Современная система бизнеса

Московскиймеждународный институт эконометрики, информатики, финансов и права
(ММИЭИФП)
Контрольная работа подисциплине “Основы бизнеса”
На тему: Современная система бизнеса.
Студента:
Преподаватель:
г.Москва 2004
Оглавление:
1.1  Система бизнеса. Системные качества современногопредпринимательского бизнеса………………………(1-4)
1.2  Деловое предназначение субъектов предпринимательскогобизнеса……………………………………………………(4-8)
1.3  Становление современной системы бизнеса…………(8-11)
1.4  Первоначальное накопление капитала как предпосылкастановления современной системы бизнеса…………………………(11-14)
1.5  Национальная система современного мировогобизнеса…………………………………………………….(14-18)
1.1Система бизнеса. Системный качества современного предпринимательского бизнеса
Наряду своздействием таких явлений, как экономическая среда предпринимательскогобизнеса, его горизонтальная и вертикальная инфраструктура, политическая, правовая ииные неэкономические среды предпринимательского бизнеса, современныепредприниматели во всех странах с рыночно ориентированной экономикой постоянноощущают влияние еще одного объективного явления — современной системыбизнеса.
С термином «системабизнеса» мы уже неоднократно встречались на страницах учебника «Основы бизнеса». Данныйтермин определяет очень важные свойства современного бизнеса — его системныйхарактер, наличие в современном предпринимательстве особых системных качеств, закономерный характерэволюции деловых отношений, а также соответствие многообразных способов проявленияпредпринимательства в странах с рыночно ориентированной экономикой общемировойтенденции развития предпринимательского бизнеса. «Система бизнеса» — это одна из основныхнаучных категорий во всей современной теории Предпринимательства.
Под системой принято понимать со­вокупность неразрывносвязанных между собой элементов единого целого. Элементы той или иной системы могут иметьместо только — внутри данной системы — именно там они оказываются неразрывно связан­ными между собой,составляя единое целое. Одни элементы системы не могут существо­вать без другихэлементов этой же системы, и наоборот. Они неотделимы друг от друга.
Наряду с системами вприроде и в обществе встречаются совокуп­ности случайно составленных предметовлибо отношений и связей между людьми, никак не обусловленных объективно. Такиесовокупности предметов или связей определяются как несистемные конгломераты. Скажем,кинофильмявляется системой, а попытки встроить в показ этого фильма по телевидениюрекламные ролики, прославляющие памперсы, моющие средства, жевательную резинку илидругие объекты предпринимательско­го бизнеса, не связанные с содержанием даннойкартины, имеют признаки несистемного конгломерата. Они не ведут к созданию новойсистемы, а, напротив, фактически разрушают существующую.
Всякая система можетбыть либо естественной (органической), либо искусственно созданной (неорганической). Органическойявляется система, происхождение и развитие которой осуществляются всилу объектив­ной необходимости. Органическая система имеет свойствасамодостаточности — она развивается сама, без принудительного вмешательства извне. Ее развитие всегдарегулируется изнутри, за счет внутренней объективной необходимости,поэтому данная система определяется как саморегулирующаяся исаморазвивающаяся. В ходе развития органической системы признаки каждого изее элементов становятся более явными и характерными, связи между элементами — более разнообразными, сложными, а, следовательно, — и более устойчивыми. По мереразвития органических систем их целостность постоянно укрепляется.
Система может не бытьорганической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому еерегулирование и развитие может осуществляться исключительно за счет внешнеговоздействия на ее элементы или на всю систему в целом. Неорганические (искусственносконструированные)системы не имеют внутренних импульсов развития, и потому онинедолговечны.
Современный бизнес является органическойсистемой. Его возникновение, последовательная эволюция и нынешнее устойчивое состояние сталивозможными благода­ря естественной необходимости. В силу естественной необходимости действуютвсе субъекты предпринима­тельского бизнеса, постоянно вступая друг с другом и сосвоим непредпри­нимательским окружением во взаимные деловые отношения. Данные от­ношения имеютзакономерную природу — все, что происходит в современ­ной системе бизнесаобъективно и неизбежно.
Закономерная природапредпринимательского бизнеса, развитие его на началах естественной необходимости,неразрывная взаимная зависимость между элементами его содержания и технологий,составляющих еди­ное целое, формируют системный характер современногопредпринимательского бизнеса. В современном бизнесе все подчинено строгим причинно-следственнымсвязям, внутренней логике развития деловых отношений как единого целого.
Именно системныйхарактер деловых отношений превращает современный предпринимательский бизнес вустойчивое, постоянно воспроиз­водимое явление, обладающее признаком целостности.Недостаточный учет этого обстоятельства и обусловил в прошлом возникновение и расп­ространениекритической концепции бизнеса, в рамках которой рыночные формыпредпринимательского бизнеса трактовались как временные, исто­рическипреходящие явления, обреченные на исчезновение по мере разви­тия человеческогообщества. Позитивная концепция бизнеса также не уде­ляет системномухарактеру бизнеса должного внимания — поэтому совре­менное предпринимательстворассматривается как по сути несистемный конгломерат достоинств и положительныхкачеств предпринимателей и всемирного предпринимательства.
В этой целостной ивнутренне устойчивой системе современного бизнеса протекает повседневнаяделовая де­ятельность предпринимателей, формируются и развивают­ся базисные элементысреды предпринимательства, его го­ризонтальная и вертикальная инфраструктура.В данном параграфемы подробнее рассмотрим особенности систем­ных качеств системы современного бизнеса, атакже постараемся понять, как обеспечивается целостность современной системыбизнеса и каким об­разом происходит уравновешивание внутренних противоречийэтой систе­мы, порождающих постоянную конкуренцию между субъектами бизнеса.
В отличие отпозитивной концепции бизнеса мы исходим из противоречивого характера взаимодействиямежду субъектами бизнеса. Сталкиваясь в повседневной жизни, субъекты бизнесастремятся не только наилучшим образом реализовать свои деловые интересы, но ипри возможности — навязать их другим субъектам бизнеса. Как же при этом соотносятсяцелостность системы бизнеса, развитие деловых связей как единого целого, с одной стороны,и противоречия в отношениях между субъектами бизнеса, — с другой стороны?
Противоречия междусубъектами бизнеса порождаются несовпадением их деловых интересов. Здесь можновыделить два вида несовпадения интересов. Во-первых, имеетместо несовпадение эгоистических инте­ресов каждого из субъектов бизнеса и егоже общественных интересов. Во-вторых, не совпадают деловые интересы разных субъектов,в том числе тех, кто вступает между собой в непосредственный контакт и непосредственно устанавливает деловыесвязи.
   Несовпадение интересов проявляется в том, что субъектам бизнеса всякий раз необходимо формулироватьиерархию интересов, т.е. предпочитать одни деловые интересы другим, идти на вынужденныекомпромиссы в процессереализации интересов. Субъекты бизнеса вынуждены ограничивать свои действияради достижения приоритетных целей даже в том случае, если эти цели навязаны им другими субъектами бизнеса. В процесседеловой деятельности несовпадение деловых интересов приводит к проти­востоянию между ними, а затем — к противоречивостив действиях субъек­тов бизнеса и вовзаимодействии между ними.
Реализуя свои эгоистические притязания,люди выступают как частные лица,преследующие частные интересы, а бизнес — как частное дело этих людей.Напротив, реализуя общественные притязания, люди высту­пают как общественные субъекты, преследующие иотстаивающие общест­венные интересы,а бизнес — как общественно полезное или общественно необходимое дело.
С развитиемразделения труда в человеческом обществе, специализации деятельности людейтакое несовпадение стало, заисключением натурального хо­зяйства, типичнымстимулом предпринимательской активности.«… Человек постоянно нуждается в помо­щи своих ближних, — писал Адам Смит. — Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показатьим, что в их собственных интересах сделатьдля него то, что он требует от них… Дай мне то, что мне нужно, и тыполучишь то, что тебе нужно, — та­ков смыслвсякого подобного предложения. Именно таким путем мы полу­чаем друг отдруга большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочникаожидаем мы полу­чить свой обед, а отсоблюдения ими своих собственных интересов».
Следовательно, предпринимательский бизнес,связанный с производством и распределениемматериальных благ, оказанием услуг, выполнени­ем работ, оказался и продолжает оказываться сегодня подчиненным пот­ребностям разнообразных членов человеческого общества.Поэтому предп­ринимательский бизнес, направленный, на первый взгляд,исключительно на удовлетворениеэгоистических интересов самих предпринимателей, всегда имеет значениеобщественно полезной деятельности.
Мотивация к занятиюпредпринимательством как общественно полезным делом имеет для активных, энергичных,инициативных и предпри­имчивых людей не менее весомое значение, чем ихмотивация, обусловлен­наяналичием эгоистических деловых интересов. В самом общем виде она обусловлена тем, что субъекты современногопредпринимательства стре­мятся произвести такую продукцию, выполнить такиеработы или оказать такие услуги,которые пользовались бы спросом у других субъектов бизне­са. Фактически при широком разделении трудасубъекты современного бизнеса повсеместно работают друг для друга.
Могут ли они при этомигнорировать интересы друг друга? В каждом конкретном случае могут. Так, к примеру, ведут себя продавцы,навязывая покупателям любые товары,независимо от уровня их качества, искусственно создавая ажиотажныйспрос, формируя критерии высокой моды исходя изсобственных интересов, связанных с максимизацией предпринимательского дохода.Однако ни один из предпринимателей не может позволить се­бе игнорировать объективные тенденции развитияпотребностей людей и потребительских ожиданий рынка. Каждый из субъектовбизнеса обязан подстраивать свою деловую деятельность к проявлениямзакона возвыше­ния потребностей и к закономерностям потребительского поведения.
Ни одинпредприниматель не может регулярно, в широком масштабе, игнорировать и законные интересы своихконтрагентов, поставляющих ему сырье,материалы, запасные части либо оказывающих складские, транспортные и иные производственные услуги, атакже наемных работни­ков, хотя при случае, не систематически, предпринимателимогут, конечно, манипулировать своимпартнерским окружением и даже обманывать его. Постоянное забвениеинтересов контрагентов, партнеров, наемных работ­ников со стороны того илииного предпринимателя чревато, как минимум, прекращениемделовых отношений с ним, а, как максимум, — исключением его из системы постоянного делового сотрудничествапо сути изгнанием его из экономической среды бизнеса.
Должны учитываться — и это самое примечательное — также и законные интересы конкурентов. Мы уже знаем, что всепредприниматели, действующие в странах с рыночно ориентированной экономикой, обязыва­ются обществом в лице государственныхорганов антимонопольного регу­лированияуважать законные права собственных соперников. Наряду с этим, приопределенных условиях конкуренты, оставаясь таковыми, могут вполне превратитьсядаже во временных партнеров по бизнесу, объединяя усилия в борьбе с общими противниками.
Противодействиенедобросовестной конкуренции, монополизации рынков и монополистической практике, всовокупности составляющее антимонопольное регулирование деловых отношений,представляют собой исключительно важное явление, имеющее место в экономическойсреде современного бизнеса.Поддержание конкуренции между субъектами биз­несастановится в этих условиях не только задачей, решение которой нап­равленона сохранение рынка, но фактически — и объектом общественного согласия вделовом сообществе.
Наличие эффективной конкуренции ока­зывается выгоднымвсем без исключения субъек­там бизнеса, но за это каждому из них приходит­ся идти накомпромисс и частично отказываться от реализации собственных интересов,связанных со стремлениемсделаться монополистом. Более того, каждыйпредприниматель вынужден согла­ситьсяс тем, что современный рынок — это такая арена соперничества междусубъектами бизнеса, где каждому из добросо­вестныхсоперников должно быть гарантировано сохранение потенциала его предпринимательской конкурентоспособности.Это значит, что субъек­ты деловых отношений, поддерживая стремление квзаимному соперниче­ству, вместе с тем, оказываются совместно заинтересованнымив противо­действии монополизации рынковкем-либо из них.
Противоречия деловыхотношений, конфликты деловых интересов современных предпринимателей имеют диалектическийхарактер. Данноеопределение означает следующее: разрешение противоречий в предп­ринимательском бизнесе постоянно приводит к тому,что конкурентное со­перничествокаждого из предпринимателей с представителями своего внешнего окружения порождает объективнуюнеобходимость постоянного учета законныхинтересов почти всех тех, с кем, казалось бы, возможна лишь война допобедного конца.
Несовпадение деловых интересовпредпринимателей обусловливает неизбежностьконфликта каждого из них со своим окружением. Каждый из субъектов предпринимательства, приступая к делу,всякий раз стремится утвердить себяво взаимном соперничестве с другими субъектами бизнеса. Но вместе с темон также стремится учесть потребности и законные интересы этого окружения. Ведь данное окружение может отвергнуть его по­пыткидобиться успеха и стать источником его неудач. Вот и получается, что конфликт деловых интересов оборачиваетсянеобходимостью достиже­ния согласияинтересов в масштабах экономики, всего человеческого об­щества как единого целого.
Учитывая, добровольно или вынужденно,деловые интересы своего окружения, каждый изсубъектов предпринимательского бизнеса, тем самым, оказывается перед объективной естественной необходимостью интег­рации собственной деловой деятельности в единуюсистему деловой дея­тельности, осуществляемую людьми, — в единую системубизнеса. Таким образом, конкуренцияпредпринимателей дополняется в современном предпринимательском бизнесетенденцией системной интеграции деловой деятельностикаждого из них в общую систему.
Системная интеграция предпринимательскогобизнеса представляет собой включение деловой деятельности каждогодобросовестного предпринимателя вединую, постоянно воспроизводимую систему деловой деятельности людей, происходящую во всем мире. Онабазируется на общественных интересахкаждого из субъектов бизнеса. Именно на ее основе становится возможнымпоявление этической, социальной и гуманистичес­кой мотивации людей к занятиюпредпринимательством, к которой мы обращалисьво второй главе учебника «Основы бизнеса».
В системной интеграции предпринимательского бизнеса не следует видеть некое механическое соединение деловыхусилий предпринимателей. Субъекты бизнеса всегда разделены конфликтамиинтересов и стремлением каждого из них вотдельности получить доступ к материальным благам, количество которыхвсегда остает­ся ограниченным. Но вместе стем в этом стремлении сов­ременныепредприниматели повинуются не только собственномуэгоизму. Они научились понимать, что дос­тижение конечного успехаудается лишь в результате со­четания эгоизмакаждого из субъектов деловых отноше­ний и согласия в обществе.
Именно поэтомупротиворечия интересов субъектов деловых отношений обусловливают двойственностьположения на рынке каждого из них. В действиях субъектов предпринимательскогобизнеса содержатся проявлениядвух противоположных тенденций развития современной системы бизнеса, а именно:
–  тенденцииконкуренции предпринимателей, стремящихся к достижению успеха засчет создания конкурентных преимуществ и обеспечения
победы над своим окружением;
–  тенденции системной интеграциичастногобизнеса субъектов деловых отношений в единый процесс общественно полезнойдеятельности
наоснове взаимного признания и учета интересов всей совокупности
представителей этогоокружения.
С тенденциейконкуренции связаны эгоистические интересы современных предпринимателей, стенденцией интеграции — их общественные интересы. Поэтому тенденция конкуренции выражает центробежныйха­рактер развития современной системы бизнеса, тенденцияинтеграции -центростремительныйхарактер развития данной системы.Современный бизнес развивается потому, что субъекты бизнеса постоянностремят­ся добиться собственного успеха и делать счастливым свое окружение.
Системный характерсовременного бизнеса, его целостность и устойчивость обусловлены тем, что данныетенденции уравновешивают друг друга.Субъекты бизнеса конкурируют между собой; они стремятся моно­полизировать рынок, но понимают, что монополизациярынка приведет к краху рынка, а,следовательно, в конечном счете, и их бизнеса. Целостность и устойчивость современной системы бизнесаобеспечиваются на основе не механического объединения субъектов бизнесаи принудительного со­подчинения их деловыхинтересов, а интеграции их связей в результате взаимного учетаинтересов.
Одновременноедействие центробежной и центростремительной тенденций развития системы бизнесаприводит к формированию основных системных (интегративных) качеств современной системыбизнеса, связанныхс каждой из данных тенденций. Таковыми являются:
– деловойсуверенитет всех субъектов деловых отношений независимо от их функциональной роли в системе бизнеса;
– согласие (консенсус) интересов всех субъектов деловыхотношений.
Под деловымсуверенитетом субъектов дело­вых отношений понимается постоянноевоспроизведе­ние естественного права каждого из них на участие в бизнесе и наобретение успеха в нем сообразно потенциалу собственной конкурентоспособности. Каждыйче­ловек, следовательно,обладает естественным правом на ведениепредпринимательского бизнеса и на достиже­ние успеха в нем, а также правом науклонение от учас­тия в ведении предпринимательства. Деловой суверенитет предпринимателей являетсяобязательным ус­ловием их участия в бизнесе. Его наличие позволяетпредпринимателям идти насамостоятельный выбор приемлемых видов предпринимательства, принимать инициативные решения, проводить сделки,рисковать собственным достоянием,вести непрерывную конкурентную борьбу, нести экономическую и юридическуюответственность за результаты деловой деятельности. Обладая деловым суверенитетом, каждый предприниматель получает возможность проявлять свои деловыеинтересы и отстаивать их в соперничествес другими предпринимателями.
Поддержание и воспроизведение в обществепредпринимательского суверенитета свидетельствует о том, что законнаядеятельность субъектов предпринимательскогобизнеса находится под защитой органов власти и управления, и что никакойиной субъект бизнеса не вправе вмешиваться в нее,принудительно навязывая всем свои деловые интересы.
Деловой суверенитетпредпринимателей сочетается с согласием интересов всех добросовестных субъектовсовременного бизнеса. Противоречия между «деловыми людьми» не должны с силойнеизбежности выводить их за рамки существующего общественного согласия интере­сов, становитьсяобщегосударственной проблемой и приобретать безыс­ходный характер.
Согласие интересов в современной системебизнеса базируется на принятии всеми субъектами деловых отношенийдолговременных взаимныхобязательств по соблюдению делового суверенитета друг друга. Все сторонысоглашаются с правом каждого добросовестного предпринимате­ля на отстаивание собственных интересов и на ихреализацию. Соглашаясь на признаниеправа каждого добросовестного субъекта деловых отноше­ний на реализациюсвоих деловых интересов, современные предпринима­тели вольно или невольно интегрируют собственную деловую деятель­ностьв единую систему бизнеса.
1.2. Деловое предназначение субъектов предпринимательскогобизнеса
Понимание системного характерасовременного предпринимательского бизнеса,его устойчивости и целостности важно любому действующему предпринимателю, в том числе и начинающему.Надо лишь поскорее найти в этой системе достойное место для себя самого.
Поиск профессиональными предпринимателямидостойного места в жизни связан с выявлением ими своего деловогопредназначения, которое обычно называется предпринимательской миссией. Предпринимательскую миссию необходимо выявлять каждому человеку,выходящему на старт деловой карьеры,независимо от того, делает он это впервые либо возвращается к занятиюпредпринимательством после перерыва.
Предпринимательскаямиссия (деловое предназначение) каждого из предпринимателей имеет двесоставляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешнюю составляющую предпринимательскоймиссии образует совокупность потребительских, партнерских, конфликтных и иныхожиданий внешнегоокружения, которые связываются им с деятельностью каждого из предпринимателей. От любого субъектабизнеса все постоянно чего-то ждут. Кто-тотомится в ожидании новых высококачественных товаров и услуг, кто-то рассчитывает обрести в его лиценовый рынок сбыта, кому-то позарез необходим деловой партнер илиустойчивый контрагент, а кого-то тяготит предвкушение выхода на рынок новогоопасного соперника.
Внешнее окружение непросто пассивно и терпеливо ждет появления носителей искомой предпринимательской миссии, но и активноготовится к появлению ожидаемых субъектовбизнеса, демонстрирует готовность к встрече с ними. В средепотенциальных партнеров и клиентов происходит формированиесвоего рода спроса на предпринимателей, обладающих вполне определенным деловымпредназначением. В среде потенциальных конкурентовформируется потребность в том, чтобы подобные предприниматели никогда непоявлялись на рынке. Совокупность данных ожиданий, потребностей и спроса,формирующихся в экономической среде предпринимательскогобизнеса, образует внешние импульсы предпринимательства. Реакциейна них и является внешняя составляющая предпринимательской миссии.
Внутреннююсоставляющую предпринимательской миссии образуют реакции предп­ринимателейна совокупность собственных намерений, потребностей и ожиданий, связанных с профессиональнымзанятием теми или иными видами предпринимательского бизнеса при существующем внешнемокружении. Все эти ожидания, потребности и намерения составляют внутренние импульсы предпринимательства.
Чтобы выявить, в чем именно состоит егоделовое предназначение, каждому субъекту предпринимательского бизнесанеобходимо понять или хотя бы почувствовать ожидания и потребности внешнейсреды. Ему также следует разобраться и всебе самом. Для этого надо осознать мотивы, подталкивающие его кпредпринимательскому бизнесу, сформулировать стратегические цели,выразить с их помощью собственные стратегические ожидания от занятия предпринимательством.
Каждыйпрофессиональный предприниматель действует, повинуясь собственной иерархии предприни­мательских мотивов и целей. Одни видят успех впобеде над конкурентами, другие — в выживании. Одни стре­мятся лишь к максимизации предпринимательских до­ходов, не брезгуя никакими средствами, другие,форму­лируя стратегические цели бизнеса, руководствуются, наряду с финансо­выми и имущественными мотивами, также этической,философской, соци­альной иэстетической мотивацией.
Предпринимательская миссия (деловоепредназначение) каждого из субъектов бизнесаявляется важным элементом системы бизнеса как единого целого. Она не можетдирективно устанавливаться или механически задаваться. Выявляясобственную предпринимательскую миссию, субъектыбизнеса действуют самостоятельно и проявляют свой деловой сувере­нитет.Одновременно они обязаны понимать необходимость достижения согласия синтересами своего внешнего окружения.
Предприниматели предстают какпотенциальные конкуренты всем, кто окажется на их пути к относительноограниченным благам, и вместе с тем — какучастники единого ансамбля деловых связей; их деятельность признаетсяобщественно полезной и интегрируется в систему. Поэтому в процессе выявления предпринимательской миссиисубъекты бизнеса ограничивают свою естественную свободу рамками познаннойнеобходимости.
Свобода в предпринимательскомбизнесе представляет собой высшуюстепень самостоятельности предпринимателей, их независимость от интересов, решений и действий своего окружения.Неограниченную свобо­дупредпринимательства нельзя отождествлять с деловым суверенитетом предпринимателей. Ее можно было наблюдать впрошлом, в период широ­когораспространения так называемой свободной конкуренции. Но сегод­ня представленияо свободе предпринимательства являются не более чем пережитком былыхвремен, ярким напоминанием о том историческом пе­риоде развития рыночной экономики, когда все субъекты бизнеса были свободныи мало считались с интересами друг друга. Сегодня, однако, все вынужденысчитаться друг с другом. Поэтому свободный выбор в услови­ях современной рыночной экономики являетсяотражением не тольковнутренних, но и внешних импульсов предпринимательства.
 Предпринимателиограничивают свободу друг друга рамками допустимого, коридором независимости, внутри которогокаждому из предпринимате­лей кажется, что он свободен. На самом деле он свобо­денлишь в пределах своего собственного делового су­веренитета и делового суверенитетавсех представи­телей среды своего бизнеса. Умный предприниматель никогда не сделаетсвободу самоцелью. Не сделает он таковой и рост предпринимательских доходов.Нап­ротив, он прежде всегопостарается понравиться сво­ему окружению,заслужить его доверие, продемон­стрировать ему желание быть полезным.
К примеру, ни одинпредприниматель-коммерсант, тайно мечтающий о «рынке продавца», никогда не согласится на появление такого рын­ка наяву. Главная задача любого предпринимателя,считает, к примеру, признанный авторитет в области коммерческогопредпринимательства Фрэнк Беттджер, — добиться желания клиента сотрудничать с ним. «Зас­луженное доверие — вотглавный принцип хороших или отличных отноше­нийс окружающими, — подчеркивает Ф. Беттджер. — Следуйте проверен­ному принципу: сначала сами поверьте в то, во чтодолжен поверить ваш клиент». Деловое предназначение любого предпринимателя — «крутить­ся» в коридоренезависимости и быть полезным своим клиентам круглосу­точно, стремясьнайти сочетание внешних и внутренних импульсов своей деятельности. Он вынужден заниматься этим регулярно, проверяя и пе­репроверяясвою предпринимательскую миссию в конце каждого очеред­ного тактического цикла.
Каждый из субъектовпредпринимательского бизнеса оказывает влияние на свое деловое окружение, но и сам при этом испытываетвстречное влияние. Каждому из них чрезвычайноважно отдавать себе отчет в том, ктои какое воздействие может оказать на деятельность его фирмы и на кого онможет повлиять сам, стремясь к достижению успеха.
Вполне возможно, что его внутреннийнастрой вообще неприемлем для внешнего окружения. В этом случае можноутверждать, что его деловое предназначение определено неправильно. Но есливнутренние и внешние импульсы предпринимательства сочетаются между собой,справедли­во утверждение о том, что предпринимательская миссия выявлена сбольшой степенью точности.

Рис. 1.1. Выявлениепредпринимательской миссии
Может ли современныйпредприниматель считаться свободным, находясь в коридоре независимости? По сутисовременная система бизнеса выдвинула деловой суверенитет предпринимателей какальтернативу их свободе, оставшейся в прошлом.
Субъектыпредпринимательского бизнеса заботятся о сохранении и воспроизведении неабстрактной свободы, а именно делового суверенитета. Они вынужденыобеспечивать этот суверенитет, не игнорируя интересы других субъектовбизнеса, а, напротив, опираясь на данные интересы. Это под­талкивает их кпостоянному поиску согласия интересов, с достижением ко­торого снимались быугрозы их безопасному функционированию. Поэтому деловой суверенитетпредпринимателей характеризует высшую степень допустимойпредпринимательской свободы в современном обществе.
Приступая к занятию предпринимательскимбизнесом, каждый предприниматель всегда задается рядом типовых вопросов, отражающихегореакции на ожидания внешнего окружения, связанные с его деловой деятельностью. Таковымиявляются вопросы «для чего?», «для кого?», «что?», «как?», «с кем?» и «против кого?».
Отвечая на вопрос«для чего?», предприниматель уточняет внутренние импульсы деловой деятельности.Отвечая на вопрос «для кого?», он пытается понять, кому нужны результаты егодеятельности и он сам как творец этих результатов. Сочетая положительные ответы наданные вопро­сы, каждый предприниматель старается выявить свое деловое предназна­чениеи воплотить его в своей предпринимательской стратегии. Если хотя бы на один изэтих вопросов не находится положительного ответа, бизне­сом заниматься нестоит, ибо вместо осмысленного и успешного бизнеса начинающий предпринимательобязательно получит «monkeybusiness» («мартышкин труд») — бессмысленную ибесцельную имитацию деловой активности.
В дальнейшем, отвечая на вопросы «что?»и «как?»,субъекты предпринимательского бизнеса очерчивают содержание и технологииделовой деятельности,к которой они намереваются прис­тупить, убедившись в том, что их предпринимательские миссииопределены правильно. Отвечая на вопросы «с кем?» и «против кого?», предприниматели очерчиваюткруг представителей внеш­него окружения, с которыми они планируют вступить либо впартнерские отношения, либо в отношения конкуренции.
Обычнопредприниматели стараются ответить на подобные вопросы, формируя свои стратегическиебизнес-планы. Такие бизнес-планы являются важным инструментом воплощенияпредпринимат