Курсовая работа
по дисциплине
Деньги,кредит, банки
Тема:
Современноесостояние и перспективы развития российского рынка драгоценных металлов
Москва, 2008 г.
Введение
Среди многочисленныхзадач, определяющих успешное развитие экономики России, одной из наиболееактуальной и важной является проблема оптимального использования ресурсногопотенциала нашей страны, решение которой позволит придать необходимый динамизмвсему народно-хозяйственному комплексу России и повысить уровень социальнойзащищенности ее населения.
Россия занимает одно изведущих мест в рейтинге самых богатых ресурсами стран мира. Её ресурсныйпотенциал, на который приходится 80-85% всего национального богатства,оценивается, по разным оценкам, в 340-380 трлн. долл.
Актуальность работызаключается в том, что рынок драгоценных металлов нуждается в совершенствованиимеханизма использования специфического и чрезвычайно важного природного ресурсаРоссии – драгоценных металлов, которые требуют особенно эффективной организацииработы по их добыче и реализации.
В настоящее время назреланеобходимость радикальной перестройки всей системы производственных, финансовыхи коммерческих связей в области добычи драгоценных металлов России, которая ссередины 90-х гг. находится в критической ситуации, свидетельством чемуявляется хроническая задолженность государства за добытый металл, нехваткасовременной техники, отсутствие условий для нормального функционированиядобывающих и обогатительных предприятий в связи с резким ростом цен наэлектроэнергию, материалы, оборудование, транспортировку и все виды топлива.
В то же время в Россииимеются достаточно крупные запасы драгоценных металлов, существуют опытныепродуценты, есть товар, качество которого соответствует международнымтребованиям и стандартам.
Отсюда целью курсовойработы является рассмотрение современного состояния рынка драгоценных металловв России с целью развития
Для выполненияпоставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
· рассмотретьхарактеристику современного состояния Российского рынка драгоценных металлов;
· рассмотретьсовременное состояние Российской золотодобычи;
· рассмотретьособенности регулирования Российского рынка драгоценных металлов;
· рассмотретьроль банков в обеспечении функционирования Российского рынка.
Практическая значимостьрезультатов курсовой работы определяется возможностью их применения российскимикредитными организациями при экспорте аффинированного золота, повышенияэффективности действий на внешнем рынке на основе проведения статистическихобобщений и изучения конъюнктуры рынка драгоценных металлов.
1.Российский рынок драгоценных металлов и его развитие1.1Характеристика современного состояния Российского рынка драгоценных металлов
Россия относится к числустран с богатейшими природными ресурсами драгоценных металлов и традиционнонаходится в первом ряду производителей золота и других драгметаллов и занимаетзаметное место на мировом рынке. Отечественный рынок являетсяэкспортно-ориентированным – добываемых драгоценных металлов хватает не толькона обеспечение своих нужд, но еще и для довольно массовой продажи другимстранам.
Рынки драгоценныхметаллов — это специальные центры торговли драгоценными металлами, гдеосуществляется их регулярная купля-продажа по рыночной цене в целяхпромышленно-бытового потребления, частной тезаврации, инвестиций, страхованияриска, спекуляции, приобретения необходимой валюты для международных расчетов.Во всем мире рынки драгоценных металлов строго регулируемые. В России рынокдрагоценных металлов регламентируется Федеральными законами и соответствующиминормативными актами.
Согласно Федеральномузакону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98 года кдрагоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновойгруппы (палладий, иридий, родий, осмий).[1]
Российский рынокдрагоценных металлов в широком смысле включает в себя взаимоотношения междувсеми субъектами рынка: государством, представленным Гохраном и ЦентральнымБанком, добытчиками, промышленными производителями, кредитными организациями,промышленными потребителями, скупочными организациями, инвесторами, в том числечастными, и прочими. В связи с тем, что российский рынок драгоценных металловявляется экспортно-ориентированным, огромное влияние на него оказывает мировойрынок.
В настоящее время добычузолота в России осуществляют около 600 акционерных обществ, артелей и другихпроизводственных структур, выступающих как самостоятельные недропользователи,но в то же время 14 предприятий добывают около 45% от общего объема добываемогозолота. Основным источником предложения драгоценных металлов на рынке служитновая добыча.
Драгоценные металлыпредставляют собой не просто материал, используемый в ювелирной промышленности,электронике, стоматологии и ряде других отраслей, драгоценные металлы — этоспецифический финансовый инструмент, являющийся объектом вложения средств, какв целях накопления, так и в спекулятивных целях.
Спрос на рынкедрагоценных металлов формируют промышленные потребители с одной стороны, иинвесторы, накапливающие драгоценные металлы в качестве резервов, сокровищ — сдругой.
Схема взаимодействиясубъектов рынка, сложившаяся в результате проводимых реформ и действующая насегодняшний день, выглядит следующим образом:
Недропользователи имеютправо продать слитки золота и серебра, произведенные из его минерального сырьятолько Гохрану России, Центральному Банку и уполномоченным коммерческим банкам.
Центральный БанкРоссийской Федерации и кредитные организации имеют право приобретать слиткизолота и серебра за свой счет и за счет клиентов (по договорам комиссии илипоручения) у пользователей недр. Учитывая, что, следуя Федеральному закону РФ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90 г.,Центральный банк не может осуществлять операции с инвесторами и промышленнымипотребителями, они могут покупать слитки золота и серебра только ууполномоченных коммерческих банков.[2] Причем покупка можетосуществляться как непосредственно, так и по договорам комиссии или по специальнымсчетам, открываемым в специально уполномоченных банках.
Такая схемавзаимоотношения участников рынка ставит кредитные организации в центр системыобращения слитков драгоценных металлов, как это делается во всем мире.
Правила совершения сделокс драгоценными металлами регламентируются «Положением о совершении сделок сдрагоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 30.06.94 года № 756, и Положением ЦБ РФ № 50от 01.11.96 года «О совершении кредитными организациями операций с драгоценнымиметаллами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковскихопераций с драгоценными металлами», в котором описан механизм проведенияопераций по счетам ответственного хранения и обезличенным счетам и установленпорядок проведения банковских операций с драгоценными металлами в соответствиис принятой международной практикой.
Драгоценные металлы,добытые недропользователем, проходят аффинаж на заводе, который не являетсясамостоятельным участником рынка, а лишь выполняет услуги по изготовлениюслитков, предназначенных для покупателя. Банковские слитки, находящиеся назаводе и числящиеся какое-то время за недропользователем, знают только одинмаршрут движения с завода — в банковские хранилища или в хранилище ГохранаРоссии. Ювелиры, промышленные потребители не имеют право заключать сделкинапрямую с добытчиками. Они участвуют уже во вторичном обращении металла,причем никакого обязательного согласования лимитов или фондов золота и серебра,приобретаемого на вторичном рынке, не предусматривается.
Важным шагом в развитиироссийского рынка драгоценных металлов стало введение в оборот понятияметаллических счетов, открываемых банками в соответствии с международнойпрактикой. Это предусматривает использование драгоценных металлов не только вкачестве специфического товара, но и в качестве финансового инструмента.Обращение металлов по специальным счетам позволяет участникам рынка динамичнораспоряжаться имеющимися активами в драгоценных металлах, избавляя отнеобходимости перемещения металлов при каждой совершаемой операции.1.2Современное состояние Российской золотодобычи
На территории современнойРоссии благородные металлы добываются преимущественно в восточных (к востоку отЕнисея) районах страны. Причём, на долю Дальнего Востока приходится почти 2/3общего количества добываемого в стране золота, а с учётом Восточно-Сибирскогорегиона — 95%. Всего в России 28 золотодобывающих регионов, среди которыхвыделяются иркутский (10,9 т), красноярский (15,2 т), чукотский (30,4 т),амурский (в 2002 г. — 11,7 т., в 2003 г. — около 13 т.) и якутский бассейны(11,1 т), суммарно обеспечивающие продукцией всех российских золотодобывающихпредприятий.[3]
Иностранные компании вРоссии в настоящее время контролируют примерно 15-20% объемов добычи золота. Попрогнозам в ближайшие годы эти цифры существенно не возрастут, хотя иностранцыактивно работают в этой сфере. Так, канадская Bema Gold к 2008 г. рассчитывает начать добычу на месторождении Купол на Чукотке. Запасы этого месторождения, пооценкам компании, составляют 189 т золота и 2,3 тыс. т серебра. БританскаяHighland Gold также значительно продвинулась в проектах разработки игеологоразведки своих золотоносных активов (например, Тасеевского и Майскогоместорождений). За первую половину 2006 г. британская компания увеличила производство на 43%, до 91205 унций.
Функционирует более 400месторождений. Крупнейшими месторождения являются Сухой Лог в Иркутскойобласти, Наталкинское в Магаданской области и Нежданинское в Якутии (совокупныйобъём запасов — почти 3 тыс.т), а также Благодатное в Красноярском крае (90тонн) и Купол на Чукотке (222 тонны).
Российская Федерациярасполагает крупнейшей в мире минерально-сырьевой базой золота, позволяющейувеличить его добычу. По запасам золота в недрах наша страна занимает 3-е местов мире после ЮАР и США, по прогнозным ресурсам – второе после ЮАР.
По уровню добычипервичного золота наша страна занимает пятое место в мире, уступая ЮАР, США,Австралии и Канаде. Динамика добычи золота в России выглядит следующим образом,таблица 1.1
Таблица 1.1 Добыча золотав России (тонн)[4]Год 2002 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Тыс. тонн 148,4 167,2 189,7 197,8 201,1 199,4 198,0 193,0
Однако, как показываетанализ, на протяжении последних лет заметного роста объемов добычи золота непроисходит. Эта тенденция продолжится до конца десятилетия, когда ожидаетсяпрекращение добычи золота на магаданском месторождении Ку-бака, разрабатываемомОмолонской золоторудной компанией. Причину общего снижения эксперты видят втом, что старые месторождения иссякают, тогда как новые крупные объектыпланируется ввести только к началу следующего десятилетия. Несмотря на этоведущие игроки пока не столкнулись с падением производства. Сохранение уровняпредыдущих лет происходит преимущественно за счёт увеличения объемовпроизводства вторичного золота примерно на 60-65%. Прирост добычи первичногозолота колеблется в пределах 0,5-1,0%.
Россия являетсяединственной страной, где почти половина золота добывается из россыпей, т.е изотносительно легче осваиваемых месторождений. В мире этот показатель равен лишь7%. Однако, сырьевая база россыпных месторождений вследствие их длительной и интенсивнойэксплуатации истощается. Поэтому среднее содержание золота в россыпныхместорождениях за последние 30 лет уменьшилось в 2,5 раза и составляет всреднем по стране 0,83 г/м3 в песках и 4 г/м3 для подземной добычи. По даннымСоюза золотопромышленников России, за 2000-2007 гг. запасы золота нагосударственном балансе уменьшились на 9%, в том числе по кореннымместорождениям – на 7% и по россыпным месторождениям – на 12%.[5]
В силу этого растутобъёмы добываемого золота из коренных месторождений, доля которых заметнобольше. К тому же и по прогнозным ресурсам, и по разведанным запасам россыпныеместорождения, составляющие основную базу нынешней золотодобычи, оченьзначительно уступают рудным.
Многолетняя золотодобыча,в основном, за счет отработки легкоосваиваемых россыпей, привела к резкойдиспропорции в структуре запасов и добычи. Уровень компенсации добычи золотаприростом от разведки, включая эксплуатационную разведку, составил в среднем постране около 50% от погашенных запасов в недрах. А по Магаданской областивоспроизводство запасов россыпного золота от геологоразведки в 2001-2007гг.составило всего 27%. Государством финансирование геологоразведки на россыпяхпрактически не производится, а предприятия просто не имеют ни собственныхсредств, ни возможности получения заемных.
Экспертная оценка,произведенная Союзом золотопромышленников, показывает, что если не будетпринято мер государственной поддержки, то к 2010 г. добыча золота сократится до 30 тонн, возможности пополнения сырьевой базы будут полностьюисчерпаны и к 2015 году добыча золота из россыпей будет практически прекращена.Снижение объемов россыпной золотодобычи еще на 30 тонн уменьшит занятостьнаселения примерно на 15 тыс. человек. Для регионов, в которых фактическипреобладает только один вид деятельности – россыпная золотодобыча, такоеснижение приведет к безработице и еще более ухудшит их социально-экономическоеположение.
В условиях усиленнойэксплуатации и соответствующего выбытия россыпных мощностей переход отразработки золотых россыпей к рудной добыче представляется абсолютно необходимым.Только преодоление одной этой диспропорции может поставить российскуюзолотодобычу на прочную основу и обеспечить её длительное и прибыльноесуществование. А принципиальная база, причем очень солидная, для этого есть:прогнозные ресурсы золота в России уступают лишь ЮАР, находятся примерно наодном уровне с США и существенно превосходят ресурсы Австралии, Канады и Китая.
Однако такой переход — дело чрезвычайно дорогостоящее, и оно явно не по карману мелкимнегосударственным структурам, не имеющих нужных накоплений для развития.
Отсюда представляетсясовершенно оправданным наблюдаемый процесс укрупнения компаний в отрасли.
Необходимо отметить, чтов 2005 г. впервые за последние 15 лет в России наконец-то были полученызначительные приросты запасов золота, которые почти вдвое перекрывают ожидаемыйгодовой объем добычи. Это стало возможным благодаря усилиям ЗАО «Полюс» наместорождении Благодатное в Красноярском крае (222,1 т) и ЗАО «Чукотская ГРК»на месторождении Купол в Чукотском АО (90 т).
Правда, результаты работна остальных залицензированных участках оставляют желать лучшего и требуютвложения, как минимум, вчетверо больших средств. Низкая эффективностьгеологоразведки недропользователей подтверждается и тем обстоятельством, что из290 изучаемых объектов за последние 5 лет выдано только 6 свидетельств о фактеоткрытия мелких месторождений коренного золота.
Но тем не менее, поданным федерального агентства по недропользованию, приоритетными для полученияприростов запасов драгоценных металлов являются следующие объекты:
· получениеубедительных данных о высоких перспективах Яно-Колымской золоторудной провинции(в границах Магаданской области и Республики Саха (Якутия);
· обоснованиезолоторудного потенциала Северо-Алтайской золоторудной зоны;
· обоснованысущественные перспективы Пограничного золоторудного района в Приморском крае награнице с Китаем;
· обосновановыделение Северо-Кавказской и Днепро-Донецкой золоторудных зон;
· навостоке страны отмечен факт открытия новой Западно-Верхоянской сереброруднойпровинции в Республике Саха (Якутия), как мощной резервной базы, способной вполном объеме заместить осваиваемые месторождения Магаданской области или жестать дополнительным центром серебродобычи в стране.
По данным администрацийзолотодобывающих регионов в период с 2005 по 2015 годы планируется ввод вэксплуатацию более 40 золоторудных и комплексных месторождений. Вовлечение их вэксплуатацию объектов при прочих равных условиях может позволить увеличить годовуюдобычу металла на 50-60% к уровню добычи 2003 г., то есть до 250 тонн. Однако начало эксплуатации месторождений часто переносится на более поздние сроки. Так, в 2005 г. не введен в строй ни один из планирующихся объектов. В связи с этим в 2005 г. по сравнению с 2004 г. добыча золота в стране может снизиться на 5-7%. Основными причинамиотмеченной динамики добычи золота и пуска горных объектов являются ростиздержек производства, связанный с повышением цен на энергоносители,несовершенство нормативной базы в сфере недропользования, а также изменения вструктуре золотодобывающих компаний, связанные с переходом права собственностина ряд золоторудных объектов. Вместе с тем, ввод в строй крупнообьёмныхместорождений при всей экономической привлекательности этих проектов вряд лиможет считаться панацеей для улучшения перспектив российской горно-добывающейпромышленности в части драгоценных металлов. Учёт социальных факторов и ещёболее тщательный анализ экономической эффективности приводит к обоснованиюнеобходимости сохранения уровня россыпной золотодобычи в стране. Как известно,отдельной проблемой в этой связи, выделяется индивидуальное предпринимательствов золотодобыче. Индивидуальные предприниматели не могут вести добычудрагоценных металлов и драгоценных камней, так как она запрещена в действующемзаконодательстве. Вместе с тем, в старых заброшенных поселках, где преждевелась золотодобыча, но еще осталось население, в основном пенсионноговозраста, индивидуальная добыча ведется, тем самым, провоцируя незаконныйоборот.[6]
Легализация допускафизических лиц к золотодобыче будет иметь большое значение, так как сферой ихдеятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи.Введение этой законодательной нормы позволит уменьшить социальную напряженностьво многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятостинаселения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижениятеневого оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.
2.Проблемы формирования российского рынка драгоценных металлов 2.1 РегулированиеРоссийского рынка драгоценных металлов
До начала процессовсоциально-экономической трансформации в России практически отсутствовалитрадиции свободного рыночного обращения золота. Все производимые на территорииСССР драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, родий, иридий,рутений, осмий) в обязательном порядке поступали в Госфонд, где они хранились вкачестве госрезерва и откуда выдавались потребителям (промышленным отраслям, нанужды науки и медицины, а также на экспорт) в строгом соответствии сутвержденными планами или решениями высших партийно-правительственных инстанций.Все операции с драгоценными металлами засекречивались, так что об объемах ихпроизводства и потребления или о величине запасов никаких достоверных сведенийне имелось.[7]
Пожалуй, единственнымпериодом, когда в стране функционировал свободный рынок золота был рубеж XIX-XXвеков. В ходе денежной реформы С.Ю.Витте Россия перешла на классический золотойстандарт — т.е. денежную систему, в рамках которой золото обладало абсолютнойликвидностью. Стремление нарастить необходимый для этого золотой запасобусловил всемерную поддержку государством золотодобывающей отрасли:предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, на ввоз оборудования длязолотодобычи, прямое кредитование и т.п.
В СССР вся цепочкадвижения золота находилась под жёстким контролем государства, но и присерьёзном внимании: была создана мощная инфраструктура добывающей отрасли,обеспечивавшая относительно успешную её работу. По крайней мере, СССРдлительное время сохранял за собой второе место в мировой табели о рангах подобыче золота. Рынок же (в той мере, насколько сферу обращения золота в товремя можно назвать рынком) имел ярко выраженную монопсоническую структуру,т.е. существовало множество производителей “жёлтого металла” и фактически одинпокупатель — государство в лице своих ведомств.
После распада СССРгосударство, придерживаясь рыночной идеологии, начало перекладывать бремяразвития золотободычи на саму отрасль и потенциальных инвесторов. Это позволялоэкономить бюджетные средства, более эффективно использовать потенциалзолотодобычи. В течение 90-х годов появились некоторые предпосылки для этого,но в целом процесс формирования рынка золота продолжается до сих пор. Этоозначало, что была сформулирована линия на превращение золота в ликвидныйтовар, генерирование инвестиций за счёт частного сектора (в том числе за счёткоммерческих банков). Само государство при этом брало на себя обязательства поустановление стабильных правил работы участников рынка.
Такой подход вызвалобострение старых проблем и появление новых:
· поддержаниесоциальной инфраструктуры, что оказалось непосильной ношей для небольшихпредприятий, и вело к увеличению безработицы, потере квалифицированных кадров,росту социальной напряжённости в регионах;
· диспропорциимежду структурой текущей добычи и разведанными запасами: около 80% золотадобывалось на россыпных месторождениях, тогда как примерно 75% всех разведанныхзапасов приходилось на рудные месторождения;
· проблемыс финансированием (уровень налогообложения, уровень инфляции, общая финансоваяситуация в стране и т.д.).
В связи со стратегическойценностью данного товара для государства, считается, что рынок драгоценныхметаллов должен строго регулироваться законодательством. В 1991-2007 гг. былпринят ряд нормативных актов (в том числе законы “О недрах”, “О драгоценныхметаллах и драгоценных камнях”), направленных на создание цивилизованного рынкадрагметаллов.[8]
Основнымихарактеристиками созданной нормативной базы являются следующие:
· отказот государственной монополии на драгметаллы и драгоценные камни,недропользователь стал собственником добытого металла, в том числе в«монетарной» форме стандартных и мерных слитков;
· отменалицензирования оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены изсостава «валютных ценностей», снят режим государственной тайны при их обороте;
· определениекруга операций коммерческих банков с золотом, разработан порядок лицензированиякредитных организаций для работы на золотом рынке, разработана процедура открытияи ведения т.н. “металлических” счетов. Впоследствии коммерческим банкамразрешили вывозить золото за границу и продавать слитковое золото физическимлицам.
· переключениекупли-продажи металлов на рыночную основу с оплатой сделок в российских рубляхпо ценам, ориентированным на уровень цен мирового рынка;
· созданиеспециализированной сети торговли металлами через коммерческие банки, обладающиесоответствующей лицензией; участие в деятельности рынка инвесторов, желающихвложить денежные средства в драгоценные металлы.
· установлениекритериев и параметров, существенно важных для развития упорядоченного рынка:классификация видов и форм драгоценных металлов, обращающихся на рынке;перечень субъектов рынка; особенности регламентации сделок с минеральным ивторичным сырьем; порядок обращения металлов в слитках и монетах; условияучастия в сделках промышленных потребителей, инвесторов, коммерческих банков;порядок ценообразования; особенности поставок на экспорт.
Что касается экспортазолота, то власти, уступив нажиму, расстались с государственной монополией вэтой сфере, которая, между прочим, действовала на территории России еще свремен Первой мировой войны. К прежним двум поставщикам металла за рубеж — Гохрану (по решениям Президента) и Центробанку (из собственных резервов) — сначала добавились коммерческие банки, получившие в дополнение к лицензии направо совершения операций с драгоценными металлами специальную экспортнуюлицензию. Этим банкам разрешается поставлять за границу аффинированное золото ввиде стандартных и мерных слитков отечественного или иностранного производства,причем экспортироваться могут не только слитки, находящиеся в собственностисамих банков, но также (по договорам комиссии) слитковый металл, принадлежащийна правах собственности другим организациям. А затем — с сентября 2001 г.- к экспортным операциям были допущены и предприятия-недропользователи. Правда, на практикебольшинство золотопромышленников этой возможностью воспользоваться не могут,потому что связанные обязательствами по предварительному авансированию, онидолжны поставлять свою продукцию, в основном, коммерческим банкам, которые ихкредитуют; к тому же для многих из них не по силам нести дополнительныезатраты, связанные со спецификой торговли золотом за рубежом. Поэтомуподавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческимибанками.[9]
Процесс совершенствованиязаконодательства продолжается. Это является необходимым во всех цивилизованныхстранах, и в России также. По оценкам специалистов, работу российскогопредприятия на рынке драгоценных металлов сегодня определяют 677 специальныхнормативных актов. С формальной точки зрения в России к настоящему временисоздана правовая база для становления и развития рынка драгоценных металлов,регулирующая условия и механизм перехода от централизованного распределения кдецентрализованной рыночной торговле.
Вместе с тем на практикеэтот юридический инструментарий применяется, главным образом, к сделкам сзолотом, в гораздо меньшей степени — к серебру и фактически мало что известно орыночных сделках с платиной и палладием. Что касается остальных драгоценныхметаллов (родия и пр.), то здесь, судя по всему, во многом сохраняются старыесоветские порядки: продукция от производителей поступает в Гохран, откуда всоответствии с квотами, утверждаемыми правительством, или по отдельным егорешениям металлы отпускаются внутренним потребителям или на экспорт.
В значительной мересохраняется и прежняя секретность относительно объемов производства,потребления и запасов драгоценных металлов. Некоторые официальные данныепубликуются лишь по золоту. Информацию о других драгоценных металлах в лучшемслучае можно узнать по отдельным усеченным данным в российской прессе, а такжепо предположениям и догадкам в иностранных публикациях. Таким образом, обсуждаяпроблемы рынка драгоценных металлов в России, реально можно говорить лишь орынке золота. Правда Госдума приняла поправки к закону “О государственнойтайне”, в соответствии с которыми информация о запасах платиновых металлов,добыче и передвижениях драгметаллов и драгкамней будет иметься в открытомдоступе. (в наибольшей степени это касается комбината “Норильский никель” какглавного производителя платины и палладия, но в какой-то мере затрагиваетинтересы и других участников рынка драгоценных металлов, в том числе золота.
2.2 Роль банков в обеспечении функционирования Российскогодрагоценных металлов
Особо следует сказать ороли банков (коммерческих и центрального) в обеспечении функционированияроссийского рынка драгметаллов. Золотодобыча — весьма капиталоёмкий бизнес, чтообусловливает важное значение банков для успешной работы отрасли.
Однако, необходимостьучёта чисто коммерческих интересов финансовых организаций привело к тому, томуфункции руководящей инстанции в России во всё возрастающей степени переходят кЦентральному банку, который фактически выступает главным государственныморганом, регулирующим механизм совершения сделок с золотом на территорииРоссии. В его компетенцию входит издание соответствующих нормативных актов,выдача разрешений и лицензий, хранение основной массы золотых резервов страны,определение официальных цен покупки и продажи металла, по которым Центробанк,оператор «последней инстанции», совершает сделки купли-продажи аффинированныхслитков с коммерческими банками.
Центральное звено рынка — специально уполномоченные коммерческие банки, обладающие лицензиями БанкаРоссии на осуществление операций с драгоценными металлами. По состоянию на 1января 2006 г., такие разрешения и лицензии формально имели 163 банка. Числобанков, фактически совершавших операции с золотыми слитками и монетами, былонамного меньшим, 20-30, причем основная масса сделок приходилась на Сбербанк иВнешторгбанк.[10]
Коммерческие банкирасполагают наибольшей свободой действий на рынке, поскольку внегосударственном секторе только им предоставлено право покупки золота вслитках у производителей и у Банка России, право торговли слитками друг сдругом, право их продажи Центробанку, промышленным потребителям (в качествеисходного сырья), инвесторам — юридическим и физическим лицам (последним — ввиде так называемых мерных слитков). Прерогативой коммерческих банков являетсятакже торговля на территории России золотыми монетами.
Только коммерческие банкимогут открывать клиентам и друг другу металлические счета и совершать по нимбанковские операции: привлекать золото во вклады и размещать его на депозитныесчета в других банках; предоставлять займы, выраженные в металле; предоставлятьи получать под залог золота рублевые и валютные кредиты. Вплоть до 2002 г. из числа негосударственных структур лишь коммерческие банки обладали правом экспорта золота вслитках при наличии особой лицензии Минторга (теперь Министерство экономическогоразвития и торговли)
В целом, получается такаясхема функционирования рынка: недропользователи могут продавать только чтополученные из минерального сырья (руды) слитки драгоценных металлов только лишьГохрану России, Центральному Банку и уполномоченным коммерческим банкам. Эти жекредитные учреждения уже могут продавать драгоценные металлы дальше на рынок.Правда, тем не менее, хотя весь этот рынок и подлежит государственномурегулированию, на драгоценные металлы цены формируют, с одной стороны,недропользователи, а с другой стороны, инвесторы, которые выступают какконечные потребители, приобретающие драгоценные металлы у банков.[11]
При этом следует отметитьследующую любопытную ситуацию: закупая вновь произведенное золото на условияхпредварительного авансового кредитования, коммерческие банки зачастую действуюткак своеобразные агенты Центробанка, который, по закону, не может совершатьподобные операции непосредственно с добывающими предприятиями. В таких случаяхкоммерческие банки обязуются за счет будущего производства приобрести ипоставить в резервы Банка России заранее оговоренное количество металла, причемпод определенную долю поставок им предоставляется кредит, используемый дляавансирования добычи.
Достаточно свободнымрыночным режимом пользуются также инвесторы, или тезавраторы, вкладывающие своиденежные средства в специфические материальные ценности — золотые слитки имонеты. Любой из них, будь то юридическое или физическое лицо, резидент илинерезидент, вправе приобрести в уполномоченных банках в принципе любоеколичество золота в слитках или монетах, хранить их у себя или поместить вбанк: на ответственное хранение или на металлический счет в депозит, по которомуможно также совершать сделки купли-продажи металла. Единственное, что запрещеноинвесторам, — это совершать операции с золотом помимо уполномоченных банков, атакже вывозить принадлежащие им золотые слитки и монеты за границу.
Напротив, другие субъектыроссийского рынка золота по сравнению с банками и инвесторами пользуютсяменьшей свободой действий. Предприятия — производители металла, «освобожденные»в рамках рыночной экономики от государственной поддержки, в то же времяограничены в самостоятельности при сбыте своей продукции. Во-первых, они немогут торговать друг с другом минеральным и вторичным сырьем, а также готовойпродукцией в виде слитков. Во-вторых, государству в лице Гохрана, а такжефондам некоторых субъектов Федерации принадлежит привилегия первоочередныхзакупок, так что новый металл может поступить на рынок лишь после выполненияобязательств перед названными государственными структурами.
Предприятия — промышленные потребители, производящие ювелирные и иные бытовые изделия, атакже продукцию производственно-технического назначения с использованиемзолота, в отличие от прежнего централизованного обеспечения из Госфонда, теперьдолжны приобретать необходимое исходное сырье в децентрализованном порядке нарынке, но тоже в ограниченных рамках. Золото в слитках можно покупать только укоммерческих банков, тогда как полуфабрикаты (лента, пластины, проволока ипр.), если они заказываются на стороне, должны быть изготовлены из слитков,также приобретенных у банков.
Вышеизложенное позволяетсформулировать достаточно осторожный вывод о том, что упразднениегосударственной монополии и перевод торговли золотом на рыночную основу непринесло заметной реальной пользы практически всем участникам рынка драгоценныхметаллов, строившегося исходя из т.н. «принципов частной собственности наслитки, свободы ценообразования, допущения к операциям с внешним миромнегосударственных структур».
3.Перспективы развития российского рынка драгоценных металлов3.1Либерализация Российского рынка драгоценных металлов
Вопросы либерализациироссийского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных,технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из нихи связанных с ними услуг находятся в центре внимания специалистовалмазно-бриллиантовой и золотоплатиновой отраслей уже давно. Принятие базовогозакона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” в 1998 г. позволило сделать начальные шаги в этом магистральном направлении. В частности, запасы золотав недрах были исключены из списка сведений, относящихся к государственнойтайне, производителям был облегчен порядок экспорта золота и золотосодержащихпродуктов.[12]
К сожалению, на практикелиберализация рынка затянулась, в том числе по причине внутренних конкурентныхпротиворечий в отрасли. До настоящего времени ключевым производителямдрагоценных товаров и услуг в России пока не удалось найти такогосогласованного подхода, который предоставлял бы им всем не одинаковые, а равныеправа не только с иностранными участниками, но и между собой.
В результате разрозненныхобращений подотраслей или отдельных корпораций государственные органы нередкопринимают директивные решения, которые помогают в работе на мировом рынке однимпроизводителям, но в то же время наносят серьезный экономический ущерб другим.Убытки несут все – и производители, и потребители, и, естественно, государство,которое не получает своей доли в виде налогов и пошлин от отечественногопроизводства или от интеллектуальной собственности, когда речь идет овысокотехнологичных, наукоемких услугах.
Среди задач либерализациирыночных отношений в этой ранее секретной отрасли выделяются, прежде всего,упразднение рудиментов административно-командной экономики – государственныхограничений, мешающих развитию прозрачности российского рынка драгоценныхтоваров и услуг, отмене запретов на экспорт, снижению налогов и таможенныхпошлин и т.д. Чтобы государство более не препятствовало свободной конкуренции,диверсификации производства и продаж, чтобы поощрялся малый бизнес, заполняющийрыночные ниши, словом, чтобы рынок стал более свободным для производителей ипотребителей с учетом их общих интересов и интересов государства. Надопризнать, что эти задачи остаются актуальными и сегодня.
В целом российский рынокдрагоценных товаров и услуг продолжает оставаться одним из самых архаичных вРоссии, сохраняя основы, заложенные в советское время. Этот рынок являетсяпрактически единственным во внешнеторговой сфере (за исключением экспортавооружений), где невозможно прямое заключение контрактов между продавцом ипотребителем продукции. Сохранение государственной монополии на внешнеторговыеоперации создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей иинвесторов к России из-за непредсказуемости поставок. Причиной этого являютсянестыковки в правово-нормативной базе, многочисленные бюрократические преграды,с которыми связано осуществление внешнеторговых операций. По мнению большинстваучастников российского рынка драгоценных товаров и услуг, темпы еголиберализации могут и должны быть ускорены.
Надо исходить из того,что достойное место в мировой экономике может занять лишь отрасль, котораяопирается на прочные позиции в экономике своей страны. Российскаяалмазно-бриллиантовая и золотоплатиновая отрасль и сегодня имеет немалый ресурсдля успешного развития в соответствии с программой экономики свободногопредпринимательства, это:
· компьютернаяогранка алмазов и реализация на мировом рынке бриллиантов;
· производстводрагоценных металлов из лома и отходов с применением новых наукоемкихтехнологий;
· выпусксоответствующих международным стандартам автомобильных катализаторов наплатиновой основе;
· использованиеуникальных отечественных технологий для переработки давальческого зарубежногосырья и ряд других.
На этих направленияхроссийские предприятия наиболее конкурентоспособны, имеют востребованнуюперспективу на мировом рынке и пользуются поддержкой многих зарубежныхпартнеров. И если придерживаться установок, согласованных в 2007 и 2008 годахна саммитах ведущих экономических держав, то условия ВТО ничем особенным неугрожают отрасли. Конечно, если вести цивилизованный бизнес в цивилизованныхусловиях, т.е. учитывать, что в данном случае это уже не просто бизнес, но иэкология, и кадры, и наука, и образование, и культура.[13]
С этим сейчас на самомделе считаются крупнейшие субъекты национального рынка драгоценных товаров иуслуг: они на слуху и в стране и за рубежом, и они, действительно, вполнеготовы к встрече с ВТО. Более того, в отрасли сейчас выделяется ряд лидирующихобъединений, воспринимающих свой бизнес как социальную силу с определеннымиинтересами и соответственно готовых к консолидированным действиям. К ним впервую очередь надо отнести ассоциацию “Гильдия ювелиров России” с ееконцепцией взаимодействия бизнеса и общества, призванной создать российскимювелирам положительную репутацию в обществе, работая на его стабильность.Ювелиры стремятся связать свою деятельность со стратегическими целями бюджетнойполитики на 2008 год и на среднесрочную перспективу, которые поставлены вБюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Здесь возможны программы,в рамках которых могли бы объединить усилия участники ювелирного бизнеса,инвестиционные фонды, банки, государственные структуры.
Недавно проведенныйВторой Конгресс ювелиров показал, что они готовы к диалогу в целях поиска новыхвозможностей государственного регулирования, способствующего новому подъемуотрасли и российского общества. Они уже готовы предложить большойобщенациональный проект на государственном уровне, привлекательный для всейстраны.
Речь идет о совместномпроекте “власть – бизнес – общество”, позволяющем эффективно развиватьювелирный бизнес, увеличивать поступление налогов, создавать новые рабочиеместа, поддерживать науку и образование, наконец, избавиться от ежегодногоприроста объема контрабандных и незаконно произведенных ювелирных изделий. Попоследним оценкам экспертов, только контрабандная продукция удерживает за собойот 30 до 60% объема рынка.
Ювелиры уже не развысказывали тревогу по поводу того, что рынок наводняют имитации и подделки,подрывающие имидж российских ювелирных изделий. В порядке противодействия в ихпредложениях намечено внедрение в России международных стандартов и созданиестандартов Ассоциации, предусматривающих сертификацию бриллиантов, формированиестандартов этичного поведения на рынке, выработку критериев соответствияроссийских ювелирных магазинов и обслуживания покупателей.
Некоторые предложенияювелиров в области законодательства, интеллектуального и технологическогообеспечения, отраслевых стандартов опубликованы и сейчас активно обсуждаютсяделовым сообществом отрасли. Предусмотрены оснащенность ювелирных предприятийсовременным производственным и торговым оборудованием, развитие инновационногорынка, обеспечения ювелирных предприятий высокопрофессиональными кадрами. Приэтом учитывается, что ювелирное производство богато национальными традициями,своими мастерами-ювелирами и авторами-дизайнерами, является носителем великойкультуры, и это бесценное достояние следует сохранять, развивать и передаватьмолодому поколению.
Амбициозные планыроссийских ювелиров открывают им реальную возможность стать вполнеконкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, о чемсвидетельствует динамика их развития. Если в 1999 г. они потребляли 17 тонн золота, то в 2006 г. – это уже 50 тонн плюс намерение довести их до150 тонн. В 1966 г. на ювелирном рынке России легальный объем розницы превысил3,6 млрд.долл. (причем половина пришлась на ювелирные изделия с бриллиантами) ипродолжает расти (к сожалению, растет и нелегальный). По данным Ассоциации,российских ювелиров уже насчитывается 170 тыс., а скоро, полагают, будет и 200тысяч, причем 60% приходится на малый бизнес. А это новые рабочие места, новыепоступления в бюджет государства и, главное, новый взгляд на бизнес.
Свои достижения и,конечно, проблемы имеют Союз золотопромышленников, Союз старателей России,Российский алмазный союз, Ассоциация производителей бриллиантов,Межрегиональное объединение производителей и потребителей драгоценных металлови другие некоммерческие организации, объединяющие участников рынка драгоценныхтоваров и услуг по их профессиональным интересам. Сегодня на них на всехработает главная тенденция мирового рынка драгоценных товаров и услуг –возрастание спроса, предложения и потребления на всех его основных сегментах. Вэтих условиях российские операторы независимо от их доходов одинаковозаинтересованы в том, чтобы строить свой бизнес всерьез и надолго, а значит –на прочном правово-нормативном и социальном фундаменте.
Современная Европейскаямодель корпоративной социальной ответственности (КСО), которая в настоящеевремя получает все большее распространение в России, несет в отрасль такойфундамент, ориентируя инициативу бизнеса на три сферы – экономику, занятость иокружающую среду. Конечно, непосредственно бизнес не решает социальных проблемнаселения, а влияет на них через взаимодействие с гражданским обществом,некоммерческими организациями и государственными учреждениями. Но национальныемодели КСО обязательно принимают во внимание традиции и менталитет населения,состояние права, уровень и особенности развития гражданских институтов, чтосейчас и происходит при формирования системы КСО в России.
В нашей стране, какизвестно, исторически сложилась нестандартная ситуация, и, естественно, онатребует нестандартных решений. По оценкам экспертов Международной организациитруда, около 25% россиян находятся за чертой бедности, и с этим нельзя несчитаться, разрабатывая консолидированные предложения для Правительства.Ключевые участники рынка, говоря о теневом обороте драгоценностей, которыйсущественно деформирует экономику России, не должны упускать из виду, что егоподдерживает отсутствие источников к существованию, прежде всего, у людей,живущих за чертой бедности.[14]
Традиционно для рынкадрагоценных металлов различают две основных области потребления, – ювелирноепроизводство и розничный инвестиционный спрос. В отношении ювелирногопроизводства в мире наблюдается тенденция, что страны с развитой ювелирнойпромышленностью потребляют все добываемое золото и даже часть металлаимпортируют. Сравнительный анализ представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1 Производствои потребление золотаСтрана Производство золота, т. Потребление золота, т. Соотношение добычи и потребления, % США 262 352,8 135 % Китай 238 241 101 % Россия (для сравнения) 173 58,3 33,6 %
По данным Российскойгосударственной пробирной палаты при Минфине РФ в 2006 г. опробировано и заклеймено 37,16 млн. шт. ювелирных изделий, что в общей оценке чистого золотаоколо 58,3 тонн. Однако по различным оценкам от 25 до 50 % заклейменных изделийсоставляет «серый» импорт из близлежащих стран, в которых имеются ювелирныепроизводства, – Турция, Армения, Италия и т.п. Если принять указанные данные,то получится, что соотношение добычи и ювелирного потребления золота в Россиине превышает 16 %.
Причина указаннойдиспропорции заключается в наличии в России НДС, которым облагается оборот пореализации слитков золота ювелирным предприятиям. Практически во всем мире НДСпри продаже слитков драгоценных металлов ювелирным предприятиям не взимается.(справедливости ради надо отметить, что в стране с наибольшим потреблениемзолота, Индии, размер НДС на данный вид операций составляет 1%). В этом кроетсяпричина того, что стоимость сырья для отечественных ювелирных производствминимум на 18% дороже, чем для иностранных конкурентов. Отсутствие НДС напродажу слитков производителям ювелирных изделий привело к тому, что в миреуспешно работают и развиваются ювелирные производства даже в странах с полнымотсутствием собственной добычи драгметаллов.
3.2 Повышение ликвидности золота для реальных инвесторов
Одной из наиболеесерьезных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие внутреннего рынкадрагоценных металлов в России, является слабая ликвидность золота для реальныхинвесторов (юридических и физических лиц). Это объясняется тем, что при продажеим банковских слитков и монет из драгоценных металлов взимается НДС, размеркоторого делает эту операцию экономически нерентабельной.
Развитию российскогорынка золотых мерных слитков мешает практически полное отсутствие вторичногорынка золота. Тезаврацию в золотые мерные слитки в России тормозит наличие НДС,которым облагается оборот по реализации слитков золота населению. По различнымданным в России за 2006 г. было реализовано 1-3 тонны золотых мерных слитков.При этом эксперты российского рынка драгметалла сходятся на том, что слиткипокупаются в основном для подарков, либо мелкими частными ювелирами. Объемвложений в драгоценные металлы с целью тезаврации в России практически равнынулю.
В этом смысле показателенопыт Украины, в которой при покупке золотых слитков НДС уплачивать не нужно.Это обуславливает тот факт, что по данным украинских банков, объем продажбанковских металлов в Украине растет на 15 – 20% ежегодно. Причем вложения в ювелирныеизделия не могут считаться полноценными средствами тезаврации. По мнениюэкспертов ювелирные изделия – всего лишь актив, который в кризисных ситуацияхпадает в цене, а их реализация в известной степени затрудняется ограниченнымчислом организаций, занимающихся скупкой лома драгметаллов, их жестокой ценовойполитикой, характеризующейся покупкой ювелирных изделий фактически за полцены.
Поработав в течениенекоторого времени с мерными слитками драгоценных металлов, российские банкипришли к выводу, что у населения до тех пор не возникнет серьезного интереса кинвестициям в драгоценные металлы и до тех пор золото не составит конкуренциюдоллару в нашей стране, пока с продажи мерных слитков населению не будет снятНДС.
Во всем мире драгоценныеметаллы являются валютной ценностью аналогично свободно конвертируемым валютами продаются и покупаются без дополнительного налогообложения. В нашей странезолото имеет как бы двойную сущность. С одной стороны, когда оно свободнопродается старателями коммерческими банкам, на межбанковском рынке или ЦБ РФ ине покидает сертифицированных хранилищ, оно считается валютной ценностью иобращается без НДС. Но как только золото покидает сертифицированное хранилище,оно становится товаром и тут же облагается НДС. Складывается ситуация: еслиинвестор покупает слиток и хочет забрать его из банка, он должен заплатить занего на 20% больше стоимости слитка. Если же он захочет его продать, то банккупит его без НДС. Таким образом, инвестор теряет 20% стоимости слитка. Никакиеположительные колебания цен на рынке не сделают эту операцию доходной дляинвестора. Следовательно, пока с операций с мерными слитками не будет снят НДС,ни о какой дедолларизации нашей экономики не может быть и речи.
По мнению банковскогосообщества, единственным выходом из создавшегося положения является внесениеизменений в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, предусматривающихосвобождение от уплаты НДС операций по реализации банками драгоценных металловв слитках физическим лицам и некредитным организациям.
Экономическимиаргументами в пользу такого освобождения является увеличение сбора НДС сорганизаций ювелирной промышленности в результате увеличения объемов операций сдрагоценными металлами, а также уплата этими организациями всей суммы НДС,полученного при продаже ювелирных изделий, без зачета НДС при покупке слитков,что позволит, как минимум, не снизить общую сумму НДС, поступающую в бюджет потаким операциям.
Необходимо отметить, чтов 2006 г. Президентом РФ было предложено рассмотреть вопрос об освобождении отНДС операций по продаже слитков физическим лицам. Соответствующий законопроектбыл даже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РоссийскойФедерации. Однако в феврале 2007 г. Советом Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации было принято решение перенести рассмотрениеуказанного законопроекта.
В целом, международнаяпрактика государственного регулирования рынка драгоценных металлов в слитках имонетах показывает, что операции с ними рассматриваются как операции сфинансовыми активами, и максимально освобождены от налогов, в то время какналогообложению подлежат получаемые от этих операций инвестиционный доход иприбыль.
Отдельно необходимо рассмотретьвопросы функционирования рынка драгоценных камней в России. Проблемазаключается в том, что практически самый главный нормативный акт врассматриваемой сфере – федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценныхкамнях»,- регулирует оборот очень различных в рыночном плане материалов, в силучего по нормам не удается находить разумный компромисс, устраивающий какгосударство, так и основных участников рынка различных материалов.
Применительно к рынкудрагоценных камней важно отметить, что концепция регулирования оборотадрагоценных камней в данном законе выстроена исключительно под регулированиеоборота алмазов, и полностью игнорирует специфику рыночного оборота цветныхдрагоценных камней (т.е. природные изумруды, рубины, сапфиры и александриты, атакже жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальныеобразования янтаря). В частности, в тексте закона слово «алмаз» встречается 18раз, а наименования прочих драгоценных камней, упоминаются лишь однажды, и тотолько в их перечне. Вся последующая нормативная база, созданная во исполнениеФЗ, также подчеркивает назначение закона – лишь около 1% Указов и Постановленийхотя бы как-то затрагивает оборот цветных драгоценных камней.
В России легальный рыноквсех цветных драгоценных камней ничтожно мал и составляет в денежном выражениименее 0,1% от реализации алмазов. Если добыча алмазов — в основном крупныйбизнес, то добыча цветных драгоценных камней — во всем мире бизнес толькомалый. Оборот цветных драгоценных камней также отличается от оборота алмазов.Какого бы качества ни был алмаз, он все равно востребован рынком. Лишь лучшиеобразцы цветных камней можно причислять к драгоценным, образцы же низкогокачества ювелирных камней тех же наименований, вообще ничего не стоят и неимеют на рынке никакой ликвидности. За исключением изумрудов и александритов, унас в стране нет месторождений цветных драгоценных камней. Драгоценные камниостальных наименований являются привозными.
Суммарная стоимостьзапасов алмазов в России как минимум в 2200 раз больше, чем суммарная стоимостьвсех вместе взятых цветных драгоценных камней. Т.е. «цена вопроса»регулирования добычи и оборота всех цветных драгоценных камней России ничтожна– порядка 0,05% «цены вопроса» регулирования добычи и оборота алмазов.
В мировой практике оборотдрагоценных камней (кроме алмазов) не регулируется специальными законами.Отнесение ювелирных камней к драгоценным (gemstones) осуществляется ведущимизарубежными геммологическими центрами исходя не из их названия, а изкачественных характеристик ювелирного камня. Так, международная ассоциацияCIBJO относит к драгоценным камням высококачественные ювелирные образцы камнейболее чем ста наименований, но их оборот в странах-членах CIBJO нерегламентируется специальными законами. Две страны в мире – ЮАР и Канада –имеют в своем законодательстве особый закон об алмазах. В ЮАР это «Законоб алмазах», в Канаде – «Закон об экспорте и импорте алмазов».
Поэтому представляетсявполне обоснованным, чтобы регулирование оборота цветных драгоценных камнейосуществлялось как регулирование обычного товара, под юрисдикцией нормГражданского кодекса РФ, закона «О недрах» и др. Это совершенно нормальнаяюридическая практика, имеющая место практически во всех странах мира. Но дляэтого необходимо вывести цветные драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды,александриты, жемчуг и уникальные образования янтаря) из-под юрисдикции ФЗ «Одрагоценных металлах и драгоценных камнях» и, возможно, даже переименоватьфедеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в федеральныйзакон «О металлах и алмазах».
Кроме того, экономическицелесообразной представляется отмена ввозной (импортной) таможенной пошлины надрагоценные и полудрагоценные камни, используемые отечественнымипроизводителями в качестве вставок при изготовлении ювелирных изделий. Темсамым, создаются условия для легального ввоза ювелирных камней, устраняетсяэкономический смысл контрабанды. Так, в настоящее время ввозные таможенныепошлины на драгоценные камни составляют 20%, в то время как рубины и сапфиры вРоссии вообще не добываются, а добыча изумрудов столь мала, что не можетудовлетворить спрос ювелирного рынка страны. В то же время в странах с развитойювелирной промышленностью – потенциальных конкурентах России на мировом рынке(Италия, например) ввозные таможенные пошлины составляют на более 5%, включаягосударства СНГ (Белоруссия, Украина, Армения).
По данным ФТС в 2006 г. было импортировано 235,8 тыс. карат драгоценных камней (кроме алмазов) всего на сумму 3,4млн.долл. Сумма уплаченных таможенных пошлин составила 17,99 млн.руб. При этомпотребность ювелирного рынка в импорте драгоценных камней, по оценкамэкспертов, составляет как минимум 65 млн. долларов США (в том числе бриллианты50 млн.долл. и цветные камни 15 млн.долл.).
Очевидно, что всложившихся условиях ювелирная промышленность страны нуждается в принятиифедеральным органов законодательной и исполнительной власти необходимых мер,обеспечивающих дальнейшее развитие и успешное функционирование ювелирнойотрасли после вступления России в ВТО, с тем, чтобы российское законодательствомаксимально соответствовало законодательству стран – потенциальных конкурентови были созданы равные условия для добросовестной конкуренции с импортнымиювелирными изделиями.
Также можно было бырекомендовать установление ввозных таможенных пошлин на ювелирную продукцию,изготовленную вне таможенной территории Российской Федерации из вывезенного дляэтих целей драгоценного металла, адекватные действующим в настоящее времятаможенным пошлинам при импорте ювелирных и иных бытовых изделий.
Возможность длявременного вывоза драгоценных металлов в целях их переработки в ювелирныеизделия вне таможенной территории Российской Федерации была предусмотренауказом президента Российской Федерации № 742 от 21 июня 2001 г., а порядок вывоза был определён вступившим в силу в 2004 г. таможенным кодексом российской Федерации.
Заключение
На основе рассмотренныхвыпросов в курсовой работе, можно сделать вывод, что драгоценные металлы играюттройственную роль: во-первых, изделия из них имеют довольно существенноеэстетическое значение и используются как украшения; во-вторых, благодаря своимуникальным физическим свойствам они имеют утилитарное значение, применяясь вразличных отраслях промышленности; в-третьих, драгоценные металлы являютсяспецифическим финансовым инструментом и объектом вложения средств в целяхнакопления и приумножения.
Предназначение современныхрынков драгметаллов состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечиватьреализацию продукции «драгметаллического сектора» добывающей промышленности, ас другой, — удовлетворять спрос потребителей драгоценных металлов.
Перспективы добычидрагоценных металлов в России, и в первую очередь золота, в значительнойстепени определяются уровнем государственной поддержки. Провозглашённый вначале трансформационного периода принцип эксплуатации месторожденийдрагоценных металлов на децентрализованной и частной основе плохо сочетается соспецификой добычи драгоценных металлов, сосредоточенной в удаленных, труднодоступных и мало освоенных местностях с тяжелыми климатическими условиями. Онатребует крупных вложений в формирование сопутствующей инфраструктуры, большойконцентрации сил и ресурсов. Это явно не по карману мелким негосударственнымструктурам, не имеющих нужных накоплений для развития, в силу чегопредставляется совершенно оправданным наблюдаемый в последние годы процессукрупнения компаний в отрасли (70% золота добывают около 10% организаций, приэтом 50% всей российской добычи золота обеспечивается только десятьюкомпаниями). Думается, что продолжение этой тенденции имеет благоприятныйхарактер.
Другой важнойпредпосылкой развития отрасли является переход от разработки золотых россыпей крудной добыче, что может поставить российскую золотодобычу на прочную основу иобеспечить её длительное и прибыльное существование. Поскольку реализация этогонаправления неизбежно вызовет некоторую социальную напряжённость,представляется целесообразным сохранение возможности золотодобычи истощающихсяроссыпных месторождения малыми и средними предприятиями, а такжевольноприносителями, особенно для традиционных районов добычи, благодаряразвитой инфраструктуре этих районов. Это позволит повысить степеньэффективности выработки месторождений и обеспечить средствами к существованиюнаселение старших возрастов.
Основным направлениемрегулирования российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней,ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений исплавов из них и связанных с ними услуг является либерализация. Основные еёпринципы были заложены в базовом законе “О драгоценных металлах и драгоценныхкамнях”. К сожалению, на практике либерализация рынка затянулась, в томчисле по причине внутренних конкурентных противоречий в отрасли.
Поэтому несмотря надостигнутые успехи сохраняется ряд положений, негативно воздействующих нароссийский рынок драгоценных товаров и услуг (например, на этом рынкеневозможно прямое заключение контрактов между продавцом и потребителемпродукции, сохраняется государственная монополия на внешнеторговые операции,что создает предпосылки настороженного отношения зарубежных потребителей иинвесторов к России из-за непредсказуемости поставок, сохраняется теневойоборот драгоценностей, недостаточна ликвидность золота и других драгоценныхметаллов для реальных инвесторов (юридических и физических лиц) в силусохранения практики взимания НДС по операциям по реализации слитков золотаювелирным предприятиям и частным лицам).
Списокиспользованной литературы
1. Федеральныйзакон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ от 26.03.98
2. Федеральныйзакон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02.12.90г.
3. «Положениео совершении сделок с драгоценными металлами на территории РоссийскойФедерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 года №756.
4. Анализпотребления золота. РБК-daily.- 2007.- 25 октября
5. АбаловА.Э. Международный рынок драгоценных металлов: основные принципыфункционирования /А. Э. Абалов; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: ДНК, 2006.- 159 с.
6. АлексеевИ.С. Металлы драгоценные /И.С. Алексеев. — М.: Газоил пресс, 2007.- 400 с.
7. АндрющенкоА.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства /А. И. Андрющенко. — М.:Шевчук, 2004.- с.
8. Анализсовременного состояния мировых рынков драгоценных металлов.www.altyngold.ru/book/index.php?p1=5
9. БорисовА.Н. Комментарий к Федеральному закону «О драгоценных металлах идрагоценных камнях»: от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ: (постатейный) /А. Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2007.- 287 с.
10. Высокиетехнологии на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней: сб.док. и материалов «круглого стола» и расш. заседания Эксперт. советаМИРЭА /М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ин-т радиотехники,электроники и автоматики (техн. ун-т), Журн. «Драгоц. камни»; [ред.совет: Сигов А. С. (пред.) и др.]. — М.: Акад. средств массовой информ., 2004.-260 с.
11. ИльмаировЮ.Г. Особенности формирования отечественного рынка драгоценных металлов: (Наматериалах золотодобывающей пром-сти Рос. Федерации) /Ю.Г. Ильмаиров. — Улан-Удэ:Бурят. кн. изд-во, 2007.- 98 с.
12. КасаткинА.В. Драгоценные металлы. Правовое регулирование сделок: Нормат. акты посостоянию на 15 июля 2006 г /А.В. Касаткин. — М.: Юстицинформ, 2006.- 139 с.
13. Справкао ценообразовании и рынке драгоценных металлов в Российской Федерации.www.akdi.ru/indikat/gold-inf.htm
14. Состояниезаконодательства и перспективы развития добычи и производства драгоценныхметаллов и драгоценных камней, ювелирной промышленности и в целом алмазо-бриллиантовогокомплекса России. www.duma.gov.ru/cnature/expert_info/analit_dragmet.htm
15. Уралгорный на рубеже веков: урал. горная энцикл… – Екатеринбург Т. 3: Драгоценныеметаллы Урала: в 2 ч… — 2004.- 767 с.
16. ШатохинаЗ.А. Операции коммерческих банков с драгоценными металлами: учеб. пособие /З.А. Шатохина. — Хабаровск, 2007