Совершенствование форм декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедраорганизации таможенного контроля
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Организациятаможенного контроля товаров и транспортных средств»
на тему: «Совершенствованиеформ декларирования, применяемых при таможенном оформлении товаров итранспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»
Выполнил:студентка третьего курса очной формы обучения факультета таможенного дела,группа Т061 ЯкунинаА.В.
Научныйруководитель: Шишкина О.В., доцент
Москва 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава1. Декларирование товаров и транспортных средств как таможенная процедура
1.1Понятие декларирования
1.2Места декларирования
1.3Субъекты декларирования
Глава2. Совершенствование форм декларирования
2.1Общее понятие о формах декларирования. Виды
2.2Совершенствование письменной формы декларирования
2.3Совершенствование электронной формы декларирования
2.4Совершенствование иных форм декларирования
Заключение
Списокиспользованных источников

ВВЕДЕНИЕ
После распада СССР Российскаяфедерация, столкнувшись с рядом проблем, в определенной степени отстала вразвитии от развитых стран Запада. Процесс совершенствования законодательства(не только таможенного) носит плановый характер и не сопряжен с социальнымипотрясениями, приведшими к серьезным последствиям. Не имея личного опыта внормотворческой деятельности, соответствующего запросам современного правовогообщества, Россия стала активно применять пра-вовые нормы западных стран. Совершенствованиезаконодательной базы направлено на то, чтобы достичь мирового уровня. Этопозволит России стать активным участником международных экономическихотношений.
Частью международныхэкономических отношений является мировая торговля. В данном случае таможеннаяслужба и таможенное законодательство выступают в двух ролях: во-первых,необходимо упрощение таможенных формальностей для ускорения торгового оборота,во-вторых, следует организовать эффективную борьбу с незаконным перемещениемтоваров и предотвратить ввоз некачественных продуктов. Конечно, спектр сферсотрудничества таможенных служб мира шире, но нам представляются эти дванаправления наиболее важными. Упрощение таможенного оформления не должносопровождаться снижением качества таможенного контроля.
Представленная работапредставляет собой попытку анализа форм декларирования как составной частитаможенного оформления. Основное внимание будет уделено применению старых исовершенствованию новых форм декларирования. Актуальность данной работы связанаименно с совершенствованием существующих форм декларирования. Таможенный кодексРФ в статье 124 устанавливает четыре формы декларирования:
1. Письменная;
2. Устная;
3. Электронная;
4. Конклюдентная.
Объектом исследованиявыступают формы декларирования. Целью курсовой работы является анализ формдекларирования. Достижение данной цели осуществляется через решение следующихзадач:
1. Характеристикаформ декларирования
2. Определениеотличительных признаков видов и форм декларирования;
3. Определениеосновных направлений совершенствования форм декларирования.
 

1. ДЕКЛАРИРОВАНИЕТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
 
1.1 Понятие декларирования
екларированиеявляется составной частью таможенного оформления. Таможенный кодекс не даетточного определения декларирования, но определяет, что декларирование товаровпроизводится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации илииным способом, предусмотренным Таможенным кодексом, в письменной, устной,электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режимеи других сведений, необходимых для таможенных целей (ст.124 ТК РФ).
Значениедекларирования связано с тем, что:
1. Декларированиепредставляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров черезтаможенную границу РФ;
2. Декларированиеобеспечивает таможенные органы сведениями о товарах, необходимыми дляпоследующего таможенного контроля.
3. Результатыдекларирования товаров и транспортных средств могут быть использованыдолжностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных(для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых (вкачестве налоговой декларации), для административного регулированиявнешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования,лицензирования и т.д.), организации иных видов государственного контроля натаможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического,радиоактивного и т.д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д. [9]
Товарыподлежат декларированию таможенным органам:
1) приих перемещении через таможенную границу;
2) приизменении таможенного режима;
3) вдругих случаях, установленных Таможенным кодексом: ст.183 – декларированиеотходов в режиме переработки на таможенной территории, ст.184 – декларированиеостатков в данном режиме, ст.247 – декларирование отходов в режиме уничтожения,ст.391 – декларирование товаров, незаконно ввезенных на таможенную территориюРФ.
Декларированиеначинается в момент подачи таможенному органу декларантом или брокером от егоимени декларации и комплекта документов, подтверждающих сведения, заявленные вдекларации, а заканчивается после регистрации (присвоения регистрационногономера) декларации.
Срокподачи таможенной декларации определяется ст. 129 ТК РФ. Таможенная декларацияна товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней содня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможеннуютерриторию РФ или со дня за-вершения ВТТ, если декларирование товаров производитсяне в месте их прибытия. Таможенным законодательством определены исключения изэтого правила:
1. Выпусктоваров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК);
2. Декларированиетоваров физическими лицами (ст.286 ТК);
3. Таможенноеоформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ст.293ТК).
Еслидля сбора необходимых документов и сведений декларанту необходимодополнительное время, то по мотивированному обращению декларанта в письменнойформе таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации, но неболее чем на 45 дней (п.5 ст.131 ТК). Продление срока подачи таможеннойдекларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
Таможенная декларацияна товары, вывозимые с таможенной территории РФ, подается до их убытия стаможенной территории РФ, за исключением декларирования товаров, перемещаемыхпо линиям электропередач (ст. 314 ТК РФ).
Видыдекларирования:
1. Неполноедекларирование (ст.135 ТК);
2. Предварительноедекларирование (ст.130 ТК);
3. Периодическоедекларирование (ст.136 ТК);
4. Периодическоевременное декларирование (ст.138 ТК).
Неполная таможеннаядекларация подается в случае (ст.135 ТК), если декларант не обладает всейнеобходимой для заполнения таможенной декларации информацией по не зависящим отнего причинам, если заявленных в ней сведений достаточно для выпуска товаров,исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров по совокупностиих количественных и качественных характеристик, если декларант принял на себяобязательство предоставить недостающие сведения и документы в установленныйтаможенным органом срок. Требования и условия таможенного законодательства вотношении неполной таможенной декларации применяются те же, что и в отношенииполной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации (сроки подачи,место декларирования, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей и т.п.).
Предварительноедекларирование иностранных товаров осущест-вляется с подачей копий транспортныхили коммерческих документов. Сравнение оригиналов и копий документовосуществляется при необ-ходимости после прибытия товаров на таможеннуютерриторию РФ.
Разрешение таможенныхорганов на использование одной таможенной декларации в качестве периодическойвыдается при условии, что одно и тоже лицо осуществляет регулярное перемещениетоваров через таможенную границу. В случае, если перемещается один и тот жетовар, периодическая декларация действует в течение одного года. Периодическоедекларирование применяется и к российским, и к иностранным товарам.
Периодическоевременное декларирование применяется в отношении вывозимых российских товаров.Оно по содержанию похоже на неполное декларирование – временная таможеннаядекларация не содержит сведения, которые невозможно представить при вывозетоваров в соответствии с обычным ведением внешней торговли. Недостающиесведения должны быть представлены после вывоза российских товаров с таможеннойтерритории. Отличия состоят в условиях:
1. Периодвремени, в течение которого предполагается вывозить российские товары,декларируемые с использование временной декларации, определяется декларантом;
2. Еслироссийские товары облагаются вывозными таможенными пошлинами или к нимприменяются запреты и ограничения, установленные в соответствии сзаконодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, авременная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за15 дней до начала этого периода;
3. Предельныйсрок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларациисоставляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени длявывоза декларируемых товаров и т.п.
1.2 Места декларирования товаров и транспортных средств
Местодекларирования товаров устанавливается ст. 125 ТК РФ. Таможенная декларацияможет быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенныедекларации. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдениемтаможенного законодательства РФ федеральное министерство, уполномоченное вобласти таможенного дела, вправе определять таможенные органы длядекларирования отдельных видов товаров только:
1. вслучае необходимости применения специализированного оборудования и (или)специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурныеценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиесяматериалы;
2. взависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозкитоваров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный,трубопроводный и линии электропередачи);
3. вслучае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, вотношении которых зафиксированы частые нарушения таможенного законодательстваРФ либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством РФо государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
4. вслучае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами,содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Существуетнесколько приказов ФТС, утверждающих перечни таможенных органов, полномочныхоформлять различных групп товаров:
1. ПриказФТС РФ от 24.08.2006 №800 «О местах декларирования отдельных видов товаров»;
2. ПриказФТС РФ от 17.10.2007 №1283 «О местах декларирования отдельных видовтоваров»;
3. ПриказФТС РФ от 29.10.2007 №1327 «О местах декларирования отдельных видовтоваров»
1.3 Субъекты декларирования
Субъектамипроцедуры декларирования являются, с одной стороны, таможенные органы, с другой- декларант или таможенный брокер.
Дляцелей настоящей работы дадим определение декларанта, которое приводится в ст.11ТК: декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которогодекларируются товары. Декларантами могут быть:
1. Российскоелицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (ст.16);
2. Лицо,имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможеннойтерритории РФ (ст.16);
3. Физическиелица, перемещающие товары для личных, семейных, домашних и иных нужд (гл.23);
4. Иностранныелица (дипломатические и консульские представительства, делегации иностранныхгосударств) (гл.25);
5. Иностранныеорганизации, имеющие представительства на территории РФ (ст.126) и т.д.
Вписьме ФТС от 31.08.2004 №05-32/4812 «О декларанте товаров»определяются характеристики лиц, которые могут выступать в качестве декларанта,а также от лица которого брокер может выполнять все таможенные формальности.
Декларантобязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный органнеобходимые документы и сведения (подп.1 п.2 ст.127 ТК). При заполнении ГТД/ТДдекларант должен руководствоваться правилами, закрепленными Приказом ФТС от4.09.2007 №1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовойтаможенной декларации и транзитной декларации». Перечень документов, предо-ставляемыхдекларантом для подтверждения сведений, заявленных в декларации, определенПриказом ФТС от 25.04.2007 №536 «Об утверждении перечня документов исведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии свыбранным таможенным режимом». Декларант ответственен за правильностьсведений, указываемых в декларации и иных документах. Принятая таможенныморганов декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющихюридическое значение (п.2 ст. 132 ТК). Сведения о декларанте в ГТД отражаютсяпри ввозе товаров в графах №8 «Получатель», №9 «Лицо,ответственное за финансовое урегулирование», №14 «Декларант/Представитель»,при вывозе – в графах №2 «Отправитель/экспортер», №9 и №14. Еслидекларирование от лица декларанта осуществляет таможенный брокер, то сведения онем отражаются в графе №54 «Место и дата».
Действиядолжностных лиц таможенных органов при декларировании и выпуске товаров закрепленыв Приказе ГТК от 28 ноября 2003 г. N 1356 «Об утверждении инструкции одействиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенноеоформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»: «Должностныелица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии сдолжностными инструкциями входят конкретные функции, права и обязанности поосуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров (далее — уполномоченные должностные лица), в рамках Инструкции осуществляют:
а)фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;
б)контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;
в)пересылку (получение) таможенной декларации (при необ-ходимости);
г)регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации».
Графа №43 комплектовТД3 и ТД4, а также графы ГТД, обозначенные заглавными буквами латинскогоалфавита «A», «C», «D», «D/J»,«E», «E/J», заполняются должностными лицами таможенныхорганов. Остальные графы ГТД заполняются декларантом.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
 
2.1 Общее понятие о формах декларирования. Виды
Таможенный кодексзакрепляет четыре формы декларирования (в различной учебной литературе – четыреформы предоставлении сведений при декларировании):
1. Электронная;
2. Письменная;
3. Устная;
4. Конклюдентная.
Письменная формадекларирования заключается в предоставлении таможенному органу сведений отоварах в письменной форме, т.е. в документарной. Примерами письменногодекларирования товаров и транспортных средств являются:
1. Грузоваятаможенная декларация (при перемещении товаров);
2. Заявлениеучастника ВЭД (на использование специальных упрощенных процедур таможенногооформления и т.д.);
3. КнижкаМДП (при перемещении товаров автомобильным транспортом);
4. Общая(Генеральная) декларация (при перемещении товаров водным транспортом) и т.д.
Придекларировании товаров в письменной форме основным документом является грузоваятаможенная декларация (ГТД). Она была введена в практику таможенного оформлениятоваров в нашей стране в 1989 году. Ее прообразом был единый административныйдокумент (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейскойассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами. Введение ГТД впрактику таможенного оформления сократило объем документооборота, позволиловести автоматизированную обработку данных.
Подэлектронным декларированием понимается выполнение процедур таможенногооформления и контроля исключительно на основе электронных документов и другихкомпьютерных данных с использованием средств электронного обмена.
Сначала 80-х гг. прошлого века практика электронного декларирования началаприменяться сначала в США, а чуть позже в Японии, поэтому с середины 80-х гг.стали появляться международные конвенции и соглашения, стимулирующие участниковвнешнеторговых сделок и перевозчиков использовать электронные формы документов.В 1988 г. Международная организация по стандартизации (ISO)утвердила первые стандарты UN/EDIFACT(ЭДИФАКТ ООН), под которыми понимается комплекс справочников и правил,направленных на унификацию построения электронных сообщений в различныхобластях человеческой деятельности. Стремление к внедрению электронного обменаинформацией во внешней торговле послужило одной из главных причин переработки в 1990 г. международных правил интерпретации коммерческих терминов«ИНКОТЕРМС». Согласно редакции 1990 г. применение средств компьютерной связи возможно при представлении сторонами различных документов (коммерческих счетов,документов необходимых для таможенной очистки, или документов, подтверждающихпоставку товаров, атакже транспортных документов). В соответствии со статьями правилинтерпретации бумажные документы могут быть заменены электронной информациейпри условии, что стороны договорились осуществлять электронную связь.
Конклюдентная формадекларирования товаров заключается в осуществлении декларирования товаров вустной форме путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручнойклади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров,подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров,перемещаемых несопровождаемым багажом [3]. В современной таможенной практикедекларирование через совершение конклюдентных действий практикуется вмеждународных аэропортах, где организована система «зеленыхкоридоров». Пассажир, не составляя письменной декларации, путем выбора«зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых изапрещенных к ввозу (вывозу) товаров [9].
Система «зеленого» и «красного»каналов в нашей стране начала функционировать с 15 августа 1989 года всоответствии с приказом Главного управления государственного таможенногоконтроля при Совете министров СССР. Первыми пунктами пропуска черезгосударственную границу, в которых начала применяться «двухканальная»система, были аэропорты «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2».
Система «красного»и «зеленого» коридоров показала свою эффективность. Приказ от 22ноября 2006 г. № 1208 «Об утверждении поряд-ка декларирования физическимилицами товаров в конклюдентной форме» определяет обязанность по созданиюэтой системы, ее обустройству в пунктах пропуска через государственную границуРоссийской Федерации, морских (речных) портах, открытых для захода иностранныхсудов, портах, открытых для международных сообщений, аэропортах, открытых длямеждународных полетов. «Красный» коридор предназначен длядекларирования товаров в письменной форме, «зеленый» — в устнойформе.
2.2 Совершенствование письменной формы декларирования
 
Как уже говорилось,основой ГТД стал единый административный документ (ЕАД), введенный вЕвропейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли(ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощенииформальностей в торговле товарами. Однако со временем ГТД стала отличаться отединого административного документа. Кроме того, для таможенного оформлениятоваров, перемещаемых транзитом, в России был введен отдельный документ –Документ контроля доставки товаров (ДКД). В странах же Евросоюза и ЕАСТ единыйадминистративный документ используется универсально: при вывозе, ввозе итранзите товаров.
В 1994 году Россия и ееосновной торговый партнер — Европейский союз — подписали Соглашение опартнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего,гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязимежду транзитными системами ЕС и России. Федеральная таможенная служба приучаетсебя и бизнес к работе по европейским правилам. С 1 января 2007 года вместодвух форм таможенных деклараций в таможенных органах начали использовать новыеединые бланки таможенной декларации. При разработке нормативных правовыхдокументов, устанавливающих правила применения нового таможенного документа,ФТС России решала следующие основные задачи:
1. базируясьна положениях Конвенций, максимально учесть особенности российского таможенногозаконодательства;
2. сохранитьпродиктованные практикой подходы к заявлению и получению сведений оперемещаемых товарах;
3. создатьоснову для последующего присоединения Российской Федерации к Конвенциям.
Минюстом Россиизарегистрированы основополагающие нормативные правовые акты, позволяющиеприменять в Российской Федерации единый защищенный таможенный документ приэкспорте, импорте и транзите товаров, подготовленные ФТС России:
1. приказФТС России от 03.08.2006 № 724 «Об утверждении новых форм комплектовбланков таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрированМинюстом России 07.09.2006, рег. № 8226).
2. приказФТС России от 04.09.2007 №1057 «Об утверждении Инструкции о порядкезаполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»(зарегистрирован Минюстом 26.09.2007, рег. № 10183).
Многие вопросы в связис введением новых бланков документов предстояло решить. Особо сильным быловолнение в таможнях и таможенных постах:
1. долгоевремя к ним не поступала информация об этих документах;
2. неизвестныбыли причины введения новых бланков ГТД, непонятно их принципиальное отличие отстарых;
3. неопределеннымиказались изменения в программных средствах, используемых таможней и т.д.
В интернет-интервью начальникПравового управления ФТС России Андрей Борисович Струков сказал: «ВведениеЕдиного административного документа происходит в целях совершенствованияпорядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границуРоссийской Федерации, и унификации таможенных документов. Оно направлено нагармонизацию таможенного оформления с нормами Европейского союза и упрощениетаможенных процедур, ускорение таможенного оформления и увеличение объематоварооборота. Новая форма грузовой таможенной деклара-ции/транзитнойдекларации соответствует форме Единого адми-нистративного документа (ЕАД).Порядок ее заполнения также отвечает требованиям ЕАД. Новая форма грузовойтаможенной декларации позволяет использовать данный документ, оформленный натерритории Российской Федерации, для таможенного оформления задекларированных вуказанной декларации товаров на территории других государств, применяющих ЕАД».
Среди положительныхрезультатов ведения новых бланков ГТД/ТД следует выделить следующие:
1) Значительноеупрощение таможенного оформления и таможенного контроля;
2) Ставчастью европейской системы, Россия свяжет два центра мирового экономическогоразвития и внешней торговли – Европу и страны азиатско-тихоокеанского региона,что повысит ее привлекательность как страны транзита между ними. Транспортныйкоридор Запад — Восток позволяет практически в два раза сократить доставкугрузов между ЕС и странами ЮВА: через Россию они будут идти 16-17 дней вместо30 дней через Индийский океан. Однако на деле возможности российского транзитакрайне ограничены из-за неразвитости транспортной инфраструктуры. Постатистике, средняя скорость движения грузов в ЕС составляет 60 км в час, у нас — 30 км в час, то есть в два раза медленнее. Присоединение к Конвенции являетсявсего лишь одной из мер решения транспортной проблемы России. Нужнорассматривать данное международное соглашение не как «лекарство», алишь как «стимулятор» строительства новых дорог и модернизациистарых.
3) Поданным Всемирной таможенной организации, для бизнеса расходы снизятся на 5 — 10процентов от общей суммы таможенной сделки.
Многие экспертыутверждали, что первый год использования новых бланков ГТД будет периодом «притирания»,«приспосабливания» таможенных органов и участников ВЭД к новой формедокумента. Но опыт введения нового документа показал всю неправомерность данныхутверждений.
Каждый комплект бланковновой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которыхразличаются в зависимости от таможенного режима, под который помещаетсяперемещаемый товар.
Например, в связи стем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговлетоварами 1987 года графа 7 ЕАД – «графа декларанта» – заполняется пожеланию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенныйданной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовойтаможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 будет проставлятьсяв графе «А» – «графе таможенного органа». Поскольку всоответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь приоформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло своеотражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежатзаявлению с 01.01.2007 в графе №44.
Конвенцией об упрощенииформальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнениеграфы 45 ЕАД при производстве оформления в стране экспорта. В связи с этим поновым правилам заполнения грузовой таможенной декларации при декларированиитоваров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 такжене заполняется.
2.3 Совершенствование электронной формы декларирования
Сегодня в мировойпрактике электронное декларирование является приоритетным. Наша страна такжепланомерно постепенно переходит на него: еще в 2002 году российская таможнявступила на непростой инновационный путь декларирования, выпустив первуюэлектронную декларацию. Сегодня новая форма работы в таможенных органахстановится все более привычным делом. Все больше участников ВЭД заявляют освоем желании перейти на электронной декларирование, хотя в 2002 годуинициатива таможни была встречена с недоверием. Прошло время и многиеорганизации оценили преимущества новой формы декларирования. Но, к сожалению,на сегодняшний день доля электронных деклараций от общего числа оформляемых ГТДневелика. Так, по Шелеховскому таможенному посту Иркутской таможни удельный весэлектронных деклараций достиг 14,5% в 2008 году [14].
На протяжениинескольких лет руководство ФТС совместно с ГНИВЦ, ГУИТ разрабатывают нормативно-правовуюбазу, программные средства, обеспечивающих реализацию технологии электронногодекларирования. Среди документов, регламентирующих на данный момент технологиюэлектронного декларирования, целесообразно выделить следующие:
1. ПриказГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершениитаможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
2. ПриказФТС России от 31 января 2005 г. N 64 «О решении коллегии ФТС России от17.12.2004 „О программе развития и внедрения в таможенных органахРоссийской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортныхсредств“.
3. ПриказФТС РФ от 24.05.2007 №646 „Об утверждении порядка включения таможенныхорганов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническуюоснащенность для применения электронной формы декларирования“.
4. ПриказФТС России от 24 января 2008 г. №52 „О внедрении информационной технологиипредставления таможенным органам сведений в электронной форме для целейтаможенного оформления товаров, в том числе с использованием международнойассоциации сетей “Интернет».
5. ПисьмоГТК России от 19.07.2004 № 01-06/26462 «Об обеспечении условий длядекларирования товаров в электронной форме».
6. ПисьмоФТС России от 26.01.2007 № 01-06/2735 «Об отметках таможенных органов,проставляемых на бумажных копиях электронных ГТД».
В рамках даннойкурсовой наибольшее внимание будет уделено технологии электронногодекларирования, существующей в таможенных органах, и проблемах, решение которыхна ближайшее время станет основным направлением развития этой формыдекларирования.
Таможенная декларация, подаваемая в электроннойформе, определяется Инструкцией о совершении таможенных операций придекларировании товаров в электронной форме как электронный документ,представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменнойтаможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) и ТД3 (ТД4) в соответствии с Инструкциейо порядке заполнения грузовой тамо-женной декларации либо в таможенной декларациив виде письменного заявления, поданных в таможенный орган в электронной форме,в форматах, определенных ФТС России, и подписанных электронной цифровой подписью.В Инструкции утверждается, что в электронную копию ГТД должны вноситься всесведения, содержащиеся в в грузовой таможенной декларации, в т.ч. вдополнениях. В электронной копии ГТД не допускается ссылка на другие графыдекларации в случае, если текстовые данные граф совпадают.
Применяемая в настоящее время технология обеспечиваетподключение абонентского пункта брокера (декларанта) к ЕАИС и информационныйобмен по выделенному каналу связи на уровне таможенного поста. Программные средстваиспользуются для проведения начального и заключительного этапов основноготаможенного оформления должностными лицами структурных подразделенийтаможенного органа. [13]. Комплекс программных средств обработки сведений вэлектронной форме состоит из двух подсистем: подсистемы декларанта и подсистемытаможенного органа.
Подготовка к проведению таможенного оформленияначинается до пересечения товарами таможенной границы. Таможенный брокерформирует в электронном виде сведения о товарах и транспортных средствах изимеющихся у него документов и на их основе формирует электронную грузовуютаможенную декларацию, а правильнее сказать — совокупность данных сделки (СДС).Таким образом, в начале процедуры декларирования требуется представлятьтаможенному органу только два электронных документа — ЭГТД и опись документов.После прибытия товаров таможенный брокер вносит недостающие сведения, формируетопись документов в электронном виде, удостоверяет их электронной цифровойподписью (ЭЦП) и передает по информационному каналу связи на серверрегионального таможенного управления. В большинстве случаев, в целях повышенияскорости обмена, систему брокера подключают непосредственно к выделенномутаможенному каналу связи через межсетевой экран, обеспечивающий определенныйуровень защиты передаваемой информации. Сервер физически располагается врегиональном таможенном управлении и по каналам связи Ведомственнойинтегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) доступен таможенным органам итаможенным брокерам, осуществляющим электронное декларирование. На региональномсервере совокупность данных сделки разархивируется, после чего проверяетсяподлинность электронной цифровой подписи декларанта. В случае успешной проверкиЭЦП декларанта совокупность данных сделки загружается в базу данных таможенногооргана, где проводится форматно-логический контроль соответствия электроннойдекларации определенным ФТС РФ структуре и формату данных. Далее происходитавтоматическая регистрация совокупности данных сделки с присвоением ейуникального идентификационного номера, содержащего код таможенного поста, что,в свою очередь открывает к ней доступ таможенному инспектору. Послеавтоматического присвоения номера электронной декларации и выдачисоответствующего сообщения таможенному брокеру дальнейшее таможенное оформлениеи контроль электронной грузовой таможенной декларации осуществляется с помощьюштатного программного средства основного таможенного оформления КАСТО «АИСТ-М».При необходимости таможенным органом в электронном виде формируются поручениена досмотр, акт таможенного досмотра, требования о предоставлениидополнительных сведений, электронных документов либо совершении действий,необходимых для выпуска товаров. После завершения процесса оформленияэлектронная декларация снова загружается в подсистему электронногодекларирования таможенного органа, и совокупность данных сделки с оформленнойэлектронной декларацией, подписанной ЭЦП должностного лица таможенного органа,помещается в архив на региональный сервер. Лицу, декларирующему товары,направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками овыпуске. При этом, по желанию декларанта, таможенный орган может распечатыватькопии электронных деклараций на бумажный носитель с проставлением штампа «Выпускразрешен», заверенным подписью и личной номерной печатью, в графе «Д»основного листа и графах «С» добавочных листов. На этом процессоформления электронной грузовой таможенной декларации завершается. СогласноИнструкции проверка электронной декларации должна быть завершена в течение трехчасов рабочего времени с момента ее принятия таможенным органом.
ФТС представляет данную систему схематично (Рис.1).
/>
Рис.1. Схема электронного декларирования с сайта ФТС
Однакоприменение указанной технологии выявило ряд проблем, которые потребовалипересмотра используемых программно-технических решений и общих принциповпостроения взаимодействия с информационными системами участников ВЭД. Принаписании данной курсовой работы использовались различные источники информации.
Наофициальном сайте ФТС выделены следующие основные проблемы, на решение которыхбудут брошены основные силы ГНИВЦ ФТС:
1. Закрытаяспецификация обмена;
2. Отсутствиеинтеграции с КАСТО;
3. Необходимостьвыделенных каналов связи.
Впериодической печати тема электронного декларирования продолжает оставатьсяактуальной. Авторами статей выступают и теоретики применения электронногодекларирования, и те, кто на своих рабочих местах осуществляют выпускэлектронных грузовых таможенных деклараций. Мнения их не всегда совпадают, ноаргументы они приводят весомые. По их мнению, основными проблемами,препятствующими применению и развитию данной технологии, явились:
1. реализациядостаточно затратного решения для участника ВЭД. На сайте ФТС доступнаинформация на 2005 год о единичных расценках на установку и настройку сервернойчасти базовой версии подсистемы декларанта КПС «ЭДТиТС» (27000 рублей)и о стоимости работ по сопровождению подсистемы декларанта КПС «ЭДТиТС»(9000 рублей). На сегодняшний момент процедура подключения сервисных систем декларанта(брокера) и таможенных органов, настройка программ, оплата работы специалистапо электронному декларированию стали гораздо дороже;
2. отсутствиевозможности интеграции информационной системы участника ВЭД и информационнойсистемы таможенных органов с одной стороны и программных средств электронногодекларирования и систем таможенного оформления и контроля — с другой. Этосвязано и с высокой стоимостью данной программы, и с большими расстояниями, и сразличиями в уровне технической обеспеченности таможенных органов;
3. необходимостьоформлять одновременно и электронные, и бумажные документы. Сотрудники Иркутскойтаможни признают, что электронное декларирование идет «со скрипом».Объясняется это тем, что большую долю в общем объеме оформленных декларацийИркутской таможни занимает экспорт. Таможенный брокер «РОСТЭК-Байкал»попробовал оформлять такие декларации в электронном виде. Однако, как показалапрактика, при этом параллельно большое количество документов приходитсяоформлять на бумажных носителях — этого требуют и налоговая инспекция (здесьмешает несовершенство Налогового кодекса), и РЖД. Железнодорожникам необходимопредъявлять печати на товарно-сопроводительных документах при пересечении грузана границе, а пока железнодорожное ведомство не готово переходить наэлектронный обмен документами. И если вопрос с налоговой инспекцией таможнейсегодня урегулирован — коллеги из ФНС согласились принимать документы вэлектронном виде для возврата НДС, то для его решения с железной дорогойнеобходимо межведомственное соглашение, которое должно быть подготовлено насамом высоком уровне [14]. В Письме ФНС РФ от 23 июня 2006 г. N ММ-6-06/632 «О представлении бумажных копий электронных таможенных деклараций»утверждается, что электронные декларации должны быть распечатаны и переданыдекларанту для представления в иные государственные органы.
Прирассмотрении технологии электронного декларирования нам представляется важнымуказать на несколько иные проблемы данной процедуры:
1. 30мая 2008 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.01.2008 г. № 52 «Овнедрении информационной технологии представ-ления таможенным органам сведенийв электронной форме для целей тамо-женного оформления товаров, в том числе сиспользованием международной ассоциации сетей „Интернет“.Использование сетей Интернет для передачи данных между участниками ВЭД итаможенными органами – это серьезный шаг вперед. Реализация технологииэлектронного декларирования с использованием сетей Интернет осуществляется сиспользованием следующих программных средств [13]:
a. ПЗИАСВД (подсистема защиты информации автоматизированной системы внешнегодоступа). Программные средства обеспечивают реализацию максимального уровняобеспечения безопасности передачи и обработки данных при информационномвзаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД с использованием сетейИнтернет;
b. СВУЦТО (система ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов);
c. АПС»Электронное представление сведений” (Автоматизированная подсистема «Представлениесведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенногооформления в процессе декларирования товаров»).
Данная подсистемаобеспечивает:
a) Реализациюбизнес-процессов процедуры взаимодействия между автоматизированными системами таможенныхорганов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортныесредства;
b) Созданиеи управление электронным архивом декларанта (ЭАД), который содержит электронныедокументы (долгосрочные ЭД), необходимые для таможенного оформления товаров итранспортных средств;
c) Реализациюфункций мониторинга и управления информационно-вычислительного процессаэлектронного декларирования.
d) Системтаможенного оформления и контроля.
Использование сетиИнтернет при передачи данных с сервер декларанта в таможенный орган должно бытьбезопасным. Необходимо исключить возможность проникновения в эту системупосторонних лиц. На государственном уровне необходимо способствовать развитиюсферы предоставления услуг по подключению к Интернету.
2. Послеприбытия товаров таможенный брокер все сведения о товаре и транспортномсредстве передает по информационному каналу связи на сервер региональноготаможенного управления. Процент оформления ГТД в электронной форме не высок.Необходимо обеспечить нормальную работу сервера при увеличении числа ЭГТД либоизменить саму процедуру, т.е. передавать сведения от таможенного брокера втаможни. Сделать это необходимо еще и связи с переносом таможенных органов вместа, приближенные в государственной границе РФ.
2.4 Совершенствование иных форм декларирования
На данный моментсистема «красного» и «зеленого» коридоров считаетсядостаточно совершенной. Многие страны сосредоточились на увеличении числапропускных пунктов, осуществляющих таможенный контроль с применением данной системы.Так, 29 апреля 2008 года вступил в силу приказ ФТС России от 11 декабря 2007года № 1524 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. № 1208», в соответствии с которым перечень пунктов пропуска через государственнуюграницу РФ, морских (речных) портов, аэропортов, в которых применяется порядокдекларирования товаров в конклюдентной форме, расширяется с 33 до 38.Совершенствование конклюдентной формы декларирования должно осуществляться попути внедрения и расширения системы двух коридоров, развития системыинформирования пассажиров при выезде и при въезде.
Во многих странахсовершенствование двухканальной системы направлено на совершенствованиетехнической оснащенности пунктов пропуска через границу. Подобные средствадолжны снизить временные затраты на таможенное оформление и таможенный контрольтоваров, перемещаемых физическими лицами. Одновременно они повысятэффективность таможенного контроля, снизят количество нарушений таможенногозаконодательства.
Совершенствованиеустной формы декларирования напрямую зависит, на наш взгляд, от уровняподготовки сотрудников таможенных органов. Образование должно быть направленона:
1. Развитиевнимательности и точности;
2. Получениеосновных навыков психолога;
3. Знакомствос основными методами осуществления выборочного контроля;
4. Знакомствос опытом других стран по организации двухканальной системы и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Данная работа быланаправлена на анализ существующего законодательства в области применения формдекларирования. В работе было показана, что нормотворческая деятельностьорганов государственной власти имеет несколько направлений совершенствования,носит разноплановый характер. Законодательная база в этой области таможенногоправа не является совершенной. Существует много проблем, которые еще предстоитрешить, особенно в отношении применения электронной формы декларирования. Нестоит совершать слишком поспешные действия. Они будут быстро выполнимы, нокачество будет невысоким.
В работе былирассмотрены основные характеристики декларирования как одной из процедуртаможенного оформления, описаны формы декларирования и указаны некоторыенаправления совершенствования отдельных форм декларирования. Сложностьсовершенствования пись-менной и электронной форм декларирования связана с тем,что в России не только не существует достаточно развитой технологическойинфраст-руктуры, но и решения о тех или иных нововведениях принимаютсяпо-спешно, резко. Внедрение электронной формы декларирования шло по пути «проби ошибок», но даже сейчас не устранены наиболее существенные, на нашвзгляд, недостатки: высокая стоимость подключения ИС декларанта к ИС таможенныхорганов, отказ налоговых органов принимать электронные документы, а такжеполностью не обеспечена безопасность передачи данных между декларантом итаможенным органом и между таможенными органами разных уровней. Когда будутрешены эти проблемы, возникнут новые, которые будут связаны уже с улучшениемтехнологических характеристик процесса обмена (скорость, объем).
Поставленная целькурсовой работы выполнена:
1. Данахарактеристика декларирования как составной части таможенного оформления;
2. Рассмотренакраткая история возникновения различных форм декларирования;
3. Наоснове анализа данных нормативных актов, периодической печати, книг выделеныпроблемы применения форм декларирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Таможенныйкодекс Российской федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. –294 с.
2. ПриказГТК от 28 ноября 2003 г. N 1356 «Об утверждении инструкции о действияхдолжностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление итаможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»
3. ПриказФТС от 22 ноября 2006 г. N 1208 «Об утверждении порядка декларированияфизическими лицами товаров в конклюдентной форме».
4. ПриказомФТС от 25.04.2007 №536 «Об утверждении перечня документов и сведений,необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбраннымтаможенным режимом».
5. ПриказФТС от 4.09.2007 №1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнениягрузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
6. ПриказФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологиипредставления таможенным органам сведений в электронной форме для целейтаможенного оформления товаров, в том числе с использованием международнойассоциации сетей „Интернет“.
7. ПисьмоФТС от 31.08.2004 №05-32/4812 „О декларанте товаров“.
8. ПисьмеФНС РФ от 23.06.2006 г. N ММ-6-06/632 „О пред-ставлении бумажных копийэлектронных таможенных деклараций“.
9. ФедоткинВ.В., Федоткина И.И., Бахшецян Э.А., Терпугов А.М. Комментарий к Таможенномукодексу РФ с выдержками из Кодекса РФ об административных правонарушениях иУголовного кодекса РФ. – М.: ООО Печатный двор „Стерх“, 2009. –с.194-228.
10. КосаренкоН.Н. Таможенное право России: курс лекций. – М.: Флинта: МПСИ, 2004. –с.94-101.
11. КомароваЕ.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: курслекций. – М.: РИО РТА, 2007. – с.31-44.
12. ХалиповС.В. Таможенное право: учебник / Халипов С.В. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.:Высшее образование, Юрайт-Издат, 2008. – с.101-121.
13. ФурсоваИрина. Возьми Интернет в помощники/ журнал „Таможня“ №11, 2008. –с.6-8.
14. КрасавинаТатьяна. Тернистый путь электронной декларации/ журнал „Таможня“ №11,2008. – с.12-13.
15. ДудковаВалентина. Неотвратимость обязательности/ журнал „Таможня“ №22, 2008.– с.6-7.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. WWW.CUSTOMS.RU;
2. WWW.VCH.RU;