Содержание
Введение……………………………………………………………… . ..3
1. Финансовая отчетность и методы ее анализа………………………………….5
1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее пользователи……….5
1.2.Методы анализа финансового состояния предприятия……… . 7
2. Анализ финансовой отчетности предприятия ………… .….16
2.1. Общая характеристика ООО «Молочный комбинат»…………….16
2.2. Анализ финансовой отчетности ООО «Молочный комбинат»………………………………………………………………………….20
3. Предложения по совершенствованию финансовой деятельности ООО «Молочный комбинат» ……………………………………………………….…32
Заключение………………………………………………… . .…35
Список литературы…………………………………………… . …37
Введение
Анализ финансовой отчетности предприятия является одним из этапов оценки, он служит основой понимания истинного положения предприятия и степени финансовых рисков.
Результаты финансового анализа непосредственно влияют на выбор методов оценки, прогнозирование доходов и расходов предприятия, на определение ставки дисконта, применяемой в методе дисконтированных денежных потоков, на величину мультипликатора, используемого в сравнительном подходе.
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах работы оцениваемого предприятия за прошедшие периоды для выявления тенденций в его деятельности и определения основных финансовых показателей.
На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятияявляется очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния предприятия уделяется много внимания.
Актуальность задач, связанных с прогнозированием финансового состояния предприятия, отражена в одном из используемых определений финансового анализа, согласно которому финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее. При таком подходе финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих финансовых результатов. Финансовое прогнозирование позволяет в значительной степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, и распределения ответственности.
Предметом курсовой работы является анализ финансовой отчетности предприятия
Объектом курсовой работы является финансовая деятельность ООО «Молочный комбинат»
Цель работы провести анализ финансовой отчетности предприятия.
Были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть методы анализа финансовой отчетности предприятия
– провести анализ финансовой отчетности предприятия
1. Финансовая отчетность и методы ее анализа
1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее пользователи
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период.
Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности, состоит в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций (за исключением бюджетных) состоит из:
– бухгалтерского баланса;
– отчета о прибылях и убытках;
– приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
– пояснительной записки;
– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту).[1]
Числовые показатели в бухгалтерской отчетности приводятся минимум за два года – отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый год).
Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.[2]
Внешними пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются банки, инвесторы, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, работающие на предприятии, органы власти, общественные организации и другие. Внешние пользователи могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.
К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся руководители, менеджеры различных уровней, учредители, участники и собственники имущества предприятия.
Внутренние пользователи (руководители, менеджеры) на основе бухгалтерской отчетности проводят анализ и оценку показателей финансового состояния предприятия, определяют тенденции его развития, готовят информационную базу финансовой отчетности, обеспечивающую всех заинтересованных пользователей.[3]
Информация бухгалтерской отчетности служит основой для принятия решений по инвестиционной, финансовой и операционной деятельности.
Внутренний анализ направлен на прогнозирование расширения производственной деятельности, выбора источников и возможности привлечения инвестиций в те или иные активы, сохранения ликвидности предприятия или вероятности его банкротства. Сама бухгалтерская (финансовая) отчетность может служить оценкой работы менеджеров (по коэффициентам, характеризующим финансовой положение, внешние пользователи могут судить о работе менеджеров). Кроме того, само предприятие заинтересовано в надежных партнерах и обращается к прочтению их отчетности и отчетности будущих потенциальных контрагентов.
Обеспечение пользователей (прежде всего внешних) полной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов является важнейшей задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строятся концепции развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.
1.2. Методы анализа финансового состояния предприятия
Основными аналитическими процедурами финансового анализа являются:
– горизонтальный (временной) анализ – сравнение показателей отчетности с данными предыдущего периода;
– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
– трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя;
– сравнительный (пространственный) анализ – это сопоставление данных предприятия с показателями аналогичных предприятий или предприятий-конкурентов, сопоставление со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными (межхозяйственный, межфирменный сравнительный анализ фирмы) или внутрихозяйственное сопоставление по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов;
– анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между данными отчетности и определение их взаимосвязи;
– факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т. е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.
В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Для выявления качественных изменений в структуре средств и их источников , а также динамики этих изменений проводят вертикальный и горизонтальный анализ отчетности.[4]
Вертикальный анализ – анализ отдельных разделов и статей баланса, отчета о финансовых результатах показывает структуру средств предприятия и их источников. Расчеты обычно проводят в процентах от общей суммы средств предприятия для сопоставимости данных, что позволяет избежать инфляционной корректировки ретроспективной финансовой документации.
Горизонтальный анализ – анализ финансовой документации за ряд лет, данные которого представляются в виде индексов по отношению к базисному году или сопоставления процентных изменений по статьям за анализируемый период. Выявление базисных темпов роста за ряд лет позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Сначала выявляются важнейшие характеристики деятельности предприятия: общая стоимость имущества, собственных и заемных средств. Затем вырабатывается суждение о структуре имущества предприятия, характере использования финансовых ресурсов, выявляются сильные и слабые стороны предприятия в абсолютном выражении.
Признаками "хорошего" баланса являются:
– валюта баланса в конце отчетного периода должна увеличиваться по сравнению с началом периода;
– темпы прироста оборотных активов должны быть выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
– собственный капитал организации должен превышать заемный, и темпы его роста должны быть выше, чем темпы роста заемного капитала;
– темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть примерно одинаковыми;
– доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10%;
– в балансе должна отсутствовать статья "непокрытый убыток".
При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:
– соотношению между собственными и заемными средствами;
– обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);
– структуре кредиторской и дебиторской задолженности;
– анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);
– удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы – денежные средства и ликвидные ценные бумаги – должны быть больше или быть равными наиболее срочным обязательствам).[5]
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности (т. е. скорости превращения в денежные средства), с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. При этом активы располагают в порядке убывания ликвидности, а пассивы – в порядке возрастания сроков погашения. Активы предприятия в зависимости от степени ликвидности делят на следующие группы
В зависимости от степени ликвидности активы
предприятия разделяются на следующие группы:
А1
– наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;
А2
– быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы;
А3
– медленно реализуемые активы – запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов), а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложения в уставные фонды других предприятий);
А4
– труднореализуемые активы – итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1
– наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок;
П2
– краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;
П3
– долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;
П4
– постоянные пассивы – итог раздела IV пассива баланса.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
А1
П1
, А2
П2
, А3
П3
, А4
П4
,
При анализе отчета о финансовых результатах особое внимание уделяется, во-первых, соотношению выручки от реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период и, во-вторых, выявлению тенденции в уровне доходов на предприятии.[6]
Для детализации общей картины изменений в финансовом положении организации для каждого раздела актива и пассива баланса возможно построение сравнительных аналитических таблиц. В данных таблицах можно проанализировать отдельно структуру и динамику внеоборотных активов, оборотных активов, дебиторской задолженности (и прочих активов), капитала, резервов, кредитов и займов, кредиторской задолженности (и прочих пассивов).
После анализа финансовых отчетов устанавливаются показатели финансовой устойчивости в относительном выражении и сравниваются с предприятиями отрасли.
Для финансового анализа можно использовать большое количество коэффициентов, однако оценщик выбирает наиболее важные с учетом целей оценки. Для расчета показателей при сравнении с предприятиями-аналогами должна быть использована единая методика расчета.
Анализ платежеспособности
Анализ платежеспособности предприятия ведется на основании расчета ряда показателей.
1. Общий показатель платежеспособности
Л1 = (А1 + 0,5А2 + 0,ЗАЗ)/ (П1+0,5П2+0,ЗПЗ) Л1>1
2. Коэффициент абсолютной ликвидности
Л2 = А1/ (П1+П2) Л2>0,1-0,7 Характеризует структуру баланса. Показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно
3. Коэффициент
быстрой ликвидности ЛЗ = (А1+А2)/ (П1+П2)
Не менее 1,0 Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности
4. Коэффициент текущей ликвидности
Л4=(А1+А2+А3)/ (П1+П2) Не менее 2,0 Характеризует платежные возможности предприятия при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала Л5=А3/(А1+А2+А3-П1-П2)
Уменьшение показателя в динамике является положительным фактом Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженности
6. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (собственными источниками финансирования)
Л6=(П4-А4)/(А1+А2+А3) Л6>0,1 (чем больше, тем лучше) Характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее текущей деятельности.[7]
Анализ финансовой устойчивости
Анализ финансовой устойчивости проводится для того, чтобы определить:
– способность организации отвечать по своим долгосрочным обязательствам;
– степень независимости организации от заемных источников финансирования.
Наиболее точным способом оценки финансовой устойчивости является расчет коэффициентов:
– коэффициент автономии (финансовой независимости) – показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам;
– доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах – характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации и определяется в процентах как отношение просроченной кредиторской задолженности к совокупным пассивам;
– показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам – определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации;
– коэффициент маневренности – рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу, показывает, какая часть собственного капитала вложена в оборотные активы, т. е. находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом;
– коэффициент иммобилизации – рассчитывается как отношение внеоборотных активов к оборотным, отражает специфику деятельности фирмы, характеризует соотношение постоянных и текущих активов.
Анализ деловой активности
Применение термина "деловая активность" в отечественной экономической литературе началось сравнительно недавно, и его значение еще не устоялось. Но в контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности под деловой активностью обычно понимают эффективность текущей производственной и коммерческой деятельности организации. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении поставленных ею целей, что отражается в различных показателяхБочаров
К основным показателям деловой активности относят:
– коэффициент оборачиваемости капитала – отношение выручки к капиталу, показывает насколько эффективно компания использует инвестиции в капитал;
– продолжительность оборачиваемости капитала – период в течении которого капитал полностью используется;
– рентабельность активов – показывает степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия и определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам организации;
– рентабельность продаж – характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации и определяется в процентах как отношение чистой прибыли к выручке (нетто).[8]
Работа оценщика с финансовой документацией – важный этап оценки, целью которого является:
– приведение ретроспективной финансовой документации к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков, ставок дисконтирования и т.д.;
– нормализация отчетности с целью определения доходов и расходов, типичных для оцениваемого бизнеса;
– определение текущего финансового состояния оцениваемого предприятия;
– выявление тенденций в развитии бизнеса на основе ретроспективной информации, текущего состояния и планов на будущее;
– подготовка информации для подбора компаний-аналогов, расчета величины рыночных мультипликаторов.
Возможно выделение 4-х типов финансовых ситуаций:
1. Абсолютная независимость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости.
2. Нормальная независимость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность.
3. Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором все же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности.
2. Анализ финансовой отчетности предприятия
2.1. Общая характеристика ООО «Молочный комбинат»
Предметом хозяйственной деятельности предприятия является производство молочной и кисломолочной продукции.
Комбинат оснащен высокопроизводительным оборудованием, имеет собственный автопарк, котельную на газовом топливе, компрессорный цех по производству холода, складские помещения в достаточном количестве и с требуемыми температурными режимами.
Технологический процесс приготовления молочной и кисломолочной продукции состоит из следующих основных стадий производства:
– приемка и охлаждение молочного сырья;
– механическая очистка молока;
– переработка сырья в готовую продукцию;
– осуществление розлива и расфасовки готовой продукции.
Работу основных производственных участков обеспечивают вспомогательные участки:
– ремонтно-механическая группа;
– компрессорная;
– производственная лаборатория;
– склад сырья и материалов:
– котельная;
– лаборатория КИПиА.
Хозяйственные связи, сложившиеся у предприятия с поставщиками, носят устойчивый, долгосрочный характер и обеспечивают надежное материально-техническое снабжение производства.
Организационная структура управления ООО «Молочный комбинат» представляет собой вертикально-зависимую связь структурных подразделений, в которой гендиректор может управлять производственно-хозяйственной деятельностью предприятия как лично, так и через своих непосредственных заместителей.
Работа каждого структурного подразделения возглавляется конкретным ответственным специалистом, который непосредственно подчиняется руководителю предприятия.
Общее руководство предприятием осуществляет гендиректор. Гендиректор предприятия организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. В соответствии с уставом предприятия гендиректор предприятия представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается в установленных законом границах имуществом и средствами предприятия, заключает договоры, издает приказы по предприятию, принимает и увольняет работников, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания.
Гендиректор возглавляет специальный рабочий аппарат– заводоуправление, состоящее из отделов (служб), отдельных специалистов.
Первым заместителем директора является главный инженер, который отвечает за проведение на предприятии правильной технической политики, совершенствование техники, технологии и организации производства на основе новейших достижений науки.
Главный инженер руководит службами ремонтного и энергетического обслуживания и контроля качества сырья и готовой продукции, организует работу по развитию изобретательства и рационализации.
Наравне с гендиректором главный инженер несет ответственность за выполнение плана производства, освоение производственной мощности предприятия, непрерывное совершенствование ассортимента продукции и выпуск высококачественных изделий, повышение производительности труда и оптимальное использование технологического оборудования, за состояние техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии. Под руководством главного инженера осуществляется подготовка и повышение квалификации кадров.
К важным задачам, которые решает главный инженер, относится разработка и внедрение мероприятий по комплексной механизации и автоматизации производства и управления, определение перспектив технического перевооружения предприятия и его специализации; осуществление оперативного контроля за выполнением плана организационно-технических мероприятий, плана по внедрению новой техники и совершенных схем технологического процесса.
Ведущими специалистами, непосредственно подчиненными главному инженеру, являются главный механик и заведующий лабораторией предприятия.
Главный механик осуществляет организационно-техническое руководство и контроль за технически правильной и бесперебойной эксплуатацией оборудования и несет ответственность за своевременный и качественный ремонт оборудования, коммуникаций горячего и холодного водоснабжения, котлов и т.д. Главный механик обязан разрабатывать графики осмотра всего оборудования основного и вспомогательных производств и определять сроки его профилактического, текущего и капитального ремонтов. Руководя ремонтными работами, главный механик контролирует расходование средств и их соответствие сметам на эти работы.
Наравне с главным инженером главный механик несет ответственность за качественную приемку и своевременную установку поступающего на предприятие нового оборудования, за состояние техники безопасности и охраны труда, зависящее от работы различных машин, аппаратов и механизмов. Производственно-техническая лаборатория выполняет следующие задачи:
1.Обеспечение выпуска продукции, отвечающей требованиям нормативной документации.
2.Обеспечение входного контроля поступающего сырья.
3.Укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции в условиях соблюдения правил промышленной санитарии.
Основные функции лаборатории:
1. В целях выполнения намеченных задач лаборатория осуществляет технохимический контроль качества основного и дополнительного сырья, готовой продукции, а также контроль соблюдения установленных параметров технологического прогресса, утверждённых главным инженером Комбината.
2. Проводит работу по анализу причин выпуска продукции низкого качества и принимает меры по их устранению.
3. Оформляет документы, содержащие техническое обоснование для предъявления претензии к поставщикам сырья, забракованного при осуществлении входного контроля.
4. Осуществляет контроль за выполнение мероприятий по устранению недостатков в качестве продукции, выявленных контролирующими органами.
5. Внедряет новые методы контроля технологического процесса, сырья и готовой продукции.
6. Ведет отчетность по утвержденным формам и представляет её в установленные сроки.
Важнейшими функциями управления, находящимися в ведении директора, являются: технико-экономическое планирование, организация и нормирование труда, составление бухгалтерской и финансовой отчетности, а также материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции. Соответственно этим функциям на молочном комбинате создаются: планово-экономический (планово-производственный) отдел, бухгалтерия, отделы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции.
2.2.Анализ ф
инансовой отчетности ООО «Молочный комбинат»
Анализ финансовых показателей будем проводить на основании метода, описанного в теоретической части, но адаптированного под анализируемое предприятие. В таблицах 1 и 2 представлены укрупненный баланс предприятия и отчет о прибылях и убытках за 2008-2009 гг.:
Таблица 1.
Агрегированный баланс предприятия ООО «Молочный комбинат» в 2008-2009 гг.
Наименование
2008 г. тыс.руб.
2009 г. тыс.руб.
отклонение, тыс.руб.
темп
роста,
%
Актив
I. Внеоборотные активы
Основные средства, 120
352
416
64
118,18%
Итого по разделу I
352
416
64
118,18%
II. Оборотные активы
Запасы, в т.ч. 210
10976
13328
2352
121,43%
затраты в незавершенном производстве 213
448
208
-240
46,43%
готовая продукция и товары для перепродажи 214
10528
13120
2592
124,62%
НДС по приобретенным ценностям 220
1984
4624
2640
233,06%
Дебиторская задолженность (платежи до 12 мес.) 240
7648
25568
17920
334,31%
Денежные средства, в т.ч. 260
176
160
-16
90,91%
Итого по разделу II 290
20784
43680
22896
210,16%
Итого Актив 300
21136
44096
22960
208,63%
Пассив
III. Капитал и резервы
Уставной капитал 410
160
160
0
100,00%
Непокрытый убыток (нераспределенная прибыль) 470
64
816
752
1275,00%
Итого по разделу III 490
224
976
752
435,71%
IV. Долгосрочные обязательства
Займы и кредиты (долгосрочные) 510
7520
7520
0
100,00%
Отложенные налоговые обязательства 515
0
3536
3536
Итого по разделу IV 590
7520
11056
3536
147,02%
V. Краткосрочные обязательства.
Займы и кредиты 610
1600
1600
0
100,00%
Кредиторская задолженность, в т.ч. 620
11792
30464
18672
258,34%
поставщикам и подрядчикам 621
11600
30288
18688
261,10%
задолженность перед персоналом организации 622
80
0
-80
задолженность перед внебюджетными фондами 623
32
0
-32
Задолженность по налогам и сборам 624
80
160
80
200,00%
Прочие кредиторы 625
0
16
16
Итого по разделу V 690
13392
32064
18672
239,43%
Итого Пассив 700
21136
44096
22960
208,63%
На основании анализа баланса, можно отметить, что рост в 2009 г. по сравнению с 2008 г., как актива, так и пассива произошел за счет роста дебиторской и кредиторской задолженности.
Таблица 2.
Агрегированный отчет о прибылях и убытках предприятия ООО «Молочный комбинат» за 2008-2009 гг.
Показатель
2008 г.
тыс. руб.
2009 г. тыс. руб.
отклонение, тыс. руб.
темп
роста, %
Выручка 010
45424
110896
65472
244,14
Себестоимость 020
36816
109840
73024
298,35
Валовая прибыль 029
8608
1056
-7552
12,27
Коммерческие расходы 030
8320
0
-8320
0
Управленческие расходы 040
0
0
0
0
Прибыль (убыток) от продаж 050
288
1056
768
366,67
Внереализационные доходы 120
48
16
-32
33,33
Внереализационные расходы 130
256
80
-176
31,25
Прибыль (убыток) до налогообложения 140
80
992
912
1240
Текущий налог на прибыль 150
16
176
160
1500
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190
64
816
752
1175
Анализ отчета о прибылях и убытках показывает, что, несмотря на увеличение выручки, валовая прибыль предприятия в 2009 г. уменьшилась по сравнению с 2008 г. за счет роста доли себестоимости товаров. При этом произошло увеличение чистой прибыли за счет многократного уменьшения коммерческих расходов.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.
Традиционно баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений: А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4<=П4.[9]
В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Рассчитаем А1, А2, А3, А4, П1, П2, П3, П4 на основании данных таблицы 2.2 (см. табл. 2.4):
Таблица 3
Анализ ликвидности баланса предприятия ООО «Молочный комбинат», тыс. руб.
Актив
2008 г.
2009 г.
Пассив
2008 г.
2009 г.
А1
176
160
П1
11792
30464
А2
7648
25568
П2
1600
1600
А3
12960
17952
П3
7520
27056
А4
352
416
П4
224
976
Поскольку в 2008 г. А1<П1 и А4>П4 то ликвидность баланса предприятия в этот период можно оценить как неудовлетворительную. В 2009 г. А2>П2 и А4<П4, то есть минимальное условие ликвидности выполняется.
Оценим платежеспособность предприятия.
Таблица 4.
Показатели платежеспособности предприятия ООО «Молочный комбинат»
Показатели
2008 г.
2009 г.
Изменение
показателя
Общий показатель ликвидности (L1); L1=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3)
0,53
0,53
0,00
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)L2 = А1/П1 + П2. L2 > 0,2+0,7.
0,01
0,01
0,00
Коэффициент срочной ликвидности (L3)L3 = А1 + А2/П1 + П2. L3 > 1,5.
0,58
0,80
0,22
Коэффициент текущей ликвидности (L4)L4 = А1 + А2 + АЗ/П1 + П2.
1,55
1,36
-0,19
Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5)L5 =АЗ/{А1 + А2 + А3} — {П1 + П2}
1,75
1,55
-0,21
Доля оборотных средств в активах (L6)
L6 = А1 + А2 + АЗ/Б.
1,00
1,00
0,00
Коэффициент собственных оборотных средств (L7)L7 = П4 — А4/А1 + А2 + АЗ.
-0,01
0,01
0,02
Проанализируем показатели. Общий показатель ликвидности остался без изменений. При этом он почти в два раза ниже рекомендуемого значения.
Представляется проблематичным погашение краткосрочной задолженности предприятия за счет денежных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности в анализируемые периоды намного ниже нормы.
Значительно лучше ситуация с коэффициентом срочной ликвидности. В 2008 году этот коэффициент был несколько ниже нормы. Однако в 2009году он уже располагается в области допустимых значений.
Мобилизовав все оборотные средства, предприятие может погасить большую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам. При этом данный коэффициент ниже оптимальных значений, и имеется тенденция к его понижению.
Уменьшился коэффициент маневренности функционирующего капитала. Следовательно, производственные запасы предприятия и дебиторская задолженность в рассматриваемый период увеличились. Доля оборотных средств в активах предприятия также является высокой.
Катастрофически низок коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, хотя здесь наблюдается тенденция к улучшению этого показателя.
Оценим рентабельность предприятия.
Общая рентабельность
R1 = (ф.2 стр.140/ ф.2 стр. 010) *100%
Рентабельность продаж
R2 = (ф.2 стр.050/ ф.2 стр. 010) *100%
Рентабельность собственного капитала
R3 = (ф.2 стр.190/ ф.1 стр. 490) *100%
Экономическая рентабельность
R4 = (ф.2 стр.140/ ф.1 стр. 300) *100%
Фондорентабельность
R5= (ф.2 стр.140/ ф.2 стр. 190) *100%
Рентабельность основной деятельности
R6= (ф.2 стр.140/ ф.2 стр. 020) *100%
Рентабельность перманентного капитала
R7= (ф.2 стр.140/ ф.1 стр. 490-590.) *100%
Период окупаемости собственного капитала (лет)
R9= ф.1 стр.490/ ф.2 стр. 140
Рентабельность производственных фондов
R10=(ф.2 стр.140/ ф.1 стр. 110+120+210) *100%
Рентабельность всех активов
R12= (ф.2 стр.190/ ф.1 стр. 700) *100%[10]
Таблица 5
Коэффициенты рентабельности предприятия ООО «Молочный комбинат»
Показатели
2008 г.
2009 г.
Изменение
показателя
Общая рентабельность (R1)
0,00
0,01
0,01
Рентабельность продаж (R2)
0,29
0,77
0,48
Рентабельность собственного капитала (R3)
0,00
0,02
0,02
Экономическая рентабельность (R4)
0,01
0,01
0,00
Фондорентабельность (R5)
0,23
2,38
2,16
Рентабельность основной деятельности (R6)
0,00
0,01
0,01
Рентабельность перманентного капитала (R7)
-0,01
-0,10
-0,09
Период окупаемости собственного капитала (лет) (R9)
2,80
0,98
-1,82
Рентабельность производственных фондов (R10)
0,01
0,07
0,07
Рентабельность всех активов (R12)
0,00
0,02
0,01
Показатели рентабельности предприятия также ниже нормы. Особенно низкой является экономическая рентабельность – на единицу реализованной продукции приходится всего 1% прибыли.
За рассматриваемый период повысилась почти в 3 раза эффективность использования собственного капитала предприятия. Резко возросла эффективность использования оборотных средств и внеоборотных активов. Период окупаемости собственного капитала уменьшился с 2,8 до 0,98.
Вычислим показатели Н1 (наличие собственных оборотных средств), Н2 (наличие собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов ), Н3 (общая величина источников формирования запасов и затрат), Е1(излишек или недостаток собственных оборотных средств), Е2 (излишек или недостаток собственных оборотных средств, а также долгосрочных и среднесрочных кредитов и займов) и Е3 (излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат ) (таблица 2.7):
Таблица 6.
Абсолютные показатели устойчивости предприятия ООО «Молочный комбинат»
2008 г.
2009 г.
2008 г.
2009 г.
Н1стр. 2 – стр. 1
128
-560
Е1 стр. 3 – стр. 8
-10848
-13888
Н2стр.3+ стр.4
7648
10496
Е2 стр. 5 – стр. 8
-3328
-2832
На основании таблицы 6 можно констатировать неустойчивое финансовое состояние предприятия. Проанализируем теперь относительные коэффициенты финансовой устойчивости (таблица 7).
Таблица 7.
Показатели рыночной устойчивости предприятия ООО «Молочный комбинат»
Показатели
2008 г.
2009 г.
Изменение
показателя
Коэффициент капитализации U1= (стр.590 + стр.690)/стр. 490
93,36
44,18
-49,18
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования U2= (стр.490 – стр.190)/стр..290
-0,01
0,01
0,02
Коэффициент финансовой независимости U3=стр.490/стр.699
0,01
0,02
0,01
Коэффициент финансовой устойчивости U5= (стр.490 + стр590)/стр. 300
0,37
0,27
-0,09
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов U6= (стр.490 –стр.190)/(стр.210-стр.220)
-0,01
0,06
0,08
Коэффициент мобильности средств U7=стр.290/стр.190
59,05
105,00
45,95
Коэффициент финансовой зависимости U8=(ст.590+стр.690)/стр.700
0,99
0,98
-0,01
Коэффициент обеспеченности материальных затрат U9=(стр.290-стр.690)/(стр210+стр.220)
0,57
0,65
0,08
Коэффициент маневренности собственного капитала U10= (стр.290-стр.690)/стр490
33,00
11,90
-21,10
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности U11= (стр.230+стр.240)/стр620
0,65
0,84
0,19
Коэффициент привлечения средств U12=стр.690/стр.290
0,64
0,73
0,09
Коэффициент краткосрочной задолженности U13= стр.690/(стр.590+стр.690)
0,64
0,74
0,10
Коэффициент долгосрочного привлечения заемного капитала U14=стр.590/(стр.490+стр.590)
0,97
0,92
-0,05
Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала (U15)(стр.490-стр.190)/стр.490
-0,57
0,57
1,15
Доля внеоборотных активов в собственном капитале U16=Стр.190/стр.490
1,57
0,43
-1,15
Коэффициент капитализации показывает, что заемные средства в деятельности предприятия преобладают по сравнению с собственными. При этом доля используемых собственных средств увеличилась в 2009 году, по сравнению с 2008 годом. Поэтому коэффициент финансовой независимости также является низким.
Значительная часть оборотных активов предприятия также финансируется за счет заемных источников. Здесь также наблюдается некоторый рост коэффициента.
Как уже отмечалось выше, тревожной является ситуация, связанная с финансовой устойчивостью предприятия. К тому же коэффициент финансовой устойчивости имеет тенденцию к понижению.
Коэффициент финансовой зависимости предприятия также не соответствует норме. Снизился коэффициент маневренности собственного капитала.
В пределах нормы находится коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Однако, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, данные показатели ухудшились.
Определим, к какому классу риска относится анализируемое нами предприятие (таблица 9):
Таблица 9.
Анализ уровня риска предприятия ООО «Молочный комбинат»
Показатель финансового состояния
2008
2009
Класс
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)
0,01
0,01
5
Коэффициент срочной ликвидности (L3)
0,58
0,8
4
Коэффициент текущей ликвидности (L4)
1,55
1,36
3
Коэффициент финансовой независимости (U3)
0,01
0,02
5
Коэффициент собственных оборотных средств (U2)
-0,01
0,01
5
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов (U6)
-0,01
0,06
5
Подводя итоги раздела можно сделать вывод, что, несмотря на определенный рост некоторых показателей, финансово-экономическое положение предприятия можно оценить в лучшем случае только как удовлетворительное.
3. Предложения по совершенствованию финансовой деятельности ООО «Молочный комбинат»
Анализ, проведенный в главе 2, показал, что, несмотря на отдельные позитивные моменты, положение ООО «Молочный комбинат» близко к критическому.
Для оптимизации финансового менеджмента предприятия, прежде всего, скорректируем зоны операционной и финансовой ответственности. На этапе формирования зон операционной и центров финансовой ответственности, как правило, происходит коррекция структуры управления предприятия. Данный процесс необходим для оптимизации управленческих процедур.
Генеральный директор несет высшую ответственность за деятельность предприятия в целом, обладая для этого всеми необходимыми полномочиями. С целью повышения оперативности управления генеральный директор делегирует полномочия по управлению фирмой менеджерам среднего звена (по направлениям) согласно определенным им диапазонам ответственности.
При этом устанавливается, что менеджерам среднего звена разрешается делать все необходимое для исполнения своих должностных обязанностей в рамках определенных диапазонов ответственности, а также утвержденных генеральным директором планов и директивных заданий. Для каждого менеджера установлен соответствующий перечень документов для согласования, подписания и утверждения, определен порядок подписания исполнительской документации. Менеджеры среднего звена могут в свою очередь делегировать полномочия по принятию ряда решений собственным подчиненным.
После того как диапазоны ответственности сформированы и руководители наделены определенными полномочиями прорабатываются «горизонтальные» взаимодействия в новой организационной структуре с целью повышения оперативности управления.
Для повышения значимости финансового менеджмента необходимо подчинение бухгалтерии коммерческому директору. Выделение в организационной структуре предприятия должностей начальника отдела сбыта, начальника отдела закупок и начальника отдела маркетинга позволит оптимизировать деятельность соответствующих отделов.
Необходимо также пересмотреть систему оплаты труда менеджеров и торговых представителей. Для уменьшения текучести кадров и привлечения в состав предприятия квалифицированных специалистов необходимо платить торговым представителям по системе «оклад плюс комиссионные от продаж».Особо выделим необходимость повышения мотивации сотрудников бухгалтерии.
Далее, на предприятии необходимо создать должность финансового аналитика. Должностными обязанностями финансового аналитика является анализ разнообразной финансовой информации.
Анализ, проводимый финансовым аналитиком, включает в себя ряд направлений.
1. Система безналичных расчетов.
2. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
3. Управление финансовыми рисками.
4. Управление оборотными средствами.
5. Управление капиталом, вложенным в основные средства.
6. Политика привлечения новых финансовых ресурсов.
7. Управление структурой капитала предприятия.
Полученные данные, а также свои заключения по их оптимизации и улучшению, финансовый аналитик с периодичностью один раз в квартал предоставляет коммерческому директору.
Кроме того, предприятию необходимо наладить работу по взысканию дебиторской задолженности, которая позволит высвободить дополнительные денежные средства и тем самым повысить ликвидность. Важный фактор финансового оздоровления фирмы – совершенствование договорной работы и договорной дисциплины.
Необходимо провести работы по реструктуризации кредиторской задолженности, совершенствованию договорной работы и договорной дисциплины;
Необходимо оптимизировать объем складских запасов, более четко определять объемы закупаемых товаров.
Заключение
В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление. Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а избыточная устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
Экономический кризис в компании означает тяжёлое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов. Таких показателей существует огромное множество. Поэтому применение экономических инструментов антикризисного управления начинается с анализа финансовых показателей предприятия.
В работе была проанализирована финансовая отчетность ООО «Молочный комбинат». При анализе бухгалтерской отчетности и финансовых показателей конкретного предприятия были выявлены следующие основные проблемы:
– низкие показатели текущей и устойчивой ликвидности, финансовой устойчивости, связанные с высокой дебиторской и кредиторской задолженностью;
– снижение показателей рентабельности из-за превышения темпов роста себестоимости закупаемых товаров к темпам роста выручки предприятия.
Список литературы
1. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие. – М.: Изд-во ПРИОР, 2000.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М., 2007.
3. Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Великанов В. Современные технологии в розничной торговле и их применение.//Практический маркетинг.-2005.-№5.
5. Вонебникова Н.В., Пяков М.Л. Учет финансовых результатов по оплате. // Бухгалтерский учет.-1998.-№1.
6. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994.
7. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
8. Киричук Д. Супермаркеты Ростова: соседство с рынком идет на пользу.//Мое дело.-2005.-№2.
9. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
10. Лукич Р. Материальная мотивация продавцов: ключ к замку прибыли. // Мое дело.-2003.-№10.
11. Майорова Л.В. Методика факторного анализа прибыли по системе директ-костинг.//Аудит и финансовый анализ.-1999.-№6.
12. Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор.- 1999.-№ 9.
13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000.
14. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И. Финансы предприятий.- СПб.: Питер, 2002.
15. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.
16. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
17. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом.//Маркетинг в России и за рубежом.-2007.-№4.
18. Чернов В.А. Анализ финансовых результатов.//Аудит и финансовый анализ.-2001.-№3.
[1]
Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[2]
Чернов В.А. Анализ финансовых результатов.//Аудит и финансовый анализ.-2001.-№3.
[3]
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М., 2007.
[4]
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
[5]
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М., 2007.
[6]
Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
[7]
Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[8]
Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2006.
[9]
Базаров Г.З. и др. Теория и практика антикризисного управления.-М.:ЮНИТИ, 1996. – 538с.
[10]
Чернов В.А. Анализ финансовых результатов.//Аудит и финансовый анализ.-2001.-№3.