СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Организационные формы туризма и основные категории 8
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма 8
1.2 Состояние туризма в России 10
1.3 Проблемы российского туризма
и пути их решения 13
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 16
2 Особенности туристского продукта и современные
требования к нему потребителей 19
2.1 Отличительные черты
туристского продукта 19
2.2 Особенности национального турпродукта 22
2.3 Проектирование тура 24
3 Планирование и разработка туристского
продукта 26
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области 26
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 29
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
маршрута «Путешествие в сказку» 32
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
турпродукта 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение А. Распределение оборота туристского продукта
и численности туристов по видам
туризма в 2004 году 48
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
сказку» 49
Приложение В. График безубыточности 50
Приложение Г. Краткое описание маршрута 51
Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 53
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.
Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. В настоящее время каждый 15-й работник в мире занят в сфере гостиничного и туристского бизнеса. На долю туризма приходится около 7% мирового капитала, 5% всех мировых налоговых преступлений, 11% мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн. и, по прогнозам Всемирной туристской организации, их число к 2010 г. превысит миллиарда. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны, а также на политическую, социальную стабильность, культурную среду, экологию.
Туристский рынок не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – выработка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям туристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития как международного, так и национального туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря им контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Особенно интенсивно начали осваивать мир люди из закрытых прежде обществ. Можно с уверенностью утверждать, что международный туризм трансформирует эти общества.
Туризм становится индустрией досуга, и крупнейшие предприниматели делают ставку на получение доходов от развития массовых форм туризма, основанного на внедрении достижений технического прогресса на транспорте, в средствах размещения, связи, организации питания, сфере рекреации и других видах обслуживания. Туризм превращается в массовую и преобладающую форму путешествий.
Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат. Но для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма.
Поэтому неслучайно, интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию. Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
В Амурской области наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение области определяет ее ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.
Методической и теоретической основой данной курсовой работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории туризма, таких как А.Ю. Александрова, М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, А.Б Здоров, Е.Н. Ильина, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнов, В.С. Сенин, А.Д. Чудновский, а также зарубежные учёные А. Булла, Ф. Веллас, Д. Никсон, Дж. Эванс, Ф. Котлер. Дополнительно при написании данной работы использовались материалы из периодических изданий, таких как «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Турбизнес», а также статистические сборники Амурской области.
Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии, приложений.
–PAGE_BREAK–
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТУРИЗМА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма
Туризм, туристская деятельность, туристская отрасль обладают множеством особенностей. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические, гуманитарные и другие функции. По принятой национальной классификации туризм подразделяется на виды: внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный; внутри каждого вида он подразделяется на подвиды: познавательный, профессионально-деловой, оздоровительный, спортивный, паломнический, экстремальный, экологический, гастрономический, шоп-туризм и т.д. Он также классифицируется по социальному составу, используемым транспортным средствам, по числу участников в группе, по маршруту и т.д. Классификация туризма свидетельствует о многообразии и специфике каждого его вида.
Туризм характеризуется как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях на срок не более 6 месяцев (по российскому законодательству), без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Международный туризм – охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства /1, с.15/.
Внутренний туризм – представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства /1, с.18/.
Национальный туризм – включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства.
Туризм в пределах страны – охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов /1, с.20/.
Различают две категории посетителей: туристы (кочующие посетители) и однодневные посетители. Не относятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб /6, с.224/.
Т
урист – это гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки /2, с.427/.
Туристская деятельность – это деятельность туроператора и турагента по организации туристского путешествия. Туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги (размещение, питание, транспортные, экскурсионные и другие). Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается турагент, т.е права и обязанности их строго регламентированы. Российское законодательство таких прав и обязанностей для туроператора и турагента строго не разграничивает. И тот, и другой субъекты предпринимательской деятельности имеют право по действующему законодательству заниматься реализацией туристского продукта.
Туристский продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу /2, с.428/. В общем случае, туристский продукт – это комплекс туристских услуг, работ и товаров, состоящий как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма.
Инфраструктура туризма – комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.
Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков /2, с. 428/.
Полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии.
Состояние туризма в России
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако в последнее время в стране наблюдается интерес именно к внутреннему туризму, что неслучайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.
Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов двадцатого столетия была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму.
Начиная с 1993 г. Госкомстат России ведет учет и публикует данные о прибытиях иностранных граждан в РФ. В среднем они возрастают на 41 % в год. На фоне общей положительной динамики въездного туризма 1997 год явился для России рекордным по числу прибытий. Въездной поток составил 17,5 млн. человек, что формально в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Но в 1998 г. в результате августовского кризиса въездной поток опять сократился и составил 16,2 млн. человек /11, с.184/.
В 2004 г туристский поток из России увеличился на 15,4% по сравнению с 2003 г. Всего за границей с целью туризма побывали более 6 млн. россиян. По сравнению с показателем 2002 г. турпоток из России вырос на 29,8%. Что касается въезжающих в нашу страну туристов, то, согласно данным Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, хотя в целом по России количество иностранных туристов снижается, в 2004 г. число иностранцев, посетивших Москву, увеличилось на 18% по сравнению с 2003 г. – до 2,9 млн. человек. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Российской Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности. Например, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шоппинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран – занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности – озеру Байкал /1, с.173/.
Наибольший интерес Россия как туристское направление по-прежнему вызывает у граждан Польши, вторая строчка рейтинга у Германии – 351 тыс. против 288,5 тыс. в 2003 г. На третьем месте Китай – почти 284 тыс. туристов. Заметно возросло число прибытий из США, Эстонии, Литвы, Австрии и Австралии /18, с.84/. Наглядно это отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в
2004 г, и численность российских граждан, выехавших за
границу в 2004 г, млн. чел.
Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в 2004 г. по туристическим визам
Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма
Страна
2004 г.
2003 г.
Страна
2004 г.
2003 г.
Польша
Германия
Финляндия
США
Франция
Италия
Великобритания
Украина
Эстония
Япония
353986
351099
242816
181721
141113
125397
115622
84320
74165
56780
956188
288551
242075
125553
118548
114443
90831
236289
53884
55230
Турция
Китай
Египет
Финляндия
Польша
Германия
Испания
ОАЭ
Италия
Франция
Чехия
1445815
941032
586375
377067
322030
255954
190891
175187
156093
138459
104783
1038593
687521
368405
327246
422003
278094
168360
145796
118981
112149
51420
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;
существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;
сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компании на российский рынок /11, с.185/.
Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.
Проблемы российского туризма и пути их решения
Практики российской туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.
Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется /11, с.229/.
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест, и, в конечном счете, вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма. Какие же здесь возможны средства?
Во-первых, сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний, т.е. рынок несбалансирован. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в том числе принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.
Решение проблемы. Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в том числе отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в том числе повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм – это «невидимый экспорт», а для нашей страны – ощутимый импорт.
Во-вторых, центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма – гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу – все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке.
Эту борьбу проиграли предприятия индустрии туризма в России. Отечественный туроператор теперь загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Достаточно просмотреть рекламу туров в каталогах ведущих туроператоров, чтобы убедиться, что пролет, на пример, из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи (причем родным «Аэрофлотом»). Судя по стоимости туродня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента.
Решение проблемы. Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими – отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано, по крайней мере, уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном.
В-третьих, туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае – туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами. Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло – разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство и другое. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.
Решение проблемы. Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты /10, с.70/.
Важным механизмом государственного регулирования социального туризма является и налоговая составляющая – через уменьшение количества федеральных и местных налогов для объектов инфраструктуры социального туризма. На июнь 2002 г. в цене путевки присутствовало 40-50 % налогов. Снижение налогов на 50 % позволит снизить цену туристской путевки на 25 %, что приведет к повышению туристского спроса на посещение российских объектов культурно-исторического значения. Снижение налогового бремени позволит восстановить и оживить объекты, предприятия и учреждения туризма, а через дополнительные услуги создать новые рабочие места и пополнить местный и региональный бюджеты, выделить дополнительные средства на научные цели.
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу
Основные направления развития туризма в России на ближайшую перспективу определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Согласно данным документам приоритетными направлениями развития отечественной туристской индустрии на данную перспективу будут следующие виды туризма:
внутренний;
въездной (60,7%);
социальный;
самодеятельный.
В рамках данных направлений, а также с учетом тенденций развития мирового туризма можно прогнозировать следующие направления развития отечественного туризма.
Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.
Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.
Постепенное освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.
Продолжение развития приграничного туризма.
Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.
Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.
Возрождение туризма выходного дня.
Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.
Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.
Тенденция роста популярности комбинированных туров: отдых-лечение и др. /4, с.278/.
В прогнозе развития туризма на перспективу до 2020 г., специалисты отмечают, что Россия войдет в десятку стран-лидеров, где туризм будет развиваться наиболее динамично. Соответствующие данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Десятка стран-лидеров по динамичному развитию туризма к
2020 г.
№ п/п
Страна
Прибытие туристов, млн.чел.
Доля в мировом туристском потоке, %
1
Китай
137,1
8,6
2
США
102,4
6,4
3
Франция
93,3
5,8
4
Испания
71,0
4,4
5
Гонконг
59,3
3,7
6
Италия
52,9
3,3
7
Великобритания
52,8
3,3
8
Мексика
48,9
3,1
9
Россия
47,1
2,9
10
Чехия
44,1
2,7
Всего
708,8
44,2
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан приоритетной отраслью экономики, претендующей на достаточную государственную поддержку;
в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
удельный вес туристских услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг населению составляет менее 2%;
роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
туризм в России пока не стал привлекательной инвестиционной отраслью экономики;
туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
Целью большинства турфирм является ведение прибыльного и продолжительного бизнеса. Для достижения данной цели компаниям необходимо производить тот товар или услугу, который удовлетворял бы нужды потенциальных покупателей и тем самым обеспечивал бы увеличение бизнеса. Планирование продукта – это важный компонент в развитии прибыльного и продолжительного бизнеса. Его часто называют планированием с соблюдением «пяти пра
вил» – планирование с целью создания правильного продукта, доставки его в правильное место, в правильное время, по правильной цене и в надлежащем (правильном) количестве.
ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Отличительные черты туристского продукта
Продукт для потребителя – это нечто большее, чем сочетание материальных компонентов и услуг. Это – набор выгод, материальных и нематериальных ценностей. Следовательно, планирование продукта должно осуществляться с учетом того, каким его хотели бы видеть сами потребители. Создание правильного продукта (товара или услуги) – нелегкая задача, потому что нужды, требования и желания покупателей постоянно изменяются, силы конкуренции воздействуют на жизненный цикл продукта таким образом, что продукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают /11, с.347/. Таким образом, разработка туристского продукта – это сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта и многое другое.
Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникших во время их путешествия /19, с.32/.
Турпродукт состоит из трех элементов:
тур – первичная единица турпродукта на продажу, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки /7, с.34/;
дополнительные туристско-экскурсионные услуги (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте);
товары – предметы потребления, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания.
Турпродукт имеет четыре характеристики, которые отличают услугу от товара:
1) неосязаемость туристских услуг – означает, что они не приобретают овеществленной формы. Их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. В отличие от покупки товаров обслуживание не приводит к владению чем-либо /1, с.320/.
2) неразрывность производства и потребления услуги – главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы /1, с.322/.
3) изменчивость – важная отличительная черта туристских услуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой – обслуживание поставлено хуже. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному /1, с.324/.
неспособность к хранению – следующая отличительная черта туристских услуг. Их нельзя произвести впрок или складировать. Не использованные сегодня номера в отеле или посадочные места в самолете завтра обернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, в этом смысле туристский продукт подвержен порче /1, с.327/.
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США, активный член Американской ассоциации маркетинга, дает следующее определение: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» /15, с.230/.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Туристский продукт как товар характеризуете потреби
тельской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. по возможности он должен иметь массового потребителя /13, с.105 /.
Специалистами выделено несколько основных потребительских
свойств турпродукта:
обоснованность – предоставление всех услуг должно соответствовать цели путешествия туриста;
надежность – соответствие фактически предоставляемого туристу продукта рекламе, достоверность информации;
эффективность – достижение наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;
целостность – завершенность турпродукта;
ясность, простота в эксплуатации – потребление турпродукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и производителю;
гибкость – турпродукт должен предусматривать возможность замены тех или иных услуг, чтобы быть ориентированным на различные типы потребителей;
полезность – способность служить достижению какой-либо цели, удовлетворять потребности определенной целевой группы потребителей.
Особое значение туристские организации должны уделять изучению воздействия на структуру туристского спроса помимо общеэкономических и социодемографических факторов, факторов культурного порядка и психологии нового потребления, поскольку во многом именно они объясняют особенности мотивации (побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.) и поведения современного потребителя туристских услуг.
Современный потребитель – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемому ему турпродукту, избалованный изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активный, самостоятельный. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных сторон для туристов. Именно они являются ориентирами при разработке и реализации турпродукта /8, с.13/.
2.2 Особенности национального турпродукта
Рынок внутреннего туризма стабилизируется, а проблемы его развития постепенно находят решение. Таково оптимистичное мнение экспертов, которое подтверждает заметное оживление экскурсионных потоков. Однако определенные особенности отечественного турпродукта явно не способствуют формированию положительного имиджа нашей страны как внутри, так и за ее пределами.
Согласно статистике российских турфирм, в последние годы интерес к внутреннему экскурсионному туризму ощутимо вырос. Было отмечено, что ежегодно число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, увеличивается на 20-30%. Около 90% туристов путешествуют по России с познавательной целью, остальные воспринимают экскурсии как отдых, смену обстановки, возможность выехать из мегаполиса. Заметную, хотя и не очень большую, категорию потребителей экскурсионных программ составляют иностранные туристы.
Не лучше обстоят дела и в регионах. Например, пик интереса к достопримечательностям Сибири у иностранцев пришелся на времена падения «железного занавеса». После этого наступило затишье. Иностранцам некомфортно в России из-за отсутствия режима государственного благоприятствования. В Новосибирске до сих пор регистрируют интуристов, выезжающих в активные и спортивные туры только в нескольких гостиницах, хотя люди не хотят ни минуты задерживаться в городах.
География туристских предпочтений в сегменте экскурсионного туризма определилась достаточно давно. Лидеры спроса – Санкт-Петербург, города Золотого кольца, Подмосковье, а также Великий Новгород, Псков и Карелия. В нынешнем году празднование 60-летия Победы вызвало повышенный интерес к турам в Волгоград.
В каждом регионе экскурсионные туры имеют свою специфику. Например, на Алтае туристские программы имеют в подавляющем большинстве активную форму. Это однодневные сплавы, конные, пешие, лыжные, спелеологические, автотуры, поездки на квадроциклах, горных велосипедах. Археологические, исторические, природные, этнографические и культурные экскурсии также проводятся, но реже или в форме специального тура. Однако нет ни одного активного тура, в котором не было бы экскурсий.
Эксперты высказывают различные мнения о том, какие направления внутреннего экскурсионного туризма станут востребованными в ближайшие годы. Например, некоторые специалисты турбизнеса полагают, что популярность приобретут экскурсионные туры по малоизвестным городам России, вырастет спрос на поездки в Калининград, на Байкал и Алтай. Отмечают также, что постепенно растет интерес к местам, где жили и творили известные писатели (Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново), к монастырям (Дивеево, Оптина пустынь, Сергиев Посад), старинным русским городам и крепостям (Иркутск, Екатеринбург, Архангельск и др.). Кроме того, есть надежда, что в скором времени для туристов станут более доступными Байкал и Дальний Восток. Эти регионы вызывают огромный интерес, но высокие цены на транспортное обслуживание пока не позволяют рассчитывать на увеличение турпотока. Другие же специалисты прогнозируют, что серьезных изменений в географии экскурсионных поездок не произойдет – будут лишь меняться программы и расшириться ассортимент предлагаемых туров. Новые маршруты, если и появятся, то войдут лишь во второй эшелон и не смогут соперничать с нынешними «титанами».
Одна из наиболее серьезных проблем, стоящих сегодня перед рынком внутреннего экскурсионного туризма – несоответствие уровня цен качеству турпродукта. Наши туристы стали требовательными, они сравнивают Россию с Европой, Турцией, Египтом. Иногда нам остается только извиняться за отечественный «сервис в лесу». Высокие цены – это главное, что тормозит российский экскурсионный туризм. В основном дешевле съездить за границу, чем купить качественный тур по российским городам.
К негативных моментам можно также отнести пробки на дорогах, сложности с приобретением железнодорожных билетов и извечную российскую проблему санитарных остановок на трассах. Но основной проблемой, по мнению многих экспертов, в ближайшее время станет приближение спроса на поездки по стране к своей максимальной точке, что обусловлено рядом факторов, лежащих главным образом в социально-экономической сфере /5, с.30/.
2.3 Проектирование тура
Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания /10, с.13/.
Программа обслуживания – это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура /8, с.29/.
При разработке программы обслуживания определяются:
маршрут путешествия;
перечень туристских предприятий – исполнителей услуг;
период предоставления услуг каждым предприятием;
состав экскурсий и достопримечательных объектов;
перечень туристских походов, прогулок;
комплекс досуговых мероприятий;
количество туристов;
виды транспорта для внутренних перевозок;
потребность в гидах, экскурсоводах и т.д. /10, с.26/.
При составлении программы обслуживания обычно используется следующий подход:
При заключении договора между туроператором и турагентом программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, концерта и т. д.
Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться и т.д. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно с получением путевки /8, с.29/.
Итак, подготовка тура предусматривает предоставление туристам комплекса услуг в соответствии с их требованиями, предъявленными к уровню обслуживания, содержанию тура и технологии предоставления услуг. При этом, уровень обслуживания напрямую зависит от уровня составляющих туристских услуг, таких как питание, проживание, экскурсионное обслуживание. Поэтому, технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО
ПРОДУКТА
Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области
Прежде чем разрабатывать любой туристический продукт необходимо проанализировать состояние самого туризма в данном регионе. Это необходимо для того, чтобы ответить на вопрос: «Стоит ли вообще создавать зону туризма на данной территории, и будут ли покупатели данного тура?». Кроме того, сделав анализ, можно с точностью определить ожидаемую прибыль, сделать прогноз и выявить у данного проекта перспективы на будущее. Далее автором будет рассмотрен туристический продукт «Путешествие в сказку», который носит характер экскурсионно-познавательного туризма с элементами рекреационного. Однако для начала следует рассмотреть ситуацию, которая на настоящий момент существует на рынке туристических услуг Амурской области.
В настоящее время в Амурской области имеется достаточный потенциал для развития туристической отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения области в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития туризма в Амурской области имеют уникальные природные богатства района. Однако среди краев и областей Дальневосточного федерального округа Амурская область занимает по туристическому обороту третье место, уступая Хабаровскому и Приморскому краям /17, c. 5/.
На начало 2005 года в области действовало около 20 туристских фирм, что на 25% больше, чем в 2002 году. Количество турфирм, занимающихся турагентской деятельностью, составило 10 единиц и увеличилось по сравнению с 2002 годом на 2 организации. Их доля в общем числе турфирм составила 50%. Роль в организации турпоездок турфирмами значительна. По числу обслуженных туристов на их долю приходится во въездном туризме 84%, в выездном – около 94%.
Выпуск посреднических туристских услуг, измеренный суммой комиссионных вознаграждений туристам, сложился в сумме 17,7 млн. руб., или в расчете на одну турфирму – 1,8 млн. руб. и занял 35% в общем выпуске турпродукта, оцененного по показателю «Выручка от оказания туристских услуг» (в 2002 г. – 10%).
Из всех видов туризма наиболее распространенным для области, как и в 2002 году, по числу туристов и по обороту (общая стоимость проданных путевок) является выездной туризм. Распределение оборота туристского продукта и численности туристов по видам туризма в 2005 году представлено в Приложении А.
По сравнению с 2002 годом в 2005 году число российских туристов, путешествующих по территории России по путевкам турфирм, уменьшилось почти на треть. Большую часть поездок амурчане совершали в Приморье – 43%, Хабаровский край – 41%. Число выехавших по путевке за рубеж по сравнению с 2005 годом возросло на 26,7%, иностранных граждан, посетивших Россию на 34,8%. Благодаря наличию общей границы Амурской области с КНР, китайское направление на протяжении последних лет занимает лидирующее положение в туристском потоке области. По числу обслуженных китайских туристов на их долю приходится во въездном туризме 45,8%, в выездном – 51,3% /17, с.42/.
Среди целей международных поездок первенство делят между собой туризм как средство рекреации и отдыха (42,2% среди выехавших туристов и 43,0% среди въехавших туристов) и служебные поездки (41,3% и 45,1% соответственно). В целом, можно отметить то факт, что в течение последних нескольких лет произошло значительное уменьшение туристических поездок с целью шоппинга (в результате повышения размеров таможенных сборов и введения новых правил провоза товаров физическими лицами), а познавательный – цивилизованный туризм стал набирать все более мощные обороты в своем развитии на территории Амурской области.
Таким образом, рассмотрев основные показатели туристской деятельности в Амурской области, можно отметить следующее. Наметилась ярко выраженная тенденция снижения выезда за границу (в особенности в КНР) Российских граждан, так же как и въезд иностранных граждан (из КНР) на территорию Российской Федерации. На сегодняшний день пик снижения въезда и выезда за рубеж, как видно на рисунке 1, пришелся на 2003 год.
Рисунок 1 – Динамика въезда иностранных граждан в РФ и выезда
российских туристов за рубеж
/>
Пик снижения въезда и выезда российских граждан за границу, пришедший на 2003г. объясняется и тем, что с 02.30 по 07. 03 на федеральном уровне был введен запрет на въезд, в некоторые страны Азии, в том числе и в КНР в виду распространившегося опасного заболевания – атипичной пневмонии. Данный запрет достаточно сильно сказался на деятельности турфирм города, большинство, из которых только и «живут» тем, что отправляют туристов в КНР /14, с.45/.
Подводя итог, следует отметить, что туристский потенциал Дальнего Востока огромен, однако используется не на все 100 %. Основными причинами, тормозящими развитие туризма (въездного, внутреннего) являются: нестабильная политическая и экономическая ситуация в России, плохо развитая инфраструктура, отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма и т.д. Рассмотрев динамику турпоездок в Амурской области, становится очевидным, что турпоездки в Китай являются доминирующим направлением в предпочтениях жителей области, в силу невысокой стоимости путевок и высокого уровня обслуживания. Что касается организации въездного туризма, то турфирмы города Благовещенска ограничиваются небольшим количеством турмаршрутов, предлагаемых иностранным туристам.
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области
Перспективное развитие туризма во многом зависит от степени изученности рекреационного потенциала и последующего его вовлечения в туристскую деятельность. Здесь имеется в виду возможность использования отдельных объектов в туристских целях. Ряд их в настоящее время используются мало или практически не используются. Особое место занимают туристические объекты Благовещенска. Кроме использующихся в экскурсионных маршрутах памятников истории и культуры, улиц и исторических мест, музеев, церквей существует реальная возможность вовлечь в туристский оборот новые объекты, таких как ипподром с действующей конефермой. Данный объект может быть спортивно-развлекательным и стационарным, групповым и смешанным. Его вполне можно использовать в туристских целях и пополнения областного бюджета.
Следующим объектом повышенного туристического спроса может стать Первомайский парк. Развлекательный туристический объект может быть фестивальным, стационарным, детским и комбинированным.
Перспективным объектом в черте областного центра может стать музей амурского казачества, поскольку значение его в истории освоения края велико. Этот туристический объект можно использовать в таких видах туризма как познавательный и стационарный, групповой и индивидуальный, смешанный по возрасту.
В пригородной зоне Благовещенска находится урочище «Мухинское», ландшафтный памятник природы. На его территории располагается турбаза. Его можно использовать по таким разновидностям туризма как спортивно-оздоровительный, по форме участия – индивидуальный, групповой и семейный, по возрасту туристов – смешанный, по использованию транспортных средств – водный, пешеходный. Нужно отметить, что все перечисленные объекты требуют вложения капитала как отечественных, так и зарубежных инвесторов для усовершенствования и развития инфраструктуры.
Наряду с перечисленными туристическими объектами представляют интерес еще три заповедника и более 20 заказников, которые можно использовать для экологического туризма. Северным туристическим объектом в Амурской области является озеро Огорон, которое расположено между хребтами Соктахан и Джагды. В окрестностях озера богатая флора и фауна Верхнедепского заказника может стать базой для промыслового туризма. По целям данный объект выступает как оздоровительный, охотничий и экологический, по степени мобильности – стационарный, по возрасту – смешанный, по транспортным средствам – водный. Кроме того, в Амурской области имеется более 40 минеральных источников, заслуживающих внимание в качестве возможных туристических объектов. Воды благоприятны для лечения различных заболеваний. Безусловно, источники требуют значительных финансовых вложений /16, с.73/. Таким образом, уже краткий анализ туристических объектов позволяет сделать вывод о необходимости включения их как представляющих немалую значимость в соответствующий раздел Программы развития туризма в Амурской области. Подготовку технико-экономического обоснования на начальном этапе можно провести в виде конкурса проектов по развитию сферы туризма с реализацией в перспективе.
Концепция развития туризма, утвержденная постановлением губернатора Амурской области № 156 от 24.03.2005 г, имеет целью достижение его устойчивого развития в условиях рыночной экономики и определяет основные направления развития туристской отрасли на период с 2005 по 2007 год. Концепция направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на новом этапе развития области.
Туристско-рекреационный комплекс Амурской области нуждается в инвестиционном обеспечении. Для более грамотного привлечения средств необходима разработка инвестиционных проектов. Привлечение денежных средств положительно скажется на развитии въездного и внутреннего туризма, что приведет к увеличению отчислений в бюджет области. А благоприятный инвестиционный климат в свою очередь, способствовал бы более успешному развитию экономики в области. В первую очередь инвестиции необходимо привлекать в строительство туристских объектов города Благовещенска, например, музея динозавров.
В настоящее время инвестиции привлечены в строительство двух гостиниц в городе Благовещенске. Оба эти проекта инициированы и выполняются организациями нетуристского профиля.
Одним из главных факторов, сдерживающим инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Амурской области внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим субъектам получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях /14, с.41-45/. Перспективы привлечения туристов в область весьма обнадеживающие. При участии иностранного капитала индустрия туризма может стать существенным источником развития региона и повышения уровня жизни его населения.
3.3 Разработка детского т
уристско-экскурсионного маршрута
«Путешествие в сказку»
Для развития и поддержания въездного и внутреннего туризма туристская стратегия должна преследовать двойную цель:
С одной стороны, сохранять и укреплять, насколько это представиться возможным, уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Для этого можно создавать дополнительное предложение, которое бы реагировало на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта. Ориентация на сегмент рынка группового и экскурсионного туризма. При этом следует учитывать, что создание конкурентных преимуществ в сфере туризма связанно с первоначальной концентрацией усилий на приеме иностранных и состоятельных российских туристов, что может быть осуществлено только при условии создании принципиально нового по содержанию туристского предложения, отличающегося ярким индивидуальным образом.
С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, и который бы учитывал историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для данного региона не характерными. Ниже автор попытался разработать новый туристский продукт, который разнообразил бы обыденные и наскучившие предложения турфирм.
Туристско-экскурсионный маршрут (Благовещенск – Хабаровск – Благовещенск) представлен в Приложении Д. Разрабатываемый автором туристический продукт носит категорию экскурсионного туризма. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Маршрут рассчитан на 4 дня. Он разработан для туристов первой возрастной группы – детей 10-14 лет. Полученные в ходе обширных экскурсий знания расширят кругозор детей, обогатят их внутренний, духовный мир, повысят уровень интеллекта. Кроме того, данное путешествие с познавательными целями сочетается с целью отдыха, а автобусные экскурсии дадут туристам гораздо большую возможность познакомиться со всеми красотами и достопримечательностями города Хабаровска и его окрестностей. Маршрут рассчитан на группу из 20 человек, помимо руководителя и экскурсовода.
В стоимость тура входит:
проезд на поезде Благовещенск-Хабаровск-Благовещенск (плацкарт);
питание в поезде;
проживание в специализированной детской гостинице «Кварк»;
питание в кафе и ресторане города по программе;
вся экскурсионная программа – входные билеты;
комфортабельный автобус;
страховка.
Программа обслуживания
1день
Автобус с 15:30 до 18:30
15:00 – встреча на вокзале. Знакомство с экскурсоводом.
15:30 – обзорная экскурсия по городу «Хабаровск – центр Дальнего Востока» (площади Хабаровска, «три храма на трех сопках», вечный огонь, исторические улицы города, Хабаровский мост). Продолжительность – 2 часа.
17:30 – экскурсия в спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена». Продолжительность – 1 час.
18:30 – размещение в гостинице «Кварк». Гостиница рассчитана на 200 номеров (проживание в 2-х местных номерах).
19:00 – ужин в кафе-мини «Золотая Птичка».
20:00 – сбор в холле гостиницы (вечерняя программа: игры, конкурсы) продолжение
–PAGE_BREAK–
2 день
Автобус с 10:00 до 13:00
9:00 – завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка».
10:00 – экскурсия в Хабаровский Зоосад. Продолжительность – 1 час.
11:00 – экскурсия в Художественный музей. Продолжительность – 1 час.
12:00 – обед в кафе-мини «Золотая Птичка».
13:00 – посещение Хабаровского цирка (веселые клоуны, дрессированные животные, акробаты и жонглеры, развлекательная программа). Продолжительность – 2 часа.
15:00 – пешеходная экскурсия «Городские пруды». Самостоятельно добираемся до гостиницы. Продолжительность – 1,5 часа.
16:30 – просмотр кинофильма в кинотеатре Dolby Digital – 1,5 часа.
18:00 – ужин в кафе-мини «Золотая Птичка».
19:00 – сбор в холле гостиницы (развлекательная программа: конкурсы, игры и др.).
3 день
Автобус с 10:00 до 15:00
9:00 – завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка».
10:00 – загородная экскурсия в п. Сикачи-Алян (древние наскальные рисунки, великая река Амур, жизнь коренных народов). Продолжительность – 1,5 часа.
11:30 – посещение бассейна под открытым небом. Продолжительность – 1,5 час.
13:00 – обед в ресторане «Сянган».
14:00 – экскурсия в краеведческий музей имени Гродекова. Продолжительность – 1 час.
15:00 – экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха (конкурсы, игры и др.). Продолжительность – 2 часа.
17:00 – свободное время (посещение магазинов).
18:00 – ужин в кафе-мини «Золотая Птичка».
19:00 – сбор в холле гостиницы (игровая программа: викторина, розыгрыши).
4 день
Автобус с 10:00 до 17:00
9:00 – завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка».
10:00 – экскурсия в Реабилитационный центр диких животных (с. Кутузовка). Экскурсия по селу. Продолжительность – 3 часа.
13:00 – обед-пикник в Реабилитационном центре диких животных.
14:00 – возвращение в г. Хабаровск.
15:00 – посещение торгового центра «НК-СИТИ» (кафе-мороженое «Baskin’s Robbins», зал игровых автоматов, детская игровая площадка, миниаттракционы – все самое современное). Продолжительность – 2 часа.
17:00 – ужин в кафе-мини «Золотая Птичка».
18:00 – проводы группы на ж/д вокзале.
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование турпродукта
Метод калькулирования полной себестоимости турпродукта
Это система учета, в которой все затраты распределяются на все виды турпродукта. В основе лежит деление затрат по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.
Калькулирование предложенного автором тура представлено в Приложении Б.
Прямые затраты – затраты непосредственно связанные с производством и реализацией турпродукта. К ним относят:
Таблица 3 – Питание
Наименование
Стоимость на 1 чел. в день, руб.
Стоимость на группу в день, руб.
Количество
Общая стоимость, руб.
Завтрак
50
1050
3
3150
Обед
100
2100
3
6300
Ужин
70
1470
4
5880
Итого:
220
4620
–
15330
Сухой паек в поезде
100
2100
1
2100
Стоимость завтраков, обедов и ужинов на 1 чел. составит:
3× 50 руб.+3×100 руб.+4×70 руб.=730 руб.
Стоимость завтраков на группу составит:
50 руб.×21 чел.×3=3150 руб.
Стоимость обедов:
100 руб.×21 чел.×3=6300 руб.
Стоимость ужинов:
70 руб.×21 чел.×4=5880 руб.
Всего на питание требуется:
3150 руб.+6300 руб.+5880 руб.=15330 руб.
Плюс стоимость сухого пайка в поезде на 1 чел составляет 100 руб. Следовательно, на группу составляет:
100 руб.×21 чел.=2100 руб.
Проживание. Стоимость проживания рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, количества человек в группе, количества суток проживания. Данный тур предполагает проживание туристов в детской гостинице в течение 3-х суток. Стоимость двухместного номера – 700 руб. в сутки. На группу в 20 человек необходимо 10 номеров. Руководитель группы проживает в одноместном номере стоимостью 1000 руб. в сутки.
Стоимость проживания:
700 руб.×10номеров×3суток=21000 руб. (для детей)
1000руб.×1номер×3суток=3000 руб. (для руководителя)
Транспортное обслуживание. В статью «транспорт» включаются транспортные расходы: проезд до пункта пребывания (железная дорога, автобус).
Стоимость ж/д билета (плацкарт) на 1 чел. составляет 375 руб. (Благовещенск-Хабаровск) и 375+40 руб. (Хабаровск-Благовещенск). Бронирование детского ж/д билета составляет 25 руб. (туда-обратно=50 руб.), взрослого 50 руб. (туда-обратно=100 руб.). Стоимость постельного белья составляет 40 руб./чел. Тогда стоимость транспортного обслуживания группы составит:
(375руб.+415руб.)×21чел.+(50руб.×20чел.)+(100руб.×1чел.)+(40руб.×21чел.)=18530 руб.
Стоимость аренды автобуса составляет 400 руб./час. Экскурсионная программа и перевозка туристов занимает 18 часов. Стоимость аренды автобуса на 1 чел. в час составит:
400/21=19 руб.
Стоимость аренды автобуса на 1 чел. за 18 часов составит:
19 руб.×18 час=342 руб.
Стоимость аренды автобуса на 21 чел. в час составит:
19 руб.×21 чел.=399 руб.
Стоимость аренды автобуса на 18 часов составит:
18 час×399 руб.=7182 руб.
Экскурсионное обслуживание. Ввиду того, что туристический продукт носит категорию экскурсионного туризма программа обслуживания включает следующие экскурсии:
Таблица 4 – Экскурсии
Наименование
Стоимость на 1 чел, руб.
Стоимость на группу, руб.
1. Обзорная экскурсия по городу
60
1260
2. Экскурсия в спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена»
30
630
3. Экскурсия в Хабаровский зоосад
50
1050
4. Экскурсия в Художественный музей
40
840
5. Посещение Хабаровского цирка
150
3150
6. Пешеходная экскурсия «Городские пруды»
10
210
7. Просмотр кинофильма в кинотеатре Dolby Digital
70
1470
8. загородная экскурсия в п. Сикачи-Алян
50
1050
9. Посещение бассейна под открытым небом
30
630
10. Экскурсия в краеведческий музей имени Гродекова
25
525
11. Экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха
10
210
12. Экскурсия в Реабилитационный центр диких животных + экскурсия по селу
50
1050
Итого:
575
12075
посещение торгового центра «НК-СИТИ»
За свой счет
–
Общая стоимость экскурсий составит:
575 руб.×21 чел.=12075 руб.
Услуги по страхованию туристов. Данная услуга является обязательным элементом в статье прямых расходов, т.к. возрастная категория туристов – дети. Стоимость страховки на 1 чел. составляет 150 руб.
Соответственно стоимость страховки на группу составит:
150 руб.×21 чел.=3150 руб.
Заработная плата руководителю. По фиксированному тарифу турфирмы руководитель получает 130 руб. в день. Так как тур рассчитан на 4 дня, следовательно, руководитель получит заработную плату в размере 600 руб. (сюда уже включен ЕСН 14,2%, который составляет 74 руб.).
2. Косвенные затраты – затраты, связанные с обслуживанием производства, управлением предприятием и организацией продаж. Они связаны с формированием и реализацией турпродукта, но в момент формирования не могут быть отнесены на определенный вид турпродукта. Они составляют 10% от прямых затрат. Прямые затраты данного турпродукта составляют 4012 руб. на 1 чел., а на группу составляют 82967 руб. Косвенные затраты составляют 401,2 руб. на 1 чел., а на группу – 8296,7 руб.
3. Полная себестоимость турпродукта – это сумма прямых и косвенных затрат. Следовательно, полная себестоимость турпродукта составляет:
82967 руб.+8296,7 руб.=91263,7 руб.
4. НДС. Составляет 18% от полной себестоимости турпродукта:
91263,7 руб.×0,18=16427,466 руб.
5. Налог на пользователей автомобильных дорог. Составляет 1% от полной себестоимости турпродукта:
91263,7 руб.×0,01=912,637 руб.
6. Прибыль. Учитывается в стоимости тура путем умножения рентабельности (нормы прибыли) на полную себестоимость турпродукта. С учетом конкурентоспособности тура нормативная рентабельность составляет 10%. Сумма прибыли равна: 91263,7 руб.×0,1=9126,37 руб.
7. Продажная цена турпродукта. Определяется сложением полной себестоимости турпродукта, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог и прибыли туристской организации:
91263,7 руб.+16427,466 руб.+912,637 руб.+9126,37 руб.=117730,173 руб.
И, наконец, продажная цена турпродукта на 1 чел. составит:
117730,173 руб./20 чел.=5887 руб.
Метод калькулирования ограниченной себестоимости турпродукта («директ-костинг»)
Этот метод позволяет измерить себестоимость единицы турпродукта от объема реализации турпродукта.
При помощи метода «Директ-костинг» определим точку критического объема продаж турпродукта, при котором фирма не несет убытков, но и не получает прибыли. Как известно, важной особенностью этого метода является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом реализации услуг, затратами (себестоимостью турпродукта) и прибылью /9, с.275/. Для начала воспользуемся графическим способом, который позволяет наглядно показать точку безубыточности (Qкр) и пороговую выручку турфирмы (ПВ).
Введем условные обозначения:
N – выручка от реализации турпродукта (руб.);
Q – объем реализации (кол-во турпродукта);
Zconst– постоянные затраты;
Zvar– переменные затраты на весь объем реализованной продукции;
Z – полная себестоимость турпродукта (Zconst+Zvar);
Zсрvar– переменные затраты на единицу турпродукта;
R – прибыль от реализации турпродукта (R= N-Z);
P – цена турпродукта.
Таблица 5 – Постоянные затраты фирмы (Zconst)
Наименование
Показатели в месяц, руб.
1
2
1. Аренда офиса (20 м2)
4000
2. Заработная плата:
генерального директора
гл. бухгалтера
ЕСН (14,2%)
30000
15000
6390
3. Телефонная связь
Интернет
190
500
4. Электроэнергия
200
5. Расходы на рекламу
500
6. Канцелярские товары
500
7. Амортизационные отчисления:
2 компьютера
2 стола
492
Итого:
57772
Исходя из приведенных в таблице данных следует:
Аренда 1 м2 помещения в месяц стоит 200 руб. Соответственно аренда 20 м2 стоит 4000 руб. Основные фонды представлены в Таблице 6:
Таблица 6 – Основные фонды турфирмы
Наименование
Первоначальная стоимость, в руб.
Срок эксплуатации, лет
2 компьютера
50000
10
2 стола
9000
10
Итого:
59000
–
Следовательно, амортизационные отчисления составят:
АО = Пс×Nаг;
Nаг = 1/n, где n – кол-во лет;
Nаг = 1/10=0,1;
АО = 59000 руб.×0,1=5900 руб.
Naм = АО/12 мес.
Nам = 5900 руб./12 мес. = 492 руб.
Таким образом, на основе построенного графика, который представлен в Приложении В, можно сделать вывод о том, что для покрытия понесенных турфирмой затрат ей необходимо организовать продажу не менее 30 путевок. Пороговая выручка (которая позволит покрыть все затраты фирмы, но при этом не понести убытки) составит около 180000 руб. Соответственно при продаже более 30 путевок турфирма уже будет получать дополнительную прибыль. При реализации менее 30 путевок – нести убытки. График это наглядно показывает.
Основное отличие калькуляции затрат и себестоимости продукции или услуг на основе метода «директ-костинг» от калькуляции по методу полного распределения затрат заключается в том, что при калькуляции по методу «директ-костинг» в издержки предприятия на единицу произведенных и оказанных услуг включаются только переменные затраты, а суммарный объем постоянных затрат рассматривается как не зависящий от объема оказанных услуг /3, с.32/.
Экономико-математический анализ безубыточности
При экономическом расчете по обоснованию эффективности производства туристских услуг необходимо оценить конечный результат деятельности фирмы: маржинальный доход (М) и прибыль (П), получаемые компанией.
Таблица 7 – Построение отчетов о доходах
№ п/п
Наименование показателей
Значение, в руб.
1
2
3
4
5
Выручка от реализации услуг
Переменные затраты
Маржинальный доход
Постоянные затраты
Прибыль
N=5887
Zvar=4012
M=N-Zvar=1875
Zconst=57772
П=M-Zconst=-55897
продолжение
–PAGE_BREAK–
Исходя из данных таблицы следует вывод, что реализуя 1 путевку турфирма не получает прибыли, т.к. не покрывает свои постоянные затраты. Для вычисления критического объема продаж турпродукта используют следующую формулу /11, с. 613/:
/>; (1)
/>
Итак, для того, чтобы фирме покрыть понесенные затраты, необходимо продать 31 путевку. А для того, чтобы турфирма стала получать прибыль ей нужно организовывать продажу более 31 путевки в месяц.
Для вычисления пороговой выручки турпродукта используют формулу:
ПВ=Qкр × P; (2)
ПВ=30,8×5887 руб.=181319,6 руб.
Таким образом, каждая последующая проданная путевка (32-я, 33-я и т.д.) принесет турфирме прибыль в размере маржинального дохода (разница между ценой реализации турпродукта и переменными затратами на 1 турпродукта) на 1 турпродукта.
Итак, данный турпродукт будет востребован и потребляем. Как видно из проведенных расчетов цена турпродукта приемлема для людей со средним уровнем доходов и включает все указанные услуги и все расходы, а потребительские свойства его будут соответствовать потребностям туристов в новизне и аттрактивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объем въездного туризма в Амурскую область за последние годы существенно вырос. Это подтверждают исследования, и данные статистических служб. Но наивно было бы считать этот рост тенденцией, да еще стабильной. Одна из причин – несоответствие и несовершенство материально-технической базы области утвержденным стандартам. Туристско-рекреационный комплекс Амурской области нуждается в инвестиционном обеспечении. Для более грамотного привлечения средств необходима разработка инвестиционных проектов. Привлечение денежных средств положительно скажется на развитии въездного и внутреннего туризма, что приведет к увеличению отчислений в бюджет области. А благоприятный инвестиционный климат в свою очередь, способствовал бы более успешному развитию экономики в области. В первую очередь инвестиции необходимо привлекать в строительство туристских объектов города Благовещенска.
Одним из главных факторов, сдерживающим инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Амурской области внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим субъектам получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях.
Достаточно взглянуть на карту нашей области, чтобы понять, что ее туристские ресурсы неисчерпаемы. Однако жители области, выезжающие в зарубежные туры, не догадываются, что сравнительно те же удовольствия, которые они ищут за рубежом, можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах курортов. У нас уникальные возможности для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма.
Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована слабо. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.
Причины этого хорошо известны. Выездной туризм приносит российским туристским компаниям куда большую прибыль, чем въездной. Все большей популярностью у жителей Амурской области пользуются страны Скандинавии, Европы, Таиланд, Турция, Египет. Поэтому большинство турфирм ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма, как наиболее прибыльного. Как утверждают сами турфирмы, показывать жителям Россию нерентабельно.
Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании граждан о туристских приоритетах собственной страны, региона, области могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм.
По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время составляет бизнес-туризм, т. е. иностранцы едут в нашу страну главным образом с деловыми целями, а не за достопримечательностями или здоровьем. Следовательно, въездной туризм нуждается в переориентации: его основу, как и в других странах с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, путешествия, круизы и т. п.
Вывод туризма из состояния кризиса требует развития материально-технической базы, подготовки высококвалифицированных кадров для сферы туризма. Люди, работающие с туристами из-за рубежа, должны иметь соответствующее образование и специальную подготовку – быть профессионалами /6, с.260/.
В целях рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма в России требуются:
подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;
участие организаций в проведении международных туристских выставок;
проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями и т.д;
Чтобы добиться роста въездного туризма в России, необходимо обеспечить соответствующий уровень качества услуг, отвечающий мировым стандартам, и сделать российский туризм конкурентоспособным.
Для развития и поддержания въездного и внутреннего туризма туристская стратегия должна преследовать двойную цель:
С одной стороны, сохранять и укреплять, насколько это представиться возможным, уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Для этого можно создавать дополнительное предложение, которое бы реагировало на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта, или же может быть осуществлено только при условии создания принципиально нового по содержанию туристского предложения, отличающегося ярким индивидуальным образом.
С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении, и который бы учитывал историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для данного региона не характерными, что и попытался автор данной курсовой работы сделать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Александрова А.Ю.Международный туризм/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.
2 Биржаков М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2004. – 448 с.
3 Гайдаров К.А. Директ-костинг. Оптимальный метод определения себестоимости турпродукта // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1999. — №2. – С.30-33.
4 Гуляев В.Г.Туризм: экономика и социальное развитие/ В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
5 Дементьев С.А. Особенности национального турпродукта // Турбизнес. – 2005. — №12. – С. 30-31.
6 Здоров А.Б. Экономика туризма/ А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
7 Зорин И.В. Туристский бизнес и гостиничное хозяйство/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.
8 Ильина Е.Н.Туроперейтинг: организация деятельности/ Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
9 Карпова Г.А. Экономика современного туризма/ Г.А. Карпова. – СПб.: Герда, 1998. – 412 с.
10 Квартальнов В.А.Туризм как вид деятельности/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
11 Квартальнов В.А.Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
12 О деятельности турфирм Амурской области/ Статистический сборник. – Благовещенск, 2003. – 50 с.
13 Папирян А.Г.Международные экономические отношения. Экономика туризма/ А.Г. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 234 с.
14 Приграничное сотрудничество Амурской области с Китаем/ Амурстат, 2005, 53 с.
15 Сенин В.С.Организация международного туризма/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 242 с.
16 Соколенко Т.В. Возможности использования туристического потенциала для развития иностранного туризма в Амурской области // Вестник Амурского государственного университета. Серия естественных и экономических наук. – 2001. — №13. – С. 73-74.
17 Туризм в Амурской области/Амуроблкомстат. – Благовещенск, 2003. – 39 с.
18 Хвилер Я.Э. Выезд граждан РФ за рубеж и въезд в РФ зарубежных туристов в 2004 г. // Турбизнес. – 2005. — №5. – С.84-85.
19 Чудновский А.Д. Менеджмент туризма/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Распределение оборота туристского продукта и численности туристов по видам туризма в 2004 году.
Общее число проданных путевок, единиц
Общая стоимость проданных путевок, тыс. руб.
Число обслуженных туристов, человек
В % к итогу
оборот
число туристов
Всего
84299
93254,7
106260
100
100
в том числе:
внутренний туризм (туры по России, проданные гражданам России)
2463
21550,0
3088
23,1
2,9
въездной туризм (туры по России, проданные иностранным гражданам)
39723
15613,2
48652
16,8
45,8
продолжение
–PAGE_BREAK–
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Калькуляция тура
«Путешествие в сказку» на группу 20+1 чел. на 4 дня.
Наименование статей
Показатели, %
Показатели на 1 чел, руб.
Показатели на группу, руб.
1. Прямые затраты
питание
+сухой паек в поезде
730
100
15330
2100
проживание:
2-х местный номер
1-местный номер
1050
150
21000
3000
транспорт:
ж/д билеты (плацкарт)
бронирование билетов:
детский
взрослый
постельное белье
аренда автобуса
790
50
5
40
342
16590
1000
100
840
7182
экскурсии
575
12075
страхование
150
3150
зарплата руководителя
30
600
Итого:
4012
82967
2. Косвенные затраты
10
401,2
8296,7
3. Полная себестоимость турпродукта
–
91263,7
4. НДС
18
–
16427,466
5. Налог на пользователей автомобильных дорог
1
–
912,637
6. Прибыль
10
–
9126,37
7. Продажная цена турпродукта
5887
117730,173
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Краткое описание маршрута
Дата
Время
Мероприятия
Примечание
1
2
3
4
1.06
15:00
Встреча группы на вокзале г. Хабаровска
Знакомство с экскурсоводом
15:30
Обзорная экскурсия по городу «Хабаровск – центр Дальнего Востока »
Посещение площадей Хабаровска, «три храм на трех сопках», вечный огонь, исторические улицы города
17:30
Экскурсия в спортивно-зрелищный комплекс «Платинум Арена»
18:30
Размещение в гостинице «Кварк»
Специализированная детская гостиница. Рассчитана на 200 номеров (проживание в 2-х местных номерах)
19:00
Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»
Вкусные и питательные блюда, специально разработанное меню для поддержания здоровья детей
20:00
Сбор в холле гостиницы
Вечерняя программа: игры, конкурсы и др.
2.06
9:00
Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»
10:00
Экскурсия в Хабаровский Зоосад
11:00
Экскурсия в Художественный музей
12:00
Обед в кафе-мини «Золотая Птичка»
13:00
Посещение Хабаровского цирка
Веселые клоуны, дрессированные животные, акробаты и жонглеры и многое другое.
15:00
Пешеходная экскурсия «Городские пруды»
Самостоятельно добираемся до гостиницы.
16:00
Просмотр кинофильма в кинотеатра Dolby Digital
18:00
Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»
19:00
Сбор в холле гостиницы
Развлекательная программа: конкурсы, игры и др.
Продолжение таблицы
1
2
3
4
3.06
9:00
Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»
10:00
Загородная экскурсия в п. Сикачи-Алян
Река Амур – главная достопримечательность края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических, туристских объектов. Это один из ярких и увлекательных маршрутов, знакомящих не только с природой, но историей, культурой и традициями малочисленных народов, населяющих берега Амура. Древние наскальные рисунки.
11:30
посещение бассейна под открытым небом
Купание.
13:00
Обед в ресторане «Сянган»
14:00
экскурсия в краеведческий музей имени Гродекова
15:00
Экскурсионная программа в Городском парке культуры и отдыха
Экскурсия, конкурсы, игры и др.
17:00
Свободное время
Посещение магазинов.
18:00
Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»
19:00
Сбор в холле гостиницы
Игровая программа: викторина, розыгрыши.
4.06
9:00
Завтрак в кафе-мини «Золотая Птичка»
10:00
Экскурсия в Реабилитационный центр диких животных
с. Кутузовка. Экскурсия по селу
13:00
Обед-пикник в Реабилитационном центре диких животных
14:00
Возвращение в г. Хабаровск
15:00
Посещение торгового центра «НК-СИТИ»
Кафе-мороженое «Baskin’s Robbins», зал игровых автоматов, детская игровая площадка, миниаттракционы
17:00
Ужин в кафе-мини «Золотая Птичка»
18:00
проводы группы на ж/д вокзале
Отбытие в г. Благовещенск
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Вид туристско-экскурсионного маршрута «Путешествие в сказку»
/>
Рисунок 3 – Радиальный маршрут