Содержание
Введение
1 Сущность банковскойсистемы РФ
1.1 Понятие банковскойсистемы и ее структура
1.2 Сущность и принципыдеятельности банковской системы РФ
2 Становление и развитиебанковской системы Российской Федерации
2.1 Становление иразвитие банковской системы РФ
2.2 Развитие банковскогосектора РФ за 2007 г.
3 Пути совершенствованиябанковского сектора России после кризиса банковской системы европейских стран
3.1 Кризис банковскойсистемы европейских стран и его влияние на банковскую систему РФ
3.2 Путисовершенствования банковской системы России в новых условиях
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
В сентябре 2006 г. рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что средибанковских систем 81 стран мира банковская система России подвержена самымвысоким потенциальным рискам. Аналитики агентства пришли к выводу, что«российский банковский сектор «подвержен потенциальному системному стрессу»из-за высокого роста цен на акции, недвижимость, реального эффективного курсанациональной валюты и чрезмерно высокого соотношения объема кредитов частномусектору к ВВП».
В 2007 г. рейтинговое агентство S&P перевело банковскуюсистему России из предпоследней группы надежности на одну ступень вверх. Такимобразом, одно из ведущих мировых рейтинговых агентств отреагировало на ростэкономики и другие позитивные макроэкономические изменения в России, которыеспособствовали понижению высоких пока кредитных и бизнес-рисков в национальномбанковском секторе. Повышение надежности российской банковской системы отражаетпоступательное развитие российских банков, постепенное снижение рисков,уменьшение концентрации кредитных рисков на основных заемщиках и высокихпоказателях доходности российских банков”.
По мнению аналитиков, такая тенденция вполне ожидаема,«учитывая высокие темпы развития банковской системы, повышение ее надежности идоверия со стороны потребителей». Не смотря на такой оптимистический прогнознельзя не учитывать, что за время, прошедшее после ее основания (конец 1980-хгодов), банковская система Росси несколько раз переживала периодыдестабилизации, и до сих пор в ней существует риск «паническихколебаний» ликвидности, что подтвердилось в октябре 2008 г. Российскаязаконодательная система пока недостаточно развита, структура акционерногокапитала банков пока не всегда понята и открыта, следствием чего является небольшоеколичество IPO в банковском секторе, несмотря на необходимость поддержаниядостаточного уровня капитала. В то же время, увеличение количества M&Aсделок в секторе свидетельствует о происходящей консолидации в секторе, чтотакже положительно для российской банковской системы, учитывая большоеколичество банков и концентрацию основных объемов на нескольких из них.
Тенденции развития банковского сектора — предмет постоянноговнимания со стороны Правительства РФ, так как проблемы современной банковскойсистемы не просто экономические проблемы, а проблемы экономической безопасностии стабильности страны.
Поэтому тема, выбранная для настоящей работы очень актуальна.
Целью настоящего исследования является охарактеризоватьсовременную банковскую систему РФ и особенности её развития с тем, чтобы найтипути совершенствования её деятельности.
Цель определила решение следующих задач:
— рассмотреть сущность банковской системы РоссийскойФедерации;
— изучить основные этапы становления и развития банковской системыРоссийской Федерации;
— выявить пути совершенствования банковского сектора Россиипосле кризиса банковской системы европейских стран.
Теоретической базой исследования стали материалы средствмассовой информации и системы Интернет.
Нормативной базой исследования стало законодательствоРоссийской Федерации.
1 Сущность банковской системы РФ
1.1 Понятие банковской системы и ее структура
Совокупность всех банков представляет собой банковскуюсистему, появление которой было обусловлено тем, что их расширяющаясядеятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единымправилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющимидеятельность системы.
Именно поэтому банковская система начала формироваться тольков условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банковне только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.
Под банковской системой понимается строго определеннаязаконом структура специализированных организаций особого рода, действующих всфере финансов и денежно — кредитных отношений и имеющих исключительныеполномочия для осуществления банковской деятельности.
В единую банковскую систему, таким образом, включеныцентральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительстваиностранных банков.
В настоящее время несколько расширяется понятие банковскойсистемы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но исопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективновыполнять свои функции, в частности, союзы и ассоциации банков, банковскуюинфраструктуру и банковский рынок.
В организационном плане банковская система может быть какодноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной).
При одноуровневой системе центральный банк и коммерческиебанки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами илиотделениями центрального банка.
Такая система встречается в странах со слаборазвитойэкономикой или странах с тоталитарным режимом. Она была характерна для СССР,когда имеющиеся три банка (Центральный банк, Стройбанк и Внешторгбанк) исберегательные кассы находились на одном уровне и различались только целями ифункциями.
Двухуровневая система представляет собой разделение всехбанков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находитсяцентральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежногообращения в стране, на втором — самостоятельные, но подконтрольные центральномубанку коммерческие банки. Они обладают специальной правоспособностью, котораяиспользуется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. Приэтом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковскойдеятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем ихправоспособности.
Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом,закрепленным в Федеральном законе «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)». Центральный банк проводит государственнуюэмиссионную и валютную политику, является ядром кредитно-банковской системы.Целью его деятельности является защита и обеспечение устойчивости рубля, в томчисле его покупательской способности и курса по отношению к иностраннымвалютам. Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно,отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессевзаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенныефинансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Нопрежде всего он регистрирует вновь создаваемые коммерческие банки и другиекредитные организации. Он обязан организовать нормативное регулирование всейбанковской деятельности и надзор за ней в соответствии с требованиямиКонституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов ифедеральных законов.
Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами идействуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им БанкомРоссии лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются ворганизационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством.Однако Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» сузилвозможности использования других организационно-правовых форм в банковскойдеятельности, кроме хозяйственного общества — акционерного общества, общества сограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями,оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческиебанки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, приемдепозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений,которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционноиграют роль базового звена банковской системы.
Понятие «банк» имеет экономическое и юридическоезначение. В строгом юридическом смысле банк по определению Федерального законаРФ «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996г. есть «кредитная организация, которая имеет исключительное правоосуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанныхсредств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридическихлиц» [3].
Банковскими операциями по российскому законодательству являютсяоперации, которые могут осуществлять исключительно банки и другие кредитныеорганизации. К таким операциям Федеральный закон «О банках и банковскойдеятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. относит: 1) привлечениеденежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и наопределенный срок); 2) размещение указанных выше привлеченных средств от своегоимени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических июридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических июридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов икассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажаиностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады иразмещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий [3] .
С экономической точки зрения коммерческие банки относятся к особойкатегории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Онипривлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства,высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их вовременное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются вдополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства,которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов,коммерческий банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательствсоставляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяетпреодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающиеиз-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.
Следует иметь в виду, что банки представляют мощный инструментструктурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путемперераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитованияинвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания иразвития производственных и социальных объектов.
1.2 Сущность и принципы деятельности банковской системы РФ
Понятие банковской деятельности определяется ее существеннымипризнаками и элементами, которые их объединяют. К числу этих признаков и элементов,на наш взгляд, относятся предмет, цели, субъекты, содержание и правовоерегулирование банковской деятельности [8].
Банки и другие кредитные организации действуют в определенномсекторе рынка — в системе денежно-кредитных и финансовых отношений: Этим определяетсяпредмет их деятельности: деньги, валютные ценности, другие финансовыеинструменты.
Закономерности денежно-кредитной системы (эмиссия денег и денежноеобращение, аккумуляция денег и их размещение) в значительной мере обусловленыфункциями денег. Максимально эффективная реализация этих функций в видебанковских услуг — предмет деятельности кредитных организаций.
Функция денег как меры стоимости реализуется в таких формахбанковской деятельности кредитных организаций, как открытие и ведение банковскихсчетов; зачисление денежных средств на банковские счета, переоценка валюты,начисление процентов и т. п.
В отношении Банка России эта функция проявляется в таких видах егодеятельности, как эмиссия денег, поддержание их курса и покупательнойспособности, организация системы расчетов в стране.
Информационная функция денег. Что касается записей на счетах, тоони представляют собой не что иное, как деньги, но только в безналичной форме.Деньги могут иметь бумажный вид (наличные деньги) или дематериализованный вид(цифровая запись на счете, электронный носитель). На наш взгляд, безналичныеденьги — это специфический вид банковской информации, которая используется врасчетах. Записи на счетах — это информация о стоимости денег.
Банковская деятельность может быть представлена как постоянноизменяющаяся информационная система, которая является всего лишь отражениемфинансов и движения денег по счетам конкретного банка. Соответственно иденежное обращение — это циркулирование информации стоимости в пределах всей денежно-кредитнойи финансовой системы.
В этой связи становится вполне очевидной важность роли, которуюиграют информация и ее правовая защита в банковской системе. Например,информация может повысить или, наоборот, понизить привлекательности банковскихдепозитов, акций, различных финансовых инструментов ценных бумаг.
Поэтому банковская деятельность кредитных организаций и банковскаядеятельность Банка России взаимосвязаны по целому ряду направлений. Вместе стем только Банк России осуществляет эмиссию денег и организует денежноеобращение в стране. Этим, а также и некоторыми другими признаками егобанковская деятельность отличается от деятельности коммерческих банков и другихкредитных организаций.
Деньги выполняют функцию средства обращения (платежа). Соответственноэтому и кредитные организации обеспечивают непосредственный оборот денег. Ониинтегрированы в общую денежно-кредитную банковскую систему, имеюткорреспондентские отношения с Банком России и с другими кредитнымиорганизациями, осуществляют расчеты между различными организациями,предприятиями и учреждениями: Функция мировых денег проявляется в различногорода обслуживании банками экспортно-импортных операций, в таких услугах, какперевод, обмене иностранной валюты, в различного рода конверсионных операциях ит. п.
Деньги обладают системной функцией. Системная функция денегсостоит в том, что они выполняют функцию накопления. Соответственно этойфункции коммерческие банки принимают вклады и выдают кредиты. В этом смыследвижение ссудного капитала или, например, привлечение депозитов могут бытьпредставлены как определенные системы, которые приобретают новые качества, помере того как соединяются в, более производительные системы, в которыхпроисходит приращение стоимости денег.
Банки аккумулируют капитал как денежную систему. Затем ониразмещают капитал. Тем самым денежная микросистема кредитной организациипосредством банковской деятельности интегрируется в другие системы, например всистемы реальной экономики — через фондовый рынок.
По своему содержанию банковская деятельность включаетпредусмотренный законом и банковской лицензией перечень возможных банковскихопераций. В ст. 5 Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности» названы не только банковские операции, но и сделки. Заметим,что действующее законодательство не содержит нормативного определения понятиябанковской операции, а лишь использует эти термины в ст. 5 указанного Закона. Федеральныйзакон предусматривает, что все банковские операции и сделки осуществляются врублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — в иностраннойвалюте.
Банковская деятельность — это банковские операции и сделки, атакже другие действия кредитной организации, которые непосредственно направленына развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг.
Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следуетразличать основную и вспомогательную банковскую деятельность.
Основная банковская деятельность — это такая деятельностькредитной организации, которая включает банковские операции и сделки.
Вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечениеблагоприятных и безопасных условий осуществления основной банковскойдеятельности. Эта деятельность косвенно связана с результатами основнойбанковской деятельности. Например, к вспомогательной банковской деятельностиотносятся информатизация, охрана, система безопасности и другие аналогичныевиды деятельности различных подразделений кредитной организации.
Содержание понятия «банковская деятельность» помимотеоретического имеет чисто практическое и даже прикладное значение (например,для правильности бухгалтерского учета, определения финансовых результатов иналоговых платежей). При этом напомним, что Банк России устанавливает правилабухгалтерского учета и контролирует их выполнение кредитными организациями.Кроме того, он осуществляет надзор за финансовым положением кредитныхорганизаций.
С этой точки зрения, а также и по другим — юридическим — соображениям желательно, чтобы в законах, регулирующих банковскую деятельность,закреплялись точные понятия. Однако Федеральный закон от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О банках ибанковской деятельности в РСФСР“ не содержит определения понятия»банковская деятельность”. Между тем на практике из-за этоговозникает много неясностей, поскольку сам термин употребляется в ряденормативных актов. С такими же трудностями сталкиваются и надзорныеподразделения Банка России в процессе проверок в кредитных организациях.
Иногда по этим же вопросам возникает спор между налоговымиорганами, кредитными организациями и Банком России. Например, в нормативныхактах, регулирующих порядок отнесения тех или иных затрат на расходы банкой,употребляется формулировка «если расходы относятся к банковской деятельности».Вопрос, что относится, а что не относится к банковской деятельности, иногдаможет стать предметом спора между налоговым инспектором и банком, причем, какподтверждает практика судебных споров между налоговыми органами и банками,является весьма актуальным.
Первым и основополагающим принципом деятельности современныхбанков является работа в пределах реально имеющихся ресурсов, то есть банкдолжен обеспечивать не только количественное соответствие между своимиресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характерабанковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, этоотносится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главнымобразом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды,то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большогоколичества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного весасобственных средств в общем объеме его ресурсов.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельностьбанков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая иэкономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственнымисредствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов ивкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческимбанкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыльбанка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется всоответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы иразмеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов поакциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащимиему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весьриск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношениякоммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночныеотношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, изрыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы современных банков заключается в том, чторегулирование их деятельности может осуществляться только косвеннымиэкономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь«правила игры» для коммерческих банков, но не может давать имприказов. Однимиз таких правил является ограниченный характер предпринимательской деятельностикредитной организации, так как кредитная организация в отличие от другихкоммерческих организаций использует привлеченные денежные средства и тем самымсоздает определенный риск не только для себя, но и для своих клиентов. Поэтомув ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сказано, чтокредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой истраховой деятельностью.
2Становление и развитие банковской системы Российской Федерации
2.1Становление и развитие банковской системы РФ
Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздопозже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов.Условно можно выделить пять этапов:
1-й — с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционированиябанков как государственных (казенных);
2-й — с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствованиябанковской системы;
3-й — с 1917 по 1930 г. — формирование новой банковской системы;
4-й — с 1932 по 1987 г. — стабильное функционирование «социалистической»банковской системы;
5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современнойрыночной банковской системы.
Началом первого этапа в развитии банковской системы явилосьсоздание в 1733 г. государственного ссудного банка, который в большей степенииграл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России уже в 1665 г. в Псковевоеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждениякоммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, ибанк так и не начал функционировать.
Развитие экономики требовало увеличения возможностейкредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка — Государственныйзаемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитованиепод залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургскомпорте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочныхкредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городскихмагистратов.
Однако эти банки достаточно быстро прекратили своюдеятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая жеучасть постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданныев 1764 г. для поощрения внешней торговли.
Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированныекредитные учреждения, принимающие вклады до востребования и выдающие ссуды либопод залог ипотеки (Сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов(Ссудные кассы).
В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения,формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты подзалог недвижимости.
Начиная с 1786 г., когда на базе Петербургского и Московскогоземельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк,появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них —Вспомогательный для дворянства банк (1797 г.), особенностью которого былавыдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами спринудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так иказначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовойдоход, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты(бесплатные переводы — трансферты). Среди активных операций этого банкавыделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. При этом банкубыли предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады необлагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов.
Государство сохраняло определенный контроль над банком путемназначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиесяактивных операций. Данный банк имел 12 отделений.
В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки для расширениябанковской системы. Ведь, по сути, имеющиеся банки были казенными учреждениямис присущим ростовщическими чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения,положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г.предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и созданиекоммерческих банков. Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г.Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую Сохранную казну. Вэтом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственногокоммерческого банка.
Одновременно с открытием Государственного банка началсяпроцесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Средидолгосрочных наиболее известными были Санкт-Петербургское городское кредитноеобщество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарнойответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости Херронскийземский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Обществовзаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890 г.).
В числе краткосрочных институтов можно назватьСанкт-петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческийбанк, который стал первым акционерным банком.
К 1872 г. банковская система России состояла из:Государственного банка; общественных городских и земельных банков; частныхбанков долгосрочного кредитования под залог недвижимости с круговой порукой иакционерные под залог городской недвижимости; городские кредитные общества;акционерные и коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в1863 г., сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита,возникшие в 1870 г.
На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерныхбанка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимногокредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы,торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количествочисто банковских операций и также привлекавшие средства клиентов дляосуществления высокорисковых операций.
Широкое развитие банковской системы было прервано Первоймировой войной. Но уже к 1914 г. насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные.К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашениягосударственных долгов, Государственные сберегательные кассы (1834 г.),Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельныйбанк (1881 г.).
К общественным и частным банкам относились: 50 акционерныхкоммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественныхбанков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866 г.), 80обществ взаимного краткосрочного кредита, 15450 ссудо-сберегательныхтовариществ, 16000 кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банкии кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественныхкрестьянских учреждений мелкого кредита.
Наиболее крупными банками были: Петербургский международныйбанк (1869 г.), Русский банк для внешней торговли (1871 г.), Петербургскийучетный и ссудный банк (1869 г.), Петербургский частный коммерческий банк (1864г.), Азовско-Донской коммерческий банк (1890 г.), Волжско-Камский банк (1870г.).
Со времени Первой мировой войны начался закат российскойбанковской системы, а в 1917 г. — полная ее реорганизация. Начался новый,третий этап развития банковской системы России. В 1917 г. была декларированамонополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частныхкоммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственнымбанком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведениеНаркомфина.
В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков.Развитие политики «военного коммунизма» привело к необходимостицентрализованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднениеНародного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину.
Однако полного заката банковской системы не последовало, таккак переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же годубыл вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. — банкипотребительской кооперации и Промбанк.
В 1922—1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений,и банковская система вновь стала многозвенной.
В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество.Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации.Этот банк находился в ведении Государственного банка СССР и занималсякредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами.
К 1925 г. в России существовали Государственный банк,Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавшийсельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканскиесельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства(Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк).
Существовали также акционерные, отраслевые, региональныебанки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли,общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита,сберегательные кассы, кредитная кооперация.
Появление этих звеньев кредитной системы было обусловленоразвитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтомусистема кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а такженепосредственно крестьян и ремесленников.
В то же время общества взаимного кредита стали паевымиобъединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады ипредоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина.
Целевое назначение каждого ранее названного банка не означалоих жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфернародного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
Во второй половине 20-х гг. развитие синдикатов привело ксосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующейотрасли, и распределению их между трестами.
Такие синдикаты все больше брали на себя посредническиеобязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы.
В 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «Опринципах построения кредитной системы», в соответствии с которымГосударственный банк получал оперативное управление всей банковской системой,что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политикибанков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков. Очередным этапомреорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования.В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк Долгосрочныхкредитов промышленности и электрохозяйства.
Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк всоответствии с квартальными планами.
В целом результатом 1927—1929 гг. стала ликвидацияспецифических кредитных функций банков, что превратило банковское кредитованиев разновидность государственного планового финансирования.
Кредитная реформа 1930—1932 гг. положила начало новому этапув развитии банковской системы. Её сутью была замена коммерческого и косвенногобанковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская системабыла перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банккраткосрочного кредита и создана система специализированных банков дляобслуживания капитальных вложений.
Такая банковская система была однозвенной, состоящей изГосбанка СССР; четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования идолгосрочного кредитования капитальных вложений — Промбанк, Сельхозбанк,Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношенийс иностранными банками; и сберегательных касс, представлявших собой единоеобщегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населенияпутем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов
В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована:два банка — Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданыГосбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банкфинансирования капитальных вложений — Стройбанк. В его функции входилофинансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различныхотраслей народного хозяйства (кроме сельского).
Окончательная структура банковской системы к 1960 г. быласледующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, системасберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до1988 г.
На начало 80-х гг. в России насчитывалось 44 акционерныхбанка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимногокредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества, 32 коммерческих банка, 232городских общественных банка. Помимо этого появились банкирские конторы,торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количествочисто банковских операций и также привлекавшие средства клиентов дляосуществления высокорисковых операций.
Очередные изменения в политике страны, переход к рыночнымотношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялсяПленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании.
В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банкабанков», были созданы 5 отраслевых банков: Промышленно-строительный банк(Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства,транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавшийагропромышленный комплекс; Жилишно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачейкоторого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальнойсферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс иобслуживавший население; Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк),обслуживавший внешнеэкономическую деятельность. Такое множество банков приодноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще болееобострило причины реорганизации банковской системы.
На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), которыйпозволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу вкредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк былзарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковскихкооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному«банковскому буму».
К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческихбанка, спустя год — 224, а к концу 1991 г. — 1357. Однако основная часть этихбанков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь дляполучения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их местоприходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия дляклиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.
Определенный порядок наступил в 1991 г., когда в конце 1990г. было принято два закона — Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банкахи банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка,пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «Обанках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливалдвухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательногобанка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получилисамостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, атакже при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны праваосуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основеакционирования.
К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась достаточно сложно ипротиворечиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, изних 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновьобразованы. Но, по сути, основная их часть состояла из мелких банков — 1037,или 73% от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.).
Крупных банков (уставный капитал более 200 млн руб.) было 24,или 2% от их общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк иВнешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была «их неустойчивость,причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация,нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность.Все это приводило к большому числу банкротств.
К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполнесложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банка с 4539филиалами и 414 кредитных учреждений.
Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти всеони в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавалисьлибо как «карманные», либо на базе специализированных банков, которые отличаютсяпо направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк,Росселъхозбанк, Агропромбанк.
Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков,занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости.Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечныйСтандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Следующие годы ничего особенно нового в развитие банковскойсистемы не принесли. Сначала продолжился рост количества банков — в 1995 г. ихстало 2517, а с 1996 г. началось их сокращение.
Главной причиной уменьшения количества действующих банковстановятся их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годомрастет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий,то только за 10 месяцев 1997 г. — 793. Особенно резко снижается количествопаевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100 с 1314 до 1214) ибанков с иностранным участием. Но несмотря на это, структура коммерческихбанков в стране не меняется.
В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций.
Крайне недостаточное развитие до сих пор получили кооперативные банки, смешанные (представляющие собой прогрессивный вид, способные сочетать преимущества различных форм собственности), универсальные банки (не по названию или намерению, а по перечню фактически выполняемых операций) и функционально специализированные банки (инновационных, ипотечных, биржевых и т.п.)
В то же время отмечается некоторый избыток следующих видов банков: сателлитов (уставной капитал которых сформирован преимущественно из средств клиентов, что лишает их реальной независимости, самостоятельности), «старых» банков, тесно связанных с государственной собственностью и государственными финансами, иностранных банков.
В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.
Так, в 2005 году количество действующих кредитныхорганизаций сократилось с 1299 до 1253. В 2005 году лицензии отозваны у 40кредитных организаций (в том числе у 2 из числа 200 крупнейших по размеруактивов), исключены из Книги государственной регистрации кредитных организацийв связи с реорганизацией в форме присоединения 14 кредитных организаций, сталидействующими (имеющими лицензии на осуществление банковских операций) 8 новыхкредитных организаций. Таким образом, можно констатировать, что уже второй годподряд идет сокращение численности действующих кредитных организаций: если втечение 2001—2003 годов наблюдалось незначительное увеличение численностидействующих кредитных организаций, то за 2004-2005 годы их количествосократилось на 76. [6]
В качестве главной тенденции развития банковскогосектора в 2003 -2006 годах необходимо отметить повышение уровня конкуренциипрактически по всем направлениям банковской деятельности, и это, безусловно,позитивный момент для экономики. Усилилась конкуренция со стороны международныхкредиторов. Активизируется отечественный фондовый рынок: для ряда компанийкорпоративные облигации вскоре могут стать серьезным источником ресурсов нарядус банковским кредитованием. Высокие темпы развития демонстрируют небанковскиефинансовые институты. Усилившаяся конкуренция — это серьезный вызов длякредитных организаций, которым необходимо повысить свою эффективность,приспособиться к работе в более “плотной” рыночной среде.
2.2Развитие банковского сектора РФ за 2007 г.
По словам специалистов Центрального банка 2007 г.был очень непростым для российского финансового рынка. В первом полугодиипродолжились позитивные тенденции предыдущих лет, были проведены два крупнейшихв российской истории публичных размещения акций Сбербанком России ОАО и ОАОБанк ВТБ, пассивная база банков активно пополнялась за счет зарубежныхзаимствований, привлекаемых на благоприятных условиях. Во второй половине годабанковский сектор развивался в условиях нестабильности и дефицита ликвидностина международных финансовых рынках.
Потери крупнейших финансовых институтов повложениям в инструменты субстандартной ипотеки в США привели к глобальнойпереоценке рисков. В результате инвесторы ограничили операции со странами сформирующимися рынками, что оказало влияние и на наш рынок банковских услуг.Выросла стоимость привлечения внешних заимствований, они стали недоступнымногим банкам. Тенденция к сжатию маржи стала существенным фактором снижениярентабельности банковского бизнеса.
Несмотря на это, итоговые показатели развитияроссийского банковского сектора в отчетном году были впечатляющими. Быстрее,чем в 2006 году, росли кредиты экономике, существенно увеличились основныепоказатели банковского сектора относительно ВВП. Таким образом, в 2007 годудальнейшее укрепление роли банков как финансовых посредников имело позитивныйэффект в плане поддержания высоких темпов роста всей российской экономики.
По итогам 2007 года существенно вырослосоотношение ключевых показателей, характеризующих роль банковского сектора вэкономике, и ВВП. Отношение активов банковского сектора к ВВП увеличилось на9,1 процентного пункта и достигло 61,4%. Отношение капитала банковского секторак ВВП составило 8,1%, превысив уровень 2006 года на 1,8 процентного пункта.Отношение вкладов физических лиц к ВВП выросло на 1,5 процентного пункта — до15,6%. Отношение кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам к ВВПувеличилось на 7,4 процентного пункта — до 37,3%.
Основой роста активов банковского сектора в 2007году, как и годом ранее, стало расширение кредитования. Отношение выданныхкредитов к ВВП выросло на 8,1 процентного пункта — до 43,2%, а доля всовокупных активах банковского сектора увеличилась с 67,2 до 70,5%. Наиболеебыстрыми темпами росли кредиты, выданные физическим лицам, они достигли 9,8%ВВП, в том числе ипотечные жилищные кредиты — 1,9% ВВП.
Основным источником формирования ресурсной базыкредитных организаций по итогам 2007 года были средства, привлеченные отпредприятий и организаций: их отношение к ВВП увеличилось на 3,5 процентногопункта (до 20,5%), а доля в пассивах банковского сектора возросла на 0,9процентного пункта (до 33,4%).
Положительная динамика всех основных показателейдеятельности банковского сектора при одновременном росте их отношения к ВВПсвидетельствуют о продолжающемся повышении значимости банковского сектора вроссийской экономике.
Еще одна важная тенденция 2007 года — дальнейшееобострение конкуренции на российском рынке банковских услуг, в том числевследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сетикрупнейших российских банков.
В 2007 году количество действующих кредитныхорганизаций сократилось с 1189 до 1136. Были отозваны (аннулированы) лицензии у54 кредитных организаций, исключены из Книги государственной регистрациикредитных организаций в связи с реорганизацией в форме присоединения 8кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществлениебанковских операций) 10 новых кредитных организаций.
Таким образом, можно констатировать, что ужетретий год подряд сокращается численность действующих кредитных организаций. За2005—2007 годы их количество сократилось на 163.
Сокращение количества кредитных организацийпроизошло в Южном, Приволжском, Уральском и Центральном федеральных округах,включая г. Москву и Московскую область (где за год стало на 39 кредитныхорганизаций меньше). В Северо-Западном федеральном округе число действующихкредитных организаций увеличилось на одну единицу, а в остальных округах — неизменилось.
В отчетном году продолжилось развитие филиальнойсети кредитных организаций. Количество филиалов действующих кредитныхорганизаций (без учета Сбербанка России ОАО) увеличилось с 2422 до 2646.Сбербанк России ОАО продолжал проводить работу по оптимизации филиальной сети,количество филиалов банка за 2007 год сократилось на 50.
На 1.01.2008, как и год назад, во всехфедеральных округах, за исключением Центрального, количество филиалов банковдругих регионов превышало количество местных кредитных организаций и ихфилиалов.
В 2007 году число региональных банков уменьшилосьс 582 на 1.01.2007 до 568 на 1.01.2008. Однако темпы роста активов региональныхбанков (49,0%) в 2007 году были выше темпов роста совокупных активовбанковского сектора в целом (44,1%). В результате доля региональных банков всовокупных активах банковского сектора в течение года несколько увеличилась ипо состоянию на 1.01.2008 составила 14,9% (против 14,4% на 1.01.2007).
Собственные средства (капитал) региональныхбанков увеличились за 2007 год на 45,6% — до 400,1 млрд. рублей, а удельный весих капитала в совокупном капитале банковского сектора снизился до 15,0% (на1.01.2007 — 16,2%).
Деятельность региональных банков в 2007 году, каки в предыдущие годы, была прибыльной. Ими получена прибыль в сумме 75,3 млрд.рублей, что на 41,1% больше, чем в 2006 году. По состоянию на 1.01.2008удельный вес прибыльных региональных банков в общем числе действующихрегиональных банков увеличился до 99,7% (против 99,3% на 1.01.2007), а вактивах региональных банков не изменился — 99,9%
Одновременно, как показывает международный опыт,масштабный рост банковского бизнеса, в том числе кредитования, сопровождаетсянакоплением банковских рисков. Неустойчивость международных финансовых рынковповсеместно потребовала усилить внимание банков и надзорных органов кэффективному контролю за рисками.
3Направления совершенствования банковской системы в России
3.1Кризис банковской системы европейских стран и его влияние на банковскую системуРФ
В сентябре-октябре 2008 года сразу несколько крупных европейскихбанков оказались на грани банкротства и были национализированы. В США «лопнуло»20 региональных банков. В связи с этим доверие к банковской системе заметноснизилось.
В связи с мировым кризисом отток капитала из России в сентябре2008 г. составил 19% ВВП — без малого столь же денег покинуло страну в разгаркризиса 1998 года. Основные факторы вывода средств — бегство портфельныхинвесторов и приостановка зарубежного рефинансирования внешних займов нашихкорпораций и банков. Отток средств с депозитов может привести к дальнейшемууглублению кризиса, так как многие банки испытывают дефицит ликвидности.
Правительство России уже приняло несколько мер, направленных наборьбу с кризисом ликвидности. В частности, ЦБ увеличил лимиты на однодневныхаукционах РЕПО, а Минфин — на депозитных аукционах. Сбербанк, Газпромбанк и ВТБвыделят 60 млрд рублей на кредитование участников фондового рынка под залогценных бумаг. В целях дополнительной поддержки российской финансовой системы иограничения влияния мирового кризиса на экономику страны Внешэкономбанк будеткредитовать российские компании, занимавшие за рубежом, до 50 млрд долларов. Обэтом на совещании по концепции долгосрочного социально-экономического развитияРФ до 2020 года заявил председатель правительства РФ Владимир Путин. По егословам, всякий русский банк или группа могут обратиться во Внешэкономбанк дляполучения кредита на погашение задолженности перед иностранными кредиторами покредитам, привлеченным до 25 сентября 2008 года. Для того чтобы осуществлятьтакое кредитование со стороны Внешэкономбанка, Банк России разместит в ВЭБедепозит на сумму выданных кредитов, но не больше чем на 560 млрд долларов. Крометого, правительство пообещало влить в банковскую систему сотни миллиардоврублей госсредств. Снижение обязательных отчислений в фонд обязательногострахования (ФОР), о котором Центробанк объявил 14 октября, освободит длябанков дополнительные сто миллиардов рублей. Об этом заявил первый заместительпредседателя ЦБ Алексей Улюкаев. По подсчетам ЦБ, на счетах в ФОР банки ранеедолжны были держать зарезервированными около 130 миллиардов рублей. Послевведения новых ставок в фонде останется только 30 миллиардов рублей. Напомним,что ЦБ еще в августе 2008 года повышал нормативы обязательного резервированиядля борьбы с инфляцией. Из-за кризиса ликвидности в российских кредитныхорганизациях ставки за осень были понижены дважды — сначала до 1, 5-4процентов, а потом до 0, 5 процента. С февраля ставки планируется повысить дополутора процентов, а с марта — до двух с половиной процентов.
В период кризиса Госдума на пленарном заседании приняла впервом чтении законопроект о повышении уровня страхового возмещения по вкладамс 400 тыс. до 700 тыс. рублей и об усилении защиты интересов вкладчиков.Законопроектом вносятся поправки в закон „О страховании вкладов физическихлиц в банках РФ“ и некоторые другие законодательные акты РФ. До этого всоответствии с законом „О страховании вкладов физических лиц в банках РФ“возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай,выплачивали вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 100тыс.
В целях обеспечения страховых выплат Центральный банк жесткосреагировал на действия МКБ „Евразия-центр“, который не снабжалсвоевременное осуществление расчетов по счетам клиентов, а кроме того несоблюдал значения обязательных нормативов. ЗАО МКБ „Евразия-центр“является участником системы страхования банковских вкладов. Кроме того, МКБ»Евразия центр” представлял в Банк России существенно недостовернуюотчетность, скрывающую основания для осуществления мер по предупреждениюнесостоятельности (банкротства). Центробанк России отозвал лицензию у банка«Евразия-центр» и назначил в нем временную администрацию срокомдействия до момента назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Этопервостепенный отзыв лицензии по данной причине с начала финансового кризиса.
Жертвами кризиса стали « КИТ финанс», Связь-банк, Собинбанк,которые продали 100 % акций за символическую цену инвесторам. Банк«Глобэкс» отказался досрочно выдавать вклады населению, чтобыпредотвратить отток средств граждан с депозитов. «Глобэкс» сталпервым российским банком, коорый пошел на столь жесткие меры, пишет газета «Коммерсантъ».С 14 октября кредитная организация выплачивает средства по срочным вкладам,срок действия которых закончился, а, кроме того, выплаты процентов по ним.Прочие выплаты по вкладам приостановлены из-за «ажиотажного спроса»вкладчиков, многие из которых пытаются перевести деньги в ВТБ и Сбербанк.
Не смотря на все меры Правительства РоссийскойФедерации и Банка России в период кризиса, ситуация в банковском сектореостается жутко напряженной, банки всех уровней за последнюю неделю на практикепрекратили кредитование корпоративных клиентов. Понятно, что никто невывешивает табличку «не кредитуем». Технологии отказа у всех разные:кто-то грубо поднял ставки, кто-то увеличил сроки рассмотрения заявок, кто-тоужесточил требования к обеспечению. Это говорит о том, что мер финансовойподдержки, оказанных первой двадцатке крупнейших банков в первые дни кризиса,для стабилизации всей системы оказалось недостаточно.
Несмотря на скоординированные шаги российскогоруководства по выводу финансовой системы страны из кризиса, в ближайшее времяразвитие ситуации будет во многом зависеть от действий рядовых инвесторов, отвероятности возникновения паники и ее возможных масштабов.
3.2 Пути совершенствования банковской системы России в новыхусловиях
Главные задачи, стоящие в настоящее время передбанковской системой России — повышение устойчивости банковской системы,укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов,кредиторов и вкладчиков, усиление их защиты, повышение эффективности системыстрахования вкладов.
С учетом необходимо осуществлять дальнейшеесовершенствование правового обеспечения банковской деятельности, повышениеэффективности банковского регулирования и банковского надзора, а такжеконкурентоспособности российских кредитных организаций.
В целях реализации указанных задач необходимопродолжить работу, направленную на обеспечение оптимальных условий дляконсолидации банковского бизнеса и инвестирования в капитал российских банков,повышение транспарентности структуры их собственности, снятие административныхбарьеров, создание благоприятных условий для выхода кредитных организаций наоткрытые рынки ценных бумаг, а также развитие регулирования микрофинансированияс участием небанковских кредитных организаций.
Принятие инициативы Банка России по внесению измененийв статью 11 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” в части увеличенияминимального размера уставного капитала для вновь регистрируемой расчетнойнебанковской кредитной организации в 5 раз (с 500 тыс. до 2,5 млн. евро)позволит повысить финансовую устойчивость небанковских кредитных организаций,имеющих право осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, и обеспечитьдостаточный уровень покрытия капиталом принимаемых рисков с учетомнеобходимости наличия у таких организаций достаточного объема активов дляуправления ликвидностью.
Необходимо внести поправки к законопроекту “Овнесении изменений в Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”,предусматривающему упрощение и удешевление процедур реорганизации, создание дополнительныхусловий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах иповышение прозрачности деятельности реорганизуемой кредитной организации.
В целях создания условий для повышения качествауправления кредитными организациями и прозрачности структуры собственностикредитных организаций необходимо продолжить работу по подготовке федеральныхзаконов, направленных на формирование профессионального и надежногоруководящего состава кредитной организации, обеспечение необходимого уровня компетентностичленов совета директоров, повышение требований к владельцам кредитныхорганизаций, на установление реальных владельцев кредитных организаций. Так,проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в федеральныезаконы “О банках и банковской деятельности” и “О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)” в части установления более строгих требований кчленам совета директоров (наблюдательного совета), руководителям и владельцамсущественных пакетов акций (долей) кредитных организаций, усиления контрольныхполномочий Банка России за их соответствием установленным требованиям.
Необходимо продолжить работу по законодательномузакреплению за Банком России функции по обработке персональных данныхруководителей кредитных организаций и иных лиц. Принятие соответствующихпоправок позволит Банку России использовать полученные им персональные данныефизических лиц для реализации возложенных на него полномочий, в первую очередьв целях предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих стабильностибанковского сектора в связи с появлением в руководстве кредитных организациилиц, в отношении которых имеется негативная информация.
Необходимо продолжить работу по подготовке проектафедерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценныхбумаг”, устанавливающего обязанность номинального держателя ежеквартальнопредоставлять кредитной организации сведения о владельце и о количестве акцийкредитной организации, в отношении которых он является номинальным держателем (еслив номинальном держании находится более 1% уставного капитала кредитнойорганизации). Принятие данного законопроекта позволит как Банку России, так икредитным организациям — эмитентам акций своевременно получать информацию обакционерах и повысить эффективность контроля за качеством капитала иоткрытостью структуры собственности кредитных организаций.
Необходимо распространить подходы по формированиюрезервов на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам иобъединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка Россиио внесении изменений в Положение Банка России № 254-П, на ссуды,предоставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются напортфельной основе. В целях применения в надзоре за кредитными организациямипрофессионального суждения при оценке ссудной задолженности необходимо принятьподготовленный в 2007 г. проект указания Банка России о внесении изменений впункт 9.5 Положения Банка России № 254-П, предусматривающий определениепроцедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований подоформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества иприменения к кредитным организациям мер надзорного реагирования.
В целях реализации федеральных законов,касающихся сферы потребительского кредитования, дальнейшей оптимизации егоусловий необходимо издание нормативных и рекомендательных актов Банка России,обеспечивающих и дополнительно гарантирующих права и законные интересызаемщиков — потребителей банковских услуг.
Более пристальное внимание в 2008 году необходимооказать реализации Банком России в пределах своей компетенции мероприятий поповышению уровня финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг,особенно в области потребительского кредитования.
В целях обеспечения эффективной информационнойподдержки структурных подразделений Банка России, повышения оперативности иобоснованности принятия решений, оптимизации механизма их информационноговзаимодействия в части сбора, консолидации и анализа банковской отчетности идругой информации о деятельности кредитных организаций Банком России в 2008году необходимо продолжить работы по созданию Единой информационной системыподдержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковскогосектора (далее — ЕИСПД). Реализация задач ЕИСПД позволит обеспечить системныйподход к информационному обеспечению специалистов надзорного блока БанкаРоссии: принципиально по-новому будут решены вопросы сбора и обработкиинформации о кредитных организациях, что повысит оперативность доступа к ней; будетисключено дублирование информации на различных уровнях, что снизит затраты насопровождение программных комплексов; будет обеспечена возможность интеграциивсех информационных ресурсов (учитывая, что они реализуются на единых аппаратно-программныхрешениях), необходимых специалистам подразделений надзора; будет сформированометодологическое “ядро” системы, идентифицирующее все алгоритмы показателейсистемы (каталог показателей банковской статистики).
Для совершенствования деятельности банковскойсистемы российской Федерации необходимо также повышение эффективностиинформационного взаимодействия с органами государственной власти,ответственными за стабильность финансового сектора и осуществляющими функцииконтроля и надзора в финансово-экономической сфере. В настоящее время уже проводитсяработа по актуализации действующего соглашения с Федеральной налоговой службойпо проблемам обмена информацией по широкому кругу вопросов, входящих вкомпетенцию обоих ведомств. Обновление соглашения создаст предпосылки дляэффективного взаимодействия, направленного на решение Банком России задач вобласти надзора. Предлагаемые изменения включают в том числе возможность обменаинформацией между территориальными подразделениями налоговых органов и БанкаРоссии. Это позволит в рамках расширения полномочий территориальных органовобеих сторон получать более полную информацию для проведения оценки финансовогоположения отдельных заемщиков и клиентов банков, прозрачности структурысобственности кредитных организаций, выявления связей между учредителями(участниками) кредитных организаций.
После кризиса 2008 г., когда вклады физическихлиц в очередной раз подверглись риску, приоритетным направлением деятельностиБанка России в 2008 году должно стать совершенствование системы страхованиявкладов. В целях совершенствования системы страхования вкладов необходимопродолжить работу над принятым Государственной Думой Федерального СобранияРоссийской Федерации в первом чтении проектом федерального закона “О внесенииизменений в Федеральный закон “О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации” и иные законодательные акты Российской Федерации”. Необходимоуточнить механизм осуществления выплат по вкладам, подготовки реестраобязательств банка перед вкладчиками, а также состав вкладов, подлежащихобязательному страхованию с учетом практики применения Федерального закона “Остраховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”.
Одновременно нужно уточнить нормы,регламентирующие порядок осуществления банками возврата дополнительных денежныхсредств, поступивших во вклад (на счет) физического лица, открытый в банке —участнике системы страхования вкладов, после введения Банком России запрета напривлечение денежных средств физических лиц; предусмотреть возможностьперечисления указанных денежных средств в порядке, установленном Банком России,по заявлению физического лица на его счет, открытый в другом банке, входящем всистему страхования вкладов.
Необходимо продолжить работу по повышениюэффективности механизмов предотвращения банкротства кредитных организаций,недопущения использования кредитных организаций для осуществления коммерческойдеятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмовликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществлениебанковских операций, направленных в том числе на создание эффективногомеханизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышениепрозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полногоудовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций.
Заключение
Несмотря на устойчивость российской банковской системы,стопроцентной гарантии, что кто-то из участников рынка не объявит себябанкротом в случае финансового кризиса, нет.
Сентябрьский кризис ликвидности преподнес немного важных уроков.Для банковской системы первейший вывод состоит в том, что заканчивается «порашальных и дешевых западных денег» (она стала клониться к закату ещё год назад,позже американского ипотечного кризиса) — заканчивается эпоха быстрого развитияотечественного банковского бизнеса. Рост активов на 30− 50% в год внастоящий момент станет скорее исключением, чем правилом.
В новых условиях надзор над рисками приобретает куда больше важноезначение, чем завоевание ведущих позиций в том или ином сегменте рынка,региональная экспансия и прочие подобные ориентиры прежних лет. Накачка балансапассивами уступит местоположение контролю над качеством активов. Собственно,так происходит после каждого банковского кризиса.
Очевидно, что своевременное и массированное вмешательство властейпредотвратило наихудшие сценарии развития событий. Какие-то локальные сложностив ближайшем будущем, наверное, неизбежны — на фоне глобального финансовогообвала, — но опасность полномасштабного кризиса отступила. Теперь немаловажносоорудить из произошедшего правильные выводы. Прежде всего нужно вернообусловить причины кризиса. Простые объяснения тут не годятся.
Списокиспользованных источников
1. Федеральный закон от10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 июля 2002г. — №28. — Ст. 2790. (в ред. от 10.01.2003г.);
2. Федеральный закон от 3февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР»О банках и банковской деятельности в РСФСР” // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 5 февраля 1996 г. — №6. — Ст. 492. (вред. от 30.06.2003г.)
3. Закон РФ “О банках ибанковской деятельности в РСФСР” в ред. Федерального Закона РФ от 3 февраля1996 //СЗ РФ, 1996.4.Аношина К.С. Современная банковская система РФ // FINAM «Ведомости»25.11.2004.
5. Банки и банковскиеоперации: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.
6. Банковская системаРоссии подвержена потенциальному системному стрессу
Опубликовано: 07 Сентября 2006 | 14:09 jerelo.com.ua/ru/business/ 2006/9/7/4372.
7. Бердникова Т.Б.Банковское дело: Учебное пособие. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2000.
8. БраткоА.Г. Банковское право. Теория и практика. Учебное пособие/ М., Приор, 2001.
9. Грачева Е. Ю.,Толстопятенко Г. П. Финансовое право. ООО «ТК Велби», г. Москва, Хлебниковпер., 2003.
10. ИгнатьевС.М.,Председатель Банка России “Отчет о развитии банковского сектора и банковскогонадзора в 2005 году” // сайт банка России
Ковалева А.П. Финансы икредит. Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Ф59 Феникс, 2001 г.
11. Константинов Ю.А.,доктор экономических наук, советник президента Ассоциации «Россия», профессорМосковского банковского института Условия взаимодействия банковских систем //Банковское дело, Ежемесячный журнал для специалистов банковского дела, № 7июль, 2005 г.12.Материалы сайта Банки-кредиты // [Электронный ресурс] Режим доступа: world-banks.banks-credits.ru/39/485.htm.
13. Материалы с сайта«Все о бизнесе» о банковском кризисе 2008 и его последствиях // [Электронныйресурс] Режим доступа: www.allforbiz.ru /bankovskaya-sistema/14. МерыЦБ по борьбе с кризисом освободят для банков сто миллиардов рублей //[Электронный ресурс] Режим доступа: www.runews.com.ua/news /60124/. Среда,15 октября 2008 15:40:55
15. Олейник О.М. Основыбанковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997.
16. О реформированиибанковской системы Гуревич Михаил, д.э.н., Господарчук Галина, к.э.н., МалкинаМарина, д.э.н., Яшина Надежда, к.э.н., // Аналитический банковский журнал № 12,2005
17. Отчет оразвитии банковского сектора и банковского надзора за 2007 год [Электронныйресурс] Режим доступа: articles.banks-credits.ru.
18. Правительство РФпредлагает выделить 450 млрд рублей на поддержку отечественного финансовогосектора. 07 октября 2008 | 18:58 // [Электронный ресурс] Режим доступа:www.burocrats.ru/bank/081007185802.html
19. Правовоерегулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова. М.:ЮрИнфоР, 1997.
20. Самсонова Н. Ф.Финансы, денежное обращение. – М.: ИНФРП-М, 2001.21.Стажкова Е. Банковская системаРоссии шагнула на следующую ступень // [электронный ресурс] Режим доступа: www.finam.ru.22.Тосунян Г. Банкизация России. Право. Экономика. Политика. – М.: Олимп-Бизнес,2008, 400 с.