Сонет– стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов(четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже — на 2рифмы.
Однаждыдома я весь вечер просидел,
Отскуки книгу взял – и мне сонет открылся.
Такиеж я стихи сам сделать захотел.
Взяллист, марать его без милости пустился.
Часовс полдюжины над приступом потел.
Ноприступ труден был – и, сколько я ни рылся
Вархиве головной, его там не нашел.
Сдосады я кряхтел, стучал ногой, сердился.
Як Фебу сунулся с стишистою мольбой;
МнеФеб тотчас пропел на лире золотой:
“Сегодняя гостей к себе не принимаю”.
Досаднобыло мне — а все сонета нет.
“Такчерт возьми сонет!” – сказал – и начинаю
Трагедиюписать; и написал – сонет.
(И.И.Дмитриев.Сонет)
СонетДмитриева – юмористический, хотя традиция связывает сонетную форму с выражениемвысоких переживаний. Это произведение показывает, насколько трудна данная формадля стихотворцев, однако его автор, известный поэт-сатирик, современникИ.А.Крылова и Г.Р.Державина, справился с творческой задачей, не нарушив ниодного из основных правил классического сонета.
Правилатаковы:
1.Стихотворение должно состоять ровно из 14 строк. Обычно их группируют в строфытаким образом, чтобы первые восемь стихов были отделены от следующих шести(8+6, 4+4+6, 4+4+3+3, реже – 4+4+4+2).
2.Начальные восемь строк обязательно должны содержать две цепи сквозных рифм, приэтом рифмовка первого катрена обязательно должна повторяться во втором (abababab или abba abba).
3.Заключительные шесть строк не обязательно должны содержать две цепи рифм,поэтому рифмовка первого терцета не обязательно должна повторяться во втором.Рифмы могут располагаться на концах шести строк свободно (cde edc, ccd eed, ccddee, и т.д.). При этом желательно, чтобы в терцетах использовался иной типрифмовки, чем в катренах: если в катренах рифмовка перекрестная, то в терцетах– кольцевая; если в катренах – кольцевая, в терцетах – перекрестная. (Дмитриевне следовал этому второстепенному условию в своем “Сонете”: в последних четырехстихах та же рифмовка, что и в начальных катренах.)
4.Так как классическими считаются итальянские и французские образцы сонета,написанные силлабическим стихом, поэтам, пишущим силлабо-тонические сонеты,следует подбирать размеры, соответствующие силлабическим формам образцов. (Врусской поэзии итальянскому 11-сложнику соответствовал 5-стопный ямб,французскому 12-стожнику – ямб 6-стопный. Поэты XVIII в. ориентировались нафранцузские образцы, поэтому Дмитриев написал стихотворение 6-стопным ямбом.)
5.Строфный перенос не допустим: графически выделенная строфа должна бытьсинтаксически законченной. (У Дмитриева каждая строфа завершается точкой.)
6.Поделенный на катрены и терцеты сонет должен иметь строгую тематическуюкомпозицию. Если сонет лирический, его части должны следовать одна за другой впорядке тезис – развитие тезиса – антитезис – синтез. Например, в 1-м катренеавтор может сообщить читателям о намерении изобразить огонь, а слово “огонь”употребить в прямом значении; во 2-м катрене он развернет описание действий исвойств огня; в 1-м терцете поэт, используя слово “огонь” в переносномзначении, может совершить поворот к теме, на первый взгляд, совершенно иной иописать возникновение чувства любви в душе человека; тогда во 2-м терцете онпрямым сравнением любви и огня свяжет две темы воедино. В упрощенном виде этоправило предполагает не четырех-, а двухчастную структуру сонета: при переходеот 8-стишия к 6-стишию (или от катренов к терцетам) поэт обязан перейти и отодной темы к другой. Если сонет лиро-эпический, его части должны соотноситьсякак завязка (у Дмитриева – “приступ”) – развитие действия – кульминация –развязка. (Таков и сюжет стихотворения “Сонет”: 1-й катрен – герой решаетсочинить сонет “по образцу”, 2-й катрен – у него ничего не выходит, 1-й терцет– Феб, покровитель поэзии, отказывает стихотворцу в помощи, 2-й терцет – геройсмиряется с обстоятельствами, но вопреки всему, в том числе собственныможиданиям, сочиняет сонет.)
7.Сонет должен заключаться “сонетным замком”. “Замок” обычно располагается в двухпоследних строках, реже – в одной. В лирическом стихотворении — это фраза,содержащая парадокс, неожиданный вывод. В “замке” лиро-эпического сонета автордолжен привести сюжетное действие к неожиданной развязке. Как правило, малыйобъем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особыйсмысловой акцент падает на последнее слово в “замке”: оно является “ключевым” ичасто уточняет смысл всего сонета. Если в сонете скрыта загадка, тослово-“ключ” наводит на правильный ответ. Это последнее слово в тексте можетбыть названием того предмета, описанию которого был посвящен сонет. (УДмитриева “замок” занимает две последние строки и сообщает сюжету неожиданныйфинальный поворот: герой, отказавшись от мысли написать сонет, начинает писатьтрагедию, а сочиняет – сонет. Произведение и оканчивается словом “сонет”,поскольку данная форма явилась предметом поэтического рассказа.)
Этиосновные правила показывают, что форма сонета – строгая. Однако “правильных”сонетов, подобных стихотворению Дмитриева, в русской и других европейскихлитературах значительно меньше, чем сонетов “неправильных”. Из сказанного неследует, что большинство обращавшихся к сонету стихотворцев не были знакомы сперечисленными требованиями или не справились с трудной формой. Причинамногочисленных отступлений от правил сонета в том, что каждый из поэтов былволен выбирать, каких именно норм следует придерживаться. Правила уточняли,каким должен быть идеальный сонет, они всего лишь обозначали эталон. А реальныеотступления от них обеспечивали многообразие жанровых форм сонета, и в итогесонет стал едва ли не самой популярной формой в европейской лирике последнихвеков.
Поэтмог сознательно нарушать какое-то отдельное правило, но при этом соблюдатьостальные условия сонетной формы, предписанные традицией. Периодическиеотступления от некоторых сложившихся правил привели к образованию отдельныхисторических разновидностей сонета.
Авторсонета мог, например, отказаться от традиционного метра или размера. Как былоуказано выше, русские поэты писали сонеты 5-стопным или 6-стопным ямбом. Но ужев конце XVIII в. в русском сонете появился ямб 4-стопный (“Бедами смертнымиобъят…” И.Ф.Богдановича, “Сонет Награжденному патриоту” С.С.Боброва). А вначале XIX в. появились сонеты с разностопным ямбом. Эта жанровую форму назвали“хромым” сонетом. Так, Д.В.Веневитинов в “хромом” сонете “Байрон” (знаменитыйанглийский романтик был хромым!) произвольно чередовал строки 4-стопного и6-стопного ямба:
Ктебе стремился я, страна очарований!
Тыв блеске снилась мне, и ясный образ твой,
Вволшебные часы мечтаний,
Накрыльях радужных летал передо мной.
Тыобещала мне отдать восторг целебный,
Насытитьжадный дух добычею веков,
Истройный хор твоих певцов,
Гремягармонией волшебной,
Мнеиздали манил с полуденных брегов.
Здесьдумал я поднять таинственный покров
Счела таинственной природы,
Узнатьвблизи сокрытые черты
Ив океане красоты
Забытьобман любви, забыть обман свободы.
(Вэтом стихотворении Веневитинов нарушает не только правило равностопностистихов, но и правило синтаксической завершенности строф, а кроме того, вообщеотказывается от графического членения текста на строфы.)
Тогдаже начали изредка появляться сонеты, написанные хореем (в стихотворенииА.А.Дельвига “Что вдали блеснуло и дымится?..” – 5-стопный хорей). Позднееавторы русских сонетов обращались к 3-сложным размерам силлабо-тоники, чащевсего сохраняя 5-стопность стиха (“Смерть Ермака” П.П.Ершова – 5-стопныйамфибрахий, “Гигантша” К.Д.Бальмонта – 5-стопный анапест).
Кпоявлению новых разновидностей сонета приводила также перемена количества строки строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению “хвост” в видетерцета или графически обособленной строки – и получался “хвостатый” сонет (илисонет с кодой). Так, не случайно В.Я.Брюсов определил форму поэтическогопослания “Игорю Северянину” как “сонет-акростих с кодою”: поэт хотел, чтобыначальные буквы каждой строки сложились в ту последовательность, котораяобразует имя адресата в заглавии стихотворения; но в последовательности “ИгорюСеверянину” — 15 букв, а в стандартном сонете – 14 строк; поэтому и быладобавлена еще одна строка, кода.
Еслистрофы сонета уменьшались на одну (этой отсутствующей строфой был начальный,“головной” катрен), возникала форма “безголового” сонета (“ЗаблуждениеКупидона” и “Гроза шумит в морях с конца в конец…” М.Ю.Лермонтова). Если наодну строфу уменьшалась каждая из двух асимметричных частей (т.е. исчезали одинкатрен и один терцет), стихотворение приобретало вид “половинного” сонета (илиполусонета). Например, В.В.Набокову было удобно придать вид полусонетастихотворению “Большая Медведица”, потому что в этом случае число стиховуравнивалось с числом звезд, которые входят в указанное автором созвездие:
Былгрозен волн полночный рёв…
Семьдевушек на взморье ждали
невозвратившихсячелнов
и,руки заломив, рыдали.
Семьзвездочек в суровой мгле
надрыбаками четко встали
иуказали путь к земле.
Кромеперемены числа строф, возможна перемена их порядка. Если в стихотворениикатрены и терцеты меняются местами, оно превращается в “опрокинутый” сонет.Таков сонет А.Н.Плещеева “Нет отдыха, мой друг, на жизненном пути…”, который,кроме того, имеет вид “хромого”: от чередования 6-стопного и 5-стопного ямба вначальных стихах – к 4-стопному ямбу последней строки.
Нетотдыха, мой друг, на жизненном пути.
Ктораз пошел тернистою дорогой,
Томуна ней лугов цветущих не найти;
Душебольной, измученной тревогой,
Успокоеньесмерть одна лишь может дать.
Иглупо и смешно его от жизни ждать.
Вборьбе с людьми, в борьбе с самим собою
Пройдеттвой грустный век; и если из-за туч,
Хотяна миг – на краткий миг – порою,
Тебеживительный проглянет солнца луч;
Забыв,что ждет за ним опять ненастье,
Чтогоре новое готово впереди, –
Благодарисудьбу; но более не жди:
Нетпродолжительного счастья!
Отступлениемот нормы является и перемена рифм. Поэт может вообще отказаться от рифм инаписать белый сонет, а может, напротив, усложняя техническую задачу, соединитькатрены и терцеты одной или двумя общими цепями рифм – и получить сплошнойсонет. Образцы этих сонетных форм – в цикле “Невенок сонетов” современногопоэта-авангардиста А.В.Еременко: “Сонет без рифм” – белый, “В лесу осеннемзимний лес увяз…”, “Вдоль коридора зажигая свет…”, “Вечерний сонет” – сплошные.
Наконец,автор может отступить от правил, изменив привычное членение сонета. С.А.Есенинвообще отказался от строфического членения в стихотворении “Сонет” (“Я плакална заре, когда померкли дали…”). А поэт-символист Ф.К.Сологуб в “Сонететриолетно-октавном” попытался скрестить популярные формы строфы – французскийтриолет (традиционная рифмовка abaaabab, фраза 1-й строки повторяется в 4-й и7-й, фраза 2-й – повторяется в 8-й) и итальянскую октаву (см. одноименнуюстатью). Обе строфы – восьмистишия, поэтому Сологуб графически выделилцентральное двустишие сонета, которым в этом тексте завершается строфа триолетаи открывается строфа октавы (получилась схема с неожиданной симметрией 4+2+центральное двустишие +4+2):
Нисходитмилая прохлада,
Всаду не шелохнется лист,
Просторза Волгой нежно-мглист.
Нисходитмилая прохлада
Назадремавший сумрак сада,
Гдевоздух сладостно-душист.
Нисходитмилая прохлада,
Всаду не шелохнется лист.
Вдуше смиряется досада,
Иснова облик жизни чист,
Ивновь душа беспечно рада,
Какбудто соловьиный свист
Звучитв нерукотворном храме,
Победноеколебля знамя.
Впрочем,к созданию новых разновидностей сонета приводило не только нарушениеустановленных традицией правил, но и творческое их развитие. Распространениеправила “сонетного замка” со словом-“ключом” на стихотворный цикл выразилось впоявлении сложнейшей формы — “венка сонетов”. “Венок сонетов” состоит из 15стихотворений. Последняя строка каждого из 14 сонетов повторяется в началеследующего, таким образом связывая смежные стихотворения. Предпоследний сонет(№14) завершается строкой, с которой начинался первый сонет “венка”.Заключительный сонет, именуемый магистралом, последовательно воспроизводитпервые стихи всех 14 сонетов и концентрирует в себе смысл всего цикла. Этатребующая поэтического мастерства форма была популярной в русской поэзии“серебряного века” (“Венок сонетов” Вяч.Иванова, “Corona astralis” М.Волошина,“Светоч мысли” Брюсова).
Уникаленэксперимент талантливого стихотворца второй половины XVIII в. А.А.Ржевского: онперенес правило тематической композиции сонета с “вертикали” текста на его“горизонталь”! Одно из произведений с “горизонтальной” тематической композицией– “Сонет, заключающий в себе три мысли” с авторской подсказкой в подзаголовке“читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия” (в немнарушена однородная рифмовка в катренах, остальные правила соблюдены):
Вовекине пленюсь красавицей иной;
Тыведай, я тобой всегда прельщаться стану,
Посмерть не пременюсь; вовек жар будет мой,
Векбуду с мыслью той, доколе не увяну.
Нелестна для меня иная красота;
Лишьв свете ты одна мой дух воспламенила.
Скажуя не маня: свобода отнята –
Тачасть тебе дана о ты, что дух пленила!
Бытьввек противной мне, измены не брегись,
Всей ты одна стране со мною век любись.
Мнегоресть и беда, я мучуся тоскою,
Противенмне тот час, коль нет тебя со мной;
Какзрю твоих взор глаз, минутой счастлив той,
Смущаюсявсегда и весел, коль с тобою.
Сонетпреображался не только под пером отдельных стихотворцев. Известность приобрелинекоторые исторически сложившиеся национальные формы сонетного жанра.
Сонет(итал. sonetto, от итал. sonare- звучать) впервые появился в итальянской поэзиив середине XIII в., а его создателем считают поэта Якопо да Лентини.Стихотворения в форме сонета активно сочиняли поэты школы “сладостного новогостиля”, Данте Алигьери дал много образцов сонетов в книге “Новая жизнь”,которая сделала известным имя автора. Высшего пика развитие итальянского сонетадостигло в XIV в. в лирике Ф.Петрарки. К этой форме позднее обращалисьМикеланджело, Дж.Бруно, Т.Тассо. Итальянский сонет (или классический, вЗападной Европе его также иногда называют “петрарковским”) состоит из двухкатренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdcdcd или cde cde, реже — cde edc (вариантов было много, но обычно не помещали водин и тот же терцет парно рифмующиеся строки). Форма, заданная в сонетахПетрарки, оказала влияние на романоязычную поэзию (в Португалии XVI в. – Л. диКамоэнс, в Испании XVII в. – Л. де Гонгора-и-Арготе).
Повлиялсонет и на лирику Франции. В середине XVI в. П. де Ронсар и Ж. Дю Белле,ориентируясь на традиции Петрарки, создают несколько сборников сонетов, и формаприобретает популярность. Новый пик интереса к сонету – в период французскогосимволизма (П.Верлен, А.Рембо, Ж.М.Эредиа). Форма французского сонетанезначительно отличается от итальянского: катрены сохраняют те же рифмовочныесхемы, а в терцетах действует правило перемены рифмовки, использованной вкатренах (если в катренах — abba abba, то в терцетах — ccd ede; если в катренах- abab abab, то в терцетах — ccd eed). Можно заметить, что во французскомсонете 1-й терцет всегда открывался парно рифмующимся двустишием, котороеобозначало поворот темы.
Всередине XVI в. сонет появился и в английской поэзии. Его первые образцы создалТ.Уайатт, неоднократно использовавший схему рифмовки abba abba cdd cee. В тотже период под его влиянием стал сочинять сонеты Г.Ховард, граф Суррейский,который испробовал разные схемы рифмовки и до того “расшатал” строгую форму,что она приобрела вид abab cdcd efef gg. М.Л.Гаспаров замечает: “Когда изФранции сонет перешел в Англию, то рифмующаяся пара строк сместилась: теперьона не начинала, а заканчивала собой терцеты (и весь сонет), а четверостишие,встав перед нею, принимало вид третьего катрена” (Гаспаров М.Л. Русские стихи1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.208). Эту упрощенную формупопуляризировал своим сборником “Сонеты” и сделал образцовой У.Шекспир, поэтомуее называют английским (или “шекспировским”) сонетом. Немногим ранее поэтЭ.Спенсер, предшественник Шекспира, пытался восстановить утраченную ванглийском сонете связь смежных строф: в сборнике сонетов “Аморетти” онприменил рифмовку abab bcbc cdcd ee, но созданная им форма не имелараспространения и вошла в историю под именем “спенсеровского” сонета.
ВРоссии первый сонет был написан в 1735 году В.К.Тредиаковским (поэт-силлабистперевел стихотворение француза Ж. де Барро хореизированным 13-сложником).Первые силлабо-тонические сонеты принадлежат А.П.Сумарокову. Многочисленныеобразцы сонетов Сумарокова и Ржевского, созданные по модели французскогосонета, повлияли на широкое распространение формы.
Каноническаяформа получила развитие в русской лирике XIX в. Трижды обращался к сонетуА.С.Пушкин. “Пушкинские сонеты принадлежат к очень вольной форме. Во всех трехсонетах последовательность рифм особенная. Соблюдено лишь единство двух рифм вчетверостишиях. Порядок их произволен. В “Сонете” (“Суровый Дант…”) рифмовкачетверостиший перекрестная. В стихотворении “Поэту” первое четверостишиеперекрестное, второе – охватное; в “Мадонне”, наоборот, выдержана лишь рифмовкатерцетов AАbCbC (в первом сонете с крайними женскими стихами, в двух остальных смужскими, т.е. ааВсВс). Эта свобода характерна для французской школы сонетов”(Томашевский Б.В. Строфика Пушкина. // Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разныхлет. М., 1990. С.343).
Встихотворении “Сонет” Пушкин среди русских образцов этой формы выделяет опытыА.А.Дельвига:
Унас его еще не знали девы,
Какдля него уж Дельвиг забывал
Гекзаметрасвященные напевы.
Дельвигсоздал оригинальную схему рифмовки сонета, которую стали использовать егосовременники. М.Л.Гаспаров видит в ней “форму русского сонета (пятистопный ямбс рифмовкой, как у итальянцев, но двумя рифмами в терцетах: cdd ccd)” (ГаспаровМ.Л. Сонет // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1988. С.318).Эта схема присутствует, например, в стихотворении “Вдохновение”, в котором авторпредвосхитил идеи пушкинского сонета “Поэту”:
Нечасто к нам слетает вдохновенье,
Икраткий миг в душе оно горит;
Ноэтот миг любимец муз ценит,
Какмученик с землею разлученье.
Вдрузьях обман, в любви разуверенье
Ияд во всем, чем сердце дорожит,
Забытыим: восторженный пиит
Ужпрочитал свое предназначенье.
Ипрезренный, гонимый от людей,
Блуждающийодин под небесами,
Онговорит с грядущими веками;
Онставит честь превыше всех частей,
Онклевете мстит славою своей
Иделится бессмертием с богами.
Поэтысередины XIX в. обращались к форме сонета не столь часто, однако она имеласвоих приверженцев. Регулярно сочинял сонеты А.А.Фет. Составил из сонетовбольшую поэму “Venezia la Bella” (рус.: “Прекрасная Венеция”) А.А.Григорьев.Поэты-демократы внесли в сонет новые темы: социальная сатира зазвучала в“Реальных сонетах” В.С.Курочкина и “Современных сонетах” В.П.Буренина. В концеXIX в. неутомимым пропагандистом этой классической формы стал П.Д.Бутурлин,писавший исключительно сонеты (в основном на исторические и мифологическиетемы).
Вначале ХХ в. популярность сонета в русской поэзии достигла апогея. Он сталодним из центральных жанров в лирике символизма (особенно у Брюсова, Сологуба,Иванова, а также Бальмонта, составившего из сонетов сборник “Сонеты солнца медаи луны”). Неоднократно к форме сонета прибегал А.А.Блок (“Не ты ль в моихмечтах, певучая, прошла…”, “За городом в полях весною воздух дышит…”, “Никто неумирал. Никто не кончил жить…” и др.). Получили признание сонеты И.А.Бунина. В1920-х гг. И.В.Северянин создал книгу сонетов “Медальоны” о русских изарубежных писателях и композиторах.
Вовторой половине ХХ в. к сонету обращались многие русские поэты. Предельнорасширил тематику русского сонета и обновил его форму поэт-авангардистГ.В.Сапгир, в 1970-1980-х гг. написавший большой поэтический цикл “Сонеты нарубашках”.
Наиболееполно русская сонетная традиция XVIII – первой половины ХХ в. представлена впоэтической антологии “Русский сонет” (М., 1983). Полезно познакомиться стеоретическим осмыслением эволюции сонета, которое предложено в работеЛ.П.Гроссмана “Поэтика русского сонета” (в кн.: Гроссман Л.П. Борьба за стиль.М., 1927).
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.philol.msu.ru