СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ….….1 ТЕРМИНЫ… 2 НОВА СОЕДИНЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ ДЕЛ … ………… 3. СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ……4. СОЕДИНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ
ДЕЛ ….….……5.ВЫДЕЛЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ …….… 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….26 ВВЕДЕНИЕ Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь от 23 апреля 1992г. положила начало развёртыванию активной работы белорусских учёных, законодателей и юрисконсультов-практиков над созданием правовой основы жизнедеятельности суверенного государства. Решающую роль в разработке проектов важнейших законов и кодексов сыграло принятие 24 ноября 1996
г. на республиканском референдуме Конституции страны. Наш Основной закон вобрал в себя всё лучшее, что накопилось в юридической практике нашей страны, а также новое, прогрессивное, проверенное многолетним опытом современной цивилизации, Всеобщей декларацией прав человека, подтверждённые другими Международными документами, большинство из которых ратифицировано нашим государством, приняты и восприняты
в Беларуси, были положены в основу конституционного строительства. Человек, его права и законные интересы, честь, свобода и достоинство личности стали основными в Конституции, нашли отражение в конституционном и отраслевом законодательстве. Так, задачами уголовного процесса в Беларуси являются защита личности, её прав и свобод, интересов общества и государства путём быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения
к уголовной ответственности виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не оказался бы привлечённым к уголовной ответственности и осуждённым. Уголовный процесс представляет собой деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по борьбе с преступностью и преступлениями.
Первоочередная цель уголовного процесса заключается в установлении фактических обстоятельств дела в полном и точном соответствии с действительностью, то есть в установлении истины по каждому конкретному делу. Наше законодательство постоянно совершенствуется в направлении защиты прав и свобод человека в соответствие с нормами международного права и процессуальными нормативами, предусмотренными Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека.
Систематически законодателем по своей инициативе или по указанию Конституционного Суда вносятся изменения в уголовно-процессуальный закон. Однако судебная и следственная практика не стоит на месте и выявляет всё новые неясности, проблемы и пробелы в законодательстве, требующие проработки и последующего восполнения путём детальной правовой регламентации. Наше законодательство предусматривает повышение эффективности системы уголовной юстиции
и укреплении роли суда, судебной власти, обеспечение законных прав и интересов лиц- участников уголовно-процессуальной деятельности. Осуществление возложенных на суд функций невозможно без успешной деятельности соответствующих субъектов на досудебных стадиях уголовного процесса и, прежде всего, в стадии предварительного расследования. Установление истины во многом зависит от всестороннего, полного и объективного расследования обстоятельств уголовного дела, осуществляемого как на стадии предварительного расследования, так и в
ходе судебного разбирательства. Обоснованное решение следователя о соединении и выделении уголовных дел обеспечивает реализацию принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, достижения истины в процессе. В своей работе я постараюсь более подробно остановиться на рассмотрении соединения и выделения уголовных дел, проблемах, возникающих на стадии предварительного расследования. Целью курсовой работы является рассмотрение главы 19 «Соединение и выделение уголовных дел» на основе
детального анализа статей данной главы. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: – раскрыть сущность и значение принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела; – определить содержание и специфику оснований соединения и выделения уголовных дел, их место в системе процессуальных решений следователя, а также их значение в обеспечении принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Методологическую основу курсовой работы составляют положения Конституции Республики Беларусь. При подготовке работы использована литература по уголовно-процессуальному праву, криминалистике. 1 ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ. ТЕРМИНЫ УК – уголовный кодекс Республики Беларусь УПК, УПК РБ – уголовно-процессуальный кодекс Республики
Беларусь. Применяемые в данной курсовой работе термины означают: – орган дознания – государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять дознание; – подозреваемый – физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о применении меры пресечение до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о признании подозреваемым; – порядок производства
по уголовным делам – это порядок возбуждения и расследования уголовных дел, рассмотрения и разрешения судами; – преступление – общественно-опасное посягательство на права и свободу личности, правомерный интерес общества и государства; – прокурор – должностное лицо, в пределах своей компетенции осуществляющее от имени государства уголовное преследование и поддерживающее государственное обвинение в суде; – следователь – должностное лицо органа внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, государственного
комитета финансовых расследований, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам; – стадии уголовного процесса – это этапы (части) уголовного судопроизводства; – уголовный процесс- это регулируемая законом деятельность органов дознания, предварительного следствия. Прокурора, суда (судьи), состоящая в разрешении заявлений (сообщений) о преступлениях, расследовании и разрешении уголовных дел, а также вопросов, связанных с исполнением приговоров, порождающая правовые
отношения между её субъектами и направленная на обеспечение эффективности правосудия; Определения ряда других терминов даны непосредственно при рассмотрении вопросов в тексте курсовой работы. 2 ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННОСТИ, ПОЛНОТЫ И ОБЪЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЕДИНЕНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЯ ДЕЛ В уголовном процессе принципы являются основными исходными положениями,
в соответствии с которыми осуществляется производство по материалам и уголовным делам. Все уголовно-процессуальные принципы закреплены в законе, поэтому они носят правовой характер и взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и все вместе определяют демократическую направленность уголовного процесса. Вся совокупность принципов, которые осуществляются в уголовном процессе, составляют её систему. Вся система уголовно-процессуальных принципов изложена в гл.2
УПК РБ (ст.ст.8-25). Большинство этих принципов закреплены в Конституции. Это не означает, что одним принципам придаётся первостепенное значение, а другие являются второстепенными. Все принципы важны для уголовно-процессуальной деятельности органов, ведущих уголовный процесс. Принципы, закреплённые только в УПК, отражают специальные особенности производства по материалам и уголовным делам, например принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств
дела. Данный принцип по источникам, в котором он закреплён, относится к специальным (установленном только в УПК), по сфере осуществления – к общим для всех стадий уголовного процесса. Значение принципов уголовного процесса состоит в том, что они определяют сущность уголовного процесса, являются основой построения всей системы уголовно- процессуальных норм, устанавливающих порядок производства при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел и их судебном рассмотрении.
Их осуществление обеспечивает выполнение задач уголовного процесса, защиту прав и законных интересов участников уголовного процесса. Сейчас я более подробно остановлюсь на рассмотрении принципа всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела. В ст. 18 УПК закреплено, что орган уголовного преследования, обязан принять все предусмотренные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства
как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в деле лиц. Это означает, что рассматриваемый принцип обращён к исследованию обстоятельств дела, и доказательств. Воздействие в какой бы то ни было форме на орган уголовного преследования с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела запрещается и влечёт
установленную законом ответственность ( ч.4 ст.27 УПК). В судебном заседании суд выносит решение о виновности либо невиновности обвиняемого только на основе достоверных доказательств, подвергнутых в судебном разбирательстве всестороннему, полному и объективному исследованию и оценке. В соответствии с п.1 и 2 ч.1 ст. 388 и ч.1 ст.413 УПК односторонность или неполнота судебного следствия, несоответствие выводов суда,
изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела являются основаниями к отмене или изменении приговора при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке и в порядке надзора. Всесторонность исследования предполагает выяснение со всех сторон юридически значимых обстоятельств и относимых доказательств со всеми присущими им свойствами, качествами и признаками, их связей, отношений и зависимостей, собирание и исследование как обвинительных, так и оправдательных доказательств, установление
как отягчающих, так и смягчающих вину обвиняемого обстоятельств. Всесторонности исследования содействуют своевременное выдвижение и тщательная проверка всех объективно возможных версий. Такая проверка версий определяет направление доказательственной деятельности, предотвращает односторонность и субъективизм и обеспечивает правильный подход доказывания. Полное исследование обстоятельств уголовного дела- это установление всех обстоятельств, подлежащих
доказыванию по уголовному делу, указанных в ст.89 УПК, и в привлечении такой совокупности доказательств, которая позволяет выполнить эту задачу. Если по уголовному делу какое-либо из этих обстоятельств не установлено, то исследование обстоятельств по уголовному делу считается неполным, что является основанием для возвращения прокурором следователю, органу дознания уголовного дела для производства дополнительно предварительного расследования, а в случае, когда уголовное дело направлено прокурором в суд, то судом
не может быть принято законное и обоснованное решение по делу до тех пор, пока это обстоятельство не будет установлено. О полноте исследования обстоятельств уголовного дела свидетельствует также и выявление органом уголовного преследования при производстве дознания и предварительного следствия причин и условий, способствовавших совершению преступления. Объективное исследование обстоятельств уголовного дела- это беспристрастное, непредвзятое отношение органов уголовного преследования к расследованию, а суда- к
рассмотрению уголовного дела, позволяющее выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, а также обстоятельства, отягчающие и смягчающие его ответственность, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в исследовании обстоятельств уголовного дела. Объективность исследования обстоятельств уголовного дела обеспечивается требованием закона о том, что судья, прокурор, следователь, дознаватель, эксперт, переводчик, понятой и иные участники уголовного
процесса не могут принимать участие в производстве по уголовным делам, если они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного дела ( ст.ст. 77-87 УПК). Объективность определяет такой подход к исследованию, который одинаково учитывает все обстоятельства, говорящие как «за», так и «против» обвиняемого, и выражает отвечающее этому отношение к собиранию, проверке и оценке доказательств. Объективность –это также добросовестное отношение лиц, ведущих производство
по делу и принимающих решение к фактическому материалу, и исключающее с их стороны субъективизм, тенденциозность и черствость, ведущие к обвинительному уклону. Объективность требует отражать в принимаемых решениях обстоятельства дела такими, какими они установлены в ходе следствия или судебного разбирательства. Все ходатайства подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, их защитников и представителей о дополнении или проверке доказательств, если они имеют значение по делу, должны удовлетворяться.
Жалобы на нарушение законности в ходе судопроизводства должны своевременно и тщательно проверяться. Принцип всесторонности, полноты и объективности исключает возможность использования в доказывании безнравственных средств в частности, получение показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путём насилия, угроз и других незаконных мер (ч.3 ст.18 УПК).Исследование обстоятельств уголовного дела должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом.
Таким образом, действуя во всех стадиях процесса, указанный принцип обеспечивает законность и обоснованность всех следственных и судебных актов, служит установлению истины по делу, его требования являются методологической основой правил соединения и выделения уголовных дел, является составляющим одно из общих условий предварительного расследования и судебного разбирательства, нормы которого регламентируют основания и процессуальный порядок принятия и исполнения решения об объединении и разделении уголовных производств и материалов
в целях определения оптимального объёма дела. 3 СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ Прежде, чем перейти к рассмотрению основного вопроса курсовой работы, я хочу остановиться на предварительном расследовании, так как к числу его общих условий относятся предписания уголовно-процессуального закона, определяющие также соединение и выделение уголовных дел. Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств,
подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. Суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступления. Необходимые предпосылки для осуществления правосудия судом создаются в процессе производства предварительного расследования. По отношению к судебному разбирательству предварительное расследование носит вспомогательный характер и играет служебную роль само название этой стадии «предварительное расследование»
говорит о том, что в дальнейшем предстоит ещё и окончательное производство по делу в форме судебного разбирательства, для которого выводы предварительного расследования носят предварительный характер и не являются обязательными. В то же время предварительное расследование играет важную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходит установление обстоятельств совершённых преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным
делам. Сказанное не означает, что производство в ней осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследования дело может получить и окончательное разрешение путём прекращения производства по делу. Предварительное расследование является второй после возбуждения уголовного дела стадией процесса, выполняющей по отношению к ней контрольную функцию, поскольку в процессе расследования проверяется обоснованность решения о возбуждении уголовного дела.
Содержание стадии предварительного расследования составляет регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению обстоятельств совершенного преступления, обеспечению уголовного преследования виновных в совершении преступлений и ограждению от ответственности невиновных, принятию мер по устранению вредных последствий преступления, а также по их предупреждению и пресечению. Характерными чертами предварительного расследования, помогающими
уяснить сущность этой стадии процесса, являются: – направленность деятельности прокурора, следователя, дознавателя на раскрытие преступления, изобличение лица, его совершившего, отыскание и проверку доказательств, подтверждающих принимаемые по делу решения; – урегулированность процессуальной деятельности нормами уголовно-процессуального закона и осуществление ее в определенной процессуальной форме, вне которой любые действия следователя или дознавателя не порождают правовых последствий; – познавательная, исследовательская
направленность и удостоверительный характер действий следователя и дознавателя, которые не только собирают и проверяют фактические данные, имеющие отношение к делу, но и закрепляют (оформляют) полученные сведения, придавая им правовое значение. Стадия предварительного расследования имеет самостоятельный характер и собственные задачи, в которые принято включать: – быстрое и полное раскрытие совершенного преступления; – изобличение и привлечение виновного к уголовной ответственности (осуществление уголовного преследования);
– принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением; – выявление причин преступления и условий, способствовавших его совершению, и принятие мер к их устранению. Под раскрытием преступления следует понимать установление лица, совершившего преступление и закрепление этого обстоятельства в процессуальном акте (протоколе задержания или постановлении об избрании меры пресечения; постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительном акте, обвинительном
заключении). Говоря о задаче изобличения и привлечения к ответственности виновного в совершении преступления, следует указать, во-первых, на органическую связь выполнения этой задачи с задачами определения вида и степени ответственности, которую должен нести совершивший преступление, и, во-вторых, на обязанность следователя и дознавателя принять меры для ограждения невиновного в тех случаях, когда такая ответственность неосновательно наступила, то есть отказаться от привлечения к ответственности при установлении к этому
законных оснований. Меры к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, состоят из целого комплекса оперативно-розыскных и следственных действий, в который входит: розыск утраченных ценностей; выяснение объема ущерба и круга лиц, обязанных нести полную или частичную ответственность; определение размера той части ущерба, который подлежит возмещению; установление источников возмещения ущерба; наложение ареста на имущество; принятие мер к сохранности имущества; признание гражданским истцом и привлечение
в качестве гражданского ответчика. Преступлением причиняется не только материальный ущерб. Любое преступление влечет вредные последствия: социальные, физические, моральные и имущественные. В задачи органов и должностных лиц, ведущих расследование, входит выявление всех видов последствий, причиненных преступлением, и принятие возможных мер к заглаживанию причиненного вреда. Не всегда характер и размер некоторых видов вреда может быть так же точно определен, как материальный
ущерб, но во всех случаях вредные последствия могут быть устранены и органы расследования обязаны выполнить все возможные для этого действия. В уголовном процессе нашей республики стадию предварительного расследования проходит подавляющее большинство уголовных дел. Исключение составляют лишь дела частного обвинения, имеющие незначительное количество и небольшую степень общественной опасности деяния (небольшую тяжесть). Расследование именуют предварительным, так как оно предшествует судебному разбирательству, одним из
этапов которого является судебное следствие. Решения, которые принимаются в процессе расследования (за исключением решения о прекращении уголовного дела), носят не окончательный, а предварительный характер и нуждаются в обязательной проверке судом в судебном следствии. Сама эта стадия только подготавливает почву для работы судебных инстанций, в известной мере предопределяет пределы судебного следствия, обеспечивает его успешное осуществление.
Достижение задач предварительного расследования может обусловить переход уголовного дела в следующую стадию процесса, а в случае прекращения уголовного дела означает завершение уголовного судопроизводства этой стадией. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования: дознание, которое проводится органами дознания, и предварительное следствие, осуществляемое следователями. Предварительное следствие и дознание связаны единством задач и форм деятельности и поэтому
образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе дознания и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по делу. Основное различие между ними выражается в двух признаках : во-первых, предварительное следствие и дознание осуществляются различными органами ( следствие- следователем, дознание- органом дознания, дознавателем), и, во-вторых, имеются особенности в объёме и сроках процессуальной деятельности по уголовному делу. Также хочу остановиться на том, что одним из общих условий предварительного
расследования является недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Для обеспечения тайны предварительного расследования ст.
198 УПК устанавливает правило, согласно которому прокурор, следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 407 УК РБ. Из предписаний закона следуют выводы о том, что запрет разглашения данных предварительного расследования
относится ко всем участникам уголовного судопроизводства, в том числе и лицам, осуществляющим уголовное преследование, так как термин “разглашение” включает в себя не только сообщение или передачу сведений (информации), но и иные деяния, в результате которых заинтересованным лицам становятся известными данные предварительного расследования (ведение разговоров между сослуживцами в общественном транспорте, обсуждение деловых вопросов в помещении с плохой звукоизоляцией, громкое чтение документов и другие
виды утечки информации). Из закона следует также вывод, что ответственность наступает только за разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения. Объем данных предварительного расследования, относительно которого устанавливается возможность оглашения, определяется прокурором, следователем, дознавателем – лицами, осуществляющими уголовное преследование по конкретному уголовному делу. И, наконец, из закона следует вывод, что разглашение данных предварительного
расследования затрагивает не только интересы правосудия, государственной власти, государственной службы, но и связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников судопроизводства без их согласия не допускается. Запрет разглашения данных предварительного расследования должен быть распространен и на сведения о мерах безопасности, предпринятых в отношении участников уголовного процесса.
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству. Предварительное расследование производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения или выявления (ч.1 ст.184
УПК). В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты исследования обстоятельств уголовного дела предварительное расследование может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей. Также при расследовании уголовного дела учитывается подследственность уголовных дел. Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.
Закон разграничивает подследственность уголовных дел следственным аппаратам прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органам дознания. Согласно п. 11 ст.182 УПК РБ, при соединении в одном производстве дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственным разным органам предварительного следствия, расследование производится органом, по времени первым возбудившим уголовное дело, либо подследственность определяется
прокурором. Говоря о стадии предварительного расследования, я хочу остановиться немного на сроках предварительного следствия. Необходимость в установлении сроков предварительного следствия определяется задачей быстрого раскрытия преступлений, а также защиты законных интересов участников уголовного процесса. В соответствии со ст.190 УПК РБ предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее, чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до передачи
его прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу. В срок предварительного следствия включается и время дознания, производившегося до передачи уголовного дела следователю. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено. Двухмесячный срок предварительного следствия может быть продлён прокурором района, города и приравненными к ним прокурорами и их заместителями до трёх месяцев.
Прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами и их заместителями срок предварительного следствия продлевается до шести месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем. Предельных сроков предварительного следствия УПК не устанавливает. В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного
расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращённого дела срок следствия устанавливается прокурором в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству. Об этом прокурором или его заместителем выносится постановление. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу.
В случае необходимости продления срока следствия следователь составляет об этом постановление и представляет его соответствующему прокурору не позднее трёх суток до истечения срока следствия. 4 СОЕДИНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Статья 164 УПК гласит: 1. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела по обвинению или подозрению нескольких лиц в совершении в соучастии одного или нескольких преступлений, дела по обвинению одного лица в совершении
нескольких преступлений, а также дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а также дела по обвинению в заранее не обещанном укрывательстве этих преступлений или в недонесении о них. Недопустимо соединять дела о преступлениях, по которым одно и то же лицо является обвиняемым и потерпевшим, за исключением дел частного обвинения. 2. Соединение уголовных дел производится постановлением органа уголовного преследования или определением
(постановлением) суда, в производстве которых находится одно из расследуемых или рассматриваемых дел. 3. Срок производства по уголовному делу, в котором соединены несколько дел, исчисляется со дня возбуждения дела, которое возбуждено по времени первым. При этом в общий срок предварительного расследования по такому делу включается всё календарное время, фактически затраченное на его производство. 4. Порядок исчисления общего срока предварительного расследования, предусмотренный частью третьей настоящей
статьи, не распространяется на случаи соединения нескольких дел, по которым не были установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых (подозреваемых). В таких случаях общим сроком является наибольший срок производства по одному из соединённых дел. А сейчас рассмотрим соединение уголовных дел более подробно. Соединение уголовных дел- образование одного уголовного дела из двух и более уголовных дел, возбуждённых,
как правило, в различные сроки и нередко различными органами. Как видно по п.1 ст. 164 УПК РБ, закон предусматривает несколько оснований соединения уголовных дел в одно производство. 1. По обвинению или подозрению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений. Расследование в одном производстве преступления, совершённого несколькими лицами, позволяет наиболее полно и правильно установить роль каждого из соучастников, что, соответственно,
влечёт и правильную уголовно-правовую квалификацию их деяний. Если соучастие в преступлении было очевидным на момент возбуждения уголовного дела, вопрос о соединении дел не возникает, так как уголовное дело возбуждается в целом по факту преступления. Однако впоследствии этот вопрос может возникнуть, если буде, например, установлено, что по расследуемому эпизоду имеется уголовное дело. 2. По обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений.
По этому основанию соединяются дела о различных преступлениях при условии, что совершены они одним лицом. Например, следователем прокуратуры расследуется уголовное дело по обвинению лица в совершении убийства, а в органе следствия системы МВД имеется уголовное дело по факту кражи, совершённой одним и тем же лицом. 3. По обвинению в заранее не обещанном укрывательстве преступлений или недонесении о них. По данному основанию соединяются уголовные дела как о лице, совершившем преступление, так и о лице,
укрывшем его или не сообщившем о его совершении соответствующим органам. Раздельное расследование и рассмотрение этих дел может иметь место, если доказано наличие основного преступного факта. 4. Кроме предусмотренных ст.164 УПК оснований соединить уголовные дела можно и по другим основаниям. Например, уголовное дело по факту хищения целесообразно расследовать в одном производстве с делом о
халатности должностного лица, способствующей данному хищению; о преступлении, совершённом несовершеннолетним, одновременно с делом по обвинению взрослого в вовлечении данного несовершеннолетнего в преступную деятельность. Недопустимо соединять дела о преступлениях, по которым одно и то же лицо является обвиняемым и потерпевшим, за исключением дел частного обвинения. Соединение уголовных дел также допускается в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено но имеются достаточные основания
полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. В виде общего правила каждое преступление расследуется самостоятельно. Соединение в одном следственном производстве нескольких преступлений, ничем не связанных между собой, значительно осложняет работу следователя и мешает исследованию во всей полноте фактов и обстоятельств, входящих в предмет доказывания по одному. Чёткая индивидуализация следствия, наоборот, облегчает правильное
определение его направления, исключает возможность непомерного и неоправданного расширения объёма исследуемого дела, обеспечивает целеустремлённость, быстроту и полноту следствия, установление объективной стороны по делу. Соединение уголовных дел производится постановлением органа уголовного преследования, в производстве которого находится одно из расследуемых дел. Соединение уголовных дел как общее условие предварительного расследования обеспечивает его всесторонность, объективность и полноту.
В этих целях орган расследования имеет право (но не обязан в каждом случае) объединить в одном производстве два или более уголовных дела, при наличии указанных в ст.164 УПК оснований. Следователь решает вопрос о соединении уголовных дел, исходя из конкретных обстоятельств, определяющих целесообразность соединённого производства с точки зрения полноты, всесторонности и объективности исследования. За то, что дела не будут соединены в одном производстве, в
УПК не установлено никаких санкций. Необоснованное соединение дел чревато превращением производства в формирование многотомного дела, к затягиванию процесса и нарушению сроков расследования, разбирательства, заключения под стражей. Закон не устанавливает критерия, по которому можно определить, какому из органов уголовного преследования подследственно соединённое дело. По общему принципу дело присоединяется к тому из них, по которому расследуется более тяжкое преступление
или по которому произведён больший объём работ. Срок расследования при соединении уголовных дел исчисляется со дня возбуждения дела, которое начато производством первым. Порядок исчисления общего срока предварительного расследования, предусмотренный ч.3 ст.164 УПК, не распространяется на случаи соединения нескольких дел, по которым не были установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых (подозреваемых).
В таких случаях общим сроком является наибольший срок производства по одному из соединённых дел. 5 ВЫДЕЛЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Выделение уголовного дела- способ возбуждения нового (самостоятельного) дела по материалам расследования ранее возбужденного дела. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основаниями выделения дел являются: 1. Наличие обстоятельств, влекущих приостановление дела в отношении одного или нескольких обвиняемых,
указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 246 УПК. К ним относятся: а) неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; б) когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо по иным причинам не установлено его местонахождение; в) когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдаче его иностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективным причинам
прибыть к месту производства предварительного расследования. 2. В отношении несовершеннолетнего обвиняемого, привлечённого к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми. Данное основание выделения дела направлено на то, чтобы оградить несовершеннолетнего от нежелательного воздействия взрослых обвиняемых, создать условия, максимально обеспечивающие установление истины в связи с деянием несовершеннолетнего, а если это лицо не достигло 18 лет- обеспечить возможность
суду назначить по этому делу закрытый судебный процесс. 3. Отсутствие связи между отдельными преступлениями либо лицами, совершившими преступление, материалы о которых находятся в одном производстве. Например, из вагона одного из железнодорожных составов периодически совершались краж хранящегося там сахара. Как затем выяснилось, эти преступления совершали путевые рабочие станции, которые между собой не были в сговоре и действовали поодиночке.
В этих случаях независимо от обстоятельств преступления дела расследуются в отдельных производствах. Если при производстве расследования устанавливается отсутствие связи между отдельными преступлениями, так и обвиняемыми в их совершении лицами, выделение уголовного дела признаётся обязательным. Отсутствие такой связи может быть констатировано, в частности, при выявлении в ходе расследования сведений о новых, ранее не известных преступлениях. 4. По уголовным делам о нескольких преступлениях с учётом
сложности и трудоёмкости предварительного расследования по ним, а также места совершения отдельных преступлений прокурор, а также следователь и орган дознания с согласия прокурора, признав собранные доказательства в отношении конкретного обвиняемого по отдельным обвинениям достаточными для направления дела в суд, могут выделить в этой части дело в отдельное производство, закончить его по общим правилам окончания расследования и направить в суд дело по этому обвинению.
На практике часто бывают случаи, когда большой объём уголовного дела и множественность его эпизодов делают труднодостижимым своевременное окончание предварительного расследования, обуславливают чрезмерно длительное содержание обвиняемых под стражей, создают угрозу реализации права участников уголовного судопроизводства на доступ к правосудию в разумный срок, они могут расцениваться как создающие основания для выделения из данного уголовного дела части материалов в качестве самостоятельного уголовного дела.
Выделение уголовного дела в подобных случаях допустимо лишь при условии, что полнота и объективность предварительного расследования и разрешения дела в результате выделения не пострадают. Перспектива возможного осуждения одного или нескольких обвиняемых как по основному, так и по выделенному уголовному делу не является препятствием для принятия решения о выделении дела. Могут быть выделены из уголовного дела также материалы, необходимые для возбуждения уголовного дела
о ставшем известным преступлении (п.6 ст.165 УПК). Кроме вышеприведённых оснований представляется правильным выделение дела и по такому не указанному в законе основанию, как временное психическое или иное тяжкое заболевание (ст.165 УПК) обвиняемого, препятствующее его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственном медицинском учреждении.
Выделенное дело в данном случае приостанавливается, а в остальной части оно может быть закончено и направлено в суд. Любое выделение дела в той или иной степени нарушает уже сложившуюся целостность дела и, кроме того, может влечь очень отрицательные последствия по данному делу. Поэтому закон помимо оснований предписывает соблюдение условий выделения дела. Данное решение возможно при условии, что оно существенно не отразится на всесторонности, полноте и
объективности исследования обстоятельств уголовного дела в судебном заседании. Данное условие обязывает орган уголовного преследования очень осторожно подходить к выделению уголовного дела. Дело может быть выделено в отдельное производство, если в ходе предварительного расследования выясняется отсутствие связи между отдельными преступлениями либо лицами, их совершившими, материалы о которых имеются в одном производстве. Кроме выделения уголовного дела разрешается выделение из уголовного
дела материалов, требующих последующей проверки в целях обнаружения в них признаков преступления. В отличие от выделения уголовного дела в данном случае новое уголовное дело образуется только тогда, если по выделенным материалам будет возбуждено уголовное дело. По уголовным делам о нескольких преступлениях с учётом мест совершения отдельных преступлений, сложности и трудоёмкости предварительного расследования прокурор, а также следователь, орган дознания с согласия
прокурора, признав собранные доказательства в отношении конкретного обвиняемого по отдельным обвинениям достаточными для направления в суд, вправе вынести мотивированное постановление о выделении дела, принять меры к окончанию по нему производства предварительного расследования и направлению в суд по этом обвинению. Выделение уголовного дела или материалов производится по постановлению органа дознания, дознавателя, следователя прокурора, определению, постановлению суда.
Данное постановление должно быть обязательно мотивированным. Кроме оснований выделения дела в нём указывается, какие именно материалы подлежат выделению. В случае принятия должностным лицом, вынесшим постановление о выделении уголовного дела, данного дела к своему производству, об этом также указывается в постановлении. Если расследование по выделенному уголовному делу не входит в компетенцию данного следователя, в постановлении
излагается решение следователя о передаче дела прокурору для направления по подследственности. Прокурор вправе вынести постановление о выделении уголовного дела как при осуществлении им самим предварительного следствия, так и в порядке осуществления надзора за предварительным расследованием. Если в отдельное производство выделяется уголовное дело в отношении нового лица или для расследования нового преступления, выявленного в ходе предварительного расследования, в постановлении должны одновременно
содержаться решение о возбуждении уголовного дела и последующее решение о его выделении. Копия постановления о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела приобщается к делу, из которого соответствующие материалы выделены. Решение вопроса о выделении процессуальных документов в подлинниках или копиях зависит от усмотрения должностного лица, принимающего решение о выделении уголовного дела и определяется их значимостью для расследования тех или иных преступлений и в постановлении должно
быть указано, какие материалы дела конкретно должны быть выделены в оригинале, а какие – в копиях. Если приобщаемые к выделяемому уголовному делу документы надлежаще заверены и имеют отношение к деяниям, инкриминируемым обвиняемому по данному делу, необходимости проведения одних и тех же следственных действий не имеется. Материалы, выделенные в отдельное производство в качестве самостоятельного уголовного дела, допускаются в качестве доказательств при условии соблюдения всех предусмотренных законом правил выделения
дела. Выделение в отдельное производство уголовного дела судом допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2. ст. 302 УПК: если обвиняемый скрылся, а также в случае временного психического или иного заболевания обвиняемого, исключающего возможность его явки в судебное заседание, суд приостанавливает производство в отношении этого обвиняемого до его розыска или выздоровления и продолжает разбирательство в отношении остальных обвиняемых. Розыск скрывшегося обвиняемого объявляется определением (постановлением)
суда с одновременным решением вопроса об изменении ранее применённой в отношении его меры пресечения. При этом определение (постановление) суда о розыске обвиняемого направляется прокурору для организации розыска. Срок расследования по выделенному делу исчисляется с момента его выделения. При этом согласие прокурора на выделение дела требуется только в одном из вышеприведённых случаев – когда дело выделяется по обстоятельствам, указанным выше в пункте 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате рассмотрения данной темы курсовой работы «Соединение и выделение уголовных дел » я хочу отметить, что: Деятельность по обеспечению порядка охватывает, как известно, широкий спектр осуществляемых государством мероприятий. Это и социально-экономические преобразования, и меры политического характера, и воспитательно-профилактические мероприятия. В системе акций такого рода всегда одно из центральных мест занимала деятельность по борьбе с преступностью.
И это естественно: преступления- общественно опасные посягательства на права и свободы личности, правомерные интересы общества и государства. По мере небывалого увеличения степени опасности и количества криминальных явлений преступность приобретает очертания всё более угрожающего социального бедствия, вызывающего растущую тревогу не только у населения, но и у политиков всех уровней. В связи с этим деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, применению
установленных законом мер воздействия в отношении виновных в их совершении, её организация и эффективность – объект повышенного внимания всех ветвей государственной власти, всесторонней правовой регламентации, поиска путей совершенствования. Основными задачами уголовного процесса в Беларуси являются защита личности, её прав и свобод, интересов общества и государства путём быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не оказался бы привлечённым к уголовной ответственности и осуждённым. Осуществление этих задач невозможно без успешной деятельности соответствующих субъектов на досудебных стадиях уголовного процесса и, прежде всего, в стадии предварительного расследования. Обоснованное решение уполномоченных органов и должностных лиц о соединении и выделении уголовных дел
обеспечивает реализацию принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, достижения истины в процессе. Однако нормативная база по соединению и выделению уголовных дел в настоящее время не совершенна. Так, например, анализ следственной практики показывает, что в случаях соединения и выделения уголовных дел возникают существенные трудности, в результате чего снижается качество расследования, нарушаются законные права участников уголовно-процессуальной деятельности, необоснованно затягивается
срок следствия, а в ряде случаев нераскрытые преступления укрываются от учёта. Причины этого кроются как в пренебрежении должностными лицами и органами требований процессуального закона, а также в его несовершенстве. Также я хочу отметить, что в ряде случаев соединение уголовных дел возможно на раннем этапе расследования, до появления фигуры обвиняемого, когда следователь обладает лишь предположительной, но достаточно убедительной информацией о совершении одним лицом нескольких преступлений,
основанной на анализе фактических данных в рамках соединяемых дел. Разъединение сложных многоэпизодных и многосубъектных дел («дел-гигантов») возможно лишь при условии, что оно не причинит ущерба всесторонности и полноте исследования, не послужит непреодолимым препятствием для сбора необходимых и достаточных доказательств, установления истины по делу. Поэтому разукрупнение дел целесообразно тогда, когда в интересах сокращения чрезмерных затрат труда,
можно пренебречь менее существенными связями между участниками преступной группы. Методологической основой соединения и выделения уголовных дел, как я указал в своей работе, является принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовного дела. Сущность данного принципа ст.18 УПК устанавливает, что орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств
уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц. Принципы- это исходные положения, определяющие сущность процесса, поэтому и единые для него. Хочу подчеркнуть, что принципы действуют в рамках целостности системы, где сущность и значение каждого принципа обуславливается не только собственным содержанием, но и функционированием всей системы.
Нарушение любого принципа, в конечном итоге, приводит обычно к нарушению других принципов и тем самым, к нарушению законности при производстве по делу. Принципы процесса определяют его структуру и систему, являются базой для толкования и применения уголовно-процессуальных норм, уяснение точного смысла которых вызывает затруднения на практике. Безусловное соблюдение принципов уголовного процесса является необходимым и обязательным условием для достижения всех задач уголовного судопроизводства.
Всестороннее и полное исследование обстоятельств преступления, как и всестороннее исследование любого другого явления в природе или обществе, являются условиями познания этого явления, раскрытия его сущности, составляют основное требование метода познания, необходимое условие достижения целей уголовного процесса. Следует отметить, что теория и практика доказывания в уголовном процессе в методологическом отношении основаны на всеобщих законах познания, которые действуют независимо от специфики познаваемых объектов.
А соединение и выделение дел рассматриваются как гарантии всесторонности и полноты их исследования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24.11.1996г Мн.:Беларусь,1997 91с. 3. Басецкий И.И Василевский
Л.И Лазутина Л.Ф. Предварительное следствие Мн.: НО ООО БИП-С, 2002. 4. Богданович Н.А. Уголовный процесс Республики Беларусь: Учебно-методический комплекс, ч.1- Мн.: МИУ, 2006. 5. Борико С.В. Уголовный процесс Мн.: Амалфея, 2000. 6. Василевский Л.И.Правовая основа функционирования органов предварительного расследования
Мн.: НО ООО БИП-С, 2002. 7. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: Учебн.пособие Мн.: Тесей, 2000. 8. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Общая часть: Учеб. Пособие / Л.И. Кукреш Мн.: Тесей, 2005. 9. Победкин А.В. Уголовный процесс: Учеб М.: Книжный Мир, 2004. 10. Уголовно-процессуальный кодекс
Республики Беларусь- Мн.: Амалфея, 2007. 11. Уголовный процесс / Б.Т. Безлепкин, С.В. Бородин, М.В. Боровский и др.; Под ред. И.Л. Петрухина М.: Проспект, 2001. 12. Уголовный процесс: Учеб./ По ред. В.П. Божьева 3-е изд испр. и доп М.: Спартак, 2002. 13. Шостак М.А. Уголовный процесс, особенная часть-
Мн.: ТетраСистемс, 2006.