Совершенствование организационно правового статуса главы админист

–PAGE_BREAK–5. Обеспечивать рациональное расходование муниципальных средств, в рамках своей компетенции, в том числе фонда оплаты труда администрации;
6. В установленном порядке отчитываться перед населением и Советом муниципального образования;
7. Организовывать проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в соответствии с действующим законодательством;
8. Добросовестно исполнять свои полномочия и исполнять другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Глава администрации не вправе:
1. Заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельностью;
2. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
3. Получать гонорары за публикацию и выступления в качестве главы администрации;
4. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
5. Выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными организациями;
6. Принимать участие в забастовках;
7. Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений.
Таким образом, статус главы администрации представляет собой комплекс прав и обязанностей, закрепленных за должностью главы администрации. Организационно-правовой статус подразумевает такие процедуры, как получение и прекращение полномочий главы администрации

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности главы администрации муниципального образования
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена система муниципальных актов:
1) Устав муниципального образования;
2) Правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования[8].
Нормативно-правовые акты, издаваемые администрацией не должны противоречить действующему законодательству.
Глава администрации поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами области и настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Правовые акты главы администрации поселения нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера распоряжениями. Нормативные правовые акты главы администрации поселения, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории поселения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета, главой поселения, главой администрации поселения, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан в порядке правотворческой инициативы.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, – уполномоченными органом государственной власти РФ.
Правовой акт главы администрации поселения утрачивает силу в случаях:
а) истечения срока его действия;
б) отмены его главой администрации поселения;
в) признания его в судебном порядке не соответствующем законодательству;
г) отмены правового акта в части, регулирующей осуществление отдельных государственных полномочий, уполномоченным органом государственной власти.[9]
Глава администрации муниципального образования распределяет обязанности между специалистами администрации и предоставляет им своим приказом соответствующие полномочия, возглавляет соответствующими приказами на заместителя главы муниципального образования исполнение обязанностей главы муниципального образования на период его временного отсутствия, в связи с болезнью, отпуском или командировкой.
Глава администрации муниципального образования предоставляет в необходимых случаях специалистам полномочия предоставлять администрацию в отношения с государственными органами, органами местного самоуправления, с другими организациями и гражданами, а также выдает доверенности на подписание от имени администрации договоров и других гражданско-правовых документов.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления выступают как юридические лица. В этой связи от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, а также органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом[10].
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
а) для представительного органа муниципального образования – протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
б) для иных органов местного самоуправления – решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Таким образом правовой статус главы администрации муниципального образования впервые закрепляет на федеральном уровне, впоследствии он детализируется и конкретизирует деятельность главы в соответствии с нормативными правовыми актами.

2. Организационный механизм приобретения и утраты правового статуса главы администрации муниципального образования (на примере Новоивановского муниципального образования)
Свои функции местная администрация осуществляет двумя основными способами: правовым и организационным.
Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления.
Организационный способ предполагает организацию работы по выполнению решений представительного органа местного самоуправления собственных решений и других нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов[11].
Местной администрацией руководит на принципах единоначалия глава местной администрации, которым является глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и предусматривает:
1) претендентов на должность;
2) конкурсную комиссию, численность которой устанавливается представительным органом муниципального образования состоящую:
а)       2/3 членов, назначаемых представительным органом муниципального образования;
б)      1/3 членов, назначаемых представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)[12].
Теоретически представительные органы и органы государственной власти субъектов РФ могут назначать кандидатуры, не входящие в состав этих органов, такое правило не устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3) представительный орган муниципального образования;
4) представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ;
5) главу муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования в процессе формирования местной администрации и назначения главы администрации вправе:
1) утверждать условия контракта для главы администрации муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения;
2) вносить в устав муниципального образования положения, устанавливающие дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации;
3) устанавливать порядок проведения конкурса на замещение указанной должности, содержащий публикуемые в средствах массовой информации условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта. Опубликование условий происходит не позднее 20 дней до дня проведения конкурса;
4) назначать 2/3 членов конкурсной комиссии;
5) назначать главу администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
6) утверждать по представлению главы администрации структуру местной администрации.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в конкурсную комиссию, в сроки, указанные в объявлении конкурсной комиссии, следующие документы:
а) личное заявление;
б) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
в) документы, подтверждающие профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
–      копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
–      копию документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
г) собственноручно заполненную и подписанную анкету, фотографию;
д) медицинскую справку формы №86.[13]
Представленные гражданином сведения подлежат проверке. Несвоевременное или неполное представление документов является основанием для отказа гражданину в приеме документов для участия в конкурсе.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования, осуществляющим руководство представительным органом местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» упорядочил общие принципы процедуры заключения контракта с главой администрации[14].
Представительный орган муниципального образования в процессе назначения главы администрации утверждает условия контракта для главы администрации муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В контракте прописаны основные права и обязанности главы администрации, работодателя, оплата труда и социальные гарантии, рабочее время и время отдыха, срок действия контракта, прекращение действий контракта, заключительные положения.
Кроме прав, обязанностей и ограничений по службе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена ответственность главы местной администрации перед государством:
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
а) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
б) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
2. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
    продолжение
–PAGE_BREAK–