А.А. Волков
Аргументом
(лат. argumentum от глагола arguo – показываю, выясняю, доказываю – довод,
доказательство, умозаключение) мы будем называть фрагмент высказывания,
содержащий обоснование мысли, приемлемость которой представляется сомнительной.
Аргументация
может быть догматической и топической Впервые эти виды аргументации различил и
сопоставил великий итальянский ученый и философ XVIII века Джамбаттиста Вико
(Viehweg Th. Topics and Law. –
Frankfurt am Mein Berlin- Bern- New York-Paris-Wien: Peter Lang, 1993 – англ. перевод).
Догматическая
аргументация исходит из положений, которые считаются самоочевидными и
универсальными (аксиомы), например: параллельные линии не имеют общих точек,
если имеется суждение и его отрицание, то они не могут быть истинными
одновременно и в одном и том же смысле и т. д. Догматическая аргументация
характерна для теоретической науки и отчасти философии, которые строят свои
теории как аксиоматические. Риторическая аргументация является в основном
топической. Это означает, во-первых, что положение риторического аргумента
представляет собой мысль, которой может быть противопоставлена другая,
противоположная или несовместимая мысль, положение, однако, не всегда исключает
свое отрицание (не только: А совершил поджог// А не совершил поджог, но и: за
совершенный подвиг Н должен быть награжден // но при этом Н нарушил дисциплину
и за нарушение дисциплины он должен быть подвергнут наказанию); во-вторых,
ритор сначала выдвигает положение или тезис, а затем уже ищет посылки, которые
его подтверждают.
Посылка,
подтверждающая тезис, должна быть убедительной не вообще или не для самого
ритора, но убедительной для аудитории. Если аудитория склонна считать всякого
собственника бесчестным человеком, для нее будет убедительным, например, такой
довод: А совершил поджог застрахованного имущества, потому что хотел получить
страховую премию. Здесь будут подразумеваться посылки: всякий собственник готов
на преступление ради наживы; А является собственником; пожар уничтожил
имущество А, застрахованное на крупную сумму. Но противоположное положение
(контртезис) может быть обосновано не противоположной по смыслу (не всякий
собственник готов на преступление ради наживы), но иной, не менее убедительной
посылкой, например: А не совершил поджог, потому что в это время находился в
другом месте.
Состав и строение риторического аргумента
Аргумент
состоит из: (1) положения и (2) обоснования. Рассмотрим пример риторического
аргумента.
“Но
можно ли действительно находить истину? – Должно думать, что можно, если ум без
нее не может жить, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать себя
лишенным жизни” (Святитель Филарет, митрополит Московский. Слово в день
совершившегося столетия Московского университета. (1855). Творения. Сергиев
Посад , изд-во “Отчий дом”, 1994. С. 295).
(1)
Положение (пропозиция) аргумента – формулировка мысли, которая выдвигается ритором,
но представляется сомнительной аудитории: Но можно ли действительно находить
истину? – Должно думать, что можно…
(2)
Обоснование – совокупность доводов, формулировок мыслей, посредством которых
ритор стремится сделать положение приемлемым для аудитории: … если ум не
может жить без истины, а он, кажется, живет, и, конечно, не хочет признавать
себя лишенным жизни (доводы).
С
точки зрения строения и содержания риторический аргумент включает три
составляющих: схему, словесный ряд, топ.
Схема
представляет собой логическую форму данного аргумента – операцию сведения
(редукции) положения к одному или нескольким определенным образом связанным
суждениям (посылкам). Схему можно записать в виде выражения: щА ®щ В; В Ю А
-“(1) если из не-A следует не-B; (2) и имеет место В; (3) то,
следовательно, имеет место А”. В примере: (1) если истина не существует
(щА), то ум не может жить (щ В); (2) ум живет (В); (3) следовательно, истина
существует (А).
Словесный
ряд – лексико-синтаксическое строение аргумента, образующее его смысловое
единство. Слова, которые отобраны и соединены между собой так, чтобы создать
единый смысловой образ предмета и придать мысли особую убедительность.
Во-первых, значения одних слов (жизнь, живет, ум) в контексте фразы включаются
в значения других (истина). Во-вторых, в примере само синтаксическое строение и
членение фразы образуется соединением нескольких фигур речи. Положение содержит
фигуру диалогизма (вопросо-ответа), соединенную с фигурой окружения (можно …
можно), которая вводит следующую нужную автору фигуру плоце (отличение) –
повтор слова или формы в различных значениях: “можно” в значении
“возможно” и “может” в значении “в состоянии”
(значит: если познание возможно, то мы в состояниии познавать), а вслед за ней
– фигуру градации, то есть нарастания интенсивности значения (живет и не хочет
признавать себя лишенным жизни) – это риторические фигуры. В-четвертых, все эти
фигуры создают действительный образ диалогических отношений: вопрос задается
как бы от лица аудитории, а ответ дается в подчеркнуто безличной форме как бы
от объективной реальности (должно думать); далее, модальные вводные слова
кажется и конечно явно принадлежат говорящему, который обращается к оценке и
согласию слушающего. В таком строении фразы проявляются речевые роли
“общества”, “аудитрии” и “говорящего”, которые
согласно обнаруживают истинность рассуждения, чем и создается убедительный
эффект фразы.
Как
схема, так и словесный ряд аргумента создаются из стандартных элементов –
основных форм умозаключений, слов и словосочетаний, синтаксических моделей,
риторических фигур, – но схема и словесный ряд конкретного аргумента
индивидуальны.
Общее
место или топ – положение, которое признается истинным или правильным и на
основе которого конкретное обоснование представляется убедительным.
Топ
содержится или подразумевается обычно в бoльшей посылке умозаключения. Первый
топ приведенного аргумента: ум живет истиной. Это положение не доказывается и
не следует откуда бы то ни было, но представляется непосредственно очевидным
аудитории, к которой обращается святтитель Филарет.
Итак,
доводы аргумента связываются с положением и между собой посредством схемы –
словесного ряда умозаключения, в котором вывод (суждение, содержащееся в
положении) вытекает из посылок – суждений, лежащих в основании доводов;
словесного ряда – лексико-семантических и синтаксических связей, которые задают
значения терминов – слов и понятий, входящих в положение и в доводы аргумента;
топа, который содержится в основании аргумента.
Топы как источники изобретения
Топ
представляет собой положение, которое рассматривается как правильное или
истинное всем обществом, большинством, лицами, компетентными в предмете
обсуждения, и является основанием убедительности аргументов при обсуждении
проблем и принятии решений.
Топы
представляют собой посылки аргументов, но часто опускаются в рассуждениях,
поскольку представляются общеизвестными, самоочевидными и не требующими
обоснования.
Топ
является ценностным суждением. Понятия, которые его составляют (истина, жизнь,
единство, убивать), рассматриваются как положительные или отрицательные
ценности и принимаются в качестве цели или смысла человеческих помыслов и
поступков. Топы являются важнейшей составной частью аргументации, так как они
рассматриваются как критерии приемлемости умозаключения даже независимо от его
логической правильности: согласие принять доводы осно-вано на принятии топов:
“Топосы (буквально “места”) – это те или иные факты жизни и
мысли, которые способны сделать наш силлогизм вполне убедительным, несмотря на
его материальную нелепость или просто непонятность. Допустим, что кто-нибудь
совершил какое-нибудь преступление, за которое по закону полагается
определенное наказание. Иван убил Петра, а за убийство требуется наказание
смертной казнью. Следовательно, заключает силлогистика, Иван должен
подвергнуться смертной казни. Но вот оказывается, что на суде, при
разбирательстве дела Ивана, выясняется, что Иван страдает нарушением умственной
деятельности. Тогда рушится все рассуждение, и суд вместо казни Ивана
отправляет его в больницу или дает такое легкое наказание, которое ничего не
имеет общего с тем, что требуется по закону. Топосом в данном случае является
факт умалишенного состояния Ивана. И защитнику на суде действительно ничего не
стоит убедить суд нарушить тот абсолютный силлогизм, который требуется по
закону и фактически часто применяется в жизни. И делает он это только при
помощи подробного доказательства сумасшествия Ивана. А ведь если бы наказание
механически следовало за законом, то тогда и суда никакого не потребовалось бы,
а все было бы ясно и без всякого суда” (Лосев А.Ф. История античной
эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.,1975. С. 715).
Но
на самом деле истинность или правильность топа, на основе которого строится
аргумент, далеко не всегда представляются очевидными и бесспорными. Поэтому при
построении и анализе аргументации важно понимать, какие именно общие места
лежат в ее основании.
Положение
аргумента можно привести к различным топам и тем самым включить в несколько
смысловых рядов, в рамках каждого из которых оно будет осмысливаться по-своему,
так как условия его истинности и содержательной оценки различны. Искусство
аргументации во многом определяется умением приводить положения аргументов к
нужным топам.
Топ
может быть выражен в различных формах изречения:- “Назвался груздем –
полезай в кузов”, догматического положения:- “Блаженны алчущие и
жаждущие правды, ибо они насытятся”, правовой нормы:- “Клевета есть
распространение заведомо ложных позорящих другое лицо измышлений, –
наказывается лишением свободы на срок до одного года…”, философской
максимы:- “Творение указывает на творца”, научного положения:
“Мыслимые в понятии существенные признаки предмета составляют содержание
понятия” и т. п.
При
различных способах выражения топ остается отношением двух значимых категорий,
совместно образующих сложное именование, каждый член которого может быть
субъектом и предикатом ценностного суждения: “жаждущие правды /
блаженство”, “творение / творец”, “ложь / позор”,
“признак / сущность”.
Общие и частные топы
Общие
топы представляют собой суждения, значимые во всей культуре и приемлемые для
любой аргументации.
Система
общих мест не только иерархична, но и сложно организована: существуют топы
различной степени общности, различного строения и назначения. Например,
“целое важнее части”; “нормальный человек отвечает за свои
поступки”; “закон обязателен для всех”; “гражданин обязан
быть лояльным к законной власти”; “государственная власть
ответственна за благосостояние общества” и т.д. Особенность общих топов
состоит в том, что любой человек, публично отрицающий их значимость, уже самим
фактом такого отрицания исключает себя из общества и из культуры.
Частные
топы представляют собой суждения, принимаемые лишь отдельными общественными
группами. Так, положение “знание выше успеха” является обязательным в
академической среде, а положение “доказательство вины лежит на
обвинителе” обязательно в судебной практике. Всякий, кто публично
обращается к аудитории ученых, юристов или политиков, обязан учитывать частные
топы и опираться на них – в противном случае его аргументация будет отвергнута.
Различие
между общими и частными топами объективно и определяется не чьим-то мнением,
пусть это будет даже мнение большинства, но смысловыми отношениями между топами
и строением культуры.
Внешние (содержательные) и внутренние (логические)
топы.
Топ
имеет сложное строение: в нем выделяются две смысловые составляющие –
содержательная и логико-семантическая, которые обозначаются, соответственно,
как топ внешний и топ внутренний.
Внешний
(содержательный) топ представляет собой сочетание смысловых категорий, которые
в совокупности выражают смысловую ценность, свойственную определенному
мировоззрению или определенной культурной традиции. Так, в выражении
“рассекать значит убивать” можно увидеть сочетание слов
“рассекать” и “убивать” – подлежащего и сказуемого
ценностного сужде-ния, соединение которых является смысловой основой суждения –
содержательным топом. Форма отношения между ними: А М В является выражением
логического топа, который называется “вид – род”, поскольку
рассечение рассматривается как вид убиения.
Логический
топ представляет собой ход мысли посредством которого устанавливается отношение
между понятиями или высказываниями. Отношение вида к роду как логический топ,
однако, предполагает не просто включение одного понятия в другое. С любой парой
понятиий, которые соотнесены как род и вид, можно оперировать строго
определенным образом. Действительно, всякое рассечение является убиением,
следовательно, если некое живое существо рассечено, то оно убито, но не
наоборот. Кроме того, сущность рассечения (вида) и убиения (рода) состоит в
том, что разрушается и прекращает существовать некое целое, поэтому рассечение
входит как вид в убиение, убиение входит как вид в уничтожение, уничтожение входит
как вид в смерть или прекращение бытия. Но поскольку, скажем, сожжение также
является прекращением бытия, то в определенном выше смысле сожжение аналогично
или подобно рассечению. Поэтому установление отношения между понятиями через
внутренний топ открывает определенные возможности построения аргументов.
Разделение
логического и содержательного топов полезно. Логический топ подобен ходу фигуры
в шахматной игре: ладья, ферзь, конь могут ходить лишь определенным образом, но
каждый конкретный ход определяется ситуацией на шахматном поле и замыслом
игрока.
Число
логических топов ограничено, и в совокупности они образуют своего рода алфавит
смысловых отношений.
Содержательные топы
Топика
(система топов) организована иерархически: существуют общие места большей или
меньшей значимости, при этом одни топы зависят от других.
Иерархия
общих мест в системе аргументации определяется строением духовной культуры
общества. Общие места как посылки аргументов не всегда представляются
очевидными в условиях дискуссии. Неочевидность общего места, к которому
прибегает одна из сторон дискуссии, например, “закон должен быть
справедлив”, предполагает для обоснования этого топа возможность
прибегнуть к топу более высокой категории, например, “право есть наука о справедливом
или несправедливом” (Дигесты Юстиниана. М., “Наука”, 1983. С.
25.), который как посылка в свою очередь может оказаться достаточным или
недостаточным для достижения согласия. Оппонент может выдвинуть для обоснования
антитезиса иную посылку, скажем, “закон должен быть реально
применим”. Чтобы достигнуть согласия в аргументаиции, приходится искать
топ еще более высокого уровня иерархии. Избежать дурной бесконечности в
аргументации можно лишь при условии, что существует и принимается всеми
участниками дискуссии некий высший уровень иерархии топов (ценностей). В
конечном счете все общие места культуры сводятся к нормам и авторитетам: даже
при апелляции к научному знанию (например, к выводам юридической науки, истории
или социологии), сама наука в риторической аргументации рассматривается как
одна из авторитетных инстанций.
Высший
уровень иерархии общих мест логически должен обладать определенными свойствами.
Во-первых, он должен быть непререкаемым. Во-вторых, он должен быть неизменным.
Выводы, например, науки таковыми не являются, потому что научная картина мира
меняется с измененим теоретической парадигмы научного знания, да и сами по себе
предпосылки научного знания, как принципиальная познаваемость мира, невыводимы
из науки как таковой и являются предметом веры (Не как психологического
состояния, а как регулятивного принципа принятия решений: чтобы заниматься
наукой, мы обязаны верить в то, что наши теории правдоподобны, то есть
стремятся к истине, существование которой мы признаем, но достижимость и
содержание которой проблематичны; ср.: Поппер К. Логика и рост научног знания.
М., “Прогресс”, 1985. С. 339-359). В-третьих, этот авторитет должен,
по определению, быть высшим мыслимым благом, высшей мыслимой справедливостью и
высшим мыслимым добром. В-четвертых, этот высший авторитет должен содержать
универсальные нормы и предписания, обращенные к личности каждого человека и
независимые от какой-либо конкретной культурной традиции, но лежащие в
основании той культурной традиции, которая исторически сформировала фундаментальные
аспекты духовно-нравственной, научной, правовой, художественной, политической,
экономической культуры данного общества.
Иерархия
общих мест никак не определяется так называемым здравым смыслом, который сам по
себе явление загадочное и не всегда согласуемое с реальностью. Но то
обстоятельство, что схема иерархии общих мест в виде классификации знаний и
связанной с нею классификации родов и видов словесности сохраняется и
воспроизводится на протяжении всей истории культуры от античности до
современных информационно-поисковых систем, свидетельствует о некоем принципе,
заложенном в ее основании.
Общее
место вводится от авторитетной инстанции, характер которой определяет его
содержание и место в иерархии. Такие инстанции можно разделить на несколько
разрядов по их мыслимым признакам: личные и безличные, объективные и
субъективные, абсолютные и относительные, постоянные и переменные, однородные и
разнородные. Так, откровение Бога дает личную, абсолютную, объективную,
постоянную и однородную инстанцию. Научное знание является безличной,
относительной, объективной, переменной и однородной инстанцией. Искусство –
личная, относительная, объективная, постоянная и разнородная инстанция.
Общественное мнение – безличная, относительная, субъективная, переменная и разнородная
инстанция. Характер инстанции задает правила истолкования топа: научный закон,
в котором содержится топ, относителен по условиям аргументации, так как рано
или поздно будет заменен другим, более общим и совершенным, а сама истинность
его должна подвергаться сомнению.
Отсюда
вытекает основной принцип риторической правильности аргументации: только если
имеется нормативная иерархия общих мест, возможно обсуждение и решение проблем,
приводящее к согласию, то есть успешная аргументация, которая обеспечивает
управляемость и развитие общества как единого целого.
Нарушение
принципа риторической правильности приводит к общественным конфликтам и
серьезным деформациям а развитии общества. Современная аргументация основана в
основном на конвенциональных и произвольных иерархиях ценностей, строение
которых отражает идеологию отдельных группировок, объединенных политическими,
экономическими, этническими, профессиональными интересами. Если такие
группировки действуют в составе общества, то неизбежны обособление и противостояние,
потому что отсутствуют общие основания соглашения: апелляции к топам более
высоких рангов не приводят к согласию.
Иерархия
общих и частных топов может быть представлена в следующем виде.
1.РЕЛИГИЯ
1.1.Св.
Писание.
1.2.Св.
Предание.
1.3.Богословие:
литургика, основное богословие, гомилетика, догматическое богословие,
нравственное богословие, церковная история, каноническое право.
2.НАУКА
2.1.Математика
и логика.
2.2.Гуманитарная
наука: филология, история, география, правоведение, искусствоведение,
социология, психология.
2.3.Естественная
наука: геология, биология, химия, механика, физика, астрономия.
2.4.Прикладная
наука: медицина, технология, военная наука, экология, экономика, педагогика,
политология.
3.ИСКУССТВО
3.1.Логические
искусства: поэтика, элоквенция, гармония, перспектива.
3.2.Мусические
искусства: литература, музыка, живопись, ваяние, танец.
3.3.Практические
искусства: зодчество, дизайн, техника, военное дело, домоводство,
администрация, политика, маркетинг.
4.ИСТОРИЧЕСКИЙ
ОПЫТ
4.1.Месторазвитие
общества: задачи национально-государственного строительства.
4.2.Образование
и профессиональная подготовка населения.
4.3.Народное
здравие.
4.4.Состояние
цивилизации.
4.5.Формы
социальной организации общества.
4.6.Природные
ресурсы и окружающая среда.
4.7.Прецеденты
решений.
5.ПРАВО
5.1.Принципы
права.
5.2.Действующее
законодательство.
5.3.Судебная
практика.
5.4.Юридический
обычай.
6.ЛИЧНЫЙ
АВТОРИТЕТ
6.1.Семейное
воспитание.
6.2.Образование.
6.3.Моральный
уровень.
6.4.Творческие
способности.
6.5.Карьера
и практический опыт.
7.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИНСТИТУЦИИ
7.1.Персональная
суверенная власть.
7.2.Органы
судебной власти.
7.3.Органы
законодательной власти.
7.4.Органы
центральной исполнительной власти.
7.5.Местные
органы власти.
8.ОБЩЕСТВЕННАЯ
МОРАЛЬ
8.1.Национальная
честь и достоинство.
8.2.Общественное
благо.
8.3.Профессиональная
этика.
8.4.Семейные
установления.
8.5.Обычаи
– общепринятые нормы поведения.
9.ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
9.1.Политические
принципы.
9.2.Политический
опыт.
9.3.Политические
партии и программы.
10.ОБЩЕСТВЕННОЕ
МНЕНИЕ
Иерархия
общих мест конвенциональна. Но существуют два рода конвенциональности:
несущественно, каково направление уличного движения, правостороннее или
левостороннее, – главное, чтобы сохранялся единый принцип движения пешеходов и
транспорта; другое дело – логическое правило, в соответствии с которым два
протиположные суждения не могут быть вместе истинными (так называемый закон
противоречия). Законы логики могут нарушаться в отличие от физических. И хотя
это последнее правило при известных условиях может быть сведено к более
сильному (суждение и его отрицание не могут быть оба истинными и не могут быть
оба ложными) и заменено им, но оно основано на реальности, потому что
невозможно, как говорил Аристотель, чтобы одно и то же было и триерой, и
стеной, и человеком (Систематическое изложение содержательных топов
христианской нравственности по логическим топам см.: Святитель Феофан
Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998. С. 106-182).
Конвенциональность
(условность) первого рода мы назовем произвольной, а конвенциональность второго
рода – органической.
Представленная
выше иерархия является органической, поскольку уровни иерархии соподчинены в
ней таким образом, что, во-первых, обеспечивают максимум ситуаций аргументации,
при которых высказывания оказываются правильными, во-вторых, общие места,
соответствующие наиболее глубоким стратам культуры, занимают в ней подчиненное
положение, но, тем не менее, учитываются, в-третьих, она соответствует
историческому опыту России, связывая русскую культуру с ее исторической основой
– античной и византийской, в-четвертых, органическая иерархия общих мест
открывает возможность аргументации, повышающей уровень сознания общества, так
как предполагает апелляцию к непрагматическим ценностям.
Апелляция
к непрагматическим духовно-нравственным ценностям представляется необходимой,
потому что единственным инструментом достижения компромисса при столкновения
практических интересов является духовная мораль, которая и предполагает
использование, например, принципа справедливости.
Топика
религии образует высший уровень иерархии общих мест культуры. Она содержится в
Св. Предании Церкви и в Св. Писании: любое изречение может быть истолковано
различным образом и произвольно, поэтому правильное толкование изречения
основывается на традиции, восходящей к первоисточнику. Топика высшего уровня
иерархии по своему содержанию охватывает все основные формы духовной культуры:
как было показано выше, духовная словесность как целое не только в эпоху своего
сложения, но и в последующие исторические периоды истолковала, освоила и
включила в свой состав все виды словесности с их специфическим содержанием и
литературными формами.
Топика
науки содержит следующий уровень иерархии общих мест аргументации. Научное познание
реальности опирается на принципы познаваемости мира, объективности и всеобщей
значимости научного знания, научной критики как верификации и компрометации
теорий, высокого духовного достоинства стремления к научной истине,
интеллектуальной честности, эрудиции и образования, практического значения
науки в жизни общества. Поскольку наука представляет картину объективной
реальности, принятие практических решений опирается на выводы науки и
риторическая аргументация к реальности содержит одновременно апелляции к
выводам науки.
Но
строение и состав научной литературы предполагают множественность школ и
подходов и всегдашнюю незавершенность научной картины мира. Поэтому при
использовании положений и выводов науки в качестве топов обращение к научному
преданию имеет даже бoльшее значение, чем при обращении к соответствующей
религиозной топике. Это предание содержится главным образом в учебно-научной и
словарно-справочной литературе, отражающей в своем содержании наиболее
обоснованнные и устоявшиеся представления. И тем не менее научная топика
остается в смысле общности и надежности не вполне достоверной. В любом случае
использование научной топики требует достаточной специальней подготовки.
Топика
искусства имеет определяющее значение в общем образовании, поэтому
педагогическая риторика, цель которой – воспитание личности, ориентирована на
топику искусств. Образование включает два компонента: обучение и воспитание.
Эти компоненты образования связаны категориями прекрасного и творчества.
Овладение искусствами определяет креативность личности и общества. Искусства
подразделяются на словесные (логические), посредством которых закладывается
основа социальности человека и его способности к эстетической оценке (вкус);
художественные (мусические), посредством которых осваиваются семиотические
ресурсы культуры и развивается способность человека к творчеству; и
практические, посредством которых формируется способность человека
конструировать материальную культуру в ходе профессиональной трудовой
деятельности.
Топика
исторического опыта определяет самосознание и самоидентификацию общества.
Конкретные решения принимаются в условиях данной географической среды,
культурного ареала, конфессионального, этнического, демографического,
профессионального состава и административно-территориального членения общества,
в своем последовательном развитии эти решения составляют историю общества.
Прецеденты решений образуют поэтому основу новых решений в пределах данного
общества и создают перспективы его последующего развития. Поэтому исторический
опыт как система прецедентов оценивается с точки зрения религии, наук и
искусств и служит критерием для оценки идеологии общества.
Топика
права лежит в основании социальной культуры общества. Принципы права
представляются универсальными, поскольку они выражают естественное
правосознание человека, в основании которого лежат принципы справедливости и
правосудия. Уровень правосознания общества определяет применимость позитивного
права, управляемость и способность к самоорганизации общества. Поскольку топика
права апеллирует к принципам духовной морали, но также науки, искусства и
исторического опыта, а к топике права апеллируют, в свою очередь, оценки
личности, государственно-политической организации, топика права оказывается
звеном, связывающим высшие уровни общих мест, формирующие эпидейктическую
риторику, на основе которой строятся философские системы, с судительной и
совещательной риторикой, на основе которой оцениваются прецеденты и принимаются
решения, топика права как целое формирует идеологию общества.
Идеология
общества есть философия правящего слоя, система идей и категорий которой
связывает культуру общества с перспективой его развития и при условии
компетентности и авторитета правящего слоя принимается как руководство к
деятельности всего общества. Не случайно поэтому, что все крупные философские
системы от Платона до Гегеля являются, по существу, концепциями образования. С
риторической точки зрения общеобразовательная школа – информационная машина,
которая в категориях общенациональной идеологии преобразует культуру общества в
текущую деятельность.
Топика
личности представляет собой систему положений, которые служат посылками для
оценки профессиональной и общественной деятельности человека. От того, как
оценивается личность, всецело зависит компетентность и производительная
активность общества. Но критерии оценки личности определяют состав, возможности
и авторитет правящего слоя общества, поскольку современное информационное
общество предполагает отбор правящего слоя по идеологическим мотивам и личным
способностям и достижжениям человека.
Существуют
идеологические системы и, соответственно, критерии личной карьеры двух типов:
философские и информационные или риторические. Философская идеология содержит
картину мировоззрения. Условиями успешной карьеры являются приверженность этой
философии и эффективная профессиональная, политическая, общественная
деятельность в рамках ее категорий и ценностей. Информационная идеология
содержит нормативное учение о правилах речи – этосе, логосе, пафосе – и об эффективном
применении этих правил в практической или теоретической деятельности. Поскольку
слово опосредует всю деятельность общества, нормы деятельности задаются через
нормы понимания и использования слова – коммуникации. Философская идеология как
система идей подвержена критике, информационная идеология поддается критике с
большим трудом. Но вместе с тем философская идеология стимулирует креативность
и культурное творчество и в значительно меньшей степени – индивидуальный стиль
и практическое использование культуры. Риторическая идеология, напротив,
ограничивает креативный потенциал личности, но направляет деятельность человека
на развитие производства и социальных отношений. Поэтому реальные
идеологические системы сочетают в различных пропорциях элементы философской и
риторической идеологии. Личность оценивается обществом и с точки зрения ее
мировоззренческой и с точки зрения ее речевой компетентности.
Топика
государственности и государственных институций определяет устойчивость и
всеобщую обязательность форм государственного управления, в рамках этой топики
осуществляется административное управлениеи и политическая деятельность в их
отношении к историческому опыту, праву и личной деятельности. В принципе
эффективность управления является важнейшим критерием авторитета власти как
личного авторитета, поскольку решения всегда принимает определенное лицо.
Поэтому этот уровень общих мест всегда апеллирует к топике личности и личные
качества руководителя государства свидетельствуют о всей системе управления.
Так
называемое разделение властей обычно связано с позицией недоверия к
компетентности и ответственности государственного руководства: решения власти
постоянно критикуются с различных позиций и на различном уровне компетентности
самой критики, что тормозит развитие общества. Отрицательный эффект такой
критики частично снимается топикой, связанной и идеей единства власти и
общества как “суверенного народа”, делегирующего свои полномочия
определенному лицу или лицам, и символикой власти, связанной с общенациональными
торжествами и государственным обрядом. В этих условиях особое значение получает
риторический образ руководителей государства, который проявляется в
эпидейктической речи с ее идеями достоинства, чести, служения, ответственности,
единства, доверия, ибо руководитель оценивается в основном по качеству речи.
Топика
общественной морали определяет внутренние отношения в обществе, социальную
дисциплину и реальную свободу личности. Нормы общественной морали и создают
цивилизованное общество. Общественная мораль всегда предполагает идеи
доброжелательности, солидарности, сотрудничества, взаимопомощи, социальной
ответственности, вежливости, снисходительности, безопасности, помощи слабым и
нуждающимся, социальной справедливости, равенства, личного достоинства,
почитания старших, уважения к обычаям. В современном мире модели отношений
между людьми и оценки поступков задаются через массовую информацию. Поэтому
топика общественной морали и является по сути дела топикой массовой информации.
Если топика, реально применяемая массовой информацией, не согласуется с нормами
духовной культуры и с топикой права и государственного управления (например,
компрометация государственных деятелей и национальной государственности),
массовая информация создает революционную ситуацию и журналистский корпус
должен нести за это прямую ответственность.
Топика
политической системы определяет нормы политических разногласий и состав
допустимых в обществе политических позиций и программ. Поскольку политическая
свобода – всегда относительна и ее мера определяется ценностями и интересами
общества, этот уровень общих мест неизбежно подчинен топике исторического
опыта, права, государственности, личности и общественной морали, в жестких
рамках которых он и функционирует.
Политическая
риторика является совещательной по определению, но совещательная аргументация
предполагает принятие решений на основе показательной и судительной
аргументации, поэтому основой влиятельной совещательной аргументации является
хорошо отработанная и имеющая основательную социальную базу политическая
идеология. Многопартийность всегда свидетельствует о разобщенности и упадке
гражданского сознания, которые проистекают от плохого управления и,
следовательно, от низкого авторитета правящего слоя и органов государственной
власти.
Наконец,
общественное мнение является самым низким уровнем системы общих мест в силу не
только своей неопределенности, изменчивости, некомпетентности и подверженности
всяческого рода словесным манипуляциям. Общественное мнение характеризует
мгновенный срез отношения совокупности лиц, составляющих общество или различные
общественные группы, но не общества как целого, к текущим событиям жизни
общества. Так называемая динамика общественного мнения, серия таких срезов, не
дает реальной диахронии, то есть ряда последующих состояний системы, смена
которых определяется закономерными трансформациями ее элементов. Поэтому
результаты опроса общественного мнения как посылки аргументов имеют значение в
основном в аргументации оценочного характера и в эристической политической полемике.
Логические топы
Приступая
к разработке темы, ритор анализирует ее содержание посредством
последовательного применения топов к теме в целом и к отдельным ее элементам.
Последовательность использования топов может быть различной и зависит от
конкретного содержания темы и уместности ее рассмотрения в том или ином
аспекте. Но если следовать статусам проблемы, то состав и последовательность
применения топов к теме примет следующий вид:
обстоятельственные
топы используются в основном для установления, определения и оценки фактов и
для построения аргументов, связанных с фактическими, предметными
обстоятельствами аргументации;
определительные
топы используются в основном для уста-новления отношений между понятиями и для
построения определений;
модально-оценочные
топы используются для установления отношений между лицом и действием;
сопоставительные
топы используются в основном для развития мысли.
Описательные
(обстоятельственные) топы
Описательные
топы используются для изложения и обсуждения фактов. С точки зрения риторики
фактом является не всякое событие, но лишь значимое деяние, данные о котором
могут быть истинными или ложными и которое может быть оценено как хорошее или
плохое.
Не
имеет смысла обсуждать события, не зависящие от свободной воли человека, например,
явления природы сами по себе, которые можно только изучать. Но имеет смысл
обсуждать результаты изучения таким-то ученым таких-то явлений природы. Слово
факт происходит от латинского factum – деяние, поступок, произведение. Именно в
этом смысле Вселенная является фактом.
Факт
представляет собой осмысленное завершенное деяние определенного лица или группы
лиц, которое было совершено в соответствии с замыслом в определенном месте, в
определенное время, при определенных обстоятельствах, определенным образом и
средствами, привело к качественно новому положению вещей и изменило ход
последующей деятельности в определенном отношении. Факт имеет сложный состав.
Сообщение о факте может быть в различной степени достоверным – частично
истинным, частично ложным, поэтому и смысловые элементы факта могут оцениваться
по отдельности и различным образом. Для ясного понимания и словесной
формулировки факта необходимы его анализ и синтез – разложение на смысловые
соста-вляющие, рассмотрение и обсуждение каждой из них и соединение смысловых
составляющих в одно целое.
Описательные
топы предста-вляют собой отношения между словами и понятиями, необходимые для
полного представления, обсуждения и принятия, то есть установления факта.
Установление и точная формулировка факта дают основание для его последующей
оценки: от того, как представлен факт, зависят наличие и характер
ответственности за действие.
Признак
Признак
– наблюдаемое проявление, по которому предметы опознаются, отождествляются и
отличаются друг от друга.
Но
признаки как таковые, и даже группы признаков, сами по себе ничего не говорят о
свойствах или качествах предметов: киты не рыбы, хотя киты и рыбы обладают
рядом сходных признаков. Топ признака имеет важное значение: признаки
используются для заключения о свойствах, качествах, состоянии, сущности
предмета речи, на основе признаков строятся сравнения, сопоставления и т.д.
Признаки могут быть существенными и несущественными.
Существенными
называются признаки, которые не могут быть отделены от предмета или действия, проявляются
в нем обязательно и отличают данный факт от однородных. Несущественными
называются признаки, которые могут проявляться в тех или иных ситуациях или
состояниях и не являются обязательными для данного факта. Наличие жабер
является существенным признаком рыб, наличие молочных желез является
существенным признаком млекопитающих, в то время как наличие или отсутствие
ласт или плавников существенным признаком не является: они могут быть или не
быть у рыб, двоякодышащих, рептилий или млекопитающих. На основании
существенного (постоянного) признака можно сделать умозаключение о
принадлежности предмета к тому или иному классу. При этом, если наличие
жаберной щели указывает на то, что животное либо рыба, либо земноводное, то
наличие молочных желез указывает на то, что животное – млекопитающее и только
млекопитающее.
Умозаключения,
которые строятся на основе признаков, называются энтимемами в собственном
смысле слова. В зависимости от существенности или несущественности признака,
положенного в основание аргумента, и само умозаключение с посылкой от признака
приобретает большую или меньшую достоверность: “Далее товарищ прокурора
говорит, что убийца всегда старается бежать от трупа. Совершенно соглашаясь в
этом с товарищем прокурора, я должен заметить, что Мавра Егорова не страшилась
быть на погребе, она солила там огурцы и лазила даже в погреб. Если допустить,
что Мавра Егорова совершила преступление, то ее нужно признать за какое-то
исключение из всех людей” (Урусов А.И. Первосоздатель русской судебной защиты.Тула,
“Автограф”, 2001. С. 101). Опровергая через противное умозаключение
обвинения от явно несущественного признака, защитник соглашается рассматривать
этот несущественный признак как существенный.
Действие и претерпевание
Качественная
определенность и значимость действия проявляется в том, как оно изменяет
состояние объекта, на который направлено. Как значимые могут рассматриваться
только такие действия, которые повлекли за собой определенные положительные или
отрицательные последствия. Поэтому значимость действия может оцениваться по
значимости претерпевания. Но действие и претерпевание не всегда равнозначны:
“Г-н Z. … Так вы утверждаете, что во всяком случае убить, то есть отнять
жизнь у другого, есть безусловное зло? Князь. Без сомнения. Г-н Z. Ну а быть
убитым – безусловное зло или нет? Князь. По-готтентотски – разумеется, да. Но
ведь мы говорили про нравственное зло, а оно может заключаться лишь в
собственных действиях разумного существа, которые от него самого зависят, а не
в том, что с ним случается помимо его воли. Значит, быть убитым – все равно как
умереть от холеры или инфлуэнцы, не только не есть безусловное зло, но даже
вовсе не есть зло. Этому нас еще Сократ и стоики научили. Г-н Z. Ну, за людей
столь древних я не берусь отвечать. А вот ваша безусловность при нравственной
оценке убийства как будто хромает: ведь, по-вашему, выходит, что безусловное
зло состоит в причинении другому того, что вовсе не есть зло (курсив мой –
А.В.). Воля ваша, а тут что-то хромает. Однако мы эту хромоту бросим, а то,
пожалуй, в самом деле в схоластику залезем. Итак, при убийстве зло состоит не в
физическом факте лишения жизни, а в нравственной причине этого факта, именно в
злой воле убивающего. Так ведь? Князь. Ну конечно. Да ведь без этой злой воли и
убийства не бывает, а бывает или несчастье, или неосторожность” (Соловьев
В.С. Три разговора. Соч. в двух томах. Т.2. М., “Мысль”, 1988. С.
652).
В
примере ставится альтернатива: если убить и быть убитым суть равнозначные
действие и претерпевание, то убийство не есть абсолютное зло, поскольку быть
убитым не есть абсолютное зло, а если они являются неравнозначными категориями,
то не всякое лишение жизни (например, на войне) допустимо рассматривать как
убийство, что г-н Z и доказывает Князю.
Предыдущее и последующее
Предыдущее
и последующее – отношение расположенных в последовательном (линейном) порядке
предметов мысли. Последовательность данных (событий, фактов, информации) часто
играет определяющую роль в аргументации. Любые данные осмысливаются в
определенном окружении, которое определяет их возможность, достверность или
ценность. При этом предыдущее не обязательно является причиной последующего
(классическая логическая ошибка: post hoc, ergo propter hoc – “после
этого, значит вследствие этого”). Так, молодость предшествует зрелости и
старости; переговоры – заключению соглашения; голоса птиц – восходу Солнца;
замысел – поступку.
Смысловой
порядок отделяется от времени. Предыдущее действие или со-стояние может
рассматриваться в отношении к последующему: (1) как более значимое; (2) как
равноценное; (3) как менее значимое. Можно назвать четыре основных способа
толкования предыдущего – последующего.
1.
Предыдущее – последующее расссматриваются как смена состояний предмета мысли,
или так называемых диахроний.
2.
Предыдущее – последующее рассматривается в логическом смысле: предыдущее
представляется как условная возможность последующего.
3.
Предыдущее – последующее рассматриваются как линейный порядок, например,
порядок букв в алфавите.
4.
Предыдущее – последующее рассматриваются как иерархия (от менее зеначимого к
более значимому: сначала подчиненный, потом начальник, либо от более значимого
к менее значимому: сначала начальник, потом подчиненный). При этом приоритет
может отдаваться как предыдущему, так и последующему: действительно, генералов
без солдат не бвает, как и солдат без генералов.
Место
Место
– расположение предмета в нелинейном порядке, то есть в отношени к смежным
предметам (ориентирам) или к позиции отправителя и/или получателя речи.
Действие может происходить в определенном физическом или смысловом пространстве
и по смыслу ограничено местом, поэтому понятие места неразрывно связано с
понятием границы. Действительно, когда мы имеем в виду так называемые идеальные
предметы, то определяем их место как относительное значение: место теории
множеств в современной математике означает позицию теории множеств в иерархии
математических наук и относительно сродных ей дисциплин.
Топ
места имеет большое значение, потому что с ним связана возможность описания.
Когда мы описываем какой-нибудь предмет, то изображаем его место по отношению к
смежным предметам, и взаимное отношение его частей.
Состояние
Состояние
– наличное соотношение качеств или формы предмета, обусловленное его
внутренними изменениями или воздействием внешних обстоятельств: в состоянии
брака, гражданства, готовности, негодности, гнева, аффекта, болезни, “в
здравом уме и твердой памяти” и т.д. Топ состояния используется для
обоснования значимости действия, а также для оценки действия по состоянию
деятеля.
Положение
Положение
– взаимная постановка частей предмета или предмета в отношении к другому
предмету, например, стоя, сидя, лежа, анфас, вверху, внизу, над, под, справа,
слева, отступя и т.д. Топ положения обыкновенно используется в аргументации
статуса установления для определения возможности и характера деяния: “В
это-то едва уловимое мгновение, когда гнев, ужас, выстрел и кровь опьянили
сознание князя, он в том скоропреходящем умоисступлении, которое в такие минуты
естественно, еще не помня себя, под влиянием тех же ощущений, которые вызвали
первый выстрел, конвульсивно нажимает револьвер и производит следующие два
выстрела: положение трупа навзничь, а не ничком, ногами к выходу, головой к
гостиной, показывали, что Шмидт не бежал от князя, и он стрелял не в спасающегося
врага” (Плевако Ф.Н. Избранные речи. М., “Юридическая
литература”, 1993. С. 413)
Время
Время
– промежуток длительности, в который совершается последовательная смена событий
или действий в отношении друг к другу (в такое-то время А находился там-то) или
к моменту речи (в прошлом, настоящем или будущем).
Локализация
деяния во времени указывает на деятеля и характер действия: “Займемся
временем. С вопросом времени я не намерен обращаться так, как здесь делали на
судебном следствии, потому что время человека в обыденной жизни ускользает,
когда он не вооружен часами и не следит по стрелкам. Понятие о скорости у
каждого индивидуально. Время возможно установить только тогда, когда есть
твердые границы. Такими границами я беру: закрытие буфета в Финляндской гостинице
– в 12 часов ночи, и прибытие вечернего поезда Николаевской железной дороги в
10 часов вечера с опозданием в 11 минут, по наблюдению пассажира Севастьянова.
Между этими пределами можно прибегать к предварительному расчету. Итак, о
времени убийства мы можем судить: по прибытии Семеновой с вещами, взятыми с
места преступления, в Финляндскую гостиницу; по сведениям о последнем приеме
пищи Саррой Беккер; и по времени, когда Сарра сидела с Семеновой на лестнице
перед кассой. По первому способу. Известно, что Семенова прибыла в вещами,
добытыми немедленно после убийства, в Финляндскую гостиницу, около 12 часов
ночи и ровно в 12, когда запирался буфет (значит – это час верный) – уже
сбегала с лестницы вместе с Безаком, чтобы уехать в другую гостиницу. В 12 часов
она убегала, но когда же именно приехала? Положим на ее краткую беседу с
Безаком, на умывание и на уплату по счету минут 15 (так как, по словам
прислуги, она пробыла очень недолго); выйдет, что она могла приехать в 12 без
четверти. Подвигаясь от этого срока еще назад, мы дорлжны задаться вопросом:
как долго она ехала от кассы? По нашему опыту езды от кассы до Финляндской
гостиницы 20 минут. Вычитая эти 20 минут из трех четвертей 12-го, мы видим, что
она вышла из-под ворот кассы в11 часов 25 минут или около половины 12-го. Но
вещи взяты из витрины после убийства и притом омытыми руками. Кладем на
умываение. на выбор вещей от 5 до 10 минут. Вычитаем их из 25 минут 12-го –
выходит, что около 11 с четвертью Сарра испустила дух. Это приблизительная
минута смерти. Первый удар, конечно, мог быть нанесен гораздо ранее, потому что
продолжительность агонии мы не знаем. По другому способу. Дворник Прохоров
видел Сарру, возвращавшуюся ужинать, в начале 10-го. Минут 20 спустя, т.е.
около половины 10-го она возвращалась и затем, не успев сделать постель и лечь,
была убита. По заключению врачей, она умерла максимум через 2 часа после приема
пищи. Опять выходит: умерла около половины 12-го, но быть может, и около
четверти 12-го, потому что врачи брали maximum. Значит. несмотря на
приблизительность расчета, выводы по обоим способам совпадают”
(Андреевский С.А. Избранные труды и речи. Тула, “Автограф”, 2001. С.
103-104). Однако, как видно из примера, аргументацией только с топом времени
можно обосновать возможность, но не обязательность факта деяния.
Образ действия
Образ
действия – качественная или количественная характеристика действия, выявляющая
его индивидуальную особенность сравнительно с другими однородными действиями.
Например, плыть быстро (медленно), сажонками (брасом), вести автомобиль
небрежно (внимательно). Ответ на вопрос каким образом? может быть простым:
быстро, внимательно, умело, но такой ответ может быть развернутой
характеристикой действия, которая раскрывает не только его особенности в связи
с деятелем, но и дает представление о цели деятеля или о правдоподобности
изображения самого этого действия: “Если Шмидт заряжал ружье из трусости и
боязни за свою целость, то вероятнее, что он не стал бы рисковать собой из-за
пары детского белья, он бы выдал его. А Шмидт отказал и, зарядив ружье, взведя
даже курки, с лампой всю ночь поджидал князя. Если Шмидт не хотел этой встречи,
но не хотел также выдавать белья по личным своим соображениям, то он, не
выдавая белья, ограничился бы ссылкой на волю княгини, на свое служебное
положение, словом, на законные основания, а не оскорбил бы князя словами и
запиской, возбуждая тем его на объяснение, на встречу. Если Шмидт охранял
только свою персону от князя, а не задумал расправы, он бы рад был, чтобы
встреча произошла при народе, а он, едва увидев едущего князя, как выслал
Лойку, говорившего с ним о делах, из дому и остался один с лакеем, которому
поручил запереть крыльцо, чтобы помешать князю добровольно и открыто войти в
комнату и чтобы заставить князя, раз он решился войти, прибегать к стуку,
ломанью дверей, насилию” (Плевако Ф.Н. Избранные речи. М.,
“Юридическая литература”, 1993. С. 411-412 )
Образ
действия как таковой может быть осознанным и намеренным в различной степени.
Степень свободы и осознанности действия при выборе образа действия определяет
ответственность деятеля.
Внешние обстоятельства
Внешние
обстоятельства – события и обстановка, которые сопутствуют предмету мысли и
оказывают на него влияние, но не рассматриваются как причина и действие.
Внешние обстоятельства могут благоприятствовать или препятствовать действию и
тем самым влиять на характер решения и усилия, необходимые для достижения цели.
Условие
Условие
– обстоятельство или совокупность обстоятельств, указывающих на совместную
встречаемость как необходимость или вероятность других событий или фактов.
Условное
суждение (например, если лампочка горит, то есть ток) следует отличать от
суждения причинно-следственного (например, лампочка горит, потому что есть
ток). Условное суждение имеет значение потенциального отрицания, поскольку
содержит информацию об условии, а не о самом факте (высказывание если тока нет,
то лампочка не горит ничего не утверждает о наличии тока и горении лампочки как
таковых) в отличие от топа причины, предполагающего суждение, которое содержит
информацию фактического характера: лампочка горит по данной – наличие тока, а
не исправность лампочки или состояние электрической цепи – причине.
Причина и следствие
Причина
и следствие – событие или действие, которое вызывает или влечет за собой другое
событие или действие.
Топ
причины, как указывает Аристотель, “заключается в доказательстве, что
что-нибудь есть, если есть его причина, и что чего-нибудь нет, если нет
причины; ибо причина и то, чему она служит причиной, сосуществуют, и ничто не
существует без причины” (Аристотель. Риторика. С.118). В топике
традиционно выделяются четыре вида причины: действующая – внешний импульс или
побуждение, приведшее к конкретному данному состоянию или поступку, например,
удар кием по шару или повеление действовать таким-то образом; материальная –
материальный состав или внутренние ресурсы предмета, позволяющие или не
позволяющие ему совершить определенное действие или поступок, например, твердое
вещество, из которого сделан шар, позволяющее ему катиться по поверхности,
возможности организма, позволяющие человеку совершить конкретное действие;
формальная – внутренняя организация (структура) или состояние предмета,
например, круглая форма шара, позволяющая ем или не позволяющие ему совершить
определенное действие; конечная – назначение, замысел или цель, в соответствии
с которыми предмет действует так, а не иначе, например, замысел игрока,
направляющего шар определенным образом, замысел или цель опредлеленного решения
или поступка.
Итак,
аргументация в статусе установления имеет дело со структурой единичного факта,
анализ и синтез которого предполагает использование комплекса описательных
топов, которые уместны по обстоятельствам проблемы. Но такая аргументация
становится доказательноцй и убедительной, если аргументы к различным топам
совместимы и согласуются по выводам и схемам аргументов.
Топы определения
Рассмотрев
фактическую сторону проблемы, можно приступить к определению понятий и к
обобщению фактов.
Как
источники изобретения, топы определения представляют собой ходы мысли,
посредством которых конкретные данные приводятся к общим понятиям или нормам.
Определить – значит указать существенные черты определяемого предмета и
отличить его от сходных предметов. В риторике различаются собственно
определения и изречения. Изречение (или риторическое определение) представляет
собой фигуру речи, по форме подобную определениюям, но не являющуюся
определенаями по существу, например: “Душа русского народа – певучая душа
и высказывается в церковном пении; а все наше богослужение, по содержанию
своему, есть не одна молитва словесная и не одна проповедь, но во всем составе
своем есть благочестивое созерцание и сердечная песнь Богу” (Победоносцев
К.П. Сочинения СПб. “Наука”, 1996, с.207).
Присущее и привходящее
Любой
объект характеризуется множеством особенностей, совокупность которых лежит в
основе нашего представления о нем. Но среди этих особенностей или черт
выделяются существенные и несущественные. Существенные особенности предмета
постоянны и сохраняются в различных его состояниях и отношениях к другим
предметам. Некоторые из таких существенных особенностей являются общими для
классов или групп однородных предметов, другие характеризуют отдельные
группировки предметов внутри классов.
Присущими
являются те особенности предмета, которые отличаются постоянством при изменении
его состояния и без которых существование предмета представляется невозможным.
Привходящими являются переменные или необязательные особенности предмета.
Человек
может обладать тем или иным цветом глаз, кожи, волос, голосом; он может быть
мужчиной или женщиной, ребенком, юношей, стариком. Но ни одна из этих
особенностей не характеризует человека как такового, ибо люди отличаются от
всех других живых существ совокупностью черт – разумом, языком, телесностью. От
животных люди отличаются разумом и языком, от ангелов – телесностью. Вместе с
тем, все люди обязательно бывают либо мужчинами, либо женщинами; равно как либо
младенцами, либо детьми, либо юношами и девушками, либо лицами среднего
возраста, либо стариками. Чтобы разделить людей по полу или возрасту, нужно
иметь представление об особенностях, присущих всем людям, а половые и
возрастные признаки окажутся привходящими, так как любой человек, оставаясь
разумным, может быть мужчиной, женщиной, ребенком, юношей и т.д.
Отношение
присущего и привходящего является основой построения рассуждений. Обобщение
требует отвлечения от несущественных для целей аргументации данных;
упорядочения и группировки существенных. Топы, которые рассматриваются ниже,
используются не сами по себе, но с учетом предварительной сортировки и
классификации материала рассуждения.
Присущими
являются субстанциальные свойства. Под субстанцией в античной философии
понимается первая сущность, бытие вообще или наивысший род и в этом смысле
субстанция противостоит природе, которая есть субстанция, проявляющаяся в своих
существенных признаках и обладающая качественной определенностью, например,
одушевленность, разумность и телесность человека. Привходящее (акциденция)
“есть то, что в предметах и бывает и отсутствует, не разрушая предмета. И
снова: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как
принадлежать, так и не принадлежать. Так человек может быть белым, а также
высоким, умным, с приплюснутым носом”.
Если
акциденция является характеристикой существующего предмета и как привходящее
носит частный характер, то субстанция, как присущее бытию конкретного предмета
или совокупности предметов, имеет общий и обязательный характер и в отдельных
предметах проявляется вместе с привходящим. Поэтому “носителем”
сущности является отдельный предмет, а класс мыслится при условии абстракции от
частных особенностей входящих в него индивидуальных предметов. Человека вообще
не существует: Адам был первым человеком, конкретным носителем всех
существенных особенностей человеческого рода, но также и частных черт, присущих
только ему – Адаму и никому иному. Так и каждый человек является в той же
степени человеком, как и все остальные: не бывает человека в большей или
меньшей степени. Человечество представлено конкретными людьми, каждый из
которых является обладателем всех существенных, присущих человеку особенностей
независимо от того, каким образом и насколько эти черты проявляются в нем:
Акциденции
подразделяются на отделимые и неотделимые. Отделимые акциденции представляют
собой состояния или положения предмета (молодость, старость, болезнь, здоровое
состояние), которые проявляются в тех или иных условиях места, времени,
обстоятельств. Неотделимые акциденции представляют собой особенности многих
предметов (например, курносый нос, высокий рост), неотъемлемые от них.
Отношение
Отношением
называется такая связь между двумя или более предметами, при которой
определенные особенности одних предметов предполагают наличие или, наоборот,
отсутствие определенных особенностей других. Например, отношение мужа к жене
предполагает наличие в том и в другой свойства быть супругом данного лица,
наличие и отсутствие свойств мужеского и соответственно женского пола.
Соотносительное
в строгом смысле как обязательное совместное наличие или отсутствие чего-либо
предполагает невозможность одного члена отношения без другого: невозможно быть
отцом без детей, а учителем – без учеников; соотносительное в более общем
смысле предполагает фактическое наличие связи, которой может и не быть: можно
мыслить знание без обучения. Соотносительному противостоит понятие отрешенного
– предмета или особенности, не включенных в систему отношений.
Род – вид, индивид
Топ
является одним из самых важных для построения рассужде-ний и определений. Родом
называется класс предметов, который содержит в себе другие классы. Видом
называется класс предметов, который содержится в роде – бо-лее широком классе.
Индивидом называется единичный класс предметов, который содержится в виде, не
содержит в себе видов и характеризуется качествен-ной определенностью,
неразложимостью и совокупностью акцидентных признаков вида, отличающих данный
индивид от других.
Вид
связан с родом таким образом, что свойства или постоянные признаки рода
обязательно содержатся в видах этого рода, но не все свой-ства вида содержатся
в роде. Свойства рода (студенты) обязательно содержатся в видах (студенты
семинарии). Поэтому можно сделать умозаключение, что если выпускники выс-ших
учебных заведений получают высшее образование, то и студенты семина-рий
получают высшее образование, или что если студенты такие-то учатся в
се-минарии, то они получают высшее образование. Но свойства, присущие виду, не
обязательно содержатся в роде. Нельзя сделать вывод, что если студенты
семинарий изучают литургику, то и студенты университетов изучают литургику.
Использование
топа рода связано с топами признака, качества и свойства, поскольку объединение
предметов в классы основано на их группировке по признакам и на обобщенных
качественных характеристиках, а отнесение таких классов к роду – на
установлении и систематизации общих свойств предметов мысли или их классов –
видов. Рассмотрим пример.
Целое
и часть
Целым
называется отдельный предмет, характеризующийся качественной определенностью и
самостоятельным существованием. Частью называется обладающая набором
специфических призна-ков составляющая целого, назначение (функция) которой
дополняет функции других частей и различена с ними.
Отношение
целого и части достаточно сложно. Реально существует только целое, которое
несводимо на сумму своих частей, часть подчинена целому и существует только в
его пределах. Целым может быть отдельное, но не общее – индивид и группа
индивидов, например, кошка, стая кошек, но не вид “кошка”.
Целое
может быть простым и сложным. Сложное целое разлагается на части и может
мыслиться в составе частей, как животный организм, человеческая
индивидуальность, общество. Но осколки разбитой вазы или капли воды, пролитой
из стакана, не будут в строгом смысле частями вазы или воды, хотя такие
фрагменты целого иногда могут называться его частями или гомеомериями, если они
сохраняют все свойства целого (как капли воды). Простое целое мыслится в
составе свойств или признаков: свойства души – воля, разум, память не будут ее
частями.
Общество
как сложное целое может существовать и мыслиться без конкретного гражданина, но
быть гражданином без конкретного общества невозможно, как не бывает общества
без граждан. Вместе с тем, отдельный человек является частью, членом общества
лишь в той мере, в какой он включен в деятельность общества как системы. Быть
членом общества – непременное, но не единственное свойство человека. Главное
свойство человека – быть образом и подобием Божием. Это важнейшее свойство
человека определяет духовно-нравственные цели и содержание всей его деятельности.
Поэтому полнота человеческого бытия предполагает включение человека в систему
общественных отношений. При этом первое содержательно подчинено второму, как
низшие функции подчиняются высшим.
Имя
и вещь
Именем
называется слово (или заменяющий его знак), обозначающее пред-мет в его
качествах, свойствах или признаках. Посредством топа имени устанавливаются
отношения между особенностями обозначаемого предмета и способом обозначения.
Отношение
имени к обозначаемому предмету может рассматриваться трояким образом: с точки
зрения создания имени; с точки зрения утверждения имени – включения в состав
имен; с точки зрения использования имени.
Создание
или назначение имени основано на следующих принципах:
без
имени вещь не существует как предмет мысли, действия с вещами возможны только
при условии их именования;
имя
выделяет свойства и значимые признаки обозначаемой вещи и является ее смысловой
моделью;
имя
может быть назначено различным образом и способ именования выражает замысел об
именуемой вещи.
Когда
родится человек, родители нарекают ему имя, без имени человек не может
рассматриваться как общественное существо. Когда родители выбирают ребенку имя,
например Павел, Сергий, то тем самым стремятся через это имя обозначить те
особенные качества чада, которые присущи человеку, носящему это имя, – святому
апостолу Павлу или преподобному Сергию. Назначая ребенку имя, родители выбирают
из ряда возможных имен наиболее приемлемое и уместное. Поэтому создание или
наречение имени представляет собой суждение об именуемом предмете. Имя,
понимаемое в широком смысле не только как личное имя, но как именующее слово
или словосочетание, например термин, не выражает сущности именуемой вещи,
“есть некое орудие обучения и распределения сущностей” (Платон.
Кратил. Сочинения в 4-х томах. Т.1, М., “Мысль”, 1968. С. 422).
Качество
имени зависит как от проницательности, изобретательности, вкуса дающего имя,
так и от частных обстоятельств. Поскольку же смысловых моделей одного и того же
предмета и обстоятельств именования бывает множество, “то ложь говорит
тот, кто умствует, будто из различия имен должно заключить и о различии
сущности. Ибо не за именами следует природа вещей, а наоборот, имена изобретены
уже после вещей”. Св. Василий Великий. Творения. Том 1. М.,
“Паломник”1993 С. 66).Действительно, слово подснежник может
обозначать любой предмет, который находится под снегом. Судить об именовании
можно только зная значение имени: слово подснежник обозначает ранний цветок как
находящийся под снегом, а не каким-то иным образом.
Утверждение
имен основано на следующих принципах:
имя
является произвольным знаком, значение имени не обусловлено его звуковым
строем, но звуковой строй имени может быть обусловлен его значением; поэтому
имя должно включаться в систему существующих имен, сопоставляясь по значению и
звучанию с другими словами языка и точно называя определенное содержание;
имя
является условным знаком, поэтому по форме и значению оно должно быть уместным
и приемлемым, поэтому оно должно включаться в традицию именования, то есть быть
правильным;
Имя
несет информацию об именуемом предмете и сосуществует с другими именами,
поэтому оно должно быть новым, то есть отличным как от имен других предметов,
так и от других имен данного предмета.
Первое
требование означает, что не рекомендуется утверждать имена, состав которых
является экзотическим для данного языка, например несклоняемые имена в языке с
падежной системой, или слишком длинные имена. Второе требование означает, что
не рекомендуется утверждать имена, которые могут вызвать ассоциации с запрещенными
словами или со словами с уничижительным значением, также не рекомендуется
утверждать имена, не связанные с традицией данного общества. Третье правило
означает, что имя должно выделять именуемый объект и различаться с другими его
именами: так, не следует называть двух братьев одинаковыми именами.
Использование
имен основано на следующих принципах:
имя
должно быть членораздельным, различимым и благозвучным, поскольку оно
используется наряду с другими словами, с которыми оно частично сопоставимо и
противопоставлено по значению и звучанию (поэтому значение имени отчасти
определено его звуковым строем), и требует удобства произношения и восприятия;
Имя
должно быть истинным, поскольку оно выражает интенцию мысли на именуемый
предмет и в этом смысле тождественно самому предмету.
Имя
должно быть продуктивным; поскольку имя включено в систему языка, его
использование предполагает максимальную свободу сочетаемости и возможность
создания на его основе новых слов.
Тождество
Тождеством
называется общность у двух или нескольких предметов одинаковых признаков,
качеств или свойств, на основе которой эти предметы рассматриваются как
равнозначные в определеном отношении. Тождество условно, поскольку установление
тождества предполагает выделение определенных характеристик и признание их
значимыми и достаточными для того, чтобы рассматривать предметы мысли как
равнозначные.
Сравнительные
и оценочные топы
Сравнением
называется ход мысли, состоящий в определении сходства или различий двух или
нескольких предметов. Сравнение предполагает, что признаки, по которым
сравниваются предметы, установлены, по крайней мере для одного из них. Можно
сравнить, например, Ивана, рост которого неизвестен, с Петром, о котором
известно, что он имеет такой-то рост. Во-первых, основание сравнения (в виде
утверждаемой или предполагаемой идентичности признаков или однородности
объектов), поскольку сравниваемые объекты должны обладать определенным подобием
или сходством; во-вторых, оценку того, что сравнивается, поскольку одному из
членов срав-нения отдается предпочтение на том или ином основании.
На
основе сравнения строятся аргументы следующего вида: если А подобно В в
некотором отношении, то А можно в данном отношении рассматривать как В; если А,
подобный В таком-то качестве, обладает этим качеством в большей (меньшей)
степени, то А ценнее В (в положительном или отрицательном смысле). Например,
кто лучше, лошадь или обезьяна? Лучше то, что подобно лучшему. Человек лучше
осла. Лошадь подобна ослу, а обезьяна подобна человеку, следовательно, обезьяна
лучше лошади. Но лучше то, что подобно лучшим качествам худшего, а не худшим
качествам лучшего. Лошадь подобна лучшим качествам осла (постоянство,
выносливость, трудолюбие), а обезьяна подобна худшим качествам человека
(непостоянство, капризность, лень). Поэтому лошадь лучше обезьяны.
Когда
сравниваются объекты, то обнаруживаются их общие черты, которые абстрагируются
(отвлекаются) от самих этих объектов и представляются в виде смысловых
конструкций, приложимых к новому материалу, в результате чего устанавливаются
общие закономерности. Так делаются обобщения, с помощью которых можно объяснять
и предсказывать поведение изучаемых объектов в определенных условиях и строить
их научную классификацию. Поэтому сравнение является главным инструментом
создания нового знания.
Большее
– меньшее
Количественное
сравнение (сравнение в собственном смысле) основано на однородности
сравниваемых объектов, тождестве их природы и идентичности основных свойств.
Поэтому сравнение предполагает использование признаков или качеств, которые
наличествуют в предметах сравнения, но могут иметь различную степень
интенсивности и поэтому могут рассматриваться как величины. Количество
предполагает меру как норму сравнения.
Степень
проявления сравниваемого качества в предметах может оцениваться положительно
или отрицательно, тогда в первом случае лучшим будет большее, а во втором –
меньшее. “Кто недостоин низшего звания, тот еще более недостоин высшего
звания” (Дигесты Юстиниана. М., “Наука”, 1984. С. 42).
Подобие
Подобие
есть сходство объектов, обладающих одинаковыми свойствами, качествами,
признаками или образом действия. На топе подобия основаны сопоставления. При
сопоставлении учитываются не количественные характеристики, но только наличие
или отсутствие тех или иных особенностей – качеств или свойств, поэтому
сопоставляться могут не только однородные, но и разнородные объекты.
Противоположное
Противопоставлением
называется сравнение или сопоставление объектов по свойствам, признакам или
качествам, которые выступают как взаимно отрицающие или несовместимые, или
самих таких взаимоотрицающих особенностей. Члены противопоставления могут
обладать каждый своими особенностями: Иван – брюнет, а Петр – блондин, качества
природные и привходящие. У одного из них может наличествовать особенность,
отсутствующая у другого: кротость или свирепость, разум или отсутствие разума.
Противопоставляемое качество может присутствовать в различной степени: одни
животные более свирепы, другие – менее свирепы.
Правило
справедливости
Этот
и последующие два топа используются для сравнения и оценки действий в
зависимости от отношений и состояния лиц, эти действия совершающих, или лиц по
совершаемым ими действиям.
Правило
справедливости устанавливает, что качественно равнозначные (подобные и равные)
категории должны оцениваться одинаково, неравнозначные категории (подобные, но
не равные) должны оцениваться в меру их количественного различия, несравнимые
категории должны рассматриваться исходя из различных норм. Краткая юридическая
формулировка правила справедливости – “каждому свое”:
“Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его
право” (Дигесты Юстиниана, с.25).
Обратимость
Если
два лица подобны, то есть относятся к качественно однородным категориям, то
оценка действия каждого из них в отношении другого предполагает такую же оценку
аналогичного ответного действия. Если Петр правомерно требует от Ивана
возвращения долга, то и Иван может правомерно потребовать от Петра возвращения
долга. Сравнению по топу обратимости подлежат как категории и лица (если, скажем,
Иван утверждает, что ему за обоюдную драку с Петром полагается меньшее
наказание как несовершеннолетнему), так и сами действия, равнозначность которых
может обсуждаться, так как не всегда оказывается одинаковой (например, Иван
требует от Петра возвращения долга, а Иван утверждает, что ущерб, нанесенный
его имуществу по вине Петра, компенсирует долг).
Транзитивность
Если
два деятеля подобны в каком-либо отношении, то действие одного из них, будучи
направлено на другого, оценивается таким же образом, как аналогичное действие
любого из них, направленное на третье лицо. Если хорошо, что Петр благотворит
Ивану, то хорошо, если Иван благотворит Василию, и хорошо, если Петр
благотворит Василию. На основе топа транзитивности строятся модели и антимодели
поведения. Модель есть образец правильного решения или действия в определенной
ситуации. Антимодель есть образец неправильного действия, который, однако,
содержит указание на характер противоположного, то есть правильного действия.
Качественное
сопоставление
Качества
– особенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с
большей или меньшей интенсивностью. Аристотель называет качеством “то,
благодаря чему предметы назы-ваются такими-то” (Аристотель. Категории.
Сочинения. Т.2. М., “Мысль”, 1978, с.72) Например, благочестие, от
которого люди называются благочестивыми. Качества могут быть постоянными,
например, доброде-тель, и привходящими, например, здоровье, и проявляться в
большей или мень-шей степени.
Качественная
характеристика предмета имеет большое значение в аргумен-тации, поскольку
посредством качественного представления создается образ предмета, который
является сильным доводом. Основ-ным инструментом такой характеристики являются
обыкновенно качественные прилагательные или синонимичные им слова и
словосочетания.
Лицо
и поступок
Лицо
и поступок – такое отношение индивидуальных свойств лица (индивидуального или
коллективного) и совершенного поступка, при котором содержание поступка
определяет особенности лица или особенности лица определяют характер или
содержание поступка. Например, приказ о строительстве Петербурга мог быть отдан
только Петром I и никем другим, или знаменитые слова Александра Македонского:
“Когда Александр был еще занят осадой Тира, к нему пришли послы от Дария с
такими предложениями: Дарий дает Александру 10000 талантов за мать, жену и
детей; вся земля за Ефратом принадлежит Александру; Александр женится на дочери
Дария и пребывает с Дарием в дружбе и союзе. Когда послы изложили все это на
собрании “друзей”, то, рассказывают, будто Парменион сказал
Александру, что если бы он был Александром, то с радостью прекратил бы войну на
этих условиях и не подвергал бы себя в дальнейшем опасностям. Александр
ответил, что он так бы и поступил, если бы был Парменионом, но так как он
Александр, то ответит Дарию следующим образом: он не нуждается в деньгах Дария
и не примет вместо всей страны только часть ее: и деньги и вся страна
принадлежат ему. Если он пожелает жениться на дочери Дария, то женится и без
согласия Дария. Он велит Дарию явиться к нему, если он хочет доброго к себе
отношения. Дарий, выслушав это, отказался от переговоров с Александром и стал
вновь готовиться к войне” (Арриан. Поход Александра. М., “Миф”,
1993. С. 108-109).
Через
отношение лица и действия определяются конкретные свойства лица и свойства
действия, связанные с его значимостью и степенью ответственности деятеля.
Цель
и средство
Цель
и средство – взаимное отношение конечной причины (замысла) к способу его
осуществления, которое характеризует значимость как действия, так и деятеля.
Средство – технический прием (например: радикальные средства), или инструмент,
при помощи которого осуществляется действие (например: транспортные средства).
Цель и средство являются характеристикой лица, совершающего действие. Если средства
целесообразны и однородны с целью, их применение рассматривается как свободно
избранное и намеренное – выбор средства предполагает оценку и ответственность в
отношении к цели. Если средства нецелесообразны, то само действие или
выполнение его данным деятелем могут быть поставлены под сомнение.
В
аргументации цели и средства постоянно меняются местами и средство приобретает
самостоятельную ценность. Положение “цель оправдывает средства”
осуждается с нравственной точки зрения и ему противостоит положение достойные
цели не могут достигаться недостойными средствами: характер средства
свидетельствует о действительной, а не заявленной цели.
Значение
логических топов
Выше
были рассмотрены логические топы, на основе которых строятся аргументы.
Классификация логических топов является одновременно и формальной
классификацией аргументов, поскольку топ определяет форму мысли, лежащую в
основе рассуждения. Операции с фактами; связывание действий и обстоятельств с
деятелем; классификация фактов и подведение их под категории; сравнения
являются приемами изобретения, которые позволяют всесторонне рассмотреть
проблему и возможности ее обоснования. Поэтому разработка темы состоит в
анализе по уместным топам всего положения, содержащего тему, либо его частей.
Искусство построения аргументов основано на умении выбрать и применить
подходящий внутренний топ. Каждый ход мысли, который получается на основе
применения топа, может быть рассмотрен не только в плане его уместности, но и с
точки зрения возможных возражений (как в примере с обезъяной и лошадью),
которые могут оказаться вполне основательными. Поэтому проработка аргументов по
топам дает основание для отбора и последующего построения наиболее уместных и
сильных аргументов.
Правила
и рекомендации
Высказывание
содержит одну и только одну главную мысль; все содержание высказывания
представляет собой развертывание главной мысли.
Развертывание
главной мысли (темы) в высказывание представляет собой ее анализ (примышление)
и синтез – объединение частей в цельное содержание.
Тема
высказывания разрабатывается по топам, посредством которых от понятий, входящих
в тему, или от всей темы находятся уместные и содержательно значимые ходы
мысли.
Каждая
мысль должна быть связана с темой или главным положением определенным, ясным
для самого ритора образом.
Разработка
аргументации по топам позволяет выявить ошибки и неточности мысли и обнаружить
возможные возражения или недоумения, ответы на которые полезно предусмотреть.
Содержание
высказывания подобно статуе, которую скульптор высекает из камня, устраняя все
лишнее: в высказываниии должно быть только целесообразное – необходимое и
достаточное для выражения и обоснования главной мысли.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://genhis.philol.msu.ru
Дата добавления: 31.03.2008