Содержание:
Введение……………………………………………………………………………3
1. Экологическоеобразование на муниципальном уровне…………4
2. Экологическоеобразование на региональном уровне…………..6
Заключение……………………………………………………………….14
Списоклитературы………………………………………………………16
Введение.
Образование являетсяодной из важнейших социальных подструктур общества. Его содержание, развитие ифункционирование отражают состояние общества, особенности его перехода отиндустриального к информационному обществу XXI века. В этих условиях особуюзначимость приобретает укрепление связей образования и культуры, многоаспектныйстрой которой опирается на экологическое отношение человека, выступающего вмире Природы мощной преобразующей силой.
Главную роль в глобальномрешении экологических проблем играет не только работа специалистов по охранеокружающей среды, но и специальная система экологического образования.Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер,поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
Необходимость всеобщегоэкологического образования стала осознаваться мировой общественностью с 70-хг.г. как единственно возможное условие предотвращения экологической катастрофы.
В 1995 г. начатаразработка программы “Экологическое образование населения России”, которая учитываетвсе уровни воспитания, обучения и просвещения населения, профессиональнуюориентацию, национальные и культурных особенности и т. д. Намечен комплексмероприятий по обеспечению данной Программы (нормативно-правовое, информационное,научно-методическое, кадровое и др.).
В статье 71 Закона РФ “Обохране окружающей природной среды” (от 10.01.2002 г.) отмечается, что«экологическое образование должно охватывать весь процесс дошкольного,школьного, общего и профессионального образования, подготовки и переподготовкиспециалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации».
В третьем тысячелетиичеловечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем,приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопросвозможность существования жизни на Земле.
Необходимо научить людейжить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредствомкачественного преобразования сложившейся практики экологического образования ивоспитания.
Целью данной работыявляется: изучить содержание современного экологического образования нарегиональной и муниципальном уровне.
1. Экологическоеобразование на муниципальном уровне
Современный этап развитиячеловечества характеризуется резким возрастанием техногенного пресса наприроду. Материальный и духовный дуализм, проявляющийся во взаимоотношенияхчеловека и природы, превращенный в антагонизм, ведет к разрушению природныхсвязей как внутри природы, так и внутри человечества. Однако историческийпроцесс во взаимоотношениях человека и природы, несмотря на его нарушенность,развивается. В настоящее время этот процесс находится в критической кризиснойточке на перегибе нисходящей и восходящей части исторической кривой. Природамолчит, но она мстит. Она не выдерживает бездушного отношения к ней со сторонычеловека, поэтому и поставила перед ним главную проблему эпохи – проблемувыживания человечества. Гибнущие по вине человека реки и подземные воды,задымленная и искаженная атмосфера, сведенные леса и мелиорированные болота,разрушенные и загрязненные почвы, химическое и радиоактивное загрязнениеприродной среды – все это, как бумеранг, бьет по человеку, «награждая» егодесятками видимых и невидимых болезней, как соматических, так и генетических. Итолько лучшая часть человечества осознает все происходящее, выдвинув на аренуистории обширные всеобъемлющие науки (новые парадигмы) – биологию и экологию.
Человек стал умным, но нестал мудрым. Мудрый от умного отличается способностью мыслить обозримымивременами. Для достижения этого необходимо уважение к исторической памяти имудрым людям.
Упомянутый выше дуализмвзаимоотношения человека и природы сохраняется и поныне в виде двухэкологических, точнее, биосферных начал: эколого-экономического иэколого-духовного. Сопряженное их развитие, включая управление и регламентацию(коэволюция по Н.Н. Моисееву) способно вывести человечество и природу на новый(неосферный) виток глобальной эволюции биосферной Земли.
Люди долго воспитывалисьпод наркозом крылатых фраз типа: «Природа не храм, а мастерская, и человек вней работник», «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – нашазадача» и т.д., которые и до сих пор на устах людей старшего поколения. Такимобразом экологическая опасность становится препятствием социально-экономическомуразвитию общества. Но пока еще можно принять меры, позволяющие смягчить натискна природную среду, сберечь здоровье людей. В этих условиях необходим поисктаких методов управления экологической обстановкой, которые обеспечивали быпоступательное движение к главной цели в области природопользования и охраныокружающей среды – обеспечению устойчивого и экологически безопасного развитияэкономики региона.
Понятие «устойчивоеразвитие» – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящеговремени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворятьсвои собственные потребности» заимствовано из ресурсной концепции развитиямировой системы, которая рассматривает Землю только или в основном как источникресурсов. Современная экономика в этом случае не может не разрушать биоту иокружающую среду, а, следовательно, невозможно решить существующиеэкологические и социальные проблемы только технологическими разработками иэкономическим ростом. Тем более невозможно поддерживать состояние равновесия,если общество будет опираться только на технические решения, а не будетпреобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Преобразованиесоциально-экономической системы должно происходить на основе не толькотехнологически новой производственной деятельности людей, но и на изменениисистемы взглядов человека на окружающий мир и самого себя. Стремление кизменению социально-экономической системы всегда было присуще человеку, нообоснование этих стремлений ранее выводилось из внутренних противоречий инедостатков существовавших систем. Теперь очевидно, что человеческое обществодолжно измениться в силу объективных внешних причин, которые диктуютсябиосферой и законами ее развития.
Смысл изменения системывзглядов состоит в том, что человек должен осознать себя естественнойсоставляющей биосферы, что он возник в результате ее эволюции и на него, как ина остальные живые виды, распространяются законы развития биосферы. Как и любойбиологический вид, человек имеет свою экологическую нишу, т.е. свою системувзаимоотношений с окружающей средой, законы развития которой человек обязанучитывать в своей практической деятельности. Человек не имеет права ощущатьсебя выше породившей его биоты, обеспечивающей ему питание и оптимальную для жизниокружающую среду. Человек должен понять и нормально воспринимать свою роль вмеханизме поддержания стабильности биосферы, что в свою очередь будетспособствовать формированию новой нравственности, т.е. новому общественнонеобходимому поведению людей. Таким образом, среди конкретных проблем впрограмме «устойчивое развитие» на первый план выступает просвещение: толькообразованное и по-настоящему интеллигентное общество способно реализоватьсовместное преобразование природы и общества. Наряду с новой модернизациейчеловечеству предстоит создать новую культуру как во взаимоотношениях междулюдьми, так и с природой, субъектом которой является человек. В ее основедолжно лежать экологическое воспитание и образование. Их формирование будетидти постепенно, как обобщение опыта специалистов в области образования,достижения науки, т.е. наших знаний об окружающем мире, и деятельностиполитиков.
Экологическое воспитаниедолжно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного напредставлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры ивсей практической деятельности не на эксплуатацию природы и даже не насохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействоватьпрогрессу общества. Человек должен быть ответственен за состояние окружающейсреды, должен ясно представлять неблагоприятные последствия для общества, семьии для каждого человека, связанные с его воздействием на окружающую среду.Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием, котороеотражает современный уровень научных знаний.
В условиях экологическогокризиса необходима такая структура власти, которая способна обеспечитьреализацию экологической политики на высшем уровне и в регионах. Необходимостьреализации принципа «устойчивое развитие» ставит перед обществом задачувыдвижения на ответственные роли людей образованных, способных соблюдатьинтересы общества в целом. Исключительное значение для регионов имеетспециальная подготовка экологически грамотных чиновников и управленцев всехведомств и многочисленных служб. Необходима подготовка экологически грамотныхэкономистов, юристов, управленцев, психологически и профессиональноориентированных на организацию жизни в экологически сложных условиях в регионе.
Система экологического образованиядолжна осуществляться по разным направлениям, основными из которых являютсядошкольное экологическое воспитание с элементами образования, школьноеобразование (в массовой школе и специально-экологически направленное);экологическое образование в профессиональных средних учебных заведениях;вузовское образование (по инженерно-технологическим направлениям,педагогическое, для пополнения управленческого аппарата); поствузовскоеобразование.
Решение проблемыорганизации системы экологического воспитания и образования связано сопределенными трудностями, которые обусловлены тем, что сама проблема, с однойстороны, носит межведомственный характер, с другой – имеет острую региональнуюнаправленность. В связи с этим необходим поиск таких форм организации, которыесочетали бы государственную и общественную активность при направляющей ролигосударства и региональной администрации. Во-первых, в этих условияхпредставляется возможным создание при Комитете образования специальногоконсультативного общественного Совета, обсуждающего как стратегические, так итекущие тактические вопросы экологического образования. В его состав могутвойти ученые, ведущие специалисты в области экологии и природопользования,авторы–разработчики программ, учителя-практики. Основная научная задача Совета– наметить пути реализации программы. Учитывая многообразие задач, которыебудет решать Совет, целесообразно выделить в нем специальные секции –дошкольного и школьного образования, образование в семье, поствузовскоеобразование, образование военных и т.д.
2. Экологическое образование нарегиональном уровне.
Немногие науки сегоднямогут похвастаться столь частым упоминанием своего имени, как экология. Нетболее широко известной и непонятной для всех отрасли биологической науки. Чтотолько не включают в это понятие — и загрязнение окружающей среды, и охрануредких видов различных биообъектов, и заботу о здоровье населения. Более того,стали появляться и многочисленные “подразделы” в других науках, основанные набазе экологических подходов, например, экология культуры. Развиваютсяэкоархеология и экоэтнография. Исходя из этого, наш век можно назвать “векомэкологии”. Это не только дань моде — актуальность вопросов жизнедеятельностичеловека и других живых организмов, зависящих от условий среды, возрастает помере интенсификации процессов антропогенной трансформации естественныхэкосистем. Возрастающее воздействие антропогенных факторов на окружающую средупомимо прямого мутагенного действия оказывает токсическое влияние на различныебиообъекты, опосредованно, через модифицирование функциональной активностиживых организмов и их экзометаболитов. Многочисленные токсиканты, аккумулируясьи мигрируя по трофическим цепям, в конечном итоге, вызывают изменения в геномеразличных биологических объектов, в том числе и в человеческой популяции.
Антропогенное загрязнениеокружающей среды влияет на здоровье населения нашей области. Если рассмотретьразличные аспекты влияния Тоцкого ядерного взрыва на здоровье населения, томожно отметить, что в результате ядерных испытаний у жителей регионанаблюдаются не только явления иммунодефицита, проявляющиеся повышениемзаболеваемости инфекционными болезнями и злокачественными новообразованиями, нои генетические нарушения, выражающиеся в повышении частоты встречаемостиврожденных уродств и различных аномалий развития. Повысился уровень различныхпатологий сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем у детей, увеличилосьчисло аутоиммунных заболеваний у населения, проживающего в районах с повышеннойтехногенной нагрузкой.
Антропогеннаятрансформация экосистем и биоты на примере Красноярского края оказывает мощноемодифицирующее воздействие на устойчивость природных биоценозов и сукцессионныепроцессы в популяциях различных биообъектов. Наиболее ярко процессы экологическогокризиса проявляются в степной зоне, где можно наблюдать и изучать разрушениегеохимического облика ландшафта, регенерационных и сукцессионных возможностейэкосистем, а также феномен “инсуляризации”, т.е. переход различных экосистем изположения доминирующего в ландшафте компонента на положение антропогенногореликта, уцелевшего в изолированных очагах.
Отсутствие вниманиягосударственных органов к охране уникальных памятников природы может привести ких утрате для следующих поколений. Поэтому, как ни разнообразны направления экологическихисследований в нашем крае, все они должны быть направлены на решение проблем,связанных с влиянием различных факторов на живые организмы, их популяции исообщества и минимизацией их биоцидального действия. Необходимо решать вопросыстановления и развития экологического сознания, проблемы сохранениябиоразнообразия и нормального функционирования природных экосистем, проблемымедицинской экологии, вопросы техногенного загрязнения окружающей среды,производства и переработки экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Экологическое сознаниедолжно сыграть определяющую роль в преодолении экологического кризиса. Оноявляется отражением социальных, природных и специфическихсоциально-экологических законов формирования системы “природа-общество”, а егоформирование предполагает перестройку взглядов и представлений, когда усвоенныеэкологические нормы становятся нормами поведения. Если экологические знания нестановятся для индивидуума императивом поведения, то нельзя говорить о наличииэкологического сознания, т.е. необходимо формирование экологическогомировоззрения.
Формированиеэкологического сознания должно происходить на основе идеальной моделивзаимодействия природы и общества, основанной на понятии “ноосфера”. Ноосферноесознание включает: научное знание — готовность определять границы своейкомпетентности, получать и правильно применять свои знания на практике;феноменологическое сознание — отношение ко всем естественным и социальнымобъектам как к живым организмам; экологическое сознание — пониманиеорганического единства научной картины мира, осознания научных последствийвторжения в сложные природные системы; гуманистическое сознание — пониманиеценности каждой культуры, личности, природного организма и бережное отношение кним; вселенское сознание — понимание взаимосвязи глобальных проблем иготовность их решать; самоопределение личности как ноосферного человека — единство знания, убеждения и практики, понимание ответственности человека замир живой и неживой природы. Таким образом, экологическое сознание являетсяодной из составляющих идеальной модели ноосферного человека.
Цель экологическогообразования — формирование экологической культуры личности и общества в целом,воспитание у каждого человека потребности природоохранной деятельности, чувстваответственности за состояние окружающего мира. Если грядущий век футурологипрогнозируют как век информационно-экологический, то экологическое образованиепо праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главныхсистемообразующих факторов его развития.
Экологическое образованиенаиболее успешно может осуществляться при условии непрерывности ипреемственности на каждом этапе развития личности. В соответствии с этим в Красноярскомкрае продолжается развитие системы всеобщего, комплексного, непрерывногоэкологического образования, охватывающего весь процесс дошкольного, школьного,общего и профессионального образования, подготовки и переподготовкиспециалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации.
Процесс формированияэкологически грамотной личности начинается с экологического воспитания вдошкольных учреждениях (ДУ). Многие дошкольные учреждения должны реализовыватьмодели валеологического и экологического образования, пропагандирующие здоровыйобраз жизни, взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды. Все программы,реализуемые в ДУ, должны быть ориентированы на непосредственное общение детей сприродой. Решая задачи экологического образования, педагоги детских учрежденийдолжны ставить целью воспитание у детей доброго, заботливого, внимательногоотношения к природе, окружающему миру, использовать необычные формы и методывоспитания экологической культуры у детей (экологические акции “Зеленый друг”,“Аллея цветов”, “Птичья столовая”, “С любовью к родной планете”, конкурсрисунков, поделок и игрушек из природного материала и отходов производства(поролона, картона, полиэтиленовых пакетов и бутылок).
Во многих детскихдошкольных учреждениях области наблюдаются тенденции расширения рамокэкологического воспитания, где используются разнообразные формы и методыработы. Наряду с положительными аспектами необходимо отметить основныетрудности и серьезные проблемы, стоящие на пути экологизации ДУ: слабаяматериально-техническая база дошкольных учреждений, недостаточноефинансирование, отсутствие необходимой преемственности “детский сад — школа”.
Важнейший этапформирования экологической культуры — школьное экологическое образование.Основой его в нашем регионе служат общеобразовательные учреждения различныхвидов (школы, лицеи, гимназии). В региональном компоненте есть возможностьвведения в учебный план школы интегрированного предмета типа “Экология”,содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностейэкологической ситуации в Красноярском крае. В то же время для региональногокомпонента актуальной задачей является обеспечение преемственности в содержанииэкологического образования, особенно в плане связи теоретических знаний спрактической деятельностью учащихся. Это можно осуществить путем выделенияучебного времени на проведение учебных экологических практикумов для учащихсяразных классов. Такие практикумы проводятся путем сочетания учебных занятий влабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они должныбыть ориентированы:
1) на изучение и оценкуэкологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг);
2) на проектирование иуход за ландшафтом;
3) на практическоеучастие в природоохранных мероприятиях;
4) на пропаганду идейздорового образа жизни.
В школьном компоненте внаиболее полной мере может реализоваться идея о конструировании “индивидуальнойтраектории обучения”, которая позволяет претворять в жизнь главный девизэкологов: “Мыслить глобально — действовать локально”. Наилучшим образом этогоможно достичь путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологическихпроектов. Работа над проектами проводится с использованием прогрессивнойпедагогической технологии — индивидуальная учебная деятельность организуется вмалых группах сотрудничества. По своему содержанию учебные проекты состоят изтрех частей:
— поиск источников и сборпервичной информации; ее анализ, обработка (в том числе компьютерная) иоформление в виде текстов, рисунков, графиков, диаграмм и др.;
— разработка программыпрактической деятельности по осуществлению проекта;
— личное участие ивовлечение других участников в практическое осуществление теоретическиразработанной части проекта.
На заключительном этапекаждая малая группа сотрудничества оформляет соответствующим образомвыполненный проект и докладывает о нем на конференциях разного уровня:школьных, городских, районных и других. Именно в такой работе наиболее полнопроявляется тесная связь основного и дополнительного экологического образования.При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений,вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках иповедении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.
Таким образом, разумноеиспользование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школысоздает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целейнепрерывного экологического образования подрастающего поколения нашей области.Но экология как школьный предмет до сих пор не введена в перечень обязательныхобщефедеральных дисциплин. Это свидетельствует о явном недопонимании ее роли вобщем образовании.
Отбор содержания дляшкольных программ представляет собой сложную задачу. Современная экология — огромная, сложно структурированная область научного знания, имеющая центральнуюи дополняющую части. Это целый комплекс теоретических и прикладных наук, к томуже экологические аспекты отражены практически во всех других естественных инекоторых гуманитарных дисциплинах.
Опорной базойэкологической подготовки школьников должны быть теоретические основы общейэкологии с ориентацией на принципы рационального природопользования ипредотвращения глобальных и региональных катастроф.
Преподавание общейэкологии (имея в виду ее системный характер) должно основываться на достаточнойфактологической базе, поставляемой другими школьными дисциплинами (биология,география, химия, физика и др.). Такое преподавание предполагает ужедостаточную зрелость мышления учащихся. Вот почему основное место этойдисциплины — в старших классах (9,10,11), однако элементы общеэкологическихпредставлений рационально вводить еще в начальной школе, постепенноподготавливая все более глубокое восприятие. Такой подход требует пересмотрасодержания практически всех школьных дисциплин с целью направленности их наформирование экологического мировоззрения, обогащение новыми аспектами, которыеработают и на основной предмет.
Экологизация иестественнонаучных, и гуманитарных дисциплин должна быть органичной, углубляющейих восприятие. Каждый предмет в глубинах содержания имеет потенциалэкологического и природоохранного воспитания. Так, в математике можнорассматривать абстрактные трубы А и Б, а можно решать увлекательную задачу, какпредупредить местную экологическую катастрофу, регулируя потоки сточных вод. Вхимии, безусловно, полезным будет ознакомление с методами проверки назагрязнение питьевой воды или с принципами безопасности химических производств.В истории, например, возможно обсуждение связи оседлого или кочевого образажизни народов с характером использования ими природных ресурсов.
Прикладные и техническиевопросы, связанные с рациональным природопользованием и охраной природнойсреды, могут развиваться на всех ступенях обучения и во всех учебных предметах.Однако в старших классах, после курса основ общей экологии, они должны носитьболее систематизированный и мировоззренческий характер и выливаться в отдельныециклы (например, “Экология города” или “Экология и цивилизация”).
Понятийный аппарат, необходимыйдля базового экологического образования определяется несколькими разделами:
— биосфера (среда жизничеловека, организм и среда, надорганизменные системы — популяции, сообщества иэкосистемы);
— проблемы глобальнойэкологии (загрязнение окружающей среды отходами химических производств,проблема утилизации радиоактивных отходов, усиление парникового эффекта,опустынивание, таяние полярных льдов, проблема нехватки пресной воды, проблеманародонаселения, сокращение биоразнообразия на планете, выработка методовборьбы со смертельными болезнями человечества);
— проблемы региональнойэкологии (выветривание гумусового слоя, лесные пожары, состояние Урала и малыхрек, загрязнение атмосферы, сокращение биоразнообразия области, проблемаизменения климата, проблема чистой воды, индикация, состояние ландшафтныхзаповедников области, экологический мониторинг, феномен “инсуляризации”,проблемы медицинской экологии);
— экология человека(здоровье человека, факторы риска и адаптивные возможности организма);
— социальная экология(понимание взаимоотношений общества и среды, основных противоречий этихвзаимосвязей, демографических проблем, путей формирования экологическойкультуры, знакомство с международными усилиями в обеспечении устойчивогоразвития и экологической безопасности человечества).
Весь объем экологическихзнаний, полученных школьниками, должен сформировать представления о том, каковыосновы и пределы устойчивости живой природы, почему возникают экологическиепроблемы у человеческого общества, существующего за счет природы, что нужноделать, чтобы сохранить себя на Земле.
Выпускник школы долженпредставлять, что такое биосфера, какова ее структура, какую роль в ее созданиии поддержании играют живые организмы (живое вещество) и какова роль круговоротавеществ в обеспечении устойчивой жизни. Необходимо представление о масштабахбиологического многообразия и его роли в функционировании и стабилизацииприродных систем. Следует быть знакомым с общими законами влияния экологическихфакторов на живые организмы и главными направлениями адаптаций к условиям жизнив разных средах. Очень важно сформировать представления о системных свойствахпопуляций и сообществ, принципах и пределах их саморегуляции, так как этоменяет взгляд на формы эксплуатации человеком живой природы.
Необходимо, чтобыучащиеся познакомились с общими проблемами загрязнения среды, истощенияресурсов, изменения теплового баланса Земли, редукции озонового экрана, паденияплодородия почв и биологической продуктивности растительного покрова какследствиями антропогенного нарушения принципов работы природных экосистем.Одновременно нужно формировать представление о возможных путях и способахрешения этих проблем, задачах и методах экологического мониторинга, практики иперспективах охраны природы и среды жизни человека, экологическом плане.
Названный кругпредставлений достаточен для формирования экологической картины мира,связывающей частные проявления жизни организмов и видов с общей экосистемнойорганизацией биосферы, для понимания роли и места человека в природе.
Таким образом, задачашколы — дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой длядальнейшего профессионально ориентированного экологического образования.
Важное место в системеэкологического просвещения занимают высшие учебные заведения. Экологическоеобучение студентов в Красноярском крае проводится по следующим направлениям:
— освещениеприродоохранных аспектов во всем комплексе учебных дисциплин;
— подготовкаквалифицированных кадров в области техносферной безопасности;
— профессиональнаяподготовка педагогов-экологов.
В региональной системенепрерывного экологического образования активно участвуют практически всевысшие учебные заведения г. Красноярска. В каждом вузе есть своя научная школаи система подготовки студентов, организованы и успешно действуют экологическиекафедры.
Развитие системынепрерывного экологического образования в Красноярском крае продолжается,однако наряду с положительными аспектами имеется ряд трудностей и серьезныхпроблем. Как правило, эта работа недостаточно финансируется и остается вбольшой мере уделом энтузиастов. По-прежнему отсутствует единая государственнаяполитика в области экологического образования. Создание развитой системынепрерывного экологического образования должно быть законодательно закреплено вкачестве конституционной нормы.
Необходимо понятькаждому, от рядового гражданина до государственного деятеля, что толькоэкологически грамотное общество не допустит экологических катастроф, обеспечитэкологическое возрождение России.
Заключение.
Современное экологическоеобразование отдаляется от изучения классической экологии, ибо она можетпригодиться редким специалистам. Зато каждому из нас необходимо узнать, какэкологические закономерности отражаются в нашей реальной практике. Мы можемпозволить себе не изучать в общеобразовательной школе медицинскую практику, атолько основы анатомии и физиологии, потому что существуют врачи, а самолечениедаже опасно. Мы изучаем там закон Ома, но не способы ремонта аппаратуры, потомучто есть мастерские. Однако экология – та уникальная область, где нетмастерских или клиник, но практически каждый человек занимается экологическойпрактикой, будь он водителем, химиком, отдыхающим на пляже и даже простообитателем квартиры, вытряхивающим коврик. И здесь ему не помогают никакиеспециалисты, решения – позитивные или негативные — он принимает на свой страх ириск. Впрочем, практико-ориентированное экологическое образование это пока ещебольшая редкость.
Экообразованиюспособствует экологическое просвещение, которое помогает привлечь внимание,заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимсяпредставлениям людей, помогает обеспечить массовый резонанс экологическимидеям. Но в отличие от образования, оно не стремиться дать системных знаний инавыков, которые могут быть квалифицированы, оценены.
Отдельный инструмент –экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например,об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическаяпропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благиенамерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламуконкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлеченияскандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добитьсявлияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах«экологического терроризма».
Экологическое образование- это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным ирукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения,распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию,городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.
Государственная политикав области экологического образования населения — деятельность органовгосударственной власти по созданию условий для осуществления экологическогообразования населения и координации деятельности государственных органов,общественных объединений, иных организаций и физических лиц по формированиюобщей и профессиональной экологической культуры человека и общества.Экологическое образование — процесс обучения, воспитания, развития личности инаселения, самообразования и накопления опыта, направленный на формированиеценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний поприродопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Образование в областиэкологии — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования,накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностныхориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охранеокружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемыхв экологически грамотной деятельности; экологическая культура — наследуемыйопыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природнойсредой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально — экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.(Федеральный закон «О государственном регулировании образования в областиэкологии»)
Список литературы:
1. Алексеев С.В. Анализопределений понятия “экология’’.// Экология.- 2000.- №2.
2. Ахренов В. Обеспечениегосударственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. — 2000.
3. Вишнякова С.М.,Вишняков Г.А., Алешукин В.И., Бочарова Н.Г. Экология и охрана окружающей среды: толковый терминологический словарь М.: Всемирный следопыт, 2001.
4. Герасимов И.П.Экологические проблемы в прошлом, настоящем и будущем географии мира. — М.:Наука, 2005.
5. Дерябо С.Д., ЯсвинВ.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов -на -Дону: Феникс, 1999.
6. Иванов Ю. В центревнимания — экология //Теоретический журнал СКЕОО. — 2004. — №5.
7. Моисеев Н.Н. Человек иноосфера. — М.: Мол. гвардия, 2001.
8. Небел Б. Наука обокружающей среде: Как устроен мир. в 2-х т. Перевод с англ. — М.: Мир, 1999.
9. Основы экологии иприродопользования: Компьютерный курс: Учебн. Пособие для 10-11 классовобщеобр. учережд. /В.Ф.Шолохович и др. -М.: Просвещение ,2001.
10.Сивоглазов В.И.,Сухова Т.С., Козлова В.А. Экология России: кн. для учителя (методическ.комментарии). — М.: МДС, 1999.