Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

Совершенствованиедеятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальнойподдержки населения муниципального образования

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функциисоциальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основысоциальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальнойзащиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛАСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальнойзащиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Измененияроссийского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия:появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерновознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идетпрежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населениякак безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категорияхграждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки состороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. Встране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов,алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В своюочередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономическихпреобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночнойстихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России,ставшей феноменом цивилизованного общества.
Все этиобстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования ифункционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации,пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годомвсе более и более актуальным.
Сегоднясоциальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсациибедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественномунеравенству. Важной проблемой становится защита всего населения отпрогрессирующего обнищания.
Всложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значениесистемы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы иучреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами,обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощив разрешении его жизненных проблем.
Необходимостьспециализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающиевопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес кразрешению данных проблем многих специалистов.
Крометого, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций пооказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровняуправления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей меремеханизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения,таким образом, не изучены и не определены.
Именнопоэтому целью данного исследования является анализ государственногорегулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объектизучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения –особенности деятельности социальной поддержки населения муниципальногообразования.
Всоответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
–изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
–проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровскойобласти и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;
–предложить направления совершенствования социальной защиты населения.
Правовуюбазу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующиезаконы РФ — «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в РоссийскойФедерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.
Интереск формированию и функционированию системы социальной защиты населения насовременном этапе проявляют многие исследователи современного российскогообщества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются втрудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др.
Экономическиеосновы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А.Червякова и др.
Основныенаправления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко,Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.
Эмпирическойбазой исследования являются статистические данные, предоставленные администрациейКемеровской области и Отдела социальной защитой населения Заводского района, г.Кемерова.
Поставленныецель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методыизучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа,наблюдения, обобщения.
Научнаяновизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства инедостатки в формировании и функционировании системы социальной защитынаселения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ееоптимизации.
Практическаязначимость работы определяется тем, что результаты исследования могут бытьиспользованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, впрофессиональной подготовке специалистов.
Работасостоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ 1.1 Сущность, направления и функциисоциальной защиты населения
Всоответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация провозглашенасоциальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимойсоциальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[9, с.12].
Социальнаяполитика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государствапо созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию егопотребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центресоциальной политики всегда находится человек, который одновременно выступаеткак ее цель, предмет и субъект[12, с.13].
Социальнаяполитика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая(формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества(индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членовобщества, в том числе государственное регулирование материальной и культурнойсреды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище,одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; насоциально-психологические особенности различных типов личностей, социальныхгрупп, слоев и т. д.[22, с.18].
Чтокасается социальной защиты населения, то она на современном этапе являетсяважнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации,являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государствомсоциальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставлениеоптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержаниежизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальныхкатегорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества,направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [21, с.315].
Социальнаязащита – политика государства, направленная на обеспечение социальных,экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от егопола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальнаязащита населения в широком смысле слова – это совокупностьсоциально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом иобеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворениепотребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личностиразличным социальным категориям и группам, а также совокупность мер,направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких какболезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мерпо обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальнойподдержки социально уязвимых слоев населения в период экономическихпреобразований [15, с.56].
Системасоциальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
–социальное обеспечение;
–социальное страхование;
–социальную поддержку (помощь) [15, с.57].
Осуществляетсясоциальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специальносоздаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основнымипринципами социальной защиты населения являются гуманность, социальнаясправедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [23,с.29].
Необходимостьсовершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом крыночным отношениям в обществе.
Основныецели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1) избавлениеот абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи нижепрожиточного минимума;
2) оказаниематериальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействиеадаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [23,с.31].
Оказаниегосударственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1)денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2)натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты идругие виды натуральной помощи) [23, с.35].
Социальноеобеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических иорганизационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизациюпоследствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а вслучаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лицвследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социальнозначимыми (страховые риски) [15, с.29].
Социальноестрахование — часть государственной системы социальной защиты населения,спецификой которой является страхование работающих граждан от возможногоизменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [15, с.34].
Насегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательногогосударственного социального страхования:
1)пенсионное страхование;
2)социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;
3)социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
4)медицинское страхование [15, с.37].
Важнейшейсоставной частью социальной защиты населения является институт органовсоциальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства,направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различнымиуровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения вобществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами дляудовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность вуправлении.
Объектамиуправления в системе социальной защиты населения являются учреждения иорганизации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношениямежду людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиесяпроблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты,управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функцияорганов, учреждений социальной защиты населения — совершенствованиедеятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенныминормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достиженияпоставленных целей.
Основныеуровни органов социальной работы:
–федеральный уровень (республика);
–регион;
–трудовой коллектив;
–негосударственные (благотворительные) общественные организации [23, с.29].
Важнуюроль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы,администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основныефункции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
1. организацияпенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
2. социальноеобслуживание;
3. медико-социальнаяэкспертиза;
4. реабилитацияинвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;
5. социальная помощьсемье и детям;
6. подготовказаконодательства по социальной защите населения;
7. внешнеэкономическоеи международное сотрудничество;
8. разработкаположений по основам социальной политики;
9. анализ и прогнозуровня жизни различных категорий населения;
10. подготовкарекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11. разработкасоциальных нормативов и т. д. [21, с.76].
Функцииорганов социальной защиты населения на региональном (местном) уровнерегламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности ивключают:
1. обеспечение ирешение производственно-экономических задач;
2. плановую ифинансово-экономическую деятельность;
3. созданиеразличных фондов социальной помощи;
4. решениеэкономических проблем и др. [21, с.78].
Функциитрудового коллектива:
а)производственно-экономическая;
б)политическая;
в)управленческая;
г)социальная;
д)воспитательная [78, с.80].
Формамисоциальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительныхмер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.)работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующихфондов предприятий» [9, с.13].
Социальнымифункциями трудового коллектива являются:
1. совершенствованиематериальных и культурных условий жизни людей;
2. развитиесоциальной структуры коллектива;
3. улучшениеотношений внутри коллектива;
4. улучшениесоциального обеспечения, здравоохранения;
5. организацияпомощи в семейной жизни, проведении досуга;
6. соблюдениепринципа социальной справедливости [9, с.15].
Определенныефункции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальнойпомощи населению:
а)социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б)социальная реабилитация инвалидов;
в)правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. [9, с.16].
В целомназначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1.Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки граждан втрудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства вцелом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зонприоритетного развития.
2. Политическаяфункция, направленная на сближение социального уровня различных слоевнаселения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку.Она призвана стабилизировать общественные отношения.
3. Демографическаяфункция способствует стимулированию роста народонаселения страны,воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.
4. Социально-реабилитационнаяфункция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособныхграждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению ихправового статуса и охране здоровья всех граждан [22, с.117].
Социальнаязащита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующихконституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерациивыделяются четыре основных направления социальной защиты населения.
Первоенаправление социальной защиты — это социальная защита детей, детства иотрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей,позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут,иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материальногоблагополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьноговоспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своихспособностей.
Второенаправление социальной защиты – это социальная защита трудоспособногонаселения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих балансправ, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализоватьспособность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересысограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся» [22, с.123].Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются наКонституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, атакже законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Наряду сохраной труда важной составной частью социальной политики государства являетсяохрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это совокупность мерполитического, экономического, правового, социального, культурного, научного,медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера,направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровьякаждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставлениеему медицинской помощи в случае утраты здоровья [23, с.128].
Такимобразом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населениядолжна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту отсоциальных рисков, препятствующих:
–эффективной занятости человека;
–предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантийзанятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите ииспытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким имногодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей илидетей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным взапас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природныхкатастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительноевремя не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся напринудительном лечении по решению суда и др.;
–выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерахи сроках, предусмотренных законодательством;
– охранездоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
–оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисныематериальные и социально-бытовые ситуации;
–реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивномпланах;
–равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередьречь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе,доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту) [29, с.111].
Третьенаправление социальной защиты — это социальная защита нетрудоспособных граждан,которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющимблизких, общество.
Четвертоенаправление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должнаобеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:
– сохранениюинститута семьи;
– созданиюи сохранению семьи;
– проживаниюв семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;
– реализациимер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости,которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;
– развитиюи оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям ислужбам по уходу за детьми и помощи семье;
– обеспечениюкаждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планированиясемьи;
– мерампо снижению материнской и детской смертности;
– предоставлениюженщинам права на отпуск по беременности и родам;
– предоставлениюотпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрениюсемьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;
– прекращениютрудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе повышеназванной причине;
– выплатепособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиноймедицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинскоеобслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;
– отказуработодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам помотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;
– переводубеременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, всоответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействиенеблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;
– развитиюсемейного досуга и отдыха [29, с.124].
Социальнаязащита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающеесянаправление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение всесоциальные проблемы, характерные для современного российского общества, причемэти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.
Организацияосуществления названных направлений социальной защиты населения определяютсянормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ.1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
Социальнаязащита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовыхзаконодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека.Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских иполитических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают ипризнают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность,достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальноеобеспечение, защиту материальных и моральных интересов [12, с.44].
КонституцияРоссийской Федерации провозглашает, что Российская Федерация — социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека.
ВРоссийской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливаетсягарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственнаяподдержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,пособия и иные гарантии социальной защиты.
В статье38 Конституции Российской Федерации записано:
1.Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом.
2.Устанавливаются пенсии и пособия.
В ст. 39Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальноеобеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иныхситуациях, установленных законом.
Каждыйгражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанностьна государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она нетолько провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяетпути его реализации. Прежде всего это:
–обязательное пенсионное страхование работающих;
–создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защитынаселения;
–принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
Рядтекущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан.,это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсияхв Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «Огосударственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Социальнаязащита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом ихиндивидуальных потребностей. В РФ изданы и действуют соответствующиенормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той илииной категории нуждающихся.
Большоепрактическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорийнаселения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществомкоторых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрацияна достижении подцелей, задач и в конечном счете — целей программ. Насегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальныепрограммы:
–Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;
–Президентская программа «Молодежь России»;
–Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащихувольнению а запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, ичленов их семей в места их компактного проживания;
–Федеральная миграционная программа;
Социальныепрограммы, действующие в Кемеровской области.
–Областная программа социальной защиты населения на 2006-2008 годы;
– Пландействий по улучшению положения женщин в Кемеровской
области и повышению их роли в обществе на 2005-2009 годы.
Такимобразом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты,конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы иобязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, ПостановленияПравительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальнымиорганами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в которомфункционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие идейственность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и взначительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма,компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношениедолжностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентностьграждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения,его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие исовершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода крешению правовых вопросов. 1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
Социально-экономическиереформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привелик радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразованияв форме собственности, сводившиеся, в частности, к возникновению наряду сгосударственными негосударственных форм хозяйствования. В полной мере этипроцессы охватили и социальную сферу. Последствия оказались противоречивыми,прежде всего потому, что параллельно с традиционным государственным бесплатнымобслуживанием начал формироваться рынок социальных услуг [9, с.16].
В связис появлением негосударственных учреждений социального обслуживания изменилосьпредложение, и у людей появилась реальная возможность выбора наиболеепредпочтительных форм медицинского обслуживания, страхования и т.п. Благодарястабильной экономической ситуации в регионе, финансирование здравоохранения,как из бюджета, так и из средств обязательного медицинского страхования вотчетном году значительно улучшилось. Планомерное и устойчивое финансированиеучреждений здравоохранения позволило сократить дефицит Программыгосударственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.Внедрены новые технологии в медицинскую практику, стали применятьсялекарственные препараты нового поколения, что сделало медицинскую помощь болееэффективной (Таблица 1). Произошли изменения в структуре обслуживания: резковозросла доля платных социальных услуг при одновременном снижении удельноговеса бесплатного обслуживания, чему в значительной мере способствоваласложившаяся экономическая ситуация в России. Социальная защита оказалась вомногом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной.Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов имногодетных семей, т.е. наиболее — уязвимых, малообеспеченных социальных группнаселения России [29, с.76].
Широкоеиспользование аппарата льгот на социальные услуги не вписывается в режимрыночного хозяйства. Это, однако, не означает, что льготами, финансируемыми избюджета, не следует пользоваться, поскольку целевое льготирование в отличие отвыплаты денежной компенсации связывает экономическую помощь государства спотреблением конкретного блага и услуги.

Таблица1 – Сведения о финансировании системы здравоохранения Кемеровской области за2004-2006 годы Источники финансирования годы Удельный вес в разрезе источников за 2006 г. (%) 2004 2005 2006 Бюджет области (без платежей на неработающее население) 735,8 1117,6 1203,7 52,4 Средства ОМС (финансирование территориальной программы без ведомственных ЛПУ) 407,3 609,4 828,8 36,0 Федеральный бюджет (целевые программы и внепрограммные поступления, бесплатные и льготные медикаменты) 74,5 69,9 31,5 1,4 Средства ФФОМС и ТФОМС на финансирование целевых программ 15,2 12,5 38,9 1,7 Прочие поступления (доходы от предпринимательской деятельности) 85,2 140,1 195,2 8,5 Всего: 1318.0 1949,5 2298,1 100,0
Созданиевнебюджетных социальных фондов в жестких условиях рыночной экономики былонаправлено на достижение большей социальной защищенности населения. На практикеэто означало соблюдение страховой основы формирования ресурсовспециализированных социальных фондов, строго целевого расходования их средств,обеспечение возможности периодической индексации выплат за счет приростанакоплений фонда.
Наряду сбюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами своеобразнымисточником средств, направляемых на цели социального развития, становятсянегосударственные пенсионные фонды.
Дополнительнаянегосударственная система пенсионного обеспечения граждан РФ строится на иныхпринципах, отличных от положенных в основу государственного пенсионногообеспечения. Прежде всего, это касается принципа добровольности участия.
Второеважное принципиальное отличие — не применение принципа солидарности поколений,действует принцип долгосрочного индивидуального накопления фонда, из которогопосле наступления пенсионного возраста застрахованного выплачиваетсяиндивидуальная пенсия. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
насовременном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяетсячетыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующихнормативно-правовых актах.
Во-первых,это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальнаязащита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защитанетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однакокаждый субъект Российской Федерации, основываясь не только насоциально-экономической обстановке в стране, но и на собственныхсоциально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защитынаселения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категорииграждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые ифинансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленныеспецификой того или иного региона или муниципального образования.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛАСОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА 2.1 Деятельность Отдела социальнойзащитой населения в Заводском районе города Кемерова
Социальнуюзащиту на территории Заводского района, г. Кемерова осуществляет Отдел социальнойзащиты населения Заводского района, г. Кемерово. В своей деятельности Отделподчинен главе администрации района, отделу здравоохранения и социальногоразвития Кемеровской области.
Правовуюоснову деятельности Отдела составляют Конституция РФ, Федеральные законы,законы Кемеровской области, указы и распоряжения Президента РФ, постановленияПравительства РФ, Устав Кемеровской области и города Кемерова, акты иныхорганов государственной власти РФ и Кемеровской области, решения городской администрации,постановления и распоряжения главы города и района.
Отдел возглавляетначальник, назначенный на должность и освобождаемый от нее распоряжением главыадминистрации района.
НачальникОтдела имеет заместителя, который назначается и освобождается от должностираспоряжением главы администрации района по представлению начальника Отдела,заместителя главы-руководителя аппарата администрации и по согласованию с отделомздравоохранения и социального развития Кемеровской области.
Другиеработники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрациипо представлению начальника Управления, заместителя главы-руководителя аппаратаадминистрации.
Основныезадачи и функции Отдел осуществляет в соответствии с Положением об Отделе социальнойзащиты населения Заводского района г. Кемерова.
Основнымизадачами Отдела являются:
1. Организациясоциальной защиты пожилых граждан, ветеранов войны и труда, инвалидов, граждан,уволенных с профессиональной военной службы и членов их семей, семей военнослужащих,погибших при исполнении обязанностей военной службы, защиты семьи, материнства,отцовства и детства, других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
2. Участиев разработке и выполнении программ социальной защиты населения на территориирайона.
3. Организациясоциального обеспечения граждан, семей с детьми.
4.Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелыхграждан, инвалидов и семей с детьми. Развитие благотворительной деятельностиорганизаций, учреждений и предприятий по привлечению внебюджетных средств дляукрепления материально-технической базы системы социальной защиты населения ифинансирование программ социальной поддержке.
5.Организация работы по координации деятельности центра социального обслуживания,общественных организаций.
6.Организация и внедрение в систему социальной защиты населения районасовременных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерствомздравоохранения и социального развития Кемеровской области.
7.Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств,предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источникамифинансирования.
8.Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг вмуниципальном и негосударственном секторах на подведомственной территории.
Организациясоциального обеспечения граждан, семей с детьми:
– обеспечениесовременного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий,компенсаций.
— осуществлениеконтроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному,жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иныхкатегорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.
– дальнейшеесовершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий икомпенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышенияпрофессионального мастерства работников.
Проведениемероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидови семей с детьми.
– совершенствованиепорядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальнойподдержке на основе применения современных средств.
– оказаниеадресной помощи нуждающимся гражданам.
– организациясоциального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семейс детьми и других групп населения.
– обеспечениекачества и доступности социального обслуживания.
В соответствиис возложенными задачами Отдел осуществляет следующие функции:
а) вобласти социального обслуживания:
– оформляетдокументы на помещение престарелых граждан, инвалидов, детей-инвалидов всоответствующие государственные дома-интернаты;
– оказываетпомощь по обеспечению социальной защиты граждан, оказавшихся в экстремальныхситуациях, в том числе лиц, без определенного места жительства и занятия,беженцев, вынужденных переселенцев;
– осуществляеткоординацию деятельности учреждений социального обслуживания, расположенных натерритории района, и оказывает им организационно-методическую помощь;
– проводитприем граждан по вопросам социальной защиты населения.
б) вобласти реабилитации инвалидов:
– осуществляетреализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
– оформляетдокументы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
– оказываетпомощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросахулучшения социального положения инвалидов;
– вноситпредложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальнойи профессиональной реабилитации инвалидов;
в) вобласти социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и других категорийграждан:
– осуществляетв пределах своей компетенции контроль по реализации нуждающихся в социальнойподдержке социальных гарантий, установленных действующим законодательством дляпожилых граждан и ветеранов и других льготных категорий граждан;
– координируетработу общественных организаций в вопросах улучшения социального положенияветеранов войны, и труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС, и других социально уязвимых групп населения, нуждающихся всоциальной поддержке;
– обеспечиваетсанаторно-курортным лечением льготные категории граждан;
– осуществляетоформление документов, дающих право пользования льготами в соответствии сзаконодательством;
– проводитназначение и выплату социальных пособий и компенсаций, предусмотренныхзаконодательством;
г) вобласти социальной поддержки семьи, материнства, и детства:
– осуществляетреализацию программ на улучшение положения семьи, женщин и детей, направленныхв первую очередь на оказание поддержки наиболее нуждающихся в ней;
– производитназначение и выплату единовременных и ежемесячных пособий на детей;
– осуществляетмеры, направленные на создание условий для социальной адаптации и интеграции вобщество детей с ограниченными физическими возможностями;
Всоответствии с возложенными на него задачами и функциями Отдел имеет право:
1. Запрашиватьи получать в установленном порядке от предприятий, учреждений, организаций независимоот их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности материал,необходимый для решения вопросов, входящих в его компетенцию.
2. Проводитьсовещания, семинары, встречи, организовывать выставки и другие мероприятия повопросам, входящими в его компетенцию.
3. Привлекатьна договорной основе специалистов к решению проблем, относящихся к его ведению.
Отдел социальнойзащиты населения строит свою деятельность в соответствии с планами,составленными на основе перспективных и текущих планов работы администрациирайона в целом.
Отдел всоответствии с действующим законодательством несет ответственность заправильное и точное выполнение возложенных на него функций.
Рассмотримнаиболее крупные по функциональному признаку структурные подразделения Отделасоциальной защиты.
1) Группапо назначению и выплате государственных пособий на детей гражданам, имеющимдетей, если их среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума.
Основнымизадачами и функциями группы по назначению и выплате государственных пособий надетей являются:
– реализациягосударственной политики социальных гарантий и социальной поддержки семей,имеющих детей;
– реализациягородских программ по социальной поддержке семей с детьми;
– разъяснениев средствах массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющимнесовершеннолетних детей мер, направленных на поддержание жизненного уровня их семей;
– осуществлениемероприятий по практической реализации государственной политики в социальнойсфере.
Всоответствии с возложенными на отдел задачами его специалисты:
–осуществляют работу по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей,единовременных выплат при рождении ребенка, ежемесячных компенсаций женщинам, имеющимдетей, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, по беременности и родамженщинам, потерявшим работу и заработок и признанным и в установленном порядкебезработными;
–проводят прием граждан, дают консультации по вопросам назначения и выплатыгосударственных пособий на детей.
Возглавляетгруппу ведущий специалист- руководитель группы, который назначается иосвобождается от должности главой администрации района. Он распределяетобязанности между специалистами в группе, организует работу в группе в пределахсвоей концепции, составляет инструкции и несет персональную ответственность завыполнение возложенных на группу функций.
2) Группапо назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций
Группа обеспечиваетреализацию социальных гарантий и мер социальной поддержки граждан пожилоговозраста, ветеранов и инвалидов, предусмотренных действующим законодательством.
Всоответствии с возложенными задачами группа осуществляет следующие функции:
– проводитприем граждан по вопросам назначения и выплате социальных пособий, льгот икомпенсаций;
– производитназначение и выплату следующих видов социальных пособий, льгот и компенсаций:
а) гражданам,подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС:
– денежнаякомпенсация в размере средней стоимости путевки;
–денежная компенсация на детей и подростков в размере средней стоимости путевкив оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и другие оздоровительныеучреждения;
– оплатастоимости проезда к месту лечения;
– оплатастоимости проезда на междугородных видах транспорта;
– оплата50% стоимости проезда на междугородных видах транспорта;
–единовременная компенсация за вред здоровью инвалидам;
–ежегодная компенсация за вред здоровью;
–единовременная материальная помощь на оздоровление;
–компенсация на приобретение продовольственных товаров;
– пособиена погребение;
–ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда, причиненного здоровью;
–ежемесячная денежная компенсация по возмещению вреда семье умершего инвалида;
б)ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, получившим внесовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечья в годы Великойотечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто идругих мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками впериод Великой Отечественной войны:
– компенсацияза неиспользованные путевки на санаторно-курортное лечение;
– компенсацияна транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы;
– оформлениедокументов на получение бесплатного автомобиля;
– оформлениеудостоверений о праве на льготы, предусмотренные законодательством.
в) инвалидам:
– денежнаякомпенсация на эксплуатационные расходы;
– оформлениеинвалидов в Центр реабилитации;
– направлениеинвалидов детства на учебу;
– выдачалистов талонов на проезд в международных видах транспорта инвалидам.
г) жертвамполитических репрессий:
– оплатастоимости проезда на междугородних видах транспорта;
– компенсацияза незаконно конфискованное имущество;
– единовременнаяденежная компенсация; возмещение затрат на погребение.
д) гражданам,уволенным с военной службы: денежная компенсация за наем жилых помещений;
е) малоимущимсемьям, малоимущим одиноким гражданам, пенсионерам: адресная помощь в видеденежных выплат;
ж) материальнаяпомощь семьям погибших в локальных конфликтах.
Руководительгруппы распределяет обязанности между специалистами, организует работу группыспециалистов, координирует и контролирует деятельность учреждений в пределахсвоей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми специалистамив группе.
Общаячисленность населения в Заводском районе 169 тыс. человек.
В районев 2006г. была оказана социальная помощь 549 семьям в размере 63231 руб., изкоторых:
–денежная помощь в размере 37655 руб. была оказана 226 семьям;
–вещевая помощь стоимостью 7632 руб. – 174 семьям;
–продуктовая помощь на сумму 17944 – 149 семьям.
Всего врайоне 206 многодетных семей, которые получают 30% скидку за электроэнергию,отопление и газ. В 2006г. этим семьям было выдано бесплатных лекарств на сумму540 руб. Бесплатным проездом воспользовались 506 человек из указанных семей.
Натерритории Заводского района проживает 7313 пенсионеров, из которых 746обслуживаются на дому, а 58 в социально-медицинском отделении. Финансированиесоциальной поддержки ветеранов было осуществлено в сумме 31216,85 руб.,инвалидов 11780,45 руб.
В целом,анализируя динамику функционирования учреждений социальной защиты населения натерритории Заводского района г. Кемерова можно говорить о ее положительнойнаправленности, обусловленной улучшением финансирования и повышениемквалификации сотрудников данных учреждений.
Финансовоеобеспечение органов социального обслуживания населения, занимает одно из первыхмест при рассмотрении эффективности функционирования данной системы. Посколькуфедеральный бюджет и бюджет г. Кемерова не в состоянии выделить суммы длядостаточно полного финансирования системы социального обслуживания населения,то законодательство предусматривает дополнительные внебюджетные источникифинансирования мер по социальному обслуживанию граждан: средства, поступающиеиз целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов,доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений иорганизаций системы социального обслуживания населения (доход от хозрасчетныхорганизаций); доходы от ценных бумаг, средства, поступившие от населения вкачестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования;другие источники, не запрещенные законом. Итак, проанализировав деятельностьучреждений социальной защиты населения на территории Заводского района г. Кемероваможно отметить следующие проблемы:
–нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовыхсредств;
– недостатокквалифицированных специалистов в этой области;
–ограниченный набор предоставляемых услуг.
Соответственноможно рекомендовать возможные варианты их решения:
– привлечениепредприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органовсоциальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;
–подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Кемерова, открытиекурсов переквалификации;
–разрешение деятельности органам социальной защиты путем введения новых услуг, вкоторых нуждаются малоимущие.
Однакотакое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивнымизменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимосоздание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населенияна территории муниципального образования.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫНАСЕЛЕНИЯ
Запоследние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпелазначительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социальногообеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения,включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальныецентры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на домуи службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарныеучреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживанияоказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но иактивно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощилицам без определенного места жительства.
Вместе стем остаются недостаточными материально-техническая база и финансированиеотрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения,нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не принятыстандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензированияэтой деятельности.
В основумодернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующиепринципы.
Принципгосударственной ответственности — постоянная деятельность по созданию условийдля надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществеизменениям; по улучшению их социального положения путем достаточногоматериально-технического, кадрового и организационного обеспечениясоответствующих институциональных структур; выполнение обязательств попредупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией,чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Принциправенства всех граждан — равное право на защиту и помощь в трудных жизненныхситуациях, независимо от социального положения, национальности, местажительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, напринятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равныхвозможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.
Принципсоединения правового и этического регулирования — соблюдение прав человека,норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализацииполитических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечениемусловий для справедливого обращения с нуждающимся.
Принципсоциального участия — стимулирование деятельности нуждающихся категорий гражданпо самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственныхусилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни,достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы иактивности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.
Принципсоциального партнерства — взаимодействие государства и граждан в осуществлениимероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучиянуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями,религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами,занятыми предоставлением помощи и услуг.
Принциппреемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихсякатегорий граждан — сохранение достигнутых социальных гарантий поддержкинаселения и поступательное развитие деятельности в их интересах.
Принципсоциальной эффективности — позитивные результаты мер, направленных на повышениеблагосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокогосоциального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.
Принципединства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержкена федеральном, региональном и местном уровне — обеспечение предоставленияпожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальныхгарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов РоссийскойФедерации и органов местного самоуправления.
Развитиесоциальной защиты населения в Кемеровской области должно происходить путемконцентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширениюсистемы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированныйгосударством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач поразвитию социальной защиты населения необходимо:
– улучшениепорядка взаимодействия в области социальной политики между федеральнымиорганами исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровскойобласти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациямиразличных форм собственности;
– повышениеответственности всех органов власти за ее реализацию;
– развитиенегосударственного сектора в социальной защите населения;
– совершенствованиекадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышениесоциальной защищенности социальных работников;
– использованиемеждународного опыта для адаптации системы социальной защиты населения креалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);
– организациялицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц игосударственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
– обеспечениемаксимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальнойзащиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда,максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособногочеловека.
Остростоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе,которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовкаспециалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализациивиде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начатьфункционировать как целостная система, тем более в тех условияхсоциально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Длясоциальной работы требуется новая полная развернутая структура процессаподготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуальногопродолжения обучения в процессе непрерывного образования.
Важнымнаправлением реформирования оказания социальной поддержки населения являетсяизменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:
В сфереразвития социальной защиты и реабилитации инвалидов.
Внастоящее время остро стоит проблема инвалидизации населения и этой проблеменужно уделить достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплекснуюреабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельностии обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитациидетей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того,необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов всторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.
Реабилитацияинвалидов является эффективной мерой их социальной защиты, она экономическирентабельна, так как оплата данных мероприятий более выгодна государству, чемрасходы на выплату пенсий по инвалидности, поэтому целесообразно созданиецентров профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (присохранении значительной доли государственного финансирования) на основесамоокупаемости и самофинансирования; первоочередная безвозмездная передачаинвалидным ассоциациям имущества закрывающихся нерентабельных госпредприятий.
В сфереразвития социальной защиты семьи, женщин и детей.
В целомпо многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаютсянеблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровьянаселения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий попреодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социальногообслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:
– обеспечениенеобходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций надетей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля замедицинскими учреждениями);
– созданиеблагоприятных условий для полного и равноправного участия женщин вполитической, экономической, социальной и культурной жизни;
– обеспечениеправ детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное исоциальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков,проведение организации экскурсий в другие города).
Решениепоставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованиюмеханизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, втом числе, в области поддержки семьи:
– государственноестимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
– развитиесети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков,расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных,психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций,социально-психологической адаптации к новым условиям.
В целяхулучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:
– обеспечениедополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей,находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот,детей-инвалидов;
– расширениегосударственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей,лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные)семьи);
– созданиеэффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушенийнесовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненнойситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченнымивозможностями.
– срокреабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальнымипроблемами.
– нановый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыхадетей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику созданиялагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечивусловия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должнобыть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.
В сфересоциальной защиты граждан пожилого возраста.
Одним изосновных направлений в системе социального обслуживания и социальная помощьгражданам пожилого возраста.
Дляболее эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилоговозраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальнойзащите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от ихиндивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетнымнаправлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях,предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центрыкомплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальнойпомощи на дому).
Комплексностьпри организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростыхсовременных условиях требует нового социального партнерства с участиемгосударственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самихпожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так какпозволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широкомдиапазоне.
Наоснове вышесказанного целесообразно следующее:
– формированиекомплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров иинвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельскихцентрах, такие бригады существуют, но их очень мало;
– организациюмастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельностидля привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работойпожилых людей и инвалидов;
– рекламуи пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости иположительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;
– изучениевозможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей,оставшихся без родителей.
В целомизменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействияорганов государственного и муниципального управления с некоммерческими иобщественными организациями, развитием такой формы социального партнерства каксоциальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развитиясоциального партнерства.
Данные предложенияи рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения,положение которых плачевно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преобразованияв политической, экономической и социальной областях, осуществляемые вгосударстве, предусматривают проведение активной социальной политики, котораядолжна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапномрешении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективногоиспользования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласованияобязательств государства и реальных возможностей для их финансирования.Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальнаязащита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующихпредоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданамиправ и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Насовременном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяетсячетыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующихнормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства иотрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения,в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, этосоциальная защита семьи. Однако, каждый субъект Российской Федерации, основываясьне только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственныхсоциально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защитынаселения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категорииграждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые ифинансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленныеспецификой того или иного региона или муниципального образования.
Проанализировавдеятельность учреждений социальной защиты населения на территории Заводскогорайона г. Кемерова можно отметить следующие проблемы:
–нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовыхсредств;
–отсутствие квалифицированных специалистов в этой области;
–ограниченный набор предоставляемых услуг.
Соответственноможно рекомендовать возможные варианты их решения:
–привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органовсоциальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;
–подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Кемерова, открытиекурсов переквалификации;
–разрешение деятельности органов социальной защиты путем введения новых услуг, вкоторых нуждаются малоимущие.
Однакотакое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивнымизменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимосоздание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населенияна территории муниципального образования.
В основумодернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующиепринципы.
–Принцип государственной ответственности.
–Принцип равенства всех граждан.
–Принцип соединения правового и этического регулирования.
–Принцип социального участия.
–Принцип социального партнерства.
–Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношениинуждающихся категорий граждан.
–Принцип социальной эффективности.
–Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственнойподдержке на федеральном, региональном и местном уровне. Важным направлениемреформирования оказания социальной поддержки населения является изменениепринципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:
В целомизменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействияорганов государственного и муниципального управления с некоммерческими иобщественными организациями, развитием такой формы социального партнерства каксоциальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развитиясоциального партнерства.
 Всевышеперечисленное свидетельствует о том, что бескомплексное, включающее в себягосударственный, региональный, местный уровни и коммерческий сектор программысоциальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация никогдане достигнет пропагандируемых целей по улучшению социальной защиты населения. Темне менее, на наш взгляд, в условиях любого региона при своевременном и полномвыполнении программы есть возможность коренным образом изменить ситуацию влучшую сторону.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от12.12 1993.
2. Федеральный закон«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. СобраниеЗаконодательства РФ, 2001, № 52, ст. 4920.
3. Федеральный закон«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ. Собрание Законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831.
4. ПостановлениеМинистерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесенииизменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума вцелом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от28.047.2000г. №36/34».
5. ПостановлениеГосударственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г.№327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживаниенаселения. Основные виды социальных услуг»
6. Постановление АдминистрацииКемеровской области «О программе экономического и социального развития Кемеровскойобласти на 2003-2008 гг.» от 09.01.2003 г. № 9-пП.
7. Концепцияразвития в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения Кемеровскойобласти на 2003-2005 годы.
8. Положение оботделе социальной защиты населения Заводского района г. Кемерова. Утвержденоглавой администрации Заводского района г. Кемерова, от 19 декабря 2002. №521.
9.  Барбышева В.Пять ступеней // Социальная защита — 2006 — №9.- с.12-16.
10. Виленский А.,Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональныйопыт // Вопросы экономики. -2006.-№12.-с.29-34.
11. Водопьянова Е.А.,Гамицкий Д.Г., Каталонов В. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследованияи практических действий. — М: Пресс, 2003.- 138 с.
12. Воронин А.Г.Муниципальное хозяйствование и управление — М.: Финансы и статистика, 2003.-280 с.
13. Гембаренко В. Десятьлет по пути становления и развития системы социальной защиты населения //Социальное обеспечение. — 2007 — №1.-с.6-10.
14.  Говорков В.Основа политики – ответственность государства // Уровень жизни населениярегионов России. -2003.- №2.- с.5-8.
15. Гусов К.Н. Правосоциального обеспечения: учебное пособие –М: ИНФРА-М,2004.-264 с.
16. Дмитриев В. Нашанадежда — социальное страхование // Деловой Кузбасс. — 2007. — №3.-с.16-23.
17. Дудкин А. Нужныновые модели социальной работы // Социальное обеспечение. — 2007. — №1.-с.12-19.
18. Информация оработе органов и учреждений социальной защиты населения города Кемерова за 2006год. Кемерово: Администрация г. Кемерова.- 2007.- 128 с.
19.  Карелова.ГСоциальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2006.-№6.-с.24-28.
20.  Круть С. Рецептыповышения эффективности социальной защиты населения известны // Человек и труд.- 2006. -№11.- с.9-15.
21. Лепихов М.И.Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2000.-316с.
22. Менеджментсоциальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. идр. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. -М.: «Владос», 2004.-380 с.
23. Основы социальнойработы: учебник /Отв. Ред. П.Д. Павленок — М.: ИНФРА-М., 2003.- 212 с.
24. Пантелеева Т.С.,Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие длястудентов ВУЗов — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006.- 248 с.
25. Подшибякина Н.Основные принципы государственной политики социальной защиты населения вусловиях реформ // Проблемы тории и практики управления. — 2005. — №6.-с.12-18.
26. Потапов Л.Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2007.-№1.-с.21-23.
27.  Ришанивская Н.Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль. — 2006.-№11.- с.23-27.
28.  Роик В.Д.Утверждение страховых взносов социальной защиты населения: необходимость ипроблемы // Российский экономический журнал. — 2006. -№1.- с.12-19.
29. Савинов А.Н.Организация работы органов социального обеспечения: Учебник — М: ИНФРА-М, 2005.-280с.
30. Словарь-справочникпо социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2003. — 424 с.
31. Смирнов С, ИсаевН. Социальная политика: новый курс. //Вопросы экономики.-2006.-№2.- с.21-26.
32. Социальнаяполитика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской — Смирновой Е., Романова П. – М: ИНИОН-РАН, 2005.- 256 с.
33. Социальная работа/Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 320 с.
34. Социальнаяэнциклопедия /Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. — М:БРЭ, 2000. — 438 с.
35. Сулейманова Г.В.Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: Феникс,2003.- 200 с.