–PAGE_BREAK–При страховании багажа страховое обеспечение не распространяется на антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов и т.д.
Страхование средств транспорта, при котором страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователю при повреждении или гибели только самого перевозочного средства, исключая багаж и перевозимое имущество, называется каско-страхованием.[4]
Если осуществляется страхование не только транспортного средства, но и багажа, а также ответственности автовладельца, то это страхование называется комбинированным.
Особенностью страхования автотранспортных средств является то, что страховщик, как правило, не возмещает потерпевшему стоимость поврежденных или погибших частей и деталей автомобиля, а оплачивает восстановительный ремонт поврежденного автомобиля, расходы и затраты по спасению, охране и доставке поврежденного средства к месту ремонта.[5]
Страхование средств водного транспорта.
Морское страхование получило развитие на базе морского торгового судоходства Виды и условия морского страхования совершенствовались вместе с развитием морской торговли Законодательная база морского страхования носит самостоятельный характер Взаимоотношение сторон между страхователем и страховщиком регулируются нормами, установленными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, частью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Согласно ст. 249 главе 15 Кодекса торгового мореплавания «объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование)».[6]
По договору морского страхования страховая организация (страховщик) обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случайностей, которым подвергается судно или груз (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, понесенный ущерб.
Объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением водным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства водного транспорта, включая моторы, такелаж, внутреннюю отделку и др.
Договор страхования заключается на определенный срок или на рейс. Если застрахованное на срок судно в момент истечения срока находится в плавании или терпит бедствие, находится в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения. В этом случае страховщик имеет право на получение премии, пропорциональной сроку продления договора. При страховании на рейс ответственность страховщика (если в договоре страхования не обусловлено иного) начинается с момента отдачи швартовых, снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартовывания, постановки на якорь в порту назначения.
Страхование средств воздушного транспорта.
Объектом страхования средств воздушного транспорта являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) средства воздушного транспорта, включая моторы, мебель, внутреннюю отделку, оборудование и т.д.
Зарубежная практика относит к сфере авиационного страхования такие виды страхования, как страхование авиазапчастей и двигателей, пассажиров от несчастных случаев, членов экипажей, авиадиспетчеров от риска утраты возможности заниматься их профессиональной деятельностью, ответственности производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.
Страхователями воздушных судов являются коммерческие авиаперевозчики, промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов или выполняющие такие виды воздушных работ, как сельскохозяйственные, патрульные, аэрофотосъемочные и т.п.
Страхователями воздушных судов выступают также операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т.д.[7]
Страховщик имеет право на страхование средств воздушного транспорта при наличии лицензии Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.
В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию как воздушных судов (так называемое «авиакаско»), так и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией. Такие полисы содержат условия, общие для всех разделов договора страхования, и частные условия, относящиеся к каждому разделу.
Страхование грузов.
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его транспортировки.
Сущность страхования грузов в том, что страховщик за страховую премию обязуется возместить страхователю убытки, которые могут возникнуть при транспортировке грузов от поставщика к покупателю вследствие оговоренных событий — страховых случаев, возникающих в результате реального проявления риска. Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.
Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен. Риск зависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный, автомобильный), от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство, таких, как: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий, в которых он эксплуатируется, времени года и т.д.
Для определения степени риска страховщику необходимо иметь данные, характеризующие груз:
• вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера (масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии;
• особые свойства и естественные качества: легковоспламеняющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;
• перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера и даты коносаментов;
• размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
• маршрут следования, пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
• право на регресс (суброгацию) и др.
В основе расчета тарифов при страховании грузов лежит Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования № 02-03-36 от 08.07.1993 г. Основное значение при этом имеют следующие показатели: вид транспорта; род груза (товара); протяженность пути.[8]
Страхование финансовых рисков.
Страховые компании оказывают страховые услуги по страхованию различных видов финансовых рисков. Согласно Условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19.05.1994 г. № 02-02/08 финансовые риски являются объектом имущественного страхования.
Страхование финансовых рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потери доходов (дополнительных расходов) лица, о страховании имущественных интересов которого заключен договор (застрахованного лица), вызванных следующими событиями:
а) остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных событий,
б) потеря работы (для физических лиц);
в) банкротство;
г) непредвиденные расходы;
д)неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
е) понесенные застрахованным лицом судебные расходы
(издержки);
ж) иные события.
Страхование финансовых рисков не может предусматривать обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях, если имело место умышленное неисполнение (ненадлежащее исполнение) контрагентом застрахованного лица договорных обязательств перед застрахованным.
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано на страхование предпринимательского риска, под которым понимается «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условие этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов» (ст. 929 ГК РФ).[9]
«По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя, только в его пользу Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя» (ст. 933 ГК РФ).
Страхование предпринимательских рисков является не только средством защиты предпринимателей от разрушительных стихийных бедствий, но и средством защиты от неблагоприятного изменения экономической конъюнктуры. В этом случае страхование способствует упорядочению финансовых и юридических взаимоотношений между участниками рыночных отношений.[10]
Важное значение отводится страхованию на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения дохода вследствие, нарушения процесса производства, невыполнения контрактов со стороны поставщиков продукции; изменения рыночной конъюнктуры.
Страхование иных видов имущества.
В условиях лицензирования страховой деятельности выделены иные виды имущественного страхования, не включённые в перечень основных объектов. К ним следует отнести: страхование имущества граждан и предприятий, страхование сельскохозяйственных культур и животных, страхование строительно-монтажных рисков и т.д.
Объектами страхования имущества граждан являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением строением, квартирой, домашним имуществом.
Особое место отводится страхованию жилищного фонда. Страхование жилищного фонда, призванное обеспечить защиту имущественных интересов и пользователей жилья в условиях осуществляемой жилищной реформы, базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», постановлений правительства Москвы от 15.08.1995 г. 694 «О системе страхования в г. Москве жилых помещений» и 05.01.1999 г. № 10 «О ходе страхования жилых помещений в городе Москве».
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества») собственник несет бремя, связанное с содержанием принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного поврежден, если иное не предусмотрено договором.
Страховыми случаями, в результате которых гарантировано возмещение ущерба из-за повреждения или уничтожения жилых помещений являются:
• пожар (воздействие пламени, дыма, высокой температуры), в том числе возникший вне застрахованного помещения;
• взрыв газа, употребляемого для бытовых надобностей;
• аварии водопроводных, отопительных и канализационных систем;
• проникновение воды в результате проведения правомерных действий по ликвидации пожара.
Однако существует ряд событий, не относящихся к страховым, при наступлении которых страховое возмещение не выплачивается. Такими событиями являются повреждение или уничтожение жилой площади в результате умышленных действий страхователя, нанимателя застрахованного помещения и других лиц, а также в результате военных действий, забастовок, прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, проникающей радиации и других подобных событий, оговоренных в правилах страхования. Необходимо особо отметить, что страховым случаем не признается повреждение элементов отделки и сантехнического оборудования жилого помещения в результате гниения, старения и других естественных свойств материала отделки и этого оборудования.[11]
Размер страховой суммы определяется на основании действительной стоимости подлежащего страхованию жилого помещения.
Также важно сказать и о страховании сельскохозяйственных структур. Как показывает опыт отечественного и зарубежного страхования, ведущее значение в имущественном страховании в сельском хозяйстве занимает страхование урожая сельскохозяйственных культур от риска его недобора (гибели посевов) в результате стихийных бедствий (более 90% в общем объеме потерь от стихийных бедствий), ввиду чего этому виду страхования уделено основное внимание, как одному из приоритетных направлений в процессе организации страховой защиты сельскохозяйственного производства.
Страховая защита позволит при наступлении страховых случаев (стихийных бедствий), повысить финансовую устойчивость организаций, даст возможность осуществлять своевременные расчеты с кредиторами, бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, сделать привлекательной эту отрасль для инвесторов и для предоставления кредитов.
Страхование может осуществляться самими сельскохозяйственными организациями за счет образования своих финансовых резервов (самострахование) и черезсистему страховых организаций. Ввиду значительных потерь и неопределенностью наступления рисков по регионам и организациям оно осуществляется преимущественно через страховые организации.
продолжение
–PAGE_BREAK–Особенностью страхования в сельском хозяйстве является сравнительно высокий уровень рисков, потерь урожая от стихийных бедствий, которые не могут быть возмещены только силами самих сельскохозяйственных товаропроизводителей и отдельных страховых организаций. По расчетам за период с 1992 по 2001 годы потери сельскохозяйственных товаропроизводителей от недобора урожая в неблагоприятные годы по 29 основным культурам превысили 300 млрд. руб. (в ценах 2001 года) и составили 11,6 процента к стоимости валового урожая.[12]
Правовые основы организации страхования в сельском хозяйстве, обеспеченного государственной поддержкой и его особенности определены ст. 16 Федерального закона “О государственном регулировании агропромышленного производства”, принятого в 1997 году.
В соответствии с указанным федеральным законом и положениями Бюджетного кодекса принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001г. №758 “О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства”, которым предусмотрено создание Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства, осуществляющего организацию мероприятий по обеспечению государственной поддержки страхования и контроль за соблюдением порядка и условий предоставления средств федерального бюджета. Указанным постановлением утверждены Правила, определяющие условия и порядок предоставления субсидий на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями части страхового взноса при страховании урожая сельскохозяйственных культур.[13]
2 Обзор российского рынка страхования имущества. 2.1 Ситуация на рынке. Рынок страхования в России динамично развивается. И результаты этого развития уже начинают удивлять своей стабильной динамикой роста. Как представляется, это связано с ростом реальных доходов населения — в 2002 голу они выросли на 8,8%, в 2001 году — на 8,5%, а в 2000 году — на 9,3%.[14]
Для прогнозирования спроса на страхование имущества можно опереться на оценочные перспективы изменения уровня доходов населения, которые в последнее время растут: по данным Госкомстата, реальные денежные доходы населения в 2000 г. выросли более чем на 9%, а реальная заработная плата — на 22,5%. В 2001 г. рост продолжился — реальные денежные доходы населения выросли в 1 квартале на 3,2% по сравнению с I кварталом 2000 г., реальная зарплата выросла на 18,8%. По данным исследовательского центра «КОМКОН-2», доля лиц, не делающих сбережений, сократилась в Москве с 92% в 1999 г. до 88% в 2000 г. В регионах доля тех, кто сберегает более 10% своего дохода, выросла по этим же данным за год с 4 до 4,8%, а в Москве — с 3,2 до 5,8%. Опора прогноза развития рынка имущественного страхования на уровень жизни населения объясняется тем, что наличие объектов страхования — различного дорогого имущества — привязано к уровню доходов, равно как и способность выплачивать страховую премию.
По утверждениям экспертов Минфина и Минэкономики, в настоящее время в России сложились предпосылки для устойчивого роста реального размера денежных доходов населения на 4-7% в год в течение, по крайней мере, ближайших трех лет. С учетом инфляции в 15-20% этот рост выразится в увеличении номинальных денежных доходов населения на 20-30% в год. Расчеты, выполненные на основании математического моделирования этого сегмента рынка, позволяют предположить, что в 2001 г. расходы граждан на страхование имущества составят примерно 6,6 млрд руб., а в 2002 г. – 8,5 млрд рублей.
Можно ожидать, что реальный прирост рынка страхования имущества населения в ближайшие годы составит не менее 10-20% в год. Несмотря на это, суммарный объем рынка имущественного страхования населения в ближайшие годы останется незначительным, а сам сегмент — малопривлекательным для прямых иностранных страховщиков в краткосрочной перспективе (3-5 лет).
Причин здесь несколько.
1. Высокий разброс рисков по территории страны.
2. Низкая премия на один договор — в 1999 г. премия на один договор страхования имущества составила 214 руб.
3. Высокая конкуренция со стороны региональных компаний и компаний системы Росгосстраха, широко представленных в регионах. Для эффективной работы на этих рынках нужны объемные капиталовложения в региональную инфраструктуру, которые не дадут отдачи на протяжении длительного периода. Договоры страхования имущества являются краткосрочными, и при выборе фирмы ее надежность не играет первостепенного значения. Значительная часть российского населения не слишком чувствительна к качеству сервиса, поэтому основные конкурентные преимущества иностранных страховщиков на этом рынке не будут иметь решающего значения. [15]
Быстрый рост благосостояния приводит, во-первых, к накоплению имущества, нуждающегося в страховой защите, а, во-вторых, к появлению у населения свободных средств, которые могут быть потрачены на страхование. С ростом доходов также наблюдается проявление тяги к сохранению достигнутого уровня жизни, что также способствует проявлению интереса к страхованию. Все это привело к тому, что за последние два года объем рынка страхования, иного, чем страхование жизни, вырос более чем в 3 раза. Таких темпов роста не наблюдалось ни на одном другом рыночном сегменте.[16]
Так, общая сумма страховой премии (взносов), полученная страховщиками по всем видам страхования составила за 2001 год 276,6 миллиарда рублей или 161,76% по сравнению с 2000 годом.
Изменение объемов страховых платежей по видам страхования можно увидеть в таблице 2.1
Таблица2.1
Показатели развития страхового рынка, млн. руб.
Премии
% по ср.
с 2000
Выплаты
% по ср.
с 2000
Всего
276,60
161,76
171,80
143,46
1. По добровольным видам страхования
236,30
168,02-
. 134,60
146,34
в том числе
по страхованию жизни
139,70
175,08
111,70
149,80
по страхованию иному, чем жизнь
96,60
158,77
22,90
131,54
в том числе
личное страхование
29,30
182,75
13,40
155,76
по страхованию имущества
58,10
152,18
8,60
104,34
по страхованию ответственности
9,20
138,72
0,90
159,57
2. По обязательному страхованию
40,30
132,72
37.20
133,94
Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.13
Как видно из таблицы, наблюдается заметный рост показателей страхового рынка, притом, что в 2000 году рост премий по страхованию составил 177%, выплат- 120%, а в 1999 году — 97% и 62% соответственно.
Очевидно, что такой рост является следствием более серьезных причин, нежели выздоровление экономики. Этот вывод можно сделать, исходя из анализа показателей убыточности.
Таблица2.2
Показатели убыточности в динамике
2001 год
2000 год
1999 год
1998год
Всего
62,11%
70,03%
64,49%
76,93%
1. По добровольным видам
страхования
56,96%
65,40%
57.53%
69.24%
в том числе
по страхованию жизни
79,96%
93,45%
89,01%
100,66%
по страхованию иному, чем жизнь
23,71%
28,61%
29,29%
43,09%
в том числе
личное страхование
45.73%
53.66%
50,22%
63.36%
по страхованию имущества
14.80%
21.59%
25,21%
35.37%
по страхованию ответственности
9.78%
8.50%
11,12%
20,34%
2. По обязательному страхованию
92.31%
91.47%
88.73%
91.19%
Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.14
Из таблицы 2.2 видно, что в 2001 году страховые компании выплатили меньшую долю страховой премии, чем в 2000 году, причем по добровольным видам страхования, даже меньшую, чем в 1999 году.
Сохраняющаяся видовая структура убыточности при росте вдвое объемных показателей говорит о том, что рынок еще далек от насыщения, и его рост в дальнейшем продолжится в том же темпе. Если бы по какому-то из видов страхования рынок приблизился к своему равновесному насыщению, то убыточность начала бы резко возрастать вследствие конкуренции. Другими словами, страховщики пока не испытывают необходимости расплачиваться частью дохода за рост рынка.
Этот вывод является особенно важным для принятия решения о введении новых видов страхования предпринимательских рисков. Поскольку рынок ненасытен, имеет смысл расширять объем страховых услуг.[17]
Пока еще, несмотря на начавшееся развитие, во всех этих видах объемы деятельности остаются очень небольшими, по поступлениям страховых взносов лидируют все те же классические сегменты страхового рынка. Наибольшее количество взносов приходится на страхование имущества; юридических лиц от огня и сопутствующих рисков, ДМС, страхование грузов и автострахование.
Из приведённых таблиц видно, что большой удельный вес на рынке составляет страхование жизни и личное страхование. Однако немалую роль играет и страхование имущества благодаря увеличению темпов роста премий на 152%.
Если провести анализ по показателям убыточности, то можно сделать вывод о положении вещей на долгосрочную перспективу. А именно, убыточность личного страхования и страхования жизни также превышает значения других видов добровольного страхования (80% и 46%). При этом динамика показателя нечёткая и не может свидетельствовать о стабильном снижении коэффициента убыточности (см. табл. 2.2). Да, спрос на данный продукт сегодня очень велик, но степень насыщения рынка больше, чем в других сферах страхования.
Другое дело — страхование имущества, При небольшой доле рынка страхование имущества лишь незначительно теряет в удельном весе (за счет более стремительного роста страхования жизни и личного) — 27% в 1999 году, 22% в 2000 году, 21% в 2001 году. Вместе с этим сохраняется постоянная тенденция снижения показателей убыточности (см. табл. 2.2).
Кроме этого, немаловажным является тот факт, что отношение премий и выплат в имущественном страховании тоже стабильно сокращается и составляет в 2001году 14%; при этом оно значительно ниже, чем в страховании жизни и личном страховании. Этот факт еще раз подтверждает версий о том, что страхование имущества является более перспективным видом страхования (диаграмма 2,1).
Диаграмма2.1
Отношение выплат к премиям по видам страхования
Платоненко Е. Перспективы развития страхового предпринимательства.//Страховое ревю.№3,2003, с.16
Последние исследования страхового рынка показывают, что страхование имущества на сегодня является для населения одной из наиболее актуальных страховых услуг (страхование имущества (недвижимости) — на 2 месте; страхование автотранспорта – на 4 месте и т.д.).
По страхованию имущества на открытом рынке 20 страховщиков обеспечили поступление 70% сборов, из которых 40% приходится на компании «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», «Согласие», «Росгосстрах». Объём премий по страхованию имущества на открытом рынке составила 1,2 млрд. $.
Средняя страховая премия, приходящаяся на каждого жителя России и на один договор страхования в 2000-2003 годах увеличивалась, причём темпами, даже опережающими инфляцию. При этом в 2003 году средняя премия, приходящаяся на одного россиянина, превысила 100$, а без учёта ОМС и страхования жизни достигла почти 50$. [18]
Наиболее полные данные о вкладе наиболее крупных предприятий в имущественное страхование: объем начисленной премии по страхованию имущества юридических лиц компаний «Интерфакс-100» в минувшем году составил почти 70 млрд. рублей. Лидерами в данном секторе страхового рынка стали «РЕСО-Гарантия» (5,7 млрд. рублей), «Ингосстрах» (5,6 млрд. рублей), «КапиталЪ Страхование» (5,1 млрд. рублей), «Согласие» (4,7 млрд. рублей), «НСГ» (4,5 млрд. рублей).
Объем начисленной в минувшем году премии по страхованию имущества граждан исследуемых ЦЭА «Интерфакса» компаний составил 23,3 млрд. рублей. В пятерке лидеров оказались СГ «Росгосстрах» (5,3 млрд. рублей), «РЕСО-Гарантия» (3,1 млрд. рублей), «Ингосстрах» (2,8 млрд. рублей), «РК-гарант» (1,3 млрд. рублей), «ССО» (0,9 млрд. рублей).
Между тем, по данным Минфина РФ, сборы всех российских страховщиков по имущественному страхованию (за исключением страхования ответственности) в 2003 году достигли 125,7 млрд. рублей, увеличившись на 39,5% по сравнению с 2002 годом, а выплаты по имущественному страхованию составили 23,5 млрд. рублей, что на 60,1% больше уровня 2002 года.[19]
Однако на основании этих данных нельзя полноценно прогнозировать ситуацию на длительный период, поскольку существует ряд факторов, сдерживающихразвитие российского страхового рынка.Это, например, тотфакт, что уставные капиталы исобственные средства компаний, атакже резервы не соответствуют потребностям реальногострахового рынка, в результате национальные страховщики не в состоянии принимать на страхование крупные риски, оставлять на собственномудержании значительные объемы ответственности и передают значительные ресурсы в перестрахование за рубеж. При этом практически не используются емкости национального рынка для перестрахования рисков иностранными страховщиками, перестрахование не служит фактором привлечения инвестиционных средств. Требования по размерам капитала страховых компаний основаны лишь на законодательстве.
Еще одним отрицательно влияющим фактором является отсутствие свободных средств у предприятий, предпринимателей и населения, которые могли бы быть направлены на страхование.
Не улучшает картины общая экономическая ситуация в стране, а также неустойчивость в долгосрочной перспективе налогового и страхового законодательства, неопределенность и неуверенность больших групп населения и надежности страховых компаний и недоверие к экономической и финансовой политике государства.[20]
2.2 Налогосберегающие схемы, основанные на страховании имущества. Результаты исследования, проведенного недавно экспертами Центра экономического анализа (ЦЭА) агентства «Интерфакс», показывают, что в 2003 году лидирующее положение на страховом рынке по-прежнему занимали налогосберегающие схемы, реализуемые посредством страхования жизни. Вместе с тем, как отмечают аналитики, многие страховщики включили в свой арсенал и схемы, основанные на страховании имущества.
продолжение
–PAGE_BREAK–