Трубопроводныйтранспорт, его особенности и перспективы его развития в России
Человечество находитсяв непрерывном развитии и для поддержания этого процесса ему необходима энергия.На сегодняшний день главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономикииграют ископаемые топливные ресурсы. Однако невозобновляемость ископаемыхэнергоресурсов, потребность в них при достаточно неравномерной степени ихраспределения создают серьезную проблему их использования, особенно актуальнуюв сегодняшнее время – время высоких технологий и чрезвычано больших затратэнергии. В связи с этим возникает и проблема выбора эффективного ирационального способа транспортировки углеводородов, его безопасность,экономическая обоснованность и качественно-количесвенная составляющая.Транспортный аспект в нефтегазовой сфере, таким образом, приобретаетстратегическую важность для любого государства, заинтересованного в собственномразвитии.
Транспортировка нефти,газа и нефтепродуктов осуществляется на сегодняшний день такими видамитранспорта как морской, железнодорожный, трубопроводный и отчастиавтомобильный. Трубопроводный транспорт — вид производственной деятельности,направленной на доставку продукции к месту назначения по трубопроводам. Длятранспортировки жидких и газообразных углеводородов этот вид транспортаявляется наиболее целесообразным, он занимает первое место по грузообороту итретье по объему перевозок.
В России, например,только в 2002 году организациями группы «Газпром» былотранспортировано по газопроводам 554,0 млрд. м3 газа, доступ к Единой системегазоснабжения (ЕСГ) имели 28 организаций, доля которых в общем объеме перекачкисоставила 13,1%; в систему «Транснефти» принято 374,4 млн. тонннефти, в том числе 354 млн. тонн — российской. Средняя дальностьтранспортировки газа по сетям Единой системы газоснабжения (ЕСГ) составляет2400 км при поставках российским потребителям и 3400 км — на экспорт; путьнефти, попадающей в систему «Транснефти», в среднем составляет 2278км, а грузооборот в 2002 г. достиг 353 млрд. тонно-километров.
Трубопроводныйтранспорт – один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта. Пожалуй,его главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что впроцессе транспортировки товара перемещается сам товар, но не транспортноесредство (во многом это обусловлено физическими свойствами транспортируемоготовара – нефти, газа, др.). Это отличие является причиной ряда особенностей,которые рассмотрены ниже.
Создание широкой сетитрубопроводов позволило более эффективно перемещать природный газ, нефть инефтепродукты на большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки,что имеет место на других видах транспорта. Отсюда возникает важная особенностьтрубопроводного транспорта — непрерывность его функционирования.
В целом трубопроводныйтранспорт все больше специализируется на перемещении отдельных видов продукции:жидких (от нефти и нефтепродуктов до молока), газообразных (природный ипопутный газы, аммиак, этан, этилен и др.), твердых (уголь, зерно и др.). Ониперемещаются на разные расстояния — от нескольких километров до несколькихтысяч километров. Конечные пункты поставок разные: нефти — нефтеперерабатывающие заводы; природного газа, аммиака, этана, этилена — химические предприятия; угля и мазута — чаще всего электростанции. У другихвидов продукции — массовые потребители (природный газ для коммунального и,особенно, бытового потребления, нефтепродукты — это бензин, керосин и т.д.).Поэтому помимо магистральных трубопроводов имеется и разветвленная разводящаясеть трубопроводов.
Достоинствотрубопроводного транспорта — возможность прокладки его магистралей в условияхразного рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря,в условиях вечной мерзлоты. Этот вид транспорта может функционировать в любыхклиматических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.
Однако создание газо- инефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам (разрыв труб ивыброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, всеверных районах при наземных трассах трубопроводов — помехи для миграцииживотных).
Нельзя не упомянуть ипроблемы дороговизны строительства и ремонта. Кроме того для обеспечения началаработы нового трубопровода необходимо заполнить трубопровод перекачиваемымпродуктом, а для поддержания необходимого давления по всей длине трубопроводанеобходимы, через определенные расстояния, в зависимости от рельефа трассыдожимные насосные станции, что также требует значительных средств.
Еще одной отличительнойчертой трубопроводного транспорта является его большая протяженность. Суммарнаяпротяженность только магистральных нефте- и газопроводов в мире приближается к2 млн км, т.е. почти вдвое превышает длину железных дорог и в отличие отпоследних продолжает увеличиваться. Трубопроводы, в особенности магистральные,с большой пропускной способностью, пролегают в основном по трассе месторождение- переработка – потребитель, которая может быть растянута на многие километрыпо территориям нескольких стран. Этот вид транспорта наименне всех защищен отхищений, так как сделать отводную трубу очень просто, а проследить замногокилометровой трассой просто нереально.
Для того чтобыобеспечить бесперебойную работу всей системы имеющихся магистральныхтрубопроводов (а также учитывая геостратегическую важность этого видатранспотра), регулирование трубопроводного транспорта относится к сфередеятельности естественных монополий. В России такими естественными монополиямиявляются ОАО «Газпром» и государственная компания ОАО «АК «Транснефть» — рычаги, которые позволяют государству регулировать поставки энергоносителей навнутренний и внешний рынки.
В основе работыТранснефти заложены принципы единства и централизованного управления, равенстваучастников нефтяного рынка, свободы доступа к транспортным мощностям,справедливого использования тарифов.
Кроме того, Транснефтьосуществляет внедрение новых технологий и привлечение инвестиций встроительство и расширение уже существующей сети магистральных нефтепроводов и,что очень важно, служит фактором стабильности и роста экономического потенциаластраны.
Безусловно, что дляосуществления этой стабильности и экономического роста за счет экспортаэнергоносителей важно решать проблемы, связанные с эксплуатацией трубопроводов.А проблем накопилось за последние годы немало – это и устаревшее оборудование,износ и дефекты труб, снижение надежности и безопасности трубопроводов,нецелевое использование госинвестиций и хищения, конфликты интересов добывающихкомпаний, необоснованная зависимость от иностранной техники и технологий,экстенсивный характер развития (и следовательно деградация нефтяного сектора вцелом). Рассмотрение этих проблем тем более актуально, что Россия все большезаявляет о своих правах на роль великой энергетической державы и вопросэнергетической независимости и безопасности все чаще упоминается вмеждународных экономических отношениях последних лет.
Роль национальноготрубопроводного транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировойэкономики, приводящей к расширению межгосударственных хозяйственных связей.Действующие и перспективные трубопроводные системы России благодаря выигрышномурасположению на Евроазиатском континенте смогут оказывать серьезное влияние нагеополитическое развитие энергетического рынка.
Поэтому необходимоучитывать перспективы нашей страны в развитии трубопроводного транспорта какглавного средства транспортировки энергоносителей за рубеж. Ниже приводитсякраткий обзор наиболее известных и стратегически важных проектов в областитрубопроводного транспорта.
Перспективныенаправления развития трубопроводного транспорта.
В целях обеспечениястратегических и экономических интересов России планомерно и комплекснопрорабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефтииз стран СНГ через территорию России:
на западе страны –нового северобалтийского направления;
также на западе — центрально-европейского направления;
на востоке –тихоокеанского (в ближайшее время) и восточно-сибирского направлений (вдолгосрочной перспективе);
на юге –каспийско-черноморско направления.
Cтратегические иэкономические интересы России тесно связаны с увеличением объемов транзитанефти стран СНГ. Транзит нефти будет способствовать как загрузке существующихмощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новыхтрубопроводов.
Каспийско-черноморско-средиземноморскоенаправление позволит обеспечить транзит нефтей Азербайджана, Казахстана,Туркмении через территорию России и увеличить объем экспорта российской нефтичерез нефтяные терминалы в Новороссийске (Шесхарис), Новороссийске-II (ЮжнаяОзерейка), Туапсе. Планируется довести пропускную способность нефтепровода Баку– Тихорецк до 17 млн т нефти в год, реконструировать терминал «Шесхарис» иучасток нефтепровода Тихорецк – Новороссийск, завершить строительствонефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума.
Проект Балтийскойтрубопроводной системы (БТС) имеет большое значение не только для ОАО «АК«Транснефть», но и для всей российской экономики, поскольку создается новоеэкспортное направление для транспортировки российской нефти и транзита нефтистран СНГ. БТС позволит уменьшить затраты добывающих компаний на транспортнефти на экспорт.
Центрально-европейскоенаправление традиционно для России. Нефть транспортируется по двум маршрутам:северному – в Польшу и Германию, и южному – на нефтеперерабатывающие заводыЧехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Планируется продлить маршрутчерез порт Омишаль на рынок Средиземноморья по системе нефтепроводов «Дружба» и«Адрия». Перспективу развития северного маршрута нефтепровода «Дружба» принедостаточной сырьевой базе в России целесообразно рассматривать в связи странспортировкой нефти Прикаспийского региона (Казахстана). Кроме того, в связисо стабилизацией (около 28 млн тонн в год) потребления российской нефтинефтеперерабатывающими заводами Германии и Польши дальнейшее развитие северногомаршрута нефтепровода «Дружба» целесообразно лишь при условии поставок наевропейский рынок нефти из стран СНГ. Развитие южного маршрута нефтепровода«Дружба» можно рассматривать при условиях заинтересованности стран транзита исогласования единого тарифа до порта Омишаль.
Восточно-сибирскоенаправление связано с бурным развитием промышленности странАзиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая, и возникновением здесьнового платежеспособного рынка. Поэтому весьма перспективной представляетсяреализация проекта поставки российской нефти в Китай.
Основные направленияразвития нефтепродуктопроводов ОАО «АК Транснефтепродукт» до 2010 годаопределены на основании прогнозных оценок объемов добычи и переработки нефти,производства и потребления нефтепродуктов, представленных в Энергетическойстратегии России до 2020 года.
Газотранспортнаясистема России также получит дальнейшее развитие через реализацию такихизвестных проектов, как «Голубой поток», Ямал – Запад, Североевропейскийгазопровод, Китайский газовый проект.
Проект «Голубой поток»предусматривает сооружение магистрального газопровода протяженностью 1213 км.Сухопутный участок газопровода пройдет от района Изобильное Ставропольскогокрая до г. Джубга Краснодарского края на побережье Черного моря. Морскойучасток газопровода протяженностью 396 км пройдет по дну Черного моря наглубине 2150 м до турецкого г. Самсун. Протяженность газопровода, сооружаемоготурецкой стороной, от Самсуна до Анкары около 450 км. Пропускная способностьгазопровода до 16 млрд м3, подача газа началась в 2001 году.
Газопровод Ямал –Запад. Строительство газотранспортной системы Ямал – Запад ОАО «Газпром»осуществляет с учетом прогнозируемого развития европейского рынка и большихпотенциальных экспортных возможностей России, а также требований повышениянадежности поставок. Газопровод будет иметь протяженность 5350 км (до границы сГерманией) и пропускную способность около 65 млрд м3 (к 2010 году). Кнастоящему времени завершены необходимые работы на территории Германии, Польши,Белоруссии. Ведется строительство участка на территории европейской частиРоссии. Вместе с тем строительство участка газопровода с полуострова Ямалоткладывается до 2015года.
Североевропейскийгазопровод предназначен для подачи российского природного газа в ЗападнуюЕвропу по новому маршруту: через регион Балтийского моря на побережье Германии.Он позволит обеспечить диверсификацию экспортных потоков газа и возможностьманеврирования, а также соединить российских поставщиков газа с потребителями –странами ЕС. Общая протяженность трасс североевропейского газопроводаварьируется от 1400 до 1600 км, наибольшая длина морского участка газопроводаот российского побережья до Германии составит около 1200 км. Это будет наиболеепротяженный из когда-либо построенных в мире морских газопроводов.
Подача российского газав Китай. Технико-экономическое обоснование строительства газопровода в Китайвыполняется в рамках утвержденного графика в соответствии с Генеральным соглашением,подписанным российской и китайской сторонами. Предполагается, что ОАО «Газпром»выступит координатором работ, связанных с созданием газотранспортной системы.
Крупные нефтепроводы:
· Нефтепровод«Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара —Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы); Дру́жба— крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-епредприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральскогонефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономическойвзаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные вВосточной Европе. Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару,Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территорииБелоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины,Чехии, Словакии и Венгрии). В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосныхстанций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Понефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется 66,5 млнтонн, в том числе по северной ветке — 49,8 млн т. Российский отрезоктрубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компаниейTranspetrol.
· Альметьевск— Нижний Новгород — Рязань — Москва;
· НижнийНовгород — Ярославль — Кириши;
· Самара— Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
· Сургут— Тюмень — Уфа — Альметьевск;
· Нижневартовск— Самара;
· Сургут— Полоцк;
· Александровское— Анжеро-Судженск;
· Красноярск— Ангарск;
· Сургут— Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.
Крупнейшие газопроводы:
· газопроводСаратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
· Ставрополь— Москва;
· Краснодарскийкрай — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
· СредняяАзия — Урал
· Медвежье— Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
· Надым— Пунга — Пермь;
· Уренгой— Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск.
· Крупнейшаяв мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны Восточной иЗападной Европы (4451 км),
· Газопровод,проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Крупныепродуктопроводы:
· Уфа— Брест с ответвлением на Ужгород;
· Уфа— Омск — Новосибирск;
· Нижнекамск— Одесса.
Несмотря на имеющиесяпроблемы, Россия продолжает сотрудничество со многими странами в областисоздания единого энергетического пространства безопасности и для этих целейпредполагается использовать все экспортные возможности и направления, которые,в большинстве своем, достались России в наследство от СССР. Итак, насегодняшний день Россия планирует использовать следующие экспортные направления– каспийское, с последующим выходом в Иран и Казахстан, северо-европейское,позволящее частично отказаться от дорогостоящего транзита через портыПрибалтийских стран и сразу выйти в страны Западной Европы (подстраховывая приэтом другие маршруты в Европу), центрально-еропейское, связанное с развитиемнефтепровода «Дружба» и его последующей интеграцией с «Адрией»,средиземноморское – в обход и сильно загруженных турецких проливов,восточно-сибирское направление, призванное наладить каналы сбыта вперспективные и динамично развивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского регионо.
Но каким бы не былрынок энергоресурсов и какими бы многообещающими не были международные проекты,необходимо осознавать, что эффективное функционирование системы сбыта (черезтрубопроводы) возможно только благодаря государству. Сегодня основным условиемсохранения и развития российского нефтегазового комплекса являетсягосударственное регулирование. Только государство может заставитьнедропользователей вкладывать средства не только в недвижимость, футбольныеклубы, яхты и бензоколонки за рубежом, но и в закупку передовой отечественнойтехники и технологий, а также в нефтегазовую геологоразведку, требующуюколоссальных затрат средств и времени.
Только динамичноеразвитие позволит России занять достойное место в мировой экономическойсистеме. Это понятие включает в себя создание и поддержку мощнойконкурентоспособной нефтяной промышленности мирового класса.
Списоклитературы
1. ГабдуллинА. [Трубопроводный транспорт, его особенности и перспективы его развития вРоссии] //pg.vavt.ru/works/work/2553A8805
2. [Российскийсоюз нефтегазостроителей] //www.rosngs.ru/
3. [Перспективыразвития российской нефтетранспортной системы. / Нефть, Газ & СРП. — №1,с28-30, 2004.]
4. [Акционернаякомпания по транспорту нефти «Транснефть», Проекты.]//www.transneft.ru/Projects
5. [Российскийгаз. Информационный портал.] //www.gazexport.ru
6. Википедия[Транспортная система России] //ru.wikipedia.org/wiki/Транспорт_России