37
ГОУ СПО “Невский машиностроительный техникум”
РЕФЕРАТ
по предмету: “Теория государства и права”
Санкт-Петербург 2009
Содержание
Введение
1. Предмет теории государства и права
1.1Общие понятие предмета государства и права
1.2 Содержание предмета теории государства и права
2. Методы теории государства и права
2.1Общее понятие и классификация методов теории государства и права
2.2 Всеобщие методы
2.3 Общенаучные методы
2.4 Частнонаучные методы
3. Социальные нормы
3.1 Общее понятие социальных норм
3.2 Виды социальных норм
3.3 Социальные нормы носят объективный характер
4. Право и правовые нормы
4.1 Общее понятие права
4.2 Признаки правовых норм
4.3 Принципы права
4.4 Способы правового регулирования
5. Право в системе социальных норм
5.1 Общее понятие социальных норм
5.2 Цели норм права и иных социальных норм
5.3 Отличие норм права от норм морали
6. Признаки государства
6.1 Общее понятие государства
6.2 Содержание признаков государства
7. Функции государства
7.1 Общее понятие функций государства
7.2 Формы функций государства
7.3 Содержание и методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает, прежде всего, юридический аспект социальных
явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются не правовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например, гражданское общество, политическая
система, мораль, культура, общественное сознание и некоторые другие.
Государство и право изучается целым комплексом юридических наук, образующих особую систему научного знания – правоведение. Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые
явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Например, наука уголовного права
изучает основу уголовно-правовой охраны общественных отношений; наука финансового права – правовое регулирование общественных отношений в сфере финансов; наука конституционного права –
конституционные основы государственного устройства. Предметом отраслевого исследования может выступать таможенное дело, исполнительно-распорядительная деятельность, арбитражный процесс,
природопользование, налоговая система и т.д. То есть большинство иных юридических наук изучают государство и право только с определенных позиций.
В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки
государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.
Во-вторых, теория государства и права – общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и
специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права,
государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Отраслевые науки развивают,
конкретизируют общеправовые категории с учетом своей отраслевой специфики. Так, на базе общетеоретических представлений наука уголовного права формулирует понятия уголовно-правовой нормы, источника
уголовного права, уголовно-правового отношения, уголовной ответственности. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.
В-третьих, теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним
относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь – общетеоретическое осмысление
правовой реальности.
Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований уже в своей сфере. В свою
очередь, теория государства и права использует теоретический и эмпирический материал, накопленный отраслевыми науками, анализирует и обобщает его для общетеоретических выводов. Таким образом,
происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.
В четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства – Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука
уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то
конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой – анализ всех без исключения государственно-правовых явлений
в общемировом масштабе.
В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие – современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный “разрез”
государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и
перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.
Структура теории государства и права органично объединяет два блока – общую теорию государства и общую теорию права. Следует отметить, что и право, и государство – самостоятельные социальные
явления и объекты исследования. Но имеется ряд факторов позволяющих объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины. Это:
Единые категории, такие, как общество, публичная власть, социальное управление, реализующиеся в этих явлениях;
Общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;
Общие закономерности развития государства и права;
Соответствие исторических типов государственных и правовых систем;
Государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Право – атрибутивный признак государства. Государство не
может существовать без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.
Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как
самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг
друга социальные явления.
1. Предмет теории государства и права
1.1Общие понятие предмета государства и права
Предметом любой науки является определённый круг вопросов, изучаемый данной наукой. Предмет теории государства и права неоднороден. Основное деление внутри неё проходит между теорией государства и
теорией права Предметом теории государства и права выступает юриспруденция в целом, а именно:
Система основных понятий юриспруденции
Государство и право как взаимно связанные явления: их зарождение, развитие и современное состояние
Особенность предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие
и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.
1.2 Содержание предмета теории государства и права
В содержание предмета теории государства и права входят такие понятия как
Происхождение государства и права
Сущность государства
Типы государства
Функции государства
Формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
Государственные органы
Государственная и политическая система социальных норм
Нормы права
Источники права
Система права
Правоотношения
Толкование права
Применение права
Правонарушения и юридическая ответственность
Законность и правопорядок
Механизм правового регулирования
Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут.
Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах
права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру
государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.
2. Методы теории государства и права
2.1Общее понятие и классификация методов теории государства и права
Методами теории государства и права называется совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет данной науки. При изучении теории государства и права используются следующие
методы:
Всеобщие охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения
Общенаучные применяемые на отдельных стадиях научного познания
Частно-научные используются лишь в рамках определённой науки.
2.2 Всеобщие методы
Наиболее распространенными всеобщими методами исследования являются:
Метафизика
Диалектика
При метафизическом методе исследования государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека.
При диалектическом методе исследования государство и право рассматриваются в их развитии. Разновидностью диалектики являются: идеализм и материалистическая диалектика.
2.3 Общенаучные методы
Основными общенаучными методами являются:
Анализ – разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.
Синтез – изучение государственно-правовых вопросов путём их объединения и рассмотрения как одного целого.
Системный подход – восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение все возможных связей и закономерностей
Функциональный подход – определение различных функций государственно-правовых явлений, механизмов их влияния.
2.4 Частнонаучные методы
Частно-научные методы – используются лишь в рамках определённой науки.
Конкретно-социологических исследований – сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе.
Сравнительно-правовой – основан на сравнении чего-либо “правового” с чем-либо “правовым”. Условия: сравниваемые величины должны быть:
а) юридическими
б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права).
Статистический – анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.
Моделирования – создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями.
Социально-правового эксперимента – создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их “действий” в конкретных условиях.
Кибернетический – используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.
Конкретно-социологический – это выяснение мнения общества по вопросам государства и права (тестирование, телефонные опросы)
3. Социальные нормы
3.1 Общее понятие социальных норм
Слово “норма” происходит от латинского “Norma”, что означает образец, стандарт.
На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определённые правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых,
поведения в общественном месте, на работе и т.д.
Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения
членов общества без чего его существование невозможно.
3.2 Виды социальных норм
Основными видами социальных норм в сфере регулирования отношений являются:
Нормы права – это система особых социальных норм, которые устанавливаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.
Номы морали – это правила поведения установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре зле чести достоинстве и несправедливости.
Нормы обычаев – это устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.
Нормы традиций – это правила поведения, передававшиеся из поколения в поколение в семье местности и народе для поддержания жизнеспособности и самобытности общества.
Политические нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между политическими группами слоями классами в процессе осуществления государственной власти.
Экономические нормы – это правила регулирования общественных отношений в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления
Нормы общественных организаций – это внутренние правила регулирования поведения и взаимоотношений членов общественных организаций.
Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные
нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и
внутренний мир верующего человека.
Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые
общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.
Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:
Все они регулируют общественные отношения;
Все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;
Они определяют границы должного и возможного поведения;
Преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений.
Социальные нормы имеют иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм)
3.3 Социальные нормы носят объективный характер
Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных
государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются
формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило, письменной – закон, указ, постановление), для морали же не существует
строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей – мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла,
чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право – с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру
ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали – общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы
морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время как с точки зрения морали могут быть
оценены любые поступки и отношения.
Разнообразные социальные нормы объединены тем, что они обусловлены уровнем развития культуры данного общества и входят в структуру общественного сознания. Но эти нормы различаются по способам
установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и общественные отношения по средствам охраны этих норм от нарушений.
Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нём отражены сложная структура общества плюрализм оценок общественных явлений и способов их выражения. Правовые нормы выражают государственную
волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю
и настроения участников и членов этих партий, организаций и движений, обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений Определённую связь с правом и
другими социальными нормами имеют также нормы, содержащиеся в документах (например, в уставах) кооперативных и других хозяйственных организаций. Ряд отношений в обществе определяется обычаями,
традициями, обыкновенными, а также религиозными нормами. [4]
4. Право и правовые нормы
4.1 Общее понятие права
Право это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.
Понятие “правовая норма” является абстрактным, существующим в пространстве других абстрактных понятий типа “правило поведения”
Норма права – относительно самостоятельное явление, обладающие свойственными ей специфическими особенностями, которые позволяют более глубоко понять суть содержание права укрепить наши
представления о нём, о механизме его воздействия на общественные отношения.
В большинстве современных государств основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.
4.2 Признаки правовых норм
Главные признаки правовых норм (и права в целом).
Издание их государством – означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы, так граждане не являющиеся
должностными лицами не могут издавать правовые нормы так же органы и организации не являющиеся государственными: религиозные, политические не могут издавать нормы.
Общий характер – означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к конкретной ситуации (например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при
наличии соответствующих оснований привлечено к ответственности).
Многократность применения – во всех случаях, когда возникает необходимость её применения, до тех пор, пока в установленном порядке соответствующими государственными органами не будет изменена либо
отменена.
Общеобязательность – означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы.
Формальная определённость – означает, что они чётко сформулированы и закреплены в письменном виде, должны быть конкретными и однозначными (в отличие от социальных норм обычаев морали).
Подкрепленность принудительной силой государства – в случае неисполнения предписаний правовых норм возможно применение мер государственного принуждения, то есть в виде юридической ответственности
(дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной).
Предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность
без права) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимоупорядоченных элементов). [1]
4.3 Принципы права
Принципы права – это основополагающие начала лежащие в основе права, как явления, выражающие его сущность, а так же в основе его реализации.
К основным принципам права относятся:
Равенство всех перед законом и судом (подразумевает одинаковое действие закона в отношение всех дееспособных членов общества независимо от их социального положения материального состояния, пола,
расы, языка, отношения к религии).
Сочетание прав и обязанностей – означает, что наряду с субъективным правом существуют и субъективные обязанности.
Мера должного поведения в обществе носящая обязательный характер
По своему содержанию право должно быть справедливым, гуманным и демократичным это означает, что правовые нормы должны быть близки к нормам морали, соответствовать обще принятым представления о
добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и не справедливости, не должны унижать и оскорблять личность человека.
Смысл сочетания естественного и позитивного права в том сто в свей основе право существует независимо от государства и самостоятельно регулирует человеческие отношения.
Естественное право – право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, честь и достоинство
Позитивное (писаное) право создаётся государством и выражается в законах и иных нормативно правовых актах. Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право. [1]
4.4 Способы правового регулирования
Правовое регулирование – может осуществляться как путём убеждения, так и путём убеждения, так и путём принуждения.
Убеждение – это такой способ воздействия на участников правоотношений, при котором требуемый результат достигается без применения насилия (то есть, основан на доброй воле, понимании,
заинтересованности субъекта правоотношений)
Принуждение – это такой способ воздействия, когда предписываемое правовой нормой поведение достигается путём силового давления, насилия (меры пресечения, угроза наказания, наказание, применение мер
административного, дисциплинарного другого воздействия).
Принуждение необходимо применять:
В случае, когда результат нельзя достигнуть мерами убеждения
В особой процессуальной форме установленной законом. [1]
5. Право в системе социальных норм
5.1 Общее понятие социальных норм
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования
находятся многие отношения частной жизни людей – в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо
права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты
отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.
Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.
Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.
Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного,
гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Рассмотрим общие признаки социальных норм.
Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.
Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания – когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют
случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм – стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных
моделей правомерного поведения – что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.
Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития
общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят
сознательно-волевой характер, а с другой – обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.
Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм
характерны два вида системных взаимодействий – внутренние – внутри отдельно взятой системы норм и внешние – между разными системами социальных норм, например между правом, и моралью, правом и
традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными
видами социальных норм.
Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо
противоречий действует именно правовая норма.
Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило – моральное, религиозное, корпоративное или правовое – должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы
влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного
характер.
5.2 Цели норм права и иных социальных норм
Нормы права имеют цель сходную с остальными нормами – регулирование поведения людей в обществе, они выражают волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется государством,
формируется в нормативных актах или иных источниках права, обязательна для исполнения, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
5.3 Отличие норм права от норм морали
Нормы права и морали отличаются друг от друга тем что:
Право и государство возникли после появления морали (т.е. мораль старше государства)
Нормы морали вырабатываются самим обществом, а нормы права государством (его органами)
Нормы морали складываются постепенно, а правовые нормы вступают в силу с определённого дня.
Нормы морали неконкретны и расплывчаты, а нормы права формально определены
Соблюдение норм морали основано на нравственных принципах человека, а действие правовых норм подкреплено принудительной силой государства. [1]
Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных организаций, именно право вносит
определенный порядок общество и государство, создаёт предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости добра и гуманности. В этом
заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена
общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства. [2]
6. Признаки государства
6.1 Общее понятие государства
Государство – это организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающие одновременно, как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм
правления и подавления.
Следует отметить, что обобщающее понятие государство появилось в 16 веке. Его ввел Н. Макиавелли. Однако сам термин “государство” неоднозначен. Иногда с его помощью обозначается общество в целом
или страна как некое географическое пространство. [3]
6.2 Содержание признаков государства
Признаками государства являются:
1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата подавления. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена
от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой
особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы
не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
Опирается на писаное формализованное право.
Подкрепляется принудительной силой государства.
Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление.
Аппарат подавления – это специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли. Это:
Армия
Милиция или полиция
Органы безопасности
Прокуратура
Суды
Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии, и. т.д.)
2. Территория и административно территориально деление – государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от
власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и
воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население – человеческое сообщество, проживающее на территории
государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ – понятия не тождественные, народ – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к
государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
3. Налоги и сборы – налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения
функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
4. Правовая система – это юридический “скелет” государства. Государство его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые нормы. Государство осуществляет
правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере, в конституционных
государствах).
5. Гражданство – устойчивая правовая связь лиц проживающих на территории государства выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
6. Государственный суверенитет свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои
дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.
Государственный суверенитет может быть:
Внутренний – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы.
Внешний – это полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
Народный суверенитет – это исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит только от народа.
Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные организации). Однако без суверенитета (оккупация) оно не может быть полноценным. [1]
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают
государство от других организаций в обществе.
7. Функции государства
7.1 Общее понятие функций государства
Функции государства – это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества
Функции возникают из природы и нужд самого общества и в государственно-организованном обществе обретают характер государственных функций. Это естественно, ибо в таком обществе управление
общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества. Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены задачами, стоящими перед обществом.
Изменение задач ведёт к изменению функций государства.
Функции государства отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает? В функциях государства проявляется сущность и социальное назначение
государства.
Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. Функции государства – это именно главные направления деятельности государства в целом, в
совокупности всех его органов.
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны
правопорядка как главное направление в деятельности государства проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Функции государства носят предметный, объективный характер. Это главные направления деятельности существующие, как правило, на всём протяжении времени существования государства. Другие,
проявившиеся на более поздних этапах развития государства (например, экологическая функция) становятся также постоянными устойчивыми.
Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным.
В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и
классов оно служит, служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому – либо одному классу или какой – либо господствующей элите.
Функция государства – главное, основное направление его деятельности. Термины “главное”, “основное” носят оценочный характер. Признание того или иного направления деятельности государства в
качестве главного, неглавного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается функций государства. [3]
7.2 Формы функций государства
Функции государства классифицируются на:
Внутренние и внешние
Охранительные и регулятивные
Постоянные и временные
Основные и не основные
Внешними функциями называются основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. Ими являются:
Функция обороны страны и поддержания мирового порядка
С функцией обороны сопряжена другая, противоположная, функция захвата чужих территорий и сфер влияния.
Вся история человечества – это во многом история войн, военных конфликтов. Все крупные государства, империи создавались главным образом путём военного захвата чужих территорий и покорения, военного
подавления других народов.
Из двух внешних, сопряжённых друг с другом функций на первый план выходила то одна то другая, что зависело во многом от военной мощи государств. Сильные государства вели захватническую политику,
слабые – оборонительную. Войны, как известно, – это продолжение политики государств, но в других формах.
Ныне мировое сообщество создало определённые инструменты по предотвращению войн: ООН, Совет безопасности. Однако и это не исключает войны локальные, отсюда и необходимость сохранения функции
обороны. В этих целях зачастую создаются оборонительные военные союзы государств. [3]
Внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным
органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН.
Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация
американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).
Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные
добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.
Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене
новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом
(страны ЕЭС, СНГ и др.).
Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов,
Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение
демографической политики и др.).
Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические,
культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество
Внутренние функции это направление деятельности государства по решению задач в нутрии государства, они делятся на:
Охранительные
Регулятивные
К охранительным функциям относятся функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка.
К регулятивным относятся:
Экономическая
Социальная
Налоговая и финансовая
Культурная
Экологическая
7.3 Содержание и методы осуществления функций государства
Охранительная функция.
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина их обеспечение и охрана являются главной обязанностью государства. Государство должно гарантировать равенство всех
перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой
деятельности, которой занимаются практически все государственные органы.
Правопорядок – это состояние урегулированности социальных связей системы общественных отношений, в которой их субъекты ведут себя правомерно
Государство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон с помощью специальных органов безопасности, судов, системы органов и учреждений, исполняющих наказание.
Финансово экономическая функция включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства, принятия, исполнения бюджета и контроля за ним. Через бюджет осуществляется
перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли – науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник
формирования бюджетов – налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего
налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в
Конституции.
Функция социальной защиты – это государственная помощь и обеспечение приемлемого уровня жизни инвалидам, сиротам, матерям и малолетним детям а так же гражданам нуждающимся в государственной
поддержке.
Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
Во-первых, государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государства бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ
экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В
государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Стимулирующее воздействие на экономику
оказывают и местные органы государства. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых
производителей.
Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных
механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в
чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
Во-вторых, экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях,
заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом
секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
Культурная функция государства выражается в поддержке государством музейного дела, библиотек, театров, кино, музыки, литературы, образования, и. т.д.
Природоохранительная (экологическая) функция жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе
наиболее рационального и нравственно чуткого отношения.
Таким образом, природа – ценность, нуждающаяся в охране сама по себе, в силу того, что она служит источником жизни. Природа обладает самоценностью и нуждается в специальной охране.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого
состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия. Итак, цель охраны окружающей среды – сохранение (восстановление) ее благоприятного состояния и поддержание экологического
равновесия. В контексте экологического права это определение может быть ск орректировано уточнением, что природоохранительная деятельность осуществляется в соответствии с правовыми экологическими требованиями.
Экологическая безопасность определяется как совокупность действий, состояний, процессов, мер, исключающих угрозу нанесения ущерба окружающей среде и тем самым устраняющих причинение вреда человеку
в результате неблагоприятного антропогенного изменения ее состояния.
Экологическую функцию государство осуществляет:
Устанавливает нормативы предельно концентраций вредных веществ в биосфере и следит за их выполнением
Устанавливает режим природопользования (лесов, водных ресурсов, правила и сроки охоты, и. т.д.)
Принимает меры по охране окружающей природной среды
Применяет меры государственного воздействия к нарушителям
Сильное государство немыслимо без сильной, эффективной власти. Но одна только сильная власть еще не создает сильного государства.
Как ни важно поддержание и усиление власти, само по себе оно не решает стоящих перед государством проблем. Одно дело крепко держать в руках руль власти и другое – умело им пользоваться, эффективно
выполнять основные функции, возложенные на государство.
Можно выделить несколько основных функций от эффективного выполнения которых зависит сила государства:
Разумный правопорядок и законность.
Растущая экономика и крепкий бюджет.
Обеспечение социальной справедливости как основы общественного согласия.
Достаточно мощные вооруженные силы и профессиональные службы безопасности.
Таким образом, функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие
общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед
человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом.
Государственно-организованное общества в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.
Заключение
Подводя итоги, можно сформулировать такую структуру предмета теории государства и права:
Явления – рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.
Государственно-правовые закономерности или законы развития – изучает общие закономерности (возникновение, функционирование и развитие).
Государственно-правовые понятия – создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.
Государственно-властные отношения и правовые отношения.
Правосознание – политическое сознание.
Предмет теории государства и права составляют, прежде всего, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности
возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права вообще. Исследуя их, наука теория государства и права выясняет, что
такое государство и право, когда и в силу каких причин они возникают, как они развиваются и каковы закономерности их развития, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права – основной, но не единственный круг вопросов в предмете теории государства и права. Наряду с ними теория
государства и права изучает и некоторые другие. Это вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т.д.) и
личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества,
правоотношений, законности, правопорядка и др.).
Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот
вопрос, отсюда тесное взаимодействие Теорией Государства и Права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и другими науками.
Список использованной литературы
[1] Конспект лекций по теории государства и права.
[2] Основы права В.В. Румынина Москва, 2006
[3] Теория государства и права А.Ф. Черданцев Москва, 2000
[4] Общая теория государства и права. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина. Москва 1999.
[5]
[6] http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2750.html
[7] http://www.mipt.ru/study/diff/nadejdin/part1/glava3. esp
[8] http://hr666. narod.ru/