Соотношение категорий "честь" и "достоинство"

«Честь»и «достоинство» понятия достаточно близкие по своему содержанию.
Честь — этоэтическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своегообщественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Честьопределяется в большинстве монографий как общественная оценка личности,определенная мера духовных, социальных качеств человека. В. Лесняк определяетчесть как объективную оценку личности, определяющую отношение общества кгражданину, социальную оценку его моральных и иных качеств. [1]
Достоинствоопределяется им как внутренняя самооценка личности, собственных качеств,способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь идостоинство это оценка морально-нравственных качеств «снаружи» и«изнутри». Честь выступает в качестве оценки человека егоокружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория«честь» — это то, что вызывает и поддерживает общее уважение ичувство гордости. [2]Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат егозаслуги перед людьми или перед обществом.
Адостоинство — это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, егосамооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних ихпроявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своихпоступков самим собой, гордость за свои поступки.
Достоинство- понятие более субъективное. Этим оно отличается от чести — категорииобъективной. Под достоинством личности принято понимать осознание самимчеловеком и его окружающими факта обладания лицом определенными положительныминравственными и интеллектуальными качествами. Если достоинство личностиопределяется, прежде всего, его собственным сознанием, носит субъективнуюокраску, то честь это в первую очередь объективная, общественная оценкаличности, характеризующая неопороченную репутацию человека в обществе. [3]
Честь и достоинство — показатели моральнойценности человека. Это как бы эталоны для определения нравственности человека,который представляет определенную социальную группу. Ни один человек не можетизбежать социальной оценки во мнении коллектива или общества. Поэтому бывает итак, что отдельные люди пытаются ввести общество в заблуждение, приукраситьсвои поступки, чтобы получить общественное признание. Тонкий нравственныйинструмент — чувство собственного достоинства — помогает правильно регулироватьценностные отношения между человеком и обществом.
Подлинно нравственному человеку важна не толькооказываемая ему обществом честь, но и внутреннее осознание своей порядочности,своей нравственной ценности. Высокоразвитое чувство собственного достоинствапредостерегает человека от обмана им общества, лишает такой обман смысла. Иесли человек еще может на какое-то время обманным путем добиться общественногоуважения, то себя-то самого ему обмануть не удастся. Имея развитое чувствособственного достоинства, такой человек не может получить нравственногоудовлетворения от незаслуженных наград и похвал — они будут напоминать ему оего непорядочности. Чувство и сознание собственного достоинства как быдополняют сознание и чувство чести, корректируют его.
С одной стороны, сознание человеком собственногодостоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на немосновывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержаниесвоего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственныхпоступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своегодостоинства).
В этом смысле понимание собственного достоинстванаряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своейответственности перед собой как личностью. С другой стороны, достоинство личноститребует и от других людей уважения к ней, признания за человекомсоответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.
Сознание собственного достоинства, конечно же,необходимо каждому. Любой человек, независимо от его положения в обществе,испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственногодостоинства, которую можно условно назвать униженностью, представляет собойодин из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувствособственного достоинства не очень украшает человека в глазах окружающих. Способностьличности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.
Скромностьвыражается в отсутствии стремления набить себе цену, внушить окружающимпредставление о собственной незаменимости. Человеку, который чего-то стоит, нетнужды выставлять напоказ свои достоинства: они и так видны всем. Выдающаясяличность, будь то герой труда, писатель, ученый или композитор, целикомпоглощена своим делом, и ей просто нет необходимости подчеркивать своюзначимость особыми манерами и заявлениями.
Л.Н. Толстой отмечал, что значимость человекаизмеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся егодостоинства, а в знаменателе — самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположноескромности, тем меньше его подлинная величина даже при наличии несомненныхдостоинств.
Единствокатегорий «честь» и «достоинство» дополняется понятием«репутация» или подкатегорией — «деловая репутация», какобъективный элемент целостной личности.
Репутациявыступает важнейшей составляющей характеристики личности. Под репутациейпринято понимать создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках человека.[4]
Репутация — этохарактеристика человека, основанная на результатах его деятельности,определенный образ, сложившееся у окружающих в результате анализа совершенных исовершаемых им поступков в профессиональной и иной общественной сфередеятельности. «Репутация гражданина выступает в качестве родового понятия,в ее основе лежит достоинство личности, а наиболее высоким проявлениемположительной репутации является честь». [5]
Относительнотолкования смысла понятия «деловая репутация» на сегодняшний день успециалистов нет единого мнения. Чаще всего под деловой репутацией понимают«оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица». [6]
Неудобства,связанные с неопределенностью термина «деловая репутация» могут бытьтакже исправлены путем расширения использования в гражданском обороте болееемкого термина «доброе имя».
Право назащиту доброго имени, также как и на защиту чести, закреплено в п. ст.23Конституции РФ. В ст.150 ГК РФ честь и доброе имя объединяются в одно общеенематериальное благо. Очевидно, в данном случае законодатель стремилсямаксимально полно определить нематериальное благо, отражающее идеальноепредставление о морально-этических качествах личности.
Доброе имявыступает средством индивидуализации репутации гражданина как внешнегопроявления общественной оценки личности и ее внутренней самооценки.
В литературевысказывается предложение о выделении доброго имени в качестве самостоятельногообъекта защиты, поскольку целью восстановления репутации является, преждевсего, восстановление доброго имени. [7]Комментаторы ГК РФ указывают, что «честь, достоинство, деловая репутациягражданина в совокупности определяют „доброе имя“, неприкосновенностькоторого гарантирует Конституция (ст.23) ». [8]
Конституционнымсудом РФ по этому поводу было дано специальное разъяснение о том, что нормы ст.152ГК РФ, содержащие положения о защите чести, достоинства и деловой репутации,являются важной гарантией конституционного права на защиту доброго имени. [9]
Очевидно,что понятие «доброе имя» как совокупность положительных качествличности, отраженных в общественном сознании, т.е. общественная оценкаконкретного индивида близко понятию «честь» и включает в себяположительную репутацию гражданина, с учетом ее деловой составляющей.
Доброе имя,также как честь и достоинство, сочетают в себе объективную и субъективнуюстороны. Объективная составляющая доброго имени основывается на идеализированномпредставлении о человеке как совокупности положительных качеств, присущих емуот рождения и сохраняющихся на протяжении всей жизни.
Субъективнаясоставляющая основывается на результатах фактического поведения лица,выраженных в профессиональных успехах или неудачах, отношениях с окружающими,количестве наград либо взысканий и иных аналогичных факторах, отражающихотношение общества к данной персоне.
Давноизвестно, что есть особый круг профессий, в компетенции которых находятся жизньи судьба человека. К ним можно отнести профессию врача, учителя, судьи,адвоката и, разумеется, сотрудника органов внутренних дел. Именно к нимобщество всегда предъявляло наиболее высокие нравственные критерии.
В нынешнеенепростое время одной из важнейших задач становится укрепление правопорядка изаконности. В свою очередь, авторитет закона напрямую зависит от людей,олицетворяющих собой справедливость и безопасность. Надев форму сотрудникамилиции, человек становится своеобразным символом государства и закона, поэтомуего, казалось бы, глубоко личные представления о добре и зле, благородстве иподлости, верности и предательстве становятся делом почти государственнойважности.
Сегодняодним из актуальнейших является вопрос: останутся ли понятия «достоинство»и «честь» святыми в новой действительности? Увы, беда многих людей втом, что в силу разных причин они не научились отличать непреходящие ценностиот сиюминутных выгод, а вечные истины — от скоротечных поветрий.
Криминальнаяситуация в стране продолжает серьезно осложняться и уже прочно заняла своеместо в ряду проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами,никакими карательными, устрашающими мерами невозможно заставить человека бытьдобрым, честным, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законыгосударства и моральные принципы общества.
Как правило,сотрудник правоохранительных органов определяет свою линию поведения,конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием“личного и служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”.Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника одолге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действуетинициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к морально он одобряети поощряет свои действия.
Профессиональноедостоинство, с одной стороны, отражает отношение других людей к данномусотруднику как к специалисту, профессионалу, а с другой стороны,свидетельствует об отношении человека к самому себе как к работнику, обосознании им своих заслуг, профессиональных качеств. Профессиональноедостоинство есть во многом следствие достойной профессии, т.е. определяетсяобщественной значимостью данной профессии, ее престижем, сложившимсяобщественным мнением. Однако нельзя не учитывать и личного, индивидуальногоотношения человека к своей профессии, которое отнюдь не всегда совпадает собъективным положением в обществе людей данной профессии.
Вот почемупомимо улучшения условий труда и быта сотрудников органов внутренних дел, подъемаих авторитета столь важно формирование и укрепление профессиональногодостоинства каждого работника, воспитание если не любви, то должного уважения кизбранной профессии.
Профессиональноедостоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебномколлективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е.связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретногоколлектива, всего милицейского корпуса. Честь сотрудника органов внутреннихдел, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинствкак гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствиемзаслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всехпоколений и служб. Таким образом, надев погоны сотрудника органа внутреннихдел, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпусадостойных работников, стоявших на страже правопорядка.
Это,естественно, накладывает на каждого сотрудника органов внутренних дел особуюответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, нои как представителя всего рядового и начальствующего состава органов внутреннихдел. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка нетолько как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося начеловека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников органоввнутренних дел.
Профессиональнаячесть требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет тойпрофессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которойон дорожит. По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и егосегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшегоморального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно приэтом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не егослужебным или материальным положением, специальным званием, образованием, атолько его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальнымии иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутреннихдел.
Забота опрофессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних делпобуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц,подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенныхгражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового иначальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: “Сотрудникорганов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью,должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно имилосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не являетсяпроявлением слабости и вполне совместимо с твердостью”.
Какпоказывает опыт и научные исследования, чем выше развито у сотрудника чувстволичного и служебного достоинства, чем больше он дорожит своей профессиональнойчестью, тем значимее его социальная ценность, если они сочетаются с высокойнравственной зрелостью, культурой сотрудника, необходимыми моральнымикачествами.
25 сентября1998г. в Государственную Думу был внесен и 10 марта 1999 г. принят в первомчтении проект федерального закона
„Обобеспечении права гражданина Российской Федерации на честь и достоинство.”
Сделанапопытка, впервые установить основные направления государственной политики вобласти утверждения и защиты чести и достоинства гражданина России,законодательного закрепления более четких взаимоотношений государства игражданина. Несмотря на ряд недостатков, в целом законопроект соответствуеттребованиям Конституции Российской Федерации.
Законопределяет основные направления государственной политики в области утвержденияи защиты чести и достоинства гражданина;
устанавливаетрежим всеобщего уважения к чести и достоинству гражданина;
предусматриваетдополнительные гарантии обеспечения права гражданина на защиту чести идостоинства.
Декларируетсяправо каждого гражданина имеет на признание и уважение его чести и достоинства,на государственные участие, помощь, поддержку в утверждении чести идостоинства, а также на защиту чести и достоинства органами государственнойвласти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государствоосуществляет целенаправленную деятельность по созданию режима всеобщегоуважения чести и достоинства гражданина, всемерно способствует их возвышению,утверждению в обществе таких представлений о чести и достоинстве, которыеявлялись бы для каждого гражданина:
социальнымориентиром его гражданского поведения; внутренним стимулом его всестороннегодуховного и физического развития и наиболее полной творческой самореализации; факторомосознания величия и значимости быть гражданином России, высокой ответственностиза историческую судьбу своей Родины.
Режимвсеобщего уважения чести и достоинства каждого гражданина включает:
воспитание уграждан, прежде всего у подрастающего поколения, высоких моральных качеств,базирующихся на традициях служения Отечеству, идеалах и ценностях российскойдуховности и культуры;
понимание каждымгражданином того, что общественно полезная деятельность гражданина,направленная на умножение славы и могущества Родины, ее материального икультурного достояния, есть главное условие упрочения его личной чести;
формированиеи стимулирование у каждого гражданина активной жизненной позиции, культурыгражданственности, суть которой заключается в том, чтобы гражданин стремилсяжить в условиях нравственно осознанной свободы, т.е. реализовывал свои права,ощущая себя неотъемлемой составной частью целого (народа, государства), инаходил удовлетворение личных потребностей и интересов в разрешениисоответствующих проблем применительно к целому;
обеспечениевсеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на честь и достоинствогражданина, а при необходимости — пресекать такое посягательство, возлагать нанарушителей предусматриваемую законодательством ответственность.
Честь идостоинство — важнейшие показатели достойной жизни и свободного развитиячеловека. Утверждение чести и достоинства гражданина — обязанность РоссийскойФедерации как социального государства, призванного создаватьсоциально-экономические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободноеразвитие человека, исключающие попрание чести, унижение человеческогодостоинства.
К сожалению,этот закон до сих пор не принят. Далеко не всегда от нас зависит принятиеважного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести идолга находятся в нашей полной власти. Несмотря на то, что мы живём в обществе,взаимосвязаны и взаимозависимы, на самом деле живём мы только так, как самисебе позволили.
Литература
1.        Власенков В.В. Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. — М.:Щит-М, 2003.
2.        Комментарий к гражданскому кодексу РФ части первой. Отв. редактор О.Н. Садиков.- М.: 1997.
3.        Костарева Т.А. Судебная защита прав и свобод граждан. Научно-практическоепособие. — М.: 1999.
4.        Лесняк В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданскомзаконодательстве России. — М.: Юрист № 1, 1999 — с.52
5.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: 1968.
6.        Основы этических знаний // под ред. профессора М.Н. Росенко. — М.: Изд.«Лань», 1998.
7.        Черкасова Т.В. Гражданско-правовая защиты чести, достоинства и деловойрепутации как форма социально правовой защищенности граждан. — М. 2001.
8.        Черников О.Ю. Защита доброго имени: проблемы терминологии. / Правотеория и практика — №8, 2003
9.        Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. — М.: Центр, 1994.
10.      Этика. Под общ ред.А. А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. — М.: Гардарики, 1999.