Содержание
1. Основы социалистической теории марксизма
2. Диалектико-материалистическоепонимание истории. Общество с позиции марксизма
3. Социология классов и классовой борьбы
4. Социология революции
5. Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории
Список литературы
1. Основысоциалистической теории марксизма
Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль вистории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества,сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, черезпризму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реальносуществующем способе производства.
Следует прежде всегоотметить два принципиальных соображения.
Во-первых, их идеирассматриваются в контексте социокультурных ценностей того времени ипространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять ихвоззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., гдеиспользуются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести вжизнь политические идеи самого разного толка.
Во-вторых, Маркс иЭнгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологическиеисследования в своих теоретических работах – «Анкета для рабочих», «Положениерабочего класса в Англии» и др.
Марксистская социология — материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследованияреального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.Основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального ксоциальному».
На становление социологиимарксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а такжеполитико-экономические и социологические воззрения таких мыслителейпредшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие.Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснениематериальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основныхсторон, объективной направленности его развития и роли сознательнойдеятельности людей в историческом процессе.
Одна из фундаментальныхсторон материалистического понимания -обоснование диалектическоговзаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытиеистолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика,содержание которой отражается в общественном сознании.
В марксизме способпроизводства — материальная основа существования и развития общества,системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественнойжизни.
«Способ производстваматериальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессыжизни вообще» (К. Маркс и Ф. Энгельс). Марксизм рассматривает способпроизводства как единство двух его сторон — производительных сил и производственныхотношений.
Способ производстваможно отразить в форме цепочки:
/>
Но в определении способапроизводства формально фигурируют духовные процессы жизни вообще, а вот изопределения производительных сил и производственных отношений они выпадаютполностью.
Социология марксизмазаявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемсяна объективных данных исторической, экономической, социологической и другихнаук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое пониманиеистории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А.Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. Внастоящее время социология марксизма подвергается основательной и поройсправедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним изтечений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многихстранах мира.
2. Диалектико-материалистическоепонимание истории. Общество с позиции марксизма
Принципиальный вопрос,имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействииматериальных и духовных ценностей в жизни общества.
Маркс выдвинул иобосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающуюроль, — способ материального производства. При этом он отстаивал положение опервичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появленияво времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей ролипервого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ дляМаркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного итехнического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективныечаяния людей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступатьв качестве главного, решающего фактора общественных перемен.
Маркс объясняетвозникновение определенных социальных структур и отношений, политических икультурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя вжизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явлениясами воздействуют на экономику, на характер реального производства.
Углубляя и развиваяфилософский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познаниеприроды на познание человеческого общества.
К. Маркс употреблялтермин «общество» по крайней мере в двух смыслах:
1) обществотрактовалось им как материальное образование, обособившееся от природы исоотносимое с ней, как человеческое общество, человечество;
2) как конкретноеиндивидуальное общество, «социальный организм» в единстве его общих, особенныхи единичных признаков.
Марксизм — идеологияосвободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшуюпрогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистическогообщества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, темвраждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее.
Согласно марксизму, сменаобщественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образомэкономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаныдругие факторы данного процесса, в том числе социально-политические,идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути этореволюционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим.Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции,является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономическихотношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последнимстановится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитиезамедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.
К. Маркс одним из первыхразработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежитучению об общественно-экономической формации.
Все общественныеотношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость ивзаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом.Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются, прежде всего,общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.
Все общественныеотношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические.Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и волилюдей. Это, прежде всего, их экономические, производственно-технологическиеотношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологическиеотношения складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые,нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Формируясь поднепосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влияниемих экономических отношений, идеологические отношения получают затем объективноесуществование как важные составляющие социальной действительности. Ихфункционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые,религиозные и другие организации и институты.
Такой методологическийподход нашел ограничение в учении марксизма о взаимодействии экономическогобазиса общества и надстройки. Экономический базис характеризуется каксовокупность экономических отношений — реальная экономическая структураобщества. Надстройка — это политические, правовые, нравственные, эстетические,религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этимвзглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации иучреждении. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют,часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества.
С точки зрения марксизмаобщество — социальная система является целостным социальным организмом, вкоторой отражается единство экономических, политических, правовых и другихобщественных отношений. Субъекты общественных отношений: социальные группы, втом числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды.
Объективной основойобщественных отношений являются:
– общественноеразделение труда;
– развитиеразличных видов деятельности людей.
Исходя из учетасодержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различныхвидов надстройки современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферыобщественной жизни, в том числе экономическую, социальную, политическую идуховную.
Сферы общественной жизни:
1) Экономическая.Характеризуется единством производительных сил и производственных отношений,процессов производства, распределения, обмена и потребления материальныхжизненных средств и т.д. Представляет собой высшее проявление необходимости ивместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для всехдругих сфер общественной жизни, матрицей, эталоном, по образцу которых они«строятся».
2) Социальная.Человеческое общество — сложная совокупность различных групп, их связей ивзаимодействий, т.е. оно социально структурировано. Устойчивые общественныесвязи между определенными людьми находят свое воплощение в особенностях образажизни данной социальной группы, в единстве потребностей, интересов, ценностныхориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках общественныхиндивидов.
3) Политическая. Политикаесть первая идеологически организованная общественная сила. Приводя в движениеклассы и массы, она становится средством разрешения назревших общественныхпротиворечий, включая противоречия экономической сферы. Не отменяяэкономических законов, политика ставит в зависимость от политических решений иакций и способы реализации их требований, ускоряя, задерживая или в одном планеускоряя, в другом задерживая экономическое развитие.
4) Духовная — целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь. Делится на подсистемы:идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь, воспитание,образование. Важную роль в духовной сфере играет религия. Самым общимсинтезирующим показателем всех образований духовной сферы является то, что вкаждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого ониобъединяются между собой.
Маркс отмечал, что наизвестной ступени своего развития материальные производительные силы обществаприходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или сотношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Инымисловами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верховмассы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего вматериальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственноизменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Еслипостоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречиянарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массыв движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение,качественное обновление общественных отношений.
Такой взгляд на обществовошел в историю общественной мысли как диалектический материализм. Он былприменен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени.
3. Социологияклассов и классовой борьбы
Социологическая теориямарксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений иклассовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальныеинтересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. Классовое делениеприводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положениюимели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишалисьнеобходимого для существования и выживания. В социальной поляризации Марксвидел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Такимобразом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всегообъективного положения в процессе производства. Но, будучи вовлеченными вклассовую борьбу, они становятся сами творцами общества.
Теория классов иклассовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах недает определения класса, хотя реконструированное определение на основании егоработ имеется. Классы — это социальные группы, находящиеся в неравном положенияи борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы,различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствампроизводства.
Маркс рассматривал классс точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяянаселение на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс ипролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающихся в эти рамки(таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что онипредставляют собой пережитки докапиталистической экономики, которые будутисчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория класса дляМаркса означает нечто большее, чем простое средство описания экономическихпозиций различных социальных групп — он рассматривал классы как реальныеобщности и реальные социальные силы, способные изменять общество.
Особенно важно длявычленения класса — осознание принадлежности к социальному единству, ощущениеотличных интересов от интересов других групп, наличие воли к совместнымдействиям. Он подчеркивал, что различие классовых интересов проистекает не изсубъективного мышления индивидов, а из их объективного положения в обществе ипрежде всего в процессе производства. Люди могут не осознавать своих классовыхинтересов и тем не менее руководствоваться ими в своих действиях.
4. Социологияреволюции
Маркс допускал разныеформы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамкахпрофсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, вранний период развития капитализма, не разрешит проблему антагонизма, неприведет к преодолению отчуждения трудящихся от средств производства.Кардинальное решение проблемы он усматривал в социальной революции.
Взгляды Маркса на этупроблему, особенно их эволюция до сих пор глубоко не проанализированы и неизучены. Широко известны его слова «революции — локомотивы истории» и в то жевремя не востребованы его мысли о том, что революционную борьбу труднорегулировать, что ее конечные результаты зачастую оказываются мало похожими надекларировавшиеся революционерами цели. А Энгельс прямо указывал, что «вовсякой революции неизбежно делается множество глупостей».
Главным вопросомреволюции Маркс считал вопрос о власти. Это очень многогранная проблема,которая отнюдь не сводилась социологом к идее диктатуры пролетариата, как этопредставлялось в «советском» марксизме.
Маркс и Энгельс подчеркивалиединство гражданского общества и государства, они прямо указывали, что первоевыступает как содержание, а второе — как форма. При этом Маркс и Энгельсотмечали, что собственно государственная власть, ее монополия никогда необеспечит свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где естьэмансипированное гражданское общество, способное диктовать свою волюгосударству.
Важное место вмарксистской социологии революции занимает идея об «отмирании» государства,которая постоянно корректировалась и шлифовалась. По Марксу, необходимым этапомна пути к безгосударственному самоуправлению является установление политическойвласти рабочего класса в виде диктатуры пролетариата. Однако на основе анализаконкретного революционного опыта Парижской Коммуны Маркс осознал многиеотрицательные стороны весьма короткой практики диктатуры пролетариата,существенно пересмотрев ряд своих прежних соображений. Для Маркса стало важното, что государственная власть имеет сложную, по крайней мере, двойственнуюприроду: это не только инструмент, с помощью которого экономическигосподствующий класс становится также и политически господствующим классом, нои механизм для выполнения общих управленческих задач, вытекающих из природывсякого общества.
Таким образом, еслипосмотреть на марксовскую социологию революции из разных временных координат,то в ней можно найти и противоречия, и двусмысленности, и просто ошибки. Частьиз них, сообразуясь с меняющейся жизненной практикой, исправил сам Маркс;что-то скорректировал после его смерти Энгельс, а что-то просто не выдержалоиспытание временем — абсолютизация социально-классовых антагонизмов своеговремени, умаление роли формального демократизма, трактовка демократии какисторически преходящего явления и др.
Социальное развитие, поМарксу, происходит в соответствии с определенными законами, под которыми онпонимает «внутреннюю и необходимую связь» между явлениями. Маркс верил всуществование универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основеразвития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностейесть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретномуу него рассмотрено как общенаучный метод познания.
5. Некоторыеошибки марксизма в его экономической теории
Марксизм – идеология,оказавшая огромное влияние на жизнь человечества. Одни слепо следуют ей, другиеначисто ее не принимают.
Прежде всего надо указатьна интегральный характер марксизма. Это – интегральное знание, совмещающее всебе нравственную оценку, науку и религию.
В марксизме естьрелигиозная составляющая, воздействующая на духовную компоненту человека. Таместь «священное писание» (труды основоположников), «пророки» (лидерымарксизма), «церковь» (партия), «богослужения» (партийные собрания), «крестныеходы» (демонстрации), «еретики» (меньшевики, троцкисты, отзовисты и проч.),«исповедь» (самокритика) и даже «мощи»… В СССР Фактически была создана некая«религия», причем КПСС выполняла социальные функции Церкви, причем с большимразмахом и эффективностью. Разумеется, это была псевдорелигия, которая неприводила к Богу, не давала спасения в вечности, хотя и обеспечивалаопределенное единство общества и его направленность к «общей цели» –коммунизму. Но эта «религия» формировала веру в абсолютную правильностьдоктрины. В результате марксизм перестал развиваться и превратился в набор мертвыхдогм, оторванных от реальности. Это привело в СССР к массовому отпадению отмарксистской «религии», и в конечном счете – к гибели советского социализма.
Марксизм следуетрассматривать как социологическую теорию своего времени, хотя и содержащую всвоем составе ряд верных моментов, но основанную на принципиально неверных положениях.
Марксизм отрицает Бога,Его существование и потому рассматривает религию, церковь как «опиум длянарода». Конечно, атеизм как основа миросозерцания для христианина совершеннонеприемлем. Однако в марксизме присутствие атеизма имеет как субъективную так иобъективную причину.
С одной стороны, этоличный выбор основателей марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако с другойстороны, западная церковь прочно отрицала социализм даже в христианскойоболочке. Поэтому проповедь социализма была возможна лишь при условии полногоразмежевания с Церковью, борьбы с ней, что неизбежно вело к атеистическойидеологии.
Марксизм строит своемиросозерцание на тотальном материализме: человек является «совокупностьюобщественных отношений»; сами же «общественные отношения» определяютсяразвитием «производительных сил», т.е. чисто материальным аспектом жизничеловечества. Причиной же развития «производительных сил» являются материальныепотребности человека в пище одежде, жилище и проч.
Такой взгляд, какконцептуальная основа, с точки зрения христианской социологии неприемлем. И ктому же он крайне уязвим. Ибо уже «производительные силы» – именно произведениедуха, человеческой воли, таланта, которые наши свое воплощение в материальныхобъектах. Что же касается сугубо материальных потребностей человека, то сказано«не хлебом единым жив человек, но словом Божьим». Подлинное христианство естьгармоническое единство духовных и материальных сторон человеческой природы, гдедуховное управляет материальным.
Укажем теперь на некоторыеошибки марксизма в его экономической теории.
Одним из главных выводовМаркса из анализа капиталистического общества является наличие эксплуатации.
Маркс считал, чтонанимаясь на работу, рабочий продает не свой труд, а «рабочую силу», т.е.способность к труду, те навыки, умения, волю и физические силы, которыекапиталист использует для изготовления товара. Поскольку, как он думал, сделкив рамках капиталистического рынка всегда справедливы, то рабочий получает запроданную рабочую силу сполна. Капиталист, используя эту рабочую силу, получаеттовар, который продает по большей цене. Разницу, в силу права частнойсобственности на этот товар, капиталист кладет в свой карман. Эта разница,называемая Марксом прибавочной стоимостью, и является мерой эксплуатации.
Эта теория Марксамножество раз подвергалась критике. И надо сказать – совершенно справедливо.Ибо тезис о том, что рабочий продает свою «рабочую силу», крайне уязвим. Все жене свою способность к труду продает рабочий, а именно сам труд, его определенноеколичество с заранее оговоренным результатом – об этом говорит веськолоссальный общечеловеческий опыт найма на работу. Но отсюда критики Марксаочень часто делали вывод, что раз рабочий продает свой труд, то и капиталистоплачивает его сполна и потому никакой эксплуатации при капитализме несуществует. Подлинная суть механизма капиталистической эксплуатации в другом –в неэквивалентности сделок.
Маркс был сторонникомтрудовой теории стоимости. Она считает, что стоимость любого товараопределяется трудом, затраченным на его изготовление, и только им. В процессеизготовления товара используется сырье (которое бесплатно берется у природы) ичеловеческий труд. Поэтому труд объективно и является единственной компонентойстоимости.
Критики Маркса эту теориюяростно критиковали, и опять-таки справедливо. Дело в том, что она несоответствует реальности: цена (являющаяся рыночной оценкой стоимости) зависитне только от затрат производителя, но и от полезности изготовленного товара(вещь с пониженным спросом приходится продавать по более низкой цене).
Однако эти (совершенноверные) соображения не дают основания полностью забыть о трудовой теории. Делов том, что современное ценообразование действительно выражает компромисс междуэкономическими силами участников купли-продажи, завися от всей скрытойнесправедливости такой системы. Иначе говоря, «так есть», но «так не должнобыть».
Таким образом, Маркс тутсделал ошибку, очень характерную для марксизма вообще: он абсолютизировал то,что принадлежит сфере нравственности.
Отметим, что именносоциализм, стремясь к справедливой оценке труда, вводил трудовую теорию (в СССРво многом она была реализована). Однако справедливость – лишь низший уровеньлюбви. Более высокая степень любви требует распределения не по труду, а по нужде:больше должен получать самый нуждающийся. Так должно быть в христократическомобществе.
С появлением марксизмакардинально меняются взгляды на развитие общества. Современная социологиярассматривает марксизм как наиболее развитую в историческом контекстеидеологию, которая после краха одного из его течений – советского социализма,ставит по вопрос наличия какого-либо наследия в аспекте исторического развитияи возможность дальнейшей эволюции данной идеологии вообще.
Сам марксизм каксоциальная концепция определенно мертв, но его позиция в контексте мира, всеболее и более приближающегося к марксистскому пониманию капитализма: онподвержен колебаниям, он глобален, его преследуют кризисы, он раскалываетобщество на два лагеря. Раз большинство умов полагают, что место марксизма накладбище, то это, вероятно, значит, что марксизм не просто теория мира,прошлого или настоящего, это также и теория его трансформации в нечто другое,теория будущих возможностей.
Списоклитературы
1. Вахитов Р. Современнаяроссийская идеология. Критические заметки // СОЦИС, № 10, 1999.
2. Вахнин Н.А.Конспект лекций по социологии. – СПб.: ВГИ СПГГИ(ТУ), 2001
3. Маркс К., ЭнгельсФ., Ленин В. И. О диалектическом и историческом материализме — М.: Политиздат,1984, 636 с.
4. Основымарксистско-ленинской философии / Под ред. Ф. В. Константинова, А. С.Богомолова. – М.:, Политиздат, 1984.
5. Радугин А. А.,Радугин К. А. Социология: курс лекций. 3 изд. — М.: Библионика, 2006.
6. Социология / Подред. проф. Лавриненко В. Н.: Учебник для вузов, 3 изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Социология:учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д.: «МарТ», 2000, 512 с.
8. Титова Н. Е.История экономических учений. – М.: Владос, 1997.