«Современная спецодежда и средства индивидуальной защиты как фактор обеспечения безопасности труда»

«Современная спецодежда и средства индивидуальной защиты как фактор обеспечения безопасности труда»Обеспечение приоритета жизни и здоровья работников является первоочередным направлением государственной политики в области охраны труда. Оно реализуется, в частности, путем установления со стороны государства обязанности работодателя обеспечить применение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты.Главная цель совещания-выставки в том, чтобы как можно шире использоватьв повседневной практике достижения отечественной и зарубежной науки и промышленностив области охраны труда, обменяться опытом работы, обсудить состояние обеспечения и применения работниками средств индивидуальной защиты и пути совершенствования данной работы, направленной на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Актуальность вопроса обеспеченности работников эффективными средствами защиты была озвучена заместителем руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края Крыловой Татьяной Михайловной:Проведение краевых совещаний-выставок по обеспечению работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты стало традицией. Агентством трудаи занятости населения уже в третий раз проводится такое мероприятие – в целях пропаганды вопросов охраны труда и обмена передовым опытом. За истекшие 1,5 – 2 года внесены существенные дополнения и изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части охраны труда, обновились нормативные правовые актыпо обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.Так, в 2009 году вышли новые Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н. Приказ вступил в силу 06.10.2009. Соответствующее Постановление Минтруда России от 18.12.1998 № 51 утратило силу.Как известно, трудовым законодательством установлена обязанность работодателя бесплатно выдавать своим работникам специальные одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.Новые Межотраслевые правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за СИЗ. Они распространяются на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Что нового содержится в Межотраслевых правилах?1) уточнено понятие термина СИЗ. Под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также защиты от загрязнения;2) вместо термина «сертифицированные СИЗ» введен термин «СИЗ, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия»; СИЗ должны иметь действительные сертификат соответствия или декларацию соответствия, а также в установленных случаях санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельствоо государственной регистрации.3) допускается приобретение СИЗ во временное пользование по договору арендыи в соответствии с Типовыми нормами;4) при заключении трудового договора работодателю предписывается ознакомить работника с Межотраслевыми правилами, а также с Типовыми нормами выдачи СИЗ по профессии или должности работника;5) работодатель может с учетом мнения профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать свои Нормы выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению c Типовыми нормами, защиту работника. Такие Нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя.Новшества в Межотраслевых правилах позволяют создавать более высокую степень защиты работника от неблагоприятных условий труда и, прежде всего, пойдут на пользу работникам.Предоставление работникам СИЗ, в том числе, приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя, соответствующие СИЗ выдаются работникам бесплатно. Возможна замена предусмотренного Типовыми нормами вида СИЗ аналогичным.Нельзя забывать, что у работника есть право отказаться от выполнения трудовых обязанностей в случае невыполнения работодателем обязанностей по обеспечению СИЗ. В данном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2008-2009 г.г. утверждены также новые Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики;сельского и водного хозяйства;железнодорожного транспорта (железных дорог и внутризаводского железнодорожного транспорта);автомобильного транспорта и шоссейных дорог;речного, морского и воздушного транспорта;банков, жилищно-коммунального хозяйства.По остальным отраслям экономики пока продолжают действовать ранее утвержденные постановлениями Минтруда России Типовые нормы выдачи СИЗ.В условиях нынешней экономической ситуации многие организации края, особенно среднего и малого предпринимательства, испытывают финансовые трудности, что отражаетсяна финансировании мероприятий по охране труда.Наряду с наметившейся в последние годы в крае тенденцией сокращения количества несчастных случаев на производстве, результаты многолетнего мониторинга состояния условийи охраны труда показывают, что условия труда работающих в организациях края практическине улучшаются. Компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда получают более 40 процентов работающих в крае. В крае ежегодно растет уровень профессиональной заболеваемости, аттестация рабочих мест по условиям труда проводитсяв недостаточном объеме. Улучшение условий и охраны труда, в том числе обеспечение работающих СИЗ, является одним из элементов стабильного роста экономики края. Например, по данным Международной организации труда – 4% ВВП теряется по причине несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. Практика работы ряда организаций доказала, что эффект от применения качественных средств защиты во много раз превосходит затраты на их приобретение. По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю уровень обеспеченности работников СИЗ в организациях, охваченных статистическим наблюдением (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь) составляет порядка 80 процентов. Данный показатель применим к крупным промышленным предприятиям и учреждениям бюджетной сферы, в организациях малого и среднего бизнеса он значительно ниже. Работники организаций по добыче полезных ископаемых обеспечены средствами защиты более чем на 90%, металлургического производства и производства готовых металлических изделий – на 88%, однако при этом около 40% работодателей обеспечивают работников не сертифицированными средствами защиты. На сегодняшний день применение современных средств индивидуальной защиты является одним из способов повышения конкурентоспособности организации, повышения производительности труда, улучшения «имиджа» компании, сокращения косвенных экономических затрат, в том числе по социальному страхованию, сокращению числа невыходов на работу. В том случае, когда работники удовлетворены условиями труда, они больше доверяют руководству компании, растет мотивация к трудовой деятельности, поднимается моральное состояние персонала, что в конечном итоге ведет к повышению экономической эффективности деятельности работодателя. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» работодателю разрешено использование средств Фонда социального страхования РФ (до 20% отчислений) на проведение предупредительных мер в целях профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации работодателем могут быть использованы в следующих целях: на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными производственными факторами, сертифицированных СИЗ по установленным нормам; на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда аккредитованными организациями; на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на проведение мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны в соответствие с установленными требованиями – по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; на проведение углубленных медицинских осмотров. Динамика финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний в крае в 2006-2008 годах положительная, растет число организаций, использующих средства Фонда, увеличиваются размеры используемых средств Фонда. Как было отмечено и на прошлом совещании, проверки показывают, что отдельные работодатели пытаются сэкономить средства на обеспечение СИЗ, спецодежда приобретаетсябез учета специфики выполняемых работ и необходимых сертификатов соответствия. Кроме того, дешевые средства защиты обычно имеют небольшой эксплуатационный ресурс и быстро приходят в негодность, что приводит к неэффективному использованию финансовых средств, в связи с необходимостью частого возобновления СИЗ. Однако, не все так плохо. В крае имеется положительный опыт корпоративного нормирования СИЗ, например, на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Успешно решаются вопросы обеспечения работников средствами индивидуальной защитыв таких организации края, как: ОАО «Красноярская ГЭС», ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», филиал ОАО «СУЭК» в городе Красноярске, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф. Решетнева, филиал «Красноярская ТЭЦ-3», ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», ООО «КрасКом», ЗАО «Стальмонтаж», ООО «Енисейлесстрой» и др. В иерархии методов управления охраной труда в организации СИЗ занимают не первое место. Они являются мерой, позволяющей снизить риск воздействия неблагоприятных факторовна рабочем месте, предотвратить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость. Тем самым реализуется закрепленное в Конституции Российской Федерации право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Об осуществлении государственного контроля и надзора за обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты рассказал начальник отдела по 4-й группе отраслей (транспорт и энергетика) государственного надзора и контроля(по охране труда) за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции трудав Красноярском крае ^ Зементов Владимир Иванович:Недостатки в обеспечении работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты входят в десятку одних из основных причин несчастных случаевна производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в организациях Красноярского краяв 2009 году. По этой причине получили травмы с тяжелыми последствиями 13 работников. Поэтому вопросам обеспечения работников предприятий и организации спецодеждой, спецобувьюи другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) Государственной инспекцией труда уделяется традиционно пристальное внимание. Государственной инспекцией труда в Красноярском крае при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в 2009 году было проведено 3052 проверки по вопросам охраны труда, в том числе 1404 комплексных, в которых проводилась проверка по всем основным вопросам охраны труда, в том числе вопросам обеспечения работников предприятий и организации СИЗ. Так же, в течение 2009 года государственными инспекторами труда отдельно была проведена 121 тематическая проверкапо обеспечению работников СИЗ. В ходе проведения всех видов проверок, осуществленных в течение 2009 года, было выявлено 1995 нарушений, связанных с вопросами обеспечения работников СИЗ. Основными из них являются: – допуск к работе работников не обеспеченных в соответствии с «Tипoвыми отраслевыми нормами…» спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ; – приобретение и выдачу работникам СИЗ, не имеющих сертификата соответствия или имеющих сертификат, срок действия которого истек; – при заключении трудового договора работодатель не знакомит работника с Правилами обеспечения СИЗ, а так же с соответствующими его профессии или должности Типовыми нормами выдачи СИЗ; – отсутствие со стороны работодателя надлежащего учета – выдача работникам и сдача ими СИЗ не фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ; – отсутствуют специально оборудованные помещения (гардеробные) для хранения выданных работникам СИЗ; – не организована стирка, химчистка, обеспыливание, сушка СИЗ, а так же их своевременный ремонт и замена; – не производится своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника; – при выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков (таких как респираторы, противогазы, предохранительные пояса, накомарники, защитные каски и др.), работодателем не обеспечивается проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а так же не организовываются тренировки по их применению; – в соответствии с установленными сроками работодателем не обеспечивается испытаниеи проверка исправности СИЗ (например, предохранительных поясов), а так же своевременная замена частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами (фильтров респираторови противогазов и др.). – незнание руководителями и специалистами, действующей законодательной и нормативной базы обеспечения работников СИЗ – в первую очередь, это связано с тем, что работодателем своевременно не организовывается и не проводится в установленном порядке обучение и проверка знаний по охране труда с указанными должностными лицами; – отсутствие в организациях комплекта нормативных правовых актов, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, Норм бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Кроме того, по статистическим данным Федеральной службы по труду и занятости, результаты надзорно – контрольной деятельности свидетельствуют об актуальности проблемы качества выпускаемых СИЗ, ряд из которых не обеспечивают эффективную защиту от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды в установленные Типовыми нормами сроки носки. Это, в первую очередь, относится к суконной спецодежде, костюму сварщика, кожаным ботинкам, кирзовым сапогам и др. в то же время, в силу ряда объективныхи субъективных обстоятельств в настоящее время руководители многих организаций, в первую очередь среднего и малого бизнеса, при покупке СИЗ нередко ориентируются на низкую цену, тогда как многие дешевые СИЗ обладают низкими защитными и эксплуатационными свойствами, применение которых создает для работника повышенную угрозу риска получения травм или профессиональных заболеваний. При выявлении нарушений связанных с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты государственными инспекторами труда принимались меры по их устранению – работодателям и должностным лицам выдавались предписания с указанием сроков устранения. В ряде случаев принимались меры по запрещению использования СИЗ. Так, по итогам проведенных проверок, по требованию государственных инспекторов труда прекращено использование не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников – 41 види 353 единицы соответственно. Об актуальности этой проблемы не только в Красноярском крае, но и в целом по Российской Федерации, говорит и тот факт, что Государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в ходе проведенных в 2009 году проверок было выявлено более 92 тысяч нарушений требований статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации в части обеспечения работников СИЗ. По результатам проведенных проверок было запрещено использование более 166 тысяч единиц СИЗ, не имеющих сертификатов соответствия и не отвечающих требованиям охраны труда. Учитывая большую значимость создания здоровых и безопасных условий труда работникам, а в ряде случаев и прямую взаимосвязь травмирования работников в связи с необеспеченностью их СИЗ, Государственной инспекцией труда в Красноярском крае и в дальнейшем будет осуществляться контроль за обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.Особого внимания требует профессиональная заболеваемость, поскольку она непосредственно связана с условиями труда. Проанализировал ситуацию профессиональной заболеваемости работающих в Красноярском крае начальник отдела надзора за условиями труда управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Федореев Роман Владимирович: Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшенииза последние годы. Негативные тенденции четко просматриваются и в профессиональной заболеваемости. Это – «заболевание, развившееся в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью». За последнее десятилетие в Российской Федерации зарегистрировано свыше 120 тыс. больных с впервые установленным диагнозом профзаболевания, при этом 97% приходится на хронические заболевания, влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности; отмечается утяжеление течения заболеваний и рост числа неблагоприятных исходов. В Красноярском крае только за 2009 год среди работающих на предприятияхи в учреждениях зарегистрировано 207 случаев с впервые установленными профзаболеваниями,в сравнении с 2008 годом количество зарегистрированных случаев увеличилось в 1,5 раза (со 137 случаев до 207). Увеличение случаев профессиональных заболеваний зарегистрировано в административных территориях края, где расположены крупные металлургические предприятия по добычеи переработке руд цветных и черных металлов, специализированное строительство, авиационный транспорт, угольная промышленность. Лидирующее положение по количеству установленных профессиональных заболеваний занимает г. Норильск (119 из 207 случаев), где, по сравнениюс 2008 годом, отмечен рост числа случаев профессиональных заболеваний в 1,8 раза (с 65 в 2008 году до 119 случаев в 2009 году); также г. Красноярск, занимающим второе положение, в 2009 году (58 случаев) по сравнению с 2008 годом (40 случаев). Кроме того, в 2009 году зарегистрированы случаи профессиональных заболеваний в городах г. Заозерный, г. Лесосибирск, г. Назарово,на территории которых в 2008 году данная патология не регистрировалась, установлены случаи также у работников крупных предприятий энергетической отрасли (ГРЭС), угледобывающих объектов (угольные разрезы Бородинский, Назаровский), объектов водного транспорта (речные суда). Структура нозологических форм хронических профессиональных заболеванийпо Красноярскому краю соответствует аналогичной по территории Российской Федерации:в течение ряда лет преобладают заболевания, вызываемые воздействием физических факторов – 62,8% от общего числа профессиональных заболеваний; вторую позицию занимают заболевания, вызываемые воздействием химических факторов – 9,2%, на третьей позиции находятся заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей – 8,7%; затем следуют заболевания, вызываемые воздействием биологических факторов – 6,8%; традиционно в структуре небольшой процент занимают заболевания, связанные с физическими перегрузкамии перенапряжением отдельных органов и систем (5,3%), профессиональные новообразования (3,9%), аллергические заболевания (3,3%). Уровень профессиональной заболеваемости в Красноярском крае не соответствует истиной картине, что напрямую связано с работой медицинских организаций, занимающихся проведением профилактических медосмотров. Заболевания регистрируются на поздних стадиях, у работающих со стажем работы с вредными производственными факторами 20 и более лет. Несвоевременное выявление профессиональных заболеваний кроется за недостатками существующей системы медицинской помощи и диагностики ранних форм профессиональных заболеваний, отсутствием эффективных рычагов воздействия на работодателей и отсутствием экономической заинтересованности и ответственности работодателей за сохранение здоровья работников. О низком уровне выявляемости профессиональных поражений свидетельствует ещё и тот факт, что в Красноярском крае ежегодно осматриваются около 150 тыс. работающих в контактес вредными и производственными факторами и только в единичных случаях устанавливают диагноз предварительного профессионального заболевания и ещё меньше заключительного профессионального заболевания. Так, в 2009 году в Красноярском крае было осмотрено в ходе периодических профилактических медицинских осмотров 168994 человека, из них – 72015 женщины. При этом,с подозрением на профессиональное заболевание – 182 человека, что составляет 0,11% от всех осмотренных (в 2008 году– 0,13 %). Основная масса осмотренных в 2009 году приходитсяна следующие отрасли: металлургическое производство – 16,85%, здравоохранениеи предоставление социальных услуг – 15,08%, производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 11,3%. Подозрения на профзаболевания в 2009 году зарегистрированы в 7 отраслях (в 2008 году –15), при этом 24,7% всех выявленных с профпатологией приходится на металлургическое производство, 19,78% на строительство, 19,2% на химическое производство, 17,5%на производство, передачу и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды, 8,79%на добычу металлических руд, 4,9% на вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность, 3,8% на добычу каменного угля, бурого угля и торфа, 1,09% на сбор, очисткуи распределение воды. Несвоевременное выявление профессиональных заболеваний и производственно обусловленных травм, а также использование устаревших методов их лечения приводят к высокой инвалидизации, а следовательно, к прогрессивному снижению потенциала работающего населения края.Об использовании организациями средств Фонда социального страхования Российской Федерации, направляемых на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работающих рассказал Сальников Николай Александрович, начальник отдела организации страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации:Статьей 8 Федерального закона № 292-ФЗ от 29.11.2009 «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе принимать решения о направлении страхователям до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхованиеот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленныхза предшествующих год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер. В 2010 годув бюджете Фонда на эти цели предусмотрено 4543,5 млн. руб. Постановлением Правительства РФ № 33 от 29.01.2010 «О порядке финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизмаи профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердитьпо согласованию с Фондом правила такого финансирования на 2010 год, а также давать разъяснения по их применению. В настоящее время такие правила разработаны Фондом и проходят процедуру согласования в Минздравсоцразвития РФ. Ожидается, что среди утвержденных мероприятий сохранятся: – проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; – реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений к нормативным требованиям; – приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; – санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; – обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. Кроме этого, предполагается вернуться к финансированию проведения обязательных периодических медицинских осмотров, которые финансировались Фондом до 2006 года (до начала реализации программы проведения углубленных медицинских осмотров, проводимой в 2006-2009 годах и завершенной 1 января 2010 года), а также ввести в предупредительные мероприятия новые направления: – обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных (до 2010 года финансирование осуществлялось Минздравсоцразвития РФ за счет средств Фонда. Ожидается,что с 2010 года финансирование будет осуществляться непосредственно Фондом в рамках финансирования предупредительных мер); – приобретение приборов для определения наличия уровня алкоголя (алкотестеров); – приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов). Для принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации страхователи обращаются с заявлениемо финансовом обеспечении предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются: а) план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), плана мероприятий по улучшению условий трудав организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда,с указанием суммы финансирования; б) копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Дополнительно, к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер. За период 2006 – 2010 годы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Красноярским региональным отделение Фонда будет направлено 600 млн. рублей. Так, в 2009 году всего израсходовано 126,4 млн. рублей, в том числе, за счет этих средств приобретено 58 тысяч средств индивидуальной защиты на сумму 103 млн. руб., аттестовано 2759 рабочих мест на сумму 6 млн. руб., приобретено 711 путевок на сумму 17,3 млн. руб. На 2010 год Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации выделено 139 млн. рублей. Ожидается, что за финансированием мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеванийв исполнительные органы Фонда в этом году обратятся более 400 красноярских работодателей. Увеличение объема финансирования превентивных мероприятий является однимиз факторов снижения производственного травматизма. В 2009 году произошло на 472 несчастных случая на производстве меньше, чем в 2008. В том числе, сократился смертельный травматизм(на 40 человека), а также травматизм с тяжелым исходом (на 37 человек).^ Распределение средств,направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизмаи профзаболеваний (по статьям расходов)(2009 год)Всего – 126,4 млн. руб. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и количество случаев производственного травматизма и вновь выявленных профессиональных заболеваний^ Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников(млн. руб.)За период с 2006 – 2010 г.г. на финансирование предупредительных мер в Красноярском крае направлено около 600 млн. руб.Заместителем начальника отдела по надзору за химической и нефтеперерабатывающей промышленностью Енисейского управления Ростехнадзора Былинской Натальей Павловной был подготовлен доклад на тему «Средства индивидуальной защиты – фактор безопасности труда»:Работа персонала обслуживающего химически опасные объекты связана с риском для здоровья работающих в результате действия поражающих факторов от аварийного выброса опасных веществ из технологической системы. Незначительные утечки опасных веществ из оборудования по причине нарушенияего целостности устраняются обслуживающим персоналом. Для защиты органов дыхания в этих случаях достаточно применения фильтрующих противогазов с коробками различных марок, предназначенных для фильтрации воздуха производственных помещений от загрязняющих веществ. Наличие данных средств индивидуальной защиты на опасных производственных объектахв основном находится в достаточном количестве, хотя имеются случаи несвоевременной замены фильтрующих коробок по истечении их срока годности. Более значительные утечки химически опасных веществ происходят в результате аварийной разгерметизации технологического оборудования и залпового высвобождения агрессивной среды из замкнутой системы в производственное помещение. В этом случае локализовать аварию может только специально подготовленный персонал – члены НГСФ (нештатного газоспасательного формирования) из числа обслуживающего персонала, подготавливаемого на специальных курсах. Другие структуры, предназначенные для ликвидации аварии не могут обеспечить оперативность прибытия на аварию в связи с отдаленностью их расположения. Поэтому члены НГСФ должны обеспечиваться изолирующими средствами защиты органов дыханияи герметичными костюмами, позволяющими работать в загазованной среде, отключать поврежденное оборудование в установленный для локализации период времени. Данные средства защиты имеются не на всех химически опасных объектах, несмотря на то, что ежегодно более 100 человек проходят обучение и аттестацию на статус спасателя в специализированном центре подготовки спасателей при СибГТУ. Задачей работодателя является обеспечение безаварийной и безопасной работы производства и обеспечение готовности на случай ликвидации аварийных ситуаций. С проблемой применения Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты столкнулось Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети». Начальник отдела охраны труда, техники безопасности и промышленной безопасности МУП «Тепловые сети» Лысенко Ирина Валерьевна рассказывает:Есть профессии, которые согласно Единому тарифно–квалификационному справочнику (ЕТКС) должны выполнять виды работ, при которых необходимо обеспечить работника СИЗ,но в типовых нормах такие профессии просто отсутствуют. Например: транспортировщику, который согласно ЕТКС выполняет погрузочно-разгрузочные работы, мы применили нормы СИЗ для грузчика при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Согласно п. 6 Межотраслевых правил работодатель имеет право устанавливать нормы, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Тогда получается, если мы будем улучшать транспортировщику нормы, то фактически, (так как его нетв типовых нормах), мы улучшим нормы грузчику, которого у нас в штатном расписании нет. Для обеспечения СИЗ машиниста крана автомобильного, мы использовали типовые нормы для работников занятых на ремонтно-строительных работах, так как в нормах для работников автомобильного транспорта такая профессия отсутствует. Можно, конечно, сказать, чтобыв штатном расписании вместо машиниста крана автомобильного поставили водителя автомобиля при управлении краном автомобильным, но ведь штатное расписание формируется не только для того, чтобы правильно обеспечить работника СИЗ. Вообще не понятно, для чего названыпо-разному профессии в разных отраслях, выполняющие одинаковый вид работ. Подобная ситуация встречается и в других профессиях и должностях, например: можно ли применять СИЗ для начальника района, если у нас он, с теми же функциями, называется начальник цеха? К сожалению, на производстве не все так просто, как порой нам диктуют нормативные правовые акты. Инженер по охране труда упомянут только в строительных типовых нормах, можноли применять эти нормы для нашего предприятия (отрасль ЖКХ)? В примечании к строительным типовым нормам сказано, что если руководители и специалисты выполняют работу непосредственно на строительной площадке, то им можно применять п. 92 этих Норм (в этом пункте указаны некоторые руководители и специалисты). Но ведь при замене трубопроводовна водопроводе и теплосети, чем мы занимаемся непосредственно, разве нельзя назвать этот участок строительной площадкой? Так же, согласно проекту, ведутся земляные работы, демонтируется часть старого трубопровода и устанавливается новый участок трубопровода. Тем не менее, мне говорят, что вы не строители и применять этот 92 пункт для специалистов, которых нет в типовых нормахпо нашей отрасли, мы не можем. В типовых нормах есть начальник службы АДС, а диспетчер, у которого те же функции отсутствует, т.е. п. 16 Межотраслевых правил, где старшим по должности можно выдавать, полагающиеся работникам СИЗ при выполнении вида р