Совершенствование системы управления охраной окружающей среды

Содержание
Введение
1. Анализ системы управления состоянием окружающей среды вЮго-Западном районе г.Москва
1.1 Общая характеристика Юго-Западного района
1.2 Состояние окружающей среды в районе
1.3 Нормативно-правовая база управления состояниемокружающей среды
1.4 Функции органов муниципальной власти в управлениисостоянием окружающей среды
1.5 Управление состоянием окружающей среды в Юго-Западномрайоне г.Москва
2. Исследование методов оценки загрязнения окружающей среды
2.1 Методики оценки загрязнения атмосферы
2.2 Методики оценки загрязнения водных ресурсов
2.3 Методики оценки загрязнения почв
2.4 Анализ унифицированных программ расчета степенизагрязнения окружающей среды
3. Использование информационных систем управлениясостоянием окружающей среды
3.1 Структура программы
3.2 Работа с разделами программы
4. Определение экономической эффективности внедренияинформационной системы управления состоянием окружающей среды
4.1 Расчет затрат на внедрение предложений
4.2 Технико-экономическое обоснование проекта
4.3 Экономическая эффективность
5. Факторы экологической безопасности в Юго-Западном районег.Москва
5.1 Анализ опасных и вредных факторов в районе
5.1.1 Запыленность воздуха
5.1.2 Метеорологические условия
5.1.3 Интенсивность шума и вибрации
5.2 Разработка мер по обеспечению безопасности населенияЮго-Западного района г.Москва
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Экологическая экспертиза занимает особоеместо в механизме действия экологического права России… Она проводится в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующейдеятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономическихи иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом,экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологическогоконтроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной средыобходится в четыре — пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствийэкологически необоснованных решений. Экспертиза является также инструментомподдержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной,управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны правакаждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразнойэкологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
Актуальность работы определяется практическими потребностями своевременногопредсказания наиболее опасных экологических ситуаций в мегаполисе, связанных свысоким уровнем загрязняющих примесей и обусловленных комплексомнеблагоприятных метеорологических условий.
Целью настоящего дипломного проектаявляется разработка мероприятий по совершенствованию системы управления охранойокружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва.
Для достижения поставленной цели в работерешены следующие задачи:
1.        дана общая характеристика Юго-Западногорайона г.Москва, охарактеризована экологическая обстановка в районе;
2.        проанализированы правовые основыуправления охраной окружающей среды;
3.        проанализировано состояние системыуправления охраной окружающей среды в Юго-Западном районе г.Москва;
4.        дана характеристика основным методомопределения степени загрязнения окружающей среды;
5.        рассмотрены комплексные программныекомплексы оценки загрязненности окружающей среды и дана подробнаяхарактеристика программного комплекса «Гарант-Универсал»;
6.        рассчитана экономическая эффективностьвнедрения данного программного комплекса в работу администрации Юго-Западногорайона г.Москва;
7.        проведена оценка экологическогосостояния района и разработаны мероприятия по повышению экологическойбезопасности населения района.
Таким образом, объектом данного исследованияявляется Юго-Западный район г.Москва, предметом – состояние системы управленияохраной окружающей среды в данном районе.
Дипломная работа написана на 90 листах исостоит из введения, пяти глав, разбитых на параграфы, заключения и спискаиспользованной литературы.

1. Анализсистемы управления состоянием окружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва
 
1.1 Общая характеристика Юго-Западного района
Ю́го-За́падныйадминистрати́вный о́круг (ЮЗАО)находится на юго-западе Москвы. Округ занимает территорию 111,4 кв.км (10,3%территории Москвы), образован за границами исторического города и простираетсяот площади Гагарина за пределы кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Общаячисленность жителей округа по состоянию на 1 января 2004 года 1188,2тыс.человек, что составляет 11,43% населения Москвы. Плотность населения округа(10,6 тыс.чел. на 1 кв.км) выше, чем по городу в целом.
Структура использования земельЮго-Западного района г.Москва отражена в табл. 1.1
Таблица 1.1
Структура использования земельЮго-Западного района г.МоскваТерритория Площадь
Территория округа – всего
в том числе: 11136,2 га Застроенные земли 7084,6 га Дороги и проезды 950,9 га Природный комплекс (зеленые насаждения районного, городского и федерального значения, водные поверхности, земли сельскохозяйственного использования) 2478,2 га Прочие земли 622,5 га
Структура населения округа отражена втаблице 1.2.

Таблица 1.2
Структура населения Юго-Западного округаг.Москва
Численность постоянного населения
в том числе: 1176230 человек Взрослое население 937270 человек дети 238960 человек
Основные характеристики Юго-Западногоокруга г.Москва отражены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Характеристика Юго-Западного округаг.МоскваУлицы 240 улиц и проспектов, протяженностью 350 км, 10 площадей Жилищный фонд 4268 жилых строений, в том числе 2622 муниципальных Нежилой фонд 3668 строений, общая площадь нежилых помещений – 9325,1 тыс.кв.м. Потребительский рынок и услуги
3912 — объектов мелкорозничной сети
1542 — предприятия торговли
11 гостиниц Транспорт 119 маршрутов пассажирского транспорта, в том числе 15 станций Московского метрополитена и 5 станций «легкого метро» Образование
— 8 государственных высших учебных заведений и 7 негосударственных высших учебных заведений
— 463 учреждения образования в т.ч.
— 198 общеобразовательных учреждений Здравоохранение
— 45 поликлиник, в том числе 18 детских
— Республиканская детская клиническая больница
— Центр планирования семьи и репродукции Культура
— 71 учреждение культуры, в т.ч.
— 33 библиотеки
— 2 выставочных зала
— Государственный Дарвиновский музей
— Палеонтологический музей РАН
— Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского
— Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н.И. Сац
— Свыше 100 памятников монументально-декоративного искусства и культурного наследия, в том числе 8 усадеб Спорт
— 683 спортивных объекта на территории
— 17 Детско-юношеских спортивных школ
На территории ЮЗАО расположены:
— Президиум Российской Академии Наук
— 160 научных учреждений, в том числе 71институт РАН
— 23 промышленных предприятия
— 14334 предприятий малого бизнеса
В ЮЗАО сосредоточен цвет российской науки,расположены крупнейшие научно-исследовательские институты РАН, известные ВУЗы,ведущие научно-производственные организации, успешно развивается малый исредний бизнес.
В институтах РАН проводятсяфундаментальные и поисковые исследования в области физики (квантовая физика,низкотемпературные квантовые наноструктуры, физика сверхсильных лазерныхполей), химии (новые подходы к химии топлив и химической электроэнергетике,синтез веществ с заданными свойствами и создание функциональных материалов наих основе), математики (математическое моделирование и интеллектуальныесистемы), экономики (прогноз развития экономики России с учетом новых мировыхинтеграционных процессов), прикладные исследования (биотехнологии для полученияактивных веществ для медицины и сельского хозяйства, разработки в областиоптического приборостроения, создание пневмоакутических установок ишумозаглушающих покрытий).
Российская Академия Наук участвует вдеятельности 240 международных научных неправительственных организаций, во всехкрупных программах, проектах и исследованиях, финансируемых ООН, ЮНЕСКО,МАГАТЕ, ВМО.
В ЮЗАО находятся 7 государственных вузов — Российский университет дружбы народов (РУДН), Российский государственныймедицинский университет (РГМУ), Московский геологоразведочный институт им.С.Орджоникидзе, Юридический институт МВД, Академия нефти и газа им. Губкина, атакже филиал МГАПУ — Педагогический институт физической культуры. В округеработают 7 негосударственных ВУЗов.
Среди научно-производственных предприятийЮЗАО можно выделить такие, как ФГУП «НПП «Торий» (приборы микроволновойэлектроники), ФГУП НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха (приборы на основе импульсныхтвердотельных лазеров), ГУП «НПЦАП им. Н.А. Пилюгина» (автоматизированныесистемы управления), ВНИИНС (разработка программного обеспечения, компьютерныетехнологии для широкого спектра объектов), ОАО «НИИ технического стекла»(разработка и производства изделий из стекла высокой прочности), Акустическийинститут им. Н.Н. Андреева (разработка систем пожаротушения), Всероссийскийнаучно – исследовательский институт лекарственных и ароматических растений(ВИЛАР) (научные исследования и разработки лекарственных средств новогопоколения), ОАО «НИИ вычислительных комплексов им. М.А.Карцева» (разработкаавтоматизированных систем обеспечения безопасности объектов).
На территории ЮЗАО нет промышленныхгигантов и крупных производств. В округе расположены предприятияобрабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Продукция таких предприятий,как ЗАО «Фирма «Черемушки», ЗАО ПШО «Москва», КБК «Черемушки», ЗАО «Победа» идругих хорошо известна в Москве и за ее пределами.
Распределение малых предприятий ЮЗАО повидам экономической деятельности:
–         оптовая и розничная торговля; ремонтавтотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личногопользования — 7351(51,3%)
–         операции с недвижимым имуществом,аренда и предоставление услуг – 2105 (14,7 %)
–         обрабатывающие производства – 1769(12,3 %)
–         транспорт и связь — 1007 (7,0 %)
–         строительства — 995 (6,9 %)
–         предоставление прочих коммунальных,социальных и персональных услуг, гостиницы и рестораны – 699 (4,9 %)
–         финансовая деятельность – 302 (2,1 %)
–         прочие – 106 (0,7 %).
Продукция и разработки предприятий малогопредпринимательства отличаются высоким уровнем качества. Продукция ООО«Роскардиоинвест», ЗАО «Нейтрино» (разработка и производства искусственныхклапанов сердца) и ЗАО «Элестим — кардио» (электронные кардиостимуляторы),работающих в сфере высоких технологий, не уступает зарубежным аналогам, а понекоторым параметрам превосходит их. Успешно конкурирует с зарубежными фирмамиООО «ВИСКО.М» — производитель высококачественной осветительной техники.
Приоритетные целевые программы:
— Комплексная целевая программа развития иподдержки малого предпринимательства
Юго-Западного административного округагорода Москвы на 2007 – 2009 гг.;
— Городская целевая программа пообеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;
— Окружная комплексная программапромышленной деятельности в ЮЗАО г. Москвы на 2007-2009 гг.
1.2 Состояние окружающей среды врайоне
Юго-западный административный округ(ЮЗАО), созданный в 1991 году, занимает 111,7 квадратных километров. Здесьпроживает более миллиона человек. Округ располагается на юге столицы, на правомберегу Москвы-реки, он занимает центральную, наиболее высокую частьТеплостанской возвышенности, а на пересечении улиц Профсоюзная и Теплый Станрасполагается высшая точка Москвы – 256 метров.
На территории округа большое количестворек (12) и прудов (85).
«Легкими столицы» называют ЮЗАО, на территориикоторого расположены такие крупные зеленые массивы, как природный Битцевскийлесопарк, ландшафтный заказник «Тропаревский парк», Воронцовский и другиепарки. К тому же «роза ветров» в Москве расположена так, что ветры дуют чащевсего с юго-запада. И воздух, проходя лесопарковые зоны, приходит в Москвучистым и свежим, а для жителей округа и его гостей зеленые массивы – это еще ихорошо обустроенные места отдыха.
Несмотря на относительно высокую плотностьнаселения (более 9 тысяч человек на квадратный километр), Юго-Запад – один изнаиболее благополучных в экологическом плане округов столицы.
Одним из важных показателей,характеризующих состояние окружающей среды в районе, является уровеньзаболеваемости населения.
В Юго-Западном округе у детского населенияпервичная заболеваемость и распространенность практически по всем классамболезней не превышает среднемосковские уровни. Общая заболеваемость подростковвыше средних по городу уровней на 9%, заболеваемость болезнями эндокриннойсистемы — на 28%, мочеполовой системы — на 37%, кожи и подкожной клетчатки — на56%. Распространенность болезней органов дыхания, в т.ч. астмы, эндокринной,мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки также превышают средние по Москвепоказатели.
В последние годы на территории округанаметилась тенденция к росту заболеваемости ожирением среди подростков (рис. 1.1)и взрослых. Показатели заболеваемости выше среднегородских уровней у подростковв 1,7 раза, у взрослых — в 2,0 раза.

/>
Рис. 1.1 – Динамика заболеваемостиподростков ожирением в ЮЗАО
В 2006 году уровни распространенности изаболеваемости среди взрослого населения Юго-Западного округа болезнейэндокринной системы (рис. 1.2) являются самыми высокими среди всех округовгорода Москвы.
Спецификой инфраструктуры Юго-Западногоокруга является отсутствие крупных промышленных предприятий. Исключениесоставляет территория районной Управы Коньково, где размещена промзона«Воронцово». Главным источником загрязнения атмосферного воздуха являютсявыбросы от автотранспорта. В 2006 году, по данным маршрутных постов, состояниеатмосферного воздуха было хуже, чем в 2005 году. На четырех из пяти маршрутныхпостов увеличилось количество проб, превышающих ПДК. В зонах влияния крупныхавтомагистралей округа отмечаются высокие уровни заболеваемости населения,особенно детского, болезнями органов дыхания, в т.ч. бронхиальной астмы,кровообращения.
/>
Рис. 1.2 – Распространенностьзаболеваемости взрослого населения болезнями эндокринной системы в Москве иадминистративных округах в 2006 году

К наиболее неблагоприятным территориям округав 2006 году по уровням заболеваемости населения относятся районы Ломоносовскийи Котловка. На указанных территориях отмечается тенденция к ростузаболеваемости или стабильно высокая заболеваемость населения.
В районе Ломоносовский из года в год регистрируетсявысокая распространенность заболеваемости детей и подростков болезней крови, органовдыхания и пищеварения, эндокринной системы; в районе Котловка — высокие показателизаболеваемости болезнями органов дыхания и эндокринной системы.
Проведенный в 2006 году сравнительныйанализ заболеваемости населения по административным округам, в сравнении саналогичными показателями по Москве в целом показал, что какраспространенность, так и заболеваемость во всех группах населения вбольшинстве округов имеет тенденцию к стабилизации или незначительному увеличениюпо отношению к предшествующему 2004 году.
1.3 Нормативно-правовая базауправления состоянием окружающей среды
Конституция РФ, конституции и уставысубъектов Российской Федерации в целом достаточно полно определяют правовыеосновы обеспечения и защиты экологических прав граждан, однако складывающаяся встране экологическая обстановка свидетельствует, что система данной отраслизаконодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации[1].
Представляется необходимым изложить своивзгляды на проблемы и тенденции развития важнейших институтов конституционногоэкологического законодательства (ст. 42 Конституции РФ).
1. Права граждан на благоприятную,здоровую окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь,признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Правокаждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервыезакреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международномуровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, апозже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право нажизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое,несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек.Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологическихтребований[2].
По имеющимся данным, состояние здоровьячеловека на 20 — 30% определяется условиями среды его обитания.
В той части, в какой право на жизньсвязано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами,предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Правона жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспеченияреализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.
Для обеспечения наиболее эффективногособлюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большоетеоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.Российское законодательство не определяет понятие «благоприятнаяокружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридическизначимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраныокружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов илимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Обохране окружающей среды[3]». Другая его важнейшаяхарактеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств.
Благоприятная окружающая среда означаеттакже способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека,сохранить видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающейсреды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностейприроды обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемыхприродных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека игражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных споддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иныхусловий его жизни. Другие экологические права граждан, предусмотренныеКонституцией РФ и иными законами, по существу, служат средством реализацииправа на благоприятную окружающую среду.
Вопрос о характере потребностей человека вприроде или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основеэкологических прав, в частности права на благоприятную окружающую среду. Справовой точки зрения ответ на вопрос о характере регулируемых потребностей,удовлетворяемых за счет ресурсов природы, зависит в большей степени от того,как в законе сформулировано право на окружающую среду.
По Конституции Российской Федерации каждыйимеет право на благоприятную окружающую среду. Представляется, что в ОсновномЗаконе это право сформулировано более удачно по сравнению с конституцияминекоторых субъектов и стран ближнего зарубежья с точки зрения интересовчеловека. Поэтому с теоретической и практической точки зрения важно определитьсодержание понятия «благоприятная окружающая среда». Легальноеопределение этого понятия дано в Федеральном законе «Об охране окружающейсреды». Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качествокоторой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологическихсистем, природных и природно-антропогенных объектов.
С точки зрения М.М. Бринчука[4],благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику некачества, а состояния. Состояние — понятие более широкое, так как оно включаеткак качественные, так и количественные характеристики окружающей среды.Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы.Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятногосостояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспеченияустойчивого функционирования естественных экологических систем, природных иприродно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественныхэкологических систем и природных объектов — понятие естественных наук,привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.
Кроме законодательного имеется достаточнообоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды.Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствуетустановленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам,касающимся чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видовогоразнообразия и эстетического богатства.
Анализ такого определения права наблагоприятную окружающую среду показывает, что, реализуя свое право, человекможет удовлетворить не только личные потребности, но и некоторые потребности,непосредственно не связанные субъективно с ним. Такие характеристикиблагоприятной окружающей среды, как экологическая устойчивость, видовоеразнообразие, в основном выходят за пределы личных потребностей. Хотя,несомненно, экологически неустойчивая или деградированная с точки зрениявидового разнообразия среда едва ли может считаться благоприятной. И поэтомудействительно человек заинтересован в сохранении окружающей среды, иэкологически устойчивой, и биологически разнообразной. С учетом такихрассуждений можно дать следующее достаточно обоснованное определение понятия«благоприятная окружающая среда» и рекомендовать именно такоеопределение при подготовке экологических законопроектов. Благоприятнаяокружающая среда — окружающая среда, состояние которой соответствуетустановленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам,касающимся незагрязненности, неистощимости, экологической устойчивости,видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальнуюжизнь, здоровье и другие интересы человека.
К сожалению, юридическая практика сводитблагоприятность преимущественно к соответствию состояния природных объектовэкологическим и санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды(ПДК, ПДУ, НРБ и т.д.). Очевидно, что в этом случае защищенной оказываетсятолько часть права, провозглашенного в ст. 42 Конституции РФ, а именно та,которая ограничивается рамками здоровой окружающей среды. Понятие«здоровая окружающая среда» связано с нормативами ПДК — предельнодопустимых концентраций, а благоприятная окружающая среда — это не толькоздоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая, экологически устойчивая,эстетически богатая и разнообразная среда обитания человека.
Такого определения благоприятнойокружающей среды придерживаются почти все специалисты по экологическому праву,оно стало фактически общепризнанным. Однако эти характеристики благоприятностиокружающей среды не работают, они до сих пор не апробированы, не истребованыпрактикой, что в заметной степени предопределяет низкий коэффициентреализованности соответствующего права граждан. На уровне бытового и дажепрофессионального правосознания формируется представление о нежизнеспособностиконституционной нормы. Разумеется, определяющую роль в этом играютэкономические, организационные, идеологические гарантии, но частично остротапроблемы может быть снята юридическими средствами. Прежде всего необходиморешить вопрос конституционного регулирования ряда экологических проблем вэкологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральном законе «Обохране окружающей среды», аналогичных законах субъектов РоссийскойФедерации, раскрыть фундаментальные экологические права, которые закреплены вконституциях.
Право на благоприятную окружающую средусравнимо лишь с естественным правом человека на жизнь и достойноесуществование. Поэтому необходимо более конкретно обозначить это право, придатьему приоритетное значение в системе прав человека, признав его важнейшимсоциальным правом. Возможно, даже следует принять специальный нормативныйправовой акт РФ о реализации права на благоприятную окружающую среду с учетомэкологических, правовых, медицинских (санитарно-гигиенических), биологических,эстетических и других важных его составляющих[5].
1.4 Функции органовмуниципальной власти в управлении состоянием окружающей среды
Перечень полномочий субъектов РоссийскойФедерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом«Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. Вчастности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектовРоссийской Федерации относятся:
— участие в определении основныхнаправлений охраны окружающей среды на территории субъекта;
— участие в реализации федеральнойполитики в области экологического развития Российской Федерации на территориисубъекта Российской Федерации;
— принятие законов и иных нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающейсреды, а также осуществление контроля за их исполнением;
— принятие и реализация региональныхпрограмм в области охраны окружающей среды;
— участие в порядке, установленномнормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлениигосударственного мониторинга окружающей среды (государственного экологическогомониторинга) с правом формирования и обеспечения функционированиятерриториальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориисубъекта;
— осуществление государственного контроляв области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) наобъектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности,находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключениемобъектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральномугосударственному экологическому контролю;
— утверждение перечня должностных лицорганов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющихгосударственный экологический контроль (государственных инспекторов в областиохраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
— установление нормативов качестваокружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не нижетребований и норм, установленных на федеральном уровне;
— организация и развитие системыэкологического образования и формирование экологической культуры на территориисубъекта Российской Федерации;
— обращение в суд с требованием обограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядкехозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательствав области охраны окружающей среды;
— предъявление исков о возмещении вредаокружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства вобласти охраны окружающей среды;
— ведение учета объектов и источниковнегативного воздействия на окружающую среду, государственный экологическийконтроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
— контроль в установленном федеральнымзаконодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую средупо объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов,подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
— ведение Красной книги субъектаРоссийской Федерации;
— образование особо охраняемых природныхтерриторий республиканского значения, управление и контроль в области охраны ииспользования таких территорий;
— участие в обеспечении населенияинформацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
— организация проведения экономическойоценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности,осуществление экологической паспортизации территории.
Однако, давая оценку полноте полномочийсубъектов Российской Федерации, необходимо учитывать одно очень важноеобстоятельство. Большинство из указанных полномочий в законодательном порядкебыли изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерениемпередать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1января 2006 года.
В то же время такие полномочия, как:
осуществление государственногоэкологического контроля;
ведение учета объектов и источниковнегативного воздействия на окружающую среду;
контроль платы за негативное воздействиена окружающую среду — субъекты Российской Федерации имеют право реализоватьлишь в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащихфедеральному государственному экологическому контролю, перечень которых долженутверждаться федеральным Правительством.
Кроме этого, наличие законодательноустановленного дублирования целого ряда основополагающих полномочий органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации, таких как осуществление государственногоэкологического контроля, государственного экологического мониторинга,нормирования качества окружающей среды, администрирования платы за негативноевоздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериевразграничения этих полномочий, ограничивает возможности регионов эффективнореализовать указанные государственные полномочия.
Мы считаем, что совершенствование системыгосударственного управления в области охраны окружающей среды должно идти попути делегирования регионам исключительных полномочий в сфере:
государственного экологического контроля;
администрирования платы за негативноевоздействие на окружающую среду;
государственной экологической экспертизы.
Приведенные выше особенности российскогоприродоохранительного законодательства в определенной степени снижают егофункциональность, а также эффективность практического правоприменения. В связис этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведутбольшую работу с комитетами и депутатами Государственной Думы РоссийскойФедерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России,направленную на совершенствование федерального природоохранительногозаконодательства, в части более четкого разграничения полномочий федеральногоцентра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий вобласти самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды[6].
1.5 Управление состояниемокружающей среды в Юго-Западном районе г. Москва
Формирование и реализация стратегиисоциально-экономического развития города Москвы и ее экологической политикидолжны быть взаимосвязаны и нацелены на достижение экологической безопасности,обеспечение конституционного права москвичей на благоприятную окружающую среду,создание комфортных условий их проживания и недопущение нанесения вредаокружающей среде.
Основным экологическим документом прошедшегодесятилетия являлась разработанная и одобренная Экологическим консультативнымсоветом при Мэре города Москвы в 1999 г. Концепция обеспечения экологическойбезопасности города Москвы на период до 2001 года и на более отдаленнуюперспективу.
Реализация положений Концепции создалаоснову для развития экологической политики города Москвы по целевымнаправлениям, что позволяет объединять экологические элементы принятыхгородских целевых программ в единую систему и обосновывать потребность вфинансовых ресурсах для достижения устанавливаемых целевых экологическихпоказателей.
Для формирования экологической стратегии сучетом целевых направлений ее развития разработана долгосрочная Экологическаядоктрина города Москвы (далее — Доктрина). Целевые показатели Доктрины — эторезультаты, которые будут достигнуты при реализации экологических мероприятий,предусмотренных: