Современное состояние экономики России и тенденции и перспективы ее развития во время мирового ф

–PAGE_BREAK–ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ РЕШАЮТ ФРИЛАНСОМ

Автор: Журнал «Финанс»  Публикаций / Комментариев: 3 / 0  Откуда: Москва  Зарегистрирован: 28 ноября 2008

Кадры. Передряги в экономике многих заставили рассчитывать только на свои силы. Кто-то в поисках ответа на вопрос «Чем заняться после сокращения?» пришел к созданию собственного бизнеса.

Безработица растет. Кризис резанул по живому финансовый сектор. Цифры впечатляющие: «Максвелл Капитал» сократил персонал на 50%, «Антанта Пиоглобал» – на 70%, «Открытие» – на 15%. Число сотрудников в «Тройке Диалог» и «Ренессансе», по разным оценкам, снизилось на 20–30%. Число резюме финансистов, находящихся в свободном обращении, выросло в два раза. За полгода компании и кандидаты поменялись ролями: теперь уже разборчивыми и капризными стали работодатели. Но заискивать перед ними хотят далеко не все.

Собственное дельце.Первое, что приходит в голову многим после увольнения, – работа на себя. Так решила поступить Елена Чернолецкая, до недавнего времени трудившаяся инвестконсультантом: «Наконец появилось время заняться своими личными инвестициями. Работая на компанию, сотрудники не могут и не должны торговать акциями для себя: нарушение этого правила ведет к конфликту интересов. Теперь есть хорошая возможность проверить собственные силы, более детально изучить характер торгов, стать универсальней в профессиональном плане». Хотя риски и велики, самостоятельная торговля, по мнению многих уволенных финансистов, может с легкостью приносить доход, равный средней зарплате штатного аналитика, – $5 тыс. в месяц.

Другие уходят в консалтинговый бизнес. Так, покинувшая ИФК «Алемар» Екатерина Стручкова открывает собственную компанию KEA Consulting: «Найти достойную работу в инвестиционных структурах сейчас не представляется возможным. Компании набирают очень осторожно и небольшое количество людей, руководствуясь трудно понимаемыми принципами. Лучше самому стать себе работодателем. Я по-прежнему буду заниматься фундаментальным анализом нефтегазового и потребительского секторов. Основным же направлением станет консультирование создателей венчурных проектов – молодых предпринимателей, ученых. Многие из них нуждаются в профессиональном консалтинге, но не могут себе этого позволить. Услуги маститых российских и зарубежных экспертов, как правило, слишком дороги».

Противники таких сам-себе-предприятий считают, что работающему в одиночку аналитику трудно охватить весь спектр рыночных проблем. И некоторые важные для последующих решений детали неизбежно будут упущены. Даже в самой маленькой команде должны присутствовать трейдер и сейлз. Первый оперативно ориентируется на фондовом рынке, второй привлекает клиентов и выявляет их потребности. «Состав команды должен быть оправдан сложностью решаемой задачи, – комментирует бизнес-консультант Михаил Зак (бывший заместитель начальника аналитического управления Газпромбанка). – Если речь идет об оказании полноценных консалтинговых услуг вроде составления бизнес-планов проектов, поиска объектов для покупки или предпродажной подготовки, то к сотрудничеству необходимо привлекать других профессионалов. Моя консалтинговая компания станет сообществом фрилансеров. Такая работа позволяет совмещать профессиональный рост с другими жизненными интересами, что не всегда возможно на штатной должности». Михаил Зак, находящийся в свободном плавании с октября, утверждает, что готовился к самостоятельной деятельности последние полгода. По его мнению, в России такого рода предприятие может приносить инициатору свыше $20 тыс. дохода в месяц без учета премии за успех по сделкам. Для привлечения клиентов конъюнктура подходящая. Крупные игроки ослабили хватку, отказавшись от агрессивной рекламы. «Самое время приложить все усилия для выхода на рынок. Небольшие компании, рассчитанные на устойчивого потребителя, как раз не должны экономить на рекламе и смогут соперничать с тяжеловесами, – считает Станислав Лохнев, бывший сотрудник „Базэла“, а ныне владелец компании „Профессиональный кредитный брокер“. – Идея открыть свой бизнес возникла у меня давно, но стабильность убаюкивает человека. Если бы не кризис, я, наверное, все еще думал бы над воплощением этого замысла». Его компания сосредоточится на потребительских кредитах, помощи юридическим лицам, ипотечном кредитовании. По мнению создателя, эти три направления будут актуальны в любые времена: люди не перестанут делать покупки, малый и средний бизнес все еще нуждается в деньгах на развитие, а приобретение жилья для многих остается приоритетной целью в жизни. Станислав Лохнев собирается за 2–6 месяцев поставить бизнес на ноги и выйти на полную окупаемость. Через год, по его расчетам, бизнес будет приносить 150–200 тыс. рублей в месяц.

Работа на публику.Некоторые свободные от должностей и обязанностей специалисты найдут время для преподавания. «Российским преподавателям недостает опыта работы. Я несколько раз присутствовала на лекциях по управлению активами, фундаментальному и техническому анализу и убедилась: классические педагоги хорошо ориентируются в теории, но не всегда могут ответить на вопросы практиков. Сама бывала в подобной ситуации. Думаю, смогу быть интересной и студентам, и тем, кто приходит за повышением квалификации», – размышляет Елена Чернолецкая.

Отечественному бизнес-образованию впору скрестить пальцы: практики наконец-то придут в аудитории. Конечно, наличие научных регалий желательно, но в условиях дефицита главным становится преподавательский талант и насущность взятого материала. Чтобы стать педагогом, нужно разработать свой оригинальный курс, сделать слайды и раздаточный материал для студентов: схемы, брошюры, таблицы. Готовые кейсы для работы можно купить в Европейском клиринговом доме кейсов – примерно $600 за штуку. Так, в Институте делового администрирования и бизнеса Финансовой академии сотрудники банков и инвесткомпаний читают такие курсы, как корпоративная стратегия коммерческого банка, управление проектами, рынок ценных бумаг, investor relations. А Международному институту менеджмента в Санкт-Петербурге (ИМИСП) требуются преподаватели предметов банковское обслуживание предприятий, операции на фондовом рынке. Средний месячный доход бизнес-преподавателя в Петербурге – $5 тыс., в Москве – $8 тыс.

Личный опыт может лечь в основу книги. Но, решаясь на писательство, учтите: в России автором быть скорее почетно, чем прибыльно. «Как правило, по финансовой теме мы издаем переводные книги иностранных авторов – профессионалов высокого класса. Продуманные, с хорошей методической базой и реальными практическими примерами, – объясняет руководитель направления деловой литературы издательства „Эксмо“ Ирина Федосова. – В России реально зарабатывать могут лишь избранные таланты, глубоко проникающие в тему, способные просто и доступно излагать свои мысли. Таких мы ищем, платим достойные гонорары, продвигаем книги». По данным «Альпина бизнес букс», чтобы заполучить именитого автора, издатели разрабатывают индивидуальные схемы для поощрения. Например, предлагают ему доллар дохода с каждого выпущенного экземпляра. Рядовые писатели довольствуются невысокими процентами (роялти) от выручки издательства по продаже книги, как правило, около 10%. Стоимость всего тиража может варьироваться от 200 тыс. до 4 млн рублей.

Грамотные специалисты могут заработать на переводах и научном редактировании иностранных книг. В этом случае размер оплаты зависит от качества и количества переведенного или отредактированного материала. Доход варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. рублей за месяц работы.

Автор: Татьяна Юкиш, Журнал «Финанс»

Источник: www.finansmag.ru/94321/

ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОКРАТИЛИ ЗАТРАТЫ
Мировойфинансовый кризис, повлекший за собой кризис доверия и снижение спроса, есть и в России. Каждый руководитель сталкивается с уходами клиентов, на которые сложно влиять, с существенным осложнением кредитования, вплоть до невозможного в некоторых сферах и некоторых компаниях, с необходимостью менять стратегические планы, настроенные на экономический рост. Мировой финансовый кризис заставляет многие компании забыть о перспективах, искать пути выхода и отвечать на любимый русский вопрос: что делать?
    продолжение
–PAGE_BREAK–Первое, что вынуждает сделать финансовый кризис – снизить затраты
Снижение затрат в период экономического кризиса в большинстве случаев идет за счет двух сфер: персонал и реклама. Финансовый кризис заставляет компании всего мира сокращать зарплаты, штат сотрудников, привилегии и рекламные бюджеты. Цель сокращения затрат понятна всем: преодоление кризиса требует формирования финансовых подушек, которые в период экономического роста многими игнорировались, потому что деньги шли в развитие.
Вторая мера при экономическом кризисе – это переформирование клиентской базы
У любой, даже самой благополучной сферы, стоит эта задача. Мировой кризис уже способствовал ослаблению многих, в том числе и российских компаний. Не все выживают. Тем более, не все компании доживут до начала нового витка экономического роста. Таким образом, любая компания теряет часть своих клиентов. Для преодоления кризиса эти потери необходимо как минимум компенсировать.
Рекламы нет, персонал сократили, откуда возьмутся продажи? Пути выхода из мирового кризиса.
Продажи – это залог выживания любой компании в финансовый кризис. Предшествует продаже поиск клиента, получение заявки. Поэтому у каждой компании возникает потребность привлечения клиентов. Вопрос один: какими методами? Предлагаю обратиться к практике западных компаний. По материалам McKinsey & Co, опросивших 340 директоров по маркетингу в мире, 91% используют рекламу в интернет и более половины планируют сохранить или повысить текущий уровень размещения в экономический кризис. 55% маркетологов сказали, что их текущие расходы на традиционную рекламу регулярно растут за счет финансирования рекламы в интернет. Более того, расходы на интернет рекламу в Америке занимают 3 место по обороту, уступая только TV и рекламе в печатных СМИ. Для сравнения, в Росси интернет реклама занимает последнее место, пропуская вперед также наружную рекламу, рекламу на радио и т.д. и т.п.

Почему американцы так активно используют интернет рекламу
? Потому что они тоже сокращают затраты и повышают эффективность. Всегда. Это особенно актуально в период преодоления мирового кризиса.
На пути к выходу из экономического кризиса условиями любой рекламной кампании становятся:
·                     Сокращение срока продажи

·                     Сокращение затрат

·                     Управляемость

·                     Адекватный и надёжный подрядчик
Самый короткий срок продажи обеспечивает поисковая интернет реклама
И в период экономического кризиса это правило не меняется. В данном случае ваш сайт заменяет баннер или ролик, а задача рекламной кампании – сделать так, чтобы сайт увидели именно те люди, которые уже готовы купить ваш продукт / услугу. Эти люди сконцентрированы в поисковых системах – они ищут вас по профильным для вашей сферы запросам. Если по этим запросам на первой странице поисковика (Яндекса, Google, Rambler, Mail и пр.) они найдут вашу компанию, вам обеспечен как минимум визит на ваш сайт заинтересованного покупателя, возможна оставленная заявка или звонок. Таким образом, срок продажи сокращается (и в кризис тоже) за счет того, что ваши менеджеры по продажам общаются с лицом, самостоятельно проявившим интерес к вашему продукту/услуге. В экономический кризис, когда люди задерганы и еще хуже, чем обычно, реагируют на навязчивые предложения, это особенно важно. Тогда как компании, не использующие никакие виды рекламы вместо того, чтобы прозванивать холодными звонками слабо заинтересованных клиентов. Именно последним вынудил заняться многие отделы продаж финансовый кризис.
Цена вопроса

Финансовый кризис вынуждает менеджмент считать каждый, потраченный рубль. В таких условиях, при выборе рекламы цена играет не последнюю роль. Первое место по финансовой выгодности принадлежит поисковому продвижению (попаданию сайта в органическую выдачу). Выгодность измеряется соотношением количества вложенных в рекламу денег к количеству полученных клиентов. Второе место у контекстной рекламы. Далее следует медийная интернет реклама. Реклама в оффлайн (в любой другой среде) менее выгодна исходя из вложенных денег и полученного результата. При этом поисковая интернет реклама имеет самые скромные бюджеты. Это является весомым фактором при выборе источника получения клиентов, и в период роста экономики, и во время борьбы с финансовым кризисом. Наша компания начинает работать с бюджетами в 15000 руб. Бюджет в 50 000 – 90 000 руб. во многих сферах позволяет иметь необходимое количество клиентов для компании среднего бизнеса. В экономический кризис соотношение бюджетов и выхода может незначительно меняться как в одну, так и в другую сторону.

Управляемость

При борьбе с кризисом важна не только стоимость рекламы, но и эффективность. Экономическая эффективность поисковой интернет рекламы просчитывается и отслеживается с помощью счетчиков ежедневно. С помощью статистики переходов со странички на страницу, времени пребывания на сайте можно определить причины отказов клиентов от ваших услуг, заинтересованность клиентов и пр. Можно быстро вносить изменения в политики компании. Компания получает не только рекламу, но и качественную обратную связь от рынка. Это наиболее актуально в период экономического кризиса, когда состояние рынка нестабильно.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Адекватный и надёжный подрядчик

Сфера поисковой интернет рекламы в России развивается медленнее, в перспективе финансовый кризис может, с одной стороны увеличить спрос на такую рекламу, но с другой стороны может способствовать разрушению молодых компаний, занимающихся поисковой рекламой. Поэтому выбор партнера, на которого можно положиться, может оказаться нелегким делом. От компаний поступает различная информация о ценах, гарантиях и спектре необходимых работ. Цена как критерий выбора, который хорошо работает на устоявшихся рынках и в мирное время, в данном случае, особенно в экономический кризис, не работает. Неприятно удивить могут как компании с демпинговыми, так и компании с люксовыми ценами. Золотая середина тоже не спасает. Учитывая, что абсолютное большинство seo копаний являются малым бизнесом, в экономический кризис увеличивается риск потери партнера, даже если все идет хорошо в результатах его работы.

Наша компания необходимым составляющим услуги интернет рекламы всегда считала адекватность.

·                     Адекватность целям и потребностям клиента в первую очередь.

·                     Адекватность персонала, который способен разговаривать с клиентом на его языке и понимать его задачи.

·                     Адекватность цены, которая особенно важна в периодкризиса.
Кризис может быть выгоден

Имена клиентов, с которыми мы работаем, подтверждают, что у нас это получается. Мы будем рады помочь Вам в преодолении кризиса, способствовать повышению устойчивости и росту благополучия вашей компании в период мирового кризиса и после него. Вчера мы активно способствовали экономическому росту наших клиентов. Сегодня мы стремится к тому, чтобы финансовый кризис был выгоден нашим клиентам и стал трамплином к увеличению доли на рынке, расширению клиентской базы и росту оборота. Использование рекламы в поисковых системах: оптимизация сайта, продвижение сайта, контекстная реклама, — сейчас наиболее эффективные методы достижения этих целей. (оставить заявку).
План Путина и кризис ликвидности
Правительство и Центробанк проспали катастрофу

В последнее время ходит много разговоров о банковском кризисе, точнее, кризисе ликвидности, разразившемся в российской банковской системе. Специализированная пресса каждый день пестрит аналитическими и экспертными материалами на эту тему, неофициальные телеканалы посвящают кризису ликвидности целые передачи, однако официоз до недавнего времени игнорировал явный непорядок, воцарившийся в банковском секторе.

В субботу, что называется, прорвало — на первом канале вышла программа «Времена», где статусные эксперты обсуждали перипетии сложившейся ситуации. Неудивительно, что разговор крутился вокруг вероятности нового дефолта, на этот раз банковского, а также поиска авторитетного ответа на уже набивший оскомину вопрос, в чем хранить сбережения. Естественно, все участники программы пришли к выводу, что дефолта банковской системы не будет. Впрочем, никто и не говорит, что возможен дефолт всей банковской системы. Ну, а деньги лучше всего хранить, конечно, в рублях.

Мне, как и другим телезрителям, так и осталось непонятным, какова взаимосвязь между государственным Стабфондом, центробанковскими золотовалютными резервами, преподносимыми участниками передачи в качестве гарантий банковской стабильности, и иностранными займами частных российских банков, вопрос о возврате которых с каждым днем становится все острее. Кроме того, обратило на себя внимание элементарное незнание некоторыми экспертами существующей системы страхования вкладов. Так, один известный специалист сначала заявил, что банковские вклады страхуются лишь до 200 тыс. рублей (год назад было до 190 тысяч, с этого года до 400 тысяч, 200 тысяч не было никогда), а потом добил зрителя сообщением, что страхуются только рублевые вклады.

Чтобы прояснить эту тему, сообщаю, что согласно ст. 2 Закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” вклад — это “денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада”.

А в соответствии с п.6 ст.11 того же Закона,

«в случае если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая».

Пункт 2 той же ст. 11 говорит, что

возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, не превышающей 100 000 рублей, плюс 90 процентов суммы вкладов в банке, превышающей 100 000 рублей, но в совокупности не более 400 000 рублей.

Так что обладатели 57,6% вкладов, а именно столько составляют депозиты и счета до 400 тыс. рублей, могут спать спокойно.

Заметим, что спокойствие наименее социально защищенного населения за свои сбережения можно отнести к немногим положительным сторонам правления Путина.

Ну да Бог с ними, с официальными экспертами. Какие специалисты — такая и экономика. Поговорим о кризисе банковской ликвидности. И пусть нас уверяют в том, что все хорошо, тем не менее, кризис развивается, причем, его глубина, временные рамки и последствия пока остаются неизвестными.
Американский ипотечный пузырек

Прародителем российского кризиса ликвидности стал начавший сдуваться американский ипотечный пузырек. Точнее даже, пузёрёк — потому что настоящие американские пузыри пока воздух держат. В июле-августе этого года обнаружилось, что из $1,5 трлн. рефинансированных ипотечных кредитов $220 млрд. являются низкокачественными, то есть вероятность их возврата невелика.

Много это или мало? Немного, потому что $1,5 трлн. кредитов — это лишь 14% всего объема ипотечного кредитования в США. Потому и пузырек, что $220 млрд. — сумма для рынка американской ипотеки небольшая. Потому и пузырек, что $220 млрд. — сумма, вложенная в ипотечные облигации крупнейшими мировыми банками и инвестиционными фондами в надежде получить быструю и значительную прибыль.

Виноватых ищут до сих пор. Банки, выдававшие сомнительные ссуды под плавающую ставку, пеняют на несовершенство методик оценки рисков. Инвестиционные фонды, добровольно вляпавшиеся в ипотечную историю, во всем винят банки. И те, и другие кроют ведущие рейтинговые агентства, такие как «Moody’s Investors Service», «Fitch Ratings» и «Standard & Poor’s», на платной основе необоснованно высоко оценивавшие банковские ипотечные бумаги.

Точный подсчет убытков впереди, поскольку глубина американского кризиса еще не определена. Однако уже начали появляться первые данные о потерях. Например, крупнейший банк США Citigroup Inc. объявил, что недосчитался $2,7 млрд., швейцарский банк UBS сообщил, что списывает активов на $3,4 млрд., инвестиционный банк Merrill Lynch заявил, что из-за низкокачественных ипотечных кредитов лишился активов на $5,5 млрд. И хотя многие банки по сумме всех видов деятельности все-таки остаются в плюсе, удар нанесен чувствительный.

Но что для мировой банковской системы потери нескольких миллиардов в сравнении с триллионными активами? Другое дело, что банки и инвестиционные фонды стали с опаской коситься друг на друга. Кто ж знает, на что один финансовый институт просит у другого заем, а вдруг на покрытие ипотечных убытков или, тем паче, на новые рискованные вложения? В результате кризис доверия выразился в невозможности разместить долговые бумаги с обеспечением на общую сумму $250 млрд. На развивающиеся рынки, к которым относится и российский, многие банки лимиты вообще временно закрыли. К тому же Международный валютный фонд считает, что последствия лопнувшего ипотечного пузырька проявятся лишь в следующем году.

Риск-менеджмент придумали трусы

В России, где рост банковских активов в последние годы минимум на треть происходил за счет коротких зарубежных денег, после закрытия западных лимитов на развивающиеся рынки моментально разразился кризис банковской ликвидности. Наше банковское сообщество, вторя стратегической линии правительства, заключающейся в экстраполяции текущей экономической статики на долгосрочную динамику, всерьез уверовало, что политика по привлечению краткосрочных иностранных займов и финансированию этими деньгами долгосрочных проектов может продолжаться бесконечно.

Собственно, последние три-четыре года развития банковского сектора подтверждали возможность такого построения кредитной стратегии. Если в 2004 году российскими банками было привлечено всего $7,1 млрд., то в 2006 году — уже $51,2 млрд., а за 9 месяцев этого года — все $57,0 млрд. В результате к сентябрю 2007 года российские банкиры «настреляли» $131,0 млрд., или приблизительно четверть всех своих активов, из которых $30 млрд. нужно отдать до конца этого года, а еще $20 млрд. — до середины следующего. Основными заемщиками у иностранцев стали крупнейшие российские банки. На долю 20 ведущих банков страны приходится две трети зарубежных заимствований, около 70% этих средств должны быть возвращены в течение года.

Кризис доверия в западной банковской системе породил проблемы с внутренними займами. Если в первом полугодии этого года темпы заимствований банков на внутреннем рынке составляли в среднем 46 млрд. рублей в месяц, то в августе, например, удалось привлечь лишь 10 млрд. рублей.

Вспомните радостные отчеты высших государственных чиновников, победно рапортующих о небывалом инвестиционном буме: мол, только за первое полугодие этого года в Россию пришло $60,3 млрд. иностранных инвестиций. То, что три четверти этих инвестиций — банальные краткосрочные кредиты, никого не волновало. Ведь доверяют! Ведь признают темпы! А с чего бы их не признавать? Экономика, более 80% экспорта которой составляют природные ресурсы, в одночасье не рухнет — а, значит, на полгодика-годик рискнуть можно. К тому же, Россия всеми правдами и неправдами стремится утвердиться на мировой политической арене, так что дефолта, подобного 1998 году, не допустит.

Российский Центробанк изначально выпустил ситуацию с привлечением зарубежных заимствований из-под контроля. Что мешало монетарным властям ввести повышенное резервирование по иностранным займам? Безусловно, стоимость кредитов выросла, но и рубль бы укреплялся не такими темпами, и рублевые остатки на банковских корсчетах не болтались бы без дела, и банки развивались бы интенсивно, а не экстенсивно. Впрочем, Центробанк и правительство — в нынешних российских условиях одно и то же, так что удивляться нечего.

В настоящее время, как нестандартно выразился председатель АРБ Г. Тосунян, российские банки испытывают “некоторые напряги”. С русского это переводится как “денег нет”. Каждый день появляются сообщения, что один банк отказывает в выдаче корпоративных кредитов, другой начинает переговоры о досрочном возврате предоставленных ссуд, а третий увеличивает доходность по еврооблигациям. Около половины ведущих ипотечных банков России уже свернули свои ипотечные программы, другая половина ждет, кому бы продать секъюритизированные ипотечные облигации (сумма готовых к размещению, но зависших на неопределенный срок ипотечных облигаций российских банков составляет несколько миллиардов долларов). Наконец, набирает обороты волна повышения ставок по вкладам и депозитам. Надо собирать деньги, и государство, как будет показано ниже, банкирам в этом деле не большой помощник.

Два слова о российской ипотеке. Два — потому что три слова будут звучать уже неприлично.

Несмотря на то, что за 2004-2006 годы ипотека в России выросла более чем в 5 раз (с 40000 ипотечных договоров в 2004 году до 206123 ипотечных договоров в 2006 году), воспользоваться ипотекой, по данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в 2006 году смогли лишь 0,4% российских семей. На 1 июля 2007 года ипотечных кредитов было выдано на 374,4 млрд. рублей, что составило 4,7% от общего количества выданных банками ссуд. Если учесть, что просроченных, то есть потенциально невозвратных ипотечных кредитов всего 2,5%, становится понятно, что российская ипотека в кризисе банковской ликвидности не замешана.

Кризис как возможность

Российский кризис ликвидности до конца года не рассосется. И все же крупнейшие российские банки не прогорят. Ни государство, ни олигархи, конечно же, не допустят катастрофы. В первом случае финансовый пожар будет потушен бюджетными деньгами, во втором — средствами акционеров, которым посоветуют не нагнетать обстановку перед выборами.

Иные действия возможны со стороны средних и мелких банков. Кризис может подтолкнуть учредителей и менеджмент к умышленному банкротству своих банков. Тем самым покроются многочисленные финансовые грехи многих банковских проходимцев: «обналичка», фиктивный банковский капитал, технические кредиты, «левая» отчетность. Пострадают в основном предприятия, обслуживающиеся в таких банках, поскольку частные вклады застрахованы. В этом проявится важнейшее неформальное правило путинской эпохи: никого нельзя загонять в угол, а народ — в первую очередь. Простые граждане свои деньги вернут, а «коммерсы»… Так на то они и «коммерсы», чтоб их трясти. Ничего, еще наживут.

Процесс подготовки к острой фазе кризиса в самом разгаре. Главное — успеть перевести активы (кредиты, имущество, ценные бумаги) на аффилированные структуры.

Это предположение подтверждает статистика Агентства по страхованию вкладов. Ликвидация 89 банков, проведенная Агентством за последние годы, показала, что в процессе банкротства по рыночной стоимости удалось реализовать лишь 5% банковских активов, да и то это были, в основном, средства на корсчетах или обязательные резервы. Кредиты корпоративным клиентам, портфели ценных бумаг, наличные средства перед банкротством исчезали.

Сидя на красивом холме

Кризис продемонстрировал не только непрофессионализм российских банкиров, но и беззубость государственного банковского надзора.Органы управления экономикой, в первую голову, правительство и Центробанк, кризис проспали. Инструментов минимизации кризиса немного.

Разберем некоторые возможные способы.

1. Авральное предоставление банкам бюджетных и резервных кредитов. В августе суммы кредитов ЦБ доходили до 272 млрд. рублей в день. В наши дни руководство ЦБ обещает предоставлять по мере необходимости до 300-400 млрд. рублей в день, однако требуемые суммы могут составить до триллиона. Сколько их, этих триллионов в загашнике ЦБ? К тому же обеспечением по предоставляемым кредитам станут банковские ценные бумаги, торгуемые ныне с большими дисконтами. Не исключено, что некоторые банки так и не смогут оправиться от кризиса ликвидности, и тогда ЦБ потеряет энную часть своих средств.

2. Снижение ставки отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Этот инструмент доказал свою эффективность во время локального кризиса 2004 года, но в нынешних условиях, к сожалению, неприемлем. В 2004 году ставка отчислений была снижена с 7% до 3,5%, а в условиях нынешнего кризиса ликвидности ее впору поднимать, а не опускать. При дальнейшем снижении отчислений под угрозу буде поставлена стабильность всей банковской системы. Если уж начинать играться с изменением ставки отчислений, то несколько раньше, когда механизм привлечения заграничных ресурсов работал на полную мощность.

3. Внесение изменений в Закон «О банках и банковской деятельности». В результате изменений, которые, скорее всего, произойдут уже в этом году, будут законодательно закреплены безотзывные вклады, а банки получат право самостоятельно устанавливать условия возврата средств вкладчиков. Но банковский вклад — не инвестиция, при оформлении вклада, в отличие от инвестиции, отчуждение права собственности на деньги не происходит. Не случайно вклад оформляется на вкладчика, то есть право собственности на вложенные средства остается неизменным. Юристы в области финансового права могут легко доказать, что отказ от выдачи вклада по первому требованию является нарушением статьи 35 Конституции России, декларирующей охрану частной собственности.

4. Увеличение рефинансирования ипотечных кредитов через АИЖК (Агентства по ипотечному жилищному кредитованию). Разговоры об этом ведутся все активнее. Предполагается, что в следующем году АИЖК потратит на поддержание рынка ипотеки почти все государственные средства и гарантии, предусмотренные в трехлетнем федеральном бюджете на 2008-2010 годы. Непонятно только, что АИЖК будет делать в 2009-2010 годах, когда все средства будут израсходованы. Еще один нюанс, доказывающий сомнительную эффективность данной меры: значительная часть ипотечных кредитов выдана по ставкам сопоставимым или даже меньшим, чем ставка рефинансирования АИЖК (ныне 10,5%). К тому же АИЖК рефинансирует кредиты, выданные только по его стандартам, а по ним непременным условием является кредитование в рублях.

5. Тушение пожара ликвидности бюджетными вливаниями. Фактически единственное средство, способное оказать реальную помощь банкам. Оговоримся — крупнейшим банкам, государственным или олигархическим. За счет государственных средств кризис и будет погашен. Хорошо, когда денег много. Еще лучше, если кризис скоро успокоится.

Умиляет реакция нового правительства. По многочисленным экспертным оценкам, кризис банковской ликвидности уменьшит темпы прироста ВВП на 1-1,5%, за счет снижения объемов производства в обрабатывающей промышленности, по причине приостановки выдачи потребительских кредитов, а также из-за уменьшения прироста банковских активов.

Что делает правительство в лице нового министра экономики Набиуллиной? Пересматривает прогноз роста ВВП в сторону увеличения — с 6,5% до 7,3%! Кстати, тогда же было объявлено, что реальные располагаемые доходы населения в этом году возрастут почти на треть: с 9,8% до 12,5%, а прогноз инфляции в 8% остается неизменным. Хотя ежу понятно, что увеличение ставок по кредитам минимум на 1,5-2%, предопределенное, к сожалению, уже в ближайшее время, внесет в рост инфляции свою весомую лепту.

Вредные советы

Напоследок несколько вредных советов простым гражданам. Вредных — потому что они идут вразрез с официальными рекомендациями.

Во-первых, долгосрочные вклады лучше всего держать в евро (в эквиваленте до 400 тыс. рублей).

Американцы встали на путь плавной девальвации доллара, которая позволит решить им массу проблем: уменьшить отрицательное сальдо платежного баланса, снизить дефицит бюджета, стимулировать рост экспорта вкупе со снижением импорта и прочее. По неофициальным оценкам самих американцев не за горами то время, когда за евро будут давать не 1,41 доллара, как сейчас, а все 1,5. Против рубля как основной валюты для сбережений говорит стремительное ухудшение состояния платежного баланса России, которое мы обсуждали месяц назад. В следующем году перед властями встанет дилемма: либо уменьшать золотовалютные резервы, либо девальвировать рубль (естественно, по многочисленным просьбам трудящихся и в целях поддержания «отечественного производителя»). Так что сейчас самое время для получения долгосрочного кредита в рублях (если удастся где-нибудь взять).

Во-вторых, предпринимателям стоит открыть один-два новых расчетных счетов, желательно, в крупных банках. Уверения топ-менеджмента и даже хозяев небольших банков в стабильности положения и радужных перспективах, как показывает предшествующий опыт, гроша ломаного не стоят. Кинут, а потом разведут руками — «не шмогла я, не шмогла». Тем же коммерсантам посоветуем ни в коем случае не применить подзабытую схему уплаты налогов через проблемные банки. Налоговая настоятельно посоветует не только повторно перечислить средства, но и заплатить крупные штрафы за находчивость.

В-третьих, нужно внести поправки в Уголовный кодекс и нормативные акты, в части умышленного банкротства банковских организаций. В США виновным в фальсификации отчетности помимо запрета на профессиональную деятельность грозит до 20 лет тюрьмы. Долгосрочный запрет на занятие руководящих постов в кредитных организациях должен распространяться на тех, кто имеет право подписи на банковских документах, а также на членов правления, советов директоров банков и сотрудников служб внутреннего контроля. Нужно установить субсидиарную ответственность учредителей и менеджмента при банкротствах.

Впрочем, третий совет обращен к будущим поколениям госуправленцев. Нынешний состав правительства, находящийся в растерянности (хотя, возможно, понимающий, что кризис банковской ликвидности — это только начало, за которым последуют продовольственный кризис, двузначная инфляция, необходимость пересмотра трехлетнего бюджета и прочие радости) имеет одну задачу: дожить до выборов и раствориться в бескрайнем информационном поле.

Одна перспектива греет душу — будущее премьерство Путина. Настоящий мужик: он заварил — ему и расхлебывать.

    продолжение
–PAGE_BREAK–