Содержание профессиональных компетенций рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту

А.Б. Шарафеева

Представлена теоретическая модель рекреационной компетентности специалиста по физической культуре и спорту. Описаны профили компетентности, знания и умения, необходимые для решения задач рекреационной деятельности, и этапы ее формирования. Определение содержательных компонентов компетенций позволит конструировать педагогический процесс, наполняя его конкретным содержанием, соответствующим формируемому виду компетентности, использовать подходы, методы, средства, позволяющие сформировать компетентность в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Успешная профессиональная деятельность требует сегодня от специалиста по физической культуре и спорту высокого профессионализма, активности, творчества, глубоких знаний, умений и навыков как предметно-профессионального, так и специфического характера, связанного с особенностями профессиональной деятельности. Современный выпускник вуза должен уметь организовывать и проводить занятия физкультурно-оздоровительной направленности для различных групп населения. Данная деятельность в ФГОС ВПО обозначена как рекреационная. Рекреационная деятельность направлена на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуется самоценностью не только результатов, но и самого процесса.

Рекреационная деятельность является составной частью профессиональной деятельности специалистов по физической культуре различной функциональной направленности (учитель физической культуры, тренер по виду спорта, преподаватель физического воспитания, инструктор физической культуры по месту жительства, инструктор физической культуры на предприятии, инструктор спортивно-оздоровительного клуба (по фитнесу, оздоровительной аэробике и др.), методист ЛФК).

Для выполнения своих функциональных обязанностей специалист по физической культуре и спорту должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, личностными качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей профессиональной деятельности. Иными словами, специалист по физической культуре и спорту должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.

Компетентностный подход в мировой образовательной практике выступает в качестве основного, поскольку профессии сегодня превращаются в своего рода краткосрочные «пакеты компетенций», а на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность продуктивно выполнять определенные функции. Уровень развития экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества высшего профессионального образования. Компетентностный подход всесторонне разрабатывает целый ряд ученых: В.И. Байденко, А. А. Дер- кач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской и др. Этот подход является своеобразным типом образовательного целепола- гания, предполагающего более упорядоченное привязывание вузовской подготовки к ситуациям сферы труда. Он акцентирует внимание образовательного процесса не только и не столько на суммарности усваиваемых информационных потоков, сколько на развитости способностей действовать в различных ситуациях, включая и нестандартные. В соответствии с этим подходом в основу образовательных программ ставится овладение определенными компетенциями, всесторонне характеризующими личность выпускника вуза.

В отечественной педагогике и психологии определение и состав понятий «компетенция» и «компетентность» как единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В. А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.

Существуют различные взгляды на это понятие, и общим в них является понимание компетенции как способности и готовности индивида на основе приобретенных знаний и умений справляться с различными задачами.

Под знаниями понимается отражение в сознании людей предметов, явлений и законов объективной действительности в их дидактической взаимосвязи и динамике.

Умение можно определить как совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности или действий в определенных условиях.

Навык понимается как частичная автоматизирован- ность выполнения и регуляции целесообразных умений человека. Умение, доведенное до автоматизма, соответствующий алгоритм действий облегчает решение задачи в конкретной ситуации и может являться показателем компетенции.

В обобщенном виде компетенции представляются как знания, умения, навыки, готовность, ценности, мотивированные способности, позволяющие выполнить конкретную профессиональную деятельность на высоком уровне.

Для разделения общего и индивидуального необходимо различать синонимически часто используемые понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [1].

Базой для обретения компетентности специалиста по физической культуре и спорту является овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, определяющими уровень его специальной профессиональной подготовленности к исполнению предписанных стандартом видов деятельности: педагогическая, тренерская, рекреационная, организационноуправленческая,культурно-просветительская.На

овладение рекреационной деятельностью выделено шесть компетенций, которые следует сформировать в процессе обучения [2]. Специалист по физической культуре и спорту:

способен заинтересовать население, используя коммуникативные и организаторские способности для участия в рекреационной деятельности;

самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов;

умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся;

способен формировать умение осознанно использовать средства физической культуры как фактор восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия;

умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление;

способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования.

Владение данными компетенциями позволит решать следующие профессиональные задачи рекреационной деятельности:

привлекать население к рекреационной деятельности как к фактору здорового образа жизни;

реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения;

подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности;

обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся;

способствовать осознанному использованию средств физической культуры для восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни.

Отбор и структурирование содержания учебного материала, создание программного и учебнометодического обеспечения для подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту к решению задач рекреационной деятельности и формирования специальных профессиональных компетенций требует разработки содержательных компонентов компетенций путем описания способностей, которые необходимо сформировать для решения профессиональных задач рекреационной деятельности [3].

В компетентностной модели рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту мы выделяем пять профилей компетенций: гностические, коммуникативные, конструктивные, проектировочные, организаторские [4].

Гностические компетенции предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации, их влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности и т.п.:

знания в области информационных технологий, технологий саморазвития, тенденций развития общества, различных областей научного знания (рекреало- гии, педагогики, психологии, физиологии, медицины, социологии и т.д.), физической культуры и спорта;

умения использовать информационные технологии для саморазвития и повышения эффективности собственной физкультурно-рекреационной деятельности, формулировать проблемы и искать новые теоретические способы их решения.

Коммуникативные компетенции включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивацию положительного отношения разных групп населению к активному отдыху, организацию взаимодействия между различными физкультурно-спортивными организациями. Знания и умения в области:

психологии межличностных отношений;

мотивации деятельности (в том числе физкультурно-спортивной) и поведения;

создания благоприятного микроклимата;

мотивирующего воздействия, педагогики сотрудничества;

педагогики и психологии физической культуры и спорта.

Проектировочные компетенции предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы, организацией активного отдыха разных групп населения, организацией массовых физкультурно-спортивных мероприятий и т.п., а также определение способов решения задач:

знания и умения в области целеполагания и целе- построения (в том числе педагогического), текущего, оперативного и стратегического планирования (в том числе педагогического);

знания в области теории принятия управленческих решений, основ воспитательной деятельности, рекреалогии;

умения актуализировать знания из смежных научных дисциплин, подбирать оптимальные средства и методы решения задач на основе всестороннего анализа их позитивного и негативного влияния на участников активного отдыха.

Конструктивные компетенции предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения (в зависимости от пола, возраста, интересов, места жительства, состояния здоровья и т.д.), способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха:

знания в области основ рекреалогии и теории физической рекреации, теории и методики ФК и С, влияния активного отдыха на состояние функциональных систем организма, социологии, психологии, маркетинга;

умения в области организации и проведения анкетирования, психологического тестирования, педагогического наблюдения и социологического опроса; по выбору и комбинированию форм и видов физкультурно-рекреационной деятельности, способов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха.

Организаторские компетенции – непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов: знания в области менеджмента (в том числе педагогического менеджмента).

Умения:

по включению населения в физкультурнорекреационную деятельность;

пропаганде ЗОЖ и активного отдыха среди населения;

организации совместной физкультурно-рекреационной деятельности, организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий;

определению основных потребителей физкультурно-рекреационных услуг и их типологии;

выявлению физкультурно-рекреационных предпочтений населения.

Информационное содержание образования обусловлено содержанием компонентов социальной и профессиональной компетентности и представлено в виде сфер научного знания, являющихся базовыми когнитивными основами развития конкретных компетенций.

В предметно-научное содержание теоретической подготовки рекреационной деятельности входят знания в области рекреалогии, средств и методов физической рекреации, содержания физкультурно-рекреационной деятельности, способов выявления физкультурнорекреационных потребностей населения, медикобиологических и социально-педагогических основ организации досуга населения, способов и методов организации и управления физкультурно-рекреационной деятельностью, способов популяризации физической рекреации.

При организации преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин важным является обеспечение междисциплинарной интеграции знаний в контексте определенных структурно-содержательных характеристик (компонентов) компетентности.

Организация и сопровождение профессиональной и общественной деятельности студентов представляют собой ядро практической подготовки будущих бакалавров по физической культуре, основу формирования у них социального и профессионального опыта.

Содержание профессиональной практической деятельности студентов основывается на становлении навыков организации и осуществления рекреационной деятельности при проведении внеклассных мероприятий (внеклассной работы, воспитательной работы), организации досуга учащихся / воспитанников (в том числе с привлечением родителей) в период педагогической и производственной практик.

Содержание общественной практической деятельности студентов основывается на становлении навыков определения физкультурно-рекреационных предпочтений и потребностей населения, организации активного отдыха населения в процессе участия в контекстных формах волонтерской деятельности.

Практическая и общественная виды деятельности составляют практическую подготовку студентов, в их основе лежит учебно-практическая работа на занятиях. Она может осуществляться в формах решения ситуативно-проблемных задач, участия в деловых и ролевых играх, разработки и презентации проектов, участия в профессиональных боях и диспутах, проведения практических занятий рекреативной направленности со студентами своей группы и т.д. Тематика ситуационно-проблемных задач, деловых и ролевых игр, профессиональных боев и диспутов должна соответствовать содержанию формируемого вида компетентности [5].

Компетентность определяет способность личности действовать за пределами учебных условий и ситуаций, переносить знания и умения в область практического применения. Поступательное развитие компетентности в образовательном процессе должно осуществляться поэтапно. Мы выделяем четыре этапа формирования рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Первый этап (мотивационно-ориентировочный) обеспечивает формирование знаний о будущей профессиональной деятельности, раскрывает значение рекреационной деятельности, развивает у студентов познавательный интерес к будущей профессии.

Второй этап (учебно-теоретический) направлен на формирование интеллектуальных (теоретических) умений и способностей студентов решать теоретические задачи в учебном процессе. Профессиональные компетенции формируются через усвоение алгоритмов учебно-познавательной,учебно-практической,учебно

исследовательской деятельности. Основным средством развития компетентности на данном этапе являются ситуационно-проблемные задачи.

Третий этап (учебно-практический) – этап формирования профессиональных компетенций в конкретных ситуациях рекреационной деятельности в процессе семинарских и практических занятий, связанный с формированием способностей студентов применять знания и умения в ситуациях игрового взаимодействия, а также самостоятельно проектировать способы решения социальных / профессиональных проблем посредством разработки соответствующих проектов.

Четвертый этап (рефлексивный) направлен на непосредственное применение сформированных знаний и умений в условиях реального социального взаимодействия / профессиональной деятельности, где осуществляется самостоятельное и осознанное выполнение профессиональных умений.

Таким образом, определив содержание каждой компетенции рекреационной деятельности, можно конструировать педагогический процесс, наполняя его конкретным содержанием, соответствующим формируемому виду компетентности, использовать подходы, методы, средства, позволяющие добиться гарантированного результата. Другими словами, точно определять, чему учить, как учить, что оценивать. В этом направлении и будет продолжено наше исследование.

Список литературы

Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. 2005. 10 сентября. URL:

http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 12.11.2012).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300

Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 121).

Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельно

сти будущих бакалавров по физической культуре // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 349. С. 172-176.

Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих спе

циалистов по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 153-156.

Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010.

URL: http://www.monographies.ru/61 (дата обращения: 12.11.2012).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journals.tsu.ru

Дата добавления: 27.12.2013