Раздел 3. Проектная часть. Разработка проектных мероприятий 3.1 Совершенствование организационной структуры управления предприятием Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс, в который входят предприятия, обеспечивающие содержание жилищного фонда, жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское
благоустройство. К функциям обслуживающих и эксплуатирующих жилищный фонд (ЖФ) организаций относятся: содержание общедомового имущества, внутридомовых инженерных коммуникаций, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг и др. Муниципалитет как одна из организационных структур органов управления, в свою очередь, обязан обеспечивать население минимумом благ, в том числе и коммунальными услугами. Главная задача муниципалитета – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий,
позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере. Таким образом, можно выделить ключевые направления работы муниципалитетов:
1) информационная поддержка реформы ЖКХ: обеспечение необходимыми методическими материалами собственников, их обучение; 2) создание системы независимого и объективного контроля соблюдения прав собственников.1 Для принятия своевременных, эффективных и отвечающих интересам собственников управленческих решений необходима комплексная информация об экономическом, технико-технологическом и функциональном состоянии отрасли. Поэтому для решения данной проблемы необходимо выделить в составе мониторинга состояния
ЖКХ два направления: 1. финансовый мониторинг – исходя из потребности получения информации о финансовом состоянии предприятий отрасли, уровне конкуренции и, соответственно, уровне тарифов на услуги; 2. технологический мониторинг – направленный на анализ качества и гарантированности бесперебойного обеспечения населения услугами (см. рис. 3.1). Рис. 1. Задачи мониторинга состояния ЖКХ Для успешной реализации перечисленных на рис.
3.1. задач мониторинга ЖКХ в структуре администрации муниципального образования г. Подольска считаем целесообразным выделение самостоятельного подразделения, осуществляющего мониторинг, т.е. занимающегося сбором, обработкой, анализом и распределением информации, и имеющего налаженное взаимодействие с собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и компаниями-монополистами. Такую структуру по ее содержанию и функциям можно назвать информационно-аналитической.
Функции такого подразделения должны объединять стратегическое планирование, мониторинг состояния ЖКХ, работу с населением, общую координацию деятельности предприятий ЖКХ. Иначе говоря, в структуру информационно-аналитической службы целесообразно включить: отдел по работе с собственниками; отдел мониторинга; отдел целевых программ; – отдел координации. Учитывая большую значимость собственников жилых помещений как источника информации и их главную роль
в управлении ЖКХ, целесообразно, в первую очередь, включение в рекомендуемую структуру отдела по работе с собственниками. Данный отдел должен заниматься работой с собственниками жилья, сбором информации о текущем положении дел в ТСЖ и управляющих компаниях, приемом претензий и предложений по работе жилищно-коммунальных структур. Отдел мониторинга должен осуществлять сбор, обработку, анализ и распределение информации о состоянии отрасли ЖКХ, о положении предприятий
ЖКХ, состоянии жилого фонда и т.п. Отдел целевых программ будет осуществлять стратегическое планирование отрасли ЖКХ г. Подольска в форме составления целевых программ развития отрасли и бизнес – планирования. Отдел координации будет заниматься координацией работы служб коммунального хозяйства г. Подольска в вопросах выполнения целевых программ и качественного исполнения своих обязанностей. Создание описанной выше информационно-аналитической структуры позволит повысить эффективность действующей
организационной структуры управления ЖКХ г. Подольска и организовать работу с собственниками жилья, чего до сих пор в рамках муниципалитета не производилось. 3.2 Совершенствование системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги Высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из важных проблем в муниципальном образовании городского округа «город Подольск». В настоящее время темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные
услуги в Московской области, как и во всей России, достаточно высоки (см. рис. 3.2). Рис. 2. Динамика среднего отпускного тарифа 1 м2 общей площади по регулируемым ценам в городском округе Подольске2 Учитывая проблемы в росте тарифов на ЖКУ в г. Подольске, основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать: 1.обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями
ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов; 2.экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания; 3.открытость информации о структуре тарифа; 4.регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем экспертизы и целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ. Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в формирование тарифов
на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо введение обязательной аудиторской экспертизы экономически обоснованных тарифов по соответствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяйстве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной средой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения. Элемент регулирования и контроля за ценообразованием, обязательная
аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов. При создании контроля и экономического обоснования повышения тарифов следует выявляет неэффективные затраты. Также стараться не допускать перепродажи услуг на рынке
поставляемых жилищно-коммунальных услуг. В части тарифной политики следует уделять внимание процедуре утверждения тарифа, которая не должна осуществляться без необходимой экспертной проработки со стороны структур администрации. Отсутствие реальной экспертизы расчетов по утверждаемым тарифам ведет к формализованному контролю за их регулированием. Также стоит обратить внимание на стандартизацию форм расчетов по обоснованию тарифов разных субъектов естественных монополий. Необходимо снижать собственные затраты.
Применяемые затратные принципы «издержки плюс прибыль» построения тарифа, не стимулирующие субъектов естественных монополий, должны меняться на новые, основанные на соответствующих индикаторах качества и эффективности деятельности предприятия. Немаловажное внимание стоит уделить степени информативности расчетов по обоснованию тарифа, позволяющей сопоставлять данные расчетов с данными бухгалтерской отчетности. Для этого в организациях-монополистах следует ввести: совместимые с бухгалтерской отчетностью формы
расчетов для утверждения тарифа; графики предоставления необходимых расчетов, адекватные расчетным периодам в бухгалтерском учете, и определить ответственных исполнителей за эту работу. Иметь в наличие согласованные планы регулирования тарифов между субъектами естественных монополий по стоимости своих услуг, как в краткосрочном плане, так и на долгосрочные периоды, для возможности введения бизнес-планирования и бюджетирования на предприятиях.
В части формирования фактической себестоимости следует обратить внимание на действующий принцип построения тарифа, позволяющий включать в затраты услуги различных поставщиков в соответствии с нормативным регулированием в Российской Федерации, экономическая целесообразность которых в то же время вызывает обоснованные сомнения. Учет факторов, при которых затраты по топливно-энергетическим составляющим себестоимости исчисляются на основе использования устаревшей аппаратной базы учета и контроля потребляемых ресурсов и не измеряются
контрольно-измерительными приборами (КИП), а определяются расчетным методом. Соответствующие методики должны быть подвергнуты соответствующему технологическому аудиту. Необходимо воздержаться от закупки материалов и топлива у посредников по завышенным ценам, как при денежных расчетах, так и при товарообменных операциях. При предоставлении ряда услуг, например, ремонтных работ, через дочерние структуры, учитывать, что
это оказывает влияние на стоимость потребляемых услуг в сторону их увеличения. При формировании инвестиционных составляющих предприятия-монополисты обязаны представлять для рассмотрения органам власти соответствующие инвестиционные программы. Администрация должна быть уверена в полезности и окупаемости программы. Далее такие программы должны пройти оценку эффективности независимых экспертов, а, возможно, и конкурсный
отбор. Только после этого следует принимать решение о включении инвестиционных составляющих в структуру тарифа. Более того, для принятия окончательного решения этот вопрос необходимо провести через процедуру общественных слушаний. Результатом проведения проверок должно быть соответствующее заключение, позволяющее получить достаточные доказательства: эффективности контроля и управления в субъектах естественных монополий; обоснованности формирования тарифов и фактической себестоимости; резерва снижения фактической себестоимости;
необходимости разработки рекомендации по формированию и реализации региональной политики в отношении субъектов естественных монополий. По существу регулирование коммунальных тарифов должно быть выведено из-под юрисдикции формы собственности (муниципальная, государственная, частная и т.д.) и существовать как бы вне ее с целью сохранения единого экономического пространства территории в целом. При введении проекта методик с целью уменьшения роста тарифов следует учитывать все факторы, направленные
на пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования. Эта методика позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит защиту экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов. При утверждении тарифа проведенная экспертная проработка со стороны администрации г. Подольска поможет проконтролировать процесс, что в итоге приведет к формализованному контролю за
их регулированием. Использование данной методики, если не поможет понизить уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но хотя бы сможет не повышать тарифы. Уверенность администрации в полезности и окупаемости методики в дальнейшем поможет пройти оценку эффективности независимых экспертов, а, возможно, и конкурсный отбор. Принятие решения о включении инвестиционных составляющих в структуру тарифа будет только после проведения
проверок, которые позволят получить достаточные доказательства обоснованности формирования тарифов. Основной задачей такой методики является проверка эффективности работы предприятий, работающих в сфере производства монопольных коммунальных услуг, учитывая, что эффективная работа коммунального предприятия зависит от таких параметров, как управление затратами, сокращение производственных потерь и эффективное использование рабочей силы. Таким образом, совершенствование системы утверждения и формирования тарифов
на оплату жилищно-коммунальных услуг в МО городской округ Подольск позволит сдержать роста тарифов на текущем уровне. 3.3 Совершенствование организации управления жилищно-коммунальным хозяйством города Реформа ЖКХ практически не оставила органам местного самоуправления возможности непосредственно управлять и руководить ЖКХ, она передала эти права населению и частным компаниям.
Таким образом, у муниципалитета остается основной рычаг управления – контроль, требующий максимально эффективного осуществления. Выделим ряд необходимых элементов, обеспечивающих построение эффективной системы контроля в ЖКХ муниципального образования г. Подольска, охватывающих положения теории организации управления (муниципального) и являющихся основой для построения системы эффективного управления ЖКХ региона:
1.Планирование предполагает наличие программно-функциональных структур, нацеленных на решение стратегических задач развития муниципальных образований. Отсутствие программно-функциональных структур является свидетельством невнимания органов власти региона к постановке стратегических целей и решению долгосрочных задач социально-экономического развития отрасли. В этой связи возникает необходимость в организационной структуре, т.е. подразделении, ориентированном на долгосрочное развитие и управление
ЖКХ. В стратегии повышения эффективности управления ЖКХ городского округа Подольск должны быть зафиксированы четкие цели, задачи, определены общие условия развития этой сферы, сформулирован стратегический план действий. Неотъемлемой частью разработанной стратегии должен являться механизм мониторинга реализации стратегии на основе системы показателей. Важно, чтобы процесс планирования, установления целей и анализа был организован
так, чтобы привлечь максимально широкий круг лиц – общественные организации, бизнес, население – для этого необходима активная позиция администрации города как лидера и координатора. Стратегия повышения эффективности управления ЖКХ должна быть согласованной с общей стратегией развития города и базироваться на принципе партнерства. Эффективно решить проблемы ЖКХ можно только реализуя политику, объединяющую различные уровни власти, предполагающую региональное
и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы частного бизнеса и населения.3 2. Взаимосвязь функций управления и влияния на конечный результат. Управление коммунальным хозяйством города неотделимо от его дальнейшего развития в соответствии с генеральным планом развития города Подольска. Это связано с тем, что зачастую застройка новых площадей требует реконструкции и модернизации существующих инженерных коммуникаций, так как на изношенные сети
ложится дополнительная нагрузка, что требует увеличения их мощностей. При объединении нескольких подразделений появляется возможность оптимизации штата и, соответственно, затрат на его содержание, более быстрой и эффективной координации между разными отделами, оптимизации системы финансирования подразделения. Вышесказанное обусловливает возможность организации Департамента ЖКХ, строительства и архитектуры (ЖКХСиА) путем реорганизации структурных элементов системы,
перераспределения функций между элементами управления для повышения их эффективности. 3. Финансовая самостоятельность и самодостаточность органов управления ЖКХ. Для эффективного функционирования муниципалитету необходимо иметь достаточное и бесперебойное финансирование, обязательным условием которого является отсутствие прямого или косвенного финансирования предприятиями отрасли, чреватого конфликтом интересов. Объединение управлений отраслями строительства и
ЖКХ позволит создать устойчивую финансовую базу за счет диверсификации внебюджетных источников доходов и снижения затрат на функционирование подразделения.4 Существенная часть контроля в ЖКХ – соблюдение прав собственников, которое невозможно без участия населения. Поэтому структура контроля соблюдения прав потребителей в сфере качества предоставляемых услуг представлена в виде трех элементов (рис. 3.3), гарантирующих независимость и полноту контроля:
1)контроль региональный, основанный на принципе проведения однократных проверок – плановых либо по обращениям граждан и предприятий; 2)контроль на уровне муниципалитета, основанный на планомерной работе по контролю и профилактике нарушений. Ведется систематически; 3)контроль собственников (общество потребителей, общественная палата города). Рис. 3.3. Структура контроля соблюдения прав собственников
На основании результатов изучения структуры управления жилищным хозяйством, принципах организации управления и контроля в ЖКХ разработана общая схема организации управления ЖКХ и определены источники создания нормативной и законодательной базы (рис.3.4). Рис. 3.4. Общая схема проекта организации контроля ЖКХ г. Подольска Как видно регулирование ЖКХ муниципального образования должно осуществляться в несколько
этапов: первичным контролем должен выступать контроль собственников жилья, замет контроль муниципального образования, а потом региональный контроль. Таким образом, необходимость создания нормативно-правовых актов в сфере контроля ЖКХ должна исходить с первичного уровня, т.е. непосредственно от самих собственников жилья. Кроме этого орган местного самоуправления г. Подольска как собственник муниципального жилищного фонда в условиях ограниченности бюджетных средств
и субсидий федерального и регионального уровней не в состоянии обеспечить в должной мере развитие материально-технической базы ЖКХ, проводить в необходимых объемах и в регламентные сроки капитальный и текущий ремонт жилья, внедрить новые ресурсосберегающие технологии. Постепенное уменьшение доли муниципального жилья в структуре жилищного фонда г. Подольска в результате приватизации (за три года произошло уменьшение показателя на 14,7%), а также
повышение уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в перспективе еще больше обострят проблему управления жилищно-коммунальным хозяйством. В целях успешного решения задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо внедрение новых форм управления предприятиями ЖКХ. Основными достоинствами новой системы управления являются: – инвестирование мероприятий по программе реформирования ЖКХ в целях снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг при гарантиях администрации
защиты коммерческих интересов управляющих компаний; – снижение потерь ресурсов за счет модернизации оборудования, перекладки ветхих участков сетей и др.; – сокращение налогового бремени при системе взаиморасчетов между цеховыми структурами по себестоимости; – совершенствование системы учета внутрипроизводственных затрат и обеспечение для всех субъектов правоотношений прозрачности финансовых потоков; – заинтересованность работников в повышении доходов управляющих компаний; – сокращение численности работников аппарата управления
за счет более совершенной структуры управляющей компании.5 Привлечение частных капиталов к финансированию инвестиционных вложений в развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры через создание механизмов государственно-частных партнерств создает спрос на определенные финансовые активы — долгосрочные инвестиционные ресурсы. Успешная реализация такого рода организационных форм способствует развитию этого сегмента финансового
рынка, следовательно, более оптимальной диверсификации финансовых активов в экономике и, таким образом, обеспечению поступательного развития региональной и национальной экономики. Очевидно, что привлечение в жилищно-коммунальный комплекс муниципального образования потенциальных частных инвестиций не может быть осуществлено только посредством проведения конституциональных реформ, без привлечения дополнительных государственных, кадровых, научных и других ресурсов.
Для кардинального изменения ситуации в данном секторе муниципального образования городского округа Подольск необходимо одновременно с институциональными преобразованиями значительно увеличить финансирование данной сферы из внебюджетных источников, обеспечить приток инвестиций и модернизацию отраслевой инфраструктуры, в комплексное обновление основных фондов, создавая условия повышению привлекательности этой сферы для частного бизнеса и кредитования со стороны банковского сектора.
Приоритетными задачами развития жилищно-коммунального хозяйства г. Подольска в настоящее время должны являться: 1. формирование адекватных правил взаимоотношений и оптимальное распределение ответственности между публичной властью и бизнесом; 2. наличие стимулов к эффективной работе, а также условий; 3. мотивация с целью сделать отрасль привлекательной для бизнеса и его инвесторов.
Применительно к коммунальному хозяйству в современной научной литературе государственно-частное партнерство определяется как делегирование на определенный срок частному сектору функции управления муниципальными системами коммунальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг. Термином «государственно-частное партнерство» обозначают совокупность форм взаимодействия государственной или муниципальной власти и частных предприятий в целях выполнения задач по коммунальному обслуживанию.6
Международный опыт последних десятилетий показал, что государственно-частное партнерство может приносить большую пользу для модернизации систем коммунального обслуживания. Оно выгодно как для муниципальной администрации, так и для бизнес–структур. Наиболее распространенным в мировой практике видом государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере действия являются концессионные соглашения, согласно которым частный сектор получает во владение
государственные или муниципальные инфраструктурные объекты с целью предоставления публичных услуг оговоренного в договоре качества. Важным содержательным моментом договора концессии является принятие концессионером на себя определенных финансовых обязательств по инвестированию в инфраструктурные системы. Таким образом, в рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя все три основных риска: коммерческие и инвестиционные риски и риски, связанные с управлением инфраструктурой и обеспечением
ее работоспособности. Важным фактором, определяющим целесообразность заключения концессионных соглашений на территории городского округа Подольск, является необходимость привлечения больших инвестиционных ресурсов в модернизацию ремонт коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов. Очевидно, что интерес бизнеса к подобным контрактам возможен только в том случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал.
Поэтому концессионные соглашения должны быть достаточно длительными для обеспечения возврата вложенных инвестиций. Срок действия контрактов концессии необходимо варьировать от 10 до 30 лет. 3.4 Совершенствование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства города Структура регионального и муниципального финансового контроля основана на положениях федерального закона о муниципальном управлении, Жилищном кодексе РФ и представлена следующими составляющими:
1)контроль выделения средств бюджета и фондов (выделение и перечисление средств на все виды капитального ремонта, приобретение коммунальной техники, содержание объектов внешнего благоустройства); 2)контроль расходования средств бюджета (целевое назначение, по факту использования); 3)контроль тарифной политики. В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. В то же время создана достаточно эффективная программа адресной помощи семьям с низкими доходами
в оплате ЖКУ — программа жилищных субсидий, в которой принимают участие 13% семей г. Подольска. Тем не менее, в процессе оптимизации бюджетных расходов встают серьезные проблемы: чрезвычайно неэффективна система предоставления льгот различным категориям граждан; не решены вопросы монетизации социальных выплат на оплату ЖКУ.7 Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической
оплаты этих услуг. Динамика собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск представлена на рис. 3.5. Рис. 3.5. Динамика собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск8 Из графика видно, что в динамике происходит снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в городском округе Подольск с 97,08% в 2007г. до 93,6% в отчетном периоде. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического
кризиса на платежеспособность населения. Необходимо отметить, низкая собираемость коммунальных платежей влечет за собой фактическое банкротство жилищно-коммунальных предприятий. У многих из них заблокированы счета, поскольку существующие тарифы не позволяют компенсировать низкий уровень платежей населения. Чтобы компенсировать потери хотя бы частично, необходимо организовать работу жилищно-коммунальных служб так, чтобы не было долгов.
Для этого ежегодно при формировании бюджета муниципального образования, прежде всего, необходимо формировать специальный муниципальный заказ на жилищно-коммунальные услуги: 1) расписать расходные статьи бюджетных организаций и предприятий на коммунальные услуги: тепло, воду, электроэнергию. Все это должно строго соответствовать определенным в данном регионе нормативам потребления. Тогда, в случае превышения предприятием нормативов, руководитель учреждения должен будет самостоятельно
искать источники оплаты сверхлимитных услуг; 2) необходимо создание «службы заказчика», которая должна выступать единым заказчиком на жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования. Службе должно быть предоставлено право управления муниципальным жилищным фондом, основными фондами подотраслей коммунального хозяйства; 3) необходимо реформирование органов управления жилищным фондом путем создания товариществ собственников жилья. Они в полной мере могли бы отвечать за предоставление
всех услуг. Таким образом, создать свободную конкуренцию при размещении муниципального заказа на те виды работ, которые до сих пор выполнялись только муниципальными службами; 4) необходимо усовершенствовать систему расчетно-кассового обслуживания. Это предполагает создание единого расчетно-кассового центра, основной задачей которого будет постоянный, эффективный контроль за соблюдением сроков и полнотой сбора платежей от населения и расчетов с предприятиями
поставщиками коммунальных услуг; 5) организация стимулирования экономии материальных ресурсов. По этому вопросу целесообразно использовать ранее накопленный опыт хозрасчетной системы. Его основным моментом является определение экономически обоснованных границ такой экономии. Например, если доля зарплаты с начислениями в стоимости общественного продукта составляет 30%, то до 30% от стоимости сэкономленных материалов должно быть использовано на поощрение тех, кто технологически
обеспечивает эту экономию. Такие ограничения не выглядят ущемляющими интерес и имеют довольно высокий потенциал стимулирующего воздействия.9 Для развития положительных тенденций реформирования ЖКХ и внедрение инновационного подхода к формированию и предоставлению ЖКУ необходимо проведение на государственном и муниципальном уровнях адекватной политики, подразумевающей решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических, нацеленных на
обеспечение устойчивости и необратимости реформ. Среди таких задач следует выделять: 1) прекращение бюджетного дотирования предприятий ЖКК. Так в 2008г. в предприятия ЖКХ поступило фактически 233961 тыс. руб. из бюджетов всех уровней, в 2009г. – 231461 тыс. руб.10 Обсуждение этой задачи, на наш взгляд, должно прийти на смену политической теме о 100%-ных платежах населения за ЖКУ. Ключ к решению данной задачи – передача бюджетных денег на
поддержку ЖКХ в распоряжение граждан, что уже делается в ряде регионов страны в ходе федерального эксперимента с жилищными субсидиями (адресная социальная помощь). Повышение эффективности расходования бюджетных средств может заключаться не только в оказании адресной социальной помощи низкодоходным семьям, но и в замене бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации жилищного фонда и
ЖКК. Самый простой пример подобных программ — капитальные ремонты жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Такой подход, с одной стороны, может способствовать сдерживанию роста тарифов для населения, с другой — обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств; 2) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКК. Долги предприятий ЖКК в первую очередь обусловлены бюджетными неплатежами за предоставленные дотации,
льготы, субсидии, а также неоплатой бюджетными учреждениями потребленных ЖКУ. Общий объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ городского округа Подольск в 2009г. составил 440089 тыс. руб.11, что на 40,3% меньше, чем в 2008г но все же достаточно много. Второй по значимости фактор — несбалансированная тарифная политика, когда тарифы для предприятий ЖКК не изменялись вслед за изменениями тарифов, например, на газ и электроэнергию.
Решение этой проблемы связано с такими непопулярными политическими мерами, как признание бюджетами различных уровней долговых обязательств перед ЖКК и включение этих обязательств в бюджеты следующих периодов, а также повышением тарифов для частичной компенсации накопленной несбалансированности; 3) создание эффективной системы тарифного регулирования. Проблемы тарифов и договоров могут быть решены путем изменения нормативно-правового регулирования.
При этом абсолютно бесперспективной является политика искусственного сдерживания роста тарифов на ЖКУ путем административного давления на процесс тарифного регулирования. Этот подход не только не способствует снижению нерациональных затрат, но и существенно тормозит институциональные преобразования, направленные на стимулирование инновационной активности производителей ЖКУ и совершенствование инновационной инфраструктуры
ЖКХ. В конечном счете, отложенный рост тарифов все равно придется компенсировать, но уже с учетом неизбежных дополнительных потерь с точки зрения эффективности функционирования ЖКК. Экономический выигрыш может дать только реальная заинтересованность рыночных субъектов в повышении эффективности собственной деятельности, достижение которой способом, отличным от инновационного сегодня вряд ли возможно. 3.5 Повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг
От качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг зависит, насколько благоустроенно и комфортно живет человек, удовлетворение его насущных потребностей, работоспособность, здоровье и, в конечном счете, отношение к существующей в стране системе управления.12 ЖКХ изучается как динамическая экономическая система. ЖКХ выступает в форме самостоятельного экономического института качества услуг, причем любое изменение
позиции отрасли должно восприниматься как изменение миссии (видения и кредо) и уровня качества института, тем самым характеризуя трансформацию всей институциональной структуры общества. Динамика институциональной структуры ЖКХ отвечает закономерностям и тенденциям, выявленным теорией экономических институтов: повышение качества активов, правил и норм взаимодействия хозяйственных единиц ЖКХ и их организационных структур; минимизация общих издержек
ЖКХ, определяемых как сумма собственно производственных и трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества состояния функционирования системы ЖКХ; соответствие относительных цен услуг ЖКХ структуре спроса (предпочтения потребителей). Согласно институциональной теории качество активов в полной мере определяется защищенностью прав собственности и качеством конкурентной сферы. Для эффективности состояния функционирования ЖКХ государство должно создать институты: фондовый рынок;
рейтинговые и оценочные агентства, использующие международные стандарты качества ИСО серии 9000, 14000 и отчетности; суды, нотариат – для свободной купли-продажи прав собственности в ЖКХ. Новый институциональный регулирующий механизм в ЖКХ предполагает: формирование качества открытой конкурентной среды сферы услуг; повышение степени «прозрачности» всех операций в ЖКХ при выявлении «стартового» качества услуг
ЖКХ; формирование контрактных отношений на базе стратегии TQM и стандартов ИСО по линии производитель услуг ЖКХ – потребитель. Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работ ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Классификация услуг
ЖКХ основана на ряде критериев, характеризующих особенности их предоставления потребителям. В их числе: направленность на удовлетворение потребностей потребителя: прямые услуги (direct dervices), удовлетворяющие непосредственные пожелания потребителей (платежные, коммерческие, инвестиционные услуги); косвенные или сопутствующие услуги (related dervices), облегчающие или делающие более удобными предоставление прямых услуг без получения потребителем дополнительной полезности (клиринговые услуги, телефонное управление
счетом услуг ЖКХ, консультационные услуги и др.); услуги, приносящие дополнительную полезность функционированию ЖКХ или снижению издержек ЖКХ (added-value services) при использовании прямых услуг; сегментация по группам потребителей. Исходя из степени сложности можно выделить следующие градации продуктов ЖКХ: 1-й уровень – услуги, которые востребованы большим количеством потребителей (оплата жилого фонда, пользования системами теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения
и др.); 2-й уровень – услуги, требующие специального уровня организации ЖКХ и подготовки кадров (управление активами ЖКХ, инвестиционные услуги); 3-й уровень – услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг ЖКХ (услуги в области корпоративных финансов ЖКХ, управление смешанными активами ЖКХ). Потребность в услугах ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, необходимости повышения
качества человеческого капитала, закона возрастания потребностей. Процесс производства и потребления большинства услуг ЖКХ совпадает в пространственно-временных координатах. На рынке услуг ЖКХ равенство спроса и предложения по объему и структуре оказываемых услуг должно соблюдаться постоянно. При этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в индивидуальной,
коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного признания и гарантом обмена труда. В условиях формирования и наполнения информационной парадигмы качества услуг ЖКХ такое равновесие нарушается из-за снижения качества услуг, отсутствия конкурентного рынка услуг ЖКХ, общего роста цен, снижения спроса на услуги ЖКХ и одновременного сокращения предложений со стороны сферы ЖКХ. При этом точка равновесия кривых спроса и предложений услуг
ЖКХ отсутствует: реализация услуг не состоялась, платежи прекратились, о чем свидетельствуют миллионные задолженности по коммунальным платежам населения, предприятий и учреждений России. Уровень качества услуг ЖКХ различен на рынке услуг, но потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне сложно определить этот уровень в момент покупки. Кроме того, он не знает предыстории предлагаемой ему услуги
ЖКХ и обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг. При симметричности информации, когда покупатель имеет адекватную информацию о качестве услуг ЖКХ, на рынке устанавливается эффективное равновесие. Цена, которую готов заплатить покупатель за конкретную услугу, определялась бы ее качеством. В условиях асимметрии информации, напротив, покупателю неизвестно качество конкретной услуги
ЖКХ. Поэтому предлагаемая ему цена определяется на основе среднего качества услуги, которое определяется на основе известного покупателю закона распределения качества Акерлофа. В модели Акерлофа качество предоставленной на рынке услуги ЖКХ предполагается распределенным равномерно. Функция распределения известна как продавцам, так и покупателям. В этой ситуации продавец услуги выставляет на рынке только те из них, качество которых лежит в нижней
части распределения, так как продажа наиболее качественной услуги становится для него невыгодной. В результате среднее качество предоставляемых на рынок услуг падает, а вслед за этим снижается и цена, которую покупатель готов заплатить за услугу. Соответственно окончательная цена, устраивающая покупателя, в какой-то момент оказывается равной нулю, и рынок перестает существовать. Явление неблагоприятного отбора, которое возникает на данном рынке из-за несовершенства информации,
приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и, в конечном итоге, к исчезновению рынка услуг ЖКХ. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) рассматривается как синергетическая система с неравновесной открытой матричной структурой функционирования. Неравновесная структура ЖКХ в отличие от равновесной позволяет повысить эффективность развития ЖКХ за счет системного взаимодействия его внутренней и внешней среды, функционирования в условиях неопределенности
рыночных отношений, качества ЖКХ и услуг, наличия бифуркации – переломной точки в эффективности развития, реализации стратегии и тактики формирования вектора качества ЖКХ. Эффективность развития ЖКХ увеличивается при его анализе на базе общих и частных экономических законов функционирования ЖКХ. Категорию непрерывного улучшения качества услуг ЖКХ целесообразно рассматривать как экономическую закономерность рыночной экономики, которая функционально
зависит от проявляемых на практике законов стоимости, конкуренции, качества, закона спроса и предложения, а также законов массового производства; самофинансирования; соответствия отношений постоянных затрат к переменным и относительной цены; снижения себестоимости услуг с увеличением объема выпуска; соответствия номенклатуры, качества и объема услуг; потребности и условия спроса; возмещения затрат на производство и сбыт услуг. В целом закон стоимости проявляется через отклонение цены, нижний порог которой ограничен
издержками ЖКХ, а верхний – субъективной оценкой полезности услуги. Конкуренция и качество вынуждают ЖКХ адаптироваться к изменениям вкусов и предпочтений потребителей, доходы которых ограничены. В результате действия закона стоимости внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, способствующий снижению издержек ЖКХ, улучшению качества услуг, а межотраслевая конкуренция способствует распределению ограниченных
ресурсов между отраслями в зависимости от их общественной значимости и обеспечивает тем самым структурную перестройку ЖКХ. Ограниченность ресурсов ЖКХ порождает проблему ограниченности производственных возможностей, которая стремится к разрешению противоречий благодаря действию конкуренции и качества при тесном взаимодействии с законами рыночной экономики: спроса и предложения. Взаимосвязь категории качества услуг ЖКХ с законом увеличения потребностей отражает стремление к качественному
возрастанию потребления с учетом экологического фактора. В результате конкуренции ЖКХ расширяют ассортимент услуг, повышают их качество и экологическую чистоту. Качество ЖКХ как экономическая категория становится языком международного общения, а ее концептуальные основы на базе открытых стандартов качества серии ИСО 9000 и концепции TQM позволяют легче войти в мировое экономическое пространство.13
Одним из основных резервов дифференцирования сферы услуг ЖКХ является постоянное более качественного, в сравнении с конкурентами, сервиса. Для привлечения целевого сегмента покупателей к потреблению услуг ЖКХ необходимо удовлетворение ожиданий клиентов относительно качества обслуживания. Ожидание потребителей формируются под воздействием «стартового» качества услуг
ЖКХ . Покупатели выбирают поставщика необходимой им услуги ЖКХ и после ее предоставления сравнивают собственные впечатления и ожидания. Если восприятие ценности сервиса не соответствует предварительному представлению, покупатель теряет интерес к продавцу услуги ЖКХ. Если его ожидания удовлетворены на высоком уровне качества, он склонен вновь обратиться к поставщику качественных услуг ЖКХ.
При этом сферы услуг ЖКХ должна характеризоваться наличием системы стратегического планирования, стремлением руководства к повышению качества сервиса ЖКХ, высокими стандартами качества обслуживания, системой контроля над представлением услуг, системой удовлетворения жалоб потребителей. Особое внимание уделяется в ней качеству персонала и оценке качества удовлетворения потребителей. Количественно данные направления развития сферы ЖКХ оцениваются по ряду показателей на основании самооценки
качества функционирования ЖКХ. Руководство компании сферы ЖКХ должно, сохраняя низкий уровень трансакционных издержек, добиваться повышения производительности за счет: повышения качественного уровня персонала, усовершенствования системы отбора и обучения сотрудников; увеличения набора предлагаемых услуг ЖКХ за счет некоторого снижения качества обслуживания; индустриализации сервиса, основанной на улучшении технического оснащения и стандартизации процесса предоставления услуг
ЖКХ; внедрения инноваций, уменьшающих потребность в обслуживании; повышения эффективности обслуживания; побуждения потребителей к самообслуживанию; использования новых информационных технологий для экономии времени предоставления услуг и снижения трансакционных издержек; при этом процесс повышения качества услуг ЖКХ неразрывно связан с безопасностью услуг, который осуществляется в рамках нормативного правового поля. Развитие систем управления качества (СУК) в сфере услуг
ЖКХ характеризуется существенным запаздыванием от формирования и наполнения соответствующих парадигм качества услуг. До настоящего времени «базовой» системой управления качеством услуг ЖКХ является модель Фейгенбаума, в соответствии с которой потребитель услуг ЖКХ должен получать только «годные» услуги, причем основные усилия ЖКХ должны быть направлены на итоговый контроль качества услуг.
Для внедрения системы менеджмента качества услуг ЖКХ необходимо проведение самооценки состояния функционирования ЖКХ в области качества, теоретической и методической основой которой является Европейская премия за качество. В соответствии с ней оценка менеджмента качества ЖКХ происходит по девяти критериям, каждый из которых имеет собственный «вес» (рис. 3.6). Рис.3.6. Диаграмма дефектов менеджмента качества г.
Подольска и выявления институциональных резервов повышения качества услуг Как видно из рис. 3.6. основными резервами повышения качества услуг ЖКХ являются: 1.мотивация персонала на повышение качества услуг ЖКХ; 2.внедрение аудиторских проверок и регулярного мониторинга состояния отрасли ЖКХ; 3.внедрение стратегического планирования в предприятия отрасли
ЖКХ, как в коммерческих, так и в муниципальных; 4.повышение эффективности работы с потребителями услуг ЖКХ; 5.внедрение передовых технологий в деятельности предприятий отрасли. Таким образом, обобщая итоги данной главы, можно сделать выводы. Жилищно-коммунальное хозяйство городского округа Подольск нуждается в реформировании, как и вся отрасль ЖКХ России. Основным мероприятием по совершенствованию организационной структуры управления
ЖКХ городского округа, на наш взгляд, должно стать выделение в действующей организационной структуре информационно-аналитической службы, которая бы занималась стратегическим планированием, мониторингом состояния ЖКХ, работой с населением, общей координацией деятельности предприятий ЖКХ. Основными мероприятиями по совершенствованию оплаты за жилищно-коммунальные услуги могут стать: обязательная аудиторская проверка целесообразности произведенных предприятиями
ЖКХ расходов, включаемых в структуру тарифов; экономия затрат предприятий жилищно-коммунального обслуживания; открытость информации о структуре тарифа; регулирование тарифа не на формальном уровне, а путем тщательной экспертизы и анализа целесообразности каждой из статей расходов предприятий ЖКХ. В качестве мероприятий по совершенствованию организации управления ЖКХ городского округа Подольск должно стать совершенствование системы контроля
ЖКХ, а также стратегическое планирование развития отрасли города. В части совершенствования системы финансирования ЖКХ городского округа Подольск необходимо, по нашему мнению, постепенно отходить от бюджетного дотирования предприятий ЖКХ на финансирование конкретных программ по развитию или реформированию отрасли, как в настоящее время организовано финансирование программы реформирования жилья.
Основными резервами повышения качества услуг ЖКХ в г. Подольске являются: мотивация персонала на повышение качества услуг ЖКХ; внедрение аудиторских проверок и регулярного мониторинга состояния отрасли ЖКХ; внедрение стратегического планирования в предприятия отрасли ЖКХ, как в коммерческих, так и в муниципальных; повышение эффективности работы с потребителями услуг
ЖКХ; внедрение передовых технологий в деятельности предприятий отрасли.