Совет Федерации РФ

План
 
Введение
I.         Историявозникновения Совета Федерации
II.       СоветФедерации как структурное подразделение Парламента
1.        Статус
2.        Полномочия
III.      СтруктураСовета Федерации
1.        Состав
2.        Подразделенияи их функции
3.        Руководство
IV.     Новоев организации деятельности
Заключение
Список использованных нормативно –правовых актов и литературы
 

Введение
Парламентв соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародногопредставительства, осуществляет законодательную власть в государстве.Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада какспособ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой(нижней).[1]
ВРоссийской Федерации двухпалатность парламента – довольно — таки новое явление,возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органавыступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и СоветНациональностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высшийпредставительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность вРоссийской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не оченьэффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, адоминирующую роль играл Президиум – руководящий орган парламента в целом,подавлявший инициативу обеих палат.
КонституциейРФ, принятой в 1993 году, был учрежден новый представительный орган — Федеральное Собрание, осуществляющий законодательную власть в РоссийскойФедерации. С этого момента Конституция Российской Федерации 1993 года внеслапринципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента.Разнородный порядок формирования палат Федерального Собрания, их исключительнаякомпетенция послужили ярким примером этого. В пункте 1 статьи 95 Конституциязакрепила структуру парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат –Совета Федерации и Государственной Думы». Так как Совет Федерации являетсяверхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, то необходимоотметить, что она является носителем огромного «пакета» полномочий, и наряду сэтим существует как фундаментальная основа для регулирования важнейшихвопросов, возникающих в государственной сфере.
Вобщем, все предметы ведения, состав, структура и статус Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ регламентируются соответствующими нормативно –правовыми актами, которые как правило, периодически дополняются или изменяются.
Смомента образования по настоящее Совет Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации как палата Российского парламента исследуется многимиучеными. Советом Федерации какверхней палатой Федерального Собрания интересуютсякак конституционалисты России и зарубежья, так и широко известные специалисты вобласти государственно – правовых дисциплин. Наряду с ними, с неугасаемыминтересом Совет Федерации рассматривают и деятели, внесшие свой вклад в отрасльисторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить М.В.Баглая, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вкладв конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не однунаучную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим неодну книгу, посвященную этой отрасли права, и ставшую первой настольной книгойлюбого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящалии такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А.Кравченко.
Врамках курсовой работы невозможно отразить всю информацию о Совете Федерации,поэтому я постараюсь остановиться на наиболее важных моментах касающихся этойпалаты. Считаю необходимым наиболее полно раскрыть вопросы затрагивающиеисторию возникновения СФ, статус, состав, и его компетенцию.

I.Историявозникновения Совета Федерации
 
Впервыеорган под названием «Совет Федерации»был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине)и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областейи автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевыхи городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателейСоветов всех 88 (затем — 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, постпредседателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного СоветаР.И.Хасбулатов.
8сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительнойи представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собраниемнового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента,альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречиотказались подписать документ о создании Совета Федерации.
СоветФедерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и ВерховногоСовета РФ». Утвержденное указом «Положение о федеральных органах власти напереходный период» предусматривало, что Совет Федерации действует всоставе председателей законодательных (представительных) органов власти ируководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъектаФедерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва(март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функциипосле избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел своерешение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительныхорганов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерациипервого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая нареферендуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации «входятпо два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному отпредставительного и исполнительного органов государственной власти».
СоветФедерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленногопереходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 годабыл Владимир Филиппович Шумейко.
Конкретныймеханизм формирования Совета Федерации из представителей органов властирегионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона(июль 1995 года) — о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутыхорганами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срокаполномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, аПрезидент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года идействовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в СоветФедерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственнойвласти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органесубъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется егопредставитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Приэтом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначеныуказами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.
Второй(«губернаторско-спикерский») Совет Федерациибыл сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок егодеятельности, с захватом «переходного периода», составил 7 лет.Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев.Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в КонституционныйСуд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 годаСоветом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первомже его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла быреализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон,вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять напозиции во внутрипарламентской дискуссии.
ВКомитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проектзакона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным.Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проектзакона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий заменуруководителей органов исполнительной и законодательной власти регионовпредставителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта иприняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом онбыл отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданнойпо настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции.Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в «Собраниизаконодательства РФ» и вступил в силу 7 августа 2000 года.
Переходныйпериод «сосуществования» в сенате губернаторов и спикеров с однойстороны и «назначенцев» с другой продолжался с 7 августа 2000 года(дата вступления в силу нового закона о формировании) до 30 января 2002 года(«организационное» 81-е заседание).
ТретийСовет Федерации окончательно сформирован к 1 января2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января2002 года. Председатель третьего Совета Федерации — Сергей Михайлович Мироновбыл избран раньше — 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).
Всвязи с принятым для переходного периода механизмом плавной ротации труднотвердо обозначить дату, начиная с которой «второй» Совет Федерациипревратился в «третий». На функцию такой даты претендуют:
— 7 августа 2000 года — дата вступления в силу нового закона «О порядкеформирования Совета Федерации» — начало заменысенаторов-«совместителей» «профессионалами»;
— 5 декабря 2001 года — избрание нового Председателя Совета Федерации;
— 1 января 2002 года — прекращение полномочий последних сенаторов «второгосозыва»;
— 30 января 2002 года — формирование новой структуры комитетов и комиссий иизбрание их персонального состава.
Вотличие от Совета Федерации первого созыва, последующие его составы официальноне имеют подобного порядкового номера, т.к. считаются вечными.
 

II.СоветФедерации как структурное подразделение Парламента
 
1.        Статус
СоветФедерации является верхней палатой Федерального Собрания — парламента РФ,впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой КонституцииРоссийской Федерации, учредившей Федеральное Собрание РФ как представительныйорган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
Нынедействующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом «Опорядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации», вступившим в силу 7 августа 2000 года, сформирован«мягкой ротацией» в ноябре 2000 — декабре 2001 года из представителейорганов исполнительной и законодательной власти регионов, работающих в СоветеФедерации на постоянной основе. Срок полномочий палаты в целом не ограничен, асрок полномочий каждого из ее членов определяется сроком полномочийпредставляемого им органа власти региона. Согласно Конституции РФ 1993 года,регламентируются только три случая, когда Совет Федерации и ГосударственнаяДума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ,посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранныхгосударств, что подчеркивает исключительную компетенцию Совета Федерации иневмешательство одной палаты в ведение дел другой.
Впоследнее время как в неофициальных, так порой и неофициальных кругах СоветФедерации Федерального Собрания РФ именуют второй палатой или сенатом[2],а членов Совета Федерации — сенаторами./>

2.Полномочия
СоветФедерации Федерального Собрания РФ имеет широкий спектр полномочий, основные изкоторых перечислены в статье 102 Конституции Российской Федерации.
Условнополномочия Совета Федерации можно разделить на законодательные, кадровые ипрочие:
Законодательные:
СоветФедерации может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой (ст. 105,108 Конституции РФ):
·         федеральныйзакон;
·         федеральныйконституционный закон;
·         законо поправках к Конституции.
Федеральныйзакон может быть одобрен простым большинством голосов либо пассивным образом — путем нерассмотрения его в 14-дневный срок (ст.105 Конституции РФ) — однакоэтот механизм не может быть применен, если закон относится к списку законов,подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 КонституцииРФ):
·         повопросам федерального бюджета;
·         федеральныхналогов и сборов;
·         финансового,валютного, кредитного, таможенного регулирования;
·         денежнойэмиссии;
·         ратификациии денонсации международных договоров;
·         статусаи защиты государственной границы, войны и мира.
Законы,одобренные Советом Федерации, передаются на подпись Президенту Российской Федерации.Двумя третями (112 голосов) Совет Федерации преодолевает вето Президента; тремячетвертями (126 голосов) — одобряет федеральные конституционные законы и законыо поправках к Конституции (ст.107, 108 Конституции РФ).
Кадровые:
·         отрешениеПрезидента РФ от должности (двумя третями голосов)
·         назначениесудей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;утверждение членов Президиума Верховного Суда;
·         назначениеи освобождение от должности Генерального прокурора РФ, назначение заместителейГенерального прокурора;
·         назначениедвух представителей Совета Федерации в Национальном банковском совете (НБС);
·         назначениеи освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половинысостава ее аудиторов;
·         назначение5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
·         назначениепредставителей Совета Федерации в Совете по вопросам государственной службы приПрезиденте Российской Федерации;
·         назначениеодного из 15 членов Коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;
Прочие:
·         утверждениеизменения границ между субъектами Федерации;
·         утверждениеуказа Президента РФ о введении военного положения;
·         утверждениеуказа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
·         решениевопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территорииРФ;
·         назначениевыборов Президента РФ.
Нарядус этим, Совет Федерации вправе проводить собственные заседания.Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, какправило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могутсозываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации,Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо попредложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. ЗаседаниеСовета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числачленов Совета Федерации.
СогласноКонституции Российской Федерации заседания Совета Федерации являются открытыми,однако, в случаях предусмотренных регламентом палаты, Совет Федерации вправепроводить закрытые заседания.[3]
Первоочередномурассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:
Ø   посланияи обращения Президента РФ;
Ø   поправкик гл. 3-8 Конституции РФ;
Ø   проектыфедеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащиеобязательному рассмотрению Советом Федерации;
Ø   предложенияо пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ;
Ø   предложенияо направлении запросов в Конституционный Суд;
Ø   федеральныезаконы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсациимеждународных договоров.
Назаседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные видывыступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата навыборную должность, выступления в прениях; по обсуждаемой кандидатуре, помотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка,информация, заявление, обращение.
Проектповестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем СоветаФедерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями СоветаФедерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек,или двумя ее членами, представляющими в СФ один субъект Российской Федерации, атакже полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации.Сформированный проект повестки дня заседаний СФ выносится на голосование СоветаФедерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числачленов.
ВРегламенте Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащихпервоочередному включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерациибез обсуждения и голосования. На каждом заседании Совет Федерации может принятьрешение о проведении «часа голосования» по федеральным законам.
РешенияСовета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытоеголосование может быть поименным.
Голосованиеосуществляется с использованием или без использования электронной системы,бюллетенями и путем опроса. Решение о способе проведения голосования считаетсяпринятым, если за него проголосовало более половины от числа членов СоветаФедерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованиемэлектронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.
ЧленыСовета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта Российской Федерации,при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной вустановленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу праворешающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, заисключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.
Решениесчитается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числачленов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ иРегламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. По процедурному вопросурешение принимается большинством голосов членов Совета Федерации,присутствующих на заседании.
Нарядус общим порядком работы Совета Федерации Регламент Совета Федерацииустанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к еговедению Конституцией РФ. По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведениюСовета Федерации, Совет Федерации принимает постановления.
ПостановленияСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимаютсябольшинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядокпринятия решений не предусмотрен Конституцией РФ[4](например, отрешение Президента РФ от должности).
 

III.Структурасовета Федерации
 
1.        СоставСовет Федерациипервого созыва состоял из депутатов, избранных по двухмандатным округам всоответствии с «Положением о выборах депутатов Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации», утвержденным указом Б.Н. Ельцина№1626 от 11 октября 1993 года и впоследствии измененным указами №1846 от 6ноября 1993 и №238 от 4 февраля 1994 года.
Кмоменту формирования Совета Федерации «губернаторско — спикерского»созыва 23 января 1996 (по закону 1995 года) более четверти мест в нем — 47 из178 — досталось главам администраций регионов, назначенным указами ПрезидентаРФ. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов (31декабря 1996) неизбранных губернаторов осталось 6 и лишь к 19 октября 1997выборы состоялись повсеместно.
Вноябре 2000 — декабре 2001 (по закону 2000 года) руководителей органов властирегионов сменили в составе Совета Федерации представители этих органов, несовмещающие членства в Совете Федерации с другими должностями.
КонституциейРФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что «В Совет Федерациивходят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одномуот представительного и исполнительного органов государственной власти».[5]В то же время, переходными положениями Конституции установлено, что «СоветФедерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираютсясроком на два года». Также это положение находит отражение в п.1 ст.2 гл.1Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Спринятием нового Федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации”[6]появилась новая сфера для взаимодействия парламента и главы субъекта Федерации,а именно – назначение представителя исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ в Совете Федерации. Согласно ст.5 вышеуказанного Закона,постановление высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителяв Совете Федерации направляется в законодательный орган субъекта в трехдневныйсрок и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседаниизаконодательного органа субъекта две трети от общего числа депутатов непроголосуют против назначения данного представителя. Участие парламентасубъекта Федерации в процессе рекрутирования представителей в Совет Федерацииосуществляется в соответствии с регламентом этого органа (статья 6). Учитываяустановленный Законом срок полной ротации Совета Федерации (1 января 2002 г.),можно констатировать закрепление подобной практики во всех без исключенийсубъектах Федерации.
Единогосрока полномочий члена Совета Федерации начиная со «второго созыва»(с января 1996) не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере сменыруководства в субъектах Федерации после очередных выборов. В президентскомпроекте сенатской реформы 2000 года предполагалась разовая смена составапалаты, но в итоге был принят механизм плавной ротации по мере перевыборов. Приэтом срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не можетпревышать 5 лет (соответствующая норма федерального закона действует с 1997года). Двухпалатные законодательные органы в 1996-2000 выдвигали в СоветФедерации представителей обеих палат по очереди на половину срока полномочий, с2000 года эта норма закреплена в законе как императивная. К 2002 годубольшинство законодательных органов и губернаторов избираются на 4 года,меньшинство — на 5.
Срокиполномочий, статус руководства палаты — председателя, замов, председателейкомитетов и их замов устанавливаются на основании статей 2-3 Федеральногозакона от 8 мая 1994 г. N 133-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации истатусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации». Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятияСоветом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена СоветаФедерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения оподтверждении полномочий нового члена Совета. Досрочное прекращение полномочийчлена Совета Федерации также регламентируется в настоящем законе.[7]Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновьизбранных (назначенных) членов Совета Федерации и их прекращенияустанавливается Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации.
Согласностатье 8 Регламента Совета Федерации члены Совета Федерации  ФСРФ наделены неприкосновенностью, которая наряду с этим регламентируется встатье 98 Конституции Российской Федерации. Член СФ не может быть привлечен кадминистративной и уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию,выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, втом числе и по истечении срока их полномочий.

2./>Подразделения и их функции
Основнымиструктурными подразделениями Совета Федерации являются Комитеты. Онисоздаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.
СоветФедерации Федерального Собрания Российской Федерации образует следующие Комитеты:
— по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
— по вопросам безопасности и обороны;
— по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенномурегулированию, банковской деятельности;
— по социальной политике;
— по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям;
— по международным делам;
— по делам СНГ;
— по аграрной политике;
— по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
— по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике;
— по делам Севера и малочисленных народов.
Основнымифункциями Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации являются:
·         КомитетыСовета Федерации осуществляют подготовку заключений по вопросам, отнесенным ких ведению, по основаниям федеральных законов, принятым Государственной Думой ипереданным на рассмотрение Совета Федерации;
·         КомитетыСФ организуют проведение парламентских слушаний;
·         Нарядус этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которыепредлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательнойинициативы;
·         Решаютвопросы организации своей деятельности;
·         Решаютдругие вопросы, относящиеся к ведению палаты.
Всечлены Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, входятв состав комитетов. При этом член Совета Федерации может быть членом толькоодного комитета палаты. Численный состав каждого комитета определяется СоветомФедерации, но при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членовпалаты. Состав комитета утверждается палатой большинством голосов от общегочисла членов Совета Федерации.
СоветФедерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. В Совете Федерацииобразована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту ипарламентским процедурам. Ее основное назначение состоит в осуществленииконтроля за соблюдением Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ.Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания. Заседанияпроводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могутпроводиться непосредственно в субъектах Федерации.
Другаяформа работы комитетов — парламентские слушания. Они проводятся повопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии.На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутатыГосударственной Думы, представители государственных органов, общественныхобъединений и другие.

3.Руководство
Вглаве второй части первой Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации, утвержденного Постановлением СФ ФС РФ от 6 февраля 1996 г. N 33-СФ[8]указываются статьи о Председателе Совета Федерации, первом заместителеПредседателя Совета Федерации, а также заместителях Председателя СоветаФедерации. Там оговариваются их полномочия, порядок назначения на должность ит.д. (статьи 14-20).
СоветФедерации возглавляет Председатель Совета Федерации, избирающийся из числачленов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателятребуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членовСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
ПредседательСовета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можноразделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерацииведет заседание палат, ведает внутренним распорядком деятельности палаты,подписывает постановления Совета Федерации, распределяет обязанности междузаместителями, осуществляет контроль за деятельностью Аппарата СоветаФедерации, направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральныезаконы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагаетсявнести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы и т.д.
Внастоящее время председателем Совета Федерации является Миронов СергейМихайлович.
ЗаместителиПредседателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в егоотсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановленияпалаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия повопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.19 сентября 2008 года на двести двадцать девятом пленарномзаседании палаты первым заместителемПредседателя Совета Федерации единогласно был избран Александр Торшин, которыйранее пребывал в должности одного из заместителей С.М. Миронова. Вначале заседания с предложением ввести должность первого заместителяруководителя палаты к сенаторам обратился Председатель Совета Федерации СергейМиронов. Он объяснил это тем, что у главы палаты есть много представительскихобязанностей, необходимо участие в международных форумах и в рабочих поездкахпо регионам. Сергей Миронов отметил, что теперь в его отсутствие первыйзаместитель будет замещать Председателя СФ, как прописано в Регламенте палаты.Сенаторы единогласно проголосовали за внесение изменений в Регламент, а затемподдержали предложение спикера СФ и избрали Александра Торшина первымзаместителем Председателя Совета Федерации. Как считает Сергей Миронов, новыеизменения в структуре руководства Совета Федерации помогут более полно и емкоисполнять конституционные полномочия палаты.
Еслирассматривать Аппарат Совета Федерации, то его функции заключаются восуществлении правового, информационно — аналитического, организационного,документационного и финансово-хозяйственного обеспечения деятельности СоветаФедерации, его органов, членов Совета Федерации. Руководителем Аппарата СФ вданное время является Ткаченко Петр Федорович, а полномочия первого заместителяруководителя Аппарата Совета Федерации несет Викторов Валерьян Николаевич.Наряду с этим, в должности заместителей П.Ф. Ткаченко состоят: Серко АлексейМихайлович, а также начальник Правового управления — Свинарев ВладимирВалентинович.

IV.Новое в организации деятельности Совета Федерации
 За прошедший период (07.07.08 г. — 13.07.08 г.) настраницах центральных газет и журналов появилось около 40 публикаций,посвященных деятельности Совета Федерации. Более 400 материалов о работеверхней палаты было передано ведущими информационными агентствами иинтернет-ресурсами.СМИ подвели итоги работы 227-го заседания Совета Федерации- последнего пленарного заседания весенней сессии. Совет Федерации одобрил блокзаконов о внесении в федеральный бюджет на 2008 год и в трехлетний бюджетизменений, касающихся увеличения ассигнований на поддержку аграрного сектора,капитального строительства, социальной защиты населения. Одобрены поправки вряд законов, направленные на улучшение пенсионного законодательства,совершенствование земельных отношений; изменения в налоговое законодательство,создающие благоприятные условия для инновационного развития. Ратифицированпакет международных соглашений. Совет Федерации поддержал законы о содействииразвитию жилищного строительства, об упрощении системы миграционного учета, оперераспределении полномочий правительства, об увеличении финансированияполитических партий и др.19 сентября 2008 года на 229-м пленарном заседании был одобрен большинством голосов Федеральныйзакон «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесенииизменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации».[9] ДаннымФедеральным законом устанавливается единый подход к кандидатам для избрания(назначения) членами Совета Федерации, к которым не предъявляется требование онеобходимости постоянного проживания на территории соответствующего субъекта всовокупности не менее 10 лет. Действующим законодательством обязательностьпроживания в регионе не менее десяти лет не распространяется как надействующих, так и на бывших ранее сотрудников органов внутренних дел, органовпо контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В отношении военнослужащихи прокуроров это положение применяется только к гражданам, которые на моментизбрания (назначения) находятся на военной и прокурорской службе. Вносимыеизменения устраняют данное противоречие и упорядочивают практику примененияуказанной выше нормы — обязательность десятилетнего проживания в регионе небудет распространяться на военнослужащих и прокуроров, как находящихся нагосударственной службе, так и уволенных в запас.В этот жедень — 19 сентября заседании Совета Федерации состоялся «правительственныйчас» на тему: «О мерах посоциально-экономическому развитию Дальнего Востока». С докладомвыступил заместитель Председателя Правительства Российской ФедерацииИгорь Шувалов. Отвечая навопросы журналистов после состоявшейся дискуссии на заседании Совета Федерации,Игорь Шувалов подчеркнул,что речь идет о самом редконаселенном и самом удаленном регионе, который имеетогромное значение для сохранения территориальной целостности страны. Нельзязабывать и о широких возможностях региона для форсированного инновационногороста российской экономики — его обеспеченности природными ресурсами,значительных потенциальных рынках сбыта, на которые можно было бы выйти с нашейпродукцией глубокой переработки, о возможностях трансграничного сотрудничестваи интеграционных мероприятий. «Сегодня, — сказал первый вице-премьер, — счленами Совета Федерации мы обсуждали конкретные проекты, планы, как развиватьдальневосточный регион, те сложности, с которыми мы сталкиваемся при реализациицелевой программы». И. Шувалов напомнил опринятой федеральной целевой программе экономического и социального развитияДальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. «Она очень мощная, сосновательными денежными средствами. И мы сталкиваемся с тем, что те средства,которые мы предусмотрели, расходуются не все, а те, которые расходуются –расходуются не всегда эффективно. Поэтому все эти вопросы мы, сегодняобсуждали».Кроме того, первый заместитель Председателя Правительствасообщил, что в ходе «правительственного часа» обсуждались также перспективныепланы по созданию Дальневосточного университета, по подготовке саммита АТЭС воВладивостоке и некоторые другие вопросы. «Мы договорились с сенаторами, чтоподготовим изменения в Федеральную целевую программу, и при следующей встречерассмотрим результаты нашей совместной работы» — сказал И. Шувалов.

Заключение
Итак,действующая Конституция Российской Федерации, принятая на всенародномголосовании 12 декабря 1993 года, принципиально отличается от прежних актовконституционного советского законодательства. Она несет в себе новые ценности иориентиры, в частности, это касается Федерального собрания – парламента России,пришедшего на смену двухзвенному органу представительной власти РоссийскойФедерации, состоявшему из Съезда народных депутатов РФ и формируемого имВерховного Совета. Конституция 1993 года закрепила новую структуру ФедеральногоСобрания, состоящую из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. ПредусмотреннаяКонституцией различная компетенция палат парламента обеспечивает “системусдержек и противовесов “ в деятельности Федерального собрания, в которой СоветуФедерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к ГосударственнойДуме.
СоветФедерации Федерального Собрания Российской Федерации имеет достаточно широкийкруг полномочий, исполняющихся в законодательной, а также кадровой сфере. Кполномочиям, которые даже условно нельзя отнести к двум вышеперечисленным,относятся также:
·         утверждениеизменения границ между субъектами Федерации;
·         утверждениеуказа Президента РФ о введении военного положения;
·         утверждениеуказа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
·         решениевопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территорииРФ;
·         назначениевыборов Президента РФ.
ТакжеСовет Федерации вправе проводить собственные заседания. Внеочередныезаседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ,Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетовСовета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числачленов Совета Федерации.
Проектповестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем СоветаФедерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями СоветаФедерации или группой членов СФ численность не менее 10 человек, или двумячленами Совета Федерации, представляющими в Совете Федерации субъект РФ, атакже полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации.
Ещеодна характернаячерта, относящаяся кведению Совета Федерации –это принятие решений, утверждающиеся посредством открытого или тайногоголосования. Решение, как и постановление, считается принятым, если занего проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, еслииной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом СФ.
КонституциейРФ, принятой 12 декабря 1993 года установлено, что Совет Федерациикомплектуется посредством двух представителей от каждого субъекта РоссийскойФедерации, один из которого является членом представительного, а другой исполнительногоорганов государственной власти.
Еслирассматривать структуру Совета Федерации, то основными подразделениями СоветаФедерации являются Комитеты, создающиеся в целях реализации полномочий,входящие в предмет ведения Совета Федерации. При этом все члены СФ, заисключением Председателя и его заместителей, входят в состав комитетов, причемчлен Совета Федерации не имеет права входить более чем в один комитет.Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но при этом всостав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав комитетаутверждается палатой большинством голосов от общего числа членов СоветаФедерации.
Комитетыосуществляют следующие функции:
·         Проводятподготовку заключений по вопросам, отнесенным к их ведению, по основаниямфедеральных законов, принятым Государственной Думой и переданным нарассмотрение Совета Федерации;
·         Организуютпроведение парламентских слушаний;
·         Нарядус этим, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которыепредлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательнойинициативы;
·         Решаютвопросы организации своей деятельности и другие вопросы, относящиеся к ведениюпалаты.
Еслиговорить о составе Совета Федерации, то Конституцией РФ, принятой 12 декабря1993 года регламентируется, что «В Совет Федерации входят по двапредставителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному отпредставительного и исполнительного органов государственной власти».
Рассматриваяруководство верхней палаты Российского Парламента, можно определить, что Советфедерации возглавляет Председатель Совета Федерации, избирающийся из числачленов Совета Федерации тайным голосованием. Наряду с этим, Председатель вправеиметь заместителей, чьи полномочия прописаны в Регламенте палаты, как икомпетенция самого Председателя.

Списокиспользованных нормативно – правовых актов и литературы
 
Нормативно – правовыеакты:
1.        КонституцияРФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, М., АСТ. 2008.
2.        ФедеральныйЗакон от 7 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СобраниеЗаконодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3336
3.        ПостановлениеСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О РегламентеСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от16.11.2007 N 493-СФ) // Собрание Законодательства РФ. 1996. №7. Ст. 655; №27.Ст. 3204.
4.        ФЗ«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 12 апреля2007г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. №2.
5.        ФедеральныйЗакон от2 октября 2008 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О порядке формированияСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СобраниеЗаконодательства РФ. 2008. №40. Ст. 4502
Литература:
1.        БаглайМ.В… Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2006.
2.        КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006.
3.        КорельскийВ.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. — М., 2002.
4.        КравченкоЛ.А. Реформа Совета Федерации – уровень конституционный // Государственнаявласть и местное самоуправление. 2001. №1
5.        НикитовВ.А. Верность институту парламентаризма. // Вестник Совета Федерации. 1998. №1.С.16.
6.        ЧиркинВ.Е. Федеральное Собрание – парламент России // Государство и право. 2000. №38.
7.        ФедеральныйЗакон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14.06.1994года // Ведомости Федерального Собрания РФ, 1994. №7, ст. 306.