Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

Совершенствование социализации лиц с ограниченными
возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

А.Р. Маллер

(Академия повышения квалификации и переподготовки
работников образования РФ)

Изменения
в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем
в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач,
связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов
социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в
социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с отклонениями в
умственном развитии и в первую очередь сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, число которых постоянно растет. Так, по данным Б.В. Белявского число
школ-интернатов для детей-сирот в 2000г. достигло 192. В них воспитывается
39,4тыс. детей-сирот с отклонениями в физическом и психическом развитии. Их
познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных,
общественных и других форм жизни.

Степень
интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки,
социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.

Анализ
литературы по данной проблеме и наши собственные материалы показывают, что во
многих регионах РФ при ПТУ (ПУ) имеются специальные группы для выпускников
коррекционных учреждений VIII вида, а также отдельные ПТУ (Марий-Эл). По
окончании профессионального училища многие из них достаточно успешно работают
на различных производствах швеями, плотниками, плиточниками,
штукатурами-малярами и т.п. Часть заняты обслуживающим трудом (санитарки,
уборщицы). Умственно отсталые в основном смогли адаптироваться на производстве,
в определенной степени приобрели социально-бытовые навыки, необходимые для
социализации в обществе.

Вместе
с тем, имеется еще множество вопросов, от решения которых будет зависеть
совершенствование социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью. В
обобщенном виде эти вопросы затрагивают следующие проблемы:


совершенствование трудовой подготовки с учетом дальнейшего обучения учащихся в
системе профтехобразования или на базе совместно со школой малых
производственных предприятий;


усиление работы по социально-бытовой ориентации лиц с отклонениями в развитии;


организация помощи семье ребенка-инвалида.

Эффективность
трудовой подготовки учеников коррекционных школ VIII вида во многом зависит от
организации завершающего этапа трудового обучения, в большинстве случаев в
учреждениях начального профессионального образования (УНПО). В училищах сроки
профессиональной подготовки рабочих по многим специальностям составляют 1-2
года. Такие же сроки устанавливаются и для подготовки умственно отсталых лиц.
При этом не учитываются трудность и медленный темп их обучения, отставание от
нормы не только в психическом, но часто и в физическом развитии. В связи с этим
представляется целесообразным увеличить сроки обучения в специальных группах
УНПО до 3-х, а иногда и до 4-х лет.

В
настоящее время, прежде всего из-за резкого снижения потребности в рабочих
кадрах (особенно молодых), школы для лиц с интеллектуальной недостаточностью поставлены
перед необходимостью продолжать профессиональное обучение своих выпускников (а
в ряде случаев и трудоустраивать их) на предприятиях при школе. Имеется ввиду,
что в некоторых случаях при школе создается малое производство, учредителями
которого являются специальное учреждение и предприятие. Так, при УВК 102
г.Москвы (директор Г.В. Васенков) создано малое производственное предприятие
“Федоровец”, которое занимается подготовкой выпускников к
полиграфическим работам. По окончании обучения учащиеся сдают экзамены и
получают квалификационное свидетельство о присвоении 1,2 реже 3 разряда с
дальнейшим его подтверждением в условиях производства.

Социализация
умственно отсталых лиц предполагает не только определенный уровень их трудовой
адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая
определенные правила и нормы поведения.

Анализ
литературы показывает, что многие выпускники достигли определенного уровня в
способности ориентироваться в быту, усвоили общественные нормы и правила отношений
между людьми.

Вместе
с тем, достаточно значительная часть лиц с интеллектуальными нарушениями
испытывают большие трудности в социальной адаптации. В наибольшей степени это
относится к детям-сиротам, у которых даже спустя 3 года по окончании
специального учреждения объем познавательных сведений и практических навыков
оставался на более низком уровне по сравнению с умственно отсталыми, имеющими
родителей. Здесь ведущая роль должна принадлежать социальному педагогу, который
по положению должен курировать выпускников в течение 3 лет по окончании
специального учреждения. Мы считаем, что этого срока недостаточно и
муниципальные социальные службы должны продолжать оказывать помощь этим лицам
вплоть до 21-22 лет. Только в возрасте после 20 лет, а иногда и старше,
умственно отсталые начинают отвечать требованиям, предъявляемым к поведению и
жизни людей в социуме.

Невозможно
говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, в том
числе и тяжелые нарушения ЦНС, без опоры на семью. Учитывая это, Фондом
социальной поддержки населения Минтруда России совместно с Центром
психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Детская личность”
(Москва, директор Л.Б. Буданова) была организована на базе подмосковного
санатория “Кратово” школа матерей детей с ограниченными
возможностями. Результатом обучения явилось: овладение матерями необходимыми
знаниями, умениями и навыками социально-бытовой и педагогической реабилитации
детей с проблемами в развитии; социально-психологическая и трудовая
реабилитация матерей путем вовлечения их в активный процесс помощи другим
семьям с аналогичными проблемами; распространение опыта работы школы матерей на
регионы России.

Развивая
идею организации подобных школ, нами начато через журнал “Социономия”
(социальная работа) дистанционное обучение матерей, имеющих детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью, основам коррекционной педагогики. Согласно
разработанной программе, рассчитанной на 72 часа, подготовлена серия статей,
освещающих работу с ребенком в условиях семейного воспитания. Каждый раздел
программы сопровождается списком литературы, контрольными вопросами и
заданиями.

Таким
образом, матери детей с отклонениями в развитии смогут изучить необходимый
материал заочно, а затем сдать экзамены в Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования и получить удостоверение государственного
образца. Имея на руках такой документ, они могут в дальнейшем по возможности
устроиться в то специальное учреждение, где находится их ребенок, допустим,
социальными педагогами, воспитателями или помощниками учителя. Тем самым их
социальный статус несомненно повысится.

И
наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна
лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция
должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в
развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление
морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне
возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных
материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом
направлении, несомненно, принесет положительные результаты.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusmedserv.com/