Состояние автомобильного рынка в России на 2006 год

1. Состояние автопрома на 2006 год
В течение десяти ближайших летроссийский автомобильный рынок станет в мире одним из самых динамичных в планероста. К такому выводу пришли немецкие маркетологи в своем исследовании«Будущее автомобильной промышленности в России», которое подготовилисовместно мюнхенская компания Roland Berger Strategy Consultants, Восточныйкомитет германской экономики и Союз автомобильной индустрии Германии.
Согласно данным исследования, которые приводит издание «Времяновостей», количество новых автомобилей в России до 2014 года будетежегодно возрастать на 6%. При этом импорт новых автомобилей в Россиюувеличится до 700 тыс. с 300 тыс. в 2004 году, а собранных в России иномарок — до 800 тыс. со 100 тыс. за тот же период. Эти тенденции уже сейчас являютсяпричиной того, что 43% иностранных поставщиков комплектующих деталей и узловдля автомобилей планируют расширить свое присутствие в России.
Между тем отечественные эксперты менее оптимистичны. Они утверждают, что внастоящее время российский автопром переживает глубочайший кризис. По даннымФедеральной службы государственной статистики (Росстат), в первом полугодии 2005 г. практически всепроизводители отечественных легковых автомобилей выпустили продукции меньше,чем в первом полугодии 2004 г.Общее снижение производства составило 6,5% и, по прогнозам экспертов, будетпадать дальше.
Основными причинами снижения выпуска машин стали простои российских автозаводовв январе и экспансия иномарок, главным образом импортных. Дело в том, что спросв нашей стране слишком быстро сдвигается в сторону автомобилей иностранныхмарок, и предпосылок для наращивания производства у отечественных автозаводовпочти нет. Вместе с тем понятно, что резко производство российских машин неупадет. Разница в цене между российскими и иностранными автомобилями станет темфактором, который не даст нашему автопрому умереть.
В этой ситуации Министерство промышленности и энергетики РФ утвердило планмероприятий по реализации поддержанной правительством концепции развитияотечественного автопрома на ближайшие три года. Задача фантастическая – вывестисделанные в России машины на мировой рынок. Правда, речь пойдет, скорее, опроизведенных на наших заводах иномарках. Власти решили, с одной стороны,пошире открыть двери для иностранных производителей, с другой –простимулировать своих. Одной из самых главных составляющих нового плана станетснижение ввозных пошлин на иностранные комплектующие.
2. Статистика рынка продаж за 2005 год
       Вминувшем году объем продаж легковых автомобилей в европейских странах (включаяновых членов ЕС) снизился по сравнению с 2004 годом на 0,7% и составил 15 223тысячи. При этом самым провальным месяцем оказался декабрь – снижение на 3,9%.Тем не менее в целом очень неплохо шли дела у японцев (за исключением «Мазды» и«Ниссана») и корейцев, а также американцев и немцев. Не слишком удачнозавершился год для французов (у PSA падение 2,5%, у «Рено» – 4,7%), не порадовал своихакционеров итальянский ФИАТ (-10,2%) и совсем оплошал британский «MG Ровер»(-58,3%).
        Наэтом фоне более чем впечатляющими выглядят итоговые данные по России, где в2005 году продано 1 450 тысяч новых легковых автомобилей – на 11% больше, чем в2004 году (1 294 тысячи). Почти половина – 49,7% проданных машин пришлась намарку «Лада». Непосредственно АВТОВАЗ в 2005-м реализовал 648 тысяч.
        Объемыпродаж других российских марок существенно снизились. Суммарный объем продажавтомобилей ИЖ, «Ока», «Волга» и УАЗ едва превысил 100 тысяч – этопримерно на 42% меньше, чем в 2004-м. Их доля рынка сократилась за год с 13,9до 7% – вдвое. В 2005 году прекратил производство собственных моделей «ИжАвто».С лета 2006-го заканчивается выпуск «Оки» в Набережных Челнах, еще через парулет может уйти и «Волга». Из традиционных российских легковых марок останутся,видимо, лишь «Лада» да сменивший имя на иностранное UAZ.
  В то же время новых иномарокв прошлом году в России продано более 610 тысяч штук, при том, что каждаячетвертая произведена у нас в стране. Лидирует южно-корейская «Хёндэ» (87,5 тыс.) с ростом объемовпродаж более 70%. Кстати, могло быть еще больше, если бы не подвели поставщикимашинокомплектов: осенью, как мы не раз сообщали, поставки «акцентов» и «сонат»из Кореи на Таганрогский автозавод шли с большими задержками.
 Второе место благодаря СП«Джи-Эм-АВТОВАЗ» и успеху корейских моделей, продаваемых теперь подамериканской маркой, занял бренд «Шевроле»(66,5 тыс. шт.). Отметим, однако, что некоторое падение интереса к«Шевроле-Ниве» потребовало корректировать планы ее выпуска в сторону снижения.СП в Тольятти выпустило в 2005 году 51,8 тыс. автомобилей (против 57,7 тыс. в2004-м), а продало и вовсе 46,2 тыс. штук.
  Третью позицию занимает «Тойота» – 60,6 тысячи (если считатьвместе с «Лексусом» – 66 тыс.). Далее «Форд»(60,6 тыс. шт.), «Мицубиси»(55,1 тыс. шт.), «УзДэу» (48,6 тыс. шт.), «Ниссан» (46,5 тыс. шт.), «Рено» (29,2 тыс. шт.), КИА (24,7 тыс. шт.) и «Мазда» (21,1 тыс. шт.).        
 Эксперты оценивают российскийавтомобильный рынок как один из самых быстроразвивающихся ныне. В 2005 году, поданным аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне потратили напокупку автомобилей 18,3 млрд. евро (на 22% больше, чем в 2004-м). Рост продажв первую очередь связывают с развитием потребительского кредитования. Понекоторым оценкам, за 2005 год банки выдали в стране автокредиты не менее чемна 4–4,5 млрд. евро. Тем не менее рынок еще далек от насыщения. По статистике, натысячу россиян приходится примерно 160 автомобилей. В европейских странах этотпоказатель в 2–3 раза больше.
Прогнозы на новый год у разныхэкспертов, естественно, различаются, но кое в чем все сходятся. Так, более чемвероятно, что в 2006 году сравняется число проданных новых иностранных и новыхотечественных автомобилей, причем первых прирастет почти на 50% (до 840–850тыс. штук), а вторых еще больше сократится. Уменьшится и доля подержанныхиномарок, причем резко – с 400 до 300 тыс. В первую очередь за счет того, чтобудет больше предложений в секторе недорогих иномарок российской сборки, а вовторую – благодаря росту собственного вторичного рынка.
 Российское производствоиностранных автомобилей вырастет почти в два раза (со 110 тыс. в 2005-м до205–210 тыс. в 2006-м). Как минимум, три бренда – «Хёндэ», «Шевроле» и «Форд» – сумеют, видимо, преодолетьпланку в 100 тыс. проданных за год автомобилей. Начнем с того, что, несмотря нанеудержимую инфляцию (+12%) и сокращение численности населения, автопаркстраны, как и в предыдущие годы, продолжает расти. На 1 января 2005 года онсоставлял 24 208 019 легковых автомобилей, а на 1 января 2006-го – уже 25 569713. Таким образом, рост 1 361 694 (+5,6%). Это несколько меньше, чем годомраньше (+7,1%), но в любом случае в Европе по темпам роста у нас конкурентовнет! Пока сбываются прогнозы, по которым к концу первого десятилетия ХХI века вРоссии будет 30–33 млн. легковых автомобилей. Но не станем забегать так далеко,а посмотрим, на чем ездим сегодня.
3. Состояние автомобильного парка страны
Сегодня приходится констатировать:основу нашего автопарка составляют морально и физически устаревшие автомобили,в первую очередь из «классического» семейства АВТОВАЗа. На учете состоит 7713тысяч прямых наследников «копейки» (30% парка). А вот на второе место впервыевышли иномарки – их уже 5507 тыс. (без пресловутых «запорожцев»), или 21,5%парка. На третьем представители семейства «Самара» – их 2646 тыс. (10,3%).Далее идут «волги» – 1602 тыс. (6,3%), рядом с которыми заднеприводные«москвичи» «восьмой», «двенадцатой» и «сороковой» моделей – 1,6 млн. (те же6,3%). Замыкают список «миллионеров» современные «лады» – «десятки», которых1293 тыс. (5,1%).
 Не радует российский парк и своимвозрастом. Только 21,7% всех легковушек младше 5 лет, 27,7% – в возрасте от 5до10 лет, а 50,6% – старше 10 лет. Это в среднем. Во многих регионах цифры ещеболее удручающие. Скажем, в Смоленской области 70,7% легковых автомобилейстарше 10 лет, а в самой западной и самой продвинутой Калининградской области –и вовсе 80,8% (!). Впрочем, абсолютный рекордсмен тут Магаданская область –90,4% очень старых машин. Правда, здесь и парк невелик – менее 40 тыс. легковыхавтомобилей. Самый же молодой парк – в Москве, Ханты-Мансийском АО иТатарстане, где очень старых машин менее 30%.
Иномарок больше всего в Приморском крае(83%), Сахалинской (82,4%) и Калининградской областях (81%), что неудивительно,а в Ульяновской области их всего-навсего 3,6% (в среднем по стране, напомню,21,5%).
        
        Автопаркстолицы начал бурно расти еще в 1994 году и с тех пор неудержимо набирает новыетысячи. Введенный тогда автомобильный код района регистрации «77» закончился занеполные четыре года, и уже в 1998-м его вынужденно дополнили кодом «99». Затемиспользовали «97» из так называемых резервных номеров, а когда всевозможныекомбинации с ним исчерпали, новые столичные автомобили стали украшать кодом«177». Насколько хватит? Видимо, ненадолго, потому что в конце прошлого года,по словам начальника Главного управления внутренних дел Москвы ВладимираПронина, был зарегистрирован трехмиллионный автомобиль! Всего же на 1 января2006 года в Москве на учете состояло 3 096 661 легковой автомобиль. Такимобразом, за 2005 год парк вырос на 220,5 тыс. машин (+7,7%). В 2004-м ростстоличного автопарка составил рекордные 18%!
По-прежнему пресловутые «запорожцы» напочетном пятом месте в рейтинге популярности марок: ЗАЗ занимает 3,5% всего автопарка и,похоже, позиции сдавать пока не собирается. Количество состоящих на учете«москвичей» пошло на убыль – за год на 5 тыс.
        Вцелом в первой десятке марок-лидеров, можно сказать, без перемен. ЛидируетАВТОВАЗ – его модели занимают 38% столичного автопарка, но всего за год «секторВАЗа» сжался на 2,7% – очередной тревожный сигнал для крупнейшего нашегоавтопроизводителя. Сжался и «сектор ГАЗа», хотя и занимает пока Горьковскийавтозавод второе место. Первый среди «иностранцев» – «Фольксваген» – прочно (уже которыйгод!) обосновался на 4-м месте, серьезно опередив общероссийского лидера средииномарок – японскую «Тойоту» (в Москве она шестая). Но представители Странывосходящего солнца активно догоняют: всего за год общее количество «тойот» вМоскве выросло сразу на 24% (+20 тыс.), в первой десятке появились «Ниссан» и «Мицубиси» (они занимают по 2,6%парка), вытеснив оттуда «немцев» – «Ауди»и «Опель».
        Автопаркстолицы – один из самых интернациональных в России. Все вместе «иностранцы»занимают 45% его объема (если не считать «запорожцы», то ненамного меньше –41,5%). Сравним: средняя цифра по стране пока лишь 21,5% (без доли ЗАЗ).Выходит, Москва действительно становится городом-космополитом. В самой дорогойстолице мира (недавно она получила этот сомнительный титул) активноувеличивается парк дорогих лимузинов – в первую очередь «мерседесов» (+5,6тыс.) и БМВ (+2,6 тыс.). Почти вдвоевыросло число роскошных «бентли» (с 229 штук до 416, хотя и некорректно считатьпроизведения искусства на колесах в «штуках»). Больше стало «феррари» (было 82,стало 126), «мазерати» (83 и 122), «ламборгини» (32 и 44)… Скоро уже с натяжкойможно будет называть эти автомобили эксклюзивными – столько их развелось настоличных дорогах!
  Какие же марки выбираютмосквичи, собираясь в салон за новым автомобилем? Впереди – АВТОВАЗ, «Хёндай»,«Форд», ГАЗ и «Мицубиси», но не менеепоказательно сравнить свежие данные с прошлогодними.
Всего за год число новых автомобилей (дотрех лет) увеличилось с 17 до 25%! И это, наверное, самый отрадный показатель.В среднем по России он куда ниже (точные данные мы получим чуть позже).
4. Отечественные производители
4.1. ОАО АвтоВАЗ
В канун Нового 2005 года внеочередноесобрание акционеров АО «АВТОВАЗ» приняло решение, можно сказать, о полномобновлении совета директоров. Шесть из двенадцати его членов – представителигосударственных структур. Новым президентом – генеральным директором назначенруководитель департамента ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь Есиповский, а председателемсовета директоров избран замгендиректора того же «Рособоронэкспорта» ВладимирАртяков. ывший гигант социалистической индустрии снова переходит под контрольгосударства.
        В.Артяковсообщил об очень важном – и в будущем «автозавод не откажется от концепциипроизводства недорогих отечественных автомобилей». А руководитель Роспрома ичлен совета директоров АВТОВАЗа Б.Алешин пообещал, что автоконцерн, перешедшийпод контроль государства, может рассчитывать на государственные субсидии. Даженазвал предполагаемую сумму – 5 млрд. долл. до 2010 года.
        Всеэто, конечно, крайне необходимо крупнейшему нашему производителю. Ежегодно онтеряет по 5–7% отечественного авторынка – россияне все чаще делают выбор впользу недорогих иномарок, в том числе собранных в России. К тому же «лады» посамым разным причинам (как объективным, так и субъективным) дорожают – запрошлый год, к примеру, на 11%. Впереди нашего автогиганта, похоже, ожидалитяжелые времена. Так что появление нового собственника, который собираетсяинвестировать огромные суммы, – новость для АВТОВАЗа радостная.
  Первые месяцы уже даютрезультаты. В январе–апреле 2006 года производство автомобилей увеличилось на1,6% (по сравнению с тем же периодом прошлого года), продажи на внутреннемрынке выросли на 7,9%. За первый квартал чистая прибыль увеличилась на 83%. Иеще: с начала года сумма потерь, недостач и хищений уменьшилась на 216 млн.рублей! Но это – только начало.
Совет директоров утвердил новыйперспективный план развития производства на АВТОВАЗе. Он предусматриваетпостепенный уход с рынка автомобилей «классического» семейства, семейств«Лада-110» и «Лада-Самара», увеличение объемов производства «Лады-Калина» до300 000 шт. в год, разработку и постановку на производство новых моделей классовB, C с 2009 года, а также автомобилей класса D и вседорожников с 2011 года. Вцелом суммарные объемы производства АВТОВАЗа к 2012 году могут достичь 1,3миллиона автомобилей в год. Общий объем капитальных вложений на обновлениемодельного ряда и силовых агрегатов составит около 4,5 млрд. долларов. Сейчас вНТЦ уже активно работают над новым перспективным автомобилем класса С.
  – В мае уже провеликрэш-тест, который подтвердил наши расчеты и убедил, что движемся в правильномнаправлении, – рассказал генеральный директор АВТОВАЗа Игорь Есиповский. –Сейчас идет не только работа над новой платформой, но и формируется вся базакомплектующих, которые на эту платформу «навесим». Процесс этот в нашей странесложный, тяжелый, требующий детального изучения всех настоящих и перспективныхпартнеров с позиций качества, наличия современных технологий, а такжевозможности их работать стабильно в больших объемах.
Сегодня перед АВТОВАЗом немалонерешенных пока проблем; главная из них – нехватка современных двигателей.
– Из-за этого мы не можем полностьюудовлетворить рыночный спрос на автомобили «Лада», – объясняет председательсовета директоров В.Артяков. – Но уже определились с концепцией развитиясилового агрегата. Необходима как модернизация действующего производства, так истроительство новых мощностей. Это позволит обеспечить современными силовымиагрегатами производство новых автомобилей класса С и увеличить выпуск нынешнихсерийных моделей. У нас есть собственные разработки двигателя и коробкипередач, получено положительное заключение на них таких фирм, как AVL, FederalMogul, Porsche. Ориентируемся нато, что эти агрегаты будут собственными, но доработку их до требуемого уровнястанем осуществлять в кооперации с мировыми производителями.
 – Главная наша задача – как разостаться в той же ценовой нише «до 10 тыс. долларов», – считает ВладимирАртяков. – Хотя, конечно, мы будем выпускать и автомобили более продвинутые,заряженные, обладающие современными функциями, и они будут стоить гораздодороже. Впрочем, и сегодня есть варианты автомобилей «десятого» семейства,спортивные версии, которые стоят 12–14 тыс. долл. И у них есть свой покупатель.Но мы говорим о базовой модели, рассчитанной на массового российского потребителя.То, что она будет отличаться от предыдущих качеством, в этом я уверен.
4.2. Северсталь-Авто
Является на сегодня самой успешной иприбыльной компанией среди отечественных производителей (журнал РБК).
  В 200 году металлургическийгигант «Северсталь» приобрел акции сначала Ульяновского автозавода, а затем ещеи Заволжского моторного. Весной 2002 года эти акции были переданы в уставныйкапитал дочерней компании «Северсталь-Авто». Она стала для двух заводовуправляющей, ей сейчас принадлежит 66% уставного капитала УАЗа и 75% ЗМЗ. Врезультате ЗМЗ удалось вывести на безубыточную работу, а на УАЗе выпуститьновые модели – «Хантер» и «Патриот» (правда, завод покаостается убыточным). Этого металлургам оказалось мало, и в июне 2005-го«Северсталь-Авто» купил 99,6% акций ОАО «ЗМА» (бывший завод малолитражныхавтомобилей КамАЗа, где собирали львиную долю ВАЗ-1111 «Ока»). Производственнаяплощадка в Набережных Челнах была выбрана «как наиболее эффективное решение сточки зрения инвестиционных затрат», и в конце того же года с местногоконвейера сошли первые лицензионные вседорожники «Саньён-Рекстон». Этим, какизвестно, дело не кончилось. С начала 2007-го на мощностях ЗМА разворачиваетсяпроизводство двух моделей ФИАТа.
Первая – это «Албеа»: четырехдверный седан сдвигателем 1,4 литра (76 л.с.)и механической коробкой передач, вторая «Палио» – пятидверный хэтчбек стеми же двигателем и коробкой. Несколько лет назад его продвигали на нашемрынке, но не слишком успешно. С тех пор автомобиль пережил фейслифтинг подруководством маэстро Джуджаро.
По мнению руководителей «Северсталь-Авто»,обе машины «попадают в самый динамично растущий сегмент В автомобильного рынкаи имеют все шансы побороться за его заметную долю». Помимо этих моделей, наконвейер, видимо, встанет и грузопассажирский фургон «ФИАТ-Добло». Общий объеминвестиций в организацию здесь производства 30–40 тыс. автомобилей ФИАТ в год«Северсталь» оценивает в 17,9 млн. долл.
 – Главная причина – у них естьуспешный опыт организации сборочных проектов в третьих странах, – объясняетглава «Северсталь-Авто» Вадим Швецов. – Таких компаний в мире не так уж много.Кроме того, нужно было предложить для России современный, качественный инедорогой продукт. Словом, так мы с ФИАТом и пришли друг к другу – он тожеискал партнера у нас в стране.
 При этом россиян не останавливаетто, что итальянский автопроизводитель находится в очень непростом экономическомположении.
 – Наш бизнес построен так, что мыработаем не напрямую с компанией ФИАТ, а с ее очень успешным турецким СП –одним из самых сильных предприятий в своей стране, – говорит В.Швецов. – Именноэта фирма и будет организовывать для нас поставки.
 Одна из таких довольно успешныхмоделей – «Гранде Пунто» была представлена на прошедшей недавно в Москвеитальянской выставке «Миф и скорость». но и цена «недетская» – от 14 999 долл.Кроме того, «Северсталь-Авто» собирается продавать по прямому импорту еще семьмоделей концерна – Panda, Albea, Idea, Stilo, Croma, Doblo и Ducato. Цена на самую«бюджетную» Albea (1,4 л, 76 л.с.) начинается с 11 999долл.
        Заэто время для многих забытый у нас бренд ФИАТ должен получить мощный импульс: вближайшие три года в продвижение этой марки в России «Северсталь-Авто»собирается вложить 12 млн. долл., чтобы, как сказано, «увеличить лояльность кнему потребителей». Но главный козырь в борьбе за покупателя – невысокая ценаза достаточно привлекательный автомобиль: планируется базовый «Палио» российской сборки продаватьпо цене 9,5 тыс. долл., а седан «Албеа»(на него – главная ставка!) – от 10 тыс.
В цехе, где раньше собиралиспецавтомобили на базе «уазиков», большие перемены. Теперь здесь – производствояпонских грузовых автомобилей «Исудзу»! Пока собирают только одну модель – Isuzu NQR71P грузоподъемностью 5 тонн,и планы на этот год не слишком впечатляют: всего 508 автомобилей. Точнее,шасси, на которых заказчик смонтирует то, что ему нужно: фургон, самосвал,рефрижератор… Но это – только начало; в планах «Северсталь-Авто» года через тринарастить выпуск до 6 тыс. машин в год (двух моделей). А попутно открупноузловой сборки перейти к полному циклу, включающему сварку, окраску исборку кабин. Плюс – освоить изготовление навесного оборудования.        Продажи модели в Россиистартуют 1 сентября этого года; цена шасси – от 868 000 рублей.
 Уже в будущем году«Северсталь-Авто» планирует наладить собственное производство фургонов ирефрижераторов, а затем и различных спецавтомобилей – эвакуаторов, бортовыхплатформ с краном-манипулятором, мусоровозов, самосвалов и т.д. Прогнозируют,что спрос на подобную технику в России в ближайшее время будет расти. Если так,у этого проекта хорошие перспективы.
 Особое внимание «Северсталь-Авто»собирается уделить развитию дилерской сети «Исудзу» в России. К осени этогогода в 9 городах России откроется 12 специализированных дилерских центров попродаже и техническому обслуживанию. Видимо, почти везде они будут располагатьсярядом с салонами других марок, предлагаемых «Северсталь-Авто»: ФИАТ, «Саньён»и… UAZ Patriot. Да-да,новая модель Ульяновского автозавода позиционируется как отдельный бренд идолжна продаваться вместе только с настоящими иномарками!
4.3. Группа ГАЗ
«РусПромАвто» создало компаниюпо управлению активами, переданными в ОАО «ГАЗ». Новая компания будетназываться ООО «УК „Руспромавто“.
Холдинг»РусПромАвто” планирует к 2010г. увеличить выручку в 2 раза — до 5млрд долл., сообщил журналистам директор холдинга по стратегическому развитию имаркетингу Эрик Эберхардсон. По его словам, капитализация холдинга к 2010г.составит не менее 2 млрд долл., рентабельность операционной деятельностипревысит 10%. К 2010г. «РусПромАвто» планирует увеличить продажиавтобусов до 20 тыс. единиц в год, продажи легких коммерческих автомобилей — до200 тыс. единиц. Напомним, что в марте 2005г. холдинг «РусПромАвто»,в состав которого входит Горьковскийавтозавод, принял решение о создании публичной компании на базе ОАО«ГАЗ». При этом холдинг «РусПромАвто» останется основнымакционером ОАО «ГАЗ», сохранив за собой контрольный пакет предприятия.ОАО «ГАЗ» консолидирует пакеты акций предприятий холдинга в рамкахвыхода «РусПромАвто» на публичный рынок заимствований. Остальныепредприятия, входящие в холдинг, будут сохранены в его составе.
Ещенесколько лет назад нижегородский ГАЗ,бывший флагман советского автомобилестроения, медленно сползал вниз. Своегорода палочкой-выручалочкой для завода была «Газель», появившаяся на рынке внужный момент, когда доступных коммерческих автомобилей просто не было.  Темне менее выпуск одной, пусть и имеющей спрос модели удержать весь завод наплаву не мог, и будущее его было туманно.
Сегодня уГорьковского автозавода, кажется, появился шанс. Совсем недавно холдинг«РусПромАвто», в состав которого ГАЗвходил в последние годы, получил совершенно новое имя – «Группа ГАЗ». Это непросто смена вывески, а знак новой стратегии, которую приняли и одобрилиакционеры компании.
В прошломгоду заместителем генерального директора «РусПромАвто» по стратегическомуразвитию стал 35-летний специалист из Швеции Эрик Эберхардсон, до этогослуживший в руководстве концерна «Вольво».Сегодня именно он отвечает в холдинге, объединяющем ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, «Урал» и еще полторадесятка машиностроительных предприятий, за стратегическое развитие.
 Результатомпервого полугодия работы стала стратегия, предложенная Эриком Эберхардсоном. Поего убеждению, она может (и должна!) помочь гигантскому холдингу, где работаетоколо 150 тыс. человек, вывести свою продукцию на мировой уровень. А самообъединение, считает он, уже через пять лет вообще должно стать в рядглобальных лидеров автопрома.
 Все условия для этого, по мнениюшведа, есть. Так в секторе производства и продаж автобусов по итогам прошлогогода «Группа «ГАЗ» занимает третьеместо в мире (18 500 машин); лидер мирового рынка – «Мерседес» опережает нижегородцеввсего в полтора раза (по количеству, конечно). Кроме того, ГАЗ находится в первой десятке мировыхпроизводителей коммерческих автомобилей и средних грузовиков. По сути,единственное направление, где автозавод не может конкурировать не только смировыми, но и ведущими отечественными производителями, – это легковыеавтомобили. «Волги», конечно, пока находят своего потребителя (в прошлом годупродано около 55 тысяч), но спрос на них стабильно сокращается.
 – Прежде всего, мы сформулировалисвои рыночные приоритеты, – рассказывает Эрик Эберхардсон. – Во-первых, этопроизводство различных коммерческих моделей, позволяющих клиентам решать своитранспортные проблемы. Именно здесь мы наиболее сильны и не намерены отдаватьсвою нишу. Напротив, хотим расширять ее – в первую очередь осваивая зарубежныерынки. Во-вторых, будем активно развивать двигателестроение и, в-третьих,производство спецтехники.
 Решив, что козырями «Группы ГАЗ»станут коммерческие автомобили, надо было идти дальше – определить, какимобразом развивать этот бизнес. Летом 2006 года Группа ГАЗ приобрела вВеликобритании 100% акций компании LDV,производящей легкие коммерческие автомобили Maxus.
Сейчас уже можно ответить на этотвопрос: главное, что будет изменено на Горьковском автозаводе буквально завтра– это подход к проблеме компонентов.
 Отныне в «Группе ГАЗ»выстраивается совершенно новая структура с такими подразделениями: «Автобусы»,«Грузовые автомобили», «Легкие коммерческие автомобили», «Легковые автомобили»,«Двигатели», «Автокомпоненты» и «Спецтехника». При этом – полное отделение оттех, кто выпускает комплектующие. «Сборщики» вольны покупать узлы и детали каквнутри холдинга, так и у независимых поставщиков, но теперь они, и только они,отвечают за всю производственную цепочку: планирование, закупка качественныхкомпонентов, сборка автомобилей, дальнейшее развитие бизнеса и т.д. роизводителикомплектующих также получают независимость. Свои компоненты они могут поставлятьна любые заводы, в том числе и конкурентам, а за заказы «Группы ГАЗ» импредстоит конкурировать на общих основаниях. Функционирующее таким образомпроизводство компонентов, по мнению авторов стратегии, может стать оченьрентабельным. Судя по опыту мировых производителей, прибыль от выпускакомплектующих обычно составляет 50– 100% получаемой от сборки самогоавтомобиля.
Перестроив систему взаимоотношенийвнутри холдинга и определив стратегические задачи, «Группе ГАЗ» проще илогичнее решать тактические задачи. Скажем, сегодня львиная доля плановыхсредств, выделенных на развитие, может быть пущена на создание линейки новыхдизельных двигателей, как лицензионных, так и собственной разработки. Сейчас наГАЗе выпускают вполне современный дизель ГАЗ-560 («Штайр»), совсем недавноподписано соглашение о производстве в Ярославле двигателей для большегрузныхавтомобилей и автобусов по лицензии французской «Рено Тракс». Руководители«Группы ГАЗ» не скрывают, что ведут еще ряд переговоров. Конечная цель – иметь собственноепроизводство линейки современных дизельных моторов для любых автомобилей. Этооткроет невиданные для завода перспективы.
 В самостоятельную единицувыделяется инженерный центр, который сможет выполнять заказы как длябизнес-единиц всей Группы, так и брать их на стороне, хотя пока и собственныхдел хватает. Скажем, через три года на конвейере должен стоять преемникнынешней «Газели», а далее срок «серийной жизни» автомобиля будет сокращен досреднеевропейского – пять лет. На разработку новых моделей, кстати, владельцывыделяют на ближайшие пять лет немалую сумму из собственных средств – 1 млрд.долл. Видимо, будут привлекать еще и дополнительные кредиты.
 – Доля легковых автомобилей непревышает 15% оборота холдинга, при этом они требуют наибольших затрат вразработке и запуске, – комментирует стратегическое решение Эберхардсон. –Поэтому было решено не создавать новую модель взамен уходящей «Волги», асредства с этого направления – как минимум полмиллиарда долларов – направить вболее доходные ниши. При этом мы не говорим, что совсем уходим из легковогосегмента. Во-первых, «Волга» будет модернизироваться и выпускаться до тех пор,пока ее принимает рынок, а во-вторых, идут переговоры с иностраннымикомпаниями, и вполне вероятно, что в партнерстве с кем-то из них на нашихмощностях начнется выпуск современных легковых машин. Тут возможны любыеварианты: создание СП, покупка лицензии, сборка по контракту.
4.4. Группа компаний СОК
Примечательно, что объем производстваавтомобилей в 2005 году сократился на 37% по сравнению с 2004 годом и составил52 тыс. 823 автомобиля. В денежном выражении объем производства продукции такжеснизился на 33% и составил 7 млрд 237 млн рублей (без НДС). Выручка отреализации продукции составила 8 млрд 274 млн рублей. Как заявили в ГК СОК,такое снижение показателей связано со сменой модельного ряда: прекращениемпроизводства «Иж-Ода», «Иж-Фабула» (июль 2005 года) и ВАЗ-2106 (декабрь 2005года) и началом — автомобилей KIA Spectra (август 2005года) и фургона Иж-27175(декабрь 2005 года).
При этом планируется, что за первое полугодие текущего года объем производствасоставит 6,2 млрд рублей (за аналогичный период 2005 года – 3,8 млрд рублей),объем выручки вырастет до 8,2 млрд рублей (в 2005 году — 3,9 млрд рублей), авыпуск автомобилей увеличится на 4,9% (31,9 тыс. рублей) по сравнению с аналогичнымпериодом прошлого года.
Однако, по данным за первый кварталэтого года, с января по апрель Иж-Авто выпустил всего 11,2 тыс. автомобилей исократил выпуск на 7%. По мнению аналитиков, при условии, что такая динамикасохранится, по итогам 2006 года можно прогнозировать снижение объемовпроизводства примерно на 15%. По словам руководителя аналитического ЦентраEnergy Consulting Екатерины Смирновой, «безусловно, не самые лучшие финансовыеи производственные итоги ОАО «Иж-Авто» за последние два года дают основаниясомневаться в реалистичности «радужных» планов компании на будущий год – два».Вместе с тем, отмечает госпожа Смрнова, в течение последнего года ситуация наижевском автозаводе заметно меняется в лучшую сторону. Во многом это происходитблагодаря сотрудничеству с корейской корпорацией KIA Motors. «Очевидно, чтозавод делает ставку на производство автомобилей марки KIA, и для успешнойреализации этого проекта начался активный процесс модернизации производственныхмощностей. Сегодня соотношение производства автомобилей российских и корейскихмарок на заводе составляет приблизительно один к трем в пользу отечественных.Однако в ближайшие годы это соотношение, очевидно, изменится в пользу KIA, чтои станет залогом возможного увеличения производства. Тем более что спрос наавтомобили этой марки стабильно растет, а их продажи за последние полгода внашей стране выросли в три раза». Стоит отметить, что 36,7 тысячи автомобилейиз общего числа произведенных в 2005 году приходится на автомобили марки Lada.Еще 13,1-тысячи штук – на автомобили марки «ИЖ», и, наконец, еще тритысячи штук – на автомобили марки Kia. Еще 9,5 тысяч машинокомплектов Ижевскийавтозавод отправил в 2005 году на сборочные предприятия Украины…
Чистая прибыль ОАО «Иж Авто»составила в 1-м полугодии 2006 года 203 млн 71 тыс. рублей. Годом ранее этотпоказатель составил 13 млн 736 тыс. руб. Об этом сообщает пресс-службакомпании. Выручка компании выросла более чем в 2 раза до 8569 млрд руб. В«Иж Авто» такие показатели объясняют успешной реализацией проекта повыпуску автомобилей KIA Spectra, сокращением издержек и оптимизациейорганизационной структуры. По итогам первого полугодия 2006 г. на ОАО «ИжАвто» было произведено 31 475 автомобилей (производство за весь 2005 г. составило около 53тыс. машин). Основными моделями «Иж Авто» являются Kia Spectra,«Иж-27175», «ВАЗ-21043».
4.5. ОАОТагАЗ
Таганрогский автомобильный завод подвел итогипродаж за шесть месяцев текущего года. В первом полугодии было реализовано 22626 автомобилей, в том числе модели Accent – 17 850, Sonata – 4 744.
Такжебыло продано 32 малотоннажных грузовика Porter – первые произведенные на заводеавтомобили поступили в дилерские центры в июне.  По сравнению саналогичным периодом 2004 года ТагАЗ более чем в 2,5 раза (158%) увеличилобъемы реализации. Доля Hyundai российского производства в общих продажах маркив первом полугодии составила 53%. Наиболее динамично выросли продажи автомобиляHyundai Sonata. По сравнению с прошлым годом, когда было продано 1397автомобилей, прирост составил 240%. Accent в этом году также расходитсяударными темпами – рост продаж относительно 2004 года (7 372) составил 142%. Вмае и июне по итогам реализации за месяц Accent впервые занимал первую строчкув рейтинге продаж среди всех иномарок.
Всентябре 2006 Таганрогский автозавод реализовал 3 962 автомобиля, в томчисле Accent – 2 246, Sonata – 1 134, Porter – 582.
Таким образом, всего за три первых квартала текущего года продажи трех моделейHyundai, выпускаемых в Таганроге, составили 37 367 автомобилей (за аналогичныйпериод 2005 года – 37 853 ед.)
На легковые моде