Соотношение бронетанковой техники СССР и стран Западной Европы

ТЕМА
Соотношениебронетанковой техники СССР и стран Западной Европы

СОДЕРЖАНИЕ
1. СООТНОШЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ СССР ИСТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1 Бронетанковыесилы Западных держав в предвоенный период
1.2 Советская и немецкая бронетанковая техниканакануне Великой отечественной войны
Список использованных источников

/>/>1.СООТНОШЕНИЕ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ СССР И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
/>/>1.1Бронетанковые силы Западных держав в предвоенный период
В 30-е гг. XX в. наиболееразвитые в техническом отношении государства на основе боевого опыта первоймировой войны приступили к серьезному исследованию вопросов применения танков иавиации и перспектив создания новой боевой техники.
В тот период, какизвестно, на Западе появилось много литературы, в которой широкорассматривались эти проблемы. Получила распространение книга австрийскоговоенного теоретика Эймансбергера и работы других специалистов по вопросамприменения танков. Свои взгляды на роль авиации в будущей войне изложил итальянскийвоенный теоретик Дуэ.
Все это, конечно,требовало соответствующей материальной базы. Однако, несмотря на достижения вобласти науки и техники, особенно в развитых в техническом отношении странах,многие государства, вступившие во вторую мировую войну, оказались к нейнедостаточно подготовленными.
Например, внешнеказалось, что наибольшее внимание созданию новой бронетанковой техники и еесерийному производству уделялось в Великобритании и Франции. В значительныхколичествах в этот период строили танки в Чехословакии, которая дажеэкспортировала бронетанковую технику в слаборазвитые страны. Кроме того, новыеконструкции танков создавались в США, Японии, Швеции и Италии. Единичныеобразцы танков были построены в Польше и Испании. Но какие это были танки? ВВеликобритании в период между первой и второй мировыми войнами появилосьнесколько образцов боевых машин различных типов. Среди них были танкетки,легкие и средние танки и даже тяжелый танк.
Перед второй мировойвойной Англия имела неплохие танки, например «Матильда», «Валентайн» и«Черчилль». Однако они во всех отношениях были значительно хуже советскихтанков Т-34 и КВ.
Во Франции высшее военноеруководство в период между войнами почти не изменило своих взглядов наиспользование танков, расценивая их только как средство усиления пехоты. Дажеобладание самым многочисленным танковым парком в мире после первой мировойвойны никак не повлияло на позицию французского военного руководства. Из общегоколичества французских танков свыше трех тысяч были легкими типа «Рено». Однакофранцузы скоро убедились, что эти машины не отвечают новым боевым требованиям,и решили модернизировать их. Процесс модернизации затянулся почти на 10 лет. Вто же время разработке новых совершенных конструкций танков должного вниманияне уделялось, так как французская военная теория в вопросах применения танковне учитывала требований маневренной войны. В связи с этим конструкторы,например, не придавали большого значения маршевой скорости, маневренности танкав бою, а также его вооружению, считая, что основным качеством танка должны бытьзащитные свойства, которые позволили бы ему максимально приближаться кпротивнику, уничтожать его оборонительные и огневые средства и прокладыватьдорогу пехоте.
После 1935 годафранцузами был создан танк R-35 весом около 10 т, вооруженный 37-мм пушкой ипулеметом, с толщиной брони около 40 мм, максимальной скоростью 19 км/час изапасом хода 80-130 км. Был принят на вооружение и средний танк «Сомма»,который отличался от R-35 тем, что имел вес около 20 т, 47-мм пушку и пулемет,толщину брони до 55 мм, запас хода 130-250 км и скорость до 37 км/час. Как видно, одним из серьезных недостатков этих танков являлась тихоходность и слабоевооружение, что весьма отрицательно сказалось в ходе их боевого применения.
После первой мировойвойны во Франции главенствовали взгляды оборонительного направления. Французыпостроили линию Мажино и ряд других оборонительных рубежей. Они считали, чтотемпы наступления противника не будут превышать 8-12 км в сутки, что позволитфранцузской армии измотать наступающего противника на оборонительных рубежах, азатем перейти в контрнаступление и нанести поражение врагу.
Разумеется, отсталаявоенная доктрина французской армии не могла направить конструкторскую мысль нарешение основных проблем танкостроения того времени. В связи с этим французскиетанки к началу второй мировой войны фактически были не способны участвовать вшироко маневренных боевых действиях. Более того, и личный состав танковых войскоказался неподготовленным для действий в новых условиях.
По Версальскому договору,Германии запрещалось производство танков и ведение исследовательских работ вэтой области. Однако в обход ограничений Версальского договора Германия уже с1928 года начала проводить широкие опытно-исследовательские поиски конструкцийтанков и их основных агрегатов. К 1932 году в Германии были созданы три образцасредних и три образца легких танков. При их разработке немцы использовалидостижения английского танкостроения, внеся, однако, в конструкцию значительныеизменения.
Планируя нападение наСоветский Союз, фашистская Германия готовила свои танки для преодоления большихпространств.
В 1934 году в Германиибыл принят на вооружение легкий танк T-I с пулеметным вооружением, которыйиспользовался в Испании. Боевая практика показала, что эти танки не всегдаотвечали своему назначению. Началось конструирование новых боевых машин. Уже вконце 1936 года был принят на вооружение танк Т-II, а в 1937 году — T-III иT-IV с пулеметно-пушечным вооружением.
Общеизвестно, чтодоктриной фашистской Германии являлась теория «молниеносной» войны, в которойтанки во взаимодействии с авиацией и авиадесантными войсками должны были быстропреодолеть большие пространства, парализовать неприятельскую армию и, проникаяв глубь подвергшейся нападению страны, захватить ее жизненные центры раньше,чем будет организовано какое-либо серьезное сопротивление.
В соответствии с этойдоктриной создавалось вооружение и готовилась армия. Делая ставку в войне натанки и авиацию, фашистская Германия создала быстроходные танки T-III и T-IV,которые имели маршевую скорость 55 км/час, пушку, три пулемета и 30-мм броню,защищавшую экипаж от ружейно-пулеметного огня, осколков мин и снарядов. Однакоони по многим показателям уступали советскому танку Т-34. По этой причинеГермания уже в ходе войны против Советского Союза была вынуждена лихорадочноконструировать новые танки, потому что прежние, с которыми она начала войну,чаще всего терпели поражение при столкновении с советскими боевыми машинами.
Используя захваченные входе войны советские танки, и, прежде всего, Т-34 и KB, гитлеровцы к 1943 годусоздали новые танки «пантера», «тигр» и штурмовое орудие «Фердинанд». Это былиболее совершенные боевые машины. Но все это делалось фашистской Германией входе войны, ее промышленность не была подготовлена к выпуску новых танков вбольших количествах. Более того, образцы машин запускались в серийноепроизводство с серьезными техническими недостатками. И хотя новые танкигитлеровцев обладали некоторым преимуществом, количество производимых машинрезко сократилось, что, конечно, сказалось в ходе боев.
Опередив своихпротивников в оснащении армии необходимым вооружением, фашистская Германияначала вторую мировую войну, имея превосходство в авиации, а по сравнению снекоторыми государствами и в танках новейших образцов. В результате германскаяармия с первых дней войны наступала с темпами до 80 и более километров в сутки.В итоге предположения французских военачальников о возможности сдержатьнаступающего противника на подготовленных оборонительных рубежах оказалисьсовершенно несостоятельными.
Забегая вперед, следуетотметить, что немецко-фашистская армия упреждала французские войска в захватеоборонительных рубежей, а вести встречные сражения французская армия не умела.В конечном счете Франция и ее союзники, кроме Великобритании, капитулироваличерез 45 дней после начала наступления гитлеровцев. Англию спас Ла-Манш. Изсказанного видно, какую важную роль играли танковые войска и авиация внаступательных операциях второй мировой войны.
Принципы широкогоприменения танков, авиации и воздушно-десантных войск в наступательныхоперациях с высокими темпами были взяты немецко-фашистской армией вопределенной степени из теории и практики действий советских войск. Еще задолгодо начала второй мировой войны на учениях в Белорусском, Киевском и другихвоенных округах взаимодействию танковых соединений с авиацией ивоздушно-десантными войсками уделялось значительное внимание. Более того, вСССР была полностью разработана теория проведения наступательных операций ввысоких темпах и с решительными целями, что нашло широкое отражение в советскойвоенной литературе.
Ряд оригинальныхконструкций удалось создать Чехословакии. В период 1925-1929 годов был выпущеннеплохой колесно-гусеничный танк с противопульной броней и 37-мм пушкой. Затем,используя опыт англичан, чехи построили несколько образцов легких танков.Наиболее удачным из них явился LT-35 («Шкода»), выпущенный в 1935 году. Егобоевой вес 10,5 т, вооружение — 37-мм пушка и два пулемета, броня — 25 мм. Этот тип машины после модернизации стал именоваться TNHPS и впоследствии, получив марку 38Т,был поставлен на вооружение гитлеровской армии. Таким образом, захватчехословацкой промышленности способствовал значительному усилению фашистскойармии в войне против Советского Союза.
Соединенные Штаты Америкик концу первой мировой войны построили самое большое количество танков посравнению с другими странами. Но поскольку в США существовало мнение, что танкимогут использоваться в бою только для непосредственной поддержки пехоты, этонашло свое отражение и в строительстве американских вооруженных сил, вчастности в отношении к бронетанковым войскам.
Работы посовершенствованию танков вменялись в обязанность начальника пехоты американскойармии, в аппарате которого была создана танковая комиссия. Помимо этойорганизации в 1931 году в американской армии создается комиссия по механизациикавалерии, рассматривавшая легкие танки как основу будущих подвижныхмеханизированных соединений.
До 1932 года в США былосоздано десять образцов танков для пехоты: семь легких и три средних, но на вооружениеэти образцы не приняли вследствие невысоких боевых и технических качеств.
В целях механизациикавалерии начиная с 1931 года было построено несколько опытных быстроходныхлегких танков. Один из них в 1939 году был принят на вооружение как кавалерийскийтанк M1. На базе этого танка к лету 1940 года создается новая модель,получившая наименование МЗ. Танк МЗ имел вес 13 т, 37-мм пушку и 2-4 пулемета,толщину брони до 38 мм, скорость хода до 60 км/час, экипаж 4 человека.
Свидетельством недооценкизначения танков для ведения войны в новых условиях является следующий факт:если к концу первой мировой войны американская промышленность получила заказ напроизводство 8 тыс. танков, то в 1940 году, когда уже шла вторая мировая война,в танковом парке США насчитывалось всего 300 легких и 20 средних машин, которыепо боевым и техническим показателям значительно отставали от лучших зарубежныхобразцов того времени.
Как известно, развитиесобытий заставило Америку создать свои бронетанковые войска. При этом,проектируя новые танки, американцы использовали опыт советского танкостроения,и, прежде всего блестящую конструкцию легендарного танка Т-34. В ходе второймировой войны США построили средний танк «Шерман», однако и он по многимпоказателям уступал советским танкам данного типа.
В Швеции, Японии и Италииперед второй мировой войной появились в небольшом количестве в основном легкиетанки, не представлявшие научного интереса. Каких-либо глубоких исследований вобласти применения танков в этих странах не предпринималось.
/>/>1.2Советская и немецкая бронетанковая техника накануне Великой отечественной войны
В Кремле 4 мая 1938 г. на заседании Комитета обороны были приглашены танкисты, только что вернувшиеся из Испании.Выступавший первым народный комиссар среднего машиностроения А. Брускин просилодобрить проект нового колесно-гусеничного 18-тонного танка А-20 и такжеобещал, что этот танк получит дизельный двигатель. Постепенно разговор перешелна проблему колесно-гусеничного движителя вообще: одни его всячески восхвалялии заявляли, что гусеничный движитель себя изжил, другие столь же рьяно,ссылаясь на опыт боев в Испании, доказывали обратное. И неизвестно, чем бы всеэто закончилось, если бы Сталин, закрывая совещание, не предложил параллельно сколесно-гусеничным танком сделать такой же чисто гусеничный. Через 3 месяца КБХарьковского завода подготовило проекты танков А-20 и А-32. а уже в мае 1939 г. они прошли государственные испытания, по результатам которых А-32 (теперь уже Т-32) показалнаилучшие ходовые качества. К. Ворошилов даже сказал, что «подобной машины унас еще не было и что именно такой новый танк необходим Красной армии…».
Последовали новыеиспытания и доработки, после которых ранней весной танк Т-32, превратившийсяуже в Т-34 (Приложение 8), был принят на вооружение РККА, а его производством,как и разработкой, занялись на ХПЗ (завод №183). Конструкторам М. Кошкину и А.Морозову, да и всему их творческому коллективу, работать приходилось в оченьтяжелых условиях.
Тем не менее, танк уконструкторов получился, пусть даже и достаточно дорогой ценой: 26 сентября 1940 г. М. Кошкин скончался в санатории от болезни легких, простудившись во время зимних испытанийсвоего детища. Теперь дело обстояло за промышленностью, и вот тут-то для новоготанка начались трудности. План выпуска Т-34 на 1940 г. был выполнен только на 19 %. Заводы-смежники поставляли некачественные детали, сборка неладилась, двигатели 3-2 страдали от множества недостатков. Подлили масла вогонь и проведенные летом 1940 г. сравнительные испытания Т-34 и двух немецкихтанков PzKpfw-lll, закупленных у Германии после подписания в 1939 г. Пакта Молотова-Риббентропа (еще один частично исправный танк был буквально украден из-подноса германских войск с ничейной полосы в ходе советско-польской кампании).
Многие авторы писали отом, что эти испытания закончились полным успехом советских машин, однако насамом деле все было совершенно иначе. Конечно, по вооружению и бронированию нашТ-34 превосходил германские танки очень заметно, но вот что касается до всегоостального… Так, в башне Т-34 с трудом размещались 2 танкиста, имевшие одинбашенный люк на двоих. Один из них выполнял функции не только командира танка,но и наводчика, а в ряде случаев еще и командира подразделения. В это же времяв германской башне без всяких проблем помещались 3 танкиста, и каждый из нихимел свой отдельный люк для входа и выхода. У командира танка была удобнаябашенка кругового обзора, а все члены экипажа имели приборы внутренней связи, тогдакак на Т-34 такой связью объединялись лишь 2 члена экипажа из четырех.
Немецкая машина обладалабольшей плавностью хода, была менее шумной — на полном ходу на гравийном шоссеТ-34 было слышно примерно за 450 м, тогда как немецкий танк — за 150-200 м. Военные, проводившие испытания, отмечали более удачную подвеску немецкого танка, традиционнохорошее качество германских оптических приборов, удобное размещениебоекомплекта и радиостанции, наличие командирской башенки, хорошее качестводвигателя и трансмиссии.
Дошло до того, что маршалМ. Кулик, курировавший создание Т-34, приостановил его выпуск и потребовалсамым срочным образом ликвидировать все отмеченные на нем недостатки — теснотубоевого отделения, «слепоту» танка, плохую коробку передач. Понятно, чтополностью сделать все это было просто невозможно, поэтому конструкторскому бюроХПЗ было предложено начать работу над капитальной модернизацией танка Т-34,получившего обозначение Т-34М и заводской индекс А-43. Поскольку разработкаулучшенной модели была начата еще летом 1940 г., в ней принимал участие и М. Кошкин, предлагавший, в частности, уплотнить компоновку машины и сократить длину еекорпуса за счет поперечного расположения двигателя. Съем мощности должен былвестись при этом с обоих концов коленчатого зала, а выигрыш в весе было решенопустить на увеличение толщины брони. Сотрудники КБ предложили снабдить новыйтанк торсионной подвеской, но сам главный конструктор в этих работах участияуже не принимал, поскольку был тяжело болен. Получалось, что новый танк долженбыл стать своего рода гибридом между Т-34 и германским Pz-III.
Так, Т-34М должен былбыть длиннее (с учетом того, что на нем устанавливалась новая длинноствольнаяпушка Ф-34), несколько уже и выше, чем Т-34; клиренс для облегчения движения поснегу был увеличен на 50 мм. Двигатель поперек корпуса разместить не удалось,зато для А-43 специально спроектировали дизельный двигатель 3-5 мощностью 600л.с.
Коробку передачпеределывать не стали, но в качестве усовершенствования поставили вместе с нейдемультипликатор, улучшавший ее динамические характеристики. Теперь новый танкмог двигаться вперед с 3 скоростями, а назад — с 2. Свечная подвеска У. Кристибыла заменена на торсионную Ф. Порше, уже использовавшуюся на наших KB и нагерманском Pz-III. На 140 л был увеличен объем имевшихся на танке топливныхбаков.
Для улучшения обитаемоститанк перекомпоновали. Водителя переместили справа налево, а место пулеметчика —стрелка-радиста, — соответственно, слева направо. Радиостанцию перенеслипоближе к нему, что позволило увеличить боекомплект орудия с 77 до 100снарядов, а боекомплект пулеметов — с 46 до 72 дисков. Впервые в историиотечественного танкостроения в составе штатного вооружения танка оказалсяпистолет-пулемет ППД, а вместо курсового пулемета мог устанавливаться дажепневматический огнемет.
Танк получил трехместнуюбашню, на которой к тому же стояла и наблюдательная башенка для командира,освободившегося наконец от всех прочих несвойственных для него обязанностей.Несмотря на эти добавки, включая и 5-го члена экипажа, при сохранении прежнейтолщины брони танк оказался на 987 кг легче, чем Т-34. Скорость его возросла с48 до 52-54 км/ч, хотя удельное давление на грунт увеличилось, посколькугусеницы были заужены на 100 мм.
Проект оказался настолькохорошим, что уже в январе 1941 г. в высоких инстанциях нашего государства былорешено его производить, увеличив толщину лобовой брони до 60 мм.
Первыми начали поступатьновые орудия, которые планировалось ставить как на серийные Т-34, что уже выпускались,так и на новые Т-34М.
На Мариупольском заводеим. Ильича для А-43 разработали «штампованно-сварную» башню, а уже к маю 1941 г. этот завод подготовил ее массовое производство. Было изготовлено также несколько корпусов,торсионы; казалось, еще немного — и новый танк воплотится в металл. Но выпускмашины задержался из-за того, что дизель к нему так и не был отгружен на заводни к 1 мая, ни к 15 июня, ни даже к 25 июля 1941 г.
Во время эвакуации вСибирь Мариупольский завод вывез 50 почти законченных башен, ХПЗ — несколькополностью собранных танков с вооружением, но без двигателей. Так что, если бывойна хотя бы немного повременила, немецким танкистам пришлось бы встретитьсяна полях сражений с таким танком Т-34, который в ходе войны, да и то — внесколько более ухудшенном варианте, появился у нас только в 1943 г.
Определенную роль втрудной судьбе «тридцатьчетверки» сыграло и то, что одновременно с ней намассовый выпуск претендовал и еще один танк — легкий Т-50, которым военныепланировали заменить устаревшие машины Т-26. Первоначально его даже называлиТ-126СП (СП — сопровождения пехоты), а к выпуску готовили сразу на двух заводах— Кировском и имени Ворошилова (№ 174).
Предпочтение было отданомашине «ворошиловцев», и здесь же, начиная с апреля 1940 г., должно было начаться ее серийное производство. При относительно небольшой массе (всего 13,5т) танк получился весьма неплохим: имел 37-мм наклонную броню на корпусе ибашне, командирскую башенку с 6 смотровыми приборами, прикрывавшимисябронезаслонками. 45-мм пушку и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.
Из четырех членов экипажав новом танке трое размещались в башне, при этом наводчик помимо прицела имелеще и перископ, а водитель в лобовом люке — смотровую щель и поворачивающийсяпризматический прибор наблюдения.
Так же, как иперспективный Т-34М, Т-50 имел индивидуальную торсионную подвеску и катки свнутренней амортизацией. Дизельный двигатель В-4 мощностью 300 л. с. обеспечивал ему высокую удельную мощность — 21 л.с./кг. Максимальная скорость танкаравнялась 60 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 340 км.
Танк оснащался радиостанцией,но при всех этих вроде бы положительных данных оказалось, что трудоемкость егоизготовления почти равна таковой же у среднего танка Т-34, которому он побоевым качествам все-таки уступал. Поэтому в ходе войны (а до ее начала Т-50так и не успел пойти в производство) решили такой дорогостоящий легкий танк невыпускать и в 1942 г. после изготовления 65 машин их выпуск прекратили.
Тем не менее, к егопроизводству готовились всерьез. На его выпуск был ориентирован один из крупнейших,если не сказать самый крупный из танковых заводов СССР — № 174, и, может быть,именно подготовка к выпуску этого танка не позволила заводу, в начале войныэвакуировавшемуся в Омск, вплоть до 1942 г. переключиться на куда более нужный танк Т-34.
Впрочем, история Т-34М наэтом опять-таки не закончилась. Танк, похожий на него как две капли воды,появился у нас в 1942 г.
Таким образом, подробнорассмотрев характер развития бронетанковой техники в СССР в 20-30-х гг. можносделать следующие выводы. Совершенно очевидно, что конструкторы этой поры былив явной растерянности. Конкретные боевые задачи времен Первой мировой войнытеперь были в прошлом, а вот предвидеть будущее они не могли. Не помогали ивоенные. Они также не представляли себе, как именно и с кем им придетсявоевать, и требовали от инженеров машин на все возможные случаи жизни. Именнотак и родилось многочисленное семейство танков 30-х гг., начиная с миниатюрныхтанкеток и кончая великанами типа советских Т-35. Хорошо еще, что самиконструкторы, выполняя заказы военных, закладывали в свои машины значительныерезервы по их совершенствованию, что позволило с началом Второй мировой войныдовести танк до требований времени.
Улучшение качествапрактически всех предвоенных боевых машин шло постепенно, путемпоследовательного улучшения. Так было и с нашими танками, так было и с танкамипотенциальных противников СССР. Например, германский танк Pz-III,производившийся с 1937 г. маленькими партиями, поначалу ничем не превосходилсоветский БТ-7. Немецкий танк был шире и просторнее, что позволило разместить внем экипаж из 5 человек, но он имел 37-мм пушку и 15-мм броню, хотя по скоростион мало чем уступал советской машине. Зато габариты германского танка позволяливесьма эффективно проводить его модернизацию, тогда как нашим конструкторампришлось создавать новый танк.
К июню 1941 г. Pz-III получил 50-мм пушку и 30-мм броню. Именно последнее обстоятельство вместе с полнымразделением труда членов экипажа и несравненно лучшими и более современнымиприборами наблюдения и дало ему преимущество перед БТ-7.
Можно ли было добитьсяаналогичных характеристик у БТ-7? В общем-то да. Можно было увеличить толщинулобовой брони до 30 мм. Это не повлекло бы за собой очень значительногоувеличения веса машины. К тому же имелась возможность компенсировать егоувеличение за счет усиления пружинной подвески. Вопреки традиционному мнениюотказ от колесного движителя тут мало что давал, поскольку вес и габариты танкабыли невелики. Так что считать колесно-гусеничный движитель БТ-7 недостаткомбудет неверно, так же как и наличие у него бензинового двигателя — на всехгерманских танках стояли точно такие же.
Действительнонеустранимых недостатков на этом танке имелось всего два: очень плохие приборынаблюдения и наличие экипажа из 3 человек, перегруженных своими обязанностями.Что до хороших приборов, то они появились у нас только в 1943 г., после того как наши конструкторы скопировали у англичан прибор наблюдения польского капитанаГундляха, а вот увеличить экипаж на БТ было невозможно, поскольку для этогопотребовалось бы серьезным образом переделать весь танк.
Кстати, нашиотечественные приборы наблюдения, традиционно оценивавшиеся как плохие, также вданном случае не имели значения. Ведь танки ведут борьбу между собой нарасстоянии прямой видимости, где качество оптики не так уж и важно. Другоедело, какое задание имеет экипаж танка с этой самой «некачественной оптикой» —атаковать врага, невзирая на обстоятельства, или же бороться с ним, хорошомаскируясь, отступая и прячась.
Следует подчеркнуть, чтоточно такими же данными, как БТ-7, обладал и немецкий средний танк Pz-lV. Двумдругим наиболее массовым боевым машинам вермахта — Pz-I и 38(t) — БТ-7 вообщепочти не уступал (лишь часть этих танков имела лобовую броню 30-50 мм).
Казалось бы, все этооднозначно диктовало нам тактику использования легких танков БТ-7 и Т-26 иззасад и укрытий, точно так же, как это проделывали со своими легкими танкамиангличане в Северной Африке. Они укрывали их мешками с песком, завалами изкамней, иногда просто зарывали в грунт по башню — и несли значительно меньшиепотери в обороне, чем СССР. К тактике танковых засад наши военные специалистыперешли только осенью 1941 г., когда 90 % наших танков уже было подбито, а доэтого подобную тактику не разрешал им устав, который для танковых частей и вобороне, и в наступлении предусматривал один-единственный вид боя — атаку.Стрельба с места в обороне допускалась в самых редких случаях. Средний танкРККА Т-28, пусть даже к лету 1941 г. и он уже безнадежно устарел, по вооружениюпревосходил абсолютно все германские танки, причем его пушка могла поражатьпротивника на таких дистанциях, которые для других машин являлисьзапредельными. Однако и Т-28, так же как и более современные наши танки, должныбыли противника непременно атаковать, что при полном господстве в воздухегерманской авиации имело самые роковые последствия.
Во-первых, противникуможно было бомбить наши танки с воздуха, а во-вторых, использовать против любыхнаших танков 88-мм зенитные орудия, снаряды которых пробивали броню даже такихтанков, как КВ-1 и КВ-2.
Основная масса танковТ-35 и вовсе вышла из строя не по боевым, а по техническим причинам: из-зааварий, поломок, очень часто к тому же вызванных элементарно плохойобученностью экипажей. Несколько танков перевернулись во время движения,впрочем, вина здесь не столько самих водителей, сколько конструкторов этоготанка, поскольку обзорность с места механика-водителя была очень плохой. Носамой большой проблемой было покинуть эту машину в том случае, если она былаподбита. При выходе из люков главной башни экипаж оказывался на четырехметровойвысоте под огнем противника. В то же время люк механика-водителя открыть былонельзя, не повернув влево пулеметную башню, заклинивание которой могло стоитьему жизни. Выход из задних башен был сильно затруднен нишей главной башни ипоручневой антенной. Получалось, что члены экипажа Т-35 становились, по сутидела, заложниками собственного танка, а все из-за того, что вопросы посадки ивысадки из него экипажа конструкторы не продумали заранее.
Впрочем, и конструкторовсильно винить тоже нельзя. Дело в том, что в конструкцию уже разработанныхтанков часто вносились изменения, облегчавшие его промышленное производство, ане эксплуатацию. Получалось, что СССР наращивал выпуск машин, а германскиевоенные специалисты повышали качественный уровень подготовки танковых экипажей,которые у нас в предвоенной спешке готовились кое-как.
С января 1939 года по 22июня 1941 года Красная Армия получила более семи тысяч танков, в 1941 годупромышленность уже могла дать около 5,5 тысячи танков всех типов. Что касаетсяКВ и Т-34, то к началу войны заводы успели выпустить 1861 танк. Практическиновые танки только со второй половины 1940 года начали поступать в войска приграничныхокругов.
К трудностям, связанным сколичественной стороной дела, прибавились проблемы организационные. КраснаяАрмия была пионером создания крупных механизированных соединений — бригад икорпусов. Однако опыт использования такого рода соединений в специфическихусловиях Испании был оценен неправильно, и мехкорпуса в нашей армии былиликвидированы. Между тем еще в битве при Халхин-Голе РККА многого добиласьактивным применением мобильных танковых соединений. Широко использовалисьмощные танковые соединения Германией в ее агрессивных действиях против странЕвропы.
Необходимо было срочновернуться к созданию крупных бронетанковых соединений.
В 1940 году начинаетсяформирование новых мехкорпусов, танковых и моторизованных дивизий. Было создано9 мехкорпусов. В феврале 1941 года Генштаб разработал еще более широкий плансоздания бронетанковых и моторизованных войск, чем это предусматривалосьрешениями правительства в 1940 году.
Учитывая количествобронетанковых войск в германской армии, в марте 1941 года было принято решениео формировании 20 механизированных корпусов.
Для полногоукомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысячи танков только новыхтипов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одногогода практически при любых условиях взять было неоткуда, недоставало итехнических, командных кадров.
Таким образом, к началувойны удалось оснастить меньше половины формируемых корпусов. Как раз они, этикорпуса, и сыграли большую роль в отражении первых ударов противника.
14 июня 1941 года былоопубликовано сообщение ТАСС, которое, с одной стороны, являлосьвоенно-политическим зондажем, который со всей очевидностью показал, чтоГермания держит курс на войну против СССР и угроза войны приближается. Об этомсвидетельствовало то, что фашистская Германия никак не отреагировала на запрос,обращенный к ней советским правительством.
В то же самое время СССР,хотя и с опозданием, начал осуществление организационно-мобилизационныхмероприятий, переброску на запад войсковых соединений, перевод ряда предприятийна выполнение военных заказов и т. д.
Захватив в свои рукипочти все экономические и военно-стратегические ресурсы Европы, Германия хорошооснастила свои вооруженные силы современным оружием, боевой техникой идостаточным количеством материальных средств. Отсутствие в то время активнодействующих сил в Западной Европе дало возможность гитлеровцам сосредоточитьпротив Советского Союза все свои главные силы.
Накануне войны Германиявыплавляла вместе с оккупированными странами стали 31,8 миллиона тонн, самадобывала угля 257,4 миллиона тонн, а вместе с сателлитами — 439 миллионов тонн.Советский Союз соответственно 18,3 миллиона тонн, 165,9 миллиона тонн. Слабымместом Германии была добыча нефти, но это в какой-то степени компенсировалосьимпортом румынской нефти, а также созданными запасами и производствомсинтетического горючего.
После ликвидацииверсальских ограничений гитлеровское руководство в целях обеспечения своихзахватнических планов всю экономическую политику подчинило интересам задуманнойагрессивной войны. Германская промышленность была целиком переведена на рельсывоенной экономики.
Был создан мощныйвоенно-экономический потенциал, за сравнительно короткий срок построено более300 крупных военных заводов, военное производство в Германии в 1940 годуувеличилось по сравнению с 1939 годом на две трети, а по сравнению с 1932 годом- в 22 раза. В 1941 году германская промышленность произвела более 11 тысячсамолетов, 5200 танков и бронемашин, 30 тысяч орудий разных калибров, около 1,7миллиона карабинов, винтовок и автоматов. При этом нужно учитывать большиезапасы награбленного вооружения и производственные мощности сателлитов Германиии оккупированных ею стран.
По даннымразведывательного управления советского Генштаба, возглавлявшегося генераломФ.И. Голиковым, дополнительные переброски немецких войск в Восточную Пруссию,Польшу и Румынию начались с конца января 1941 года. Разведка считала, что зафевраль и март группировка войск противника увеличилась на девять дивизий:против Прибалтийского округа — на три пехотные дивизии; против Западного округа- на две пехотные дивизии и одну танковую; против Киевского округа — на однупехотную дивизию и три танковых полка.
На 4 апреля 1941 годаобщее увеличение немецких войск от Балтийского моря до Словакии, по даннымгенерала Ф.И. Голикова, составляло 5 пехотных дивизий и 6 танковых дивизий.Всего против СССР находилось 72-73 дивизии. К этому количеству следует добавитьнемецкие войска, расположенные в Румынии общим количеством 9 пехотных и однамоторизованная дивизия.
На 5 мая 1941 года, подокладу генерала Ф.И. Голикова, количество немецких войск против СССР достигло103-107 дивизий, включая 6 дивизий, расположенных в районе Данцига и Познани, и5 дивизий в Финляндии. Из этого количества дивизий находилось: в ВосточнойПруссии — 23-24 дивизии; в Польше против Западного округа — 29 дивизий; вПольше против Киевского округа — 31- 34 дивизии; в Румынии и Венгрии — 14-15дивизий.
Большие работыосуществлялись противником по подготовке театра военных действий: проводилисьвторые железнодорожные пути в Словакии и Румынии, расширялась сеть аэродромов ипосадочных площадок, велось усиленное строительство военных складов. В городахи на промышленных объектах организовывались учения по противовоздушной обороне,закладывались бомбоубежища и проводились опытные мобилизации.
Из числа войск венгерскойармии до четырех корпусов находилось в районе Закарпатской Украины,значительная часть румынских войск располагалась в Карпатах.
На 1 июня 1941 года, поданным разведывательного управления, против СССР находилось до 120 немецкихдивизий.
Весной 1941 годагитлеровцы не опасались серьезных действий со стороны западных противников, иглавные вооруженные силы Германии были сосредоточены на всем протяжении отБалтийского до Черного моря.
К июню 1941 года Германиядовела общую численность войск до 8 миллионов 500 тысяч человек, увеличив ее с1940 года на 3 миллиона 550 тысяч человек, то есть до 208 дивизий. В СССР киюню с учетом призыва дополнительных контингентов в вооруженных силах былооколо 5 миллионов человек.
Гитлер считал, что насталвыгодный момент для нападения на Советский Союз. Он торопился, и не безоснований…
Наиболее массовыеперевозки войск на восток гитлеровское командование начало проводить с 25 мая1941 года. К этому времени железные дороги немцами были переведены на графикмаксимального движения. Всего с 25 мая до середины июня было переброшено кграницам Советского Союза 47 немецких дивизий, из них 28 танковых имоторизованных.
Исходя из имеющихсяразведданных, в течение всего марта и апреля 1941 года в Генеральном штабе шлаусиленная работа по уточнению плана прикрытия западных границ имобилизационного плана на случай войны. Было решено в срочном порядкеотмобилизовать несколько армий за счет войск внутренних округов и в начале маяпередвинуть их на территорию Прибалтики, Белоруссии и Украины, под видомподвижных лагерных сборов перебросить на Украину и в Белоруссию по двеобщевойсковые армии сокращенного состава.
Всего в мае перебрасывалосьиз внутренних военных округов ближе к западным границам 28 стрелковых дивизий ичетыре армейских управления.
В конце мая Генеральныйштаб дал указание командующим приграничными округами срочно приступить кподготовке командных пунктов, а в середине июня приказывалось вывести на нихфронтовые управления: Северо-Западный фронт — в район Паневежиса; Западный — врайон Обуз-Лесны; Юго-Западный — в Тарнополь. Одесский округ в качествеармейского управления — в Тирасполь. В эти районы полевые управления фронтов иармии должны были выйти с 21 по 25 июня.
Всего в западныхприграничных округах и флотах насчитывалось 2,9 миллиона человек, болееполутора тысяч самолетов новых типов и довольно много самолетов устаревшихконструкций, около 35 тысяч орудий и минометов (без 50-миллиметровых), 1800тяжелых и средних танков (на две трети новых типов) и значительное число легкихтанков с ограниченными моторесурсами.
С каждым днем нарасталаугроза военного нападения на СССР. Учитывая складывающуюся обстановку,Центральный Комитет и Советское правительство потребовали от Наркоматов обороныи Военно-Морского Флота ускоренного проведения мероприятий по повышениюбоеспособности Вооруженных Сил.
Особенно большое вниманиеуделялось подготовке военных кадров. В предвоенные годы в связи сразвертыванием армии создавались десятки училищ родов войск.
Громадный вклад вподготовку командного состава внесли военные академии. В высших военных учебныхзаведениях накануне войны было подготовлено много военных специалистов, которыев боях против немецко-фашистских захватчиков проявили замечательныекомандирские качества. Среди них воспитанники Военной академии имени М.В.Фрунзе дважды Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко,маршал бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, дважды Герой Советского Союзагенерал армии Д.Д. Лелюшенко, дважды Герой Советского Союза генерал-полковниктанковых войск А.Г. Кравченко, Герои Советского Союза генерал-полковниктанковых войск В.В. Бутков, генерал-лейтенанты танковых войск Н.Д. Веденеев,С.М. Кривошеий, генерал-полковник танковых войск М.Д. Соломатин и другие.
В Военной академиибронетанковых войск до начала Великой Отечественной войны получили военноеобразование дважды Герой Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский,генерал армии А.А. Епишев, Герой Советского Союза генерал армии А.Л. Гетман,генерал армии С.М. Штеменко, Герой Советского Союза маршал бронетанковых войскП.П. Полубояров, Герой Советского Союза генерал-полковник А.С. Бурдейный,генерал-полковник Н.А. Ломов, генерал-полковник танковых войск Г.С. Сидорович,генерал-лейтенант М.Д. Синенко и другие.
Улучшилась подготовкакомандного состава запаса. К началу Великой Отечественной войны странарасполагала 19 военными академиями, 10 военными факультетами при гражданскихвысших учебных заведениях и 7 высшими военно-морскими училищами. И все женакануне нападения гитлеровской Германии на СССР укомплектовать в должной меревновь развернутые соединения, особенно танковые войска, командным составом неудалось.
В целом двадцатилетиенаходок и поисков оказалось для танкостроения весьма результативным. Но вотитоги им подводила уже Вторая мировая война.
советский немецкийбронетанковый техника война

Список использованных источников
1 Архипова М.А. Бронетанковая техникаСССР Второй мировой войны [Текст]: [научное издание]. – М.: АСТ, 2005. – 208 с.
2 Века А.В. История России [Текст]:[учебное пособие]. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – 1056 с.
3 Великая Отечественная войнаСоветского Союза 1941-1945 гг. Краткая история [Текст]: [научное издание] /Под ред. И.В. Павлова, И.Г. Желтова. — М.: Воениздат, 1970. – 386 с.
4 Вознюк В.С., Шапов П.Н.Бронетанковая техника [Текст]: [научно-популярное издание]. – М.: ДОСААФ СССР,1987. – 387 с.
5 Вопросы стратегии и оперативногоискусства в советских военных трудах (1917-1940 гг.) [Текст]: [научноеиздание]. – М.: Воениздат, 1965. – 578 с.
6 Галкин Ф.И. Танки возвращаются вбой [Текст]: [научное издание]. – М.: Мысль, 1983. — 285 с.
7 Дроговоз И.Г. Танковый меч страныСоветов [Текст]: [научное издание]. – Мн.: Харвест, 2004. – 478 с.
8 Записная книжка маршала Ф.И.Голикова [Текст] // Новая и новейшая история — 2004. — № 2. – С. 21-46.
9 Крупченко И.Е. Военная история[Текст]: [научное издание]. — М.: Воениздат, 1971. – 417 с.
10 Майский И.М. Испанские тетради[Текст]: [научное издание]. – М.: Международные отношения, 1974. — 197 с.
11 Ротмистров П.А. Стальная гвардия[Текст]: [научно-публицистическое издание]. – М.: Воениздат, 1984. – 271 с.
12 Ротмистров П.А История военного искусства[Текст]: [научное издание]. — Т.1. — М.: Воениздат, 1963. – 528 с.
13 Ротмистров П.А. Танки на войне[Текст]: [научно-популярное издание]. – М.: ДОСААФ, 1970. – 95 с.
14 Ротмистров П.А. Время и танки[Текст]: [научно-популярное издание]. – М.: Воениздат, 1972. – 336 с.
15 Свирин М.Н. Артиллерийскоевооружение советских танков 1940-1945 [Текст]: [научное издание]. — М.:«Экспринт», 1999. — 40 с.
16 Саблин В.В., Чобиток В.А., ЧобитокВ.В. Бронетанковая техника Советской Армии и армий вероятного противника[Текст]: [научное издание]. – М.: АСТ, 2001. – 465 с.
17 Строков А.А. История военногоискусства [Текст]: [научное издание]. — М.: Воениздат, 1966. – 508 с.
18 Холявский Г.А. Энциклопедиябронетехники. Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг. [Текст]:[энциклопедически справочник]. – Мн.: Харвест, 2001. – 651 с.
19 Шпаковский В.О. Танки эпохитотальных войн 1914-1945 гг. [Текст]: [научное издание]. – СПб.: «Полигон»,2003. – 320 с.