Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Бузулукскийгуманитарно-технологический институт
Филиалгосударственного образовательного учреждения высшего профессиональногообразования
Оренбургскийгосударственный университет
Факультет заочногоотделения
Кафедра финансы икредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Бюджетная система РФ»
Тема: Состав иструктура расходов бюджетной системы на оборону и обеспечение безопасностигосударства
Руководитель работы
_______________________________
«______»__________________2009г.
Исполнитель
Студент группы 3002
__________________Маликова Е.А.
«______»__________________2009г.
Бузулук 2009
План
Введение
1. Состави структура расходов бюджетной системы на оборону и обеспечение безопасности
2. Основныестатьи расходов на оборону и обеспечение безопасности государства
Заключение
Списоклитературы
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитииэкономической структуры любого современного общества играет государственноерегулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовыймеханизм, главным звеном которого является бюджет. Именно посредствомфинансовой системы государство образует централизованные и воздействует наформирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечиваявозможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основой финансовой базы Российской Федерации являетсяфедеральный бюджет. Устойчивое развитие экономики федеративного государстваневозможно без наличия источников финансирования реализации программ ипроектов. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачиватьфинансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития,практически использовать бюджет в качестве инструмента государственногорегулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей врегулировании экономики государством.
Расходы федерального бюджета — это денежные средства,направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовоеобеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета — это денежныесредства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затратобщегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджетена соответствующий финансовый год.
Они выражают экономические отношения, связанные сраспределением и перераспределением национального дохода, используемого наобщегосударственные цели.
Они выражают экономические отношения, связанные сраспределением и перераспределением национального дохода, используемого наобщегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по экономической роли в процессе воспроизводства — назатраты, связанные с финансированием материального производства и содержаниемнепроизводственной сферы;
2. по функциональному назначению — на затраты насодержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительнуюдеятельность, фундаментальные исследования и др.
Национальная оборона является основным и самым весомымсоставным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительнойдеятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуацийи стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджетастраны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, чтосвидетельствует об их стабильности.
Параметры расходов на национальную оборону, заложенные вбюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в государствеполитику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних летпозволили стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейтиот поддержания жизнеспособности армии на минимальном уровне к модели развития.
1. Состав и структура расходов бюджетной системы наоборону и обеспечение безопасности
В 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень удельныхрасходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетомпроводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышениюобученности военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей.Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжениипоследних лет. В 2000 году они были равны 666 млрд. руб. (15,6 % расходов, 2,74 % ВВП), 2007 – 822 млрд. руб. (15 % расходов, 2,8 % ВВП). Вследствие этогошироко распространено мнение о непомерном росте расходов на национальнуюоборону, что в свою очередь породило миф о «милитаристском бюджете» страны.
Одной из причин современного роста расходов нанациональную оборону является хроническое недофинансирование и исключение изперечня приоритетных направлений развития и оказания государственной поддержкикак сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонногозаказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов дляМинистерства обороны РФ всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение,обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническоеобеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.
Наиболее существенные расходы федерального бюджета нанациональную оборону представлены в таблице.
В 2009 году на нужды Министерства обороны из бюджетавыделено 712 565 304,9 тыс. рублей, причем с каждым годом все больше средствидет именно на развитие Вооруженных сил, а не на их содержание.
Значительный объем расходов государства на национальнуюбезопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности –вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян –прямая обязанность государства.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительнуюдеятельность в 2009 году составили 756 838 661,7 тыс. рублей консолидированногобюджета РФ. В расчете на одного гражданина России эти расходы составили почти 5тыс. руб. в год.
Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом,на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийныхбедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Динамика расходов на национальную безопасность иправоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов вабсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличениярасходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций истихийных бедствий (27 788 984,2 тыс.рублей), 20 104 529,4 тыс. рублей расходовна борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего за счет выделениябюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.
Наиболее существенные расходы федерального бюджета нанациональную безопасность и правоохранительную деятельность представлены втаблице.
По результатам таблицы видно, правительство уделяетдостаточно большое внимание обороне и национальной безопасности с каждым годомувеличивая расходы на их оснащение, к 2011 году расходы на оборону составят 806927 327,3 тысяч рублей, особое внимание будет уделяться Вооруженным силам РФрасходы на которые уже в этом году составят 569 406 900,8 тысяч. рублей, а к2011 году они будут равны 670 406 698,3 тысяч рублей.
Сумма расходов на национальную безопасность иправоохранительную деятельность будет выше чем на оборону к 2011 году онасоставит 888 744 848,8 тысяч рублей. Большая часть расходов пойдет наобеспечение органов внутренних дел в этом году она составит 268 033 722,2тысячи рублей, а в 2011 году 314 398 907,8 тысячи рублей.
По некоторым статьям расходов можно проследить динамикууменьшения расходов, к ним относятся: мобилизационная и невоинская подготовка с6 683 723,9 тыс. рублей в 2009 году до 6 101 515,7 тыс. рублей в 2011 году;органы безопасности 938 361,9 тыс. рублей в 2009 году до 127 416,3 тыс. рублейв 2011 году; миграционная политика с 30 813 658,9 тыс. рублей в 2009 году до 29093 167 тыс. рублей в 2011 году.
2. Основные статьи расходов на оборону и обеспечениебезопасности государства
Раздел 0200 «Национальная оборона» состоит издевяти подразделов и аккумулирует расходы, расходы, связанные с обеспечениемнациональной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечениедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную ивневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку иучастие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности имиротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальнойобороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научныеисследования, а также другие вопросы в области национальной обороны.
По подразделу 0201 «Вооруженные Силы РоссийскойФедерации» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельностиВооруженных Сил Российской Федерации в сфере наземной, морской,военно-воздушной, противоракетной и космической обороны в целях обеспечениянеобходимого уровня обороноспособности государства и транспортные расходымобилизационной и вневойсковой подготовки.
Указанный подраздел отражает также расходы, связанные ссодержанием аппаратов военных атташе при посольствах Российской Федерации заграницей, а также обеспечением деятельности военных прокуратур в установленнойсфере деятельности.
По подразделу 0202 «Модернизация Вооруженных СилРоссийской Федерации и воинских формирований» подлежат отражению расходы,связанные с модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации, а также расходыпо обеспечению деятельности военных прокуратур за счет средств, выделяемых наэти цели в соответствии с бюджетным законодательством.
По подразделу 0203 «Мобилизационная и вневойсковаяподготовка» подлежат отражению расходы, связанные с боевой имобилизационной подготовкой Вооруженных Сил Российской Федерации и другихвойск, обеспечением воинского учета и призыва в армию.
По подразделу 0204 «Мобилизационная подготовкаэкономики» отражаются расходы по осуществлению комплекса мероприятий помобилизационной подготовке экономики государства к работе в период мобилизациии в военное время.
По подразделу 0205 «Подготовка и участие вобеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности»подлежат отражению расходы, связанные с руководством вопросами военной помощи иуправлением миссиями по оказанию военной помощи, предоставлением военной помощив виде грантов, предоставлением оборудования на взаимообразной основе,предоставлением Российской Федерацией военного и гражданского персонала дляучастия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира ибезопасности, обеспечением коллективной безопасности на долевой основе состранами СНГ.
По подразделу 0206 «Ядерно-оружейный комплекс»подлежат отражению расходы по реализации мероприятий ядерно-оружейногокомплекса в области обеспечения национальной обороны.
По подразделу 0207 «Реализация международныхобязательств в сфере военно-технического сотрудничества» отражаютсярасходы по реализации международных соглашений со странами СНГ и другимизарубежными странами в сфере военно-технического сотрудничества.
В подразделе 0208 «Прикладные научные исследования вобласти национальной обороны» подлежат отражению расходы, связанные собеспечением деятельности государственных учреждений, осуществляющих прикладныеисследования и экспертные разработки, связанные с национальной обороной, атакже оплата работ по государственному оборонному заказу в части понаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,экспериментальных разработок, связанных с обороной, утилизацией и ликвидациейвооружения, военной техники, химического оружия и др.
В подразделе 0209 «Другие вопросы в областинациональной обороны» подлежат отражению расходы на руководство,управление и поддержку в отношении таких видов деятельности, как разработкаобщей политики, планов, программ и бюджетов, связанных с обороной, обороннымзаказом, специальным строительством, военно-техническим сотрудничеством, повыполнению функций и руководству указанной деятельностью, а также расходы навопросы национальной обороны, не отнесенные к другим подразделам.
Раздел 0300 «Национальная безопасность иправоохранительная деятельность» состоит из четырнадцати подразделов иаккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции,внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск,системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территорииот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскуюоборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в областинациональной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другиемероприятия в данной области.
По подразделу 0301 «Органы прокуратуры»подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельности Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, другихспециализированных прокуратур, а также прокуратур городов и районов, другихтерриториальных, специализированных прокуратур.
По подразделу 0302 «Органы внутренних дел»подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельностиМинистерства внутренних дел Российской Федерации, главных управлений МВД Россиипо федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений,управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений (отделов)внутренних дел муниципальных образований, управлений (отделов) внутренних делна железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов)внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, наособо важных и режимных объектах, окружных управлений материально-техническогои военного снабжения, представительств (представителей) МВД России за рубежом.
По подразделу 0303 «Внутренние войска» подлежатотражению расходы на обеспечение деятельности внутренних войск, соединений ивоинских частей внутренних войск, а также органов управления ими.
По подразделу 0304 «Органы юстиции» подлежатотражению расходы на обеспечение деятельности Министерства юстиции РоссийскойФедерации, территориальных органов Минюста России и иных органов и учрежденийюстиции.
По подразделу 0305 «Система исполнениянаказаний» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельностиФедеральной службы исполнения наказаний, учреждений, исполняющих наказания, итерриториальных органов уголовно-исполнительной системы.
По подразделу 0306 «Органы безопасности»подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных итерриториальных органов безопасности.
По подразделу 0307 «Органы пограничной службы»подлежат отражению расходы на содержание и обеспечение деятельности органовпограничного контроля, пограничной стражи и других органов пограничной службы,а также военных прокуратур в установленной сфере деятельности.
По подразделу 0308 «Органы по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ» подлежат отражению расходына обеспечение деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролюза оборотом наркотиков, а также органов, специально уполномоченных на решениезадач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в областипротиводействия их незаконному обороту.
По подразделу 0309 «Защита населения и территории отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскаяоборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельностифедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, вполномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций, управление гражданской обороной, а также расходы наосуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.
По подразделу 0310 «Обеспечение пожарнойбезопасности» подлежат отражению расходы на содержание и обеспечениедеятельности Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны,ведомственной пожарной охраны, добровольной пожарной охраны, а такжеобъединений пожарной охраны.
По подразделу 0311 «Миграционная политика»подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности Федеральной миграционнойслужбы, ее территориальных органов, расходы на обеспечение мероприятий,предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольномупереселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, атакже расходы на создание государственной системы изготовления, оформления иконтроля паспортно-визовых документов нового поколения.
По подразделу 0312 «Модернизация внутренних войск,войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов»подлежат отражению расходы, связанные с реформированием внутренних войск, войскгражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов, включаярасходы, связанные с сокращением (заменой должностями государственной службы)численности военнослужащих, аттестованного состава правоохранительных и иных органов:выплаты денежного довольствия и прочие выплаты в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, возмещение затрат на оплату расходовтранспортных организаций по проезду в отпуск и обратно, пособия и компенсации,расходы на продовольственное и вещевое обеспечение сокращаемой (заменяемой)численности.
По подразделу 0313 «Прикладные научные исследованияв области национальной безопасности и правоохранительной деятельности»подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений,осуществляющих прикладные исследования и разработки в сфере национальнойбезопасности и правоохранительной деятельности, а также работы в указаннойсфере по государственному оборонному заказу и другим прикладнымнаучно-исследовательским работам, в том числе в области создания вооружения,специальной военной техники.
По подразделу 0314 «Другие вопросы в областинациональной безопасности и правоохранительной деятельности» подлежатотражению расходы, связанные с руководством, управлением и оказанием поддержкив отношении такой деятельности, как разработка общей политики, планов, программи бюджетов, а также с иными мероприятиями в сфере национальной безопасности иправоохранительной деятельности, не отнесенными к другим подразделам данногораздела.
Заключение
Значения расходов федерального бюджета в развитиисовременной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияниена различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения впроизводство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджетаявляются общественно полезными. Активная роль государства в общественномвоспроизводстве и повышение эффективности экономики, укреплениеобороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федеральногобюджета, однако при этом они служат единой цели — обеспечению финансовымиресурсами федеральных потребностей.
Однако возможности свободного регулирования величиной иструктурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемамипоступающих в федеральный бюджет доходов. Таким образом, бюджет, объединяя всебе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит,государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любогогосударства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любомсовременном обществе.
Список литературы
1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009-2011 год»
2. Бюджетный кодекс РФ по состоянию на 1 января 2008 г.
3. Бюджетная классификация расходов федерального буджета.
4. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России//БиНО. 2008 №2 С. 120
5. www.minfin.ru –Министерство финансов Российской федерации, официальныйсайт
6. www.budgetrf.ru – Бюджетная система Российской Федерации, официальныйсайт