Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава 1. Послевоенный мир:
1.1. Российское государство и «новая экономическая политика»
1.2. Развитие советской федерации перед образованием СССР
1.3. Создание СССР
Глава 2. Право в послевоенные годы:
2.1. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
2.2. Развитие права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования
В ходе развития рыночных отношений в современной России начался процесс становления института частной собственности и формирования слоя предпринимателей, который поставил перед обществом много проблем. Важнейшими среди них являются исследование источников и путей развития частного предпринимательства, разработка форм и методов частнопредпринимательской деятельности, выбор методов государственного регулирования предпринимательства и определение его места и роли в экономике страны. Для успешного решения новых задач большое значение имеет использование исторического опыта рыночных преобразований советского правительства в годы НЭПа, который нашел отражение в отечественной и зарубежной историографии.
Большой вклад в изучение истории НЭПа внесла зарубежная русская историография 20-х гг. Наиболее известны среди авторов Б.Бруцкус, С.Загорский, П.Гарви. Для зарубежной историографии характерно многообразие идейно-теоретических платформ. Одной из них была концепция о капиталистическом перерождении советского социализма в форме государственного капитализма. К ее сторонникам принадлежали экономисты русского зарубежья С. О. Загорский, П.Гарви. Иной точки зрения придерживался выдающийся советский экономист профессор Б. Д. Бруцкус.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении советского государства в 20 — 30-е гг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
рассмотреть российское государство и «новую экономическую политику»;
рассмотреть развитие советской федерации перед образованием СССР;
рассмотреть создание СССР;
рассмотреть первую Конституцию Союза и новые конституции республик;
рассмотреть развитие права.
Объект исследования– советское государство в 20 — 30-е гг.
Предметом исследованияявляются общественные отношения, связанные с рассмотрением советского государства в 20 — 30-е гг.
Основная часть
Глава 1. Послевоенный мир
1.1. Российское государство и «новая экономическая политика»
К началу 1921 г. гражданская война в нашей стране в основном закончилась, лишь кое-где на окраинах еще шли бои. В Грузии большевики боролись за свержение меньшевистского правительства. В Туркестане Советская власть воевала с басмачами. А на Дальнем Востоке героическая Народно-освободительная армия ДВР в одиночку билась с японцами и белогвардейцами. Но на основной территории советских республик гражданская война затихла.
Интервенты были вынуждены убедиться в бесперспективности своих действий. По словам британского премьер-министра Д. Ллойд Джорджа, “… когда стало ясно, что их (белогвардейцев) стремление к власти обречено на неудачу и что русский народ окончательно отдает свои симпатии большевистскому режиму, наш уход стал неизбежен…”1. Конечно, победа Советского государства над интервентами не обошлась без потерь, в том числе и территориальных.
Польша, организовавшая поход на нашу страну и сначала добившаяся успеха, была позже отброшена назад. Красная Армия дошла в 1920 г. почти до Варшавы, правда, потом ей пришлось вернуться на исходные рубежи. Был заключен мирный договор на не очень выгодных для Советской страны условиях: она потеряла Западную Белоруссию, которая даже Версальской мирной конференцией в 1919 г. была признана по так называемой линии Керзона за Россией.
До 1918 г. Западная Украина принадлежала по преимуществу Австро-Венгрии, хотя еще Российская империя давно претендовала на нее, опираясь на исторические корни, связывавшие когда-то эти земли с Древнерусским государством. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. в Галиции в ноябре образовалась так называемая Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР). В январе 1919 г. она заключила соглашение с петлюровской Директорией о совместной борьбе с Советской властью. Реальным же врагом ЗУНР была Польша, стремившаяся в это время захватить ее земли. Советская Украина как раз предлагала свою помощь в борьбе против этого общего врага. В июне 1919 г. Антанта разрешила Польше оккупировать Западную Украину. Однако в июле 1920 г. в условиях победного наступления Красной Армии на Польшу была образована Галицкая Социалистическая Советская Республика, собиравшаяся объединиться с Советской Украиной, она просуществовала всего 52 дня. По договору о перемирии между советскими республиками и Польшей БССР и Украина отказались от притязаний на земли западнее установленной границы, что было закреплено и окончательным мирным договором, подписанным советскими республиками с Польшей в марте 1921 г. и ратифицированным ВЦИК уже в апреле1. Это не означало признания прав Польши на Галицию, поскольку на основании Сен-Жерменского мирного договора 1919 г. государственный суверенитет над Восточной Галицией принадлежал Антанте, а Польша считалась лишь оккупирующей державой. Но в 1923 г. Совет послов стран Антанты, несмотря на протесты РСФСР и УССР, принял решение о включении Восточной Галиции в состав Польши.
Была потеряна и Прибалтика: к началу 1920 г. Советскую власть здесь свергли. Возникли буржуазные государства. Советская Россия пошла на значительные уступки им, в том числе и территориальные, передав, в частности, исконно русские земли, заселенные русскими. Литва получила Вильну и Виленский край, однако очень скоро этот район был отнят у нее Польшей. Литва стала государством в рамках всего одной прежней Ковенской губернии.
Исход гражданской войны и интервенции убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней республики не возьмешь. А потому началось постепенное признание Советского государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.
В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с предложением провести международную конференцию для подведения итогов войны. Антанта откликнулась на это предложение, рассчитывая на взыскание долгов с Советской России. Весной 1922 г. в Генуе была созвана конференция. Западные державы предъявили счет Советской Республике по старым долгам дореволюционной России, а также за национализацию предприятий и прочего имущества, проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация, которую возглавлял нарком иностранных дел Г.В. Чичерин — потомственный российский дипломат и видный деятель Коммунистической партии, — предъявила свой счет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западные державы еще должны нам. Впрочем, советские дипломаты не возражали против постановки вопроса о возвращении долгов, но лишь при условии предоставления Советскому государству займов, необходимых для подъема хозяйства. Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в Советской России, в особенности всякого рода концессии.
Западные державы не согласились на эти предложения, и конференция зашла в тупик. Тем не менее в ходе конференции России удалось подписать в пригороде Генуи — Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимном отказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгодным отношениям между Россией, а потом и Советским Союзом, и Германией, длившимся затем до самого прихода к власти Гитлера.
Историческое значение Генуи и в том, что усилилось признание Советской России на международной арене.
Переход к миру ставил перед страной новые сложные задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенное по некоторым показателям на два века назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично заинтересован в его расширении. Наоборот, он стал производить продукции не больше, чем могла потребить его семья.
Очень сложна была и политическая обстановка в стране. Военный коммунизм создавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку, опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, перестало мириться с изъятием произведенной продукции. Грозным предупреждением властям явилось известное Тамбовское восстание, оно проходило уже не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. На его подавление была брошена даже регулярная армия во главе с бывшим царским офицером и будущим советским маршалом Тухачевским1.
Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и политического руководства.
Нэп позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше? Длительное сосуществование капитализма и социализма в стране было невозможным. Следовательно, надо было выбирать или то, или другое. В начале 1922 г. на XI съезде партии Ленин заявил: «Мы год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно!.. Теперь цель выдвигается другая — перегруппировка сил». Однако путей к перегруппировке Ленин не указал. Ничего не было сказано об этом и в решениях съезда. И все же очевидно, что речь об отказе от нэпа в 1922 г. еще не шла. В конце этого года, готовясь к докладу на X Всероссийском съезде Советов, В.И. Ленин в своем конспекте записал: “… Как подойти… к социализму?.. Не иначе, как через нэп”.
А вскоре он сформулировал свое видение перехода к социализму через нэп: кооперирование всех граждан, главным образом крестьянства, при сохранении государственной собственности на землю, промышленность и иные средства производства в условиях диктатуры пролетариата. В этой формуле еще было много неизвестных, но «решить уравнение» Ленин уже не успел.
После смерти Ленина в январе 1924 г. руководство правящей партии постепенно пошло по линии свертывания нэпа и в деревне, и в городе. Однако вопрос, куда и как идти, оставался.
Довоенный объем производства хлеба был достигнут, но это был нищенский уровень. Несмотря на общую бедность, Россия до революции вывозила хлеб, руководствуясь принципом — «не доедим, да вывезем».
Стал свертываться постепенно нэп и в промышленности. Политика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который начал вытеснять сектор частный. Однако частное промышленное производство и до этого было не слишком велико. Частник, или, как тогда говорили, нэпман, бросился в основном в торговлю, где легче и быстрее можно было достигнуть максимальных прибылей. –PAGE_BREAK–
Таким образом, в конце 20-х гг. назрели серьезные изменения в экономике нашей страны, в общественном строе. Страна стояла на пороге коренной ломки общественных отношений.
Развитие советской федерации перед образованием СССР
Взаимоотношения советских республик в 1921 — 1922 гг. При переходе к мирному строительству перед государством с новой силой встали задачи укрепления федеративных отношений между независимыми советскими республиками. X съезд РКП(б) в марте 1921 г. в резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркнул, что упрочение государственно-правовых связей советских республик — единственный путь спасения от империалистической кабалы и национального гнета. Развитие федеративных отношений между республиками вступило в новый этап, характеризующийся дальнейшим укреплением дружественных связей.
Сущность перехода к этому этапу заключалась, прежде всего, в изменении цели объединения республик. Если в период гражданской войны это было обеспечение военной победы над врагом, то теперь на первый план выступила задача восстановления разрушенного народного хозяйства республик, что не умаляло, конечно, и прежней заботы о внешней безопасности страны.
Переход к новому этапу в отношениях независимых республик не повлек коренных изменений в форме связей между ними. Объединение высших органов власти республик завершалось в тех формах, которые складывались в предыдущие периоды, — путем участия представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. На IX (декабрь 1921 г.) и X (декабрь 1922 г.) Всероссийских съездах Советов были представлены все существовавшие в то время независимые советские социалистические республики. Во ВЦИК, избранный IX съездом Советов, вошли представители Украины, Белоруссии и закавказских республик.
Окончание интервенции и гражданской войны породило новые формы взаимоотношений советских республик с зарубежными странами — мирные: дипломатические и торговые. Развитие внешних политических и экономических связей республик безотлагательно требовало их дальнейшего сплочения в сфере международных отношений, где совместные выступления независимых советских республик становились все чаще.
В 1921 г., как уже отмечалось, Россия, Украина и Белоруссия заключили мирный договор с Польшей. При этом РСФСР и УССР выступали в переговорах самостоятельно, Белоруссия же доверила защиту своих интересов делегации Советской России. В марте 1921 г. РСФСР заключила договор о дружбе с Турцией, в котором непосредственно оговаривались права и интересы закавказских советских республик по ряду вопросов.
Вместе с дипломатическим сотрудничеством шло объединение усилий республик в организации внешней торговли, приобретавшей в мирное время все большее значение. Для достижения согласованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение их органов внешней торговли. Наркомвнешторг РСФСР имел своих представителей при правительствах Азербайджана, Украины, Белоруссии. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1922 г. при внешнеторговых операциях вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов. Одновременно устанавливается, что между самими республиками не может быть никаких таможенных границ. Связанные тесными узами, независимые советские республики имели возможность выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых операциях с иностранными державами1.
Вскоре всем советским республикам потребовалось выступить единым фронтом. Это конкретно проявилось на Генуэзской конференции. Предвидя, что здесь придется выдержать серьезную борьбу, они решили объединить свои силы. С этой целью в январе — феврале 1922 г. союзные с РСФСР республики поручили своим полномочным представителям при Правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту их общих прав и интересов. Кроме пяти социалистических республик (УССР, БССР, Грузии, Азербайджана и Армении) 22 февраля указанный протокол подписали и две народные — Хорезм и Бухара, а также ДВР.
Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается Генуэзской конференцией. РСФСР поручалось более широкое представительство интересов восьми республик в сферах экономической и политической, и притом по отношению к неограниченному кругу государств. Дипломатическое объединение советских республик явилось одним из условий успеха советской делегации на Генуэзской конференции, стало шагом вперед в укреплении единства советских республик в международных отношениях.
Переход к послевоенному этапу развития отношений означал расширение и углубление хозяйственных связей республик. Это проявилось прежде всего в установлении единого хозяйственного плана. Первым таким планом был план ГОЭЛРО, принятый VIII Всероссийским съездом Советов 29 декабря 1920 г. План касался не только России, но и других советских государств. В частности, большие работы намечалось осуществить на Украине, в Закавказье (в особенности в Бакинском регионе).
Знаменательно, что инициаторами принятия единого плана для всей страны выступили сами национальные республики. Всеукраинский съезд Советов в феврале 1921 г. отметил, что общехозяйственный план УССР должен быть составной частью единого хозяйственного плана советских республик. Аналогичные решения были приняты в Азербайджане и Белоруссии. В соответствии с этим Положение о Госплане, изданное в 1922 г., устанавливало, что разрабатываемый Государственной общеплановой комиссией перспективный план народного хозяйства, а также эксплуатационный план текущего года распространяются как на РСФСР, так и на союзные с ней советские республики.
Появление единого хозяйственного плана обусловило дальнейшее объединение органов управления хозяйством. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР. Организация республиканских ЭКОСО и их взаимоотношения со СТО определялись по соглашению ВЦИК с Центральными Исполнительными Комитетами республик.
Союзные с РСФСР республики не в силах были самостоятельно организовать восстановление промышленности, ряд отраслей которой имел общегосударственное значение. Учитывая это обстоятельство, Российская Федерация все чаще принимала на себя заботу о развитии важнейших отраслей промышленности независимых советских республик. Расширяется круг отраслей промышленности, попадающих в непосредственное управление центральных хозяйственных органов РСФСР. В 1921 — 1922 гг. в топливной, химической, металлургической и других отраслях промышленности Украины, Азербайджана, Белоруссии создаются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. В 1922 г. завершилось объединение транспорта и связи, руководство морским, железнодорожным транспортом и связью сосредоточивается в соответствующих наркоматах РСФСР.
Широкий размах работ по восстановлению народного хозяйства, необходимость громадных по тому времени затрат с особой силой требовали объединения в одном центре тех скудных финансовых ресурсов, которыми располагали республики. Характерным в это время было более четкое правовое закрепление единства бюджета. В Декрете ВЦИК, принятом в декабре 1921 г., говорилось, что сметы всех республик, и входящих в РСФСР, и союзных с ней, а также составляемые народными комиссариатами финансовые сметы общегосударственных доходов и расходов вначале рассматриваются в Бюджетном совещании при Народном комиссариате финансов РСФСР, а затем вносятся в Совет Народных Комиссаров. Далее с его отзывом эти сметы поступают во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Единство бюджета влекло за собой и утверждение единой налоговой и денежной систем, дальнейшее объединение органов финансового управления. Такие меры позволили Российской Федерации предоставить материальную помощь союзным с ней республикам.
Таким образом, федеративные отношения советских республик в 1921 — 1922 гг. характеризовались объединением их хозяйства, прежде всего, в важнейших отраслях — промышленности, транспорте, финансах, укреплением военного единства, созданием прочного дипломатического союза.
Образование ЗСФСР. Своеобразную форму приняло объединение республик Закавказья, приведшее к образованию Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Между Азербайджаном, Арменией и Грузией существовали особо тесные исторически сложившиеся экономические связи, скудность их хозяйственных и финансовых ресурсов была особенно острой, а внешняя опасность, учитывая пограничное положение, — особенно сильной.
Кроме того, местные националисты за короткий срок господства в Закавказье сделали все возможное для разжигания национальной вражды между здешними народами. В декабре 1918 г. возникла настоящая война между меньшевистской Грузией и дашнакской Арменией. Националисты вели политику вытеснения «чужих» народов со своей территории. Так, мусаватисты старались выгнать армян из Азербайджана, а дашнаки — азербайджанцев из Армении. Грузинские националисты принимали различные меры к тому, чтобы подавить движение абхазцев и осетин за самоопределение1.
Советской власти пришлось выправлять горькие плоды этой антинародной политики. Большевики посчитали наилучшим способом объединить все закавказские советские республики в одну Закавказскую Федерацию. Стремление установить межнациональный мир было, следовательно, одной из важнейших причин образования ЗСФСР.
Первые шаги по пути создания этой федерации делаются еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания федерации, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б).
12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении республик Закавказья. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик — членов Союза — с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.
Завершение становления Российской Федерации. В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.
Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требует установления, уточнения и совершенствования их границ. Национально-территориальный принцип при определении границ автономных образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь осуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные той или иной народностью, то теперь большее значение придается экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так называемое округление, т.е. к прежнему национальному ядру присоединяются территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.
Упорядочивается правовое положение автономных единиц и выравнивается структура государственного механизма автономных республик и автономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперь приобретают более четкое и определенное содержание.
В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР1.
Создание СССР
Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.
Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом. продолжение
–PAGE_BREAK–
Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование.
Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны.
Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединительного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Однако каких-либо проявлений объединительного движения в начале 1922 г. как будто бы не наблюдалось. Во всяком случае собраний, митингов, демонстраций, выступлений в печати с требованием создать более совершенную форму федерации не отмечается. Наоборот, документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движение не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра1.
11 марта 1922 г. Политбюро ЦК КП(б)У вынесло развернутое решение по вопросу о взаимоотношениях между РСФСР и УССР в связи с претензиями украинских наркоматов к наркоматам и Совнаркому России по поводу нарушений последними договоров и соглашений между УССР и РСФСР, касающихся полномочий органов управления. То есть речь шла не об укреплении объединения республик, а, напротив, как бы об ограждении независимости Украины, в сущности же даже не самой Украины, а ее руководства. Однако на деле все это обернулось против авторов инициативы, потому что процесс развития отношений привел как раз к дальнейшей централизации, правда, не в рамках РСФСР, а в рамках нового объединения — Советского Союза. В ответ на демарш Украинского ЦК Политбюро ЦК РКП(б) 16 марта приняло решение о создании специальной комиссии из представителей УССР и РСФСР для изучения проблемы.
В «Истории государства и права Украинской ССР» события изображаются так, как будто инициатором их была РКП(б), а не Украинский ЦК1. В действительности, как видим, дело обстояло как раз наоборот. В данном случае инициатива исходила не из Москвы, а из Харькова — тогдашней столицы Украины.
В ходе работы названной комиссии встал вопрос о несовершенстве не только отношений между РСФСР и Украиной, но и системы связей между всеми республиками. В июле 1922 г. Закавказский крайком партии поставил вопрос о взаимоотношениях РСФСР с Закавказской Федерацией. Становилось ясным, что проблему взаимоотношений республик пришла пора решать во всей полноте, принципиально, не ограничиваясь отдельными аспектами и двусторонними переговорами.
Но новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу.
Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство.
Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.
11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и единогласно принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект «автономизации» союзных республик. Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал определенные возражения в партийных органах некоторых республик. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Союзные республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.
В ноябре Политбюро ЦК РКП(б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.
Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии, прежде всего, мы обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза. При этом партии, конечно, пришлось преодолевать шовинистические и националистические настроения в своих рядах. Партийная дисциплина, авторитет высших органов партии позволяли если не убеждать, то в необходимых случаях принуждать тех работников республик, которые уклонялись от реализации исторической цели — создания нового мощного государства.
В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы. Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР не проводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительные съезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения к созданию Союза, поддержку этой идеи.
В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.
30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.
Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.
В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.
В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.
Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.
А.С. Емелин полагает, что при образовании СССР была проявлена поспешность1. Думается, что вряд ли с этим можно согласиться. Объективно говоря, чем раньше было бы проведено объединение республик, тем было бы лучше, но до 1922 г. этого просто нельзя было сделать, теперь же момент настал, и откладывать такое грандиозное мероприятие никак не следовало.
За границей в неофициальных изданиях СССР, по привычке, именовали Советской Россией, что, конечно, не соответствовало действительности. К сожалению, эта формулировка вновь появилась в работах современных отечественных авторов. Например, В.М. Курицын говорит о «Российском государстве, в то время существовавшем в форме Союза ССР»2. Думается, что такая формулировка может быть воспринята в братских республиках весьма негативно как проявление великодержавного шовинизма.
Глава 2. Право в послевоенные годы:
2.1. Первая Конституция Союза и новые конституции республик
Основной Закон СССР. Создание Советского Союза завершилось принятием Конституции. В ходе работы над проектами Конституции Союза возобновились споры по принципиальным вопросам, касающимся формы объединения республик. Одна группа советских и партийных работников призывала к дальнейшей централизации, другая, наоборот, добивалась широкой децентрализации Советского Союза. И там, и здесь были люди, добросовестно заблуждавшиеся, но звучали и голоса скрытых шовинистов и националистов.
В конце февраля 1923 г. Пленум ЦК РКП(б), обсудив тезисы по национальному вопросу к XII съезду партии, одобрил их и направил В.И. Ленину. До апреля 1923 г. в ЦК РКП(б) и в ЦК республиканских компартий обсуждались предложения об изменениях, которые предполагалось внести в Договор об образовании СССР.
Российская Советская Республика, шедшая от унитаризма к федерализму, как известно, была в 1918 г. провозглашена федерацией законодательно — путем принятия акта конституционного значения — Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Что касается обсуждения в республиках, то VII Всеукраинский съезд Советов по докладу М.В. Фрунзе принял постановление «Об основах Конституции Союза Советских Социалистических Республик». Несмотря на такое название, в документе говорилось преимущественно о договоре. Аналогичный акт 18 декабря 1922 г. принял IV съезд Советов Белоруссии1.
А.С. Емелин утверждает, что между Лениным и Сталиным было существенное расхождение по порядку оформления образования СССР: Сталин якобы стоял за конституционный, а Ленин — за договорный порядок, и что Сталин вообще был сторонником унитаризма. В действительности свидетельств о подобном расхождении между Лениным и Сталиным из документов не видно. Что же касается отношения к унитаризму, то оба этих руководителя партии, как известно, до Февральской революции были принципиальными противниками федерализма, а впоследствии оба считали, что федерация есть лишь временный этап на пути к будущему социалистическому унитаризму. Применительно же к 1922 г. ни у кого из них не было ни малейших сомнений, что в тот момент федерация — единственный возможный путь формирования Советского государства. продолжение
–PAGE_BREAK–
Непосредственно перед I Всесоюзным съездом Советов полномочные делегации республик — учредителей Союза подписали Договор о его образовании. С точки зрения юридической этого было вполне достаточно для создания нового государства. Однако решили Договор провести и через съезд Советов Союза.
Утверждение Договора на съезде придавало ему уже несколько иной правовой характер: из соглашения равноправных участников Договор становился как бы законом для них.
I Всесоюзный съезд Советов, утвердивший в основном проекты Декларации и Договора об образовании СССР, решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. ЦИК Союза должен был рассмотреть полученные отзывы, утвердить доработанные тексты Декларации и Договора и ввести их в действие. Ему поручалось также представить тексты этих документов на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.
Как видим, съезд Советов не говорил о Конституции Союза. Нет упоминаний об Основном Законе и в решениях I Сессии ЦИК Союза, проходившей в тот же день1. Вместе с тем ЦИК Союза поставил вопрос о разработке серии актов конституционного значения. Избрав Президиум ЦИК, Центральный Исполнительный Комитет Союза поручил ему разработать Положения о наркоматах СССР, о СНК и Совете Труда и Обороны, о ЦИК и его членах, проекты флага и герба СССР. Согласно этому поручению Президиум ЦИК 10 января 1923 г. создал шесть комиссий. Однако 13 января 1923 г. на первом же заседании комиссии по разработке положений о СНК, СТО и наркоматах СССР была создана подкомиссия, которая приступила к обсуждению проекта Конституции, разработанного Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Заметим, что в это же время появляются и возражения против конституционного оформления Советского Союза, идущие со стороны определенной части грузинских и украинских руководителей.
24 февраля 1923 г. ЦК РКП(б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР. Основная работа над ним развернулась, однако, после XII съезда РКП(б) (апрель 1923 г.). 27 апреля Президиум ЦИК Союза решил создать Расширенную комиссию в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик. Ее председателем был избран М.И. Калинин. Работе Расширенной комиссии предшествовало обсуждение проекта Конституции в комиссии ЦК РКП(б), решения которой имели принципиальное значение и определили во многом ход работы Расширенной комиссии ЦИК СССР. Первое ее заседание открылось 8 июня 1923 г.
При обсуждении порядка работы Расширенной комиссии возник спор о том, что должно быть предметом рассмотрения, что взять за основу создания Конституции. Было представлено два проекта: разработанный комиссией ЦИК Союза, существовавшей до создания Расширенной комиссии, и проект Конституционной комиссии УССР, заметно отличавшийся от первого. Так как большинство пунктов первого проекта было только что обсуждено комиссией ЦК, то на заседании комиссии ЦИК никто, в том числе и представители УССР, не настаивали на рассмотрении украинского варианта. Однако председатель СНК Украины Х. Раковский, известный своими конфедералистскими воззрениями, внес предложение не рассматривать проект комиссии ЦИК, а вернуться к Союзному договору, т.е. практически перечеркнуть всю работу, которая велась на протяжении полугода. Раковскому резко возразил М.И. Калинин, поддержанный большинством комиссии. За основу был принят проект ЦИК.
В ходе дискуссии по этому организационному вопросу всплыл и еще один аспект проблемы: что все-таки нужно создавать — конституцию или усовершенствованный союзный договор? Это был не праздный вопрос, не простая юридическая тонкость. Конечно, союзное государство может быть оформлено и конституцией, и договором. Но если конституция — документ, безусловно, единого, хотя и федеративного государства, то союзный договор может существовать и в конфедерации. Во всяком случае договор всегда при желании можно истолковать в конфедеративном смысле. А именно этого и хотели Раковский и его единомышленники на Украине и в Грузии. По данной проблеме Расширенная комиссия не проявила твердости. Большинство ее членов, приняв за основу обсуждаемый текст, в то же время решило оставить открытым вопрос о его наименовании.
Разногласия возникли и в дальнейшей работе Расширенной комиссии. Уже при обсуждении ст. 1 проекта разгорелись острые споры по вопросу о соотношении компетенции Союза и республик, причем по некоторым пунктам были приняты формулировки украинского проекта, носившие децентрализаторский характер. Стало очевидным, что решения комиссии нельзя рассматривать как окончательные, поскольку некоторые ее члены, в том числе и представители Украины, заявили особое мнение.
Пленарные заседания Комиссии ЦИК проходили 8 — 16 июня 1923 г. В это же время состоялось и так называемое 4-е совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей1. Совещание было посвящено широкому кругу вопросов национальной политики, на нем, конечно, не обошлось без дискуссии по проблеме конституции. И обсуждение проблемы, и принятая резолюция имели важное значение для работы над проектом. Собравшись после совещания, Комиссия ЦИК завершила свою работу. 16 июня, после принятия проекта в целом, она вернулась к его названию. В результате дискуссии была принята гибкая формулировка Д.И. Курского, закрепленная потом и в окончательном тексте Основного Закона: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик».
В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства. Комиссия отвергла очередные попытки Х. Раковского принизить значение Основного Закона. Уже не решаясь отрицать идею Конституции в принципе, Раковский предложил компромиссный вариант: принять два документа одновременно — Конституцию, в основе которой лежала бы Декларация, и Договор об образовании СССР.
Пленум ЦК РКП(б) 26 — 27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и принял по нему развернутое решение. Поддержав общую идею проекта, Пленум в то же время внес изменения в него, направленные на усиление гарантий суверенитета союзных республик.
В конце июня — начале июля 1923 г. проект Конституции СССР был обсужден на специальных сессиях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие. Одновременно ЦИК решил внести текст Конституции на окончательное утверждение II съезда Советов СССР. Накануне этого съезда, состоявшегося в январе 1924 г. и окончательно утвердившего Основной Закон Союза, прошли съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие его.
Конституция СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой Союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. В дальнейшем государственном обороте ссылки на Союзный договор стали редки, хотя и не исчезли совсем. Так, мы встречаем упоминания о Союзном договоре в Конституции Украины 1929 г.
Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающих его с конституциями республик, в первую очередь — с Российской, а также с Закавказской.
Прежде всего, это идея федерации. Советский Союз, подобно двум названным республикам, был конституирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР — как союзное государство.
В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов — союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. Этим ленинская идея отличалась и от концепции конфедерации, и от концепции автономизации. В.И. Ленин исходил из того, что объединение республик должно составлять одно единое государство. Именно эта идея и закреплена в Конституции. В разделе первом Основного Закона — Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик — после перечисления причин образования СССР говорится: «Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в ОДНО союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов». Закон не оговаривает специально суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной.
Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела. Кроме того, в общесоюзную компетенцию входят некоторые вопросы регулирования межреспубликанских отношений, а также некоторые социально-культурные проблемы.
Конституция включает в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права Союза ССР в сфере международных отношений — политических и экономических.
Конституция отдает в ведение Союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.
К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.
Хозяйственное объединение республик по объему отличалось от военного и дипломатического. Если в сферах военной и внешних сношений республики передавали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло. То и другое явилось отражением воли республик, образовавших Советский Союз.
Основной Закон отнес к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.
Конституция закрепила за Союзом большие и важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннее развитие. Но большое внимание Основной Закон уделяет и гарантиям прав членов Союза — союзных республик.
Основной Закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Статья 3 Основного Закона гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно».
Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции Российской Федерации, допускавшей выход из нее тех или иных территорий. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.
Исходя из важности права выхода, Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного Закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.
Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике и неоднократно применялось, ибо жизнь уже скоро потребовала совершенствования формы государственного единства Советского Союза. Вопрос о границах между республиками на протяжении десятилетий не был предметом неразрешимых споров. Он всегда решался на основе принципа интернационализма.
Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7 Конституции). С одной стороны, это означает, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики как дома — он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находится за границей, то за его спиной стоит не только авторитет своей республики, может быть, небольшого государства, но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина. продолжение
–PAGE_BREAK–
Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченности суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания.
Система государственных органов, предусмотренная Основным Законом Союза, тоже исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена. При этом следует отметить преемственность принципов и идей, связывающую Конституцию СССР с основными законами объединившихся республик и по этой линии. При создании высших органов власти и управления Союза ССР был использован опыт государственного строительства независимых советских республик, в первую очередь, конечно, старейшей из них — Российской Федерации.
Конституции союзных и автономных республик. Конституция СССР признает за союзными республиками право иметь свои основные законы (ст. 5), ибо конституция — необходимый атрибут современного государства, тем более суверенного. Вместе с тем основные законы, уже имевшиеся в объединившихся республиках, теперь должны были быть изменены исходя из факта образования СССР, приведены в соответствие с Конституцией Союза. Эта работа и была проведена в ближайшие после образования СССР годы.
Совершенствование основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых основных законов, поскольку жизнь ушла вперед и следовало разрабатывать законодательство не только в связи с образованием СССР, но и в целях развития базиса, общественного строя, на основе накопления опыта государственного строительства, изменений в организации государственного единства республик и др. Порой изменения такого рода были по объему даже более заметны, чем связанные непосредственно с образованием СССР.
Первой приняла свою новую Конституцию Закавказская Федерация. В апреле 1925 г. III Закавказский съезд Советов утвердил проект Основного Закона ЗСФСР. В том же году издала новую Конституцию Российская Федерация. В 1927 г. была принята новая Конституция Белоруссии.
Несколько по-иному, как бы в два этапа, изменила свою Конституцию Украинская ССР. Сначала создали измененную редакцию старого Основного закона, а потом уже новый текст. VIII Всеукраинский съезд Советов в январе 1924 г. поручил ВУЦИК в соответствии с Договором об образовании СССР и Конституцией СССР пересмотреть Конституцию УССР и представить ее на утверждение очередного съезда Советов Украины. IX съезд Советов специальным постановлением утвердил важнейшие изменения Основного закона республики.
Внеся изменения в Конституцию, IX съезд Советов вместе с тем поручил ВУЦИК подготовить переработанный, новый текст Основного Закона республики. Народный комиссариат юстиции УССР составил такой проект, Комиссия законодательных проектов внесла в него некоторые исправления. Окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов.
Конституции союзных республик полностью соответствовали Основному Закону Союза ССР. Но они не дублировали общесоюзную Конституцию, не повторяли ее. Между Основным Законом Союза и конституциями республик существовало своеобразное «разделение труда»: первый был посвящен в основном проблеме организации союзного государства и его соотношению с членами Союза, вторые касались всех остальных конституционных вопросов — общественного строя, формы государственного единства, государственного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан.
Конституции республик, основанные на общих принципах, отличались тем не менее друг от друга как по форме, так и по конкретному содержанию. Например, Конституция Украины 1929 г. содержала 82 статьи, а Основной Закон Белорусской ССР — только 76. Первая делилась на крупные разделы («Общие положения», «Об устройстве Советской власти», «Об избирательных правах» и пр.), второй — на мелкие главы («О предметах ведения Всебелорусского съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики», «О Всебелорусском съезде Советов», «О Центральном Исполнительном Комитете Белорусской Социалистической Советской Республики» и др.). Украинская Конституция содержала специальный большой раздел о бюджете республики, в Белорусской такового не было1.
Особенности республиканских конституций вытекали в первую очередь из специфики самих республик. Наиболее заметными здесь были различия в форме государственного единства. Конституция ЗСФСР, бывшей в отличие от других советских республик союзным государством, восприняла структуру Основного Закона Союза ССР. Она тоже подразделяется на два главных раздела — Декларацию об образовании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики и Договор о ее образовании, содержит специальную главу о суверенных правах республик, входящих в состав ЗСФСР, причем статьи этой главы сходны со статьями главы второй Конституции Союза ССР. Российская Республика — тоже федеративное государство, но другой формы — включила в свою Конституцию специальную главу об автономных республиках и автономных областях. Унитарная Белорусская республика не выделила в Основном Законе никаких разделов и глав, касающихся формы государственного единства. В нем нет и специальных статей об административно-территориальном устройстве.
Отличия в республиканских конституциях несли на себе печать и субъективных факторов. Каждая республика старалась выразить даже общие принципы и общие идеи по-своему, оригинально, искала лучшую, отличную от общей форму выражения. При этом многие статьи разных конституций, безусловно, совпадают, но есть у них и заметные отличия.
Неодинаково решался в конституциях союзных республик вопрос о государственном языке. Конституция Украины признавала языки всех народов, населяющих республику, равноправными (ст. 20) и не закрепляла какой-либо язык в качестве государственного. По-другому решила этот вопрос Конституция Белоруссии: “… Белорусский язык избирается как язык, преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями”. Есть и другие отличия между конституциями республик.
Проводилась также работа по созданию конституций автономных республик. Некоторые из них были даже приняты органами АССР. Однако только одна такая конституция — Основной Закон Молдавской АССР — была утверждена высшим органом союзной (Украинской) республики и поэтому вступила в силу.
2.2. Развитие права
Право в данный период развивается под действием как внутренних, так и внешних факторов, тесно связанных между собой. Требовалось укрепление законности, без чего немыслимо было ни стабильное развитие экономики, ни налаживание внешних связей. А для укрепления законности нужно было не только реформирование соответствующих государственных органов, но и прежде всего создание и совершенствование самих законов. Прежняя практика, когда важным источником права было революционное правосознание, теперь уже никак не годилась. Стабильная и однозначная политика в важнейших сферах управления могла быть основана только на твердом и недвусмысленном законе. Поэтому-то идет массовое законотворчество, создание и совершенствование различных нормативных актов.
В 20-е гг. упростилась правовая система нашей страны.
Кодификация советского законодательства. Потребность в ней определялась прежде всего тем, что за прошедшие с Октября годы накопился большой правовой материал, который, оставаясь не систематизированным, стал труднодоступным даже для юристов. Наряду с этим во многих отраслях законодательства имелись пробелы, которые надо было восполнить. Следовало также учесть и внести изменения в соответствии с новой исторической обстановкой. Кодексы призваны были оформить и закрепить систему советского права, обеспечить единство закона для всего государства, дать более четкие формулировки норм по сравнению с первыми революционными актами Советского государства.
Основная тяжесть кодификационных работ легла на отдел законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР. К кодификации были привлечены специалисты из других компетентных ведомств. Так, Кодекс законов о труде РСФСР поручили подготовить Наркомату труда, Земельный и Лесной — Наркомзему. Работники этих ведомств лучше знали соответствующие отрасли права, были теснее связаны с практикой по вопросам труда, землепользования, лесного хозяйства. Кодификация проходила под контролем и руководством Президиума ВЦИК и Совета Народных Комиссаров.
При подготовке, например, Уголовного кодекса важную роль сыграло его обсуждение на съездах работников юстиции. В комиссию, созданную для подготовки Земельного кодекса в Наркомземе, вошли специалисты сельского хозяйства, ученые, крестьяне. Утвержденный коллегией Наркомзема в сентябре 1922 г. проект Земельного кодекса был разослан на места, где подвергся обсуждению губернских и уездных исполкомов с участием заинтересованных учреждений, специалистов и трудового крестьянства. Подобным же образом поступили и с Гражданским кодексом. Проект Кодекса законов о труде обсуждался на местах дважды, в первом и во втором вариантах. Вопросы кодификации освещала печать, публикуя проекты кодексов и материалы их обсуждения.
В 1922 — 1923 гг. в Российской Федерации было принято семь кодексов: Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный, Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный, Лесной. В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс. В эти же и последующие годы еще больше кодексов было принято на Украине. Среди них были и такие, которых не было в РСФСР: Кодекс законов о народном просвещении, Ветеринарный кодекс .
В связи с переходом к нэпу потребность в Гражданском кодексе стала весьма настоятельной. Кодекс был нужен для решения кардинального вопроса «кто-кого» в пользу социализма.
К работе над Гражданским кодексом приступили летом 1921 г.
Новый проект Гражданского кодекса подготовили к осени 1922 г. Он обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК. Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. После исправления проекта комиссия разослала его на места для обсуждения. С ним ознакомился и в принципе одобрил В.И. Ленин. Благодаря тщательной подготовке проекта ВЦИК внес в него лишь незначительные изменения. ГК был утвержден ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.
Первые шаги в работе по кодификации земельного права делались еще осенью 1918 г. В Наркомюсте был собран разнообразный материал по вопросам землепользования для создания «Кодификационной сводки законов о земле». Однако на этом работа и закончилась. Создать Земельный кодекс в условиях, когда отношения в деревне еще не стабилизировались, оказалось невозможным. С переходом к нэпу издание кодекса, закреплявшего новые формы отношений в деревне в восстановительный период, стало необходимым. IX Всероссийский съезд Советов вынес решение о разработке к весне 1922 г. Свода законов о земле.
Земельный кодекс, подобно Уголовному и Гражданскому, создавался поэтапно. Неотложность новой регламентации земельных отношений потребовала принятия актов, носящих предварительный характер. Важнейшим из них явился Закон о трудовом землепользовании, утвержденный в мае 1922 г. В качестве дополнения к этому акту на той же сессии ВЦИК было утверждено постановление о порядке рассмотрения земельных споров. Работа над Кодексом велась одновременно с подготовкой этих законов и в связи с ними.
К осени 1922 г. проект Земельного кодекса был готов. В сентябре его одобрила коллегия Наркомзема и разослала для обсуждения на места. Дискуссию по нему организовала также газета «Беднота». Проект Земельного кодекса обсуждался в комиссиях при Президиуме ВЦИК и при СНК. С учетом всех замечаний, поправок Кодекс был еще раз доработан, напечатан отдельным изданием и внесен во ВЦИК, который принял его на своей октябрьско-ноябрьской сессии и ввел в действие с 1 декабря 1922 г.
Таким образом, в 20-е гг. советское право было оформлено в четкую систему кодексов. Велась работа и над Сводом законов, систематически объединяющим все отрасли права, но она не была в то время завершена.
Заключение
Итак, мы рассмотрели российское государство и «новую экономическую политику», развитие советской федерации перед образованием СССР, создание СССР, первую Конституцию Союза и новые конституции республик, а также развитие права.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Исход гражданской войны подтвердил, что большинство народа поддерживает Советскую власть, завоевания революции. Победив интервентов и белогвардейцев, новые хозяева страны взялись за восстановление экономики и в короткий срок решили эту необычайно сложную задачу. Важным средством восстановления и развития хозяйства явилась новая экономическая политика. Ее характерной чертой стало допущение, но одновременно ограничение и вытеснение эксплуататоров. Рыночные отношения развиваются не только в частном, но и в государственном секторе. Вместе с тем не исключаются и административные формы руководства хозяйством. продолжение
–PAGE_BREAK–
Мирные условия определили перестройку государственного аппарата. Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность в деятельности органов управления и юстиции, перестраивается армия.
В данный период происходит крупнейшее событие в области межнациональных отношений, в организации государственного единства Советской страны — образуется Союз Советских Социалистических Республик.
Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился в своем развитии. Уже в 20-е гг. число его членов достигло семи. Районирование СССР покончило с архаичной административно-территориальной системой и создало новое, построенное на научной основе и отвечающее потребностям реконструкции народного хозяйства административное деление страны.
Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проведена кодификация законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законодательство. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности. Однако уже в данный период возникают и необоснованные репрессии, особенно против интеллигенции и бывших эксплуататоров.
Обеспечив своими средствами восстановление народного хозяйства, Советское государство и право подготовили условия для новых шагов в построении социализма — индустриализации страны, коллективизации ее сельского хозяйства.
Список использованной литературы:
Декреты Советской власти: Т. XVII: Июль 1921 г. М., 2006. С. 512.
Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 — декабрь 1991 гг.). М., 2007.
Есиков С.А., Протасов Л.Г. «Антоновщина»: новые подходы // Вопросы истории. 1992. № 6 — 7.
История государства и права Украинской ССР. Том второй. 1917 — 1937. Киев, 1987.
Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории». – М., 2002. – С. 672.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997. – С. 1792.
Курицын В.М. История государства и права России. 1929 — 1940. М., 2007. С. 232.
Кутьина Г., Мулукаев Р., Новицкая Т. История отечественного государства и права. Часть 2. – М., 2003. – С. 544.
Миронов С.С. Гражданская война в России. М., 2006. С. 408.
Образование и развитие СССР как союзного государства. Сб. законодательных и других нормативных актов. М., 1972.
Тайны национальной политики ЦК РКП. Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9 — 12 июня 1923 г. Стенографический отчет. М., 1992.
Тихонов А.И. История отечественного государства и права. – М., 2003. – С. 120.
Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. – М., 2000. – С. 144.
Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. – М., 2003. – С. 480.
Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. – М., 2005. – С. 592.