Введение За последнее время в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.
Совместное предприятие – это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной
и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала. Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры.
Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику. В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РФ, а также пути создания СП и их организационно-правовые формы, которые определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий. Организационно правовые формы СП Под организационно-правовой формой любого предприятия понимается установленная в законодательстве РФ о предпринимательстве и закрепляемая в учредительных документах совокупность признаков правового режима имущества и порядка управления предприятием.
До принятия Закона «О предприятиях» и Закона «Об иностранных инвестициях» СП образовывались в форме, близкой либо эквивалентной форме товарищества с ограниченной ответственностью. В дальнейшем перечень организационно-правовых форм СП был расширен и, в соответствии со ст. 12 Закона «Об иностранных инвестициях», совместные предприятия могут иметь организационно-правовые формы: акционерного общества; смешанного
товарищества; товарищества с ограниченной ответственностью; полного товарищества. Перечень организационно-правовых форм, предусмотренный ст.12 Закона «Об иностранных инвестициях», не полон. В соответствии со ст.19 позднее введенных в действие на территории РФ «Основ» к хозяйственным обществам и товариществам дополнительно к перечисленным выше относится общество с дополнительной ответственностью.
Поэтому формально учредители СП могут создать свое предприятие в этой организационно-правовой форме. Акционерное общество (англ public или joint-stock company) отличается от остальных видов хозяйственных товариществ тем, что его капитал разбит на некоторое количество равных и неделимых частей (паев-акций). Понятие акционерного общества содержится в ст.12 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Более удобное и юридически корректное понятие акционерного общества дает ст.19.6 «Основ», по которой
акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущее ответственность по своим обязательствам только собственным имуществом. АО является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы. В акционерных компаниях их участники (акционеры) не имеют права участвовать в управлении текущими делами
предприятия; это – прерогатива директора. Функции акционеров по управлению обществом ограничиваются выборами членов правления (директората) и голосованием на ежегодных собраниях акционеров. Имущество АО формируется за счет продажи акций в виде открытой подписки, полученных доходов и других законных источников. Главный источник финансовых средств АО – эмиссия ценных бумаг (акций). По общему правилу акции могут свободно обмениваться, продаваться,
покупаться и отчуждаться иными способами кем угодно, кому угодно и в каком угодно количестве, т.е. состав участников акционерных обществ нестабилен. Поэтому для АО характерно наличие сотен и даже тысяч участников-акционеров. Именно это обстоятельство препятствует широкому использованию формы акционерного общества для создания СП, являющихся международными хозяйственными организациями.
СП в форме смешанного (коммандитного) товарищества представляет собой пользующееся правами юридического лица объединение нескольких физических и (или) юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной хозяйственной деятельности (ст.10 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). Участниками смешанного товарищества являются действительные члены и члены-вкладчики.
Действительными членами (товарищами) смешанного товарищества признаются лица, внесшие согласно договору вклад в образование уставного капитала СП, лично участвующие в его уставной деятельности и солидарно отвечающие по его обязательствам в полном объеме всем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. Членами-вкладчиками (коммандитистами) товарищества признаются лица, внесшие в соответствии с договором
вклад в образование уставного капитала предприятия и отвечающие по его обязательствам в пределе стоимости внесенного вклада. Таким образом, правовой статус действительных членов и членов-вкладчиков различается неодинаковыми правомочиями по управлению делами предприятия и различным объемом ответственности за результат его работы. Если первые наделены большими полномочиями по управлению СП, то и ответственность их за результаты своей деятельности больше по сравнению с ответственностью
коммандитистов, делегировавших им права. Действительные члены товарищества несут ответственность по долгам и обязательствам предприятия солидарно. Солидарный характер ответственности означает ее наступление в полном объеме, т. е. всем принадлежащим им имуществом. Действительный член смешанного товарищества, выполнивший обязательства перед кредиторами предприятия в полном объеме, вправе возместить понесенные расходы за вычетом своего долга за счет остальных действительных
членов (регрессивная ответственность). При этом последние отвечают перед исполнившим общее обязательство товарищем также солидарно. Коммандитисты отвечают перед кредиторами товарищества в пределах своей доли в праве общей собственности, т. е. в размере своего вклада в образование уставного капитала СП. Солидарное участие коммандитиста в долгах товарищества возможно лишь с его согласия и дает ему право требовать изменения своего статуса и признания его действительным членом товарищества.
При этом нужно помнить, что и товарищество отвечает по долгам своих действительных членов и не несет ответственности по обязательствам членов-вкладчиков. Как правило, члены-вкладчики участвуют в работе общего собрания или конференции собственников СП с правом совещательного голоса. Право решающего голоса принадлежит им при обсуждении лишь тех вопросов, которые касаются их статуса как собственников. Что же касается участия в прибылях
СП, то различия в статусе полных товарищей и членов-вкладчиков не учитываются; главным моментом, от которого зависят размеры дивидендов, следует считать размер вклада каждого участника в образование уставного капитала предприятия. Следует отметить, что рассмотренная организационно-правовая форма СП особенно удобна для иностранного инвестора, решившегося вложить свои капиталы на территории Российской Федерации в качестве члена-вкладчика. Его интересует доля прибыли, и он ее получит как коммандитист.
Вопросы текущей деятельности СП иностранного инвестора обычно не интересуют, ибо он не может постоянно находиться на территории России и не разбирается в тонкостях и противоречиях российского хозяйственного законодательства. Иностранные инвесторы поручают ведение текущих дел своим российским партнерам, выступающим в качестве действительных членов СП. Рискнув вложить свои средства в российскую экономику, иностранные предприниматели, тщательно выбрав себе российского партнера и подписав учредительный договор, не вникают
в мелочи повседневной деятельности своих российских коллег по управлению делами СП, ограничиваясь контролем решения наиболее важных вопросов. Совместное предприятие в форме товарищества с ограниченной ответственностью (англ corporation) – также наиболее часто применяемая при создании СП организационно-правовая форма. В соответствии со ст. 11 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
ТОО представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Оно является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы. Различие между смешанным товариществом и ТОО заключается в отсутствии деления учредителей на полных товарищей и коммандитистов и в обусловленном этой однородностью характером их ответственности перед
кредиторами предприятия. Ответственность участников ТОО по возможным искам ограничивается долей их участия в капитале предприятия. Рассчитавшись с кредитором, участник такого СП может считать себя гарантированным от каких-либо других претензий. Прочее его имущество ни в коей мере не может служить объектом притязаний возможных кредиторов СП. Иначе говоря, общая сумма долей всех участников
СП и служит пределом ответственности СП перед кредиторами. СП, накопив долгов сверх этого предела, не ставит своих участников перед необходимостью их оплаты в полном объеме. «Излишки» либо компенсируются за счет другого имущества предприятия (не входящего в уставный фонд СП), если оно имеется, либо возмещаются за счет соразмерного уменьшения дивидендов участников СП, либо остаются непогашенными. Поэтому чем больше размер уставного капитала
СП, тем надежнее гарантии его партнеров. Следующим отличием ТОО от смешанного товарищества является то, что участники не обязаны лично участвовать в деятельности СП, т.е. могут выступать в качестве рантье, живя на дивиденды. Они внесли свой вклад в капитал товарищества и на этом их участие в СП может закончиться, в то время как действительные члены смешанного товарищества обязаны управлять
его делами. Основное отличие ТОО от АО заключается в том, что в ТОО число участников обычно не превышает десяти, состав товарищей известен и стабилен, а их право продавать свою долю посторонним лицам ограничено и может быть реализовано лишь после того, как от ее покупки отказались другие участники товарищества. В АО, где количество акционеров нередко составляет сотни и тысячи, ограничения по отчуждению акций носят минимальный характер. СП в форме полного товарищества или общества с неограниченной
ответственностью (англ general partnership) в ст. 9 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определено как объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Полное товарищество должно иметь собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и названия (фамилии) не менее одного участника. В отличие от всех перечисленных форм
СП данная организационно-правовая форма не предполагает образования юридического лица, т.е. СП, учрежденное в этой форме, не имеет устава, а все вопросы его деятельности решаются его учредителями в рамках соответствующего договора. Данная организационно-правовая форма применяется для СП, создаваемых на относительно короткий срок, для решения локальной производственной проблемы. По условиям договора о полном (или неограниченном) товариществе (партнерстве) участники
СП, образованного в этой форме, несут неограниченную и солидарную ответственность по всем долгам и обязательствам, возникающим в результате их деятельности. Исковые требования и претензии могут быть предъявлены кредитором (истцом) к любому участнику полного товарищества и обращены на все его состояние, включая личное имущество, кроме тех объектов права собственности, на которые в соответствии с действующим законодательством нельзя обращать взыскания. Недостаток данной организационно-правовой формы заключается в том, что она требует
особых, доверительных отношений между партнерами. Слишком велик риск, ответственность и взаимозависимость товарищей: каждый из них не только своими действиями создает обязательства, распространяющиеся и на его коллег, но и сам всем своим состоянием зависит от действий, предпринимаемых остальными участниками СП. Как правило, в полном товариществе не допускается замена участника другим лицом или лицами. В таких случаях необходимо прекращение этого договора и заключение нового с иным составом участников.
Создание совместного предприятия Под созданием СП понимается совокупность взаимосвязанных стадий (этапов), включающая в себя: подготовку проекта СП (коммерческого предложения или технико-экономического обоснования СП – ТЭО СП), поиск заинтересованных иностранных партнеров и направление им соответствующего предложения; проведение переговоров с потенциальным иностранным инвестором и составление протокола
намерений; подготовку, согласование и подписание учредительных документов СП; государственную регистрацию СП, открытие счетов и начало производственной деятельности. Подготовка предложений об учреждении СП и поиск иностранного партнера. Подготовка к созданию СП должна начаться с решения вопроса о его специализации. Определяя предмет деятельности будущего СП, его учредители должны провести маркетинговое исследование
избранного рынка, поручив его специализированной фирме. Для этого можно обратиться в специализированные организации – Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ, Конъюнктурный институт России, Центр международной торговли. После того, как будет выбран предмет уставной деятельности СП, рекомендуется приступить к поиску иностранного партнера-инвестора.
Основная проблема, с которой сталкиваются здесь российские предприниматели – затруднения в получении необходимой коммерческой информации об иностранных фирмах, поскольку многие сведения представляют предпринимательскую тайну инофирм. Велик риск, получив недостаточно верную информацию, связаться с ненадежным партнером. Можно рекомендовать при выборе партнера и проработке ТЭО СП обращаться к независимым аудиторским фирмам, знающим положение ведущих фирм на планируемом рынке
сбыте продукции СП, либо к банкам, которые могут провести экспертизу проектов СП и дать заключения о финансовой надежности тех или иных претендентов. Не последнее место занимают также собственная интуиция, знание рынка. Источниками информации об иностранных фирмах – потенциальных партнерах являются такие данные: 1) Сведения, которые может представить сама фирма: удостоверенные копии учредительных
документов; публикуемые фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы; балансы, финансовые отчеты. 2) Анализ опубликованных коммерческих справочников, информацию о которых можно получить в региональных отделениях ТПП России или в странах нахождения иностранного инвестора. 3) Конфиденциальная информация кредитных контор, полученная ими через свою агентуру. 4) Информация коммерческих банков. Это наиболее надежный, но и труднодоступный и дорогостоящий источник:
наблюдая финансовое положение своих клиентов в течение длительного времени, банки могут прогнозировать тенденции развития фирмы, предвидя рост ее доходов или даже банкротство. Отобрав возможные кандидатуры, можно приступать к рассылке стандартных писем с предложением сотрудничества, указав свои основные условия и запросы об условиях участия в проекте инофирмы (коммерческое предложение). Направляя коммерческие предложения, следует учитывать, что согласно ст.14
Закона «Об иностранных инвестициях» начало совместного предпринимательства в ряде случаев сопряжено с экспертизой проектов СП. Так, в некоторых случаях при создании ПИИ требуется получение заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведение экологической экспертизы. На основе положительного заключения экспертной комиссии Госкомэкологии и природопользования России выдает разрешение о возможности создания
СП. Это разрешение целесообразно иметь до того, как будут разосланы предложения о сотрудничестве конкретным иностранным партнерам. Составление протокола о намерениях. Получив положительный ответ на коммерческое предложение, можно приступать к переговорам, итогом которых должна стать документальная (в протоколе о намерениях) фиксация обоюдного желания партнеров создать СП в избранной ими сфере деятельности; основных положений содержания
ТЭО СП, учредительного договора и устава СП; согласования времени и места подписания учредительных документов, т.е. готовности СП к государственной регистрации. Протокол о намерениях составляется в произвольной форме, в него по усмотрению партнеров включаются главные финансово-экономические параметры СП. В протоколе также надо четко закрепить предмет предполагаемой уставной деятельности СП, чтобы на стадии обсуждения учредительных документов не возникло недоразумений
по данному вопросу. Нередко иностранный учредитель СП настаивает на том, чтобы итоги переговоров были зафиксированы не в протоколе о намерениях, а в предварительном договоре об учреждении предприятия с долевым участием иностранных инвестиций. Предварительный договор имеет иную юридическую природу, чем протокол о намерениях, поскольку с момента заключения он создает для сторон, его подписавших, юридические обязанности и предоставляет им права.
Поэтому если учредители СП заключат предварительный договор, они уже не смогут в одностороннем порядке уклониться от заключения учредительного договора СП, ибо согласно ст. 60.2 «Основ» заинтересованная сторона в этом случае вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить учредительный договор на ранее оговоренных условиях и взыскать с уклоняющегося учредителя убытки. Вызванные просрочкой заключения. Обговорив основное содержание
ТЭО СП и учредительных документов, условившись, кто будет составлять их в окончательной редакции, где и когда состоится следующая встреча партнеров, документально закрепив это в протоколе. Можно переходить к следующей стадии. Подготовка ТЭО СП. Подготовка ТЭО наряду с разработкой учредительных документов СП представляется необходимой, т.к. его целью является просчет экономической целесообразности будущего
СП. ТЭО даст ответ на вопросы, жизненно важные для партнеров: что каждый будет иметь в результате объединения своих капиталов и усилий и что нужно для этого сделать. ТЭО СП – примерный финансовый расчет рентабельности СП, полномасштабное исследование трех важнейших вопросов: каков внешний и внутренний рынок предполагаемой к выпуску продукции (услуг), какова его наполняемость; каковы цены на планируемую
продукцию и какова их тенденция; каковы издержки производства этой продукции (услуг). ТЭО СП составляется в произвольной форме. Всякий раз его необходимо разрабатывать индивидуально, но главный вопрос ТЭО СП – целесообразность совместного предпринимательства с участием данных партнеров в конкретном регионе. Иностранные инвесторы обычно хотят получить обоснования по вопросам: какова действующая на территории государства-реципиента система налогообложения и финансирования совместного
предпринимательства; каковы перспективы использования местной рабочей силы; какова обеспеченность сырьевыми и энергоресурсами; наличие у местных партнеров свободно конвертируемой валюты. Подписание учредительных документов. Обычно проекты ТЭО СП, договора о совместной хозяйственной деятельности и создании предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (учредительного договора) и устава
СП составляет заинтересованная сторона. Согласовав указанные документы, можно приступить к их подписанию. Если в договоре прямо не сказано, с какой даты он начинает свое действие, он вступает в силу с момента его подписания либо с какой-то другой даты, о которой можно получить представление из содержания договора. Т.е. договор может вступить в действие до государственной регистрации СП. И если при регистрации СП выяснится необходимость включения поправок, изменений в текст договора,
сторонам придется снова проводить переговоры, согласовывая эти поправки. Чтобы избежать подобного, до регистрации СП следует произвести парафирование договора (проставление инициалов сторон на каждой странице текста договора, что свяжет их обязательствами), а устав и договор подписать непосредственно перед регистрацией СП, когда устранены все замечания по их проектам. Государственная регистрация СП Подписав или парафировав учредительные документы
СП, учредители могут приступать к его государственной регистрации. В настоящее время порядок образования СП в РФ стал регистрационным, т.е. вопрос о создании СП решается только его учредителями, и никто не вправе запретить им организовать СП. Государство же только регистрирует этот новый субъект. Государственная регистрация предприятий всех отраслей промышленности, кроме нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих
и угледобывающих предприятий, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей, осуществляется Советами Министров республик в составе РФ, администрациями краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга, причем регистрация предприятий с юридическим адресом в г. Москве осуществляется Московской регистрационной палатой, а с юридическим адресом в Московской области – администрацией Московской области по внешнеэкономической деятельности.
Государственная регистрационная палата (ГРП) при Министерстве экономики РФ осуществляет регистрацию предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угольной промышленности, а также предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей. Для регистрации СП учредители представляют: письменное заявление с просьбой произвести регистрацию предприятия, с указанием названия предприятия, включающее организационно-правовую форму.
Наименование российских и иностранных соучредителей. Обычно такое заявление пишется на бланке одного из учредителей и подписывается всеми либо одним учредителем. На каждую подпись ставится соответствующая печать; нотариально заверенные копии учредительных документов участников СП (юридических лиц) в двух экземплярах; положительные заключения соответствующих экспертиз. Чаще всего требуется экологическая экспертиза от
Госкомприроды или его территориальных подразделений; для российских юридических лиц необходимы нотариально заверенные копии трех документов для каждого учредителя СП: свидетельство, подтверждающее существование юридического лица, т.е. свидетельство о регистрации; учредительный документ, устав; решение уполномоченного органа о создании СП и о передаче в его уставный фонд части собственности; для иностранных юридических лиц
необходимо представить два документа: свидетельство о том, что юридическое лицо действительно существует, т.е. оно зарегистрировано за границей в соответствии с местными законами и в соответствующем местному законодательству органе, и документ о платежеспособности иностранного юридического лица, т.е. банковскую справку. Оба документа должны иметь заверенный перевод на русский язык и пройти процедуру консульской легализации документов в соответствии с положениями
Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и Консульского устава РФ. Процедура консульской легализации предусматривает обращение в консульства России для подтверждения страны происхождения представляемого документа, осуществления его перевода на русский язык и заверения подписью Генерального консула РФ или другого уполномоченного лица, а также гербовой печатью; для российских физических
лиц необходимо указать их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта); для иностранных физических лиц необходимо представить их паспортные данные (приложить ксерокопию паспорта), разрешение на хозяйственную деятельность, если это требуется в соответствии с законодательством страны проживания, либо, если такое разрешение не требуется соответствующую справку из посольства в России (на русском языке). Услуги по удостоверению или заверению документов оказываются региональными
отделениями ТПП России, имеющимися во всех областных центрах РФ. Палата удостоверяет только перевод, выполненный ее переводчиками. Если же перевод выполнен другой организацией, его заверяет по правилам нотариального законодательства государственная нотариальная контора. Регистрация ПИИ производится в течение 21 дня с момента подачи заявления на регистрацию. За регистрацию предприятий взимается государственная пошлина в размере, установленном
законодательством России. Следует учесть, что государственную пошлину можно оплатить безналичным путем, оформив платежное поручение, либо наличными через любое отделение Сбербанка, оформив стандартную квитанцию. Копию об оплате необходимо вложить в комплект документов, подготовленных для регистрации. Зарегистрированному предприятию выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Как участник гражданского оборота, как субъект права
СП возникает именно с момента, указанного в свидетельстве. О регистрации сообщается в печати, вносится запись в Государственный реестр предприятий, создаваемых в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях» и сообщается органам государственной власти и управления по месту нахождения СП для постановки на учет и взимания налогов.
Отказ в регистрации СП возможен только при нарушениях установленного порядка образования СП на территории РФ и несоответствии законодательству необходимых для регистрации документов. В остальных случаях отказ незаконен. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде по иску заинтересованного участника СП. При этом согласно Закону «О собственности» возможно взыскание санкций с государственного органа, по вине которого предприятию причинены убытки.
Состояние и развитие СП в РФ При анализе сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере организации и становления СП представляются разумными рассмотрение и оценка деятельности СП как основной составляющей предприятий с иностранными инвестициями с точки зрения их развития на территории всей Российской Федерации в отдельных областях государства. В 1991 г. на территории России было создано 2022 СП с участием фирм из более чем 60 стран.
Это не много, т.к например, в маленькой по сравнению с Россией Венгрии в том же году действовали более 7 тыс. СП, в Польше – 5 тыс. Основной причиной, сдерживавшей создание СП в нашей стране, является неконвертируемость рубля. Однако, несмотря на сложность обстановки на российском рынке, число
ПИИ только за 1993 г. возросло в 2,5 раза и в конце года почти в четыре раза превысило их количество на конец 1991 г. Объяснением этого может являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении иностранного капитала, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, успехи России в продвижении к экономике свободного рыночного
хозяйства и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации (такие как МВФ, МБ, ЕБРР) в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов.
Однако большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом являются характерными: небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за
СКВ. При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на совместных предприятиях заметно увеличивается. По данным Госкомстата РФ на 1 октября 1993 г на внутреннем рынке России СП реализовали продукции за рубли на сумму 521080692,3 тыс. рублей и за инвалюту – на сумму 547296,4 тыс. долл. По итогам девяти месяцев 1993 года сумма совокупного уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями составила 97692,5 млн. рублей, в том числе на долю иностранных инвесторов приходилось 52,5%,
или 51288,6 млн. рублей, а на долю российских инвесторов приходилось 47,5% уставного капитала, или 46403,9 млн. рублей. Из общего числа предприятий с иностранным капиталом 5249 на развитые капиталистические страны приходилось 3002 предприятия, или 57,2%. По оценкам зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для инвестирования в РФ считаются Москва и Санкт-Петербург, затем – Республика Карелия, Калининградская область,
Самарская область и Краснодарский край, а также дальневосточные районы – Сахалин, Хабаровский край и Приморский край. Замыкают список Калмыкия, Дагестан и Тамбовская область, где в 1994 г. было всего по одному предприятию с иностранным капиталом. В ряду иностранных партнеров по СП, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем
Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. Т.е. в процессе создания ПИИ в России лидируют промышленно развитые страны – те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества. Кроме Польши, среди бывших стран-членов СЭВ следует отметить Болгарию (2,6%), Венгрию (1,9%), Чехию и Словакию.
В создании ПИИ участвуют и бывшие республики СССР: Латвия, Литва и Эстония (3,4% все вместе), а также Казахстан и др. Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (5,1%), Япония (3,3%), Сингапур, Республика
Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании ПИИ в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены СП Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии. Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы
не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях: на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями; на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны.
Именно поэтому большинство СП на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех СП. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания.
Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии. Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации – продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты.
Следует отметить, что структура экспорта ПИИ отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт ПИИ будет принципиально иным. Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и
Италию. СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея. Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно.
Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала – российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны.
Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов. Заключение Проанализировав указанные выше цифры, можно прийти к выводу, что за последние годы число предприятий с иностранными инвестициями значительно возросло. Однако темп их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география
размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. Привлечению иностранного капитала в российскую экономику мешает несколько причин: нестабильность обстановки в стране; экономический кризис; рост безработицы;
высокий уровень инфляции; неконвертируемость рубля и т.п. Помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в Россию препятствуют: слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования; несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций; затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности; сравнительно
высокие налоги и незначительные инвестиционные льготы; недостаточное страхование от политического и экономического риска. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что существующий в России механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического
кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание СП) могут существенно стимулировать п