СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
Правовой статусПравительства
Всоответствии со статьей 106 Конституции исполнительную власть в РеспубликеБеларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь –центральный орган государственного управления.
Такаяконституционная формулировка определяет две основные черты Правительства.
Во-первых, статус Совета Министров в системеисполнительной власти. Именно Совет Министров возглавляет исполнительную властьв государстве. Такой статус Совета Министров существенно отличается от статусаКабинета Министров, предусмотренного первоначальной редакцией КонституцииРеспублики Беларусь 15 марта 1994 года. Ранее Кабинет Министров создавался приПрезиденте для реализации полномочий исполнительной власти в областяхэкономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраныобщественного порядка и иных сферах государственного управления.
Такимобразом, Кабинет Министров выполнял ранее двойственную функцию. С однойстороны, это был коллегиальный орган при Президенте, создаваемый в качествевспомогательного органа для обеспечения власти Президента, как главыисполнительной власти. С другой стороны, Кабинет Министров был предназначен дляреализации исполнительной власти в различных областях государственногоуправления и в этом плане являлся органом, в определенной степени наделеннымсамостоятельными полномочиями, не производными от полномочий ПрезидентаРеспублики Беларусь. Такие самостоятельные полномочия были предоставленыКабинету Министров Законом «О Кабинете Министров Республики Беларусь», принятымв 1995 году.
Во-вторых, место Совета Министров в системеорганов государственного управления. Совет Министров определен в качествецентрального органа государственного управления. По ранее действовавшейредакции Конституции термин «центральный» упоминался в отношении нижестоящихорганов управления по отношению к Кабинету Министров. Так, в статье 100Конституции в редакции от 15 марта 1994 года использовалась формулировка«министерства, государственные комитеты и иные центральные органы управленияРеспублики Беларусь».
Законом«О Совете Министров Республики Беларусь» правовой статус Правительстванесколько уточнен. Согласно указанному закону, Совет Министров являетсяколлегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим всоответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системойподчиненных ему органов государственного управления и других органовисполнительной власти.
Дляопределения правового статуса Совета Министров важное значение имеет характерего взаимоотношений с Президентом и Парламентом.
Так,в соответствии со статьей 106 Конституции Совет Министров Республики Беларусь всвоей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен передНациональным собранием Республики Беларусь.
Конституционнаяподотчетность Правительства Президенту носит, по нашему мнению, более широкийхарактер и связана не только с тем, что Совет Министров Республики Беларусь помере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет ПрезидентуРеспублики Беларусь отчет о своей деятельности.
Вэтом плане подотчетность тесно связана с подконтрольностью Совета МинистровПрезиденту (например, правом Президента отменять акты Правительства) иответственностью Правительства перед Президентом (например, правом Президентаотправлять в отставку Правительство).
ОтветственностьПравительства перед Парламентом (политическая ответственность) выражается вдвух основных формах: вотуме недоверия и отказе в доверии. Первая из нихпроисходит по инициативе Палаты представителей и также выражается в двухвариантах. Как уже отмечалось, Палата представителей по инициативе не менееодной трети от полного ее состава может выразить вотум недоверия Правительству(первый вариант) или повторное отклонение этой палатой программы деятельностиПравительства означает вотум недоверия Правительству (второй вариант).
Отказже в доверии происходит по инициативе Правительства, которое черезПремьер-министра может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверииПравительству.
Дляхарактеристики правового статуса Правительства важное значение имеет также исрок его полномочий. Срок полномочий Премьер-министра начинается со времени егоназначения Президентом Республики Беларусь. Конституция и Закон «О СоветеМинистров Республики Беларусь» не определяют, с какого времени начинается срокполномочий Правительства. На практике состав Правительства или большинства егочленов утверждается Указом Президента Республики Беларусь. С этого времени иначинается срок полномочий Правительства. Совет Министров Республики Беларусьдействует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь.
Прекращениеполномочий Правительства осуществляется по двум основаниям. К ним относятсясложение полномочий и отставка.
Всоответствии с Конституцией и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь»Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным ПрезидентомРеспублики Беларусь. Такое сложение полномочий осуществляется после вступленияв должность вновь избранного Президента с момента принесения им присяги. Осложении полномочий Правительство принимает постановление. В Законе «О СоветеМинистров Республики Беларусь» имеется не совсем четкая формулировка о том, чтоСовет Министров слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, еслиПрезидентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не приняторешение об отставке Правительства Республики Беларусь. Такая ситуация, понашему мнению, привязывается к отставке Правительства из-за того, что взаконодательстве о государственной службе определенные материальные и правовыегарантии для членов Правительства связаны с отставкой. В случае такой отставкиСовет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформированиянового состава Правительства Республики Беларусь.
Конституцияи Закон о Совете Министров предусматривают и еще три случая отставкиПравительства по разным основаниям. Первое основание отставки – это собственнаяинициатива Правительства или его членов.
СоветМинистров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый членПравительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить ПрезидентуРеспублики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнятьвозложенные на них обязанности.
В томслучае, когда вопрос касается Правительства в целом, Совет Министров РеспубликиБеларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимаетпостановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.
Вторымоснованием для отставки Правительства является инициатива Палаты представителей.Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь освоей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национальногособрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.
Третьеоснование отставки – инициатива Президента. В соответствии со статьей 106Конституции Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативепринять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить отдолжности любого члена Правительства Республики Беларусь.
ОтставкаПремьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочийСоветом Министров Республики Беларусь в полном составе.
Вслучае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению ПрезидентаРеспублики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до формированиянового Правительства Республики Беларусь.
Порядок формированияПравительства
СоветМинистров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителейПремьер-министра, в том числе, Первого заместителя Премьер-министра, иминистров. В его состав могут входить руководители иных республиканских органовгосударственного управления. Состав Совета Министров определяется ПрезидентомРеспублики Беларусь. Формирование Совета Министров относится к конституционнымполномочиям Президента.
Премьер-министрРеспублики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласияПалаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Вслучае двукратного отказа Палаты представителей Национального собрания РеспубликиБеларусь в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики БеларусьПрезидент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанностиПремьер-министра, распустить Палату представителей Национального собранияРеспублики Беларусь и назначить новые выборы.
Законом«О Совете Министров Республики Беларусь» установлено, что ЗаместителиПремьер-министра Республики Беларусь, министры, Председатель Комитетагосударственной безопасности Республики Беларусь, Председатель Государственногокомитета по авиации Республики Беларусь, Председатель Государственного комитетапограничных войск Республики Беларусь, Председатель Государственноготаможенного комитета Республики Беларусь, председатели комитетов при СоветеМинистров Республики Беларусь, заместители Министра внутренних дел РеспубликиБеларусь, Министра обороны Республики Беларусь, Министра по чрезвычайнымситуациям Республики Беларусь, Председателя Комитета государственнойбезопасности Республики Беларусь, Председателя Государственного комитета пограничныхвойск Республики Беларусь, Председателя Государственного таможенного комитетаРеспублики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом Республики Беларусь, заместители иных министров и заместительПредседателя Государственного комитета по авиации Республики Беларусь – СоветомМинистров Республики Беларусь по согласованию с Президентом РеспубликиБеларусь, заместители председателей комитетов при Совете Министров РеспубликиБеларусь – Советом Министров Республики Беларусь.
Указанныйпорядок формирования Правительства (включая и некоторых иных руководящихработников) был введен Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года№516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственногоуправления и иных государственных организаций, подчиненных ПравительствуРеспублики Беларусь» и во многом изменил порядок формирования и составПравительства.
ВозглавляетПравительство Премьер-министр Республики Беларусь, который:
1 осуществляетнепосредственное руководство деятельностью Правительства Республики Беларусь инесет персональную ответственность за его работу;
2 организует работуСовета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
3 подписываетпостановления Совета Министров Республики Беларусь;
4 издаетраспоряжения;
5 информируетПрезидента Республики Беларусь об основных направлениях деятельностиПравительства Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;
6 распределяетобязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координируетих деятельность;
7 представляет бездополнительных полномочий Правительство Республики Беларусь в международныхсношениях, проводит переговоры и подписывает международные договоры от имениСовета Министров Республики Беларусь в пределах компетенции Правительства;
8 осуществляетполномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должностиПрезидента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям,предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения присяги вновьизбранным Президентом Республики Беларусь.
Крометого, в соответствии с актами законодательства на Премьер-министра могут бытьвозложены и другие обязанности. Обычно Премьер-министр в пределах своейкомпетенции непосредственно координирует работу ряда министерств игосударственных комитетов (министерств обороны, внутренних дел, юстиции,иностранных дел и др.), работу отдельных структурных подразделений АппаратаСовета Министров, руководит работой ряда комиссий при Совете Министров.
ЗаместителиПремьер-министра Республики Беларусь:
1 осуществляюткоординацию деятельности республиканских органов государственного управления,подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, контроль за работой этихорганов и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции РеспубликиБеларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь,постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряженийПремьер-министра Республики Беларусь и по иным вопросам их деятельности;
2 предварительнорассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет МинистровРеспублики Беларусь;
3 исполняют иныеобязанности в соответствии с распределением функций;
4 несутответственность за состояние дел в управляемых ими отраслях экономики и сферахдеятельности.
Распределениеобязанностей между заместителями Премьер-министра обычно осуществляется поотдельным группам направлений их деятельности. Так, на одного из заместителейвозложены вопросы экономики, другой координирует деятельность республиканскихорганов управления в социальной сфере, третий – вопросы агропромышленногокомплекса, четвертый – промышленность и так далее.
Вслучае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь его обязанностиисполняет Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а приотсутствии последнего по поручению Премьер-министра Республики Беларусь и посогласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителейПремьер-министра Республики Беларусь.
Компетенция Правительства
Вопросыкомпетенции Совета Министров тесно связаны с его местом в системегосударственной власти и его правовым статусом. Являясь центральным органомгосударственного управления, осуществляющим исполнительную власть, руководствосистемой подчиненных ему органов государственного управления и других органовисполнительной власти, Правительство наделено достаточно широким кругомполномочий.
ПолномочияПравительства условно можно отнести к трем группам. Первую группу полномочийсоставляют конституционные полномочия Правительства, предусмотренные в основномстатьей 107 Конституции. Вторая группа полномочий Правительства достаточнообширна. Основу ее составляет Закон «О Совете Министров Республики Беларусь».Кроме этого Закона полномочия Совета Министров в различных сферах деятельностиопределяются рядом других кодексов и законов (трудовой, жилищный, земельный идругие кодексы и законы). Третью группу полномочий составляют полномочия,возложенные на Правительство актами Президента на основании статьи 107Конституции.
Базовыеполномочия Правительства в соответствии со статьей 108 Конституции определены вЗаконе «О Совете Министров». Указанные полномочия Правительства подразделяютсяна несколько групп. Наиболее значимыми являются полномочия Правительства вэкономической сфере. Совет Министров обеспечивает проведение единойэкономической, бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной политики;регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимаетмеры по их развитию; разрабатывает государственные прогнозы, государственные программысоциально-экономического развития, другие государственные программы иконцепции, принимает их, если законодательными актами Республики Беларусь непредусмотрено иное, и обеспечивает их реализацию; обеспечивает выполнениепрогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь;выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося всобственности Республики Беларусь, организует управление государственнойсобственностью; имеет право в установленном законодательством РеспубликиБеларусь порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканскиеюридические лица государственной формы собственности; содействует интеграцииэкономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересовРеспублики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту РеспубликиБеларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;устанавливает в отношении юридических лиц в соответствии с законодательнымиактами Республики Беларусь меры экономического воздействия; регулируетвнешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного инетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию(с территории) Республики Беларусь; создает условия для свободного предпринимательствана основе равноправия всех форм собственности; осуществляет регулированиевнутреннего и внешнего государственного долга; осуществляет в установленномпорядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направленийсоциального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечиваетпривлечение, распределение, использование и возврат кредитов, формирующихвнешнюю задолженность Республики Беларусь; предоставляет в установленномзаконодательством Республики Беларусь порядке гарантии Совета МинистровРеспублики Беларусь; обеспечивает противодействие монополистическойдеятельности и развитие добросовестной конкуренции; осуществляет единуюгосударственную политику в области регулирования земельных отношений, охраны ирационального использования земель; обеспечивает создание необходимыхгосударственных резервов и их сохранение; обеспечивает проведение единойгосударственной политики в области использования и экономии энергетических иматериальных ресурсов, принимает меры по обеспечению Республики Беларусь этимиресурсами; обеспечивает развитие общегосударственной инфраструктуры(автомобильные, воздушные, водные и железнодорожные пути сообщения, сети связи,линии электропередачи и др.); разрабатывает основные направлениягосударственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает ихреализацию; организует единую систему учета и статистики; обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологиии сертификации; обеспечивает формирование и проведение государственной политикив области охраны прав промышленной собственности; обеспечивает проведениеединой государственной политики в области развитияадминистративно-территориальных единиц Республики Беларусь; ежегодноразрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения вНациональное собрание Республики Беларусь проект республиканского бюджета иотчет о его исполнении; разрабатывает и осуществляет единую государственнуюполитику в области ценообразования; определяет меры по обеспечениюсбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансовогосостояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов; проводитгосударственную политику в области защиты прав потребителей; принимает меры пореализации гражданами Республики Беларусь права на труд; разрабатывает иосуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведениюв жизнь соответствующей политики народонаселения; осуществляет единуюгосударственную политику, направленную на обеспечение полной и эффективнойзанятости трудоспособного населения; обеспечивает проведение единойгосударственной политики в области оплаты труда; устанавливает размерыминимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты трудаработников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихсягосударственными дотациями; разрабатывает и реализует государственнуюмиграционную политику; устанавливает минимальные потребительские бюджеты дляразличных социально-демографических групп населения; разрабатывает и реализуетосновные направления жилищной политики; обеспечивает экономическуюсамостоятельность Республики Беларусь.
ПолномочияСовета Министров Республики Беларусь в социально-культурной сфере такжедостаточно обширны. Так, Правительство обеспечивает проведение единойгосударственной политики в области науки, культуры, образования,здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержанияустановленного законодательством Республики Беларусь уровня социальногообеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан,совершенствует систему социальной защиты; принимает меры по совершенствованиюсистемы профессиональной ориентации, создает условия для полученияпрофессионально-технического образования, обучения новым специальностям,переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных ипроизводственных потребностей принимает меры по предупреждению инвалидности иорганизации реабилитации инвалидов; определяет и реализует наиболее эффективныепути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальныхвыплат; разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшениюположения женщин, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль засоблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий; осуществляет меры поформированию и реализации государственной молодежной политики; принимает мерыпо развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных,профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений;обеспечивает проведение государственной политики в области обеспечениясанитарно-эпидемического благополучия населения, основных направлений развитияи совершенствования системы здравоохранения, применения в этой сфере новыхметодов управления; обеспечивает проведение государственной политики в областифизической культуры и спорта; осуществляет меры по развитию и улучшению работыорганизаций культуры, архивных организаций, обеспечивает охрануисторико-культурного наследия, реставрацию и консервацию памятников, умножение иширокое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества,для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурногоуровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы,национального книгоиздания и периодической печати; создает условия длясвободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих вРеспублике Беларусь; проводит государственную политику, направленную насохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащихусловий для развития языков других национальных общностей, проживающих натерритории Республики Беларусь; принимает меры по обеспечению права гражданРеспублики Беларусь на свободу вероисповеданий; обеспечивает проведение единойнаучно-технической государственной политики; принимает меры по развитиюнаучного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности егоиспользования, более широкому применению на практике результатов научныхисследований, изобретательства и рационализаторства; совершенствуетэкономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса,повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных,экологически безопасных технологий; определяет государственную политику в сфереобеспечения охраны авторского права и смежных прав; осуществляет меры поразвитию научных организаций, по подготовке научных кадров.
Всоответствии со статьей 46 Конституции каждый имеет право на благоприятнуюокружающую среду. Государство осуществляет контроль за использованием природныхресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны ивосстановления окружающей среды. Для реализации этой конституционнойобязанности государства Правительство наделено целым комплексом полномочий вобласти охраны окружающей среды. Совет Министров Республики Беларусь:
1 определяетгосударственную политику в области охраны окружающей среды, порядокиспользования природных ресурсов;
2 определяетгосударственную политику в области гидрометеорологической деятельности;
3 осуществляет мерыпо охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшениюокружающей среды;
4 определяетгосударственную политику в области обеспечения технической, ядерной ирадиационной безопасности потенциально опасных объектов, предупреждения аварийи катастроф;
5 обеспечиваетразработку и реализацию государственных экологических программ;
6 утверждаетперечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
7 определяетпорядок учета и ведения государственных кадастров природных ресурсов,осуществления мониторинга окружающей среды;
8 принимает решенияоб объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемыхприродных территорий республиканского значения, утверждает положения о них;
9 утверждаетпорядок разработки экологических мероприятий, установления лимитовиспользования природных ресурсов и размещения отходов производства;
10 объявляет внеобходимых случаях отдельные участки территории Республики Беларусь зонамичрезвычайной экологической ситуации;
11 организует работыпо ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других значительныхаварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
12 обеспечиваетпроведение государственной политики в области управлениярадиационно-загрязненными территориями и принимает меры по обеспечениюбезопасных условий проживания на этих территориях;
13 разрабатываетгосударственную программу по преодолению последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС и принимает меры по ее реализации;
14 обеспечиваетразвитие системы экологического воспитания и обучения граждан.
Встатье 107 Конституции определены конституционные полномочия Правительства пообеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальнойбезопасности и обороноспособности, охране собственности и общественногопорядка, борьбе с преступностью.
Вэтих целях Совет Министров Республики Беларусь принимает меры по обеспечениюправ и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает гарантированныеКонституцией Республики Беларусь, законами и предусмотренные международнымиобязательствами государства права и свободы граждан, защиту личности от любыхпротивоправных действий, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь идостоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территорииРеспублики Беларусь, так и за ее пределами; определяет основные направленияправовой работы в органах государственного управления; руководит в пределахсвоей компетенции деятельностью республиканских органов государственногоуправления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственныхпрограмм борьбы с преступностью; осуществляет меры по предотвращению создания идеятельности политических партий, общественных объединений и религиозныхорганизаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либоведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовойвражды, а также препятствующих исполнению гражданами их государственных, общественных,семейных обязанностей или наносящих вред их здоровью и нравственности.
Правительствотакже принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности,независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организуетразработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащениеВооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусьвооружением, военной техникой и другими материальными средствами и ресурсами поих заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территорииРеспублики Беларусь оборонных объектов; определяет объемы материальных ресурсовбюджетных ассигнований на нужды обороны, проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ в области обороны, создает необходимые запасыматериальных средств государственного резерва в арсеналах и на базах,обеспечивает их содержание, руководит мобилизационной подготовкой экономикиРеспублики Беларусь и переводом ее на работу в условиях военного времени;осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военнойслужбе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает созданиевоеннообязанных резервов; вносит на утверждение Президенту Республики Беларусьмобилизационные планы Республики Беларусь, планы накопления материальныхценностей в мобилизационном резерве; осуществляет в соответствии со своейкомпетенцией руководство гражданской обороной Республики Беларусь.
Ещеодним важным направлением в деятельности Правительства является сфера внутреннейи внешней политики. В соответствии со статьей 107 Конституции оно разрабатываетосновные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по ихреализации. В этих целях Совет Министров осуществляет координацию деятельностив области отношений Республики Беларусь с другими государствами имеждународными организациями; принимает практические меры по реализации изащите внешнеполитических интересов Республики Беларусь; заключаетмеждународные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции; принимаетмеры по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.
Дляреализации основных (конституционных) полномочий Правительства, предусмотренныхв статье 107 Конституции, Совет Министров наделяется рядом кадровых полномочий,а также полномочий по руководству подчиненными ему республиканскими органамиреспубликанского и местного управления (организационно-распорядительныеполномочия).
Вобласти кадровой политики Совет Министров Республики Беларусь:
1 разрабатывает ивносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения поосуществлению государственной кадровой политики, направленной на созданиенеобходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системыорганов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки иповышения квалификации;
2 координирует иконтролирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления идругих органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлениюкадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров;
3 участвует вформировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестрСовета Министров Республики Беларусь.
Корганизационно-распорядительным полномочиям (в Законе о Совете Министров ониназваны функциями – А.М.) Совета Министров Республики Беларусь в отношенииреспубликанских органов управления, в частности, относятся: утверждениеположений о республиканских органах государственного управления; утверждениесостава коллегий республиканских органов государственного управления,подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотреноактами Президента Республики Беларусь; делегирование отдельных входящих в егокомпетенцию вопросов управления республиканским органам государственногоуправления, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительнойкомпетенции Совета Министров Республики Беларусь, либо принятие к своемурешению вопросов, входящих в компетенцию республиканских органовгосударственного управления; отмена незаконных актов республиканских органовгосударственного управления и другие.
Следуетотметить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение КонституцииРеспублики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента РеспубликиБеларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряженийПремьер-министра Республики Беларусь, служебных обязанностей Совет Министровимеет право налагать в установленном порядке на министров, руководителей другихреспубликанских органов государственного управления, а также на их заместителейдисциплинарные взыскания.
Организационно-распорядительныеполномочия Совета Министров в отношении органов местного управления включают:
1 руководстводеятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам,входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;
2 контроль заисполнением местными исполнительными и распорядительными органами КонституцииРеспублики Беларусь, актов вышестоящих государственных органов;
3 обеспечениеместных исполнительных и распорядительных органов высококвалифицированнымиспециалистами, создание системы подготовки и повышения квалификации руководящихработников;
4 содействиеместным исполнительным и распорядительным органам в организации управления;
5 регулированиевопросов взаимодействия между местными исполнительными и распорядительнымиорганами и республиканскими органами государственного управления;
6 делегирование принеобходимости своих отдельных полномочий местным исполнительным ираспорядительным органам;
7 реализацияполномочий, которые на основе соответствующего соглашения могут передаватьСовету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительныеорганы;
8 направление принеобходимости проектов своих решений в местные исполнительные ираспорядительные органы для внесения по ним предложений.
Организация работы СоветаМинистров
правительство президент парламент министр
Дляреализации полномочий Правительства важную роль играет эффективная организацияего работы. Деятельность Совета Министров осуществляется в трех основныхорганизационных формах: заседания Правительства, заседания ПрезидиумаПравительства и проведение различных совещаний у Премьер-министра и егозаместителей. К иным организационным формам деятельности Правительстваотносятся совместные заседания Президиума Правительства и иных государственныхорганов (коллегии Комитета государственного контроля, Правления Национальногобанка и др.). Кроме того, в организационную деятельность Совета Министроввходит работа различных комиссий и советов при Правительстве.
ЗаседанияСовета Министров Республики Беларусь являются основной формой его деятельности.Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одногораза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в немпринимает участие не менее половины членов Правительства.
ЗаседанияСовета Министров проходят под председательством Премьер-министра. Приотсутствии Премьер-министра заседание проводит Первый заместительПремьер-министра, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра ипо согласованию с Президентом Республики Беларусь – один из заместителейПремьер-министра.
ПрезидентРеспублики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях СоветаМинистров.
Назаседаниях Правительства вопросы обычно докладываются заместителямиПремьер-министра, министрами, председателями государственных комитетов,руководителями иных республиканских органов государственного управления.
РешенияСовета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства РеспубликиБеларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятымсчитается решение, за которое проголосовал председательствующий.
Назаседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные ккомпетенции Правительства.
Исключительнона заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются: вопросыподготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использованиягосударственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического исоциального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней ивнешней политики Республики Беларусь.
Достаточночасто в последнее время на заседаниях Правительства рассматриваются вопросы,связанные с отчетами Правительства перед Президентом. Регламент Совета Министровпредусматривает, что на заседаниях Правительства могут рассматриваться и другиенаиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного исоциально-культурного строительства, исполнения законов Республики Беларусь иактов Президента.
Второй основной организационной формой работы Правительстваявляется работа его Президиума, который предназначен для оперативного решения вопросов,входящих в компетенцию Совета Министров. Президиум Совета Министров образуетсяв составе Премьер-министра Республики, его заместителей, Главы АдминистрацииПрезидента, Председателя Комитета государственного контроля, ПредседателяПравления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министраиностранных дел.
ЗаседанияПрезидиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одногораза в месяц (обычно один раз в неделю) под председательством Премьер-министра,а при его отсутствии – под председательством Первого заместителяПремьер-министра. В случае отсутствия Первого заместителя Премьер-министра попоручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусьзаседания Президиума Совета Министров проводятся под председательством одногоиз заместителей Премьер-министра.
Вопросына заседание Президиума Совета Министров вносятся министрами, председателямигосударственных комитетов, руководителями иных республиканских органовгосударственного управления, председателями облисполкомов и Минского городскогоисполнительного комитета. По каждому вопросу, вносимому на заседание ПрезидиумаСовета Министров, представляется проект постановления Правительства илираспоряжения Премьер-министра, проект протокольной записи, обоснованиенеобходимости принятия данного решения, иные материалы.
ЗаседаниеПрезидиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствуетболее половины общей численности членов Президиума.
Первоначальнона заседаниях Президиума Совета Министров рассматривается проект повестки дня,в него при необходимости вносятся изменения и дополнения. Затем заслушиваетсядоклад или информация (а при необходимости – и содоклад). Время для докладаобычно устанавливается до 10 минут, для содоклада – до 5 минут. Послеобсуждения вопроса принимается решение. Решения Президиума Совета Министровпринимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются ввиде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым назаседаниях Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считаетсярешение, за которое проголосовал председательствующий.
Поотдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения,постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путемопроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).
Третьейорганизационной формой работы Правительства являются совещания, проводимыеПремьер-министром и его заместителями, по различным вопросам, требующимколлегиального обсуждения.
Назаседаниях Совета Министров и его Президиума принимаются, как уже отмечалось,решения в форме постановлений Правительства.
СоветМинистров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своихпостановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственногоуправления и другие органы исполнительной власти.
ПостановленияСовета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь.
РаспоряженияПремьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим вкомпетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии порученияПравительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимсяк конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам,если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативныйхарактер.
Решенияпо отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний)у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указанийи поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицамиАппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органамигосударственного управления, иными государственными организациями, подчиненнымиСовету Министров Республики Беларусь. При этом указанные поручения и указанияне могут носить нормативный характер.
ПостановленияСовета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра РеспубликиБеларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленномзаконодательными актами Республики Беларусь.
Дляорганизационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра РеспубликиБеларусь и его заместителей создается Аппарат Совета Министров РеспубликиБеларусь, действующий на основе положения, утверждаемого Советом МинистровРеспублики Беларусь. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь оказываетконсультативную и методологическую помощь подчиненным Совету МинистровРеспублики Беларусь государственным органам и иным государственныморганизациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения,обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей.
РуководительАппарата Совета Министров Республики Беларусь назначается на должность иосвобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь посогласованию с Президентом Республики Беларусь.
АппаратСовета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеетсамостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, смету доходов ирасходов, утверждаемую в установленном порядке.
Структураи штаты Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, размер оплаты труда иусловия материально-бытового, медицинского обеспечения его работниковопределяются Советом Министров Республики Беларусь в соответствии сзаконодательством. С работниками Аппарата Совета Министров Республики Беларусьмогут заключаться контракты.
РаботникиАппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетныПремьер-министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю АппаратаСовета Министров Республики Беларусь.
Дляподготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработкипроектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также длявыполнения отдельных поручений Советом Министров Республики Беларусь могутсоздаваться постоянные или временные комиссии и иные формирования.