с его смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими категориями (момент начала самостоятельного дыхания). Однако сам факт рождения не означает, что у новорожденного возникают лишь с достижением определенного возраста (предпринимательская деятельность и т.д.) момент рождения определяется с данными медицинской науки.
С точки зрения права – vitalitas – способность к жизни, не имеет значение. Сам факт появления его на свет означает, что у него возникла правоспособность, даже если он был живым всего несколько минут (секунд). Прекращение правоспособности связано с биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Следовательно , правоспособность не отделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста, состояния здоровья человека – физического и психического,
и от того, в состоянии ли человек сам ее осуществить или нет. Новорожденный, душевнобольной или слабоумный обладают гражданской правоспособностью в той же мере, что и взрослый человек. Однако отсюда нельзя делать вывод о том, будто правоспособность – естественное свойство человека, подобно зрению, слуху и т.п. хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона. В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину . Поскольку такая возможность предусмотрена и обеспечивается законом, она представляет собой определенное субъективное право каждого конкретного лица. "Правоспособность писал С.Н. Братусь это право быть субъектом права и обязанностей" . Применительно к правой материи речь идет о возможности стать субъектом права.
С другой стороны, раз это неотъемлемое свойство личности, гражданина, значит трудно говорить о том, что предпосылкой правоспособности служат законы и иные правовые акты, действия граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или иными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности . Ни закон, ни иной акт, на мой взгляд, не порождают и не могут порождать правоспособность как состояние гражданина как такового.
Вот почему в научных исследованиях, посвященных субъектам права, на их правоспособность следует смотреть несколько иначе. Существующий здесь пробел в научных исследованиях некоторые авторы восполняют определением правоспособности как своеобразного субъективного права , с чем трудно согласиться. Другое дело, что правоспособность есть предпосылка право обладания конкретными субъективными правами . Причем обязательной предпосылкой, без которой субъективное право теряет всякий смысл.
Поэтому правоспособность согласно ст. 17 ГК РФ признается в равной мере за всеми гражданами независимо от их возраста, состояния здоровья, пола, религиозной принадлежности. Это неотъемлемое свойство человека, живущего в государстве, которое наделяет своих граждан соответствующими правами. И когда этого человека нет (умер, признан в установленном порядке умершим) говорить о его правоспособности не приходится. Без гражданской правоспособности никакие субъективные гражданские права невозможны и, если, правоспособность есть субъективное право, необходимо его ограничить от других субъективных прав . От других субъективных прав правоспособность отличается в первую очередь специфическим самостоятельным содержанием. Кроме того, гражданская правоспособность отличается своим назначением. Она призвана обеспечить каждому гражданину юридическую возможность приобретать конкретные гражданские права и обязанности. Третье отличие заключается в тесной связи правоспособности с личностью ее носителя
. Содержание правоспособности Содержание правоспособности граждан образует те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин согласно закону может обладать. Перечень, которых дан в ст. 18 ГК, в соответствии с ней, гражданин может: – иметь имущество на праве собственности; – наследовать и завещать имущество; – заниматься предпринимательской и любой другой не запрещенной законом деятельностью; – создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими
или юридическими лицами; – совершать любые не противоречившие закону сделки и участвовать в обязательствах; – избирать место жительства; – иметь права авторов приведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; – иметь иные имущественные и личные неимущественные права; Между тем в п. 1 ст. 17 ГК указывается и на способность граждан "нести обязанности". В данном случае законодатель уделяет внимание главному в содержании правоспособности – правам.
Но косвенное указание на обязанности в законе присутствует. Например, с несением обязанностей связанно и право иметь имущество собственности. Ст. 210 ГК предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. определенные обязанности. Таким образом, в содержании правоспособности, безусловно, входит и упомянутая в п. 1 ст. 17 ГК способность нести обязанность (исполнить обязательство, возместить причиненный вред и т. п.) В ст. 18 ГК перечислены наиболее важные (с точки зрения законодателя) права, которые могут быть у гражданина. Это наиболее существенное из перечисленных прав и они носят конституционный характер. Как и для любого субъективного права, так и для правоспособности характерны некоторые пределы и границы. Равенство, не отчуждаемость, невозможность ограничения правоспособности Для характеристики гражданской правоспособности принципиальное значение имеет закрепленное законом равноправие
граждан. Равноправие граждан, означает нечто иное, как равенство правоспособности граждан. Следовательно, согласно букве закона все граждане обладают равной по содержанию правоспособностью, никто не имеет ни каких привилегий и преимуществ способности обладать правами. Российские граждане признаются полностью равноправными независимо от пола, расы, национальности, языка. Отклонения от этого принципа нельзя видеть в том, что некоторые граждане фактически или по прямому
указанию закона не могут (неспособны) обладать отдельными правами и обязанностями (несовершеннолетние, психически больные) . Некоторые авторы полагают, что, правоспособность некоторых граждан может иметь специальный характер. Мне думается, что, в отличие от юридического лица, граждане не могут иметь общий и специальный правоспособности. Она для них одна. Правоспособность признается за гражданином законом. При этом согласно закону гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее.
Следовательно, для правоспособности характерна не отчуждаемость. Это непременный признак правоспособности физических лиц. От правоспособности нельзя отказаться, ее нельзя передать другому и, наконец, нельзя даже в судебном порядке лишить правоспособности. Однако ГК РФ предусматривает ограничение правоспособности, приравнивая ее в этом смысле к дееспособности. Но если рассматривать правоспособность физического лица как неотчуждаемое свойство, неотчуждаемое в целом, а потому не делимое, напрашивается вывод: правоспособность гражданина ограничить невозможно даже на время или навсегда как в уголовном, так и в гражданском порядке. Я думаю, что ограничить можно лишь право, а не правоспособность. Поэтому все требования, которые предъявляются к ограничению дееспособности, здесь не применимы. Гражданин вправе с соблюдением установленных законом требований распоряжаться субъективными правами
(продать или подарить принадлежащую ему вещь и так далее), но не может уменьшить свою правоспособность. Интересным обстоятельством, на мой взгляд, является, то, что гражданин, имея право отказаться от конкретного субъективного права, передать его другому лицу (например, право собственности на конкретную вещь), не может отказаться от правоспособности полностью или от какой-либо ее части. Государство гарантирует правоспособность граждан, "недопустимость лишения и ограничения правоспособности
гражданина": 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законах. 2. Не соблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет не действительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соответствующее ограничение. В подтверждении этого, уместным считаю приведение случая из судебной практики.
Шкалин М.Л. обратился в ВС РФ с жалобой о признании частично не действительными п.1.10 и п.2.2. Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК РФ от 16.12.1998 г. В обосновании жалобы заявитель ссылался на то, что положения инструкции не правомерно ограничивают возможность физических лиц, являющихся декларантами, поскольку лишают их возможности действовать через представителя при декларировании товаров и транспортных средств. ВС РФ жалобу удовлетворил с последующим основаниям: – п. 1 и п. 2 ст. 22 ГК РФ определяют, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе как в случаях предусмотренных законом. – несоблюдение установленных законом условий влечет недействительность акта государственного или иного органа. Факт того, что, декларация может быть удостоверена лишь самими физическими лицами – декларантами, является непредусмотренным законом ограничением правоспособности
физических лиц. 3. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом . Таким образом, сам гражданин не вправе полностью или частично отказаться от правоспособности или дееспособности. Государство же оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан путем издания соответствующего
федерального закона . Однако, сделано это может быть только в условиях чрезвычайного (военного) положения с указанием пределов и срока действия такого ограничения (в случае необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом (п.1 ст.22 ГК). Полное лишение лица правоспособности вообще законодательством
не предусмотрено. В исключительных случаях, допускается, однако, лишение лица отдельных элементов правоспособности, например для лиц, отбывающих по приговору суда наказание за совершенное преступления. Лишение свободы означает не только лишение свободы передвижения и выбора места жительства на установленный приговором суда сторон, но и одновременно и определенный установленный законодательством режим. Такие лица ограничены в праве приобретать имущество в пользование непосредственно в местах лишения свободы, избирать род занятий и некоторых других имущественных и не имущественных правах. Так, абзац 5 п. 4 ст. 66 ГК устанавливает, что законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ. В частности, лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере (абзац 1 п. 3 ст. 82 ГК), т.е. его правоспособность в какой то мере ограничена.
Ограничение правоспособности в указанных случаях допускается при условии соблюдения установленных законом условий и порядка. Если это условие не соблюдается, акт государственного или иного органа, установившей соответствующее ограничение признается не действительной (п. 2 ст. 22 ГК) в порядке предусмотренном ст. 13 ГК. Принудительное ограничение правоспособности нельзя смешивать с лишением гражданина отдельных субъективных
прав. Так, конфискация имущества по приговору суда означает лишение гражданина права собственности на определенные вещи и ценности, но не связана с ограничением правоспособности. Таким образом, правоспособность имеет свои отличительные и принципиально важные особенности. Но, будучи в определенной мере абстрактным понятием, правоспособность гражданина дифференцируется применительно к характеру регулируемых отношений, в сфере действия гражданского законодательства ее содержание определяется
гражданским законодательством, в том числе ГК РФ, дающий ст. 18 перечень прав и обязанностей. 2. Вертикальная иерархия норм о договорах. Вертикальная иерархия имеет двоякое значение. Она призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне – федеральном, субъекта Федерации или муниципальном – должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится. Статья 3 ГК не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права. Вслед за п. 2 ст. 76 Конституции РФ ГК (п. 2 ст. 3) закрепляет безусловное верховенство федеральных законов.
Это особенно четко проявляется применительно к определению предмета гражданского права- Им признаются отношения, регулируемые гражданским законодательством, т.е как уже отмечалось, речь идет именно о ГК и иных федеральных законах. Особое положение федеральных законов состоит в том, что они могут быть изданы по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации или федеральными конституционными законами;
Федеральные законы вместе с тем обладают по отношению к остальным актам, перечисленным в ст. 3 ГК, абсолютным приоритетом. Исключение составляет Конституция РФ, которая в силу ее п. 1 ст. 15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
РФ. К этому следует добавить, что в соответствии с п. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Надзор за соблюдением соответствия правовых актов Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ, а также гл. IX Федерального конституционного закона "
О Конституционном Суде Российской Федерации" ). Статья 3 ГК ограничивается в отношении указов Президента Российской Федерации установлением того, что они не должны противоречить Кодексу и иным законам. Конституция РФ лишь самым общим образом определяет направления деятельности Президента Российской Федерации (ст. 83-89). В п. 3 ст. 90 Конституции РФ, посвященном принимаемым Президентом РФ актам, предусмотрено, что его указы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции РФ, а также федеральным законам. Отсутствие в Конституции РФ перечня вопросов, подлежащих регулированию только законом, позволяет толковать правотворческую деятельность
Президента РФ достаточно широко. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу, а также прямого указания на возможность его урегулирования только законом Президент, не выходя за рамки ст. 80-90 Конституции РФ, может опережающе издать нормативный указ по соответствующему вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия закона по тому же вопросу.
При этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего акта Президента . Применительно к регулированию договорных отношений можно указать на довольно большое число норм ГК, содержащих отсылку исключительно к законам. Так, например, в силу п. 2 ст. 332 ГК только законом может быть осуществлено установление «законной неустойки» с запретом не только ее уменьшения, но и увеличения контрагентами, только законом может быть
определен перечень имущества граждан, которое нельзя вообще сдавать в залог или сдача которого в залог ограничена (п. 2 ст. 336 ГК). Если заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, то в случаях, когда этот наем имеет социальный характер, парализовать (исключить) действие Гражданского кодекса могут только акты, составляющие жилищное законодательство (п. 3 ст. 672 ГК). Пункт 2 ст. 525 ГК содержит отсылки к законам о поставке товаров для государственных нужд, а сходные отношения в области строительства должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд (ст. 768 ГК). Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы гражданского права, в силу той же ст. 3 (п. 4) ГК могут быть изданы «на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской
Федерации». Приведенная норма соответствует ст. 115 Конституции Российской Федерации. Эта последняя предусматривает, что Правительство Российской Федерации издает обязательные к исполнению постановления на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Необходимость издания соответствующего акта на правительственном уровне
предусмотрена в ряде законов. Так, например, Закон от 17 мая 1996 г. «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенности социальной защиты организаций угольной промышленности» предусмотрел, что «типовые условия долгосрочных договоров поставок угля и (или) продукции его переработки определяются Правительством Российской Федерации» . Вместе с тем акты Правительства, регулирующие договорные отношения, могут применяться во всех случаях,
когда в соответствующей норме ГК содержится прямое указание на возможность издания по данному вопросу «закона или иного правового акта». Применительно к «публичным договорам» Правительство Российской Федерации может в случаях, предусмотренных в законе, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении таких договоров (п. 4 ст. 426 ГК). При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» дополнил свое указание на то, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами, специальной оговоркой. Она состоит в том, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Указы Президента РФ и постановления Правительства
РФ отличаются по юридической силе от закона, в частности, тем, что в случае противоречия вышестоящему акту (Кодексу или иному закону) суд, установивший указанное противоречие, не только может, но и обязан применить взамен указа или постановления Правительства соответственно Кодекс или соответствующий закон. По этой причине одно из приложений к постановлению Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Приложение 1
«Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности») в соответствии с Законом о порядке введения первой части Гражданского кодекса РФ не может применяться. Дело в том, что перечень видов деятельности, которыми юридические лица и граждане-предприниматели могут заниматься и соответственно заключать договоры только на основе специального разрешения
(лицензии), как предусмотрено в п. 1 ст. 49 ГК, определяется непременно законом. В данном случае имело значение то, что в отличие от всей первой части нового Кодекса, вступившей в силу с 1 января 1995 г его четвертая глава, в которой помещена ст. 49, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса российской Федерации» начала действовать раньше, а именно с 8 декабря 1994 г. Следовательно, с указанного момента утверждать перечень подлежащих лицензированию видов деятельности и тем самым определять возможность заключения соответствующими лицами, связанных с соответствующей деятельностью договоров Правительство уже не могло. По этой причине в случае, когда, например, в деле о признании договора недействительным возникает вопрос о том, подлежала ли соответствующая деятельность лицензированию либо нет, следует принимать во внимание ст. 4 Вводного закона, по которой изданные до введения в действие
части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые, согласно части первой Кодекса, могут регулироваться только федеральными законами, имеют силу лишь до введения в действие соответствующих законов. Следовательно, подлежащими лицензированию могут считаться только те виды деятельности, которые
установлены органом, обладавшим необходимой компетенцией в силу ранее действовавшего законодательства, а если речь идет об акте, принимаемом после 8 декабря 1994 г – только законом РФ. Соответствующее положение имеет значение для определения действительности договоров, для заключения которых необходимо иметь лицензию. Отмеченное обстоятельство, к сожалению, не было учтено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в одном из рассмотренных им дел.
В нем возникли вопросы о необходимости лицензирования соответствующей деятельности (по публичному показу кинофильмов). В качестве основания для положительного вывода об обязательном лицензировании деятельности, явившейся предметом соответствующего договора, было указано постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. При этом Президиум указанного суда особо отметил, что в силу Вводного закона постановления. принятые до вступления в силу ГК, в частности на уровне Правительства РФ, продолжают действовать после 1 января 1995 г. При этом не было принято во внимание, что гл. 4 ГК, допускающая возможность введения обязательности лицензирования только законом, к моменту издания соответствующего акта Правительства РФ уже действовала . Как уже отмечалось, к числу нормативных ГК отнес помимо актов правовых (законов, указов Президента
РФ и постановлений Правительства рф) также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (в общепринятой ранее терминологии – «ведомственные акты»), В п. 7 ст. 3 ГК предусмотрено, что органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами, т. е. как указами
Президента РФ, так и постановлениями Правительства РФ. Следовательно, издание любого ведомственного акта должно быть основано на указании, содержащемся в акте правовом. Так, один из важнейших для банковского законодательства актов – Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 года – был издан Центральным банком РФ по поручению, содержавшемуся в
Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 г . В качестве примера можно сослаться и на ст. 9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» , В этой статье предусмотрено право Центрального банка РФ издавать «нормативные акты, обязательные к исполнению в
Российской Федерации резидентами и нерезидентами». Или другие примеры. Так, в силу ст. 6 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» этому Банку предоставлено право но вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. В силу постановления Правительства РФ «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» распоряжением Госкомимущества РФ от 21 апреля 1994 г. было утверждено Временное положение о согласовании залоговых сделок» . Издание ведомственных актов может быть предусмотрено и подзаконными правовыми актами.
Так, например. Правила и предоставления услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г устанавливают, что инструкции, указания и другие нормативные акты, регулирующие процессы предоставления услуг телеграфной связи и не затрагивающие права потребителей, издаются Министерством связи Российской Федерации в установленном им порядке и являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов. ГК содержит несколько отсылок к различного рода правилам без конкретизации
того, кто именно должен их утверждать, ограничившись указанием на необходимость соответствия закону, прямо названному в определенной статье Кодекса. Так, в силу п. 2 ст. 784 ГК условия перевозки грузов, пассажиров и багажа определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В п. 1 ст. 263 ГК предусмотрена необходимость при застройке земельных участков (имеются в виду, естественно,
заключаемые в таких случаях договоры) соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, в п. 1 ст. 754 ГК содержится отсылка – к обязательным для сторон строительным нормам и правилам, в п. 2 ст. 835, п. 1 ст. 836 и в ряде других статей Кодекса – к банковским правилам. Такого рода отсылки обычно имеют в виду акты, которые принимаются министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. Примером могут служить все те же строительные нормы и правила (СНиПы), с учетом которых заключаются договоры строительного подряда. Основополагающим для них является СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г . В этом СНиПе, в частности, определен состав соответствующих нормативных документов.
В их число входят на уровне Федерации, помимо СНиПов, также государственные стандарты РФ в области строительства, своды правил по проектированию и обустройству, а также руководящие документы системы. Первые из них охватывают обязательные требования, включающие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми следует руководствоваться при создании строительной продукции; вторые – обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий
и сооружений, строительных изделий и материалов (конкретная цель – обеспечение единства при разработке, производстве и эксплуатации соответствующей продукции); третьи включают рекомендованные, а четвертые – как обязательные, так и рекомендованные нормативные документы по соответствующему кругу вопросов. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер,
подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Кроме того, они должны быть в обязательном порядке (кроме актов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер) официально опубликованы. При нарушении хотя бы одного из этих двух требований (государственной регистрации и официального опубликования) акт не признается вступившим в силу, а это, в свою очередь означает, что такой акт не может служить источником для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе договорных, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров . Из этого следует, что и договорное условие, содержащее отсылку к такого рода акту, признается недействительным. Однако в случае, когда определенная норма соответствующего акта воспроизведена в договорах со ссылкой
или без ссылки на него, такое условие сохраняет силу и может быть признано действительным, если оно не противоречило действовавшим при заключении договора и обязательным для сторон правовым актам. По состоянию на 22 февраля 1996 г. всего Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 1036 ведомственных нормативных актов. Среди них немало актов, которые имеют прямое отношение к договорам.
Примером могут служить Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров и о предоставлении права на создание товарных знаков, утвержденные 13 октября 1995 г. Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в
Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства строительства РФ от 11 августа 1995 г, и др . ГК весьма четко определяет как саму вертикальную иерархию нормативных актов, так и гарантии ее осуществления. Прежде всего, имеется в виду п. 5 ст. 3 Кодекса, установивший; «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Гарантии, о которых идет речь, закреплены в ст. 12 ГК. Речь идет о том, что одним из способов защиты гражданских прав признается неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Следует учесть также ст. 13 ГК, которая допускает в случаях, предусмотренных законом, признание судом
недействительными наряду с ненормативными также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Общее указание на этот счет содержится в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 1996 г № 6/8.
Имеется в виду, что основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного, а в случаях, указанных в законе, и нормативного акта служат в равной мере как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение его изданием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица, которые обратились в суд. При этом в указанном постановлении особо предусмотрена возможность заявлять свои требования наряду
с российскими также для иностранных граждан и юридических лиц (если иное не предусмотрено законом) . В качестве примера можно указать на признание Верховным Судом РФ недействительным Правил регистрации автомототранс портных средств и прицепов к ним в Государственной автоинспекции, утвержденных приказом МВД РФ от 26 декабря 1994 г. Основанием для этого послужило ужесточение режима регистрации договоров купли-продажи автотранспортных средств, которое, что важно подчеркнуть, «неправомерно ограничивает права граждан». При этом Верховный Суд РФ счел необходимым особо указать на противоречие Правил ст. 161 и 218 ГК . 3. Составьте таблицу учредительных документов всех юридических лиц Учредительные документы юридического лица – документы, определяющие индивидуальные особенности статуса конкретного юридического лица в рамках действующего законодательства.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим лицом. В учредительных документах юридических лиц должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридического лица соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных
законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности. № Юридическое лицо Учредительные документы Устав Учредительный договор 1 общества с ограниченной ответственностью + + 2 общества с дополнительной ответственностью + + 3 полное товарищество + 4 объединение юридических лиц + 5 акционерное общество (как закрытого, так и открытого типов) + 6 производственные кооперативы + 7 унитарные предприятия + Список использованной литературы: 1. Алексеев С.С. Общая теория права. М 2006 г. 2. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М 2000 г. 3. Братусь С.Н Иоффе О.С. Гражданское право. М. 2000 г. 4. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1994. № 12. 5. Веберс Я.Р. Основные проблемы правасубъектности граждан в советском
гражданском и семейном праве. М. 2004 г. 6. Ведомости Российской Федерации. 1992 г. 7. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993, 1997 годов. 8. Гражданский кодекс РФ. 9. Гражданский кодекс РФ. Научно – практический комментарий // СПС "Консультант – Плюс". 10. Гражданское право:
Учебник. Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 2008 г 11. Комментарий к ГК РСФСР // СПС "Консультант – Плюс". 12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.; БЕК, 1995 г. (автор – Постовой Н.В.) 13. Конституция
РФ. 14. Перечень нормативных актов министерств и ведомств, зарегистрированных в Министерстве юстиции российской Федерации / Составители Т.Н. Хомчик и А.В. Соловьева. М.: Спарк, 1996. 15. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2007 г. 16. Собрание законодательства Российской
Федерации. 1994-1996 годов. 17. Судебная практика по гражданским делам (1993-1996 г.) / Под ред. ВМ Жуйко. М.: Городец, 1997 г. 18. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996 г. № 22. Ст. 2663). 19. Энциклопедия государство и права. М 1925 г.