Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг.

1.Советская школа и педагогика в 1946–1985 гг.
Этот 40-летнийпериод истории школы и педагогики, как и предшествующее время, насыщенсобытиями, полон противоречий, но неизменно связан с процессами, происходящимив стране в целом. Здесь следует рассмотреть два этапа: 1946–1964 и 1965–1985 гг.
1. ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1946–1964 гг.Вторая половина 40-х и50-е гг. – это время второго значительного подъема советской системы народногообразования, школы (первый, напомним, приходился на 20-е, также послевоенные,годы). Подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великойжертвенной победой. Нужно было, как считали многие, делать выводы из пережитыхстраной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплесквнимания к образованию, культуре. К учебе вернулась молодежь с фронта и отстанков, изголодавшаяся по книге, умному слову, учебе. Но на наметившийсяповорот воздействуют, особенно до смерти Сталина в 1953 г., прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности, идеологическоедавление, репрессии.
В 1946–1948 гг.принимаются постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Ставится задачапокончить со свободомыслием, творческой самостоятельностью в литературе, кино,музыке. Жестокой критике и гонениям подвергаются крупнейшие деятели,составляющие гордость отечественной культуры. Происходит разгром генетики,наносится удар по философии, языкознанию, политэкономии. Начинается, по своейсути, антисемитская кампания против «безродных космополитов». Снова ведетсяусиленный поиск врагов, преимущественно среди интеллигенции. Фабрикуютсяразличные «дела», широкий размах приобретают репрессии.
В эти годыбыли внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно этокасалось программ по истории, литературе, биологии. Всячески возвеличиваласьроль Сталина, партии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов.Замалчивались или беззастенчиво искажались достижения генетики, кибернетики,информатики, быстро развивающихся за рубежом. Так закладывались основы нашегоотставания в науке, технике, технологии и образовании.
С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х г. в связи с разоблачением культа личности Сталина исвязанных с ним преступлений, в стране происходят важные изменения. Наступаетпериод «оттепели», гласности, демократии. Существенные перемены не обходят инародное образование. Назовем важнейшие из них:
– восстановлениеи развитие народного хозяйства укрепляет материальную базу просвещения. Восновном успешно осуществляется введенное с 1948/49 уч. г. всеобщееобязательное семилетнее обучение;
– с 1956 г. появляется новый тип общеобразовательной школы – школа-интернат;
– ссередины 50-х гг. в общеобразовательных школах Украины, а затем и другихреспублик постепенно вводится производственное обучение в сочетании спроизводственной практикой. С 1957/58 уч. г. по такому учебному плану работаетуже 25% школ РСФСР;
– сконца 50-х гг. число поступающих в вузы впервые превысило планы приема в них.Начинается конкурсный прием в высшие учебные заведения. Перед школами ставитсязадача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают своюдеятельность ШРМ, техникумы, профессионально-технические училища;
– вдекабре 1958 г. Верховный Совет СССР принимает закон «Об укреплении связишколы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР».Вводится обязательное восьмилетнее образование. Средняя общеобразовательнаяшкола стала 11-лет­ней (с производственным обучением и практикой). Вскоре вучебном плане выпускных классов появился новый предмет – обществоведение.
К 1962/63 уч.г. все семилетние школы страны были преобразованы в восьмилетние.
В целом вконце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг былвысок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССРзанимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определенииучитывалось следующее:
– числомолодых людей, получающих высшее образование (в% к численности населения). В 50-егг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);
– средняяпродолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США онасоставляла соответственно 7 и 8 лет (ныне 9 и 12);
– числопродолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;
– числостудентов дневного отделения вузов. Динамика в 50–90-х гг. здесь такова: СССР –с 1,7 до 4,5 млн. США – с 1,7 до 8,5 млн.
– престижобразования.
Состояниепедагогической науки в эти годы было сложным. В институтах Академиипедагогических наук РСФСР велись различные исследования, издавалась литературапо теории и истории педагогики. Среди педагогов было немало крупных ученых.Однако сказывались последствия 30–40-х гг. По сути, наша педагогика разделиласудьбу других общественных наук. Но все же ее развитие продолжалось. Многоездесь делали педагоги-новаторы, представлявшие неофициальную педагогику. Ихтворческие судьбы были сложны, исследования и результаты оспаривались,эксперименты запрещались. Однако число сторонников педагогов-новаторов росло,постепенно к ним приходило общественное признание.
К числу яркихноваторов в педагогике того периода относятся Занков и Сухомлинский. Первыйначал свою педагогическую деятельность еще в годы гражданской войнывоспитателем и заведующим детской сельскохозяйственной колонией. В 1957 г. в Москве он создает экспериментальную лабораторию по проблемам дидактики. Предлагаеторигинальную и эффективную систему обучения на высоком уровне трудности ипрохождения учебного материала быстрым темпом.
Талантливыйучитель, директор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина)Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственнымвоспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическимисредствами считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой,друг с другом.
Путьэкспериментаторов также был нелегок. Их творческая деятельность долгое время ненаходила признания даже у видных представителей Академии педнаук.
2. ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В 1965–1985 гг.Для нашего народногообразования не было легкого времени. Но каждый период был сложен и труденпо-своему. Проблемы просвещения 1965–1985 гг. связаны со сменойруководства страны, начавшимся длительным периодом застоя, возрастающимневниманием к развитию социальной сферы, в том числе и школы.
Обратимся кнаиболее крупным проблемам, событиям и результатам этого периода дляобразования,
Проблемыруководства народным образованием. Речь идет о так называемом директивномруководстве, исходящем от партийных и высших государственных органов.Министерства просвещения и другие учреждения образования им подчинялись,местная инициатива по-прежнему не поощрялась. К сожалению, многих такоеположение устраивало.
Вопросыобучения и воспитания рассматривались на съездах КПСС, отражены в КонституцииСССР (1977 г.), по ним принимались различные постановления ЦК КПСС иСовета Министров СССР. Приведем несколько примеров.
В 1966 г. опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшегоулучшения работы общеобразовательной школы». Под «улучшением» понималосьвозвращение школы к состоянию до 1958 г., т.е. снова переход к десятилетнему обучению и отказ от производственного обучения. Определенный результат далипостановления «О сельской школе» (1973 г.) и о создании межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК, 1974). XXV съезд КПСС (1976 г.) сформулировал проблему комплексного подхода к воспитанию, которая в общем-то дляистории педагогики не нова. Для решения этой проблемы были приняты новыедирективные постановления о дальнейшем совершенствовании обучения и воспитанияучащихся (1977 г.), переходе на бесплатное пользование учебниками (1977 г.). Имело отношение к школе и постановление ЦК КПСС об улучшении идеологической,политико-воспитательной работы (1979 г.) и др.
Казалось бы,внимания к проблемам народного образования проявлено много. Но принимаемыерешения не были концептуальными, не определяли общей и новой стратегии развитияобразования и школы. К тому же, как правило, они полностью не выполнялись, влучшем случае все ограничивалось полумерами, а часто и просто декларациями.Такие постановления и решения не могли остановить начинавшийся спад вобразовании, а иногда и содействовали ему.
Отсюда и ряднегативных последствий. Прежде всего, это касалось финансирования образования,его материальной базы. Во всем мире принято считать, что вложения в образованиене только самые гуманные, но и самые выгодные и эффективные. Щедрость в этойсфере помогла ведущим капиталистическим странам сделать в 60–80-е гг. мощныйэкономический рывок. В СССР же утверждается «остаточный принцип» вфинансировании просвещения, здравоохранения, культуры. Если США к 80-м гг.удвоили долю национального дохода, выделяемого на образование, доведя ее до 12%,то в СССР она значительно сократилась, составив лишь 5,8%. Расходы насодержание одного ученика в общеобразовательной школе в 1985 г. в развитых капиталистических странах превышали подобные расходы в СССР в 5–8 раз.Среднемесячная заработная плата работника народного образования была на 21%ниже, чем по народному хозяйству в целом*.
Сложившаясясистема руководства народным образованием, принимаемые постановления и решенияне освободили учителей и руководителей школ от жесткой регламентации,административной заорганизованности, выполнения несвойственных школеобязанностей, лишали их свободы выбора, творчества.
Проблемыперехода ко всеобщему среднему образованию. Впервые такая задача былапоставлена в 50-е гг. Она обусловливалась требованиями НТР, т.е. являласьобъективной необходимостью, делом чрезвычайной важности. Предполагалось, что еерешение станет мощным стимулом для дальнейшего социально-экономическогоразвития страны. Опыт ведущих капиталистических стран подтверждал такиепрогнозы. Принимаемые в 60–70-е гг. директивные решения ориентировали напереход к среднему всеобучу.
В 1976 г. на XXV съезде КПСС, а затем и в Конституции СССР 1977 г. зафиксировано, что в СССР в основном завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Имелось в виду, чтоопределились три главных канала получения среднего образования всеми,окончившими 8-летнюю школу: 9–10 классы общеобразовательной школы, средниеспециальные учебные заведения, профтехучилища. К 1976 г. на уровень среднего образования выходили 90–95% юношей и девушек. Быстро росло числолиц, имеющих общее среднее или среднее специальное образование: 1959 г. – 17,8 млн. 1970 – 36,8 млн. 1979 – 65,6 млн. 1987 – 95,3 млн. (в том числе общеесреднее образование соответственно 9,9 млн. 23,4 млн. 45,1 млн. 65,4 млн.)*.
Внесенысущественные изменения в учебно-воспитательный процесс. Вводились новые учебныепланы и программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. Кпреподаванию в средних и старших классах предъявлялись требования научногообеспечения учебного процесса, сближения основ наук, изучаемых в школе, сразвитием самих наук. Больше учебного времени отводилось математике иестественным дисциплинам. Появились факультативные курсы.
Замысел былхороший, но он не получил надежного материально-технического инаучно-педагогического обеспечения, и этим обусловлены причины тяжелогоположения, в котором оказалась школа в середине 80-х гг. Учить нужно было всехи всем давать среднее образование. Сразу наметилось два пути решения проблемы.Более трудный: сохранить требования к качеству знаний учащихся на прежнемуровне, а еще лучше – повысить их. Но для этого нужно существенно менятьметодику преподавания, серьезно перестраиваться, создавать учителям необходимыеусловия. И более легкий: учить по-старому, но снизить требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся, пойти на конформизм ради высокого процентауспеваемости и охвата всех «всеобщим средним». К сожалению, возобладал второйпуть. Можно ли в этом винить только учителей? По сути, их вынуждалисоучаствовать в достижении ложно понимаемой цели. Педагогическая наука снова непришла на помощь школе, учителю.
#Поразмышляем над последствиями перехода ко всеобщему среднему образованию,которые ощущаются до сих пор.
В 70–80-е гг.в связи с переходом ко всеобщему среднему образованию резко сократилоськоличество начальных и неполных средних школ и возросло число средних школ. Прирезко возросших количественных показателях пострадало качество образования.Снизился уровень подготовки выпускников средней школы. Более слабое пополнениестали получать вузы и средние специальные учебные заведения. Происходило то,что в США в свое время назвали «наступлением посредственности» – потерейинтеллектуальности.
Вопрекиожиданию школа не приблизилась к экономике, насущным потребностям общества, аеще более оторвалась от них. Резко падает престиж образования. Приоритетнымистановятся специальности, не требующие глубоких знаний, например в сфереторговли, обслуживания. Обнаруживается нехватка учительских кадров, хотя ихподготовка велась достаточно активно. Ежегодно пединституты и педучилищавыпускали от 222,2 тыс. (1975 г.) до 270,3 тыс. (1985 г.) учителей, что позволяло почти полностью обновлять учительский корпус раз в 10 лет.Однако лишь около 40% окончивших педагогические учебные заведения оставалисьверными избранной профессии.
В начале 80-хгг. остро встал вопрос о школьной реформе. Любопытно, как сначала объясняласьее необходимость. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха,а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше».
В 1984 г. публикуются документы по школьной реформе, и она начинается. Ее основными направлениямии задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение иподъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебныхпредметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование; улучшениеподготовки и материального положения учителей и других педагогическихработников и т.д.
Завершитьреформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала».Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в странеобщей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другиесоциально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесспроисходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя,педагогическая интеллигенция.
 
2. Системаобразования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г.
С 1985 г. новым руководством СССР взят курс на проведение преобразований в экономике, социальнойсфере, внутриполитических и международных отношениях, на развитие демократии сширокой гласностью, создание правового государства. Происходящие процессывызвали в стране бурную и неоднозначную реакцию различных политических партий,организаций, течений. В результате сложных и острых переплетений политическойборьбы, спада производства, ухудшения материального положения населения,обострения национальных взаимоотношений, выступлений республик и другихрегионов за суверенитет последовали коренные изменения в жизни страны, которыевряд ли ожидались ее бывшими лидерами. Перестала быть правящей, а затем ушла сполитической арены прежняя коммунистическая партия (КПСС). В декабре 1991 г. СССР распался на 15 суверенных государств, вскоре отказавшихся от прежнейсоциалистической ориентации. Большинство из них договорились о создании новогообъединения – содружества независимых государств (СНГ). Практически все бывшиесоюзные республики прежнего СССР ныне находятся в состоянии экономическогокризиса, политической и социальной нестабильности.
Происходящиепроцессы не обошли систему образования, она снова переживает трудные времена ибольшие перемены.
1.               СИСТЕМАОБРАЗОВАНИЯ: ИЗМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ. В предшествующей теме данахарактеристика образования в СССР к 1985 г. Обратимся к ее сравнительным количественным показателям в динамике их развития за годы советской власти дораспада Союза.
2.               Показатели Годы 1914 1927 1950 1970 1985 1990 Число дневных общеобразовательных школ (единиц) Всего 123687 118558 20162S 174645 130288 132200 Город 14616 11006 24319 33243 32958 35100 Село 109071 107552 177309 141402 97460 97100 Число учащихся дневных общеобразовательных школ (тыс. чел.) Всего 9658 11466 33314 45448 42556 44300 Город 2249 3220 11753 23069 26071 27200 Село 7407 8246 21561 22379 16651 17100
Численность
учителей дневных общеобразовательных школ (чел.) Всего 279892 346493 1433402 2504638 2783822 3095000 Город 97760 127785 456397 1126566 1327249 нет св. Село 183132 218708 977005 1382972 1466573 нет св. Число вузов 124 148 880 805 894 898 /> /> /> /> /> /> /> />
Приведем ещенекоторые данные о числе учащихся в СССР (старше 16 лет, с отрывом отпроизводства) на 1991 г. (млн.).учащихся общеобразовательной школы 3,2 учащихся ПТУ 2,92 студентов техникумов 2,49 студентов вузов 2,85 учащихся подготовительных отделений вузов 0,05 аспирантов, докторантов 0,05 учащихся школ и курсов 0,14 Всего 11,70
А теперь онекоторых характеристиках школ собственно России. Данные приводятся на начало1992/93 уч. г. В ближайшие годы они, скорее всего, существенно не изменятся.Всего школ насчитывалось 67891 (в Свердловской области – 1513), в том числе вгородских поселениях – 19572, в сельских – 48319. Учащихся в дневнойобщеобразовательной школе – 20427 тыс. (в Свердловской области – 628,1 тыс.),из них в городских школах – 14529 тыс., а в сельских – 5898 тыс. Обратитевнимание на соотношение числа школ и учащихся в городской и сельской местности.
Нынешниеизменения в системе образования начинались еще в бытность СССР со школьнойреформы 1984 г. В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего исреднего специального образования. В целом меры, намечавшиеся по обеимреформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации встране и переходом к рыночным отношениям вообще утратили какое-либо значение.Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени сталаразвиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в образовании происходят нанаших глазах и при нашем участии.
# Ниже мырасскажем кратко об этих изменениях, а вы попробуйте дополнить их и провести«ревизию», отметив положительные и негативные явления.
К положительнымсдвигам отнесем появление важных документов, определяющих концепцию развитияобразования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992) и Конституцию РоссийскойФедерации (декабрь 1993). Ведущие положения обоих законодательных актовконцентрируются в ст. 43 Конституции: каждый имеет право на образование;гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего исреднего профессионального образования в государственном или муниципальномобразовательном учреждении и на предприятии; обязательность основного общегообразования; установление государственных образовательных стандартов иподдержка различных форм образования и самообразования. Обратим внимание, чтопервоначально ни закон «Об образовании», ни Конституция (ст. 43) несодержали гарантий прежней общедоступности и бесплатности полного среднегообразования, ограничившись только общим средним. Понадобился протестобщественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежниеправа граждан.
Обозначилисьтенденции демократизации и гуманизации школы, которая, хотя и не без труда,теряет былой авторитарный стиль и становится демократическим учреждением.Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования,появляются альтернативные школы разных форм собственности. По даннымМинистерства образования и Госкомитета по высшему образованию в России в 1993 г. насчитывалось около 500 частных школ, среди которых домашние мини-школы для малышей,репетиторские кооперативы, школы новых методик и др. Из 540 вузов около 100частных*. Все частные учебные заведения, школы и вузы обязаны иметьлицензию, дающую им право заниматься образовательной деятельностью. Меняетсяхарактер взаимоотношений между учащимися и учителями, школа и ее педагоги обретаютправо на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление,финансовую самостоятельность и самофинансирование (от частичного до полного).Развиваются контакты с зарубежной школой, мировым педагогическим сообществом.
Гуманизацияшколы также предполагает широкий диапазон мер: изменение содержания образованияс увеличением в нем удельного веса гуманитарных знаний и ценностей общемировойкультуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом учебномзаведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимостьучета индивидуальных особенностей ребенка и т.д. Реализация принциповдемократизма и гуманизма означает становление новой школы с иной социальнойролью учителя и ученика. Из объекта учебно-воспитательного процесса ученикдолжен стать его активным субъектом. Нелегка и функция учителя, состоящая впонимании и обеспечении подобного превращения.
Таковызаконодательно оформленные замыслы в отношении настоящего и будущего школыРоссии. Осуществление этих замыслов еще только начато, и многое пока видитсякак отдаленная перспектива. Мы стоим на пороге перемен.
В начавшихсяизменениях в системе образования есть существенные сбои. Во многом они вызваныобщим положением в стране, острейшей нехваткой средств, невыполнением властямисвоих же законодательных и иных решений об образовании, о средней и высшейшколе. В целом состояние образования ныне оценивается как кризисное. Школаутрачивает возможность выполнять свои основные социальные функции. Многиеучебные заведения нуждаются в капитальном ремонте, элементарномблагоустройстве, материальном обеспечении учебного процесса, литературе,приборах и т.д. Нет средств для выполнения нужных стране научных вузовскихпрограмм, иногда помощь преподавателям приходит от зарубежных спонсоров («ФондСороса» и др.). Задерживается реализация ранее одобренных и принятых программ«Компьютеризация», «Одаренные дети», «Сельская школа». Работники образованияпо-прежнему лишены достойной заработной платы. Вот ее «динамика» за последние50 лет*.
В 1940 г. она в среднем составляла 97% зарплаты работника промышленности, в 1960 – 80%, 1980 – 73%,1990 – 65%, в 1992 – 52%. В 1993 г. она выросла до 62%, но можно ли этосчитать обозначившейся тенденцией к дальнейшему росту? В 1885 г. этот процент равнялся 242.
Есть и другиетревожные симптомы. Сокращается число выпускников средней школы (1980 г. – 1882 тыс., 1993 г. – около 900 тыс.), средних специальных учебных заведений(соответственно 721 тыс. и 585 тыс.), число студентов в вузах (3 млн. и 2,6млн. По количеству студентов на 10 тыс. населения (1980 г. – 219, 1993 г. – 171) нас обогнали уже не только развитые страны, но и некоторыелатиноамериканские**.
Не улучшаетсякачество подготовки вузовских специалистов, число которых также сокращается (1980 г. – 460 тыс., 1993 г. – 425 тыс.). По интеллектуализации молодежи Россия находится впятом десятке стран. Возрастает отток учителей из школ. Перечень бедобразования можно продолжать. Нередко их объединяют сейчас общими терминами – «кризис»или «тупики образования».
Неоправдались надежды на быстрые перемены как в стране в целом, так и впросвещении. Приходит понимание, что многое нужно строить заново, а значит,настраиваться на длительные процессы. Определяются проблемы, без решениякоторых не выйти из «тупиков образования». Одни из них требуют немедленногорешения и связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства кобразованию. Другие же рассчитаны на перспективу. Вместе с тем ясно, что школе,образованию только своими силами, без помощи общества и государственныхструктур не справиться. Обратимся к важнейшим из таких проблем.
Прежде всегоэто проблема – «школа – рынок», задача грамотного вхождения школы в рыночныеотношения. Обычно рынок связывают с товарами и деньгами. В поисках средствмногие школы проявляют активность. Иногда оправданную. Вводятся, например,платные педагогические услуги, проводится приватизация, организуются школьныекооперативы, привлекаются средства спонсоров и т.д. Вырученные деньги позволяютнесколько улучшить материальное положение школ и учителей.
Ноотыскиваются и другие источники средств. Сдаются в аренду подвалы и чердакишкольных зданий. Получает распространение так называемый штрафнойпедагогический хозрасчет. Суть его в наложении денежных штрафов на учащихся,допустивших какие-либо проступки (опоздания, прогулы, получение «двойки»,грубость, курение и т.д.). Вырученные деньги также идут на благие цели:укрепление материальной базы школы, проведение экскурсий и других мероприятий идаже на поощрение хорошо успевающих школьников.
А каково вашемнение о таком «хозрасчете», его возможных последствиях?
Каков все жеглавный путь школы к рынку? Какой товар она, прежде всего, должна предлагать нанем? В мире он давно известен. Это – образование, и, разумеется, чем болеевысокого качества, тем дороже. На Западе фирмы, концерны, компании довольнощедро финансируют образование. И не только профессиональные школы, но иобщеобразовательные. Им это выгодно, так как экономика, производство крайненуждаются в добротном образовании, высококвалифицированных специалистах.Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования,получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США наодну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% – техническимии технологическими инновациями и лишь на 15% – увеличением производственногооборудования*.
У нас, ксожалению, такого подхода пока нет. Многие годы значение образованиянедооценивалось. Его качество и престиж низки. Образование и экономика, аследовательно, и рынок функционируют как бы параллельно. Отсюда немалопарадоксов. Например, вузовский диплом часто нужен лишь для подтвержденияналичия высшего образования, но не для работы по приобретенной специальности.Миллионы дипломированных специалистов занимают должности, не требующиеполученных знаний. В то же время руководящие должности занимают лица, неимеющие специального образования. Не случайно многие дипломы об окончании нашихвузов не конвертируются за рубежом. Таковы результаты при многомиллиардныхзатратах.
Сделатьобразование товаром высокого спроса – процесс сложный и долговременный.Предстоит преодолеть устаревшие утилитарно-экономические подходы к образованиюкак к системе, которая должна готовить кадры и рабочую силу, а не формироватьличность свободного и ответственного гражданина, принимающего рынок и умеющегожить в условиях правового государства. Процесс внедрения образования в рыночнуюэкономику сопровождается гуманитаризацией образования. Эксперты утверждают, чтоесли XIX в. был веком технических революций, XX в. – научно-технических,то XXI в. неизбежно станет веком гуманитарных революций. Поймут ли этодостаточно быстро наши политические лидеры и экономисты, пойдут ли навстречуобразованию? За рубежом поняли, должны понять и у нас. Разумеется, также спомощью педагогов.
Сложна идругая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительскомкорпусе. Нужен учитель широкообразованный, социально защищенный, материальнообеспеченный. Это также задача, рассчитанная на перспективу. Иметь такогоучителя может только эффективно работающее общество.
Что жепредставляет собой учительский корпус сегодня? Перемены в нем, хотя и медленно,но происходят. Они связаны с некоторой демократизацией учебных заведений и новымиотношениями в обществе. Наблюдается неоднозначность мнений школьных педагогов опроисходящих и ожидаемых изменениях в системе образования. Одни хотели бынемедленных и решительных перемен, другие за то, чтобы «все было, как раньше»,взгляды третьих – умеренны. Трудно сказать, какая группа сегодня лидирует.Несомненно лишь то, что на их динамику влияет «усталость ожиданий», несбывшиесянадежды, общая нестабильность.
Социологическиеисследования дают представление и о дифференциации педагогов школы по ихориентации на профессиональную деятельность. По данному признаку выделяютсяследующие типы:
– педагоги-новаторы,создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности;
– педагогисреднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность куглублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своихкурсов;
– педагоги,находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах и нуждающиеся впрофессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современнымтребованиям;
– педагоги,неспособные к изменению своей деятельности в соответствии с новым социальнымзаказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системыобразования в целом*.
Очевидензначительный разброс в культуре, профессионализме среди учителей ипреподавателей: от новаторов, светлых голов, талантов до подчас глубокойневежественности. Наверное, так было всегда, а сегодня обнаружилось с особойсилой. Больному обществу крайне нужно «лечение», в том числе и сильные учителя.Пока же наша профессия по-прежнему непрестижна. Значит, прерываются учительскиединастии, профессиональная интеллигентность реже, чем раньше, передается изпоколения в поколение. Немногие школы и вузы являются сегодня центрамидуховного притяжения в обществе.
Среди будущихучителей, нынешних студентов педвузов по-прежнему мало юношей (около 10%);значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегковыйти замуж, и, понимая, что, работая в женском коллективе, это сделать ещетруднее, они стараются использовать для этого студенческие годы. Учебаотодвигается на второй план, многие студентки признаются, что она мешает ихличной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей жизненной судьбой.Если же удается выйти замуж, то учиться становится еще труднее: семья, ребенок,отсутствие своего жилья, нервные срывы. Психологический дискомфорт отрицательновлияет на уровень профессиональной подготовки.
Частостуденты педвуза интеллигенты в первом поколении. Значит, у них нет глубокихкультурных традиций, высоких духовных потребностей. Любимые занятия студентокдома в свободное время – просмотр телепередач, чтение художественнойлитературы, реже публицистики, встречи с друзьями, многие любят вязать и шить.А вне дома? На первом месте – кинотеатр, а вот театры, выставки, филармонияуспехом не пользуются. Спорт тоже не в почете. Научно-исследовательской работойзанимается примерно каждый тринадцатый будущий педагог.
Менее 50%студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные– по совету знакомых, потому что поблизости нет другого вуза или училища, илииз-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Отсюда ипоследующее разочарование выбором. Только 20–25% студентов педвузов кпоследнему курсу считают учительство своим призванием. В такой обстановке уженесколько десятилетий осуществляется подготовка учителей. Общественнаянеустроенность последних лет усиливает ее негативные стороны.
Хотя ситуацияс сегодняшним и завтрашним учителем не слишком радужная, будем все жеоптимистами. Пути выхода из кризиса есть, их нужно искать, и здесь многоезависит от нас, нашей профессиональной организованности и единства. Важнопреодолеть вольную или невольную боязнь демократии, овладевать ею, активнеепользоваться правом на свободное творчество. Помнить, что демократия, свобода –это еще и работа. Нужно много читать, следить за новым словом в науке, методикеи приобщаться к нему, находить лучшие формы общения в классе и вне класса.Легко ли это? И все ли ждут такой свободы, рады ей и способны воспользоватьсяею? Наверное, нет. Но задумаемся и поймем, что в новом, демократическомобществе, в условиях рыночной экономики все это станет обычными и непременнымитребованиями к профессионализму учителя, любого педагога. Тогда изменится иотношение к педагогу школы, возрастет его престиж. Когда, как не сегодня,готовиться к этому?
Существенна,наконец, и еще одна проблема. Нужны новые подходы к уроку, ко всейучебно-воспитательной работе, где прежде всего реализуется учитель, формируетсяличность, а значит, во многом определяются судьбы преобразований в стране,будущее. Задача в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школесоотнести с теми концептуальными принципами демократии и гуманизации, которыеобозначаются в системе образования.
Прежде всегоследует обратиться к гуманитаризации образования и воспитания, что предполагаетотход от идеологии поиска врагов, отказ от приоритета классовых интересов.Десятилетиями наше общество пугали империалистами и поджигателями войны,оппортунистами и ревизионистами, вейсманистами и морганистами, космополитами,кибернетиками, диссидентами. У каждого поколения был свой образ врага. И чембольше врагов, тем больше накапливалось ненависти, жестокости, беззакония.Предстоит нелегкая, но необходимая задача – перейти в мир иного мышления, гдепредпочтение отдается закону, правам человека, свободе, справедливости, добру, милосердию,взаимной помощи. Сделать это нужно всем педагогам-учителям и, главное, научитьтому же детей.
На уроке и вучебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: человек – высшаяценность в обществе. Необходим культ Человека, Личности. Учителю и ученикунужно убеждение в том, что человек не средство, а цель, не «винтик», а «венецтворения». Такая альтернатива и обозначает рубеж между тоталитарным мышлением ифилософией гуманизма, авторитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества.Здесь мы вновь возвращаемся к идее об истинной цели образования, идущей отлучших традиций истории педагогики, о том, что каждый урок должен бытьнравственным.
Историяпедагогики учит, что настоящий урок невозможен без сотворчества учителя иученика, которые не просто взаимодействуют, а учатся друг у друга. В любомзнании нужно предлагать учащимся как можно больше версий, вариантов. Ребенок долженуходить из школы не только с ответами, но и с вопросами, с желанием самомуразобраться в них. От сотворчества на уроке тянется нить к совместномууправлению в школе. Важно знать мнение учащихся, серьезно советоваться с ними онастоящем и будущем школы. И, конечно же, школе нужен свой парламент – совет, вкотором будут представлены интересы всех основных сил, определяющих школьнуюжизнь, – учеников, учителей, родителей.
Таковынекоторые проблемы образования, которые необходимо решать педагогической интеллигенции,всему обществу уже сегодня.
2.ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1980–1990-х гг. Результаты общественно-педагогическогодвижения середины XIX в. и в 1980–1990-х гг.
Современноеобщественно-педагогическое движение отражает интерес населения к различнымвопросам образования. Это не удивительно, так как к школе имеют отношениедесятки миллионов людей – педагоги образовательных и воспитательных учреждений,учащаяся молодежь, родители, различные научные, государственные, общественные икоммерческие структуры, культура и искусство. Обществом высказывается глубокаянеудовлетворенность системой образования, уровнем подготовки выпускников школ,СПТУ, средних специальных и высших учебных заведений, вскрываются причинынегативных явлений, предлагаются способы их устранения. Почти единодушнопризнается, что школа находится в глубоком кризисе и требует коренныхизменений. Опросы общественного мнения показывают, что основными трудностями напути преобразования школы является неудовлетворительное ее финансирование,экономическая и политическая нестабильность в стране, рост преступности,самоустранение семьи от воспитания детей, падение престижа образования ипрофессии школьного педагога, плохое научно-методическое обеспечение учебногопроцесса, в том числе оторванность многих программ от жизни, нехватка старыхучебников, отсутствие новых, неудовлетворительное качество преподавания вучебных заведениях, уход из школы хороших учителей, мужчин-учителей.
Интереснырезультаты опросов и по другим темам: кого в первую очередь должна готовитьшкола; о содержании и функциях общего и профессионального образования; оботношении к дифференцированному обучению, об альтернативных образовательныхучреждениях; о проблемах высшей школы и т.д. Они публикуются в «Учительскойгазете», в газетах «Первое сентября», «Педагогический вестник», журналах«Педагогика», «Народное образование», «Alma mater» и в других изданиях,откликающихся на проблемы общественно-педагогического движения.
Каковытенденции развития современного общественно-педагогического движения? С 1985 г. прослеживаются два этапа, у каждого свои задачи. Вначале на первый план выступалипреимущественно проблемы творческой активности учителей. Так виделся поначалуглавный путь к свободе школы и учителя, педагога к школьной демократии. Странестали известны имена педагогов-новаторов и их идеи о педагогике сотрудничества.Был создан творческий Союз учителей во главе с Амонашвили, другиепедагогические объединения и ассоциации, клубы творческой педагогики. В средешкольных педагогов ширится неоднозначное отношение к школе, ученикам,учебно-воспитательному процессу. В средствах массовой информации все чаще можновстретить деление учителей на традиционалистов и инновационистов. Первые восновном сторонники прежней школы и устоявшихся методов работы. И так какмногие из них не отвергали идею поиска, то, правильнее бы их называтьконсерваторами, имея в виду и положительный смысл, вкладываемый в это понятие.Вторые же выступали за более радикальные преобразования, инициативность,неординарность мышления. Тех и других педагогов следует видеть не врагами идаже не противниками, а сотрудниками, коллегами, которым одинаково дорогисудьбы школы.
С 1989–1990 гг.меняется направленность общественно-педагогического движения. Ситуация в странев эти годы становится критической. Возникает угроза развала экономики,обостряются социальные и национальные конфликты, ставится под вопросцелостность Советского государства. Проблемы образования все большеотодвигаются на задний план. Оказывается, что одна лишь творческая активностьучителя не может вывести школу из кризиса. Творчество и свобода нуждаются вполитической и экономической стабильности, в социальном и материальномфундаменте. Конечно, творчество педагогов школы не заглохло, оно продолжается.Но главной проблемой становится социальная защита школы и образования в целом.Предпринимаются попытки оказать влияние на решения, принимаемые высшимиорганами власти по вопросам образования. Представители общественно-педагогическогодвижения избираются депутатами всесоюзного и республиканских съездов народныхдепутатов, союзных и республиканских Верховных Советов, местных органов власти.В своих выступлениях, к сожалению редких, педагоги-депутаты пытались донести доширокой общественности проблемы образования, настаивали на их решении. Ноположение не менялось. Педагогическая интеллигенция вынуждена активнеевыступать за свои права и интересы образования, прибегая к действиям, несвойственным ей ранее. Дело доходит до забастовок работников дошкольныхучреждений, учителей, воспитателей школ., других детских учреждений,профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов высших и среднихспециальных учебных заведений, ученых академических институтов.
Однако безмассового, сильного, хорошо организованного общественно-педагогическогодвижения успешная перестройка системы образования нереальна. Отсюда главнейшаязадача – вовлечь в решение проблем образования самые широкие общественные силы.Общество должно осознать, что страна, пренебрегающая просвещением, обречена наотставание от развитых цивилизованных государств, такой стране не стать великойдержавой. История многократно подтверждала правильность этой истины.
Другой важнойзадачей общественно-педагогического движения является повышение активности иорганизованности самого учительства, всей педагогической интеллигенции Вспомнимизвестный афоризм: «Если граждане не проявляют инициативы, нужных законов нетили они бездействуют». Речь идет об эффективных совместных действиях педагогическойинтеллигенции, выводящих образование из кризиса и направленных на собственнуюсоциальную защиту. Здесь не надо ничего изобретать, следует лишьвоспользоваться опытом отечественного прошлого у зарубежного настоящего.Педагогам нужна своя независимая организация.
Неважно,возникнет ли она на базе профсоюза или какого-либо другого объединенияпедагогов школы. Главное, чтобы она объединила всю 3–4-миллионнуюпедагогическую интеллигенцию России вокруг решения общих проблем школы кобразования, защиты прав и интересов педагогов.
Такуюорганизацию должны возглавить признанные лидеры (как Пирогов и Ушинский в своевремя), ей нужны свои отделения в республиках, краях, областях, городах,районах, образовательных учреждениях. Действовать она могла бы по принятому уставу,опираться на широкую международную поддержку. С такой организацией нельзя несчитаться. Она своими согласованными действиями будет влиять на президента,парламент и правительство страны, потребует от них, наконец, по-настоящемузаняться вопросами образования, школой, наукой, выполнять принятые законы,добиться увеличения ассигнований в сфере образования как по России в целом, таки по каждому региону, установить контроль за их выполнением, самим решать, кудапрежде всего направить средства. Определив конечные цели изменений вобразовании, фиксировать их достижение, апеллировать к общественному мнению,всему народу по вопросам социальной защиты детей, школьников, студентов,социальных прав педагогов, школьной и вузовской демократии.