Совершенствование межбюджбюджетных отношений как гарантия укрепле

–PAGE_BREAK–6) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
7) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
8) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
9) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ;
9) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;
10) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
11) в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
12) иные бюджетные полномочия. [9, с.10]
Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществляют контроль за его исполнением и утверждают отчет об исполнении местного бюджета;
2) составляют и рассматривают проект местного бюджета, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за исполнением, составлением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;
3) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
4) осуществляют муниципальное заимствование, управление муниципальным долгом;
5) устанавливают ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
6) иные бюджетные полномочия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1) устанавливают нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
2) устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
3) определяют цели и порядок предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. [9, с.11]
Органы местного самоуправления поселений осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения. [6, с.345]
2.2 Основные механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.
Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.
Основная задача, стоящая перед исполнительными органами — приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и, частично, Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“», в соответствии с которыми были подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы закрепляется Бюджетным и Налоговым кодексами, поскольку это создает условия для внедрения средне- и долгосрочного бюджетного планирования, повышает стабильность и предсказуемость доходов территориальных бюджетов. [13, с.35]
Произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов. В соответствии с законодательством объем и порядок осуществления выплат определяются регионами и муниципальными образованиями.
После того как Государственной думой были одобрены законодательные инициативы Правительства РФ по поводу снижения ставки единого социального налога (с 35,6% до 26%) и перевода основной массы натуральных льгот отдельным категориям граждан в денежную форму, регионы получили существенную прибавку в объемах поступлений доходов.
Кроме этого, произошли изменения в сторону улучшения финансового положения предприятий жилищно-коммунальной сферы и транспортных организаций, повысилась прозрачность финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В итоге произошел рост ресурсного потенциала регионов, увеличились поступления доходов в бюджетную систему РФ. Распределение единого социального налога:
1) в федеральный бюджет — 20,0% поступлений;
2) в бюджет Пенсионного фонда РФ — 14,0%;
3) в бюджет Фонда социального страхования РФ — 2,9%;
4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 1,1%;
5) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,0% поступлений.
Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов. [13, с.36]
Важный момент в увеличении доходной части бюджета — монетизация льгот.
В денежную форму переведены льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.
Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты в части средств, предоставляемых бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
Целевое их назначение и состав формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства. Осуществляются трансферты через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, определены Бюджетным кодексом РФ.
К ним относятся:
1) бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
2) дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
3) субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Отчисление субвенций происходит из Федерального фонда компенсаций;
4) субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. [13, с.37]
Основными формами предоставления трансфертов из федерального бюджета являются бюджетные кредиты, субсидии, субвенции, дотации.
Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются не более чем на год. Это отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов, так как он действует на принципах возвратности.
Объем кредита определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений. Однако органы субъекта должны иметь хорошую кредитную историю. Никакой задолженности (по погашению уже взятого кредита, налоговым отчислениям и т.п.) перед Центром не должно быть. Как и любой другой кредит, бюджетный осуществляется под проценты, устанавливаемые федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проблема возникает в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленный срок. В этом случае остаток таких кредитов выравнивается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.
Государственные органы власти несут ответственность за использование бюджетных кредитов. Так, законодательством запрещено передавать кредитный ресурс из регионального бюджета юридическим лицам. [6, с.351]
К межбюджетным трансфертам относят дотации. В составе федерального бюджета формируется специальный фонд по дотационным отчислениям регионам — Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Целью создания данного Фонда явилось выравнивание бюджетов субъектов РФ.
Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем финансовых средств фонда утверждается во втором чтении, а распределение дотаций проходит в третьем.
На Министерство финансов РФ возлагается обязанность направить дотации по месту их назначения.
Чем больше сумма дотаций, тем меньший уровень бюджетной обеспеченности отмечается в регионе. К субъектам с минимальным уровнем дотационных поступлений относят Удмуртскую республику, Республику Хакасия, Белгородскую область, Калининградскую область, Мурманскую область, Новгородскую область. Остальные регионы относятся к регионам со средней и низкой бюджетной обеспеченностью. [13, с.38]
К самым нуждающимся, так называемым регионам-рецепиентам, относятся Республика Дагестан, Республика Саха, Алтайский край, Чеченская республика. Например, общий прирост дотационных поступлений в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 13% (увеличился в 1,3 раза).
Другим способом поддержки региональных бюджетов являются субсидии. Трансферты такого типа призваны обеспечить долевое финансирование программ развития инфраструктуры субъектов. Кроме того, с помощью субсидий из федерального бюджета региональные власти формируют в составе своих бюджетов фонды по муниципальному развитию. В этих целях при федеральном бюджете создается Федеральный фонд регионального развития. Объем Фонда утверждается в третьем чтении закона о федеральном бюджете. Существует некий конкурс между социальными региональными программами, федеральными целевыми программами, которые претендуют на софинансирование. Отбор наиболее приоритетных осуществляется согласно законодательству и нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ.
Окончательное решение о предоставлении субсидий принимается после расчета показателей бюджетной обеспеченности субъекта.
Расчет показателей осуществляется в последний момент, когда уже распределены дотации. В основе расчета лежит анализ обеспеченности субъекта РФ, социально-инженерной инфраструктуры, вложений инвестиционных ресурсов в основной капитал.
В соответствии с Постановлением от 18.08.2005 г. № 524 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда регионального развития в 2005 году» субъект РФ имеет право на получение средств Фонда, если:
1) уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не превышает среднего по РФ уровня более чем на 10%;
2) уровень обеспеченности субъекта РФ объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения ниже среднего по РФ уровня на 60%. [13, с.39]
Для субъектов, имеющих право на получение субсидий, Министерство финансов РФ рассчитывает долю субъекта в объеме средств Федерального фонда регионального развития.
Кроме этого, рассчитывается уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения за счет средств Федерального фонда регионального уровня
Уровень софинансирования развития общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения за счет средств Фонда не может превышать 75% общего объема средств Фонда и консолидированного бюджета субъекта РФ, предусмотренных на реализацию указанных целей.
Субсидии федерального значения могут направляться на развитие объектов социальной инфраструктуры (дошкольные и общеобразовательные учреждения, государственные муниципальные учреждения здравоохранения), а также объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с этим субъекты РФ определяют мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры. При этом реализация мероприятий должна уложиться в срок не более трех лет.
Региональные власти до определенного срока должны представить информацию о размере средств консолидированного бюджета данного субъекта. Если указанная информация не представлена до этого срока, регион автоматически лишается права на получение субсидий из Фонда.
После 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (отчеты по использованию средств из консолидированного бюджета на социальные нужды региона и муниципального образования предоставляются Министерству финансов РФ), перечисляются необходимые средства.
Однако Фонд имеет право осуществить финансирование раньше указанного срока, если региональные власти производят софинансирование за счет Фонда.
Если нарушаются сроки финансирования программ социального развития, действия региональных властей противоречат БК РФ, то поступление средств приостанавливается. Если в течение трех месяцев нарушения не будут исправлены, данный регион лишается выделенных ему средств, а изъятые субсидии распределяются между другими регионами.
Полученные средства из Фонда субъект может потратить на формирование в составе своих бюджетов фондов по поддержке муниципальных образований. Дальнейший маршрут средств такой же. Субсидии должны быть истрачены на развитие дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, объектов инженерной инфраструктуры.
В дальнейшем исполнительные органы власти субъектов должны отчитаться за целевое использование выделенных средств.
Для определения обеспеченности субъекта объектами социальной и инженерной инфраструктуры и инвестициями в основной капитал на душу населения рассчитывается специальный показатель, который основывается на отклонении уровня обеспеченности субъекта перечисленными объектами от среднего такого же показателя по России.
Общее отклонение рассчитывается исходя из представленных Федеральной службой государственной статистики данных касательно отклонений по соответствующим отраслям. [13, с.40]
Актуальной темой становятся аномальные явления погоды, влияющие на хозяйственную жизнь страны. Так, в 2006 г. федеральный бюджет выделил средства субъектам для возмещения ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям по причине аномалий погоды.
В зимний период 2005-2006 гг. погибло много посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений. Субсидии на эти цели были предоставлены в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Регионы, пострадавшие от аномальной зимней погоды, должны были представить Министерству сельского хозяйства РФ документы о гибели растений из-за неблагоприятных агрометеорологических условий.
    продолжение
–PAGE_BREAK–