Совершенствование трудовой деятельности бортпроводника на основе функционально-стоимостного анал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт социологии и управления персоналом

Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине « Экономика и социологии труда»

на тему:

«Совершенствование трудовой деятельности бортпроводника на основе функционально-стоимостного анализа».

Москва 2009

Содержание

Введение

Аналитическая часть.

Подготовительный этап.

2.1.1 Рабочий план проведения ФСА.

2.2 Информационный этап.

2.2.1 Штатное расписание службы бортпроводников.

2.3 Аналитический этап.

2.3.1. Функционально-стоимостная диаграмма.

2.3.2 Пример определения затрат на осуществление функций бортпроводника.

2.3.3 Формулировка и классификация функций бортпроводника.

2.3.4 Схема функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими функциональными подразделениями для основных и вспомогательных функций.

2.3.5 Матрица попарных сравнений основных и вспомогательных функций бортпроводника.

2.3.6 Сводная матрица попарных сравнений основных и вспомогательных функций бортпроводника.

2.3.7 Совмещённые диаграммы значимости функций.

2.3.8 Определение показателей качества функций бортпроводника.

2.3.9 Анализ совмещенных диаграмм значимости функций и затрат на их осуществление, значимости функций и уровня их качества.

3. Проектная часть
.

3.2 Творческий этап.

3.2.1 Пути повышения эффективности деятельности бортпроводника.

3.2.1 Пример заполнения карточек идей.

3.3 Исследовательский этап.

3.3.1 Фрагмент сравнительной организационно-экономической оценки вариантов поданных идей и предложений по повышению эффективности выполнения отдельных функций.

3.4 Рекомендательный этап.

3.4.1 Изменение затрат и уровня качества функций бортпроводника в результате осуществления мероприятий.

3.5 Этап внедрения.

3.5.1 Фрагмент плана – графика внедрения проекта.

4. Заключение

5. Список литературы.
Введение
Хочется отметить, что на рынке ряд компаний, деятельность которых, требуют к себе особого внимания. Например авиакомпания, задача которой является, перевозка пассажиров на воздушном судне и обеспечение безопасности пассажиров, выполняющих авиакомпанией. Ответственное лицо за обеспечение безопасности полётов, является бортпроводник, поэтому в данном курсовом проекте, будет рассматриваться должность бортпроводника. Бортпроводник выполняет огромное множество различных функций, несёт ответственность за жизни многих людей, за ценные грузы, за крупные суммы денег, оружие и т.д, но нашей задачей является выделить самые основные, а так же вспомогательные функции этой должности. Нам необходимо определить конкретные задачи функционально-стоимостного анализа, что будет включать в себя составление рабочего плана бортпроводника.
Главной задачей курсового проекта является разработка программы по снижению затрат по функциям. Так же необходимо осуществить анализ и классификацию функций, их декомпозицию, анализ функциональных взаимосвязей между бортпроводником и другим подразделениями. Так же в данном курсовом проекте мы рассмотрим рекомендации по совершенствованию функций бортпроводника.

Настоящий курсовой проект ставит своей целью:

— закрепить теоретические знания в исследование социально-экономических проблем труда;

— научить методам аналитической и практической работы в области совершенствование трудовой деятельности;

— подготовить студента к самостоятельной работе над дипломным проектом.

Таким образом, приступим к курсовому проектированию.
Аналитическая часть.

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе определим конкретные задачи проведение ФСА, составим рабочий план проведения ФСА бортпроводника(табл.1), проведём комплексное обследование деятельности, в результате которого выявим узкие места в работе бортпроводника.
Рабочий план проведения ФСА. Таблица №1.

№п/п

Наименование этапа ФСА

Содержание этапов

Информация для выполнения этапов

Источник информации

Исполнители

Сроки исполнения

1

Подготовительный

1.Обосновывается выбор объекта анализа.

2. Определяются конкретные задачи проведения ФСА.

3.Составляется рабочий план проведения ФСА.

Методические указания.

РПП, должностная инструкция.

Бортпроводник, бригадир.

2

Информационный

Осуществляется отбор, систематизация и изучение данных.

Методические указания.

РПП, НПП, аварийное расписание, должностная инструкция, штатное расписание, стандарты авиакомпании.

Начальник службы бортпроводников, начальник инструктор 1-ого и 2-ого отделения.

3

Аналитический

1.Осуществляется формулировка, анализ и классификация функций.

2.Анализ функциональных взаимосвязей между функциональными подразделениями.

3.Стоимостная оценка функций, степень значимости функций, степень и причины несоответствия между значимостью функций, уровнем затрат и количеством их осуществления.

4. выявляются резервы совершенствования трудовой деятельности бортпроводника.

Методические указания, функционально-стоимостная диаграмма, матрица попарных сравнений, сводная матрица попарных сравнений, совмещённые диаграммы значимости функций, определение показателей качества функций управления, анализ совмещённых диаграмм значимости функций.

Должностная инструкция, РПП, инструкция 220»У».

Бортпроводник, бригадир.

4

Творческий

Выявляются способы выполнения функций бортпроводника, предварительно оцениваются и набираются наиболее реальные из них.

Основа- аналитический этап.

Должностная инструкция, РПП, НПП.

Бортпроводник, бригадир.

5

Исследовательский

1. Даётся сравнительная технико-экономическая оценка вариантов совершенствования трудовой деятельности, осуществляемая на основе заключений экспертизы.

2. Отбираются рациональные для реализации варианты.

Проводится на основе заключений экспертизы с использованием действующих методических материалов по расчёту экономической эффективности. (таб 20)

Должностная инструкция.

Бортпроводник, бригадир.

6

Рекомендательный

1 Рассматриваются и утверждаются рекомендации по совершенствованию функцию бортпроводника.

2. Рассчитываются затраты на разработку рекомендаций и их внедрения, ожидаемая экономическая эффективность.

Таблица 17,18.

РПП, НПП.

Бортпроводник, бригадир.

7

Внедрения

1.Ведётся социально-психологическая, профессиональная, материально — техническая подготовка бортпроводника.

2. Разрабатывается система материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценивается фактическая экономическая эффективность от внедрения результатов ФСА.

3. Разрабатывается план-график внедрения рекомендаций.

Таблица 17 18. 20.

РПП, должностная инструкция, аварийное расписание, стандарты авиакомпании, инструкция 220 «У».

Начальник учебного центра, начальник отделения, бортпроводник – инструктор, представитель, бригадир, начальник бригады цеха борт-питания.

Основной деятельностью авиакомпании является перевозка пассажиров в нужный пункт назначения.

Главной целью является увеличение прибыли для расширении авиа парка и перевозок пассажиров. Так как компания слишком крупная, в ней множество подразделений, люди осуществляют некие деяния для поставленных целей и задач. Как и в любой организации, в компании есть подразделение обязанностей: (высшее начальство, офисные сотрудники(бухгалтерия и т.д), службы безопасности, инженерный состав, лётный состав и т.д. На примере лётного состава в курсовом проекте будет рассматриваться должность бортпроводника. Выбор бортпроводника в качестве объекта анализа объясняется особой его ролью, а именно как лицо авиакомпании.

Главной задачей бортпроводника является обеспечение безопасности пассажиров на борту воздушного судна, что включает в себя своевременную проверку аварийного оборудование(наличие пломбы, отсутствие внешних повреждений и т.д.), внимательный досмотор воздушного судна до и после полёта, выявление пассажиров, которые могут нести опасность в течение всего полёта(алкогольное опьянение, что влечёт за собой курение в туалетах) и т.д. Так же необходимо отметить, что бортпроводник-это лицо авиакомпании, следовательно, бортпроводнику необходимо создать комфортные условия для пассажиров на борту воздушного судна, а именно: качественное обслуживание пассажиров питанием во время полёта, своевременное оказание первой медицинской помощи, обслуживание пассажиров товарами «аеротрейд», индивидуальный подход к каждому пассажиру. Так же в процессе своей деятельности бортпроводник несёт ответственность за оборудование на самолёте, груз(багаж), бытовой инвентарь.

Задачи функционально-стоимостного анализа трудовых процессов бортпроводника:

-рационализация функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими подразделениями авиакомпании;

-повышение качества выполнения функций;

-повышение эффективности деятельности бортпроводника;

-уточнение функций бортпроводника;
Информационный этап.
Сбор, изучение и систематизация данных, характеризующих организацию труда и трудовых процессов, проведём на информационном этапе.

Источником информации является следующая документация: должностная инструкция бортпроводника, штатное расписание, НПП – это документ по наставлению полётов, а так же РПП- это документ по руководству полётов, стандарты компании, аварийное расписание, инструкция 220»У» и др.

Изучение данных включает:

— описание состава и содержание выполняемых функций объекта анализа;

— уяснение сущности объекта анализа;

— характеристику применяемых технических средств, информации, используемой объектом в своей работе;

— изучение планируемых мероприятий по совершенствованию трудовых процессов;

— подготовку информации для определения затрат на выполнение функций бортпроводника на основе нормативной документации и экспертного опроса, а так же в результате изучения штатного расписания.

Штатного расписание на одного бортпроводника не существует, а так как источником информации служит служба бортпроводников, то на примере рассмотрим штатное расписание службы бортпроводников. Штатное расписание службы бортпроводников представлено в таблице 2.

Структурно служба бортпроводников состоит из двух отделений: 1-ое отделение бортпроводников, 2-ое отделение бортпроводников. Поделены бортпроводники на два отделения только для удобства, чтобы было легче отслеживать в каком состояние находится документация бортпроводников, и соответственно службе планирование было легче планировать в рейс. Так же нужно отметить, что все обучения, собрания, ВЛП, ОЗП, конференции и т.д проблематично проводить сразу всем бортпроводникам, соответственно, было создано два отделения.

Таблица №2

Штатное расписание службы бортпроводников.

Наименование

должности

Кол-во

штатных

единиц

Должностные

оклады

персональные

прочие

Месячный ФЗП

Примечание

Начальник

Службы б/п

1

40000

50000

60000

150000

Прочие доходы зависят от налёта

1-ое отделение бортпроводников

Начальник отделения

1

25000

30000

45000

100000

Прочие доходы зависят от налёта

Инструкторский состав

10

20000

20000

30000

70000

Прочие доходы зависят от налёта

2-ое отделение бортпроводников

Начальник отделения

1

25000

30000

45000

100000

Прочие доходы зависят от налёта

Инструкторский состав

7

20000

20000

30000

70000

Прочие доходы зависят от налёта

Психолог

1

25000

_

_

25000

Аналитический этап.

На аналитическом этапе осуществляется формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, определяется стоимость выполнения функций. Здесь оценивается степень значимости функций, определяются степень и причины несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат на их реализацию, качеством выполнения функций.Функции бортпроводника необходимо разделить на главные основные и вспомогательные.

Главная функция-это функция, для осуществления которой создано анализируемое подразделение службы бортпроводников.

Основные функции необходимы для реализации главной функции, без них не может быть осуществлена главная функция.

Вспомогательные функции способствуют осуществлению какой-либо из основных функций.

Для бортпроводника главная функция-«Обеспечивать безопасность и обслуживать пассажиров»

Выявление основных функций и отделение их от вспомогательных имеет важное значение, так как среди последних могут находится излишние или несвойственные бортпроводнику функции- важный источник излишних затрат и, следовательно, резерв снижения стоимости выполнения совокупности функций бортпроводника.

Классификация функций позволяет построить функционально-стоимостную диаграмму, которая представляет собой графическое изображение функций бортпроводника. Диаграмма строится следующим образом.

Все функции бортпроводника заключаются на диаграмме между двумя вертикальными пунктирными линиями. Левая граничная линия находится между анализируемой основной функцией и функцией более высокого уровня (главной функцией подразделения).

Основные функции располагаются на горизонтальной линии. Правая граничная линия находится между анализируемой основной функцией и функцией более низкого уровня(не относящейся к функциям анализируемого подразделения).
Все вспомогательные функции располагаются либо над, либо под основными функциями. Это необходимые вспомогательные функции или излишне, несвойственные, дублируемые функции. Диаграмму следует читать справа налево.

При помощи тестов «Как?», «Зачем?», «Когда?». Отсеиваются излишние и несвойственные функции. Функции, не отвечающие ни на один из этих вопросов, должны быть изъяты из диаграммы и состава функций бортпроводника, так как относятся к категории излишних или несвойственных. Все основные функции должны отвечать ( по направлению слева направо) на вопрос «Как?», а по направлению справа налево — на вопрос «Зачем?». Все вспомогательные функции должны отвечать на вопрос «Когда?» (когда возможно осуществление основной функции?).

В таблице 3 приведены расчёты затрат на выполнение функции бортпроводника.

Затраты на выполнение функции определяются следующим образом. При расчёте затрат на выполнение функций бортпроводника учитывается фонд заработной платы, единый социальный налог и расходы на содержание и эксплуатацию технических средств.

Это составляет 95% всех затрат на выполнение функций бортпроводника.

Произведём определение затрат на осуществление функций бортпроводника.

1) Технические средства, необходимые для обработки документов или данных по функции ( «Проверять аварийное оборудование до и после полёта») не используются, следовательно расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 360 раз в год по 10 мин, что составляет 36 ч в год, так как(360* 0,1 ч(10 мин)).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 0,4мес(36ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*0,4) 8000руб

Единый социальный налог равен ( 8000* 0,26) 2080руб.

Затраты на выполнение функции составят ( 8000+2080) 10080руб.
2) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции (« Оказывать первую медицинскую помощь») не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 100 раз в год по 20 мин, что составляет 20 ч в год, так как(100*0,2ч(20мин)).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 0,2мес(20ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*0,2) 4000руб

Единый социальный налог равен ( 4000* 0,26) 1040руб.

Затраты на выполнение функции составят (1040+4000) 5040руб.
3) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции

(«Обслуживать пассажиров питанием») не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 360 раз в год по 1,5 ч, что составляет 540 ч в год, так как(360*1,5ч).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 5,4 мес(540ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*5,4) 108000руб.Единый социальный налог равен (108000*0,26) 28080руб.Затраты на выполнение функции составят (108000+28080) 136080руб.

4) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции

(«Проводить инструктаж пассажирам») не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 360 раз в год по 5 мин, что составляет 18 ч в год, так как(360* 0,05 ч(10 мин)).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 0,2мес(36ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*0,2) 4000руб

Единый социальный налог равен ( 4000* 0,26) 1040руб.

Затраты на выполнение функции составят ( 4000+1040) 5040руб.
5) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции

(«Принимать и сдавать груз, багаж»)не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 150 раз в год по 1,50ч, что составляет 225 ч в год, так как (150*1,50ч).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 2,3 мес(225ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*2,3) 46000руб.

Единый социальный налог равен(46000*0,26) 11960руб.

Затраты на выполнение функции составят (46000+11960) 57960руб.
6)Суммарная стоимость технических средств, используемых при выполнении анализируемой функции(«Проходить обучение АСС») составляет (25300+5000) 30300руб. Срок службы технических средств при укрупнённом расчёте принимаем равным 10 годам.

Тогда годовые амортизационные отчисления составят (3300:10) 3030руб.

Данная функция выполняется в среднем 2 раза в год по 42ч, что составляет 84 ч в год, так как (2*42ч).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 0,8 мес(84ч:100ч). Значит, доля амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение данной функции, составит (3030 :12*0,8) 202 руб.

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*0,8) 16000руб.

Единый социальный налог равен (16000*0,26) 4160.

Затраты на выполнение функции составят (16000+4160) 20160руб.
7) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции

(«Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи») не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 2 раза в год по 6ч, что составляет 12ч, так как (2*6ч).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 0,1 мес(12ч:100ч). Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*0,1) 2000руб.

Единый социальный налог равен(2000*0,26) 520руб.

Затраты на выполнение функции составят (2000+520) 2520руб.
8) Технические средства необходимые для обработки документов или данных по функции

(«Проверять наличие питания») не используются, следовательно, расчёты амортизационных отчислений технических средств по данной функции мы не производим.

Данная функция выполняется в среднем 150 раз в год по 1,20, что составляет 180ч, так как (150*1,20).

Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем не более 100ч, следовательно, данная функция выполняется приблизительно 1,8мес(180ч:100ч).

Трудозатраты бортпроводника составляют 20000руб, а на выполнение данной функции составят (20000*1,8) 36000руб.

Единый социальный налог равен (36000*0,26) 9360руб.

Затраты на выполнение функции составят (36000+9360) 45360.
Данные, полученные в результате формулировки, классификации функций бортпроводника и определение затрат на их осуществление, которые рассчитываются на основе отчётной документации, а также экспертного опроса специалистов, сводятся в таблице 4.

Стоимостная оценка функций и нанесение их на диаграмму позволили выявить распределение стоимостей по функциям и областям диаграммы и определить те направления, по которым следует вести работу для сведения к минимуму излишних затрат, связанных с осуществлением конкретной функцией бортпроводника. При помощи диаграммы не были выявлены излишние и несвойственные бортпроводнику функции, а также функции, не выполняемые в настоящее время бортпроводниками.

Таблица №4

Формулировка и классификация функций бортпроводника.

№ п/п

Наименование функции

Вид функции (О -основная, В -вспомогательная)

Затраты на осуществление функции в теченик года, руб.

Глагол

Сужестви — тельное

Дополнение к наименованию

1

2

3

4

5

6

1

Проверять

аварийное оборудование

до и после полета

О

10 080

2

Оказывать

медицинскую помощь

пассажирам

О

5 040

3

Обслуживать

пассажиров

питанием

О

13 6080

4

Проводить

инструктаж

пассажирам

О

5040

5

Принимать / сдавать

груз / багаж

 

О

57 960

6

Проходить

обучение

АСС

В

20 160

7

Проходить

обучение

на оказание первой медицинской помощи

В

2 520

8

Проверять

наличие питания

 

В

45 360

Далее мы построим схему функциональных взаимосвязей бортпроводника, с помощью которой выявим излишние и недостающие горизонтальные и вертикальные связи бортпроводника с другими функциональными подразделениями авиакомпании.

Таблица №5
Схема функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими функциональными подразделениями авиакомпании на примере основных функций.

№ п/п

Наименование

Функций б/п

Наименование функций подразделения

Служба б/п

Врач

а/к

Брига-

дир

Старт.

врач

Пасса-жир

Груз-

чик

Цех

Борт-

питания

Пр.

Инстр.

Нач.

Служ

бы

1

Проверять аварийное оборудование до и после полёта.

О, П

О, П

_

П

П

_

_

_

_

У, П

_

Р

Р

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам.

П

П

_

У

У

П

П

У

_

_

_

У

У

_

3

Обслуживать пассажиров питанием.

П

П

_

П

П

_

_

_

_

_

Р

Р

4

Проводить инструктаж пассажирам.

П

П

_

О

О

_

_

_

_

_

Р

Р

5

Принимать(сдавать)груз

(багаж)

П

П

_

О, П

О, П

_

_

О, У

О, У

_

П

_

_

Схема функциональных взаимосвязей бортпроводника с другими функциональными подразделениями авиакомпании на примере вспомогательных функций.

Таблица№6

Наименование

Функций б/п

Наименование функций подразделения

1

Служба б/п

Врач

а/к

Брига-

дир

Старт.

врач

Пасса-жир

Груз-

чик

Цех

Борт-

питания

Пр.

Инстр.

Нач.

Служ

бы

2

Проходить обучение АСС.

О, П

О, П

_

П

_

_

_

_

_

О.П

О, П

Р

Р

3

Проходить обучение на оказание первой мед помощи.

О, П

О, П

П

П

П

_

_

_

_

_

О, П

О, П

Р

Р

Проверять наличие питания.

П

П

_

О, П

О, П

_

_

_

П, У

П, У

_

_

Примечание:
О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ; П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У – участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ; С – согласовывает подготовленный документ по функции; Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ.

В таблице 5 и 6 функциональные взаимосвязи представлены в виде дроби. В числителе приведены фактические функциональные взаимосвязи, а в знаменателе – нормативные, наиболее рациональные функциональные взаимосвязи.

Из таблицы 5 и 6 мы выявили, что отсутствуют вообще какие-либо взаимосвязи бортпроводника со стартовым врачом, по всем функциям, кроме функции »Оказывать медицинскую помощь пассажирам», так как стартовый врач по функциям «Проверять аварийное оборудование до и после полёта», «Обслуживать пассажиров питанием», «Проводить инструктаж пассажирам», «Принимать(сдавать) груз(багаж)», «Проходить обучение АСС», «Проходить обучение на оказание первой мед помощи», «Проверять наличие питания», не отвечает за выполнение данных функций, не организует её исполнение, не представляет исходные данные, не участвует в выполнение данных функций, не согласовывает подготовленные документ по функциям, а так же не принимает решений и не утверждает никаких документов. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем по взаимосвязям бортпроводника с врачом авиакомпании, кроме функции »Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» с грузчиком, за исключением функции »Принимать(сдавать) груз(багаж)», сцех борт-питанием, за исключением функции «Проверять наличие питания» с пассажиром, за исключением функции «Оказывать первую медицинскую помощь пассажирам», что включает в себя присутствие пассажира на борту с медицинским образованием, в случае, если оказание первой доврачебной помощи пассажиру, оказанная бортпроводником, не помогла.

Так же мы выявили, что отсутствует взаимосвязь начальника службы по функции »Оказывать первую медицинскую помощь пассажирам», «Принимать(сдавать) груз(багаж)», «Проверять наличие питания», взаимосвязь проверяющего инструктора по функциям « Обслуживать пассажиров питанием», « Проводить инструктаж пассажирам», «Проверять наличие питания». Так же излишними являются взаимосвязи бригадира по функциям «Проходить обучение АСС», и проходить обучение первой медицинской помощи», так как нет необходимости представлять бортпроводнику информацию по данной функции, аналогичную ситуацию мы выявили с проверяющим инструктором по функциям «Проверять аварийное оборудование до и после полёта», «принимать(сдавать) груз(багаж).

Для определения степени значимости функций бортпроводника была создана экспертная группа. В её состав вошли пилот воздушного судна, проверяющий инструктор, бортпроводник. Каждый из членов экспертной группы заполнил по две матрицы попарных сравнений функций, отдельно анализировались основные, отдельно – вспомогательные функции. В таблице (7-12) приведены матрицы попарных сравнений.

По строкам и столбцам матрицы записываются соответствующие наименования или номера функций. Каждый член экспертной группы заполняет матрицу следующим образом: «2» балла эксперт ставит той функции, который отдаёт большее предпочтение, соответственной в функции, которой отдаётся меньшее предпочтение эксперт ставит «0» баллов. Если эксперт затрудняется отдать предпочтение какой-либо функции, то в соответствующей строке и столбце проставляется по одному баллу. Полученные значения все эксперты заносят в сводную матрицу.

Таблица №7

Матрица попарных сравнений основных функций бортпроводника

(Эксперт№1)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

4

5

1

Проверять аварийное оборудование до и после полета

1

2

1

2

6

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам

1

1

1

2

5

3

Обслуживать пассажиров питанием

1

0

1

1

3

4

Проводить инструктаж пассажирам

1

1

1

1

4

5

Принимать / сдавать груз / багаж

0

0

1

1

2

Таблица №8

Матрица попарных сравнений основных функций бортпроводника

(Эксперт№2)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

4

5

1

Проверять аварийное оборудование до и после полета

1

2

1

2

6

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам

1

2

1

2

6

3

Обслуживать пассажиров питанием

0

0

2

1

3

4

Проводить инструктаж пассажирам

1

1

0

2

4

5

Принимать / сдавать груз / багаж

0

0

1

0

1
–PAGE_BREAK–

Таблица №9

Матрица попарных сравнений основных функций бортпроводника

(Эксперт№3)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

4

5

1

Проверять аварийное оборудование до и после полета

1

2

2

2

7

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам

1

2

1

2

6

3

Обслуживать пассажиров питанием

0

0

0

1

1

4

Проводить инструктаж пассажирам

0

1

2

2

5

5

Принимать / сдавать груз / багаж

0

0

1

0

1

Таблица №10

Матрица попарных сравнений вспомогательных функций бортпроводника

(Эксперт№1)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

1

Проходить обучение АСС

1

2

3

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи

1

1

2

3

Проверять наличие питания

0

1

1

Таблица №11

Матрица попарных сравнений вспомогательных функций бортпроводника

(Эксперт№2)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

1

Проходить обучение АСС

1

2

3

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи

1

1

2

3

Проверять наличие питания

0

1

1

Таблица №12

Матрица попарных сравнений вспомогательных функций бортпроводника

(Эксперт №3)

№ функции

Наименование Функции

Номер Функции

Сумма в балах

1

2

3

1

Проходить обучение АСС

1

0

1

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи

1

2

3

3

Проверять наличие питания

2

0

2

Полученные значения экспертами, занесём в сводную матрицу. Для начала мы занесём значения полученные экспертами по основным функциям, после чего по вспомогательным. Полученные значения все эксперты занесли в сводную таблицу отдельно по основным и отдельно по вспомогательным функциям (таблица 12-13). Для снижения субъективного фактора при определении значимости функций экспертные ряды проверяются по формуле: З1

К= —, где

З2

К – коэффициент устойчивости экспертного ряда;

З1 – максимальное значение в экспертном ряду;

З2 – минимальное значение в экспертном ряду.

Затем коэффициент устойчивости экспертного ряда сравнивают с нормативным значением этого коэффициента (Кн), который равен 2,0. Если значение К  Кн, то необходимо одно из значений ряда вычеркнуть. После этого еще раз проверяется значение К и рассчитываются среднеарифметические значения значимости каждой функции.

Сводная матрица позволяет проранжировать все функции бортпроводника по степени их значимости с учётом мнений всех экспертов.

Таблица №13

Сводная матрица попарных сравнений основных функций бортпроводника.

№ функции

Наименование Функции

Номер эксперта

Среднеарифметическое значение в баллах

Ранг функции

Ку1

Ку2

Ку3

Среднееарифметическое 2

Ранг Функции 2

1

2

3

1

Проверять аварийное оборудование.

6

6

7

6,3

1

1,2

6,3

1

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам.

5

6

6

5,7

2

1,2

1,5

5,7

2

3

Обслуживать пассажиров питанием.

3

3

1

2,3

4

3,0

1

3,0

4

4

Проводить инструктаж пассажирам.

4

4

5

4,3

3

1,3

4,3

3

5

Принимать(сдавать) груз(багаж).

2

1

1

1,3

5

2,0

2,3

1,3

5

Аналогично произведём расчёты в сводной матрице попарных сравнений вспомогательных функций.

Таблица 14

Сводная матрица попарных сравнений вспомогательных функций бортпроводника

№ функции

Наименование Функции

Номер эксперта

Среднеарифметическое значение в баллах

Ранг функции

Ку1

Ку2

Среднееарифметическое 2

Ранг Функции 2

1

2

3

1

Проходить обучение АСС

3

3

3

3,0

1

1,0

3,0

1

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи

2

2

3

2,3

2

1,5

2,3

3

3

Проверять наличие питания

1

3

2

2,0

3

3,0

1,5

2,5

2

Далее строим совмещённую диаграмму значимости функций и затрат на их осуществление для бортпроводника. (основных функций).

Затем строим совмещённую диаграмму значимости функций и затрат на их осуществление для бортпроводника. (вспомогательных функций).

Далее определим уровень качества осуществления функций следующим образом:
К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6

Кк.ф.у. = ————————————-

6

где Кк.ф.у. – коэффициент, характеризующий уровень качества функций.

К1, К2, К3, К4, К5, К6 приведены в таблице 14 и 15.

Рассчитаем средний коэффициент качества основных функций:

Кк.ф.у.ср. = (0,7 + 0,55 + 0,58 + 0,68 + 0,61 ) / 5 = 0,62

Нанесем значение этого коэффициента на диаграмму пунктирной линией.

Совмещенные диаграммы значимости функций и затрат на их осуществление, значимости функций и уровня их качества строятся и для вспомогательных функций службы персонала.

Рассчитаем средний коэффициент качества вспомогательных функций:

Кк.ф.у.ср. = (0,73 + 0,58 + 0,6 ) / 3 = 0,64

Анализ совмещенных диаграмм основных и вспомогательных функций приведен в табл. 16-17.

С учетом выявленных в результате анализа функций и затрат на их осуществление формулируются важнейшие задачи по совершенствованию труда бортпроводника.
Таблица №15

Определение показателей качества основных функций бортпроводника

Функции б/п.

Коэффициент

использования

технических

средств

управления при выполнении функции.

Коэффициент

организации рабочих мест исполнителей функций.

Коэффициент нормирования труда исполнителей функций.

Коэффициент

Регламентации функций управления.

Коэффициент дублирования функций управления.

Коэффициент использования рабочего времени в производ. Подразделениях, зависящях от работы аппарата управления.

Коэффициент уровня качества функции.

Проверять аварийное оборудование до и после полёта.

1

0,4

1

1

0,8

0,7

Оказывать медицинскую помощь пассажирам.

0,7

0,3

0,7

0,8

0,8

0,55

Обслуживать пассажиров питанием.

0,9

0,4

0,8

0,9

0,5

0,58

Проводить инструктаж пассажирам.

1

0,3

0,9

1

0,9

0,68

Принимать(сдавать) груз(багаж).

1

0,4

0,8

1

0,5

0,61

Таблица №16

Определение показателей качества вспомогательных функций бортпроводника

Функции б/п.

Коэффициент

использования

технических

средств

управления при выполнении функции.

Коэффициент

организации рабочих мест исполнителей функций.

Коэффициент нормирования труда исполнителей функций.

Коэффициент

Регламентации функций управления.

Коэффициент дублирования функций управления.

Коэффициент использования рабочего времени в производ. Подразделениях, зависящях от работы аппарата управления.

Коэффициент уровня качества функции.

Проходить обучение АСС

0,3

1

0,3

1

1

0,8

0,73

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи.

0,7

0,3

0,7

1

0,8

0,58

Проверять наличие питания..

0,9

0,4

0,9

0,9

0,5

0,6

Таблица №17

Анализ совмещённых диаграмм значимости функций и затрат на их осуществление, значимости функций и уровня их качества (для основных функций)

№ п/п

Наименование функции

Затраты на осуществление функций, руб.

Комментарий

Коэффициент уровня качества функций.

Комментарий

Рекомендации

1

Проверять аварийное оборудование до и после полёта.

10080

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости.

0,7

Уровень качества достаточно высокий.

Можно оставить функцию без изменения

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам.

5040

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости.

0,55

Уровень качества следует повысить.

Необходимо повысить уровень качества без увеличения затрат.

3

Обслуживать пассажиров питанием.

136080

Уровень затрат следует существенно снизить.

0,58

Уровень качества достаточно высокий

Рекомендуется снизить уровень затрат, без увеличение уровня качества.

4

Проводить инструктаж пассажирам.

5040

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости

0,68

Уровень качества следует повысить.

Необходимо повысить уровень качества без увеличения затрат.

5

Принимать(сдавать) груз(багаж).

57960

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости

0,61

Уровень качества следует повысить

Необходимо повысить уровень качества без увеличения затрат.

Таблица №18

Анализ совмещённых диаграмм значимости функций и затрат на их осуществление, значимости функций и уровня их качества (для вспомогательных функций)

№п/п

Наименование функции

Затраты на осуществление функций, руб.

Комментарий

Коэффициент уровня качества функций

Комментарий

Рекомендации

1

Проходить обучение АСС

20160

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости

0,73

Уровень качества достаточно высокий

Можно оставить функцию без изменения

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи.

2520

Уровень затрат сбалансирован со степенью значимости

0,58

Уровень качества следует повысить

Необходимо повысить уровень качества без увеличения затрат

3

Проверять наличие питания..

45360

Уровень затрат следует существенно снизить

0,6

Уровень качества достаточно высокий

Рекомендуется снизить уровень затрат, без увеличение уровня качества

Творческий этап

На творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации этого процесса, выдвигаются идеи и способов выполнения функций бортпроводника, формулируются на основании предложенных идей варианты осуществления функций, даётся оценка и выполняется предварительный отбор наиболее целесообразных и реальных вариантов выполнения функций.

При поиске путей совершенствования организации труда и трудовых процессов бортпроводников, были использованы методы: «мозговая атака», метод контрольных вопросов. Была сформирована экспертная группа в следующем составе: начальник службы бортпроводников, начальники отделений, бортпроводники.

На творческих совещаниях экспертной группы был поставлен ряд вопросов, ответы которых сведены в таблице 19.

Таблица №19

Пути повышения эффективности деятельности бортпроводника.

№п/п

Вопросы, поставленные на творческих совещаниях.

Ответы на поставленные вопросы.

1

Какие функции бортпроводника можно было бы исключить или передать другому ответственному лицу?

Следует передать грузчикам вс следующую функцию: приём и сдача груза(багажа), так как ни в одной точке мира, кроме России бортпроводник не несёт ответственность за багаж пассажиров.

2

Стоит ли увеличивать норму полёта бортпроводника?

В данный момент норма полёта бортпроводника в месяц составляет 80 часов, но при производственной необходимости, может быть увеличена не более, чем на 100 часов в месяц, увеличение нормы полёта на ещё более максимальный лётный час, вынудит руководство давать бортпровод. третий дополнительный отпуск, что проблематично для компании, а без дополнительного отпуска это будет несоблюдение нормирования графика по всем медицинским указаниям, что может вызвать крупные неприятности в компании.

3

Осуществление каких функций можно передать на компьютеры?

Необходимо компьютеризировать функцию »Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» как один из подпунктов экзамена в виде сдачи тестов.

4

Какие функции выполняемые бортпроводником можно выделить, как наиболее важные?

К наиболее важным функциям можно отнести: «Проверять аварийное оборудование до и после полёта», «Оказывать первую медицинскую помощь пассажирам», так как б/п несёт ответственность за каждого пассажира на борту, и основной задачей является: обеспечение безопасности полёта.

5

Чему необходимо обучить бортпроводников?

По функции: «Проходить обучение АСС» бортпроводника необходимо научить, как можно более чётко выполнять свои действия, тушить пожар не более, чем 30 сек, правильно производить эвакуацию пассажиров(на воду, на сушу), самое главное правильное умение открытия аварийных дверей и люков.

6

Причины, повлиявшие на снятие бортпроводника с рейса?

Незнание своей должностной инструкции, невыполнение своевременно функций « Проходить обучение АСС», «Проходить обучение на оказание первой мед. помощи».
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Кроме того, на совещаниях экспертной группы обсуждаются следующие вопросы:

7) Какие другие мероприятия необходимо осуществить для повышения эффективности работы бортпроводника?

8) Как изменится результативность труда бортпроводника?

На каждый из вопросов, как правило, получаем несколько вариантов ответов. Все варианты фиксируются в карточках идей, пример их заполнения приведён в таблице 20.

Сущность варианта

Преимущества варианта

Недостатки варианта

варианта

1

«Проходить обучение АСС» с помощью специальных компьютерных программ самостоятельно.

1.Сокращение трудозатрат на осуществление функции.

2.Сокращение времени на обучение б/п, что позволяет раньше приступить к работе.

1.Низкий уровень подготовки б/п в экстренных ситуациях на борту вс.

Заключение: Теоретические знания с помощью компьютерных программ и низкий уровень подготовки б/п не составят высоких затрат, но и уровень качества подготовки невысок, что повлечёт за собой опасные, внештатные ситуации на борту вс, следовательно компания понесёт большие убытки, поэтому останавливаться только на программах не имеет смысла.

2

«Проходить обучение АСС» с помощью специальных тренажёров, разработанных авиакомпанией.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2. Высокий уровень подготовки б/п в экстренных ситуациях на борту вс.

1.Высокие затраты на разработку тренажёров.

Заключение: Разработка специальных тренажёров -это означает высокий уровень подготовки б/п, что не повлечёт за собой опасной, внештатной ситуации на борту вс, что означает высокие затраты на разработку тренажёров авиакомпанией, но и высокий уровень качества работы б/п в дальнейшем, следовательно, компания покроет затраты на приобретение этого тренажёра.

Сущность варианта

Преимущества варианта

Недостатки варианта

варианта

1

Выполнять функцию « Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» при помощи специальных тренажёров, компьютерных тестов, учебное время необходимо увеличить до 4-х раз в год, продолжительностью 60 часов.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2.За счёт увеличения обучаемых часов, закрепление материала, а значит, более уверенно выполнять свои действия.

3.При помощи компьютерных тестов, есть возможность оценить свои возможности, выявить слабые стороны.

1.Высокие затраты на обучение каждого бортпроводника.

Заключение: Полный комплекс предоставляемых знаний и возможностей, создают больше уверенности б/п правильно, быстро и чётко оказать первую доврачебную помощь, что покрывает затраты на обучение каждого б/п. Короткий срок окупаемости затрат.

2

Выполнять функцию «Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» в специализированных центрах за рубежом.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2.Международный сертификат об окончании.

3.Возможность иметь больше шансов для набора в международную авиакомпанию.

1.Слишком высокие затраты авиакомпании на обучение б/п.

2. Затраты на авиа перелёт.

3. В случае своевременной неоплаты авиакомпанией обучение, просрочка сертификата, что влечёт за собой безработицу на определённый период времени.

Заключение: Приеимущества процесса реализации данной функции не покрывает затраты на авиа перелёт каждого б/п, обучение, ко всему прочему вариант безработицы. Длительный срок окупаемости затрат.

Сущность варианта

Преимущества варианта

Недостатки варианта

варианта

1

Выполнять функцию» Проводить инструктаж пассажирам» с набором демонстрационного комплекта нового образца(комплектация такая же на борту).

1.Аналогичное одевание аварийно-спасательного комплекта, что и при демонстрации.

2.Меньше затрат времени на эвакуацию

1.Замена старых образцов на новые происходит постепенно.

Заключение: Приеимущества демонстрационного комплекта нового образца, облегчают работу б/п при эвакуации пассажиров, что покрывает затраты на приобретение нового демонстрационного комплекта, и обеспечивает безопасность компании, в непредвиденных ситуациях.

2

Выполнять функцию «Проводить инструктаж пассажирам» с помощью видеосистемы.

1.бортпроводник не тратит время на чтение информации и демонстрацию.

2. Бортпроводник-стажёр не нарушает синхронность демонстрации, не запутывает пассажиров, в выполняемых действиях.

1. Слишком высокие затраты на приобретение, установку видеосистем для каждого воздушного борта.

2. Поломка одной из видеосистем, лишняя трата времени на её замену, опять же затраты и задержка рейса.

Заключение: Преимущества видеопрограммы на борту вс не покрывает затраты на приобретение, установку видеосистемы. Длительный срок окупаемости.

Сущность варианта

Преимущества варианта

Недостатки варианта

варианта

1

Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью бригады грузчиков(ответственное лицо)

1.Нет необходимости стоять под бортом до полного закрытия багажников.

2.Приход и уход на борт вместе с экипажем.

3. Не несёт ответственность за груз(багаж)

1.Высокие затраты для компании, на каждого грузчика из бригады.

Заключение: Преимущества Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью бригады грузчиков это высокие затраты для компании, на каждого грузчика из бригады.

2

Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью представителя авиакомпании.(ответственное лицо)

1.Нет необходимости стоять под бортом до полного закрытия багажников.

2.Приход и уход на борт вместе с экипажем.

3.Не несёт ответственность за груз(багаж)

1.Лишние затраты для авиакомпании.

Заключение: Преимущества выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью представителя авиакомпании более выгодны и покрывают затраты на оплату услуг представителя авиакомпании.

Исследовательский этап.
Разработка проекта происходит на исследовательском этапе. Здесь производится эскизная проработка отобранных вариантов, их сравнительная организационно-экономическая оценка, отбор наиболее подходящих для реализации предложений.

По каждому предложению при помощи табл. 21 осуществляется отбор тех вариантов, которые принимаются для бортпроводника. При организационной оценке вариантов учитываются реальные условия и специфика сферы деятельности бортпроводника, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта.

При экономической оценке учитываются: уровень снижения трудозатрат и повышения качества выполнения функций, а также тенденции изменения основных показателей работы бортпроводника.

Условные обозначения:

«+» — преобладание преимуществ над недостатками;

«-» — преобладание недостатков над преимуществами;

«-+» — равное соотношение преимуществ и недостатков.

В результате проведения такого отбора идей и предложений по функциям разработаны важнейшие направления совершенствования организации труда и трудовых процессов бортпроводника, реализованные в проекте:

компьютеризация трудовых процессов выполнения функций на базе использования современных методов.

улучшение функциональных взаимосвязей бортпроводника с пассажирами.

повышение качества выполнения функций;

снижение затрат на осуществление функций.

Повышение квалификации бортпроводника за счёт увеличения обучаемых часов.

Проект совершенствования трудовых процессов бортпроводника должен включать должностные инструкции, схему функциональных взаимосвязей с другими подразделениями и т.д
Таблица №21

Фрагмент сравнительной организационно-экономической оценки вариантов поданных идей и предложений по повышению эффективности выполнения отдельных функций.

Сущность варианта

Преимущества варианта

Недостатки варианта

Оценки

варианта

организационная

экономическая

1

2

3

4

5

6

1.Функция «Проходить обучение АСС»

1

«Проходить обучение АСС» с помощью специальных компьютерных программ самостоятельно.

1.Сокращение трудозатрат на осуществление функции.

2.Сокращение времени на обучение б/п, что позволяет раньше приступить к работе.

1.Низкий уровень подготовки б/п в экстренных ситуациях на борту вс.

_

+

2

«Проходить обучение АСС» с помощью специальных тренажёров, разработанных авиакомпанией.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2. Высокий уровень подготовки б/п в экстренных ситуациях на борту вс..

1.Высокие затраты на разработку тренажёров.

+

+ –

2.Функция «Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи»

1

Выполнять функцию « Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» при помощи специальных тренажёров, компьютерных тестов, учебное время необходимо увеличить до 4-х раз в год, продолжительностью 60 часов.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2.За счёт увеличения обучаемых часов, закрепление материала, а значит, более уверенно выполнять свои действия.

3.При помощи компьютерных тестов, есть возможность оценить свои возможности, выявить слабые стороны.

1.Высокие затраты на обучение каждого бортпроводника.

+

+

2

Выполнять функцию «Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» в специализированных центрах за рубежом.

1.Повышение оперативности выполнения функции.

2.Международный сертификат об окончании.

3.Возможность иметь больше шансов для набора в международную авиакомпанию.

1.Слишком высокие затраты авиакомпании на обучение б/п.

2. Затраты на авиа перелёт.

3. В случае своевременной неоплаты авиакомпанией обучение, просрочка сертификата, что влечёт за собой безработицу на определённый период времени.

+

_

3.Функция «Проводить инструктаж пассажирам»

1

Выполнять функцию» Проводить инструктаж пассажирам» с набором демонстрационного комплекта нового образца.

1.Аналогичное одевание аварийно-спасательного комплекта, что и при демонстрации.

2.Меньше затрат времени на эвакуацию

1.Замена старых образцов на новые происходит постепенно.

+

+

2

Выполнять функцию «Проводить инструктаж пассажирам» с помощью видеосистемы.

1.бортпроводник не тратит время на чтение информации и демонстрацию.

2. Бортпроводник-стажёр не нарушает синхронность демонстрации, не запутывает пассажиров, в выполняемых действиях.

1. Слишком высокие затраты на приобретение, установку видеосистем для каждого воздушного борта.

2. Поломка одной из видеосистем, лишняя трата времени на её замену, опять же затраты и задержка рейса.

+

_

4.Функция «Принимать(сдавать) груз(багаж)»

1

Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью бригады грузчиков(ответственное лицо)

1.Нет необходимости стоять под бортом до полного закрытия багажников.

2.Приход и уход на борт вместе с экипажем.

3. Не несёт ответственность за груз(багаж)

1.Высокие затраты для компании, на каждого грузчика из бригады.

+

_

2

Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью представителя авиакомпании.(ответственное лицо)

1.Нет необходимости стоять под бортом до полного закрытия багажников.

2.Приход и уход на борт вместе с экипажем.

3.Не несёт ответственность за груз(багаж)

1.Лишние затраты для авиакомпании.

+

+ –

Рекомендательный этап.

На рекомендательном этапе подготавливают проект к внедрению, рассчитывают затраты на разработку и реализацию проекта, ожидаемую экономическую и социальную эффективность.

Приведём пример расчёта экономической эффективности предлагаемых рекомендаций по основным функциям бортпроводника.

Таблица №22

Изменение затрат и уровня качества основных функций бортпроводника в результате осуществления мероприятий.

№ п/п

Наименование

функций.

Затраты и коэффициент уровня качества осуществления функций.

Годовая экономия (+),

Дополнительные затраты (-), руб.

До мероприятий

После мероприятий

1

Проверять аварийное оборудование до и после полёта.

10 080

0,7

9 500

0,7

+ 580

2

Оказывать медицинскую помощь пассажирам.

5040

0,55

4 100

0,85

+ 940

3

Обслуживать пассажиров питанием.

136 080

0,58

105 505

0,58

+ 30 575

4

Проводить инструктаж пассажирам.

5040

0,68

4 500

0,75

+ 540

5

Принимать(сдавать) груз(багаж).

57 960

0,61

54 300

0,75

+ 3 660

Итого:

214200

177905

36 295
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Примечание: в числителе – затраты на осуществление функции, в знаменателе – уровень качества осуществления функции.

Как видно из таблицы 22 осуществление мероприятий по совершенствованию трудовых процессов бортпроводника позволит получить годовую экономию в размере 36 295 руб, только за счет рационализации выполнения основных функций.

Таблица №23.

Изменение затрат и уровня качества основных функций бортпроводника в результате осуществления мероприятий.

№ п/п

Наименование

функций.

Затраты и коэффициент уровня качества осуществления функций.

Годовая экономия (+),

Дополнительные затраты (-), руб.

До мероприятий

После мероприятий

1

Проходить обучение АСС

20160

0,73

1000 0,73

+19160

2

Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи.

2520

0,58

1 700

0,8

+ 820

3

Проверять наличие питания..

45360

0,6

35 300

0,6

+10060

Итого:

68040

38000

30 040

Как видно из таблицы 23 осуществление мероприятий по совершенствованию трудовых процессов бортпроводника позволит получить годовую экономию в размере 30 040 руб, только за счет рационализации выполнения вспомогательных функций.

Этап внедрения.

На этапе внедрения проводится социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка работников к внедрению проекта и план- график внедрения проекта. (таблица 24)

Таблица №24

Фрагмент плана-графика внедрения проекта.

№ п/п

Наименование мероприятия.

Дата внедрения.

Ответственный исполнитель.

Соисполнитель

Место

внедрения

Базовая экономия

от внедрения.

Примечание.

1

«Проходить обучение АСС» с помощью специальных тренажёров, разработанных авиакомпанией

Начальник учебного центра.

Заместитель начальника учебного центра.

Компания в целом.

19160

1-ый год происходит окупаемость тренажёра, после чего базовая экономия.

2

Выполнять функцию « Проходить обучение на оказание первой медицинской помощи» при помощи специальных тренажёров, компьютерных тестов, учебное время необходимо увеличить до 4-х раз в год, продолжительностью 60 часов.

Начальник отделения.

Бортпроводник-инструктор.

Учебный центр.

820

3

Выполнять функцию» Проводить инструктаж пассажирам» с набором демонстрационного комплекта нового образца.

Бортпроводник-инструктор.

Бригадир.

Самолёт.

540

4

Выполнять функцию «Принимать(сдавать) груз (багаж)» с помощью представителя авиакомпании.(ответственное лицо)

Представитель

Грузчик

Служба бортпроводников.

3 660

5

Обслуживать пассажиров питанием с помощью платной услуги «индивидуальный заказ» при покупке авиа билета.

Бригадир

Бортпроводник

Самолёт

30 575

6

Оказывать медицинскую помощь пассажирам своевременно, при наличие аптечки(полной комплектации) на борту.

Бригадир.

Бортпроводник.

Самолёт.

940

7

Проверять наличие питания цеху борт питания.

Начальник бригады(цеха борт питания.)

Бригадир.

Самолёт

10 060

Заключение.
Мы провели функционально-стоимостный анализ должности бортпроводника, на котором нашей целью являлось, уменьшение затрат на выполняемые функции, а так же повышение эффективности выполнение отдельных функций. Так же мы обнаружили, что функциональные взаимосвязи бортпроводника с другими функциональными подразделениями отсутствуют. Мы разработали комплекс предложений по совершенствованию функций бортпроводника.

Должность бортпроводника является одной из самых ответственных, рискованных. Здесь необходимо чёткое выполнение функций, по возможности с наибольшей эффективностью. Поэтому мы построили таблицу показателей качества функций бортпроводника, чтобы определить уровень качества функций, что показало нам недостаточный результат для этой должности.

После чего анализ совмещённых диаграмм значимости функций и затрат на их осуществление.
Мы провели пути повышения эффективности деятельности бортпроводника, на котором выявили, что необходимо внести некие изменения в выполняемых функциях. Мы провели осуществление неких мероприятий, на этой основе произвели расчеты в таблице «Изменение затрат и уровня их качества функций бортпроводника в результате осуществления мероприятий» с помощью которых выявили годовую экономию.

После чего построили фрагмент плана-графика внедрения проекта, в котором хотели показать как те или иные функции будут реализовываться, при этом с наименьшими затратами.
В данном курсовом проекте мы выполнили все необходимые задачи, что являлось завершающим этапом в изучении дисциплины « Экономика и социология труда».
Список литературы:

1. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика и социология труда»