Софисты: человек – мера всех вещей
Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую
философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости).Наиболее известными
среди них были Протагор (490-420 годы до н. э.) и Горгий (ок. 480 – ок 380 годы
до н. э.).
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для
чело-века выступает как непосредственно данное, как предмет подражания или
веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно
при-обретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софистика воевала
против всего того, что жило в сознании людей без удостоверения его законно-сти.
Софисты выступили с критикой основания старой цивилизации. Они видели порок
этих оснований – нравов, обычаев, устоев – в их непосредственности, ко-торая
составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существо-вание
получило только такое содержание сознания, которое было допущено са-мим этим
сознанием, то есть обоснованно, доказано им. Тем самым индивид становился
судьей над всем тем, что раньше индивидуального суда не допуска-ло.
Софистов справедливо называют представителями греческого
Просвеще-ния: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько
популя-ризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных
учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой.
Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обу-чение.
Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное
разумом.
Аристотель. однако, как и Платон, считал государство не просто средст-вом обеспечения безопасности
индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно
Аристотелю, состоит в достижении
добродетельной жизни, а поскольку добродетель – условие и гаран-тия счастья,
то, соответственно, жизни счастливой. Не случайно греческий фи-лософ определяет
человека как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей
природой предназначен к жизни сообща; только в общежи-тии люди могут
формироваться, воспитываться как
нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в
справедливом государ-стве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие
хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию
в нем бла-городных задатков, а с другой – “целью государства является благая
жизнь … само же государство представляет собой общение родов и селений ради
дости-жения совершенного самодовлеющего существования”, наилучшей жизни, ко-торая. по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток
(Аристо-тель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе
нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение спра-ведливости. Справедливость венчает все
добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щед-рость,
правдивость, благожелательность.
Предпосылка политических концепций античных философов –
признание законности необходимости
рабовладения. И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных:
рабы не считаются гражданами государства. Лю-ди от природы неравны, считает
Аристотель; те, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен
стать господином самого себя, не может воспи-тать в себе умеренность,
самоограничение, справедливость и другие добродете-ли, тот раб по природе и
может осуществлять лишь волю другого.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru