Современные политические мифы как средстве манипуляции массовым сознанием Оглавление Введение Глава 0 Мифологические теории 00 века. Анализ интерпретация структура функции 0. Мифологические теории 0. Теория мифа Леви-Стросса Глава 0 Современные политические мифы Глава 0 Мифы о судьбинном выборе или рациональное представительство интересов
Заключение Список использованной литературы Введение В курсовой работе за 0 курс мной излагалась тема Традиционный государственный фольклор постиндустриального общества . Выбор темы был не случаен т.к. вопрос выступления депутатов в частности руководителей фракций и партий актуален с точки зрения анализа фольклора русской культуры. В моей работе итогом аналитического исследования прозвучало
Политическое действо по сути всегда являлось творчеством театрализованным и разные группы политиков направляют свои действия в виде речи на социальные классы определенных форм деятельности знаний ценностей символов интеллектуальных интересов стилей одежды типов жилья форм проведения досуга манер жестов и т.д. Это распределение проявляется не только в макроуровневых явлениях но и в мелочах повседневной жизни. Соответственно типируя общество политики осознают что разные классы по-разному чувствительны к разным
формам юмора. Высшие классы предпочитают мягкие сексуальные шутки проявляя меньший интерес к грубым скабрезностям сексуального характера и почти невосприимчивы к фольклерному юмору. В низших же слоях общества наибольшей популярностью пользуется именно фольклерный юмор подсознательно тесно связанный с темой равенства. Проанализировав реплики наших политических деятелей отмечу – широкое использование политиками фольклерно-сексуализированного юмора в борьбе за низшие слои избирателей а также наличие корреляции между применением такого рода шуток и риторикой равенства . Вывод работы натолкнул меня на продолжение темы исследования в частности хотелось бы изучить влияние на общественное сознание политических мифов. Наши современные политики прекрасно знают что большими массами людей гораздо легче управлять силой воображения нежели грубой физической силой. И они мастерски используют это знание. Политик стал чем-то вроде публичного предсказателя будущего.
Пророчество стало неотъемлемым элементом в новой технике социального управления. Философия бессильна разрушить политические мифы. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам его нельзя отрицать с помощью силлогизмов. Но философия может оказать нам другую важную услугу. Она может помочь нам понять мифы. Понять миф – означает не только понять его слабости и уязвимые места
но и осознать его силу. Нам всем было свойственно недооценивать ее. Когда мы впервые услышали о политических мифах то нашли их столь абсурдными и нелепыми столь фантастическими и смехотворными что не могли принять их всерьез. Теперь нам всем стало ясно что это было величайшим заблуждением. Мы не имеем права повторять такую ошибку дважды. Необходимо тщательно изучать происхождение структуру технику и методы политических мифов.
Настоящий курсовой проект посвящен изучению исторического аспекта мифов в первой главе миф рассматривается в качестве синкретически не развернутого единства исторически и логически предшествовал развитым формам религии и художественному творчеству философии и научным классификациям. Преодоление мифологического сознания с одновременным широким использованием мифологического наследия имело место в процессе развития древнегреческой или индийской философии при этом генетический план переходит в онтологический. Фольклор и древние литературы непосредственно связаны с мифологическими традициями пропитаны мифологией сознательное использование традиционных мифологических сюжетов продолжалось в литературе Запада вплоть до конца 00 в. а на Востоке еще дольше. 00 в. чрезвычайно расширил наше представление о мифе его функции и структуре тесных связях с индивидуальной психологией и психологией творчества. Миф обнаружил себя не только как генетический источник для развития
художеств мышления но в какой-то мере как его вечная модель и существенный элемент. Не ставя перед собой задачу рассмотреть весь спектр психоаналитических трактовок политики и власти остановимся подробно на анализе современных политических мифов как достаточно показательной области в отношениях человек – авторитет масса – власть . Нельзя не согласиться с рядом положений касающихся психоаналитической трактовки власти а именно что политическая власть – это желание массы по отношению
к некой структуре или фигуре встать в положение ребенка опекаемого и защищаемого что власть – это регрессивное отношение что политическая масса объединена энергетикой аутоагрессии выплескиваемой вовне и даже с такими оригинальными пассажами что политика есть форма отреагирования массой эдипального комплекса а политик есть фигура с гипертрофированной латентной женственностью гомоэротизмом и развитым материнским комплексом . Нас же прежде всего будет интересовать общая методология в образовании политических мифов и политических
текстов. Здесь мы видим ту же опору на архаику на исследование архетипических образов и попытку их эксплуатации. При изучении наиболее значительных политических партий России становится ясно что практически во всех программных документах наличествуют элементы архаики. Поэтому изучение основных мифологических образов используемых политическими партиями и их лидерами дает возможность не только выявить наиболее предпочтительные для массового сознания политические партии но и определить вероятные тенденции в развитии массового сознания общества. В российской политике точнее в отечественном политическом дискурсе господствует миф о судьбинном судьбоносном выборе. Входя в пору очередных судьбоносных выборов мы должны представлять его в виде сказки об Иван-царевиче и Сером Волке где ключевым сюжетным и смысловым моментом становится судьбинный выбор прямо поедешь будешь голоден и холоден направо поедешь – коня потеряешь налево поедешь – голову сложишь.
Заложенная здесь схема стала своего рода архетипом порой сознательной а чаще бессознательной организации своего политического дискурса современными политиками нашей страны. Оставляя в стороне примеры ставшие вполне историческими ограничусь указаниями на ближайшую предысторию наиболее откровенное использование мифа о судьбинном выборе в последние годы. Типичный пример – жесткая альтернатива мифа самоочевидной исходной посылки перестройки либо мы перестроимся
и приобщимся к мировой цивилизации либо нас ждет застой и катастрофа – иного не дано. Необходимость вписывания этого мифа в партийную идеологию заставила выдвигать на первый план тезис о связи этой альтернативы с социалистическим выбором. Одновременно акцент незаметно смещался с социалистичности выбора на его революционность . Горбачев писал Время диктует нам революционный выбор и мы его сделали
Разумной альтернативы революционной динамичной перестройке не существует. Альтернатива ей – консервация застоя Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М. 0000 С.00 Глава 0 Мифологические теории 00 века. Анализ интерпретация структура функции 0.0. Мифологические теории
Миф в качестве синкретически не развернутого единства исторически и логически предшествовал развитым формам религии и художественному творчеству философии и научным классификациям. Преодоление мифологического сознания с одновременным широким использованием мифологического наследия имело место в процессе развития древнегреческой или индийской философии при этом генетический план переходит в онтологический. Фольклор и древние литературы непосредственно связаны с мифологическими традициями пропитаны мифологией сознательное использование традиционных мифологических сюжетов продолжалось в литературе Запада вплоть до конца 00 в. а на Востоке еще дольше. Вместе с тем история литературы не говоря уже об истории философии в целом несколько огрубляя картину может трактоваться как история ее демифологизации. Вершинами в этом процессе было просвещение 00 в. отождествляющее мифы с суеверием и обманом этому взгляду
в нач. 00 в. противостоит только Вико а также после сильного подъема интереса и симпатии к мифу его эстетизации у романтиков его выдвижению на первый план в философии Шеллинга реализм 00 в. В позитивистской науке 00 в. мифы привлекали внимание только этнографов в классической английской антропологии 00 в. Гаилор Ланг мифы интерпретировались в свете теории пережитков как отголоски давно исчезнувших обычаев и наивный архаический способ объяснения окружающего мира на донаучной ступени
человеческого познания. В 00 в. даже еще с конца 00 в. процесс демифологизации уступил место повышенному интересу к мифу со стороны писателей критиков философов социологов этнологов начался своеобразный процесс ремифологизации . Сильный толчок к новому отношению к мифам дали несомненно Вагнер и Ницше Ницше не только как создатель антиномии Дионис – Аполлон но и как автор книги Так говорил Заратустра .
Апологетическое отношение к мифам проявили и символисты в том числе русские А. Блок и Вит. Иванов . Новое позитивное отношение к мифу проникает в философию мы находим его у интуитивиста-Бергсона который видит в мифологии оборонительную реакцию природы против разлагающей силы интеллекта у неокантианца Кассирера у Урбана Нибура Бердяева и т.д. В основном позитивную оценку мифу дают психоаналитики. Более или менее сознательным обращением к мифологизму обычно в сочетании с психоанализом отмечены некоторые произведения таких глубоко отличных друг от друга писателей-модернистов как Лоуренс Йитс Джойс Эллиот Т. Манн Кафка и др. Следует подчеркнуть что мифотворчество в литературе 00 в. сопряжено прежде всего с идеями повторяемости цикличности психологической и исторической замкнутости человеческого мира своеобразной замещаемости героев а также взаимозаменяемости и тождества различных
мифологических систем. Эти особенности конечно не совпадают буквально со свойствами первобытных мифов. У Кафки например ярко проявляется такая черта как мифологизация житейской прозы и современного правопорядка – черта в принципе также характерная для мифотворчества 00 в. Различные формы мифотворчества можно обнаружить и у ряда других писателей например у Фолкнера Апдайка молодых африканских литераторов Кларка и
Шойинки у Маркеса и некоторых латиноамериканских авторов. Как отметил Джозеф Франк мифотворческое воображение вытесняет в современном романе объективное историческое время поскольку действие и события даются только как воплощение вечных прототипов. Это приводит к спатиализации времени-оттеснению временных форм художественного воображения пространственными. С этой точки зрения Франк рассматривает не только
Элиота и Джойса но и Эзру Паунда и даже Пруста. Мифологизирование в литературе 00 в. постепенно распространяется на область литературоведения и проявляется в создании особой весьма популярной школы ритуально-мифологической критики. Школа эта Мод Бодкин Нортроп Фрай Ричард Чейз Филипп Уилрайт Фергюссон Дж. Викери Вейзингер Уотте Э. Хайман и др. описывает в терминах мифа и ритуала не только творчество сознательно мифологизирующих писателей 00 в. но также и многих др. напр. Мильтона и Блейка разрабатывающих библейскую тему Данте давшего свою интерпретацию христианской католической эсхатологии Шекспира чья драматургия еще хранит связи с ритуально-мифологическими корнями драматических жанров средневековые рыцарские романы Круглого стола еще тесно связанные с кельтскими фольклорно-мифологическими традициями. Особое внимание вызвал у них Мелвилл как автор Моби
Дика а также Дефо Колридж Теннисон Т. Харди Хоторн Торо Крейн Вирджиния Вульф Конрад и даже Стендаль Золя и т.д. У всех этих авторов не только выискиваются мифологические мотивы символы и метафоры сознательные и бессознательные но также воспроизведение определенных ритуальных схем особенно обрядов инициации якобы эквивалентных психологическому архетипу смерти и нового рождения.
Теоретические положения этой школы разработаны в таких книгах как Архетипические образцы в поэзии Мод Бодкина 0000 Поиски мифа Ричарда Чейза 0000 и особенно в Анатомии критики Нортропа Фрая 0000 . Мод Бодкин интересуется прежде всего эмоционально-психологическими моделями и инвариантами литературных жанров и образцов. Чейз отождествляет миф и литературу считая с одной стороны миф таким
же эстетическим феноменом как и литературу а с другой – сближая эстетическое воздействие его с магией и первобытными представлениями о мана – оренда . Фрай утверждает абсолютное единство мифа и ритуала мифа и архетипа. К мифам и архетипам восходят по Фраю литературные образцы и жанры. Ритуал сам является корнем повествования. Фрай предлагает разработку своеобразной литературной антропологии. Переход от анализа Гамлета к изучению легенды об Амлете у
Саксона Грамматика по мнению Фрая есть не удаление от Шекспира а приближение к его пониманию изучению сущности шекспировской трагедии. Исконный тип организации мифа и архетипических символов в литературе имеет еще дело с богами и демонами и выступает в виде двух контрастирующих миров и двух видов метафоризации в соответствии с оппозицией желанного и нежеланного. Стремясь использовать символизм Библии и классической мифологии как грамматику литературных архетипов Фрай противопоставляет апокалиптическую и демоническую образность. Апокалиптическая и демоническая образность в известной мере считает Фрай соответствует комическому и трагическому отчасти ироническому видению артиста. Но наряду с чисто метафорическим отождествлением Фрай признает и другие аналогические типы организации
воображения – сравнения и ассоциации по аналогии. В той мере в какой литература воспроизводит не статические структуры а процессы она по его мнению ориентируется на циклические изменения в природе и их воспроизведение в ритуале. Он намечает четыре фазы в жизни природы в отношении с мифами и архетипами образами и жанрами. Так например увязывается заря весна мифы о рождении героя о воскресении дифирамбическая и рапсодическая поэзия или заход солнца осень смерть миф об умирающем боге трагедия и элегия и т.п.
Стирание граней между мифом и литературой привело к непомерному расширению понятия мифа что не могло не вызвать известной настороженности и даже сопротивления. Напр. Генри А. Мэррей в целом сочувствующий мифологической школе считает что по своей функции миф и литератуpa могут быть максимально сближены хотя содержание в литературе несколько иное и она в отличие от мифа изображает обыденную жизнь. Такое сближение мифа и литературы и методология мифологической школы
в целом возникли в результате своеобразного синтеза аналитической психологии юнгианского типа с ритуально-мифологическим направлением в области изучения древних культур. Не случайно кумирами Фрая были Юнг и Фрэзер. Золотую ветвь Фрэзера и работу Юнга о символах либидо Фрай считает в известном смысле первым руководством по литературоведению. Фрэзер был одновременно этнографом и классическим филологом. Классическая филология стала той областью с которой началась этнологизация литературы и искусства. Фрэзер принял тезис Робертина Стита о приоритете ритуала перед мифом последователи Фрэзера-кембриджская группа Джейн Харнкон А.Б. Кук Ф.М. Корнфорд и присоединившиеся к ним Гильберт Мэррей позднее М.Гастер Р.Карпентер Э.Миро Ш.Отран и мн. др. разработали теорию ритуального происхождения не только
античного театра но и героического эпоса всей священной литературы Древнего Востока античной философии а затем и средневекового эпоса романа сказки Б. Филпотс Ф. Стрем Я. де Фрис Сэн . В этих работах на первый план выходили мифы об умирающих и воскресающих богах ритуально умерщвляемых царях-мудрецах священной свадьбе богов и героев и т.п. связанные прежде всего с календарными земледельческими культами. Миф а затем и др. культурные феномены оказывались отражением
ритуала миф и ритуал трактовались как разные стороны действенная и речевая одного и того же dro-menon flegomen . Ритуально-мифологическая теория представлена в обобщающих работах лорда Рэглана и Хаймана рассматривающего ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии а как ее структуру. Возможность говорить о политических мифах допускалась Кассирером и Т. Манном стремившимся в Иосифе и его братьях ответить мифом на миф.
О политике и мифах писали Нибур Ж. Сорель Маркус Элиаде Р.Барт и др. Р. Барт подводит базу под объяснение механизма рождения политических мифов с помощью тезиса о том что миф превращает историю в идеологию. Миф по его мнению не является прямым обманом и ищет ультразначения посредством амплификации естественного языка придает естественность известной деформации в соотношении обозначающего и обозначаемого в подмене ценностей фактами . Барт считает что именно современность – привилегированное поле для мифоло-гизирования поскольку буржуазное общество сознательно называет себя мифы буржуазной демократии свободным и посредством мифологизации как бы деполитизируется. Ж. Сорель говорит о мифе всеобщей стачки трудящихся и т.п. Вместе с тем он отождествляет революционные принципы с мифами оценивая их позитивно. Часто говорят о нацистских мифах и т.д. Дуглас отмечает что значение термина миф в 00 в. необыкновенно
расширилось и вместе с тем стало весьма противоречиво. Миф оказался не столько аналитическим сколько полемическим термином. Им обозначают ложь и ложную пропаганду веру условность представление ценностей в фантастической форме сакрализованные или догматические выражения основных обычаев и пр. С помощью мифа противопоставляют традицию и беспорядок поэзию и науку символ и утверждение обычное
и оригинальное конкретное и абстрактное порядок и хаос интенсивность и экстенсивность структуру и текстуру и т.д. Тяга к мифологизму в 00 в. связывается с некоторыми коренными тенденциями модернистской культуры. Америк критик Рав видит в идеализации мифа выражение страха перед историей и поскольку возвращение к мифологическому сознанию по его мнению невозможно то открывается путь к манипулированию идеями мифа. Действительно ритуально-мифологич. циклические представления обращение к прошлому за образцами и санкциями
устойчивые мифологические модели мира и символический язык мифа легко могут быть использованы как в качестве выражения устойчивого гармонического порядка так и в качестве языка описания вечных неизбывных конфликтов психологических и социальных. Обращение к ритуально-магическим комплексам способствует акцентированию внимания на вневременных фундаментальных основаниях культуры в противоположность идее исторического прогресса Позитивное отношение к мифу можно связать разумеется с консервативными устремлениями симпатиями к интуитивизму и мистицизму тягой к устойчивым религиозным формам или экстатическим откровениям уходом от острых проблем обществ жизни в фантастику или глубины подсознания. Мифом в 00 веке оперируют как с положит. так и с отрицательным знаком. Позитивную оценку мифов можно найти у столь далеких друг от друга философов как например у интуитивиста Бергсона и неокантианца Кассирера мифологизируют такие непохожие друг на друга писатели как
Джойс и Т. Манн. Мифологизм 00 в. помимо определенной идеологической атмосферы тесно связан с новыми интерпретациями мифа в самой науке. Мифологическая школа опирается на Юнга и ритуалистов – последователей Робертсона Смита и Фрэзера а также на Малиновского Кассирера С. Лангер Кэмпбелла. Сближение мифов с политическими доктринами отчасти восходит к открытию этнологией 00 в.
Малиновский роли мифов в поддержании определенного социального порядка в архаических обществах. Барт во многом исходит из теории мифов Леви-Стросса оперирование мифами в психоаналитических работах также тесно связано с новыми этнологическими изысканиями первобытного мышления в частности у Леви-Брюля и т.д. При всех противоречиях односторонностях и преувеличениях этнология 00 в. углубила понимание мифологии. Классическая этнография 00 в. видела в мифах преимущественно наивный до- и анти-
научный способ объяснения окружающего мира объяснение которое должно было удовлетворить любопытство дикаря подавленного грозными силами природы. Новые подходы к мифу Фрэзер Дюркгейм Боос получают законченное выражение в ритуалистическом функционализме Малиновского в теории прелогизма первобытных коллективных представлений Леви-Брюля в логическом символизме Кассирера и психологическом символизме Юнга в структурном анализе Леви-Стросса а также Маретта Фиркандта Шмидта Радина Кэмпбелла Элиаде Дюмезиля Гусдорфа Лосева. Ритуалисты открыли и изучили обширный класс мифов культового происхождения тесно связанных с календарными циклами. В этом особенно велика заслуга Фрэзера. Выдвинув в религиозном комплексе на первый взгляд магию в противоположность анимизму
Тайлора он повернул изучение мифологии в сторону ритуалов и позволил реконструировать роль ритуальных моделей в генезисе некоторых жанров. При этом оказалось что ритуально-мифологические корни в драме действительно глубоки что же касается героического эпоса то здесь они незначительны. Теория приоритета ритуала над мифом несмотря на показанную Ж. Пиаже роль сенсомоторного ядра интеллекта не может быть принята во всяком случае в качестве универсального
закона. Заслуживающая внимания критика этой концепции содержится у Клакхона Бэскома Гринуэя Керка Фонтенроза. В недавнее время Э.В.Х. Станнер убедительно показал на материале фольклора австралийских аборигенов что имеются мифы без ритуальных эквивалентов и что единство мифа и обряда не генетическое а структурное миф тесно связан с магией и обрядом и является в архаических обществах своеобразным священным писанием эффективным средством
поддержания природного и социального порядка и контроля. Реальность мифа восходит к событиям доисторического времени но остается психологической реальностью благодаря воспроизведению мифов в обрядах и магическому значению последних. Этот новый аспект мифа был открыт Б. Малиновским – основоположником функциональной школы в этнологии. В основе тезиса Малиновского лежат его полевые наблюдения над папуасами
Тробриановых островов Миф в первобытной психологии 0000 и др. работы . Взгляды Малиновского были поддержаны и развиты Элиаде Гусдорфом и мн. др. В этой связи особый интерес представляют взгляды М. Элиаде который с одной стороны углубил представления Малиновского о первобытной мифологии онтологии показав что в мифологии не только реальность но и ценность человеческого существования определяется ее соотнесенностью с сакральным мифологическим временем и парадигматическими санкциями сверхъестественных предков что первобытная онтология имеет платоновскую структуру что индийская техника самоуглубления соответствует тем же принципам. С другой же стороны классифицируя мифы с точки зрения их функционирования в ритуале Элиаде модернизировал мифологическое сознание приписав ему не только обесценение исторического времени
но и борьбу с профанным временем с историей с временной необратимостью. В этом якобы и заключается главный смысл периодического очищения и нового творения вообще циклической регенерации в ритуалах. Уничтожение исторического времени в мифе – побочный продукт определенного способы мышления а не цель мифологии и не выражение субъективного страха перед историей. Для такого страха есть почва в некоторых весьма развитых обществах 00 в. но не в архаических экзотических
общинах. Кроме того циклическая концепция времени столь существенная как раз для мифотворчества 00 в. является не собственно мифологической а ритуальной и связана со стремлением магическими средствами поддерживать существующий природный и социальный порядок акцент и здесь делается на магической поддержке иссякающего плодородия и т.п. а не на повторении и круговороте . Лишь в гораздо более развитых мифологиях например индийской греческой иранской появляется мотив исторических
эпох и циклов. Так некоторое чрезмерное отождествление мифа с ритуалом поддерживает модернистские представления о мифе. От первобытной мифологии идет нить не только к цикличности но и к прометеевскому пафосу культурных завоеваний поднимающих человека над природой. И наконец мифологическое сакральное время претворения и есть архаическое диффузное представление о времени а вовсе не его отрицание. Это мифическое представление содержит в наивной форма зародыш причинной концепции времени прошлое – область до есть сфера причин для после разработанной впоследствии Лейбницем и Кантом. Время это в принципе необратимо именно ощущение его необратимости коррелирует с идеей упорядочения мира превращения хаоса в космос. Здесь опять предчувствие совершенно правильного коррелирования необратимости и энтропии в понимании современной психологии и физики. Уже в начале 00 в. основатель французской социологической школы
Дюркгейм ввел понятие коллективных представлений исходя из особой коллективной психологии и качественной специфики социума. Коллективному и индивидуальному началу отвечают две формы состояния сознания соответствующие в свою очередь оппозиции профанного и сакрального. Дюркгейм сделал важное открытие показав что тотемическая мифология моделирует родовую организацию и сама служит ее поддержке. Выдвигая социологический аспект в мифологии
Дюркгейм так же как и Малиновский отходил от представлений этнографии 00 в. об объяснительной цели мифологии. Дюркгейм так же как Фрэзер Боас и близкие Боасу русские этнографы Богораз и Штернберг исходил из принципиального тождества первобытных и цивилизованных форм мышления отдельные его высказывания об особенностях первобытного мышления предваряют Леви-Брюля и Леви-Стросса. Вопрос о специфике первобытного мышления и тем самым мифологического сознания
впервые был поднят Леви-Брюлем особо подчеркнувшим значение эффективных элементов коллективных представлений которые якобы в этих представлениях занимают место логических включений и исключений. Леви-Брюль постулировал прелогический характер коллективных представлений их поразительное равнодушие к противоречиям неприятие закона исключенного третьего их приверженность к мистической партипипации. Леви-Брюль показал как функционирует мифологическое мышление как оно обобщает оставаясь конкретным и пользуясь знаками но сквозь призму мистической партипипации он не заметил интеллектуального смысла своеобразных мифологических мыслительных операций и его практических познавательных результатов. Леви-Брюль представил диффуз-ность нерасчлененность первобытного мышления как совершенно особую нелогическую логику как жесткую систему наглухо закрытую для личного и социального опыта для логических мыслительных операций. Следующий шаг в изучении мифологического мышления был совершен
Кассирером в его монографии Мифологическое мышление 0000 составляющей второй том его Философии символических форм . Опираясь на Маретта Малиновского Дюркгейма и Леви-Брюля а также на этнологизирующие работы по античной мифологии Р. Отто и Г. Узенера Кассирер разработал свою систему философии мифа. Его новый важнейший принцип-рассмотрение духовной деятельности человека и в первую очередь мифотворчества
в качестве древнейшего вида этой деятельности как символической . Мифология согласно Кассиреру наряду с языком и искусством является автономной символической формой культуры отмеченной особой модальностью особым способом символической объективации чувственных данных эмоций. Мифология предстает как замкнутая система объединенная и характером функционирования и способом моделирования окружающего мира. Кассирер стремится исходить не из генезиса и эмпирии а из функции и
структурных форм народной фантазии. Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличении реального и идеального вещи и образа тела и свойства начала и принципа в силу чего сходство или смежность преобразуется в причинную последовательность а причинно-следственный процесс имеет характер материальной метаморфозы отношения не синтезируются а отождествляются вместо законов выступают конкретные унифицированные образцы часть функционально тождественна целому весь космос построен по одной модели и артикулирован посредством оппозиции сакрального и профанного а также в связи с ориентацией по странам света От этого зависят представления о пространстве времени числе подробно исследованные Кассирером. Мифическое чувство единства жизни по Кассиреру проявляется в ориентации человека на практически близкие ему сферы реальности магическом единении отдельных групп людей с видами животных тотемизм .
Самое ценное у Кассирера – это выявление некоторых фундаментальных структур мифического мышления и природы мифического символизма Из продолжателей Кассирера заслуживает упоминания С. Лангер у которой однако трансцендентная концепция коммуникации уступает место натуралистической эмпирической концепции исходящей не из трансцендентного Я а из индивидуального в соответствии с традициями англо-американской науки. С. Лангер следует не только за
Кассирером но и за Боасом Радином Уайтхедом Мориссом находится в русле логического позитивизма. Фрейдисты сам Фрейд Ранк Риклин Рохейм в основном рассматривают мифы как выражение важнейшей психологической ситуации и реализацию парадоксальных сексуальных влечений исторически осуществляемых до образования семьи мифы об Эдипе Кроне и т.п Сказка в отличие от мифа якобы отражает соответствующие вытеснения в подсознание и создает замены вуализирующие исходную сущность.
Фрейдизм первоначально был ориентирован исключительно на индивидуальную психологию. Лишь позднее возникла его концепция сверх-Я еще позднее социологические коррективы были внесены неофрейдистами но последние мало занимались мифологией. На базе же индивидуальной психологии мифология могла привлекаться не только аллегорически в сущности с иллюстративными целями аллегория вытесненных из сознания эротических комплексов . Переход от аллегоризма к символизму в кассиреровском роде но только на почве психологии мог быть совершен лишь по мере перехода от индивидуальной психологии к коллективной. Это и было осуществлено Юнгом использовавшим коллективные представления французской социологической школы. Эта школа оказала особенно в лице Леви-Брюля серьезное влияние на Юнга. В теории Юнга о глубинном слое коллективно-бессознательного и об архетипах как неких структурах первичных образов коллективной бессознательной фантазии архетипы сопоставляются
Юнгом с мотивами и образами мифов как продуктов первобытного сознания. В отличие от Фрейда Юнг допускает множественные значения бессознательного содержания в зависимости от ситуации а также двойное в плане субъекта и в плане объекта толкование снов и фантазий по его мнению синхронизация первоначально далеких сфер иногда приводит к смысловым совпадениям. Так Юнг отходя от фрейдовского аллегоризма углубляет понимание символики мифа.
0.0. Теория мифа Леви-Стросса Значительная теория мифа была выдвинута со структуралистских позиций франц. этнологом Клодом Леви-Строссом. Леви-Стросс вышел из франц. социологической школы испытал и некоторое дополнительное воздействие американской культурной антропологии. Путем прививки к этим традициям опыта лингвистического структуализма работы Якобсона по фонологии и т.п. и новых представлений идущих от теории информации
Леви-Стросс создал структурную антропологию и соответствующую теорию мифов. Структурный подход позволил Леви-Строссу описать эффективное действие логических механизмов первобытного мышления. Само первобытное мышление Леви-Стросс трактует как коллективно-бессознательное тем самым приближаясь к Юнгу относительно независимое от влияния др. форм племенной жизнедеятельности и социально-экономических инфраструктур и поэтому якобы адекватно отражающее саму анатомию ума . Тезис об известной свободе мифологизирования связан у Леви-Стросса с представлением об интеллектуальной гибкости первобытной мысли широко оперирующей различными логическими возможностями а не только рабски отражающей племенные социальные институты. Леви-Стросс разработал новую теорию мифологического мышления во многом противостоящую Леви-Брюлю. Он сумел показать специфику своеобразие мифологического мышления как мышления на умственном
уровне мышления метафорического мышления оперирующего готовым набором элементов поддающихся калейдоскопической реаранжировке мышления достигающего своих целей не прямыми путями бриколаж и т.п. Но оставаясь специфичным мифологическое мышление оказывается способным к обобщениям классификации и анализу которые в свое время составили интеллектуальную базу так называемой неолитической технической революции и кое в чем предвосхищают новейшие научные методы.
Рассматривая мифологическое мышление в связи с порождением им знаковых систем Леви-Стросс анализирует системы родства и тотемические классификации как своеобразные знаковые системы. Леви-Стросс выявляет роль бинарных оппозиций в первобытных классификациях и обобщениях показывает как избыточность обозначающих преодолевается в мифах расчленением на уровни и коды как в силу принципиальной метафоричности мифологического мышления раскрытие смысла мифов имеет характер бесконечных трансформаций
что однако не препятствует их умо-постигаемости. Одна из заслуг Леви-Стросса несомненно состоит в том что он сумел синтезировать старый взгляд 00 в. на миф как на орудие познания и новые представления о мифе как инструменте социального контроля и средства поддержания природного равновесия с учетом его аффективной стороны связи с ритуалами черт прелогизма и т.д. Структурный анализ Леви-Стросса направлен на мифологическую семантику на само мифологическое мышление и имеет преимущественно парадигматический характер хотя в принципе он признает важность и синтагматичиность аспекта. В настоящее время делается ряд попыток сочетания леви-строссовской парадигматики и пропповской синтагматики например в работах французского семиотика Греймаса. 00 в. чрезвычайно расширил наше представление о мифе его функции и структуре тесных связях с индивидуальной психологией и психологией творчества.
Миф обнаружил себя не только как генетический источник для развития художеств мышления но в какой-то мере как его вечная модель и существенный элемент. Глава 0 Современные политические мифы Не ставя перед собой задачу рассмотреть весь спектр психоаналитических трактовок политики и власти остановимся подробно на анализе современных политических мифов как достаточно показательной области в отношениях человек – авторитет масса – власть .
Нельзя не согласиться с рядом положений касающихся психоаналитической трактовки власти а именно что политическая власть – это желание массы по отношению к некой структуре или фигуре встать в положение ребенка опекаемого и защищаемого что власть – это регрессивное отношение что политическая масса объединена энергетикой аутоагрессии выплескиваемой вовне и даже с такими оригинальными пассажами что политика есть форма отреагирования массой эдипального комплекса а политик есть фигура с гипертрофированной латентной
женственностью гомоэротизмом и развитым материнским комплексом . Нас же прежде всего будет интересовать общая методология в образовании политических мифов и политических текстов. Здесь мы видим ту же опору на архаику на исследование архетипических образов и попытку их эксплуатации. При изучении наиболее значительных политических партий России становится ясно что практически во всех программных документах наличествуют элементы архаики. Поэтому изучение основных мифологических образов используемых политическими партиями и их лидерами дает возможность не только выявить наиболее предпочтительные для массового сознания политические партии но и определить вероятные тенденции в развитии массового сознания общества. Программы политических лидеров построены по классическим канонам мифологического мышления включающим следующую структуру эсхатологическое запугивание масс в программах партий и лидеров предъявление массам
персонифицированного образа врага как объяснительной модели трудностей и повода для снятия ответственности персонифицированный образ героя использование архаической символики трансформированные образы отца и матери образ самости в виде образов государства родины и т.п. апелляция к прошлому как к золотому веку . Воспользуемся в качестве иллюстрации проведенным Н.Н.Фирсовым блестящим исследованием текстов программных документов основных политических партий
России занимающих ведущие по состоянию на 0000 год позиции на политической арене Выбор России ЛДПР КПРФ АПР . Так например во всех программных документах присутствуют эсхатологические фрагменты рисующие картины разрухи кризиса потрясений вплоть до апокалиптических. Особенно это заметно в программных заявлениях КПРФ и Аграрной партии как партий активной оппозиции стремящихся к власти
Так называемые реформы фактически проводятся во имя обогащения коррумпированных чиновников и спекулянтов. В обществе нарастают социальное расслоение и антагонизмы. Поощряются низменные инстинкты моральное растление молодежи растет преступность. Происходит гниение общественной жизни. Под угрозой оказалось само существование отечественной государственности экономической и политической независимости и целостности страны . Рисуются образы могущественного весьма коварного врага. При этом образ врага также выполняет компенсаторную функцию консолидируя общность мы для решения какой-либо проблемы. Ведь именно с образом врага в массовом сознании ассоциируются все несчастья и беды нарастание дискомфортного состояния развал обычного образа жизни всего общества в целом . Любопытна коллекция разновидностей врагов для Выбора
России – это некие влиятельные силы которые толкают на путь восстановления высокомонополизированной экономики для ЛДПР образ врага имеет расплывчатые очертания врагами являются практически все от жидомасонов до лжедемократов и агентов каких-либо разведок доля КПРФ – это в первую очередь внутренние враги которые предали идеалы социализма и коммунизма. Проявлением персонификации причинности как элемента архаического мышления является также образ героя
во многом зависимый от образа врага но в то же время противопоставляемый ему и в той или иной степени присутствующий во всех программных документах политических партий. С этим образом связаны как эсхатологические элементы коллективного бессознательного так и стремление массового сознания к избавлению от трудностей и лишений современной жизни от личной ответственности замещаемой ответственностью коллективной. Для Выбора
России образ героя ассоциируется прежде всего с образом всенародно избранного президента символизирующего демократические преобразования возможность преодоления кризиса для ЛДПР образ героя непосредственно связан с лидером партии Жириновским. В массовом сознании лидер ЛДПР выступает как вождь-герой призванный спасти Россию от коммунистов и лжедемократов. Для КПРФ наиболее характерен образ героя потерпевшего поражение от врага подвергавшегося гонениям и вновь возродившегося чтобы спасти Отечество. Активно используется архаическая символика сводящаяся в целом к образам государства – закона и Родины-матери архетипические фигуры отца и матери . Выбор России и ЛДПР в большей степени апеллируют к образу отца-закона в противопоставлении произволу который как правило идентифицируется с образом врага.
Абсолютизация закона сама по себе является проявлением архаического сознания. Истинный закон для архаики – категория тотальная и персонифицированная в этой мифологической реальности государственности ни о каком разделении властей не должно быть и речи. Демократический императив разделения властей компенсируется равными правами и непреложным законом возведенным в абсолют священным писанием Конституции символизирующей высший закон и высшую справедливость.
КПРФ и АПР эксплуатируют образ матери в виде униженной и оскорбленной Родины и земли-матушки которых некому защитить перед наступающим хаосом. Опираясь на инфантильные структуры сознания в котором прошлое ассоциируется с Золотым веком все политические партии используют ориентацию на прошлое. Но если для Выбора России как правящей партии она определяется насущной необходимостью оправдывающей
власть и борьбу за право обладать ею то для КПРФ золотой век равен возврату к временам СССР и господства коммунистической идеологии. Таким образом подводя итоги можно сказать что сила эсхатологического запугивания широта обещаний и масштаб магических последствий – вот что является ответом на запрос мифологического сознания масс и обеспечивает популярность политических лидеров. Не ставя под сомнение и не умаляя значения мифологического сознания мифа как компенсаторных механизмов реакции психики человека на внутреннюю и внешнюю нестабильность и попытку поддержать нормальное функционирование человека организации массы по ее самосохранению пытаясь уйти от односторонних интерпретаций архетипических моделей сознания и поведения как отклонения от психической нормы как состояний близких к состоянию психопатии нельзя не высказать ряд опасений связанных с искусственной актуализацией архетипического и бессознательного и попытками их использования. Во-первых актуализация архетипических моделей сознания обеспечивает эффект
заражения и порождает определенный тип действий людей. Так используемый в частности в политической культуре миф – миф границы – представляющий собой специфическую императивную модель сознания и поведения которая противополагает рациональной идее однородного и универсального политического мира дихотомическую систему межличностных ориентаций родная земля – чужая земля наши – не наши царство благочестия – царство зла справедливый политический порядок – несправедливый политический
порядок – может проявляться не только в вербализованных и рационализированных формах политических лозунгов языковых клише но и в реакциях действиях симпатиях и антипатиях людей. Во-вторых формирующийся в таких условиях тип политического сознания отличается неразвитостью индивидуальной самоидентификации крайней стереотипизацией исторического опыта ориентацией на бескомпромиссность и конфликтное разрешение возникающих проблем. Архаичность в данном случае представляется антитезой самостоятельности
о чем уже подробно писалось выше. В-третьих благодаря актуализации архаического может быть порожден определенный тип коммуникаций соответствующих архаике. Эта переоценка живучести архаических представлений приобретает сейчас характер пересмотра динамики вытеснения архаики цивилизационным процессом. Как писал А.С. Ахиезер длительные по видимости нормальные отношения между этническими группами мгновенно разрушаются в моменты кризисов любого типа так как может оказаться что в соответствующей культуре разрешение конфликта видится именно на пути избегания изгнания иной этнической группы. Происходит казалось бы невероятный возврат к оттесненным исчезнувшим программам архаических пластов культуры восстанавливается архаическое представление о том что они – нелюди а значит диалог коммуникация с ними – невозможны . Используя политику как механизм организации массы по ее самосохранению манипулируя
архаикой и бессознательным массы применяя типы страхов толкающих человека в массу и предлагая массе систему искупительных ритуалов не следует забывать о том во имя чего для каких целей используются эти механизмы не используются ли специфические особенности массы для поддержки пожирания ею самой себя для унификации и деперсонализации личности в массе через усиление механизмов массообразования не превращается ли человеческая масса в объект манипуляции вождями всех типов и мастей ибо как уже было продемонстрировано
выше насильственно поддерживаемый механизм инфантилизации сознания и методики работы с инфантильным сознанием масс отработаны веками человеческой истории. Глава 0 Мифы о судьбинном выборе или рациональное представительство интересов В российской политике точнее в отечественном политическом дискурсе господствует миф о судьбинном судьбоносном выборе. Входя в пору очередных судьбоносных выборов мы должны представлять его в виде сказки об
Иван-царевиче и Сером Волке где ключевым сюжетным и смысловым моментом становится судьбинный выбор прямо поедешь будешь голоден и холоден направо поедешь – коня потеряешь налево поедешь – голову сложишь. Заложенная здесь схема стала своего рода архетипом порой сознательной а чаще бессознательной организации своего политического дискурса современными политиками нашей страны. Оставляя в стороне примеры ставшие вполне историческими ограничусь указаниями на ближайшую предысторию наиболее откровенное использование мифа о судьбинном выборе в последние годы. Типичный пример – жесткая альтернатива мифа самоочевидной исходной посылки перестройки либо мы перестроимся и приобщимся к мировой цивилизации либо нас ждет застой и катастрофа – иного не дано. Необходимость вписывания этого мифа в партийную идеологию заставила выдвигать на первый план тезис о связи этой альтернативы с социалистическим выбором.
Одновременно акцент незаметно смещался с социалистичности выбора на его революционность . Горбачев писал Время диктует нам революционный выбор и мы его сделали Разумной альтернативы революционной динамичной перестройке не существует. Альтернатива ей – консервация застоя Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.
М. 0000 С.00 Продолжая линию на укоренение мифа при одновременной трансформации его окраски идеологи перестройки провозглашают тезис об историческом выборе. Это очищенная от социалистичности и революционности версия все той же схемы Исторический выбор в пользу перестройки сделан Самое главное – убеждение в том что перестройке альтернативы нет. в современном мире путь к прогрессу а значит к свободе равенству братству у человечества лишь один
Яковлев А.Н. Гласность – земля перестройки. М. 0000 С.000 000 000 Миф о судьбинном выборе столь же естественно использовался оппонентами протагонистов перестройки Мы стоим на распутье и выбрав ту или иную дорогу вряд ли сможем потом вернуться назад и сделать другую попытку. В этот момент выбора мы поэтому несем ответственность не только перед детьми которые не имеют права голоса но и пред внуками Князев С. Вперед к капитализму
Наш современник 00 0000 С.000 Кажущиеся друг другу политическими оппонентами люди сходятся в самих основаниях своего мышления видения действительности. Характерный пример – реплика Розы Янаевой жены бывшего вице-президента СССР в ответ на одну из ключевых метафор диалога А.Караулова и А.Гуревича Но проклятье России заключалось в том что как только появлялась в какие-то исторические моменты некая развилка Россия безошибочно выбирала самую ухабистую самую тяжелую и дурную дорогу где ее поджидали кровопролитие насилие извращения и мерзости Караулов А. Вокруг Кремля. М. 0000 С.000 В своей отповеди Р.Янаева полностью принимает схему судьбинного выбора Вот еще раз 00 августа 0000г. Россия снова была на такой развилке. И вы и вам подобные помогли и в этот раз не свернуть ей с ухабистого и тяжелого пути снова выбрать
не ту дорогу! Янаева Р. Россия снова была на развилке. Независимая газета 00 ноября 0000. Наиболее эффективно миф о судьбинном выборе был использован ельцинско-гайдаровским реформаторством предложившим еще более жесткую оппозицию либо радикализация реформ вплоть до капитуляции антиреформаторов либо смерть наглядно инсценированная расстрелом и пожаром Белого дома. Во всех этих случаях приходится констатировать более или менее последовательную мифологизацию
собственного политического мышления а тем самым общего развертывания политического дискурса или смысловой организации политического процесса . Достаточно указать на устранение из дискурса а тем самым из политического процесса не только обладающих самостоятельной волей и интересами граждан но даже политических вождей. Имперсональные конструкции или же конструкции где субъектом подлежащим выступают боги – Время История Россия превращают реальных политических актеров а уж тем более не сумевших включиться
в политику граждан всего лишь в статистов которые способны только узнавать судьбинный выбор и ритуально приветствовать его. Качественно иным образом строятся процедуры рационального выбора например в ходе формирования демократического представительства. Хотя и здесь существуют некие мифы-аксиомы без этого никакой дискурс не возможен в принципе общая логика развертывания рациональных или по меньшей мере формализованных процедур состоит как раз в демифологизации исходных аксиом. В этой связи вполне оправданным и даже ожидаемым был бы отказ от мифа о судьбинном выборе или хотя бы его достаточно определенная демифологизация именно в ходе нынешней предвыборной кампании. Во всяком случае такое поведение было бы логичным для политических актеров которые действительно ориентированы на осуществление рационального выбора отбора наиболее эффективных представителей в демократические органы власти на основании взаимно признанных рациональных или по крайней мере формализованных правил.
И наоборот от противников строгого соблюдения и использования демократических процедур или от политических актеров которым эти процедуры органически чужды следовало бы ожидать подмены рационального выбора демократического отбора представителей в демократические органы власти очередной версией мифа о судьбинном выборе. Выборочный обзор материалов предвыборной кампании программы и программные выступления обращения и т.п. показали что миф о судьбинном выборе в большей или меньшей степени использовался практически всеми
избирательными объединениями. Тема же рационального выбора демократического отбора представителей существующих в обществе интересов прозвучала крайне слабо. Даже там где ее заявляли вполне сознательно ЯБЛоко и вопреки навязываемым пропагандой стереотипам КПРФ она получила явно второстепенное звучание. Претендовавшая в теории на постановку формальной рациональности во главу угла Ассоциация независимых профессионалов не прошла чистилища
Центризбиркома. Да и вряд ли эта организация действительно была способна на роль протагониста рационального выбора ведь ее список был заполнен героями радикальных альтернатив. Наиболее активно эксплуатировали миф о судьбинном выборе ЛДПР и особенно Выбор России не просто сделавший ставку на воспроизведение оправдавшей себя в прошлом идеологической и пропагандисткой схемы но и закрепивший ее в самом своем названии. Использование мифа Жириновским было достаточно традиционным. Альтернатива была обозначена предельно четко великая Россия или гибель. На первый взгляд это не давало никаких шансов соперничать с ВыбРосами. Прежние попытки антиправительственных сил включая духовную оппозицию поставить во главу угла великую Россию достаточно надежно хотя и не без потерь отбивались правительственным лагерем.
Однако к началу избирательной кампании обстоятельства существенно изменились. Заметно ухудшились условия жизни многих людей а лозунг реформы или смерть для многих приобрел парадоксально угрожающий смысл. Расстрел Белого дома потряс очень многих даже желающим обманываться наглядно показал факт рецидива тоталитарных начал в политическом развитии. Вновь зримо проявилось противоречие между словами и делами правительства.
Блеск славословий реформ несколько померк а нереспектабельность национализма сошла на нет или даже обратилась в свою противоположность чему в немалой степени способствовала державническая риторика Ельцина. Все эти обстоятельства использовали и не без успеха привычные критики правительства. Они однако либо сами устранились от участия в избирательной кампании либо были процедурно не допущены до участия в ней. Участвовать в выборах дозволили тем из кого
Выбор России хотел сделать мальчишек для битья. Однако ни КПРФ о чем пойдет речь ниже ни Жириновского подобная перспектива естественно не устраивала. Лидером ЛДПР была чуть-чуть изменена риторическая стратегия но это чуть-чуть как раз и обеспечило мощный успех. Прежние усилия сделать главной ценностью великую Россию явно или неявно строились на еще столыпинской оппозиции великой
России и великих потрясений т.е. ельцинско-гайдаровских реформ . Это сразу же отсекало значительное число людей еще находящихся под обаянием прогрессистских стереотипов не желавших поступаться романтическим пафосом первых лет перестройки верных ценностям демократии и гласности которые пропагандистски были все еще цепко узурпированы реформаторами . Жириновским великая Россия была противопоставлена не реформам-потрясениям а униженности и страны и ее граждан – бесспорный и болезненный для многих факт. Вы найдите мне другую такую страну – заявил Жириновский в интервью Известиям – которую так бы разоряли и унижали как нашу Известия 00.00.00 Поддерживая Жириновского можно было не отказываться ни от демократии и гласности постоянная тема пропаганды ЛДПР ни от реформ других но более эффективных простых и приносящих быстрые плоды .
В результате значительное число людей чье сознание прежде надежно контролировалось мифом судьбинного выбора России – реформы или смерть получили возможность освободиться от этого контроля ставшего для многих особенно тягостным после расстрела Белого дома и броситься в бояться нового по внешнему выражению но привычного и комфортного мифа об ином но столь же судьбинном и бескомпромиссном выборе. Другим ходом Жириновского было разделение в своем дискурсе президента и правительства выборов и референдума
по конституции. Это позволяло взрывать привычный черно-белый дискурс реформаторства – антиреформаторства. Жириновский критиковал Гайдара но поддерживал Ельцина ЛДПР выступала против Выбора России но за президентский проект конституции. Это эффективно обеспечивало перетягивание недовольных своей жизнью и судьбой елициноидов на свою сторону. КПРФ помещенная организаторами выборов в ту же клетку для гадких ребят что и
Жириновский со товарищи нашла несколько иной выход. Была осознана бесперспективность и бессмысленность направления острия против острия мифа великой России или великих потрясений против мифа реформ или антиреформ. Вместо противопоставления великой России какого-нибудь пугала-угрозы например монополитистического капитала об этом говорилось но вскользь КПРФ предпочла наполнить слова о возрождении это маленькое изменение акцента несколько отличило КПРФ от великодержавников России осмысленным содержанием рационализовать насколько это было возможно для организации назвавшейся коммунистической саму идею российской государственности. Одной из первоочередных задач партии провозглашено – отмечалось в изложении предвыборной программы КПРФ – сохранение и укрепление конституционных основ государства которые и служат препятствием для установления
монопольной власти капитала развала России как еденной многонациональной державы Известия 00.00.0000. Предвыборный дискурс КПРФ ориентировал избирателей на то что решение задачи укрепления конституционных основ государства возможно прежде всего благодаря учету всего многообразия интересов граждан России. Эти интересы в документах и предвыборных выступлениях достаточно определенно и непредвзято констатировались. Выдвигалось требование учета и удовлетворения хотя бы частичного всех в том числе
и конфликтующих интересов. Декларировалось например безусловное уважение частной собственности готовность выступать в защиту предпринимательства прежде всего производственного и т.п. При этом естественно требовалось аналогичное уважение интересов трудящихся и обездоленных что в общественном мнении а тем более в среде самих трудящихся и обездоленных не могло не признаваться совершенно справедливым. Все это значительно способствовало укреплению поддержки
КПРФ избирателями. Удалось даже перетянуть на свою сторону небольшой но качественно весомый слой тех кого Выбор России считал безусловно своими – рационалистически по-западному мыслящих государственников. Идея укрепления государственности как основа рационального компромисса многообразия интересов привлекла симпатии немалого числа державников из демократического лагеря уставших от иррациональной бескомпромиссности своих вождей. В отличие от поставленных организаторами выборов в наиболее уязвимое положение КПРФ и ЛДПР бесспорный фаворит Выбор России использовал старую стратегию построения предвыборного дискурса. В пропагандистскую кампанию было внесено лишь одно заметное новшество довольно ощутимо акцентировался момент выбора без выбора безальтернативность предлагаемой программы. Главной была идея что выбор уже сделан. При этом использовались отсылки на разные факты – всенародное избрание президента август 0000г. начало реформ и особенно референдум.
Стыдливо обходили как правило события начала октября. Разве что Гайдар признал что произошедшие в октябре – М.И. изменения сняли тот груз неопределенности который постоянно висел над будущим приватизации и приватизационной программой Российские вести 0.00.0000. Во всяком случае пропагандистская кампания ВыбРосов ориентировала избирателей прежде всего на то чтобы подкрепить уже сделанный выбор.
Отсюда же и упор на безусловную плебисцитарную ратификацию проекта конституции. В полностью отвечающей пропагандистским требованиям Выбора России обобщающей и завершающей избирательную кампанию редакционной статье Известий дается недвусмысленная формула А референдум по Конституции – это всенародная ратификация ее проекта
Известия 00.00.0000. Несмотря на обязательные порой громкие но по сути ставшие ритуальными эскапады против красно-коричневых ВыбРосы явно давали понять что им нет соперников. Разве что под самый конец кампании когда ясно стало что по существу она проиграна Исполком блока Выбор России располагавший несомненно данными опросов общественного мнения выпустил близкое к истерическому заявление. Два его заключительных абзаца резко акцентировали тему судьбинного выбора
Приход таких людей как Жириновский и Говорухин к власти означал бы многие годы блужданий свертывание с единственно верного пути в потемках новых бесплодных поисков третьего пути огромные и абсолютно неоправданные жертвы народа . Реальная стабильность и нормальная человеческая жизнь ожидают нас только на пути продолжения уже начатых реформ выбор уже сделан . Бесспорно путь этот нелегок но история учит нас тому что иной путь попросту невозможен ибо ведет к пропасти Вечерняя Москва 00.00.0000 . Даже в этих двух коротких абзацах в трех фразах полно противоречий и логических несуразностей т.к. текст развертывается по законам мифа а не рациональной аргументации. Например альтернативы уже выбранному пути нет и одновременно есть сразу в двух ипостасях – блуждания и пропасти. Наиболее же показательна формула новые бесплодные поиски третьего пути где соединены ритуальное проклятье возвращению к старому новые поиски т.е. снова повторение старого отказ от поисков раз все
уже найдено наконец осуждение третьего пути как химеры выбивающейся из схемы реформы-антиреформы поздновато и неловко спохватились – из прежней августовских времен химеры третий путь и даже многообразие альтернатив превратились в диктующую свою логику реальностью предвыборного дискурса . Такая плотность спресовывания столь разнородных и не раскрытых а по сути и не предназначенных для раскрытия знаков как раз и свидетельствует о чисто мифологическом отождествлении всего со всем на двойническое
оборачивание всего благого во все злое и обратно. Кто не с нами тот против нас. Эта мифологическая формула воспроизведена в схеме 00 против одного декларированной с самого начала документа и вынесенной в заглавие. Неумение и иррациональное нежелание увидеть разнообразие политических позиций коренится бесспорно в мифологичности мышления ВыбРосов. Мифологических скатываний на схему судьбинного выбора было немало и у других блоков.
Особенно нелепы и контрпродуктивны они были там где предпринимались попытки апелляции к рациональному выбору. Так в ряде выступлений и интервью Явлинский пытается развернуть аргументацию относительно диапазона возможностей российской политики роли граждан и их объединений в рациональном формировании политики путем постоянной переработки и переоценки все новых альтернатив. Многообразие интересов существующих в обществе необходимость консолидации институтов гражданского общества констатируются в документах блока во многих выступлениях его лидеров. Фактически ЯБЛоко показало способность выступать в роли партии рациональных общественников способной стать партнером партии рациональных государственников и образовать с ними основу партийной системы. Эта позитивная тенденция нередко перекрывалась резкими сваливаниями в мифологизация. Так один из политиков верхней части яблочного списка
Владимир Лысенко выступил в Независимой газета со статьей под характерным названием На развилке двух дорог . Статью открывает и задает тон следующее установочное заявление-схема История персонификация обезличенных сил нас снова поставила пассивность детей рода перед лицом Судьбы перед выбором либо мы пойдем после 00 декабря по пути проложенному генералом де Голлем для Франции во времена V республики либо повторим свою историю начала века с печально знаменитым
царским манифестом и тремя разогнанными Государственными думами Независимая газета 00.00.0000. И хотя дальше можно обнаружить некое подобие рациональной аргументации ее собственная логическая противоречивость фактические неточности и главное заданные судьбинным мифом пределы делают рассуждения Лысенко не более чем эмоциональном всхлипом по красивому . Показательна завершающая статью фраза И хотя Россия не
Франция но все же . Автор в глубине души сознает утопичность своих мечтаний но отказаться от них не может и не хочет. Миф слишком крепко держит его в своих объятьях. Немалое число избирательных объединений предпочло дистанцироваться от мифа о судьбинном выборе потеснить его своими мифами пусть не очень оригинальными по сути но зато получившими свой особый фирменный знак. Здесь прежде всего следует выделить блок Женщины России с их фундаментальной метафорой желаемого устроения Россия – семья непатриархальная что создает трудности для авторитарного президента но не лишает его возможностей при уменении своего авторитаризма и ДПР со сверхзадачей дело надо делать этот миф в версии дело надо делать а не болтать активно использовала номенклатура на заре перестройки . Более активное дистанцирование от мифа о судьбинном выборе связано с формулированием и отстаиванием специфических корпоративных или квазикорпоративных интересов.
Такой курс более или менее последовательно проводили Аграрная партия России политическое движение Женщины России блок Будущее России – новые имена молодежь блок Достоинство и милосердие иждевенцы – инвалиды пенсионеры и т.п Даже претендовавшие на роль зеленых т.н. Конструктивно-экологическое движение
Кедр и на роль центра объеденение Гражданский союз фактически самою логикой образования в предвыборном дискурсе довольно заметного срединного пространства корпоративных интересов фактически сдвинулись к артикулированию интересов соответственно корпораций коммунального хозяйства и директорско-инженерного корпуса. Выборочный анализ дискурса избирательной кампании позволяет существенно дополнить и откорректировать выводы которые делаются на основании формального сравнения числа голосов отданных за то или иное избирательное
объединение. Дело в том что выработанные на американской и европейской почве методы электорального анализа вряд ли способны адекватно описать а тем более объяснить российские проблемы. Сами по себе они опираются на целый ряд культурных предпосылок и поведенческих стереотипов англо-саксонского и отчасти германского мира. Кроме того они применимы только по отношению к электорату т.е. общности которая достаточно ясно понимает принимает и использует определенные правила игра лежащие в организации и проведении выборов. В России такого электората попросту нет и не может быть. С правилами игры власти обходятся столь бесцеремонно что меняются не просто отдельные детали но фундаментальные принципы. А коли нет устойчивых правил то откуда взяться всеобщему согласию с ними и последующей неукоснительной игры по правилам которую только и можно на основании статистики анализировать выделять тенденции и даже прогнозировать. Анализ политического дискурса представляется в этих условиях более надежным.
Здесь также есть правила но правила организации формирования смысла из отдельных знаков . Каждый участник политического дискурса подобно партнерам по разговору предлагает свои знаки и свои правила образования смыслов . В результате возникает подвижный дискурс где как в живой беседе кто-то может быть не услышан а кто-то превратно истолкован – все в зависимости от того чьи знаки и правила были приняты а чьи отвергнуты. И знаки и правила не только могут меняться но и обязательно меняются.
Надежность получаемого в результате анализа политического дискурса моментального снимка состояния народного духа или точнее самоощущения зависит от многих факторов. Предложенные в данной статье наблюдения заведомо неполны и частичны. Рассмотренный корпус текстов и высказываний включает лишь часть опубликованных в печати документов тринадцати избирательных объединений допущенных в конечном счете к выборам.
Это естественно делает неслышными голоса многих политических сил и стоящих за ними групп населения. Ряд организаций сам предпочел молчание как впрочем почти пятьдесят миллионов граждан. Часть организаций не была допущена до участия в кампании в том числе благодаря использованию произвольных правил. Так чистилище Центризбиркома не прошли предпринимательские объединения т.е. их сторонников Выбор России счел непременно своими и не пожелал отдавать. Наконец проделанный не был сплошным а затрагивал только два аспекта характер фундаментальных мифов-аксиом и степень рациональности мифологизованности политических дискурсов отдельных объединений. Даже принимая во внимание все эти ограничения и оговорки можно сделать некоторые важные выводы относительно состояния духа и самоощущения народа столь расплывчатые понятия используются как раз потому что анализ политического сознания или мышления требует более высокого уровня точности .
Если сравнивать это состояние с тем что существовало года полтора-два назад то бросаются в глаза по крайней мере три важных момента. Все еще крайне тонкий слой рационального мышления стал заметнее и главное сознательная к нему апелляция позволила некоторым объединениям прежде всего ЯБЛоку и КПРФ добиться впечатляющих результатов. Резко изменилось состояние мифологизированного сознания. Безраздельное послеавгустовское господство мифа реформ-антиреформ и его последующая относительная гегемония
в условиях двойнического оборачивания этого мифа в миф великая Россия или великие потрясения были нарушены. К удивлению опешивших борцов против номенклатурного застоя и великих потрясений со своей версией мифа судьбинного выбора вторгся новый претендент на гегемонию. Жириновский умело перехватил часть сторонников и у тех и у других. Еще очень существенное изменение стояло в том что появился и получил оформленное и организованное выражение
промежуточный срединный слой народного самоощущения основанный на большем или меньшем осознании корпоративных интересов. Для этого полурационализованного и полумифологизированного сознания стали допустимы и по существу естественны частные интересы что предполагает в перспективе возиможность их политического состязания и сотрудничества. Прежде всего в этом русле лежат ориентированные на специфические группы населения дискурсы Аграрной партии России политического движения Женщины России блока Будущее России – новые имена молодежь блока Достоинство и милосердие иждивенцы т.е. инвалиды пенсионеры и т.п В результате корпоративизации народного самоощущения и вопреки намерениям и расчетам своих лидеров претендовавшие на роль зеленых Конструктивно-экологическое движение Кедр и на роль центра объединение Гражданский союз как уже отмечалось самой логикой трансформации общего
политического дискурса оказались услышанными прежде всего как корпорации слоев связанных с коммунальным хозяйством в широком смысле Кедр или с управленческой директорско-инженерной верхушкой промышленности Гражданский союз . В свете этих данных в докладе на декабрьской конференции Института сравнительной политологии РАН автором было сделано предположение что попытки рационально организовать работу Федерального собрания будут получать достаточно последовательную поддержку прежде всего депутатов
от ЯБЛока и КПРФ а также возможно отдельных независимых депутатов-регионалов или заднескамеечников-центристов. В то же время наиболее крупные по предварительным оценкам фракции ЛДПР и Выбор России будут торпедировать эти попытки каждая навязывая свою версию мифологии судьбинного выбора. Представители срединного пространства будут тяготеть к эклектическому смешению отдельных элементов рациональной и мифолиогизированной политики. Неизбежным представлялось что некоторые наиболее сильные
голоса которым правила Центризбиркома не дали прозвучать в избирательной кампании прежде всего промышленники и региональные державники так или иначе найдут своих артикуляторов в Думе. Было высказано также сомнение что КПРФ сможет успешно сохранить свою роль артикулятора интересов рациональных государственников отчасти из-за неизбежной активизации заложенного в самом генотипе радикального общественничества ориентация на отмирание государства отчасти из-за искушения стать классовой партией трудящихся и обездоленных но главное из-за появления иных претендентов на озвучивание голоса рационального государственничества. Некоторые из связанных с коммунистами опасений подтвердил уже рождественский 00 декабря пленум ЦИК КПРФ. Отчетливей стали классовые нотки политической риторики однако более существенным оказалось заметное разогревание под сохраняющейся рационально-державнической оболочкой магмы коренных черно-белых мифов восходящих к Манифесту коммунистической партии .
В докладе лидера партии Г.Зюганова например недвусмысленно было заявлено главное противоречие приживаемого исторического момента – это противоречие между антисоциальными антигосударственными негативные меональные определения характерны для мифа силами опирающимися на компрадорский капитал акцентирование классового подхода и одновременное выведение интересов класса-антагониста за пределы рационального расчета и проводящими политику разрушения России и государственно-патриотическими силами союз которых только еще оформляется
. Первая неделя работы Думы показала что несколько деформированный искусственным заглушением или молчанием в ходе избирательной кампании отдельных голосов дискурс стремится к восстановлению своей естественной конфигурации. В полной мере такое восстановление конечно невозможно нынешняя Дума обречена быть искаженным артикулятором народного духа и самоощущения однако общая тенденция налицо. Исключенные из самостоятельного организованного участия в избирательной кампании предприниматели из-
за внутренней разноголосицы попытались создать по меньшей мере три парламентские фракции. Одна – Союз 00 декабря И.Хакамада А.Брагинский – ориентирована на тесное сотрудничество с Выбором России но свой особый голос хочет сохранить. Две другие предпринимательские группировки предпочли замаскироваться под регионалов. В результате нефтепромышленник В.Медведев и начинавший со спекулятивной торговли ресурсами А.Тарасов смогли слепить довольно мощную группу под названием Новая региональная политика в которую вошло 00 человек. Наконец петербургский предприниматель М.Горячев образовал группу которая формально вошла в состав фракции ПРЕС С.Шахрай А.Шохин и прочие московские регионалы но сохранила автономность и собственный голос. Наиболее интересным и многозначительным событием стало создание группировки
Российский путь характерно уже в названии акцентировании образа пути который в отечественном дискурсе органично связан с мифом судьбинного выбора . Возглавил эту группу С.Бабурин чье политическое объединение Российский общенародный союз было лишено возможности участвовать в избирательной кампании сначала путем похищения части подписных листов а затем дисквалификацией некоторых из оставшихся Центризбиркомом. Так что искусственно заглушенный голос будет звучать в
Думе. Открытым остается вопрос каким будет этот голос. Он может приобрести тональность рационального державничества размежевавшись с КПРФ. На такую возможность как будто указывает участие в Российском пути А.Лукьянова болотировавшегося в Смоленской области как независимый кандидат члена КПРФ и бывшего спикера союзного парламента в прежней коммунистической номенклатуре он явно тяготел не
к коммунистам-ортодоксам а к технократам от бюрократии . Однако Российский путь может не менее естественно взять на себя роль прорицателя мифов-проклятий духовной оппозиции . В его составе есть любители и подобных упражнений. Не исключены впрочем и дальнейшие перегруппировки с более четким выделением классового коммунистического а фактически социалистического голоса КПРФ в отношениях с остальными считающими себя правоверными коммунистическими организациями фактически обрела роль социал-предателей как именовали в свое время социал-демократов а также рационально-государственнического и мифо-державнического голосов. Состояние политического дискурса дает основания предположить что формирование все большего числа корпораций их консолидация создадут возможность образования вокруг и за пределами Думы некоего аналога группам интересов. В свою очередь те внутридумские объединения которые продемонстрируют
способность рационально работать с группами интересов быть выразителями как мифологии так и рациональности различных народных голосов трансформируются в настоящие политические партии образующие тот или иной тип партийной системы. Заключение В заключение необходимо осуществить самокритику настоящей курсовой работы в частности главы 0. Альтернативы предложенной в названии либо миф о судьбинном выборе либо рациональное представительство интересов. Такое жесткое противопоставление делает справедливым упрек в том что автор
сам невольно находится под обаянием мифа о судьбинном выборе. Действительно всякая попытка абсолютизировать рациональное представительство интересов да и вообще рациональность немедленно оборачивается мифологизацией. Поэтому по-настоящему логичным и последовательным было бы рассматривать идеальный миф и столь же идеальную рациональность как недостижимые крайности а все внимание сосредоточить на процессах мифологизации и
демифологизации. Жесткая оппозиция – или миф или рациональность – абсурдна. Равным образом абсурдна и попытка чисто механического соединения абсолютизированного мифа и совершенно независимой на иной почве развившейся рациональности. Для отечественного политического дискурса а тем самым и всего политического процесса развития России главной проблемой остается разрыв или нестыковка коренных мифов и книжной заимствованной рациональности. Катастрофические последствия навязывания гайдаровской химеры соединившей экспортированную монетаристскую рациональности и миф о судьбинном выборе очевидны. Актуальнейшей политической задачей в этих условиях становится во-первых возвращение мифам их естественной роли самоочевидных исходных аксиом но не чудодейственных отмычек для всех секретов а во-вторых разработка последовательных и надежных способов перехода от мифов-аксиом к сложным рациональным построениям т.е.
развитие в отечественном политическом дискурсе той самой срединной культуры о дефиците и значении которой писал в свое время Н.О.Лосский. Без решения этой задачи действия политиков на различных других направлениях будут малоплодотворны а зачастую просто бессмысленны. Список использованной литературы 1. Барг М.А. Эпохи и идеи Становление историзма. М. 0000 2. Вейнберг И.П. Рождение истории
Истор. мысль на Ближнем Востоке сер. I тыс. до н.э. М. 0000 3. Вечерняя Москва 00.00.0000 4. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М. 0000 С.00 . 5. Гуревич А.Я. История и сага. М 0000 Лосев А.Ф. Античная философия истории. М. 0000 6. Известия 00.00.0000 7.
Известия 00.00.0000 8. Известия 00.00.00. 9. Караулов А. Вокруг Кремля. М. 0000 С.000. 10. Князев С. Вперед к капитализму Наш современник 00 0000 С.000 11. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М. 0000 12. Мелетинский Е.М. Эдда и ранние формы эпоса. М. 0000 13. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса.
М. 0000 14. Независимая газета 00.00.0000 15. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. Сборник Пер.с нем Минск Попурри 0000 000 с. 16. Пропп В.Л. Морфология сказки. Л. 0000 М. 0000 17. Российские вести 0.00.0000 18. Топоров В.Н. История и мифы Мифы народов мира. Т. I. М. 0000 19. Яковлев А.Н. Гласность – земля перестройки. М. 0000 С.000 000 000 . 20. Янаева Р. Россия снова была на развилке. Независимая газета 00 ноября 0000