Курсовая работа на тему «Современная валютная система и проблемы денежного обращения в России» Современная валютная система и проблемы денежного обращения в России Введение 1. Современная валютная система: 1.1 Мировая валютная система… 1.2 Современная мировая валютная система…1.3 Взаимосвязь национальной и мировой валютных систем… …10 1.4
Национальная валютная система России… 1.5 Влияние кризиса на валютную систему России… 2. Проблемы денежного обращения в России: 2.1 Фишеру………… 2.2 Состояние денежной сферы на 2008 г… …… 2.3 Денежное обращение России, проблемы и пути решения…… 27
Заключение Список использованной литературы Перечень условных обозначений, сокращений, символов Приложение Введение В своей курсовой работе я рассмотрю финансовую систему в современном мире, её национальный аспект, а также влияние на современную российскую эконо-мику. Затем, что немало важно, затрону последствия мирового финансового кризиса для России. Особое внимание уделю путям и перспективам выхода страны из кризи-са.
Рассматривая мировую финансовую систему, я пользовалась учебниками и статьями современных авторов: Поляка Г.Б Красавиной Л.Н Нижегородцева Р.М. и других. Целью моего исследования стала взаимосвязь национальной и междуна-родной валютных систем на примере Российской Федерации. Вторая честь курсовой работы, в которой будут затронуты проблемы денеж-ного обращения в РФ, основана на данных за 2008-2009 гг. и статьях
Наговицына А.Г Новиковой И.П. Также, рассматривая денежное обращение, нельзя не упомя-нуть классиков экономической теории – А. Маршалла, К. Маркса, И. Фишера. Закон денежного обращения Маркса я рассмотрю в непосредственной связи совре-менным денежным обращением России. Естественно, будет рассмотрена основная проблема денежного обращения, а именно инфляция, предложены возможные пути укрепления российского рубля. Актуальность выбранной мной темы особенно проявилась на
фоне мирового финансового кризиса, обнажившего все проблемы мировой и национальной валют-ных систем. Однако этот кризис также создал предпосылки для формирования новой валютной системы, не последнюю роль в которой может сыграть РФ. Однако для этого нужно укрепить собственную валютную систему и решить проблемы денежного обращения внутри страны. Современная валютная система Мировая валютная система Мировая валютная система (МВС) – это форма организации валютных отноше-ний,
закреп¬ленная межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система постепенно сформировалась на про¬тяжении XIX–XX вв. Валютные отношения между странами при¬обрели государственно-правовой статус. Всемирное хозяйство предъявляет определенные требования к мировой ва-лютной системе, которая должна: • обеспечивать международный обмен достаточным количеством пользующих-ся доверием платежно-расчетных средств; • поддерживать относительную стабильность и частичность приспособления валютного механизма
к изменению условий глобализирующейся мировой эко-номики; • служить интересам всех стран-участниц. Выполнению этих требований препятствуют противоречия между мировыми финансовыми центрами, глобальными и национальными интересами, изменения в структуре мирового хозяйства и в соотношении сил. Мировая валютная система включает ряд элементов, основными из которых являются[9, С.624-628]: 1. Формы мировых денег. 2. Условия взаимной конвертируемости валют.
3. Регламентирование валютных ограничений. 4. Унификация международных кредитных инструментов обра¬щения и форм ме-ждународных расчетов. 5. Правовое оформление статуса института международного ре¬гулирования ва-лютных отношений. Набор и содержание элементов МВС периодически изменялись. Элементы мировых валютных систем показаны в таблице 1 Приложения. Мировая валютная система базируется на так называемых мировых деньгах, к которым относятся:
• резервные валюты: доллар США, английский фунт стер¬лингов и др.; • коллективные валюты: специальные права заимст¬вования (СДР) – платежное средство Мирового Валютного Фонда (МВФ), евро – валюта ЕС. Статус резервных имеют международные (выполняющие функ¬ции денежного товара за пределами своей страны) валюты стран, занимающих господствующее ме-сто в мировой экономике, экспор¬те капиталов и величине золотовалютных резервов, что обеспечива¬ет их высокую устойчивость
и спрос со стороны других стран. Та¬кие валюты включаются в состав официальных резервов других стран. Подробнее ре-зервные валюты будут рассмотрены в разделе «Денежное обращение России, про-блемы и пути решения». Доминирующая валюта выполняет в международном обороте практически все функции денежного товара, а спрос на нее преоб¬ладает среди прочих ключевых ва-лют. После Второй мировой вой¬ны в условиях доминирующего положения
США в ми-ровой эконо¬мике такой валютой стал доллар США, что позволяет этой стране покры-вать дефицит платежного баланса национальной валютой, не прибегая к жестким ог-раничительным мерам, обременительным для национальной экономики и своих гра-ждан. Международной валютной счетной единицей, так называемой коллективной валютой, являются специальные права заимствования. По замыслу МВФ, СДР должны были вместо золота стать главным наднациональным платежно-
резервным средством и мерой стоимости в международных отно¬шениях. Однако в настоящее время СДР выполняют ограниченные функции. Евро – коллективная валюта стран – членов ЕС; с 1 января 1999 г. она заме-нила ЭКЮ (европейскую валютную единицу), кото¬рая устанавливалась на основе кор-зины валют стран – членов ЕС и использовалась с 1979 г. в качестве базы для уста-новления курсовых разниц между валютами стран
– членов ЕС и средством расчетов между их центральными банками. С 1 января 2002 г. в ЕС в качест¬ве платежного средства используется только евро, являясь конку¬рентом доллара США в числе клю-чевых валют. Валютный курс – цена национальной валюты одной страны, выраженная в нацио-нальных валютах других стран или в меж¬дународных валютных единицах. Валютные курсы устанавливаются на международных валютных рынках в за-висимости от спроса и предложения
национальных ва¬лют, которые в свою очередь зависят от ряда факторов: состояния экономики и темпов роста ВВП, соотноситель-ных темпов инфля¬ции в разных странах, места и роли страны на мировых рынках то¬варов, услуг, капитала. Эти условия определяют покупательную си¬лу национальных валют на мировых рынках, которая лежит в осно¬ве формирования валютных курсов. В настоящее время большинство стран применяют плавающие валютные кур-сы, ориентированные на валюты экономически наи¬более развитых стран.
Основные методы регулирования валютных курсов – валютные интервенции, дисконтная по-литика и валютные ограничения. Валютные интервенции центральных банков направлены на противодейст-вие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Однако валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валют-ные курсы лишь в краткосрочном плане, поскольку только интервенциями невозмож-но обеспечить уровни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям.
Чтобы стать эффективными, валютные интервенции должны сопровождаться соответствующими мерами макроэкономической политики государства. Дисконтная политика заключается в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного ба-ланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить ва-лютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы
перемещаются в зарубежные страны – в результате курс валюты понижается. Валютные ограничения, т.е. совокупность мероприятий и нормативных пра-вил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направлены на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим валютным операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты: доллар
США, евро, японскую иену, английский фунт стерлингов. Валютный контроль охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В развитых странах применяются следующие методы валютного контро-ля: лимитирование сроков по операциям «leeds and lags» (ускорение или замед-ление расчетов на основе прогнозов изменений валютных курсов); запрещение или наличие предварительного разрешения национальных ва-лютных органов
на открытие счета в иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного импортного депозита в уполномоченный банк и др. Современная мировая валютная система МВС зарождается на определенном этапе интернационализации хозяйст-венной жизни, когда перемещения денежных потоков между странами достигают та-кой интенсивности и масштабности, которые способствуют формированию зрелых мировых финансовых центров (МФЦ) и требуют упорядочения условий обмена ва-лют и предоставления
кредитно-финансовых ресурсов. МФЦ выступают составными элементами международного рынка капитала во всех его проявлениях – рынка золо-та, валюты, банковских кредитов, ценных бумаг и производных финансовых инстру-ментов. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы за-ви¬сят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяй¬ства, расста-новке сил и интересам ведущих стран[3]. При изменении дан¬ных условий периоди-чески возникает ее кризис, который завершается крушением старой
и созданием но-вой валютной системы, хотя мировая валютная система преследует глобальные ми-рохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирова-ния. Становление и структурная перестройка МВС (сменяемость ее форм) предо-пределяются потребностями функционирования ведущих МФЦ. При этом утрата приоритетного значения одним из них в пользу другого всегда являлась результатом крупных и, часто, длительных войн. Ведь воюющие стороны вынуждены были изы-скивать средства на покрытие
военных расходов, обычно превышающих возможно-сти внутреннего финансового рынка. Импорт в кредит военно-стратегических материалов и продовольствия уменьшал потенциальный разрыв между располагаемыми и необходимыми финан-совыми ресурсами. Возникавшие на этом фоне перемещения капиталов приводили к относительному изменению положения сложившихся на соответствующий период МФЦ. Следовательно, менялось и мировое значение лежавших в основе их функ-
ционирования национальных денежных единиц. МФЦ всегда формировались на территории развитых капиталистических го-сударств, для которых вывоз капитала неотъемлемую черту экономики. Поэтому финансовые центры этих стран выступают, в первую очередь, как рынки националь-ного капитала. С другой стороны, они служат местом сосредоточения международ-ного капитала. Современная валютная мировая валютная система, называемая
Кингстон-ской, или Ямайской, по существу является системой плавающих валютных курсов. Ею предусматривается более широкая возможность выбора при определении стра-нами цены национальной валюты. Это проявляется в установлении и изменении валютного курса по усмотрению государства. Возможности использования офици-ального паритета в любом валютном эталоне, но только не в золоте; использовании различных пределов колебания рыночного курса вокруг паритетного, а также в отка-зе (полном или почти
полном) от прямого вмешательства государства в лице его мо-нетарных органов власти в процесс курсообразования. Но, поскольку цена основных валют, в т.ч. американского доллара, сохра-нившего в современной МВС позиции главной ключевой валюты, стала определять-ся рынком, все остальные валюты на деле тоже начали «плавать». Их курсы незави-симо от избранного режима в значительной степени определяются динамикой курса американской валюты, политикой американского правительства.
Что касается золота, бывшего, по крайней мере, формально, якорем устой-чивости Бреттон-Вудской МВС, то юридически, согласно пересмотренному Уставу Фонда, оно демонетизировано. Отменена его официальная цена, установлен запрет на фиксацию золотого содержания денежных единиц и использование золота в рас-четах стран-участниц по операциям с МВФ. Как средство накопления оно продолжа-ет служить официальным резервным активом.
И хотя в совокупных физических за-пасах государств его доля сокращается, в стоимостном объеме золотовалютных ре-зервов она то понижается, то повышается в зависимости от рыночной цены металла. Обретенная государствами формальная свобода в сфере установления кур-сов валют не означает, что влияние Фонда на современную МВС уменьшается. Го-сударства-члены должны на основании IV статьи его Устава быть под «строгим над-зором» МВФ, который осуществляется, как правило, ежегодно
в форме периодиче-ских консультаций, затрагивающих по существу все экономическое и социальное по-ложение страны в целом. То, что Фонд утратил в сфере чисто валютного регулиро-вания, он более чем компенсировал вмешательством в макроэкономическую поли-тику государств, особенно ощутимым странами, оказавшимися в трудном валютно-финансовом положении. При их кредитовании выдвигаются жесткие условия, выхо-дящие далеко за пределы чисто валютной сферы. Если раньше кредитная поддержка
МВФ предназначалась для содействия странам в исполнении бреттонвудских принципов (например, поддержание фиксиро-ванных долларовых паритетов), то в постбреттонвудский период кредитная дея-тельность Фонда на основе «строгого надзора» за экономической политикой госу-дарств позволяет ему культивировать в них идеологию неолиберального капитализ-ма в духе так называемого «Вашингтонского консенсуса», достигнутого в начале 1980-х годов администрацией США и ведущими международными организациями –
МВФ и Всемирным банком. Основные установки «Вашингтонского консенсуса»: ре-гулирование экономики с помощью «невидимой руки» рынка, неограниченная свобо-да внешнеэкономической деятельности, устранение государства от регулирования экономических процессов, приоритет монетарной политики, отрицание альтернатив-ных моделей развития, недооценка страновой специфики и характера текущих про-блем развивающихся экономик. Формально государство не должно подчиняться условиям
Фонда. Однако на практике иного выбора не существует. Ведь они применяются в отношении разви-вающихся стран и стран с переходной экономикой, которые, как правило, остро нуж-даются в международном финансировании экономического развития. Кстати, част-ные банки нередко предоставляют кредиты развивающимся странам только при ус-ловии подписании ими соглашения с МВФ о получении займа. Это не относится к промышленно развитым государствам.
Они со времени введения плавающих ва-лютных курсов не прибегают к займам МВФ, а используют широко открывшийся для них международный рынок ссудных капиталов. Создание Ямайской МВС приходится на период активного развития системы международных коммерческих, частных валютно-финансовых связей, опирающейся на увеличение масштабов трансграничного перелива капиталов. К этому времени сложились мировые оффшорные финансовые центры.
В них сосредотачиваются банковские депозитно-ссудные операции в иностранной свободно-конвертируемой валюте, не подверженные регулированию национальных монетарных органов стран-эмитентов валюты, размещения депозитов, заемщиков. Их функционирование под-чиняется нормам транснационального негосударственного характера. Наряду с тра-диционными, основными, МФЦ они обслуживают процесс глобализации мировой экономики. Значительная свобода, которой обладают в мировой валютно-финансовой системе частные операторы, прежде
всего транснациональные корпорации и банки, основывается на сознательной политике США и других основных развитых госу-дарств в направлении финансового дерегулирования и валютной либерализации. Плавающие курсы валют – часть такой политики. В отличие от курсов, привязанных к фиксированным паритетам, они увеличивают возможности валютного обслуживания операций с капиталом, свободное перемещение которых поощряется МВФ и други-ми международными организациями.
Взаимосвязь национальной и мировой валютных систем Национальная валютная система – форма организации валютных отношений страны, закреплённых национальным законодательством. Основными элементами национальной валютной системы являются: национальная валюта, режим курса на-циональной валюты, национальное регулирование валютных ограничений, режим национальных рынков валюты и золота, национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Национальная валютная система является со¬ставной частью денежной сис-темы страны, хотя она относительно са¬мостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешне¬экономических связей страны[10, С.28-33]. МВС связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществ-ляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятель-ность,
проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валют-ных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функ-ционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляют-ся в их элементах (табл. 1). Табл. 1. Основные элементы национальной и мировой валютных систем
Национальная валютная система Мировая валютная система 1. Национальная валюта 2. Условия конвертируемости на-циональной валюты 3. Паритет национальной валюты 4. Режим курса национальной ва-люты 5. Наличие или отсутствие валют-ных ограничений, валютный кон-троль Национальное регулирова-ние международной валютной ликвидности страны 6.
Регламентация использования международных кредитных средств обращения 7. Регламентация международных расчетов страны 8. Режим национального валютного рынка и рынка золота 9. Национальные органы, управ-ляющие и регулирующие валют-ные отношения страны 1. Функциональные формы мировых денег 2. Условия взаимной конвертируе-мости валют 3. Унифицированный режим валют-ных паритетов 4. Регламентация режимов валют-ных курсов 5.
Межгосударственное регулиро¬вание валютных ограничений 6. Межгосударственное регулиро¬вание международной валютной ликвидности 7. Унификация правил использо¬вания международных кредитных средств обращения Унификация правил основных форм междуна-родных расчетов 8. Режим мировых валютных рын-ков и рынков золота 9. Международная организация, осуществляющая межгосудар¬ственное
валютное регулирова-ние Основой национальной валютной системы является национальная валюта – установленная законом денежная единица данного государства. Деньги, используе-мые в международных операциях, называются валютой. После первой мировой вой-ны возникло понятие девиза – любое платежное средство в иностранной валюте. Иностранная валюта используется в международных валютных, расчетных, кредит-ных и финансовых операциях, хранится на счетах в банках, но не является искон-ным платежным средством на территории другого
государства. При сильной инфля-ции, экономической и политической нестабильности в стране национальную валюту вытесняет более стабильная иностранная валюта, в современных условиях – дол-лар, евро, происходит долларизация экономики. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства (табл. 2). Таблица 2. Виды валют Критерий классификации Виды валют 1. Степень конвертируемости валюты Свободно конвертируемая
Частично конвертируемая Неконвертируемая (замкнутая) Блокированная 2. Степень использования в мировом обороте Международная Ключевая Резервная Ведущая (доминирующая) 3. Степень стабильности валюты Твердая «Мягкая» 4. Сфера применения Валюта: цены платежа векселя, чека ценных бумаг клиринга интервенции и т.д.
Следующий элемент валютной системы характеризует степень конверти-руемости валют, т.е. размена на иностранные. Различаются: • свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. В редакции Устава МВФ (1978 г.) введено понятие «свободно используемая валюта». К этой категории отнесены доллар США, марка ФРГ, иена, фунт стерлингов, французский франк (марка и франк заме-нены евро). Свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет ва-лютных ограничений;
• частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограни-чения; • неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерези-дентов введен запрет обмена валют. Элементом валютной системы являются валютный паритет (соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке) и режим ва-лютного курса. Различаются фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в уз-ких рамках; плавающие курсы, изменяющиеся
в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности. С середины 1970-х гг. введены паритеты на базе валютной корзины. Это ме-тод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к опреде-ленному набору других валют. Применение валютной корзины вместо доллара от-ражает тенденцию перехода от долларового к многовалютному стандарту. Важной проблемой исчисления валютной корзины являются определение состава валют и их удельного
веса в корзине, размер валютных компонентов, т.е. количество единиц каждой валюты в наборе. Различаются: стандартная корзина с зафиксированным составом валют на определенный период; регулируемая корзина с меняющимся со-ставом; симметричная (с одинаковыми удельными весами валют); асимметричная (с разными долями валют). Например, современная валютная корзина СДР состоит из четырех валют (до 1 января 1981 г. – 16 валют, до 1999 г. – 5 валют).
Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международ-ной торговле, но для доллара принимается во внимание его удельный вес в меж-дународных расчетах (табл. 3). Таблица 3. Валютная корзина СДР 1996-2000 гг. 2001-2005 гг. Доллар США Евро Марка ФРГ Французский франк Иена Фунт стерлингов 39 — 21 11 18 11 45 29 — — 15 11 Исчисление курса СДР по отношению к доллару или другой валюте, входя-щей в состав валютной корзины,
включает три основных элемента: 1) валютные компоненты в единицах соответствующей валюты, которые определяются как про-изведение ее удельного веса в валютной корзине и среднего рыночного курса к дол-лару за последние три месяца с корректировкой на предыдущий курс СДР; 2) рыноч-ные курсы валют к доллару; 3) долларовый эквивалент валютных компонентов рас-считывается путем деления валютного компонента на валютный курс, кроме фунта стерлингов, валютный компонент которого умножается
на его валютный курс к дол-лару. Выражение валютного курса в единицах СДР носит формальный характер и лишь регистрирует рыночный курс валют к доллару, а через него – к другим валютам. В условиях плавающих валютных курсов и их нестабильности метод валютной кор-зины применяется странами и международными организациями с использованием разного набора валют в зависимости от цели – определение валютного курса, ин-дексация валюты цены и валюты займа.
В ЕВС в качестве базы валютных паритетов использовалась экю, основанная на корзине из валют 12 стран. Ряд государств (примерно 20) использует индивидуальные валютные корзины для привязки к ним курса своих валют. Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также объек-том межгосударственного регулирования через МВФ. Что касается международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования
осуще-ствляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе – Женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международ-ных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо. Регулирование международной валютной ликвидности как элемента валют-ной системы сводится к обеспеченности
международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способ-ность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих ме-ждународных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства МВЛ означает совокупность источников финан-сирования и кредитования мирового платежного оборота и обеспеченность его меж-дународными резервными активами.
В аспекте национальной экономики страны МВЛ служит показателем ее платежеспособности. МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и ва-лютные резервы страны, счета в СДР, резервную позицию в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в инвалюте в пределах 25% ее квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото-валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает
все предстоящие платежи, в частности, по услу-гам, а также финансовым операциям, связанным с международным движением ка-питалов и кредитов. Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы – институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулиро-вания валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах – органы валютного
контроля). Национальное ва-лютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной ва-люте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное ва-лютное регулирование осуществляет МВФ, в Экономическом и валютном союзе ЕС, заменившем в 1999 г. Европейскую валютную систему, – ЕЦБ. Эти институты стре-мятся разработать и поддерживать режим безопасного,
бескризисного развития ме-ждународных валютно-кредитных и финансовых отношений[4]. Национальная валютная система России Основой валютной системы Российской Федерации является российский рубль, введенный в обращение вместо рубля СССР. В настоящее время в Россий-ской Федерации действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения рубля на валютных биржах страны.
Рубль не является полно-стью конвертируемой валютой. Основной задачей курсовой политики Банка России остается защита и обеспечение устойчивости рубля путем сглаживания резких коле-баний его валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций. В течение всего периода существования российского валютного рынка кон-версионные операции Банка России, направленные на решение этой задачи, воз-действовали на динамику курса рубль/доллар
США. При этом обеспечение стабиль-ности номинального курса доллара США к рублю приводило к значительным коле-баниям рублевого курса других значимых для Российской Федерации иностранных валют, включая евро. С учетом сложившейся в настоящее время роли Европейского Союза в системе внешнеэкономических связей России и возрастания роли евро в качестве второй ведущей
мировой валюты существующий «долларовый» подход к определению показателей устойчивости рубля перестал отвечать задачам курсовой политики Банка России. Бивалютный операционный ориентир в целях реализации положений разде-ла IV.1 «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной поли-тики на 2005 год» Банк России с 1 февраля 2005 г. перешел к использованию в каче-стве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, со-стоящей из 0,1 евро и 0,9 доллара
США. По мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав би-валютной корзины в сторону повышения доли евро: с 15 марта 2005 г. она состояла из 0,2 евро и 0,8 доллара США, с 16 мая – из 0,3 евро и 0,7 доллара США, а с 1 авгу-ста – из 0,35 евро и 0,65 доллара США[9, с. 632-635]. Валютное регулирование в Российской Федерации
Органами валютного регулирования в Российской Федера-ции являются Центральный Банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Основным законодательным актом, регулирующим валютные отношения, валютное регулиро-вание и валютный контроль в РФ, является Федеральный закон «О валютном регу-лировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В Законе даны определения таких понятий, как резиденты и нерезиденты, валютные ценности,
уполномоченные банки, валютные операции. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в об-ласти валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в ва-лютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного
контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резиден-тов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительст-вом РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом №173-Ф3 и иными федеральными законами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ (осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, валютными биржами), федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Прави-тельством РФ. В 2006 г. Центральный Банк продолжил проведение денежно-кредитной по-литики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика по-прежнему направлена на сглаживание
резких колебаний обменного курса, свя-занных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры. Своей перспектив-ной задачей Центральный Банк видит создание условий для перехода к более гиб-кому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и соответственно минимизацию воздействия Банка на соотношение спроса и предло-жения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечи-вать выполнение количественных ориентиров денежно-
кредитной политики в облас-ти поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в эко-номике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования. Несмотря на высокие показатели экономическо-го роста в Российской Федерации (8.1%, по итогам 2007 г.), значительное увеличе-ние золотовалютных резервов (на 18 апреля 2008 г. составили 518.8 млрд. долл.), в сфере финансово-правового регулирования валютной системы
существует ряд оче-видных проблем, требующих научного анализа и принятия соответствующих реше-ний[8]. В последнее время на фоне международного финансового кризиса, а также нестабильности курса доллара все более понятной становится необходимость отказа от обращения доллара США как мировой резервной денежно-оборотной еди-ницы. Превращение рубля в одну из ведущих мировых валют стало возможным бла-годаря следующим обстоятельствам.
С одной стороны, этот процесс подстегивается американским экономическо-топливным кризисом. С другой стороны, все больше инвесторов готовы рассматривать новые варианты вложения денег в промышленное развитие России, причем даже в те отрасли, которые ранее считались зонами рис-кованного капиталовложения. Между тем в России к концу 2007 г. наблюдался отказ от обеспечения экспортных операций в долларовом исчислении, что свидетельству-ет о положительном влиянии на состояние валютной системы страны.
Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Д.А. Медве-дев проанализировал причины финансового кризиса и предложил пути их решения. Президент, в частности, заявил о готовности Москвы участвовать в формировании новых правил игры на мировом рынке, где Россия сегодня является глобальным иг-роком. «И, понимая свою ответственность за судьбы мира, мы хотим участвовать и в формировании новых правил игры – причем не из-за пресловутых ”
имперских амби-ций”, а именно потому, что обладаем здесь публичными возможностями и соответ-ствующими ресурсами», – подчеркнул он. Конкурентоспособность российской фи-нансовой системы, по словам Президента РФ, обеспечит превращение Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля – в одну из ведущих региональных ре-зервных валют. “Соответствующий план действий будет принят уже в ближайшее время” сообщил Д.А. Медведев. По его мнению, усилия, предпринимаемые
Росси-ей для развития своего топливно-энергетического комплекса, станут вкладом в ста-билизацию глобальных энергетических рынков. Однако падение ведущих американ-ских индексов до минимальных значений за последние пять с половиной лет приве-ли к снижению цен на сырьевых рынках, что, в свою очередь, привело к падению цен на нефть . При этом существует мнение, что на фоне ожидаемой весьма слабой ди-намики нефтяного рынка в 2009 г. обещанные меры по поддержке экономики выль-ются в чрезмерное сокращение государственных резервов
и дефицит государствен-ного бюджета, о вероятности которого уже обмолвился министр финансов А. Кудрин. Разумеется, Запад не имеет в виду развитие российской валютной системы до пределов становления на ее основе мировой резервной валюты или одной из них. Однако рубль вполне может претендовать на такое положение в случае формиро-вания ее как региональной валюты стран СНГ. Одной из первых компаний, ратующих за проведение рублевых оборотов в
СНГ, стал “Газпром”, председателем правления которого до недавнего времени был Президент РФ Д.А. Медведев. Заместитель председателя А. Круглов заявил недав-но, что компания сейчас активно просчитывает варианты перехода на рублевые расчеты за топливо с иностранными партнерами. “Этот вопрос в настоящее время анализируется с учетом ситуации на финансовых рынках: что происходит с долла-ром, что происходит с евро” констатировал он .
По его словам, это будет пилотный проект. В случае же признания эксперимента неудачным та же модель взаимодейст-вия распространится и на отношения с европейскими потребителями газа. Сроки пе-рехода на новую систему расчетов А. Круглов не определил. Вместе с тем становит-ся понятно, что если в ближайшее время потребителям газа в СНГ не будет предло-жен переход с долларовых расчетов на рублевые, то нестабильность курсов их на-циональных
валют, наблюдаемая в 2007-2008 гг. в большинстве из них, приведет к невозможности их полноценного участия в проекте Единого экономического про-странства по многим взаимосвязанным экономическим показателям, самый простой из которых – дефицит безналичного рубля, а самый значимый – отсутствие правово-го поля в сфере его регулирования. В связи с этим одной из актуальных проблем в настоящее время является совершенствование действующего законодательства в части регулирования специ-альных экономических мер, которые могут быть
применены Президентом РФ или Правительством РФ в условиях международной чрезвычайной ситуации на мировом валютно-финансовом рынке. Значимость этой проблемы обусловлена возрастаю-щим воздействием финансовой глобализации на вектор развития мировой экономи-ческой системы и национальные рынки. На повестке дня закономерно возникают во-просы усиления способности страны в использовании международных финансовых ресурсов в национальных интересах, в оценке негативных и позитивных сторон де-нежных трансграничных
перемещений; влияния, оказываемого спекулятивными по-токами на денежную стабильность, процентные ставки, платежный баланс страны; снижение воздействия на национальную валютную систему мирового финансового кризиса. Влияние кризиса на валютную систему России Мировой финансовый кризис обнажил противоречия экономической динами-ки всемирного хозяйства и отдельных стран мира, наличие которых молчаливо под-разумевалось экспертами и аналитиками, но при анализе факторов
среднесрочного порядка обычно не принималось в расчет. Одним из источников финансового кризи-са выступают диспропорции в экономике США, которая долгое время (почти 20 лет) пребывала в состоянии рецессионного разрыва. Его влияние на развитие архитекту-ры современной мировой финансовой системы бесспорно, и характер этого влияния подлежит осмыслению и оценке. Ситуация рецессионного разрыва означает, что общий уровень цен
в экономике зафиксировался на отметке, при которой совокупное предложение устойчиво превышает совокупный спрос. В России своеобразие макроэкономической ситуации отражается и на фор-мах проявления кризиса, и на логике поиска возможных путей его преодоления. Мно-гие кризисные явления носят скрытый, латентный характер, что затрудняет обнару-жение причин развертывания кризисных явлений и, соответственно, поиск инстру-ментов, призванных нейтрализовать действие этих причин.
В качестве примера за-метим, что за три последних месяца 2008 г. в США потеряли работу более полумил-лиона человек, и за достоверность этих данных, в известной мере, можно поручить-ся. Аналогичной цифры по России мы, вероятно, не узнаем никогда, поскольку в на-шей стране от 12 до 15% занятых работают по устной договоренности с работодате-лем, без заключения формального контракта. Широко разветвленная система не-формальных институтов затрудняет статистические оценки масштабов
развития кризисных явлений в экономике. В России имеют место две проблемы, осложняющие выход из кризиса[7]. Первая проблема – это карликовый (по мировым масштабам) банковский сектор. Если сложить все активы банков, действующих на территории России, мы получим величину, составляющую примерно 90% объема годового выбытия основного капи-тала в стране. В Германии, где крупных транснациональных компаний не так уж мно-го, это соотношение составляет
примерно 170%. Таким образом, возможности наше-го банковского сектора финансировать даже простое обновление основных фондов весьма ограничены. Понятно, что это финансирование происходит не за счет бан-ковских активов как таковых, однако задачи развития реального сектора страны, стоящей на пороге масштабной технологической модернизации, требуют слаженных действий банковского сектора и серьезных объемов инвестиций, чего наша раз-дробленная банковская система пока обеспечить не в состоянии.
Пожалуй, одним из возможных путей решения этой проблемы является насильственное укрупнение банковского сектора, которое должно быть в известной мере аналогично реформам Рузвельта в США. Выход из положения следует искать не на путях банкротства сла-бых банковских учреждений, а на путях их слияния с более сильными и способными проводить национально ориентированную кредитно-финансовую политику. Вторая проблема заключается в том, что наша страна неоднородна, как по уровню экономического
развития, так и по характеру экономической динамики. Неко-торая часть российских регионов (г. Москва) испытывает рецессионный разрыв, дру-гая часть пребывает в состоянии инфляционного разрыва. В этом заключается ос-новная причина того факта, что одни и те же решения, принимаемые на федераль-ном уровне, улучшают экономическое положение одних регионов страны и ухудшают динамику других. Налицо расхождение траекторий экономической динамики, при ко-тором более
сильные, развитые регионы упрочивают свое положение, а более сла-бые теряют и те немногочисленные ресурсы для развития, которые еще оставались в их распоряжении, постепенно превращаются в зону, свободную от производства. Основная трудность заключается в том, что те самые факторы, которые вы-ступают движущими силами развития одних регионов, тормозят развитие других. Например, стимулирование совокупного спроса является локомотивом развития ре-гионов, находящихся в
состоянии рецессионного разрыва, но пагубно отражается на динамике регионов, испытывающих инфляционный разрыв. Решение проблемы выхода из кризиса для России заключается не в денеж-ной эмиссии как таковой, а в развитии федеральных инвестиционных программ, имеющих выраженную региональную направленность. Снижение ставки рефинанси-рования – это тупиковый путь для любой страны, но для России это еще и губитель-ный шаг, усиливающий поляризацию экономического пространства.
В нашей стране была попытка снизить ставку рефинансирования, но, к счастью, правительство во-время (в течение 2-3 дней) одумалось и не пошло по этому пути. Проблема выхода из кризиса заключается не в том, чтобы денег в стране было много, а в том, чтобы они шли по назначению, вызывали мультипликационные эффекты и работали на решение задач экономического роста, а не оседали на финансовых рынках. При этом инвестиции в реальный сектор экономики не обязательно должны
поступать через существующую в нашей стране банковскую систему в ее нынешних очертани-ях. Существуют различные возможности решения этой проблемы. 1. Создать независимую сеть государственных банковских учреждений, дос-таточно разветвленную для того, чтобы проходящие через нее производственные инвестиции достигали каждого уголка страны. В Китае для решения аналогичной задачи были созданы четыре стратегических банка, предназначенных для
финанси-рования и кредитования долгосрочных и масштабных проектов, реализация которых не предполагает быстрой окупаемости. 2. Создать сеть институциональных инвесторов (например, инвестиционных фондов), подконтрольных федеральному центру и напрямую кредитуемых Центро-банком, для осуществления целевых инвестиционных программ на территории всей страны. 3. Укрупнить и национализировать часть существующего банковского сектора и сделать её проводником государственной
инвестиционной политики. 4. Стимулировать крупнейшие коммерческие банки, уже имеющие разветв-ленную сеть филиалов (Сбербанк), к реализации инвестиционной политики государ-ства и усилить государственный контроль за их текущей деятельностью. Необходимо также быстро предпринять усилия по повышению мировых цен на нефть. До тех пор, пока она стоит дешевле 70-80 долларов за баррель, наше правительство снижает курс рубля для того, чтобы поддержать экспортеров, дать им возможность заработать.
Других причин для удорожания доллара в российской эко-номике сейчас нет. Но для России ослабление рубля опасно, поскольку у нас огром-ный частный внешний долг (он превысил 400 млрд. дол.), львиная доля которого но-минирована в иностранных валютах. Поэтому низкий курс рубля уменьшает шансы фирм-должников, производство которых ориентировано в основном на внутренний рынок, вовремя расплатиться по внешнему долгу.
Суммируя проблемы, с которыми столкнулась отечественная экономика, можно утверждать, что сроки выхода из кризиса и возвращения на траекторию ус-тойчивого роста всецело зависят от действий правительства, от своевременности и правильности принимаемых мер. Проблемы денежного обращения в России Денежное обращение по К. Марксу, А. Маршаллу и И. Фишеру Количественная теория денег звучит как «Общий уровень цен изменяется
пропорционально количеству денег, находящемуся в обращении». При этом деньги – лишь инструмент для облегчения процесса обмена, они никак не влияют на конеч-ный результат. Различают два варианта количественной теории денег 1. Уравнение И.Фишера имеет вид: P•Q = M•V, (1) где P – индекс цен, Q – все товары, произведённые за данный конкретный период,
M – денежная масса или количество денег в обращении, V – скорость обращения денег. 2. Уравнение А.Маршалла отличается тем, что вместо скорости обращения денег используется понятие ликвидности. M = K•P•Y, (2) где M – предложение денег или денежная масса, K – доля дохода, которую общество хранит в денежной форме, P – индекс цен, Y – национальный продукт. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость
между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь установлена К. Марксом и представляет собой совокуп-ность двух видов зависимости: • прямая зависимость между количеством денег, необходимых в качестве сред-ства обращения, и суммой цен реализуемых товаров и услуг; • обратная зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота денег. Все это можно выразить следующей формулой:
K = S/C, (3) где K – количество денег, необходимых в качестве средства обращения; S – сумма цен реализуемых товаров и услуг; C – среднее число оборотов денег как средства обращения. С возникновением функции денег как средства платежа формула (3) не-сколько усложняется и закон, определяющий количество денег в обращении, приоб-ретает следующий вид: К = (S – S2 + S3 – P) / С, (4) где S1 – сумма цен товаров и услуг;
S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; P – взаимопогашающие платежи. Если денежное обращение обслуживается банкнотами, не разменными на золото, или бумажными деньгами и количество выпущенных бумажных денег будет равно необходимому количеству золотых денег, необходимому для обращения, то в этом случае также никаких отрицательных явлений не возникнет, т. е. бумажные деньги будут исправно выполнять роль денежных знаков, заместителей золотых де-нег.
Проблема возникнет лишь тогда, когда ничем не ограниченная денежная эмис-сия приведет к нарушению закона денежного обращения, переполнению каналов денежного обращения излишними денежными знаками и, следовательно, к инфля-ции. Одним из основных ориентиров денежного обращения является денежная мас-са. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономиче-ский рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.
Денежная масса — это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. В качестве обеспечения денег выступают товарная масса и финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото. Эти факторы формирования денежной массы действуют в настоящее время, хотя общие факторы, влияющие на ее формирование, безусловно, усложнились. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денеж-ных агрегатов:
М0 — наличные деньги в обращении; M1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках; М2 = М1+ срочные вклады населения в Сбербанке; М3 = М2+ сертификаты и облигации госзайма. Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархическую систему: каждый последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий.
Денежные аг-регаты отличаются по степени ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность М1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течение всего срока вклада использовать-ся банком для своих целей и возвращаются вкладчику по
истечении этого срока. Денежная масса М2 определяется движением наличных денег и безналич-ных средств, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от сбереже-ний населения и остатков средств на счетах юридических лиц. Отсюда следует, что если процесс сбережений населения идет интенсивно, население доверяет банкам и держит свои деньги на их счетах, то Центральный банк имеет возможность увели-чить денежную массу.
Сбережения населения выполняют, таким образом, как бы функцию обеспечения новых денег. Самостоятельным компонентом денежной массы в России является денеж-ная база. Она включает агрегат М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспо-собность
Центрального банка, его возможности в выполнении своих обязательств. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами, поскольку эта категория денег может прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Так, количество и сумма банковских вкладов зависят не только от эффективности политики Центрального банка, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или
не до-веряют. Использование различных показателей денежной массы позволяет диффе-ренцированно подойти к анализу состояния денежного обращения. Изменение объ-ема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обра-щении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег — показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа и представляет собой число оборотов денежной массы в год, где
каждый оборот об-служивает расходование доходов. Скорость обращения денег изменяется во време-ни в зависимости от изменения финансовой системы, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с различными доходами. Состояние денежной сферы на 2008 г. Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных показателей в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы, денежных агрегатов
M2, M0, М2—М0 [11]. На формирование этих показателей ока-зали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономи-ческого роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в 2008 г. процессов долларизации экономики, особенно в период прово-дившейся в ноябре 2008 г. — январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в
активы в иностранной валюте. Сдер-живающее влияние на динамику денежных агрегатов оказало снижение темпов рос-та требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению (по сравнению с предыдущим годом) вследствие ограничения возможностей получе-ния внешних и внутренних займов в условиях неопределенности относительно пер-спектив развития экономической ситуации внутри страны и за рубежом. По итогам 2008 г. денежная масса M2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост соста-вил 47,5%.
При этом в отличие от предыдущих лет в IV квартале 2008 г. наблюда-лось сокращение денежного агрегата M2 на 6,1%. Денежный агрегат M0 за 2008 г. увеличился всего на 2,5% (в 2007 г на 32,9%). При этом объём наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале, во II и в III кварталах наблюдался умеренный рост. В IV квартале объем наличных денег в обращении вновь умень-шился.
В условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата M0 оказало повышение спроса насе-ления на наличную иностранную валюту и операции по ее покупке. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физиче-ским лицам возросли в 2008 г. до 47,5 млрд. Долл. США (при этом в октябре-декабре они достигли 29,4 млрд. долл.
США), что значительно больше, чем в 2007 г. (3,3 млрд. долл. США). Темп прироста безналичной составляющей денежной массы M2 в 2008 г. составил 1,3% (за 2007 г. — 54,1%). Прирост широкой денежной массы за 2008 г. составил 2138,0 млрд. руб или 14,6% (за 2007 г. — 4487,3 млрд. руб или 44,2%). Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2) в среднегодовом выражении, снизилась в 2008 г.
на 2,0% (за 2007 г. — на 18,8%). Уровень монетиза-ции экономики за 2008 г. увеличился с 32,2 до 32,8%. За 2008 г. денежная база в широком определении увеличилась на 1,2% (в 2007 г. — на 33,7%). Графики 1, 2 Приложения. Денежное обращение России, проблемы и пути решения Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обра-щению, означающий переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение
и как ре-зультат — повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денеж-ного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличе-ния товарной массы. Различают следующие виды и формы проявления инфляции [7, С. 435-439]: 1. По степени проявления: • ползучая инфляция — инфляция, выражающаяся в постепенном длительном
росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10%; • галопирующая инфляция — инфляция в виде скачкообразного роста цен, ко-гда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50%; • гиперинфляция — инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50%-ный рост цен в месяц). 2. По способам возникновения: • административная инфляция — инфляция, порождаемая “административно”
управляемыми ценами; • инфляция издержек — инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, на ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию; • инфляция спроса — инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен; • инфляция предложения — инфляция, проявляющаяся в росте цен, обуслов-ленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов; • импортируемая
инфляция — инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; • кредитная инфляция — инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспан-сией. 3. По формам проявления инфляция бывает: • открытой — т. е. инфляция за счет свободного (открытого) роста цен потре-бительских товаров и производственных ресурсов; • скрытой (подавленной) — когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства
удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит “вымывание” товаров на откры-тых и переток их на теневые, “черные” рынки, где цены, безусловно, растут. Безусловно, инфляция оказывает резко отрицательное воздействие на эко-номическое и социальное развитие страны. Для борьбы с инфляционными фактора-ми государство осуществляет комплекс мер по государственному регулированию экономики, т. е. реализует свою антиинфляционную политику.
В ответ на взаимо-действие факторов инфляции сформировались два основных направления антиин-фляционной политики — дефляционная политика и политика доходов. В России на данный момент существует по степени проявления ползущая (недавно ещё галопирующая) инфляция; по способу возникновения импортируемая инфляция; по форме проявления открытая инфляция. Основными факторами инфляции в России являются [7,
С.440-441]: либера-лизация цен в условиях монополизированного состояния российской экономики; по-стоянный дефицитный характер государственного бюджета; кредитная экспансия банков; долларизация денежного обращения в стране; бегство капиталов из страны, связанное с нестабильной экономической и политической ситуацией в стране; высо-кие военные расходы, связанные с военными действиями на Северном Кавказе. В связи со специфическими особенностями инфляционного процесса в рос-сийской экономике
необходимы и специальные подходы к осуществлению антиин-фляционной политики, к которым можно отнести следующие мероприятия: разработка и осуществление реалистичной финансовой политики государства и государственных программ развития экономики страны; проведение жесткой и последовательной антимонопольной политики; реальное укрепление стабильности национальной валюты; сбалансированная бюджетная политика государства, основанная на выполне-нии государством всего объема
своих функций и того объема социальных программ, который позволяет экономическая ситуация в стране; создание рынка государственных ценных бумаг при полной и безусловной от-ветственности государства по своим долговым обязательствам перед юриди-ческими и физическими лицами; создание эффективно функционирующей парабанковской системы в стране (специализированных небанковских кредитных институтов); совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на стиму-лирующий принцип
налогов и регулирующую роль налоговой системы; создание условий для прекращения импорта инфляции. Безусловно, для проведения в жизнь этих мер потребуется определенное время, однако они неизбежно приведут к укреплению денежной единицы России и стабилизации денежной системы страны в целом. Возможные пути укрепления рубля[5]: Во-первых, деньги должны вкладываться в основном не в посредническое операции, как было раньше, а в производство, чтобы рубль имел соответствующее товарное наполнение, и
тогда он сможет считаться хотя бы частично конвертируе-мой валютой. Во-вторых, в соответствии с новейшими данными, в современной Рос-сии средства производства выбывают в 10 раз быстрее, чем обновляются. В этой связи наиболее актуальной проблемой проблема определения чёткой государствен-ной промышленной политики. В-третьих, чтобы предотвратить колоссальную утечку российского капитала за границу (а за годы
реформ, по данным Ассициации российских банков, за рубеж “утекло” от 800 млрд. до 1 трлн. долл.), необходимо создать благоприятный инве-стиционный климат внутри самой России. В-четвёртых, в условиях глобализации направление валютной политики сле-дует рассматривать не только с позиции экспортёров (для которых сейчас выгоден плавающий валютный курс), но с учётом интересов российских импортёров, для ко-торых выгоден фиксированный курс.
Укрепление рубля увеличивает внутренний спрос, тогда как ослабление его сокращает[4]. Страна могла бы платить за импорт не только экспортной выручкой, но и национальной денежной эмиссией, тем самым сокращая внешние денежные заим-ствования. В коммерческом плане это существенно снизило бы курсовые риски, расширило возможности для экспорта капитала и создания сети маркетинга отече-ственных товаров за рубежом.
Вероятно, укрепление рубля позволило бы перевести на рублёвую базу часть биржевой торговли по основным товарам российского экс-порта. Могло бы упроститься администрирование внешнеэкономических операций. Активнее пошло бы “вымывание“ иностранной валюты из внутреннего оборота. Ста-ли бы ненужными столь масштабные резервы ЦБ РФ в чужих валютах. Заключение Изучив МВС и национальную валютную систему, а также рассмотрев про-блемы денежного обращения
в России, я пришла к выводу, что на данный момент Кингстонская валютная система переживает глубокий кризис. Однако наша страна, валюта которой сегодня является наиболее обеспеченной в мире (если судить по объему золотовалютных резервов), примет активное участие в формировании новых контуров глобальной финансовой системы. Есть основания полагать, что на этом пу-ти мы обретем союзников в лице наших ближайших соседей и стратегических парт-неров, с которыми нас связывают долгосрочные глобальные интересы.
Но сначала нужно решить проблемы собственного денежного обращения, что сейчас является главной задачей на пути становления рубля как одной из миро-вых резервных валют, что несомненно положительно отразится на экономике внутри страны и положении РФ на международных товарных рынках. Ещё многое предстоит сделать, но у России появился реальный шанс стать одной из ведущих стран после установления новой валютной системы. Я считаю, что сейчас положение полностью зависит от политики
Правитель-ства РФ, а также крупных российских (прежде всего, государственных) компаний. Если будут приведены в норму законодательный и другие аспекты, а рубль станет более привлекательным средством платежа для стран, покупающих в России при-родные ресурсы, то увеличение роли экономики России в мире не заставит себя долго ждать. А значит, произойдут улучшения на внутреннем рынке, и российский частный бизнес сможет стать более конкурентоспособным на мировом рынке.
Список использованной литературы: 1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. 2. Гражданский кодекс РФ (ст. 861—885). 3. Васильева И.П Хмыз О.В. Мировая валютная система: процессы становле-ния и развития/ Васильева И.П Хмыз О.В.// Финансовый бизнес – 2008. – №5: С. 17-24. 4. Иванов И. Россия в международном движении капитала/
Иванов И.// Мировая экономика и международные отношения – 2009. – №1: С. 3-16. 5. Наговоцын А.Г. Метаморфозы российского рубля/ Наговоцын А.Г.// Финансо-вый бизнес – 2008. – №6: С. 11-13. 6. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд перераб. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация “Дашков и
Кº”,2008. – 576с. 7. Нижегородцев Р.М. Мировой финансовый кризис: новые угрозы и новые воз-можности/ Нижегородцев Р.М.// Известия Уральского Государственного Эко-номического Университета – 2009. – №1: С.4-12. 8. Новикова И.П. Актуальные проблемы финансово-правового регулирования валютной системы РФ/ Новикова И.П.// Государство и право – 2009. – №3:
С. 107-112. 9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд перераб. и доп. – М.:Финансы и статисти-ка,2008. – 576 с.:ил. 10. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим спе-циальностям, специальности “Финансы и кредит”(08015)/ под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009. – 703 с. – (Серия “Золотой фонд российских учебников”).
11. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2008 г./ Вестник банка России – 2009. – №19: С. 5-12. Перечень условных обозначений, сокращений, символов МВС – мировая валютная система МФЦ – мировые финансовые центры МВФ – Мировой Валютный Фонд СДР – специальные права заимст¬вования ЕС – Евросоюз МВЛ – Международная валютная ликвидность
ЕВС – европейская валютная система Приложение Таблица 1. Элементы мировых валютных систем Соглашение Парижское соглашение 1867 г. Генуэзское соглашение 1922 г Бреттон-Вудские соглаше¬ния без участия СССР 1944 г. (создание МВФ) Ямайские соглашения 1976 г. 1979 г ЕВС (валюта ЭКЮ, с 1999 г. — валюта евро) Стандарт
Золотомонетный стан-дарт Золотодевизный стан-дарт плюс две резервные валю-ты Многовалютный стандарт — стандарт СДР Режим валютного курса и использо-ва¬ние золота как ми¬ровых денег Перевод валюты непо-средственно в золото. Золотой паритет Перевод валюты в золо-то через резерв¬ные ва-люты (фунт стерлингов и амери¬канский доллар — их противостояние) Все валюты приравнива-лись к доллару США Режим плавающих валют-ных курсов.
Резервные ва-люты и между¬народные валютные единицы. Золото — международный резерв-ный актив Структура валют¬ных институтов Конференции стран-участниц Конференции стран-участниц и совеща¬ния ведущих стран-участниц МВФ как орган валютного регу¬лирования Установление валютного па¬ритета на основе СДР Страны-участницы Англия, США, Герма-ния, Франция,
Россия Присоединились Авст-ралия, Аргенти¬на, Мек-сика. Всего — 30 стран Присоединились Голландия, Швейцария Участниками МВФ стали страны «Большой восьмер-ки» Кризис 1913-1922 1929-1936 1967-1976 Рисунок 1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (к соответствующей дате предыдущего года,%) Рисунок 2. Темпы прироста денежного агрегата M2 (месяц к предыдущему месяцу в %)