Современная финансовая политика России

Содержание
1Сущность и целифинансовой политики…………………………………3
1.1 Содержание финансовой политики……………………………………..3
1.2 Элементы финансовой политики………………………………………..5
1.3 Виды финансовой политики…………………………………………… 8
2 Современная финансовая политика России. Проблемы
   и перспективыразвития российской финансовой политики……………10
   Списокиспользованной литературы………………………………….…20
1 Сущность ицели финансовой политики
1.1 Содержание финансовой политики
Финансоваяполитика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя изопределения финансов как экономических отношений по формированию,  распределению, перераспределению ииспользованию денежных средств государство при организации этих отношенийопределяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственноперед финансовой системой. 
Вовсе времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация,которая была бы направлена на обеспечениероста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь приэффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использованияимеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающимпоказателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннеговалового продукта и национального дохода — основного источника ростаблагосостояния общества. 
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в областифинансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованиюфинансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованиюдля реализации той или иной государственной программы экономического исоциального развития. 
Политикаохватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферыобщественных отношений, которая является объектом политического воздействия,говорят об экономической илисоциальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.  Финансовая политика имеет самодовлеющеесамостоятельное значение и в то же время является важнейшим средствомреализации политики государства в любой области общественной деятельности, будьто экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. 
Реализациюфинансовой политики можно разбить на 3 этапа:
1)определение и постановка главных целей иконкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить длядостижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 
2)определение основных направлений использованияфинансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форморганизации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшиесроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; 
3)подбор и расстановка кадров, способных решитьпоставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществлениепрактических действий, направленных на достижение намеченных целей. 
Естественно,что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьемэтапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Самапо себе финансовая политика неможет быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколькоона соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколькоона способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 
Дляоценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по еекорректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественногоразвития с выделением интересов всего общества и отдельных группнаселения,  характеристикой перспективныхи более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только притаком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовойполитики и дать ее объективную оценку. 
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитываетпотребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества,конкретно-исторические условия и особенности жизни. 
Финансоваяполитика должна быть направлена прежде всего на формирование максимальновозможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любыхпреобразований.
1.2Элементы финансовой политики
Политикагосударства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и мерысамостоятельности отдельных ее звеньев.
Кэлементам финансовой политики можно отнести:
§ налоговую политику;
§ бюджетную политику;
§ денежно-кредитную политику;
§ ценовую политику;
§ таможенную политику;
§ социальную политику;
§ инвестиционную политику;
§ политику в области международныхфинансов.
Под бюджетнойполитикой понимают определение государством:
°     источников формирования доходовгосударственного бюджета; 
°     приоритетных направлений расходовбюджета; 
°     допустимых пределов разбалансированностибюджета; 
°     источников финансирования бюджетногодефицита; 
°     принципов взаимоотношений междуотдельными звеньями бюджетной системы. 
Всвою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительнуюсамостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управлениягосударственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов,размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должнастроиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересыгосударства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременноналогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.     
Подкредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежногообращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и вразличных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельностибанковской системы; управление деятельностью финансового рынка черезрегламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаги регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
Вкредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретаютэмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика –а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционнаяполитика.
Ценоваяполитика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары иуслуги.
Инвестиционнаяполитика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условийдля инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования,привлечение прямых иностранных инвестиций.
Социальнаяполитика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмовкомпенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системысоциальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.
Всебольшее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основележит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сферемеждународных отношений, связанных как с международным разделением труда, сформированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельностимеждународных организаций, в том числе и в международных финансовыхорганизациях.
Международнаяфинансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, исоответственно каждое государство старается занять свое весомое место намеждународных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. 
Государствозащищает свои интересы через таможеннуюи валютную политику, особенностикоторых определяются степенью заинтересованности государства в расширении илисокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяетсясистема таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цельтаможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютныхрезервов государства. 
Государствозащищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя вдеятельности международных организаций, принимая участие в формированиифинансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ. 
Финансоваяполитика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовойпомощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовыетрудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов илив форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. 
Помощьмеждународных финансовых организаций оказывается небезвозмезднои сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегдавыгодных для страны заемщика. 
Впериод эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственногоустройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает однуглавную задачу –  обеспечение сохраненияи упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. 
1.3 Виды финансовой политики
       Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой,к которым можно отнести такие как
o      обеспечениевысокой занятости,
o      стимулированиеэкономического роста,
o      выравниваниемплатежного баланса и др.,
ведущие экономистыразделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая),политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).
       Под первой, то есть политикой экономического роста понимаютсистему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валовогонационального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующаяфинансовая политика включает:
                 — рост государственных расходов;
                — снижение налогового бремени.
                 Если же правительство пытается удержать объем выпускапродукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержатьстабильность цен, то считается, что государством проводится политикастабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизацииподменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении квыравниванию экономической ситуации в государстве, так как между даннымипонятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономическогороста может проводиться государством и в период, когда свойственный странеобъем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальномууровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать неимеет права.
       В свою очередь политика ограничения деловой активности,напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с егопотенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума сцелью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе сизбыточным спросом.
       Сдерживающая политика подразумевает:
                 — уменьшение правительственных расходов;
                 — увеличение налогов.
       Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться наположительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоитзадача контроля над инфляцией.
      
2 Современная финансовая политикаРоссии.  Проблемы и перспективы развитияроссийской финансовой политики
Роль финансовой политики в экономическом и социальномразвитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональностизависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи идругих отраслей, а также субъектов РФ. 
Как ужеговорилось,  финансовая политика состоитиз таких этапов,  как определение еецелей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболеерациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий длядостижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включаютбюджетную,  налоговую, кредитную,инвестиционную составляющие.
Но этиподходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагаетразработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, атакже последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихсяресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процессвлияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующиемоменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, вкоторой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будетвыполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют набазовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия,массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целыйряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устраненияили хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, откоторых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к нимможно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого ибезопасного международного положения и т.д. 
Таким образом, под финансовой политикой понимаем управлениефинансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направитьассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетаниис влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченныхрезультатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий изтаких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационнойбазы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученныхрезультатов, стимулирование и контроль. 
Крометого, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, какантимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую итаможенную политику. При   этом все онимежду собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должныразрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи междусобой. 
Онеобходимости проведения согласованной по всем направлениям политики можетговорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-забольших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий(наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), ноодновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховойполитике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мересущественно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановыхнагрузок на бюджетную политику. 
Несогласованностьже антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятиерешений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий,которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всехуровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительныерасходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозкисущественно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно,поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услугдля учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличениюрасходов бюджетов. 
Уточнимпонятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всехуровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ.Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения — повышение благосостояния каждого человека. 
Приэтом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах можетсложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять всохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москведальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в другихрегионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу содновременным обострением всех социально-экономических проблем и,следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения. 
Цельюфинансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно бытьувеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этойоснове обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе науровне каждого региона. 
Приэтом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия такихнормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. Вто же время только централизованноих разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемостишкольных классов в городах и в сельской местности,  нормативы выделения средств на строительствоавтомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и безразработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтомудолжен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочныйхарактер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а такжеопределял методику определения конкретных значений внутри этих  показателей. 
Формированиецелей — это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящеевремя реальный рост доходов населения пока не приводит к качественнымизменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению,  почти отсутствуют долгосрочные потребности:покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточнонеобходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базестановления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле,направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целейфинансовой политики способствовали бызначительному притоку средств населения в качестве инвестиций вразвитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферупромышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитиедругих отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличениюдоходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и,следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики. 
Оченьважно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, чтоявляется ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступаюттолько поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь вслучае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленногопроизводства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительныефинансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемныхсредств.
Ресурсамифинансовой политики являются:
во-первых,величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособномвозрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных посостоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондовпредприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных наданной территории и изученных природных ресурсов;
 во-вторых, величина собственного финансового капитала;
 в-третьих, степень развития финансовойинфраструктуры. 
Взаимодействиев процессе производства этих  трехсоставляющих и образует все основные финансовые потоки. 
Внастоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортныетаможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран,повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий итем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают ихтехническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактическипомогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране,«тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижениюполучаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовойполитики. 
РоссийскаяФедерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших вмире  производительными силами, включаялюдской потенциал, находящий далеко не полное полезное  применение; производственные мощности предприятий,загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых илесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанномвиде, некомплексное освоение месторождений и т.д.,).  Неполное использование возможностей объясняетсяотсутствием необходимых денежных средств, необходимых для   переобучения людей, техническогоперевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новыхмощностей по более комплексному освоению и более полному использованиюсырья. 
В тоже время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодновывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках.  В целом банковская, налоговая и таможеннаяполитики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы   честно работающему и соблюдающемуроссийское  законодательствопредпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж. 
Развитиефинансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансовогокапитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться восновном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процессбудет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовыхресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижениюроста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, куменьшению финансовых ресурсов государства. 
Ещеодним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является болеерациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее времянаправляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам несобранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва восновном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей,финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департаментагосударственного финансового контроля и Департамента организации аудиторскойдеятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от ихслаженности и согласованности в работе. 
Всеэти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовойполитики субъекта РФ.
После того, как определены цели и задачи финансовойполитики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбратьнаиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связинередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. Вдополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной,налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связисерьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах.Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг отдруга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единойфинансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, дляуспешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать врасчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля поотношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цени тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степеньвыполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможностьудержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит отантимонопольной, налоговой и таможенных политик.
Вот почему выбор путей реализации финансовой политикидолжен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой,все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени ихосуществления и проводиться строго в намеченные сроки.
При этом подразумевается под такими путями процессопределения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерногографика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременномуфинансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплексамероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получениянамеченных результатов.
Проблема выбора путей реализации финансовой политикиво все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в томчисле на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагатьскоординированные действия по всем направлениям финансовой политики:антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой,страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести нек росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь кувеличению доходов естественных монополий, если не будут принятысоответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.
Существует и организационная проблема на путипроведения единой финансовой политики — проблема наличия межведомственныхбарьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящеевремя, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органовуправления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ поналогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственныйтаможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фондРФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих нареализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата ихсовместной работы.
Из всего вышесказанного можно сделать следующиекраткие выводы.
1. Сформированные подходы к определению финансовойполитики позволяют расширить понятийный аппарат, углубить пониманиетеоретических аспектов этой сферы деятельности.
2. Проведенный даже беглый анализ существующейпрактики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке,так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить рольМинфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведениюединой финансовой политики государства.
3.  Дляформирования предложений по усилению единой финансовой политики России целесообразнобыло бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию приПрезиденте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектовконкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участиемсубъектов РФ.
4. Существование рациональной финансовой политикисубъектов Российской Федерации является положительным фактором развитияэкономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики,как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактическогоразрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектовФедерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из нихсамостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровыхвозможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимостьдеятельности территориальных финорганов от Минфина РФи на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительноснижается возможность проведения единой финансовой политики государства.
5. Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразносоздать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений ипредставительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих вреспубликах, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органамдолжно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности сцелью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государствана территории конкретного субъекта РФ.
Таким образом, можно отметить, что финансовая политикатребует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в томчисле и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений ипредложений.
Список использованной литературы
1 Финансы.Учебник для вузов. Под редакцией ДробозинойЛ.А.,  «Финансы», М.: 2002.
2  Булатова А.С.Экономика. Учебник. М.: Бек. 1994.
3  Колесов А.С. Финансовая политика: цели изадачи // Финансы, 2002. №10
4  Живалов В.Н. Финансовая система России, Экономика, 1999 г.