Содержание
Введение————————————————————————————–3
1 Сущность и формы государственного регулирования—————————-4
1.1 Кейнсианская теория экономики—————————————————-9
1.2 Неоклассическая теория государственного регулирования экономики—15
2 Современная практика государственного регулирования экономики ——-21
2.1 Методы государственного регулирования—————————————28
2.2 Проблемы государственного регулирования экономики в условиях
финансового экономического кризиса————————————————40
Библиографический список
Введение.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
1 Сущность и формы государственного регулирования экономики.
Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние восемь лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.
Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры – основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны – сумеет ли она в приемлемые сроки выйти из глубочайшего кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение благосостояния народа.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Как известно, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два различных аспекта. Во-первых, это необходимое для самого рынка, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется при формировании в государстве свода правил и ограничений рыночной деятельности, и контроле за их соблюдением. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Во-вторых, государственное влияние на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли и дохода, с помощью действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для нужд государства определённым образом распределяя их, правительство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономический политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. «Видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции, о которой писал А.Смит.
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящая к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.
Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Здесь просто некого регулировать. Однако такая система на деле доказала свою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система – это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства и здесь приобретают исключительное значение.
Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железных дорог, почты, телеграфа и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально – экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией, и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.
Как известно, двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат элементы стагнации экономического развития. Это выражается прежде всего в том, что системное равновесие в экономике достигается при неполной занятости факторов производства и рабочей силы. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится в начале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточного собственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразно изучение и применение практики государственного регулирования развитых стран. Это позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.
Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
1.1 Кейнсианская теория экономики.
Одно из наиболее известных и призванных направлений экономической теории, положившее свои рецепт регулирования экономики, неразрывно связано с именем и работами англичанина Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж. Кейнс – выходец из научной среды, его отец был английским ученым – экономистом. В течение нескольких десятилетий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины ХХ века. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) изложены теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У. Беверидж, С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и многие другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления для того, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ ( в отличие от микроэкономического подхода), взаимообусловленность совокупных показателей – национального подхода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии».
Заслуга Кейнса в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Кейнс обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной. Все большую часть дохода люди склонны сберегать. Отождествление сбережений с реальным накоплением не соответствует реальной практике; сэкономленные рубли и доллары не переходят в накопляемую часть общественного продукта. Сбережения и инвестиции следует разделить. Если сбережения больше инвестиций, то экономическая активность падает, темпы роста снижаются. Если сбережения меньше инвестиций, активность усиливается.
Кейнс выступил с критикой так называемого «закона Сэя», который разделялся многим. Французский экономист Жан – Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или отдельным группам в силу каких – либо внешних причин, а не в силу несовершенства самого хозяйственного механизма. Поэтому государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма.
Однако товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и покупаются. Если спрос меньше произведенного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать спрос и предложение, а в современных условиях вообще имеют тенденцию к росту, а не снижению.
Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находится рассмотрение спроса, его составляющих факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос – это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.
С увеличением доходов не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению понижается, а склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон.
Второй тормоз – снижение эффективности инвестиций. С увеличением размеров накапливаемого капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает, а между тем именно инвестиции играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса.
Поэтому Кейнс, во – первых, предлагал снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие реального производства.
Во – вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров.
В – третьих, предлагалось перераспределение доходов, чтобы повысить денежный спрос массовых покупателей.
В качестве главного инструмента макрорегулирования Кейнс рассматривал бюджетную политику. Во время экономического спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно – кредитной способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе и расширению доходов и инвестиционной деятельности самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. В переводе мультипликатор означает «множитель» (multiplication – умножение, увеличение; multiplier – множитель, коэффициент). Мультипликатор показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.
Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета, например, на организацию общественных работ. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.
Кейнсианская теория оказала влияние на направления и сферы дальнейших исследований. Обращение Кейнса к макроэкономическому анализу стимулировало разработку системы национальных счетов в тесной увязке с практическими нуждами экономического регулирования. С идеями Кейнса неразрывно связаны разработка исходных положений антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система государственного среднесрочного программирования.
Кейнсианская теория занимала господствующее положение со второй половины 30-х и до начала 70-х гг. Изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства (стагфляцией) потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования.
В отличие от Кейнса и вместе с тем опираясь на принципиальные выводы Кейнса, его последователи обосновали следующие положения:
— государственное вмешательство в экономику должно быть не эпизодическим, а носить постоянный характер;
— инвестиционные вложения рекомендуется направлять не столько в
общественные работы (это «рецепт» Кейнса), сколько в наукоемкие отрасли, в новую технику и новые технологии;
— в соответствии с этим возникает потребность в стимулировании и поддержке структурных сдвигов.
Сегодня в нашей стране имя Кейнса упоминается не только в студенческих лекциях. Многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на его авторитет. Мол, даже Кейнс был за регулирование! На самом деле все не так очевидно. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое «наложение» кейнсианской теории на нашу экономику не подходит.
Во-вторых, многие из теперешних «знатоков» кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают — но именно об этом шла речь в данной статье, — что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Поэтому скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику.
В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в «дикое поле» разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют. Однако знать ее, как и всю экономическую теорию Запада, а не отдельные вырванные из исторического контекста положения, необходимо. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства или очередного «изобретения велосипеда».
Именно этому прежде всего учит опыт научной и практической деятельности великого англичанина Джона Мэйнарда Кейнса.[1]
1.2 Неоклассическая теория государственного регулирования экономики.
Родоначальник неоклассического направления английский экономист Альфред Маршал (1842 – 1924) ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.
Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии.
В неоклассической экономической теории четко выделяются три периода:
«старая» неоклассика (1890–1930-е);
«оппозиционная» неоклассика (1930–1960-е);
современная неоклассика (с 1970-х до наших дней).
Главная проблема, которая находилась в центре внимания представителей неоклассиков — Альфреда Маршалла, Артура Пигу (1877—1959) и др., — удовлетворение потребностей человека. Определяя цели экономической науки, неоклассики говорили о влиянии различных факторов на экономическое благосостояние. На первый план ими выдвигалась потребительная стоимость (полезность) благ (товаров и услуг) и спрос на эти блага со стороны потребителей. При этом представители неоклассиков исходили из того, что экономические законы одинаковы для любого общества: как для индивидуального хозяйства, так и для современных, весьма сложных экономических систем.
А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, опреляющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
«Предельная полезность» и концепция предельных величин
Задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения сопоставления полезностей (потребительных стоимостей) поставили перед собой экономисты австрийской школы — Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк и др. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы утолить жажду; пара обуви, чтобы не ходить босиком. И другое дело наличие значительного количества подобных благ, что существенно изменяет остроту потребности, степень их полезности. Полезность одного ломтя хлеба, одного стакана воды, одной пары обуви намного выше полезности сотни стаканов воды, корзины хлеба, нескольких десятков пар обуви. Как уже отмечалось, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, порцией, снижается. Важность (ценность) благ (потребительных стоимостей) определяет не средняя, а наименьшая, добавочная полезность, приносимая каждой очередной и в каждом конкретном случае «последней», конечной единицей, долей, порцией блага. Для обозначения этой добавочной, наименьшей по величине полезности употребляется термин предельная полезность. Под предельной полезностью принято понимать наименьшую из всех удовлетворяемых из имеющегося запаса (набора, комплекта).
Переключение усилий на анализ взаимосвязи спроса и предложения как исходных моментов ценообразования оказало существенное влияние на разработку и понимание других проблем экономической науки, формирование системы взглядов, трактовку основных категорий и методологию неоклассиков. Представители неоклассической школы, занимаясь анализом рыночной экономики, широко используют экономические модели в качестве важнейшего инструмента научного исследования. Экономические модели представляют собой формализацию сложных экономических отношений; модели — это диаграммы, графики, таблицы, формулы, применение которых помогает понять суть экономических событий, вскрыть и обрисовать существо и характер функциональных взаимосвязей. Например, кривая Лоренца показывает, как изменяется распределение дохода между основными группами населения (беднейшими, наиболее богатыми и промежуточными); график равновесной цены помогает выяснить, как формируется цена в результате взаимодействия спроса и предложения; уравнение денежного обмена отражает взаимосвязь между количеством денег в обращении и уровнем цен.
Неоклассическая теория, в отличие от классической, не является цельной и строго субординированной системой взглядов; она не представляет собой какой-либо единой завершенной концепции, хотя и выработала в известной мере общий понятийный аппарат, опирается на некоторые признаваемые большинством ее представителей принципы. Это ведущее направление в современной западной, прежде всего англо-американской, экономической науке.
Экономисты, которых называют неоклассиками, занимаются разработкой различных проблем и представляют практически не одну, а различные концепции и школы. При этом общность тематики, близость или сходство разрабатываемых проблем не означают общности во взглядах. Неоклассическое направление «объединяет», сводит под одну крышу представителей далеко не однородных школ, различающихся и сферой интересов, и глубиной анализируемых проблем, и полученными результатами (выводами и рекомендациями).
Принято различать позитивную экономическую науку, имеющую дело с фактами и явлениями, и нормативную, вырабатывающую предписания и рецепты. Неоклассическая школа считает, что экономические разработки, как правило, должны иметь выход на практику, давать рекомендации для обоснования экономической политики. Взаимосвязь позитивных аспектов теории с нормативными выводами характерна для многих разработок и концепций. К примеру, одна из первых моделей экономического роста, модель Харрода—Домара, имеет целью выявить условия постоянного и относительно равномерного роста в долгосрочном периоде. Двухфакторная модель Кобба—Дугласа, учитывающая заменяемость факторов, нужна для оценки источников роста, влияния технологии, технического прогресса на экономический рост.
Американский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901—1985), наряду с решением других вопросов, обеспечил статистическую основу исчисления национального дохода, разработал методы подсчета валового внутреннего и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн сконструировал модели американской экономики, модели экономики Мексики, Японии и ряда других стран; организовал проект «Линк», чтобы обрисовать картину международных экономических связей и мировой торговли. Гарри Беккер распространил методы экономического анализа на изучение семьи, преступности, других социальных проблем; к примеру, он предлагает наркоманию «лечить» экономически, без принудительных мер, путем повышения заинтересованности людей в реальных благах, способных перевесить «преимущества» иллюзорного мира наркотиков.
Дальнейшее углубление теоретических разработок и изучение новых проблем (микрохозяйственных процессов, экономического роста, инфляции, исследование рынков отдельных товаров и др.) проводились, в частности, представителями школы неоклассического синтеза: Джоном Хиксом (1904—1989), Полом Самуэльсоном и другими экономистами. Суть синтеза в том, что в зависимости от состояния экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные методы. Рыночный механизм, по мнению представителей этой школы, способен в конечном счете сам установить равновесие между основными экономическими параметрами: спросом и предложением, производством и потреблением.
Приверженцы идей неоклассического синтеза не преувеличивают регулирующие возможности рынка. Они считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.
Школу неоклассического синтеза отличает расширение тематики исследований: создана целая серия работ по проблемам экономического роста; разрабатываются методы экономико-математического анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика налогообложения. Джеймс Бьюкенен исследовал применение экономических методов в политологии, экономические основы принятия политических решений. Франке Модильяни описывал закономерности образования личных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия инвестиционных решений. Джеймс Тобин разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и менее рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложений.
Школа сторонников неоклассического синтеза отказывается от ряда доктринальных положений неоклассиков, широко использует методы макроанализа. Если Маршалл рассматривал главным образом частичное равновесие на рынке товаров, то в центре внимания современных теоретиков стоит проблема общего равновесия с учетом всей массы товаров и цен факторов производства. В неоклассическом синтезе получил развитие прикладной аспект экономической теории.
2. Современная практика государственного регулирования экономики.
Опыт длительного использования государством определенных теорий свидетельствует об ограниченности научных знаний. Теории не свободны от ошибок, которые обычно выявляются лишь с течением времени. Кроме того, даже самые передовые научные знания рано или поздно устаревают, особенно в таком быстро меняющемся мире, как рыночная экономика.
Рыночная экономика отдельной страны, с одной стороны, является системой, способной к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию. Если раньше государственное регулирование было исключительно атрибутом национальной экономической системы, то сейчас следует говорить о возникновении межгосударственного регулирования, осуществляемого при участии межгосударственных экономических организаций.
Межгосударственное регулирование — высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей (субъектов федерации, региональных и локальных образований), межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно-правовыми) и косвенными (экономическими) методами.
Распределение регулирующих функций и разграничение полномочий между национальным и межгосударственным уровнями регулирования, также как и масштабы государственного вмешательства в экономику каждой страны, соотношение административных и экономических методов регулирования и выбранные модели, во всех странах мира не были постоянными, раз и навсегда определенными. Государственное регулирование на мировом уровне с течением времени претерпело определенные изменения.
Большое значение как для практики государственного регулирования экономики, так и для ее теоретического отражения, имеет опыт российских реформ начала 90-х гг. Опыт, к сожалению, неудачный. Мировая экономическая наука в то время не имела ( и не могла иметь) теории перехода от командно – административной системы к рыночной. В ее арсенале были концепции преодоления инфляции, экономического кризиса, структурной перестройки экономики, но все они касались развитой рыночной системы, предлагали пути стимулирования столетиями действующего рыночного механизма.
В России же рыночный механизм едва начал формироваться. Он, как показал опыт, был не способен самостоятельно, без помощи государства, решать задачи, которые поставили реформаторы. Большинство институтов, необходимых для функционирования рынка, в стране отсутствовало. Экономика была поражена тяжелейшими деформациями структуры. Этого не способен был преодолеть самый высоко развитый рыночный механизм.
Однако бюджетно-финансовые регуляторы даже в современной Европе продолжают реализовываться в основном на национальном уровне, международные организации устанавливают только границы колебаний определенных показателей (уровня налогов, бюджетного дефицита и др.) На наш взгляд, это говорит о зарождении следующей тенденции. Межгосударственная система регулирования строится на неоклассическом принципе концентрации регулирующих государственных действий в денежно-кредитной сфере. Но если денежно-кредитное регулирование выносится на межгосударственный уровень, то для национальных систем регулирования остаются другие косвенные (в основном, финансовые) и внутренние административно-правовые регуляторы.
Моделям государственного регулирования свойственна циклическая взаимозаменяемость. Кризис в экономике всегда приводит к смене модели регулирования, будь то национальный или межгосударственный уровень.
Поэтому, исходя из сложившегося распределения используемых регуляторов между уровнями, а также с учетом циклической взаимозаменяемости моделей государственного регулирования, мы предполагаем, что на уровне государственного регулирования национальных экономик можно ожидать возврата к кейнсианским, преимущественно финансовым методам регулирования.
На современном этапе появляются новые подходы не только к практике государственного регулирования, но и к его теоретическому анализу. Остановимся на нескольких примерах таких новых подходов.
В частности, в конце 80-х гг. в США начали использоваться понятия «геоэкономика» и «геофинансы». Под геоэкономикой понимается «наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, разрабатывающая его экономическую стратегию и тактику для повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международной арене»[2]. Геоэкономический подход опирается на идею межгосударственной конкуренции на различных рынках, его сторонники обосновывают необходимость именно государственной поддержки участия национальных производителей в глобальной конкуренции. Его противники, напротив, считают, что в экономически развитых странах для поддержания их товаров и услуг на внешних рынках государственное участие не требуется, что их конкурентоспособность и так достаточна. С последним трудно согласиться: мировое хозяйство на сегодняшний день требует вовлечения в международный экономический оборот ресурсов и продуктов не только из индустриально развитых стран, но и всех остальных тоже. А их участие в международных процессах не всегда возможно без поддержки государства. Все это позволяет нам признать целесообразность геоэкономического подхода не только для развитых стран, но и особенно для стран с переходной экономикой, в частности России.
Интеграция может также исследоваться с позиции информационно-финансового подхода[3]. При информационно-финансовом подходе выделяют ряд признаков интеграции, характерных для современного этапа развития экономики: информация приобрела стоимость и стала товаром, измеряемым денежным эквивалентом; произошла «дематериализация» денег, они оторвались от своего материального носителя, действуя в разнообразных формах «электронных» и расчетных денег, на передний план вышла именно их информационная сущность; возникли и быстро растут информационно-финансовые рынки, причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает объемы товарных рынков; в структуре капитала быстро повышается удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода — акциях, облигациях и т.д.; компьютерные сети становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями, функционирующими во всемирном масштабе; растут нематериальные активы предприятий, включая информационные товары, в денежном выражении.[4]
Информатизация и повышение роли финансовых институтов, являются, определяющими чертами современного этапа экономического развития и приобретает общецивилизационные масштабы. На наш взгляд, можно в целом согласиться с таким мнением (разумеется, с поправкой на то, что при всей важности информационно-финансового сектора, не следует забывать, что основу экономического развития составляет все же производственная сфера). Более того, представляется возможным предположить, что именно информационно-финансовая интеграция создает дополнительные предпосылки объединения систем государственного регулирования.
Только в рамках скоординированных межгосударственными институтами регулирующих действий возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной финансово-кредитной системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.
С 1997 г. начали проявляться симптомы приближения третьего мирового экономического кризиса, и проявились они именно на финансовых рынках. Первые признаки кризиса почувствовали страны Юго-Восточной Азии, сюда же следует отнести падение мировых цен на нефть летом 1998 года и события 17 августа 1998 г. в России. Конечно, эти явления можно трактовать и просто как национальные или локальные межгосударственные экономические кризисы, но правильнее все же, воспринимать их как звенья в одной цепи нарастания мирового кризиса.
Новый мировой кризис будет проходить уже в условиях глобальной экономики. После него начнется новый этап развития системы государственного регулирования экономики — этап глобального межгосударственного регулирования.
Однако не все экономисты признают неизбежность мирового кризиса, некоторыми аналитиками, напротив, прогнозируется в ближайшее время незначительный экономический рост в большинстве стран мира (разумеется, за исключением России).
Мировой экономический кризис в условиях глобальной экономики неизбежен, так как причины, способные его вызвать, не только не устранены, но и все больше накапливаются. Это отмечено не только нами, но и многими западными специалистами. В частности, по мнению американского финансиста Дж.Сороса (посвятившего несколько работ проблемам глобальной экономики и одновременно проводящего практические «эксперименты» на международных финансовых рынках), основные недостатки современной глобальной капиталистической системы, подразделяются на пять групп: неравномерное распределение благ, нестабильность финансовой системы, надвигающаяся угроза глобальных монополий и олигархий, неоднозначная роль государства, проблемы ценностей и социального согласия. [5]
Естественно, всему этому невозможно противостоять силами одного только чисто рыночного саморегулирования, которое не гарантирует решения глобальных социально-экономических проблем современного общества, в том числе таких, на наш взгляд, важнейших как необходимость обеспечения всех участников экономики «общественными благами» (системой национальной и мировой безопасности, сетями коммуникаций связь, энергетика и т.п.,) образования, здравоохранения (минимально необходимого уровня и т.п.); преодоления циклических колебаний экономического роста и экономических кризисов; нормального функционирования денежного обращения и финансовых рынков, борьбы с инфляцией; поддержания необходимого состояния конкуренции (в том числе международной) и сдерживания монополизма; перераспределения доходов граждан в соответствии с целями демократического общества; оптимального воспроизводства рабочей силы, занятости населения, обеспечения нетрудоспособных и безработных; поддержки фундаментальной науки, стимулирования НТП и повышения уровня технологического развития; финансирования экологических мероприятий и контроля за рациональным использованием невосполнимых природных ресурсов.
«Государство в развитой рыночной системе призвано обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять так называемые „провалы рынка“[7], и глобализация, на наш взгляд, эту необходимость только усиливает. Поэтому без адекватного участия государства мировая экономическая система будет предрасположена к новому мировому кризису.
Другое дело, что при современном уровне развития методов государственного регулирования, государство способно и обязано максимально сгладить течение такого кризиса, сделать его менее острым, максимально нейтрализовать его последствия для национальной экономики отдельных стран, и преодолев кризис, дать толчок для будущего экономического роста. Поэтому, говоря о регулировании глобальной экономики, следует заметить, что оно должно служить инструментом обеспечения баланса интересов не только всех участников национальных рыночных экономик, но и баланса интересов всех стран.
Наиболее ярко и последовательно международная интеграция государственного регулирования экономических процессов проявилась в странах ЕС. Здесь в настоящее время сформировался не имеющий аналогов в мире механизм регулирования хозяйственной жизни, основанный на наднациональном вмешательстве в социально-экономические процессы. Поскольку экономическая жизнь этих стран строится теперь в рамках единого внутреннего рынка, для них особенно важно, во-первых, проведение единой политики в области регулирования экономической деятельности, и во-вторых, приведение к единообразию (унификации) национальных систем регулирования, гармонизации законодательств и принятия единых стандартов регулирования. Правила регулирования предпринимательской деятельности, утвержденные в ЕС распространяются и на иностранных, в том числе российских, предпринимателей, выступающих на рынке 15 европейских стран в качестве экспортеров товаров и капитала.
Это регулирование направлено на создание для европейских компаний в рамках ЕС таких условий, которые способствуют повышению эффективности их деятельности, т.е. создание правовой инфраструктуры, условий сбыта, экспорта, конкуренции, налаживания межфирменного сотрудничества, проведение единой валютно-финансовой, торговой и налоговой политики. Основной конечной целью этого регулирования является формирование гибкой системы, максимально обеспечивающей эффективность предпринимательства и способствующей соблюдению баланса экономических интересов всех участников международных экономических отношений.
2.1 Методы государственного регулирования.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
Административные методы
Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.
Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают .
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация
– это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.
В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов – субвенциями. Субвенция – это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними капитальных общегосударственных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
Дотация
– особая форма связи – финансовой и экономической — между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.
Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов, ограничение роста перегруженных крупно городских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды, которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения – путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты. Во многих странах созданы министерства труда для надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществления посредничества в трудоустройстве, введении трудовой статистики. Существуют также специальные органы для урегулирования трудовых конфликтов, например, в США – это Национальное управление по трудовым отношениям и федеральная служба посредничества и примирения. В ряде стран существует система принудительного арбитража, например, в Австралии и Новой Зеландии. Там специальные административные органы устанавливают условия труда в обязательном порядке. В ФРГ, Англии, Франции, Бразилии и других странах созданы трудовые суды, которые решают трудовые конфликты. Для борьбы против забастовок широко используется судебный аппарат.
Отметим, что работающие на рынок государственные предприятия в режиме рыночной конкуренции нельзя отождествлять с теми, которые были в системе директивного планирования и фондового снабжения. При ориентации на рынок предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия в осуществлении экономической стратегии государства.
В отличие от командной экономики, в условиях рыночных отношений выделяют финансовую помощь для проведения экономического оздоровления предприятий на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.
Об использовании государственных субсидий как эффективного рычага регулирования рынка и стимулирования производства свидетельствует, регулирования рынка, и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так, в этой стране в бюджете на 1993\94 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам — 20 млрд. За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского хозяйства, результаты этой работы доводятся до каждой фермы, предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего четыре процента населения страны, не только кормят свой народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни млрд. долларов.
На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта .
К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.
Экономические методы.
К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.
Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.
Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.
Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.
Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.
Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лэффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.
Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия(40-60 годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80-е годы, когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.
Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика — воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.
Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.
В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.
Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.
Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.
Есть и другие способы воздействия государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.
Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика – кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная – кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций. Например, руководство Федеральной резервной системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС.
В последние десятилетия государства осуществляют активное антимонопольное. В частности, многие страны Западной Европы устанавливают плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода – 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.
Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.
Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям – изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.
В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.
Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономику. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс – производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение и т.п.
Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.
Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий.
В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением.
В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения – гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п.
В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его — значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.
Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов. Предназначены для гашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономике.
2.2 Проблема государственного регулирования экономики в условиях финансового экономического кризиса.
Осмысление теории и практики государственного регулирования экономики позволяет выделить ряд специфических проблем, которые требуют знания и учета как со стороны самих регулирующих органов, так и граждан страны, в интересах которых, по определению, и осуществляется такая политика.
Начнем с того, что трудности, и немалые, представляет само определение целей регулирования. Эти трудности имеют многообразный характер. Так, каждая из целей отражает интересы определенных социальных групп, весьма различных по активности и способах отстаивания интересов. Выбор одной какой-либо цели, давая выигрыш одним силам, другим может наносить ущерб, который государство часто не в силах компенсировать (распределительный эффект), исключающих потери каких-либо сторон, это решения в рамках консенсуса (единогласия). Потери каких-либо сторон не будут значимы. Изменения экономической политики означают улучшение, если те, кто выигрывают от принятия решений, оценивают свой выигрыш в денежной форме выше, чем оценивает свой проигрыш „потерпевшая сторона“. Этот критерий не предполагает обязательной реальной компенсации выигравшими потерь проигравших (хотя это возможно и, вероятно, желательно), он требует лишь потенциальной возможности этого.
Далее, сама процедура принятия политических решений (в основном большинством голосов), которая и должна содействовать выбору оптимальных для общества приоритетных целей, во многом по причине отсутствия или искажения информации оказывается часто несостоятельной, в лучшем случае обеспечивая принятие решений в интересах среднего избирателя. К этому следует добавить, что, как показано в теории общественного выбора (Д. Бьюкенен), государственные решения принимаются не только в интересах общества в целом, но и во многом в интересах политических деятелей разного ранга, ориентированных, в частности, на необходимость сохранения и упрочения своего положения во властных структурах. Последствия таких решений могут быть весьма неблагоприятны. Существует также и проблема временного характера: чему следует отдать предпочтение — интересам и целям сегодняшнего дня или будущему? Наконец, возможны и просто ошибки в выборе целей, вызванные неточным анализом существующей ситуации, неразработанностью теоретических основ такого анализа, неполноценностью информационной базы, некомпетентностью руководителей и др. Часто уже эти сложности вызывают большой скепсис в отношении самой целесообразности государственного регулирования экономики, создавая питательную среду для распространения идей консерватизма и либерализма.
Этот скепсис может усилиться, если обратить внимание на большие издержки государственного регулирования. Оно действительно стоит достаточно дорого, причем без жесткого контроля со стороны общества затраты будут только возрастать в силу закономерной тенденции роста бюрократических структур. Такой рост, в свою очередь, будет усложнять и само принятие и эффективную реализацию решений. Если также учесть отмеченную в предыдущем параграфе возможную внутреннюю противоречивость методов государственного регулирования или их несогласованность, то его результаты могут весьма сильно отличаться от намеченных. Следует также вспомнить о таком понятии, как налоговое бремя, снижающее выигрыши потребителей и производителей и сокращающее общие выгоды торговли.
Весьма часто неопределенность факторов и инструментов воздействия государства на экономику находит свое выражение в своеобразном законе непредвиденных последствий: последствия регулирования реально весьма существенно отличаются от намечавшихся. В его действии весьма значимыми являются экономические лаги, характеризующие определенную инерционность экономической системы. Внутренний лаг — промежуток времени между моментом экономического шока и временем принятия ответных мер правительством, они особенно характерны для фискальной политики, связанной с процедурами обсуждения в парламенте. Внешний лаг — период времени между моментом принятия решения по какой-либо проблеме и началом появления результатов от данной меры — весьма существенное значение имеет в денежно-кредитной, внешнеэкономической политике, так как в них присутствует сложный передаточный механизм. Существование таких лагов затрудняет анализ ситуаций и выбор адекватных мер государственного регулирования.
Проблемы государственного регулирования, несомненно, связаны и с экономическими ожиданиями основных субъектов. Экономическая политика должна учитывать эти ожидания, но не только. Она сама воздействует на эти ожидания. Поэтому любые макроэкономические модели, призванные раскрыть механизм действия экономической системы, в значительной мере несовершенны. В связи с этим в экономической теории существует специфический термин — критика Лукаса: традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.
С государственным регулированием экономики связано также такое явление как поиск политической ренты. Политическая рента — это дополнительный доход частных экономических субъектов, вызванный принятием определенных политических решений (например, введением торговых пошлин, государственными заказами, выдачей государственных лицензий и т.п.). Поскольку поиск политической ренты обходится фирмам дешевле традиционных форм конкурентной борьбы, то такого рода давление на властные структуры имеет широкое распространение как в виде легальных форм (лоббирование), так и в виде теневых отношений (коррупция госаппарата). Лоббизм — деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы. Такая группа, имея свои специфические интересы, действуя сплоченно и целенаправленно может добиться решений, выгодных для меньшинства, если их противники не организованы и если индивидуальные выгоды последних меньше необходимых для их получения затрат. Понятно, что эти решения могут противоречить интересам общества и, будучи реализованы, наносят существенный ущерб экономической системе в целом и определенным социальным группам. Поиск политической ренты предполагает использование не только практики лоббизма, но и логроллинга — взаимной поддержки группами друг друга, а также торговли голосами. Политическая рента может стать мощным фактором сращивания государственного аппарата и теневых структур. Криминализация государственного аппарата является чрезвычайно опасной тенденцией, особенно для ослабленных экономик.
Значительное присутствие государства в сфере непосредственного производства товаров и услуг связано с еще одной непростой ситуацией — низкой эффективностью государственных предприятий. Как правило, это вызвано отсутствием мощных стимулов, характерных для частного предпринимательства. Руководители государственных предприятий в меньшей степени заинтересованы в результатах деятельности своих структур. Это оказывается дополнительным бременем для государственного бюджета.
Проводя антимонопольную политику по отношению к одним сферам деятельности, государство своими действиями неизбежно может создавать основы монополизации в других сферах и не только посредством установления государственной монополии, но и через механизмы лицензирования, охраны интеллектуальной собственности, государственных заказов. При этом многие негативные последствия ограничения конкуренции могут наносить экономике существенный ущерб. При необузданном росте силы и мощи государственного проникновения в экономику это создает опасность тотального контроля над ней с разрушением механизмов рыночной саморегуляции.
Проблемой государственного регулирования экономики является также то, что политический бизнес-цикл (вызванный периодичностью избирательных кампаний и временем полномочий органов власти) становится существенным фактором макроэкономических колебаний. Политические деятели стремятся к тому, чтобы с помощью инструментов фискальной и монетарной политики сделать так, чтобы к моменту выборов сложилась благоприятная социально-экономическая ситуация. Ясно, что такие действия не всегда оправданы с точки зрения логики развития самой экономической системы.
И наконец, государственное вмешательство может создать проблему дисбаланса между свободой человека, прежде всего экономической, и принуждением. Нарушение прав человека при избыточном присутствии государства в экономике может стать слишком высокой и неоправданной платой даже за эффективную экономику.
Библиографический список:
[1] «Наука и жизнь» 1997г., № 11
Теоретическая экономика. Политэкономия/ Под редакцией Г.П.Журавлевой, А.Н. Мильчаковой – М.: ЮНИТИ, 1997.
Экономика/ Под редакцией Булатова – М.: Экономисть, 2006
Экономическая теория/ Под редакцией А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009
[2] Обухов Н. „Проблемы геоэкономики“ /»Экономист” 1998 г., № 10., с. 86.
[3] «О стратегии государственного регулирования экономики»/ «Экономист» № 10 1998 г, с. 18-28; Мовсесян А. «Информационно-финансовый подход к экономической интеграции» / «Вопросы экономики»№ 7-1997, с.87-96.
[4] «Информационно-финансовый подход к экономической интеграции» / «Вопросы экономики»№ 7-1997, с.87-88.
[5] Сорос Дж. «Будущее капиталистической системы зависит от упрочения глобального открытого общества» / «Финансовые известия» № 2, 15 января 1998 г., с.5.
[7] Осадчая И.М. «Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией» / «Мировая экономика и международные отношения», 1998 г., № 1, с.140.
Государственное регулирование рыночной экономики / Под редакцией В.И.Кушлина, 2-е изд. – М.: Экономика, 2000.
Государство и экономика/ под редакцией Ф.А. Шалихалова
Государственное регулирование экономики/ Под редакцией Ю.П.Лубнева