Современные проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в Западной Европе

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономическойинтеграции
1.1 Понятие,объективная необходимость и историческая неизбежность международнойэкономической интеграции
1.2 Основные условия ипредпосылки эффективной международной экономической интеграции
1.3 Основныетеоретические концепции и школы международной экономической интеграции
2. Экономическаяинтеграция в Западной Европе
2.1 Сущность и причинызападноевропейской интеграции
2.2 Этапы интеграции имеханизм её осуществления
3. Современные проблемыи перспективы развития ЕС
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Историческиинтеграционные процессы наиболее четко проявились в Западной Европе –своеобразной «лаборатории» моделей и механизмов интеграции, где последняядостигла наиболее зрелых форм. Формирующийся в Европейском союзе (ЕС)региональный хозяйственный комплекс считается классическим примером реализациитеорий регионализма в мировом хозяйстве.
Европейскийсоюз – уникальная ведущая интеграционная группировка, которая наряду с США иЯпонией образует один из трех центров («Триаду») глобальной системы рыночнойэкономики. На начало 2007 года население ЕС составило 453 млн. человек, егодоля в совокупном ВВП стран ОЭСР – более 38%, а доля в мировой торговле – более40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот).
Становлениеединого хозяйственного пространства в Западной Европе развивается бурнымитемпами. Отношения, первоначально установленные шестью странами надоговорно-правовой основе, постепенно привели к образованию мощной группировкииз 27 стран с единым внутренним рынком, с единой или согласованной политикой вразличных сферах, с наднациональными органами управления. Интеграция сталамощным стимулом экономического роста, способствовала усилениюконкурентоспособности на мировых рынках, стала ускорителем научно-техническогопрогресса.
Различныеаспекты общей политики интеграционной группировки направлены на то, чтобысоздать благоприятные условия для развития реального процесса взаимопереплетенияи сращивания национальных рынков товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Государства,образующие интеграционную общность, сохраняют свою самостоятельность исуверенитет. Вместе с тем, некоторую часть своих суверенных прав и прерогативони передают в совместное ведение Сообществ, создается «Единая Европа». Врезультате усиления взаимозависимости стран и центростремительных тенденцийпроисходит втягивание новых участников в интеграционный процесс.
В настоящее время система международныхэкономических отношений в рамках ЕС претерпевает значительные изменения,связанные с обострением глобальных противоречий мировой экономики ипротиворечий внутреннего развития, ускорением процессов интернационализациихозяйственных связей, совершенствованием систем управления на макро имикроуровнях, появлением новых социально-экономических проблем развития мировыхи национальных рынков, что подчеркивает актуальность выбранной темы курсовойработы.
Целью курсовой работы являетсяизучение вопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Задачи курсовой          работы:
— охарактеризовать общиетеоретические концепции и объективные предпосылки международной экономическойинтеграции;
— рассмотреть особенностиэкономической интеграции в рамках ЕС;
— определить современные проблемы иперспективы развития ЕС.
Структуракурсовой работы состоит из трех частей и заключения.
Впервой части рассматриваются теоретические концепции международнойэкономической интеграции, определяется её понятие, необходимость и историческаянеизбежность, основные условия и предпосылки, а также основные теоретическиеконцепции и школы международной экономической интеграции.
Вовторой части характеризуется экономическая интеграция в Западной Европе:сущность и причины возникновения ЕС, этапы интеграции и механизм еёосуществления.
Втретьей части определяются современные проблемы и перспективы развития ЕС.
Теоретическойи методологической основой работы послужили работы отечественных и зарубежныхавторов, тематические материалы периодических изданий, а также информационныеисточники сети Интернет.

1. Теоретические концепции и объективныепредпосылки международной экономической интеграции1.1Понятие, объективная необходимость и историческая неизбежность международнойэкономической интеграции
В условиях интернационализации мировой экономики растетзависимость развития каждой национальной экономики от внешних факторов. Этоподтверждается ростом мирового товарооборота, объемов инвестирования капиталовза рубеж, активизацией международной миграции рабочей силы. Очевидно, этопроистекает из того, что внешнеэкономические факторы смягчают (или дажеустраняют) часть противоречий в национальных экономиках, позволяя болеерационально сочетать внутренние и внешние возможности для эффективного хозяйствованияи экономического развития.
Последнее ведет к углублению международного разделения труда(МРТ) и усилению взаимозависимости национальных экономик, выходящих за пределысвоих национальных территориальных границ и становящихся все более открытыми.Как следствие формируются разнообразные и устойчивые хозяйственные связи(прежде всего производственные, финансовые, внешнеторговые и т.д.), которыевыводят воспроизводственный процесс за пределы национальной экономики и врезультате переплетения с факторами производства других экономик, позволяютповысить их экономическую эффективность.
Этот процесс протекает в условиях рынка, само существованиекоторого предполагает наличие конкуренции, постоянное обновлениеконкурентообразующих факторов и обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта,источники сырья и другие факторы и условия производства. В результатепоявляются новые формы хозяйствования, позволяющие превратить реальных ипотенциальных конкурентов на современном рынке в партнеров, с которыми можно согласовыватьмеры по реализации экономических и социальных программ, решать задачи, которыеневозможно выполнить в полном объеме без объединения, интеграции усилий иресурсов нескольких стран.
Подобное объединение происходит на уровне предприятий (фирм,корпораций и т.д.) — фирменная интеграция, и на уровне государств –международная (межгосударственная) экономическая интеграция (МЭИ). В отдельныхисточниках ее называют региональной экономической интеграцией (РЭИ), чтоявляется по смыслу синонимом МЭИ. Таким образом, в самом общем смысле МЭИ –объединение государств.
В подходах к определению понятия «МЭИ» существуют различия.Одна группа авторов [11, с.11,16,575] определяетМЭИ как процесс сближения, взаимопроникновения, сращивания национальныхэкономик в рамках интеграционных группировок в общих территориальных границахобъединившихся государств. Другая группа авторов рассматривает интеграцию каксоздание единой многонациональной экономики с единым воспроизводственнымпроцессом взамен национальных экономик, т.е. как результат процесса [10, с.257].Третьи считают, что интеграцию надо рассматривать в двух аспектах: какэкономическую категорию и как процесс [12, с.572].
Представляется, что последний подход наиболее продуктивен.Однако, рассматривать интеграцию следует не как процесс сближения, сращивания ит.д., а как процесс создания государством условий для повышения эффективностифункционирования национальных экономик за счет их сближения, взаимодействия,сращивания. Справедливость такого подхода доказывается эволюцией форминтеграции, которая будет рассмотрена ниже.
Как экономическая категория МЭИ – это «особого родамеждународные экономические отношения региональной экономической группировки икаждого ее участника между собой и с третьими партнерами по поводу производства,распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировкии вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственногопроцесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своемразвитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутреннейлогике, состоящей в устранении противоречий различного характера внутринациональных экономик, между национальными экономиками и интеграционнойгруппировкой, и, наконец, между национальными экономиками, группировкой в целоми третьими странами» [24, с.7].
Однако, и этот предложенный подход к определению МЭИ какэкономической категории возможно не бесспорный, тем более что, как отмечаетР.И. Хасбулатов: «… международная экономическая интеграция как экономическаякатегория все еще имеет довольно абстрактный характер, так как нигде в мире недостигнуто полной интеграции…» [25, с.502], предполагающей образование единогохозяйственного комплекса (ЕХК).
Международная экономическая интеграция может принимать разныеформы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ееполноты и зрелости в решении тех или иных задач.
Первой и простейшей формой интеграции считаются зонысвободной торговли (ЗСТ). Государства образуют их для того, чтобы расширитьрынки товаров, капиталов, рабочей силы за счет либерализации их перемещения натерритории вошедших в зону государств, в частности, во внешней торговлеснимаются таможенные формальности и таможенные пошлины. Однако это касаетсятолько товаров, произведенных на территории ЗСТ. По отношению к товарам третьихстран каждый из участников ЗСТ осуществляет самостоятельную внешнеторговуюполитику. Именно поэтому таможенные границы между участниками объединениясохраняются (НАФТА, ЛАИ) [3, с.18].
Вторая форма МЭИ – таможенный союз (ТС). В ТС государствапроводят общую внешнеторговую политику, а также политику движения капитала ирабочей силы по отношению к третьим странам, что позволяет им снять таможенныеграницы между собой. В результате формируется относительно единое экономическоепространство. В его пределах развертывается более свободная конкуренция,складывается более эффективная территориальная и отраслевая структураразделения труда. Единый внутренний тариф заменяется согласованным внешнимтарифом (Андская группа, ЦАОР, Кариком и др.).
Все участники получают выигрыш в виде ростапроизводительности труда, экономию на масштабах производства и на ликвидациитаможенных издержек и иного контроля над внешнеэкономическими связями. Партнерыпо региональной интеграционной экономической группировке (РЭГ) могут выступатьна международной арене как единый блок. В структуре производства и потреблениянаступают прогрессивные изменения. В ТС коллективно регламентируются товарныепотоки, результирующие цены, переориентируются ресурсы с учетом эффективностиих использования в соответствии с классической теорией сравнительныхпреимуществ. При данной форме интеграции уже появляется необходимость всоздании межгосударственных органов, которым передается часть внешнеэкономическогосуверенитета во внешнеэкономической политике, пересматривается промышленнаяполитика в каждой стране, координируется развитие отдельных отраслей намакроэкономическом уровне. Соответственно происходят более или менеесущественные изъятия из национального суверенитета [27, с.40].
Ассоциация государств – наиболее диверсифицированная посферам и отраслям по сравнению с ЗСТ и ТС форма межгосударственной интеграции. Примеромтакой региональной группировки может служить АСЕАН. Здесь в области промышленностиреализуются совместные международные проекты и создаются средние по размеруотрасли, в которых 60% собственности концентрируется страной-хозяйкой, а 40% — остальными членами АСЕАН. По подобному проекту были построены заводыминеральных удобрений в Индонезии и Малайзии. В АСЕАН создаются СП, причемпроизведенная на них продукция при ее экспорте попадает под льготные пошлины. Врамках АСЕАН нет ЗСТ, но предпринимаются коллективные усилия по снижениютарифов [24, с.9].
Общий рынок (экономический союз — ЭС) – еще одна форма МЭИ.Она предполагает устранение всех скрытых барьеров на пути движения товара,капитала, рабочей силы, инфляции, которые неизбежно возникают в связи сразличиями в структуре национального производства и в механизмах реализациинациональной экономической политики. На данной стадии интеграции происходитунификация налогового, финансового, трудового законодательства всехстран-участниц. Как показывает международный опыт создание общего рынка –процесс весьма длительный и не заканчивается, а только начинается с егопровозглашением. Его цель состоит в том, чтобы унифицировать рынок,гармонизировать систему норм и стандартов в производстве товаров, создать общиеправила регулирования рынка и выработки совместной промышленной, налоговойполитики, позволяющие сблизить экономики и обеспечить их взаимопроникновение исращивание.
Считается, что ЭС — наиболее зрелая форма интеграции,позволяющая постепенно нивелировать ощутимые расхождения между текущимирыночными курсами национальных валют, а значит ввести единую валюту [24, с.9]. Врезультате усиливается взаимовлияние финансовой, бюджетной, структурной и др.политики, и возникает необходимость их наднациональной координации ивзаимодействия, а в ряде областей проведение совместной политики и создание дляэтого эффективных инструментов. Интегрирование хозяйственной политикипостепенно формирует единый хозяйственный организм, т.е. происходит сращиваниевоспроизводственных процессов, где хозяйственно-политические решениявырабатываются совместно, а их реализация коллективно контролируется. Если приэтом происходит замена национальной денежной системы единой валютой ирегулирование ее единым наднациональным банком, т.е. создание единого валютногосоюза, то возникают реальные предпосылки для формирования политического союза.
Интеграция в любой форме не мыслима без создания совместныхорганов управления, и их количество, состав и компетенция зависят от нее. Общимже является то, что объединяющиеся государства делегируют часть властныхполномочий, т.е. происходят изъятия из экономического суверенитета стран. Снакоплением таких изъятий межгосударственные органы трансформируются внадгосударственные. И тогда (опыт ЕС) создается общее правительство, парламент,банк и другие интеграционные институты.
Изъятия из национального суверенитета наиболее существенныдля такой формы объединения как «общий рынок», развивающейся в валютный союз.Это весьма болезненный и противоречивый процесс, поскольку это касаются нетолько внутренней, но и внешней сферы экономической политики. Не всегосударства соглашаются идти до конца, до полного слияния с другими нациями,т.е. отказаться от суверенитета. Они отстаивают свои национальные, в первуюочередь политические и социальные, интересы даже в рамках интеграционногообъединения.
Противоречия в рамках экономического союза весьмамногочисленны. Они могут возникать между государственными и интернациональнымиинтересами, между интересами различных государств, между интересами населения игосударства; государства и ТНК (а также других хозяйственных субъектов);потребителей и производителей, между корпорациями, мелким и средним бизнесом ит.п. Их разрешение – прерогатива межгосударственных органов управления инациональных правительств. Оно требует максимальной осторожности, деликатностии вместе с тем определенной жесткости. Побеждает аргумент, что экономическийсоюз обычно приносит его участникам значительно больше экономических выгод, чемпотерь, и это заставляет государства дорожить своим участием в интеграционномобъединении [4].
Возможным завершением экономической интеграции может статьполитическая интеграция – создание многонационального субъекта в формефедерации или конфедерации, который выступает в международных экономическихотношениях с единых позиций и выражает интересы всех участников объединения. Врезультате такого развития интеграционного процесса национальное государствопостепенно утрачивает свои управляющие функции, передавая их новыморганизационным структурам межгосударственного хозяйственного взаимодействия[24, с.8].
В современной отечественной литературе формы интеграции часторассматриваются как ее этапы, однако, это не вполне корректно. Действительно,ЭС (общий рынок) есть продукт эволюции двух предыдущих форм. В свою очередь онимогут существовать самостоятельно и прерогативой каждого государства остается — какую форму объединения оно выберет.
Как следует из характеристики форм МЭИ, каждая из них требуетосуществления конкретных действий, направляемых государством, в т. ч. за счетпередачи своих экономических функций специальным межгосударственным органам иотказа от каких-то интересов в обмен на получение экономических выгод.Характеристика существующих форм интеграции подтверждает вывод, что интеграция- это процесс всегда управляемый государством.
1.2Основные условия и предпосылки эффективной международной экономическойинтеграции
международный интеграция европа концепция
В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанныхс изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировойэкономической арене. Главной из них является проблема рынка, на которуюоказывает воздействие расширение и углубление МРТ, научно-технический прогресс[10, с.71]. Эволюция МРТ на основе достижений НТП неизбежно приводит к развитиюпроизводительных сил, обуславливающему рост объемов производства в национальныхэкономиках, и обостряет противоречия между возможностями производства и узостьювнутренних рынков. Обострение этого противоречия требовало поиска новыхподходов к его разрешению. На определенном этапе эволюции человечество нашлотакой метод – интеграцию государств.
Н.А. Черкасов выделяет следующие этапы МЭИ:
1) первоначальное экономическое объединение народов игосударств через внешнюю торговлю;
2) создание и распад колониальных империй,представляющих собой экономические интеграционные системы;
3) экономическое объединение (собственно интеграция),когда суверенные государства создают общие рынки и межгосударственныеорганизации, а корпорации, фирмы, предприятия вступают в устойчивоепроизводственное взаимодействие на основе международной внутриотраслевойспециализации и кооперации;
4) экономическое слияние (заключительная фаза МЭИ),когда государственные границы становятся ненужными, а управление ведетсянадгосударственными органами [31].
Узость внутренних рынков не только для государств, нодаже для крупнейших компаний развитых стран затрудняет использование достиженийНТП, проведение ими необходимых научных исследований и обуславливает ихтехнологическую отсталость, а значит, снижает их конкурентоспособность наосновных мировых рынках и предопределяет относительную экономическую отсталостьстраны в целом. Это, в свою очередь, не может не иметь и имеет отрицательныепоследствия как во внутреннем положении в стране, так и в ее отношениях намировой арене.
При безусловном приоритете экономических факторов напрактике часто весомыми условиями объединения выступают политические мотивы,реализуемые правительствами государств (возможность увеличить политическое,военное и т.д. влияние через усиление экономической зависимости государства).Более того, на современном этапе цивилизации значимость названных причинусиливается, поскольку позволяет странам за счет интеграции защищаться отпоследствий глобализации мировой экономики [9].
Интеграция с ее либерализацией движения товаров ифакторов производства прежде всего расширяет рынок, увеличивает его емкость, а,значит, стимулирует экономическую активность в стране, вызывает к жизниразнообразные формы международного экономического сотрудничества и, в конечномсчете, стимулирует экономический рост, а значит и решение многих социальных иполитических проблем. Этим во многом можно объяснить нарастание активностипроцесса интеграции практически во всех регионах мира.
Потребность в экономической интеграции, которую испытываетв настоящее время большинство государств мира, не всегда реализуется в созданиирегиональных интеграционных группировок. Чтобы она реализовалась необходимоналичие определенных предпосылок. Большинство авторов сходится в том, чтоподлинная региональная интеграция наиболее возможна и эффективна междустранами, относительно развитыми экономически и технически. Такжеинтеграционные группировки имеют перспективы успешной конкуренции на мировомрынке, прежде всего готовой высокотехнологичной продукции. Это соответственнопозволяет им быстрее и полнее получить и использовать все экономические иполитические преимущества от объединения. Именно поэтому они наиболее устойчивыи имеют перспективы развития от простейших форм к сложным. Страны экономическименее развитые даже объединившись не могут составить более развитым станамдостойной конкуренции, а потому их группировки распадаются.
В связи с этим большое значение имеет фазаэкономического развития стран на момент принятия решения об объединении. Так,Щербанин Ю.А. обращает внимание на то, что в кризисные периоды страны гораздореже интегрируются, т. к. их внимание концентрируется на выживании, на решениивнутренних проблем. Если такое решение все же принимается, то интеграцияпроисходит крайне тяжело. Более того, даже в условиях уже состоявшегосяобъединения возможны дезинтеграция и центробежные тенденции [28, с.117].
МЭИ предполагает известную территориальную близостьстран-участниц, что предопределяет возможность более тесных хозяйственных,транспортных связей, снижая транспортные и других коммуникационные затраты.Кроме того, территориальная близость формирует сходство потребностей и вкусов населениясоседних государств, а это в свою очередь облегчает создание каналовраспределения. И, наконец, соседние страны могут иметь общую историю и опытотношений (правда, не всегда позитивный), схожие режимы управления, близостьинтересов в краткосрочной или отдаленной перспективе.
Однако это необходимое, но не достаточное условие.Надо, чтобы страны имели рыночную экономику, которая действительно создаетпрочные хозяйственные связи, основанные на экономическом интересе [24, с.14].Отсутствие рынка (в полном смысле слова) неизбежно ведет к распаду интеграции.
Для эффективной международной интеграции весьма важнытакже экономическая, структурная, технологическая близость объединяющихсястран. Это отмечают практически все ученые и специалисты, занимающиесяпроблемами МЭИ. Вместе с тем на современном этапе интеграции в этот процесс (вовсяком случае, в Европе) вовлекаются страны с переходным типом экономики(бывшие социалистические страны), которые стремятся войти в уже сложившеесяинтеграционное объединение развитых капиталистических стран. Это привносит впроцесс интеграции значительные трудности (например, необходимость более илименее длительного подготовительного, а затем адаптационного периода дляпретендентов на вступление в ЕС), с одной стороны, и особенности, с другойстороны. Одна из этих особенностей заключается в том, что в процессе интеграциипроявляются элементы конвергенции.
Процесс объединения идет более успешно, если вначалеобразуется интеграционное ядро (центр) из одного-двух государств, котороеспособно притягивать и сплачивать другие государства, доказывая, что,объединившись, они смогут занять в мировой экономике более весомое положение ибыстрее решить внутренние экономические, политические и социальные проблемы, атакже создать предпосылки для устойчивого длительного экономического роста сминимизацией возможного негативного внешнего воздействия (со стороныфинансовых, сырьевых и др. факторов), «закрываясь силой и мощью экономическойинтеграционной группировки» [12, с.221].
Международная экономическая интеграция невозможна,если отсутствует политическая воля руководителей государств. Надо, чтобы у нихбыла готовность к объединению, к необходимости отдать часть своих властныхполномочий, делегировать их межнациональным интеграционным органами иинститутам [24, с.18]. Таким образом, процесс интеграции при всей егообъективности является осознанным, направляемым сначала национальнымгосударством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являютсяглавным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечиваядостижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулыдля развития интеграции. Только при выполнении данного условия постепенноустраняются региональные перегородки на пути взаимодействия национальныхэкономик, создаются равноценные условия для деятельности на их территориииностранных хозяйствующих субъектов, т.е. обеспечивается подлинная региональнаяинтеграция.
В условиях глобализации мировой экономики классическаяконцепция отношений между государствами обогащается элементами комплексныхотношений, в которых участвуют не только официальные организации, но инаселение. Эти отношения ранее получали информационную поддержку погосударственным каналам, а теперь начинают приобретать непосредственный итрансграничный характер. В результате происходит интенсификация региональныхпроцессов. В их основе лежат средства связи и транспорта, внешняя торговля,плотная сеть международных и региональных организаций, ТНК, профессиональные инаучные организации. Этот процесс усиливается вследствие все большейинформатизации населения в повседневной жизни, что создает плотныегоризонтальные связи [24, с.19].
Под влиянием всей совокупности названных и неназванныхфакторов каждая страна вынуждена включаться в жизнь все большего числа регионовна основе солидарности по принципу взаимозависимости (в соответствии сконцепцией Э. Дюркгейма). Такая зависимость неизбежно вызывает склонность ксозданию и расширению региональных экономических пространств за пределамитерриторий действия национальных экономик, способствуя активизацииинтеграционных процессов. Таким образом возникает своего рода эффектмультипликации в рамках региональных систем сотрудничества и интеграции. Присоблюдении этих основных условий региональная интеграция приобретаетнеобратимый характер и позволяет достичь тех целей, ради которых онасоздавалась.
 
1.3 Основные теоретические концепциии школы международной экономической интеграции
В толковании главных категорий, характеризующихинтеграционный процесс, традиционно существуют разные подходы. Это проистекаетиз сложности, неоднозначности самого предмета изучения и усугубляетсяидеологическими причинами, а также конкретными задачами, которые ставит передсобой исследователь.
Многообразие взглядов и трактовок интеграционногопроцесса, интеграции в целом и отдельных его категорий, элементов, взаимосвязейв специальной литературе объединяют в ряд направлений (школ): неолиберализм,корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления идр. В основном они представляют собой осмысление и систематизацию конкретныхпутей и форм развития интеграционных образований, как правило, на примерепрактики европейской интеграции, а также методы согласования различных областейхозяйственной, социальной и внешней политики, механизмы взаимодействия стран исубъектов хозяйствования и разногласия между ними.
Представители раннего неолиберализма (1950-1960 гг.) —швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полнойинтеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабенескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действиястихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономическойполитики государств и существующих национальных и международных правовых актов.Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношенийприводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция,разбалансированность международной торговли, расстройство платежей [5, с.316].
Однако развитие международной экономическойинтеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активномучастии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов.Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Балассарассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет лиэкономическая интеграция к более интенсивному участию государства вэкономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции,происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма,представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоувыявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположностьрыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНКспособно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное исбалансированное развитие [5, с.317].
Представители структурализма — шведский экономистГуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движениятоваров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, чтосвободное функционирование рыночного механизма может привести к определеннымдиспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства вдоходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурныхпреобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которыхвозникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенныйхозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являютсякрупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства,представители которого — американский экономист Ричард Купер и др. — вчастности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничествасостоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международногоэкономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранитьмаксимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули двавозможных варианта развития международной интеграции: первый — интеграция споследующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованиемэкономических целей и политики; второй — интеграция с условием сохранения какможно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантовне может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальноесочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политикиинтегрирующихся сторон [3, с.417].
Разновидностью неокейнсианского направления является дирижизм,теоретики которого также отрицают решающую роль в интеграционных процессахрыночного механизма и считают, что создание и функционирование международныхэкономических структур возможно на основе разработки интегрирующимися сторонамиобщей экономической политики, согласования социального законодательства,координации кредитной политики. Данное направление экономической мыслипредставлено голландским ученым Яном Тинбергеном [5, с.317].
Значительную роль в развитии теории международной экономическойинтеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истокимировых интеграционных процессов с потребностями современного международногоразделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублениеммеждународной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельныхстран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считаетмежгосударственное регулирование экономических процессов, постепенноеформирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями иобщей структурой воспроизводства; устранение административных и экономическихбарьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров,капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развитияинтегрирующихся стран [26, с.3].
Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственноминтеграционном процессе «частные интеграции» производства, национальных,товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикленаименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени — кредитно-финансовая. Ю.В. Шишков справедливо считает, что интеграция основанана действии рыночных механизмов, которые регулируют прежде всего прямыемеждународные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этимзакономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных ипрочих систем [27, с.18].
В настоящее время в связи с расширением ЕС за счетвступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развитияевропейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели«ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированнойинтеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» изнаиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшейглубиной интеграции [24, с.28].
Модель «дифференцированнойинтеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменитьконцепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционныхпроцессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная»интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этомисключает необходимость подписания договоров и ограничение времени.Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников.
Итак, МЭИ – это особого рода международныеэкономические отношения региональной экономической группировки и каждого ееучастника между собой и с третьими партнерами по поводу производства,распределения, обмена и потребления продукта внутри интеграционной группировкии вне ее, направленного на повышение эффективности воспроизводственногопроцесса, каждого участника и всего объединения в целом. Эти отношения в своемразвитии подчиняются общим экономическим законам и собственной внутреннейлогике, состоящей в устранении противоречий различного характера. Формымеждународной экономической интеграции: зоны свободной торговли (ЗСТ);таможенный союз (ТС); ассоциация государств; общий рынок (экономический союз — ЭС). В основе МЭИ лежит сложный комплекс причин, связанных с изменениями вразвитии производительных сил и сдвигами на мировой экономической арене: глобализацияхозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая посвоему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальныхэкономик. Все эти факторы взаимообусловлены.
Эффективность МЭИ зависит от выполненияследующих условий: относительнаяразвитость интеграционных группировок экономически и технически; фазаэкономического развития стран на момент принятия решения об объединении;территориальная, экономическая, структурная, технологическая близостьстран-участниц при наличии у них рыночной экономики, политическая воляруководителей государств к экономической интеграции.
 Основные теоретические концепции МЭИ: неолиберализм,корпорационализм; структурализм; неокейнсианство и дирижизм; современные модели«ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированнойинтеграции».

2. Экономическая интеграция вЗападной Европе 2.1Сущность и причины западноевропейской интеграции
 
Идея европейской экономической интеграции возникла в концеXIX века и постепенно завоевывала умы европейских политиков. Еще в 1921 г. былипредприняты попытки создать Бельгийско-Люксембургский Экономический Союз. В1930 г. министры иностранных дел Франции А. Бриан и Германии Штреземанпредложили создать «режим европейского федерального союза» (планБриана-Штреземана) [24, с.31]. Этот план не был реализован, но позволил нетолько выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и положитьначало новому компоненту европейской безопасности и социально-экономическойвзаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободномупередвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионовЕвропы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, атакже обеспечению прочного мира.
Это предложение оставило глубокий след в истории европейскойинтеграции. Его подходы и понятия, предусмотренные в нем: наднациональныйорган, общий рынок, фактическая солидарность (сообщество) европейских народов,постоянный творческий поиск – составляют сегодня обиходный язык европейцев.
В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия,Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. –таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономическогосоюза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключендоговор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в силу 1ноября 1960 г после ратификации парламентами этих стран. Договор предусматривалсоздание единого рынка со свободным перемещением между его участниками товаров,услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальнойполитики; создание союза как единого целого в области внешнеэкономическихсвязей. Позднее страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС [24, с.32].
Западная Европа после II Мировой войны оказалась экономическиразрушенной и политически раздробленной. Она утратила свои позиции мировоголидера. Ее место на мировой арене оказалось занятым новыми сверхдержавами – СШАи СССР, каждая из которых обладала значительно большей военной, политической иэкономической мощью, чем все европейские государства вместе взятые. Возникланеобходимость противостояния как советскому политическому давлению, так ифинансово-экономической экспансии США. Первой такую необходимость осозналаФранция. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман озвучил декларациюоб образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную имсовместно с экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена прежде всего кГермании. В ней доказывалось, что сотрудничество двух стран в областипроизводства и сбыта стали нормализует франко-германские отношения, включит ФРГв европейскую экономику как суверенное государство. В то же времясотрудничество Франции и Германии будут лучшим способом обеспечения мира,стабильности и процветания в Европе. Р. Шуман и Ж. Монне предложили объединитьугольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ в рамках однойорганизации, открытой для любой другой европейской страны, под эгидойсовместного руководящего органа. Это предложение было реализовано в 1951 г.Парижским Договором, установившим ЕОУС в составе шести стран: Бельгии, Франции,Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Успех Договора воодушевил егоучастников на расширение сферы деятельности. В 1957 г. Римский Договорустановил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество поатомной энергии (Евратом). Они были нацелены на создание таможенного союза иустранение торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие использованияядерной энергии в мирных целях [24, с.33].
В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трехСообществ, в результате чего была создана базовая структура Европейскогоэкономического сообщества (ЕЭС), прошедшая в своем развитии ряд этапов итрансформировавшаяся в Европейский Союз [11, с.311].
Европейские интеграционные структуры (ЕОУС и Евратом)первоначально создавались как противовес двум мировым сверхдержавам, как некая«третья сила» в мировом сообществе, т.е. доминирующими были политическиемотивы. Однако, несмотря на их безусловную важность, неверно игнорироватьэкономические предпосылки интеграции. Ее экономические корни уходят в глубокоепрошлое, но новое современное значение процесс интеграции приобрел послепромышленной революции, которая обеспечила ей прочную техническую основу ибеспрецедентные темпы. Развитие промышленности обусловило углубление международногоразделения труда между странами Европы, усилило их производственнуюспециализацию. Механизация стала основой для распространения массовогоиндустриального производства, что, в свою очередь, требовало расширения рынковсбыта и поисков новых источников сырья и энергоресурсов за пределами своихстран. Это неизбежно выводило национальный воспроизводственный процесс затерриториальные границы государств. Таким образом, национальные хозяйстваЗападной Европы становились все более связанными с внешним миром и все болеепроникали в него. Так, если совокупная внешнеторговая квота европейских стран в1830 г. не превышала в среднем 4,5%, то в настоящее время она существенно выше25% [24, с.35].
Одновременно устанавливался все более либеральный торговыйрежим между европейскими странами. Этот процесс был обусловлен экономическимивыгодами, которые либерализация приносила участникам взаимной торговли.Например, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия в 1913–1950 гг. засчет внешней торговли обеспечивали в среднем 6,3% от общего прироста ВВП, в1950–1973 гг. – 10,2%, а в 1973-1987 гг. – 12,3%. Внешняя торговля позволялаДополнительно увеличить эффект масштаба производства и получить еще около 15%прироста ВВП [24, с.37]. Не последнюю роль в активизации интеграционныхпроцессов в Европе сыграли своевременное осознание способности человека кинновациям и предпринимательству при создании благоприятных общественныхусловий, при развитии научных исследований для ускорения техническогопрогресса; создании общей инфраструктуры для свободного рынка, обусловленные, всвою очередь, территориальной близостью стран, сходством семейных и религиозныхтрадиций (планирование рождаемости, право наследования и др.), порождающеесходство потребностей, вкусов и т.п. В совокупности это углубляло разделениетруда между странами, способствовало росту производительности труда, масштабовпроизводства и внешней торговли.
Именно поэтому в 50-х гг. XX в. Западная Европа оказаласьнаиболее подготовленной к созданию зоны экономической и социальнойстабильности, огражденной от остального мира не только единым таможеннымбарьером, но и особой системой коллективного регулирования различных аспектовмежстрановых отношений – от торговли товарами и услугами до миграции рабочейсилы и капиталов, от социальной защиты населения до их личной безопасности, откоординации макроэкономической политики государств-участников до их валютнойунификации. На протяжении более чем 40 лет в рамках Евросоюза была созданазащитная реакция на экономические, социальные и другие неблагоприятныепоследствия современных проявлений процесса глобализации.
2.2 Этапы интеграции и механизм еёосуществления
В развитии западноевропейской интеграции можновыделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственноговзаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), атакже расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).Рассмотрим эти этапы.
1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течениекоторого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы,уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поисквзаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагскийконгресс сторонников объединения Западной Европы (1948 г.), после которогоподготовка к объединению вступила в практическую стадию [3, с.90].
1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции.Его называют «этапом отраслевой интеграции». В 1952 г. вступил в силу Договороб учреждении ЕОУС, успешная реализация которого позволила стимулироватьразработку более обширных программ экономической интеграции на следующем этапе[24, с.39].
В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, накоторой были рассмотрены предложения о создании таможенного союза и объединенииусилий в сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В марте 1957 г.шесть стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали еще два договора: РимскийДоговор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и ДоговорЕвропейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратомносил чисто отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широкимподходом. С его введением в действие открылся следующий этап эволюциизападноевропейской интеграции.
1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданиемтаможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы иформированием условий для создания общего рынка [24, с.40].
Римский договор предусматривал введение Общей торговойполитики и Общего таможенного тарифа. Кроме сталелитейной и атомнойпромышленности в сферу деятельности ЕЭС включались такие ключевые области каксельское хозяйство, транспорт, научные исследования, промышленная, социальная иэкономическая политика, обеспечение условий конкуренции.
Основной целью Римского договора было «содействоватьпутем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политикигосударств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всемСообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности,ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами,которые оно объединяет» (статья 2). Это, в свою очередь, предполагало:
— устранение между странами-членами таможенных пошлини количественных ограничений в торговле, а также любых других мер сэквивалентным эффектом;
— устранение между государствами-членами препятствийдля свободного передвижения лиц, услуг и капиталов (ст.3).
Договор также предполагал следующие меры:
— регулирование государственного субсидирования(ст.92-94);
— гармонизацию производственных стандартов(ст.100-102);
— наблюдение за деятельностью государственныхмонополий (ст.90);
— гармонизацию структуры, ставок и налогооблагаемойбазы косвенных налогов (ст.99);
— абсолютный запрет дискриминации по соображениямнациональной принадлежности (ст.7) [24, с.42].
Для решения поставленных задач и осуществленияконкретных мер по их реализации Договор учреждал институциональную структуруЕЭС: Совет, Комиссию, Парламент и Суд. Они должны были разрабатыватьзаконодательную базу интеграционного процесса и координировать экономическуюполитику государств-членов (в рамках компетенции Сообщества).
Положения Римского договора были направлены надостижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг,лиц и капитала, причем приоритетным направлением было избрано свободноеперемещение товаров. Ожидалось, что мобильность рабочей силы будет ограниченнойиз-за культурных и языковых различий, проблем социального обеспечения инедостаточного взаимного признания профессиональной квалификации (эти опасениявпоследствии подтвердились).
Свобода движения капитала предусматривалась Договоромтолько «настолько, насколько это необходимо для успешного функционированияОбщего рынка» (статья 67), т. е. только для текущих операций. Эти ограниченияобъяснялись жестким контролем правительств стран-членов в сфере денежной ифискальной политики. Мобильность капитала в рамках Сообщества воспринималасьими как потенциальная угроза эффективности национальных денежных инструментов.
Создавая таможенный союз, ЕЭС избрал путь равномерногоступенчатого снижения таможенных тарифов во взаимной торговле. Первое снижение– на 10% — было осуществлено 1 января 1959 г. В следующем году они были сниженына 20%, а затем снижались ежегодно (за исключением 1965 г.) – на 10%. Наконец,1 июля 1968 г. внутренние таможенные границы в Сообществе были полностьюупразднены, а на его внешних границах был введен общий таможенный тариф (ОТТ)[24, с.42].
Пошлины ОТТ устанавливались в соответствии со статьей19 Римского договора на уровне средней арифметической пошлин, применявшихся на1 января 1957 г. странами-учредителями ЕЭС. Это означало понижение пошлин длястран с высоким таможенным обложением (Франция, Италия) и их повышение длягосударств, применявших более низкие тарифы (ФРГ и страны Бенилюкса).
Были разработаны и введены в действие единые нормы иправила в отношении определения таможенной стоимости товаров, правилпроисхождения, особых режимов ввоза и вывоза товаров, заменившие национальныетаможенные законодательства стран-членов. Это существенно расширило компетенциюЕС в вопросах таможенной политики. С 1968 г. любое решение потаможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается только одной изстран-членов, может быть принято лишь общими органами ЕС.
Особенность европейского таможенного союза, созданногона полтора года ранее предусмотренного Римским договором срока, состояла в том,что, хотя были устранены внутренние таможенные пошлины и количественныеограничения, но сохранились сложные процедуры таможенного контроля и оформлениятоваров на государственных границах между странами-членами ЕЭС, а такжемножество других ограничений, предусмотренных национальными законодательствамии препятствовавшие свободному движению товаров.
Общая торговая политика была введена несколько позже:с 1 января 1970 г. ответственность за нее перешла от государств-членов к ЕЭС, ас 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой[24, с.44]. Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-членовравные условия во внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренциикак на внутреннем, так и на мировом рынке. Сообщество также было наделеноправом вести переговоры по вопросам мировой торговли. В январе 1962 г. посленапряженных переговоров была выработана Общая аграрная политика Сообщества. Онабыла основана на следующих принципах:
— создание единого рынка и установление единых цен набольшинство видов сельскохозяйственной продукции;
— гарантия уровня жизни занятым в аграрном секторе,сопоставимого с уровнем жизни занятых в других отраслях хозяйства;
— предпочтение, отдаваемое сельскохозяйственнойпродукции, произведенной в Сообществе, перед продукцией, импортируемой извне[24, с.44].
Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г.произошло слияние высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единуюКомиссию, которые вместе с Европейским Парламентом и Судом ЕС образовали общуюинституциональную структуру [24, с.46].
Введение свободного движения рабочей силы началось в1961 г., и к концу переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты ивведены в действие нормативные акты, предусматривавшие выравнивание трудовых исоциальных прав граждан одного государства-члена, работавших по найму в любомдругом государстве-члене, с гражданами последнего. Однако гармонизациятрудового и социального законодательства стран-членов ЕС не была доведена доконца, поскольку страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно взаимногопризнания дипломов и иных документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию.Сохранились также существенные ограничения на свободное движение услуг икапиталов, обусловленные различиями в национальных законодательствах иадминистративной практике, а также разными позициями, занимаемымиправительствами стран-членов в этих вопросах.
Таким образом, задача создания полновесного иэффективного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римскимдоговором (1970 г.). Его не удалось создать в 70-х и начале 80-х годов из-закрушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых энергетических кризисов в1973, 1978-1979гг., экономического кризиса начала 80-х годов. Свою роль сыграли «Люксембургский компромисс», который де-факто ввел правило единогласия впроцессе принятия решений Советом, предоставив тем самым любой стране возможностьзаблокировать не устраивающее ее решение. Сочетание экономического кризиса,институциональной инерционности и неспособности оперативно реагировать наизменения хозяйственной конъюнктуры внутри Сообщества и за его пределами в этотпериод жизни получило название «Евросклероз» [24, с.43].
Следствием сложившейся в ЕС ситуации сталицентробежные и протекционистские тенденции, сепаратные действия среди егочленов. Это потребовало от Сообщества решения в первую очередь задач сохранениядостигнутого уровня интеграции и преодоления отмеченных тенденций и действийгосударств-членов. Тем не менее, данный период показал, что ЕС обладает большимзапасом прочности и политической воли, позволившим ему преодолеть критическуюситуацию.
Более того, в 70-е годы Сообществу даже удалосьдобиться прогресса на ряде направлений интеграции. В 1970 г. был созданмеханизм Европейского политического сотрудничества как инструмент добровольнойкоординации внешней политики государств-членов. С 1974 г. де-факто началфункционировать новый орган Сообщества – Европейский совет (его статус былофициально закреплен Единым европейским актом только в 1986 г.), в которыйвходят главы государств и правительств стран ЕС и председатель ЕвропейскойКомиссии. В 1975 г. был учрежден Европейский фонд регионального развития(ЕФРР). В 1979 г. введена в действие Европейская валютная система, основнымиэлементами которой стали механизм поддержания обменных курсов национальныхвалют государств-членов и общая валютная единица ЕС – ЭКЮ. В 1979 г. состоялисьпервые прямые выборы в Европейский парламент. Благодаря этому таможенный союз вданный период пробрел некоторые элементы экономического союза, определеннуюстепень координации и гармонизации экономической и социальной политикистран-членов, а также полномочия наднациональных органов в таких сферах, каксельское хозяйство и транспорт. Однако координация политики междустранами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге и не позволилоСообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний сроксоздать общий рынок.
1985-1992 гг. – третий этап эволюции экономическойинтеграции Западной Европы. На этом этапе Сообщество приступило к завершениюстроительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римскомдоговоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). Посути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: созданиеэффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающегосвободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенствоусловий конкуренции [24, с.45].
В этот период Комиссия ЕС рассматривала два проекта,имевших целью придать новый импульс «европейскому строительству»: завершениеформирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза(ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итогебыл выбран менее амбициозный вариант – выработка плана по завершениюформирования ЕВР. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, проектединого внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе,представлял меньшую угрозу национальным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, ипоэтому не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств инаселения. Во-вторых, проект ЕВР не требовал дополнительных расходов, напротив,ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.
Для успешного решения проблемы формирования ЕВРКомиссия подготовила подробную программу практических действий, опубликованнуюв 1985 г. в виде Белой книги. Она была рассчитана на семь лет и содержала около300 конкретных мероприятий и шагов, охватывавших все направления экономическойполитики, с указанием сроков их выполнения [24, с.45].
Правовой базой этого курса стал Единый европейскийакт, подписанный государствами-членами в феврале 1986 г. и вступивший в силу 1июля 1987 г. [24, с.46]. Он внес изменения в основополагающие договоры,учредившие три Европейских сообщества. В частности он содержал положение оголосовании квалифицированным большинством по вопросам гармонизациинациональных законодательств, повысив тем самым эффективность процедур принятиярешения в Сообществе. Также был введен новый подход к гармонизации нормативныхактов и технических стандартов, основанный на их взаимном признании. На уровнеСообщества устанавливался лишь нижний допустимый предел стандарта.
Принятая программа завершения формирования единоговнутреннего рынка имела своей целью устранить все технические, налоговые,правовые и административные препятствия свободному движению товаров иобеспечить свободное движение не только товаров, но также и услуг, лиц икапиталов. Тем самым предполагалось устранить фрагментацию рынка Сообщества и,следовательно, стимулировать реструктуризацию европейской промышленности иобразование крупных «панъевропейских» компаний, способных составить конкуренциюкорпорациям США и Японии. Кроме того, в программе большое внимание уделялосьактивизации деятельности Сообщества в таких сферах, как регулированиеконкуренции, региональная, социальная и валютная политика.
За некоторыми исключениями принятая программа былавыполнена к намеченному сроку – 1 января 1993 г., хотя реализация многихзаконодательных актов и решений ЕЭС потребовала более длительного времени. Темне менее, в целом создание единого внутреннего рынка в рамках Сообщества сталосвершившимся фактом, что открыло возможность для перехода к новому этапууглубления интеграционного процесса. Этому способствовал динамизмэкономического роста, который приобрела экономика Сообщества во II-ой половине80-х гг.
1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное его событие –создание единого экономического, валютного и политического союза. Этопотребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕС[24, с.47].
Задачи и комплекс мер по реформированию ЕЭС былисформулированы в программе Делора («пакет Делора»), который конкретизировалрешения Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три основныхнаправления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов внутриЕС, объединение финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменныхкурсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний споследующей заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту.С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы.Формально же она была санкционирована Договором о Европейском Союзе,подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте [24, с.48].
Маастрихтский договор открыл новый этап в развитииевропейской интеграции. Его основной целью, согласно статье В, являетсясоздание Экономического и валютного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Договорпредполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютнойполитики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективнойфинансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по независящим от них причинам, например, вследствие стихийных бедствий (ст.103а).Для проведения общей валютной политики создается Европейская системацентральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являютсявведение европейского гражданства, расширение полномочий Европарламента,переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а такжесущественное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.
Однако полностью решить проблемы реформирования ЕЭСМаастрихтскому договору не удалось, поэтому в 1996 г. была созванаМежправительственная конференция (МПК), целью которой являлся пересмотрнекоторых положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей N, пункт2). Итогом конференций в Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) сталоутверждение новой редакции Договора о Европейском Союзе, получившей названиеАмстердамский договор. В него внесен ряд положений, предусматривающих:
— осуществление в течение пятилетнего периода мер,обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;
— активизация социальной политики ЕС;
— повышение роли Европарламента в развитиизаконодательства ЕС [24, с.50].
В Амстердамском договоре не нашла отражения идеяинституциональной реформы, разработка которой вновь была отложена на будущее.Тем не менее, на Амстердамских саммитах была подтверждена ранее установленнаядата создания Экономического и валютного союза и подписан Пакт стабильности и роста.Строительство ЭВС является ключевым направлением современной интеграционнойстратегии Европейского Союза.
В концу рассматриваемого периода (2000г.) в мирефункционировало 85 региональных и торгово-экономических соглашений идоговоренностей. Реальная интеграция осуществлялась такими международнымиорганизациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК [15, с.521]. В большинстве регионов ЛатинскойАмерики, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничествоначинало набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имелинедостаточный и сильно различающийся научно-технологический,производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различноенормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств,недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.
Развитие интеграционных процессов в мире за последниедва десятилетия 20-го века характеризуют показатели табл. 1.
Таблица 1
Динамика интеграционных процессов вмировой экономике [15, с.522]Интеграционная группировка (год образования) Число стран в груп-пировке Числен-ность населения, на 1995г., млн.че-ловек Территория, тыс.кв.км. Доля в мировом ВВП (числитель) и мировом экспорте (знаменатель) 1985 1990 1995 2000 ЕС (1957) 15 6,5 2,4
19,0
32,0
21,0
39,6
22,9
39,6
26,0
41,0 НАФТА (1992) 3 6,7 8,3
25,5
16,5
27,5
17,4 ОПЕК (1960) 12 8,1 9,2
5,3
7,5
5,2
5,4
5,6
4,1
5,6
4,3 МЕРКОСУР (1991) 4 3,8 9,3
4,3
1,8
4,4
2,1 МАГРИБ 5 1,2 0,9
1,0
0,9
0,9
0,6
1,0
0,8 СНГ (1991) 12 5,0 16,3
2,9
2,2
3,5
2,3 АСЕАН (1967) 10 7,0 3,6
3,5
3,8
4,1
4,35
5,4
6,47
6,2
7,5 Всего 38,3 50,0
27,8
43,3
31,3
50,3
67,5
71,3
74,2
75,4
Изданных табл. 1 видно, что процесс интеграции в мире шел весьма активно идостаточно эффективно. Кроме того, можно сделать вывод, что в 2000г. по доле вмировом ВВП ЕС уступает НАФТА (показатель соответственно 26,0% и 27,5%), тогдакак по доле в мировом экспорте ЕС – безусловный лидер, на его долю приходится41% мирового экспорта (у НАФТА лишь 17,4%).
С 2001 г. – современный этап, который начался сфункционирования валютного союза ЕС. Это перевело сообщество на качественноновый уровень интеграции, главное отличие которого от предыдущих этапов состоитв том, что государства-члены переходят от координации действий национальныхправительств к общей экономической и валютной политике и к единой валюте –ЕВРО, которая с января 2001 г. стала единой для безналичных расчетов в странах,вошедших в Экономический Валютный Союз (ЭВС) [17].
Таким образом, логически завершилась программасоздания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕС единогоэкономического пространства.
ЭВС входит в компетенцию сохраненного в рамкахЕвропейского Союза Сообщества, решающего на централизованном, иликоммунитарном, уровне большинство вопросов. Иначе говоря, участники ЭВСдобровольно делегируют органам ЕС ряд суверенных прав, включая валютную,эмиссионную, бюджетную и налоговую политику.
Внутри ЭВС экономический и валютный элементыинтеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общаяэкономическая политика необходима, чтобы сформировать на территории всехгосударств-членов единое экономическое пространство, в рамках которого компаниии население повсюду имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности.Для этого необходимы общая валютно-финансовая политика и денежная единица. Сдругой стороны, сам валютный союз невозможен без общей экономической политики,т. к. единая валюта не сможет функционировать при существенно отличающихся другот друга национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровняхгосударственного долга и т.д. Внутренний рынок ЕС должен стать как можно болееоднородным и приблизиться по своим характеристикам к мононациональному. В ЭВСвходят 12 стран отвечающих определенным критериям. Для них с 1 января 2002 г.ЕВРО вводится в наличный оборот [24, с.47].
Анализ этапов развития европейской интеграциипозволяет сделать вывод, что на протяжении всего периода существования ЕСпроисходило углубление интеграционного процесса и трансформация от простейшейформы — зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок кэкономическому и валютному союзу.
В процессе эволюции интеграции Сообщество претерпелоколичественные изменения по составу стран, входящих в него. Как известно,начиналось оно с 6 стран, называемых до сих пор «ядром ЕС»: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды иФранция. В 1973 году к Европейскому Союзу присоединились Великобритания, Данияи Ирландия, в 1981 году – Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, в 1995году – Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году в ЕС были приняты 10 новыхчленов: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия,Чешская Республика и Эстония [32].
Расширяясьв восточном направлении, в 2004г. Европейский Союз заметно наращивает свойресурсный потенциал: его территория увеличивается на 34%, а население – на104,9 млн. человек, или 29%. Таким образом, в 2004г. ЕС становится крупнейшим вмире рынком с 500 миллионами потребителей [24, с.47].
В политическом отношении складывается гегемония ЕС на основнойчасти территории Европы, что придает ему качественно новый международный вес,статус и позиции. Включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы(ЦВЕ), Европейский Союз, начинает играть гораздо более активную роль припринятии глобальных решений и укрепляет свои позиции в таких международныхорганизациях, как ВТО, МВФ, ОЭСР и НАТО.
Вместе с тем нельзя не видеть, что географические,демографические и политические последствия не совпадают с экономическими (табл.2).
Таблица 2
Социально-экономические последствияотдельных
этапов расширения ЕС, (%) [24, с.49]Этап расширения Прирост территории Прирост населения Прирост ВВП Изменение ВВП на душу населения (в среднем по ЕС)
Средний по ЕС ВВП на душу населения
(ЕС-6=100) С 6 до 9 стран 31 32 29 -3 97 С 9 до 12 48 22 15 -6 91 С 12 до 15 * 43 11 8 -3 89 С 15 до 26 34 29 4 -16 75
* — с учетом объединения Германии
Анализ приведенных данных свидетельствует, что врезультате расширения Сообщество приобретает преимущественно земельные илюдские ресурсы. Прибавив к населению ЕС 29%, страны, принятые в ЕС в 2004г. увеличиваютВВП лишь на 4% (это гораздо меньше, чем при всех предыдущих расширениях).Одновременно снижаются показатели экономического развития Сообщества в целом:ВВП на душу населения – на 16%. Это почти в 5 раз большее снижение, чем припредыдущих расширениях. Однако благодаря расширениям ЕС становится все болеекрупным и могущественным субъектом мировой экономики.
В 2007 году членами Европейского Союзастановятся Болгария и Румыния, то есть на данный момент в число участников ЕСвходит 27 европейских стран.
Итак, важнейшими факторами европейскойинтеграции можно считать коренноеизменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потеривосточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынкеперед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы ипотери утраченных колониальных торговых и иных связей. Таким образом,совокупность общих для мирового хозяйства и специфических для послевоеннойЗападной Европы факторов определила особое место стран этого региона в мировойэкономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальныххозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира.
Этапы интеграции: 1945-1950 гг. – подготовительныйэтап (разработка различных проектов объединения Западной Европы, уточнениепозиций заинтересованных сторон и осуществление поиска взаимоприемлемыхвариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевой интеграции»); 1958-1985гг. – второй этап (создание таможенного союза, введение в действие Европейскойвалютной системы и формирование условий для создания общего рынка); 1985-1992гг. – третий этап (завершающий строительство общего рынка); 1992-2000 гг. –четвертый этап (создание единого экономического, валютного и политическогосоюза); с 2001 г. – современный этап (переход к общей экономической и валютнойполитике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом, логически завершиласьпрограмма создания Единого внутреннего рынка и формирование на территории ЕСединого экономического пространства.

3. Современные проблемы и перспективыразвития ЕС
Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году[22], однако, на сегодняшний день (2007 г.) становится очевидным, что план этотнеосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США,конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительныйуровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которымистолкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является ихпервоочередной задачей.
Кроме того, одна из основных проблем, с которойвплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительногоувеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путемэмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровеньсоциальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса.Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальныхгарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая неприспособлена к нынешним условиям.
Европейской Комиссией в 2005г. принята новаястратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономическогороста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского планадействий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличитьВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [14, с.38].
Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы иусиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия и Китай, намеждународной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда ипредоставить людям больше рабочих мест.
Для того чтобы сделать Европу более привлекательнойдля инвестиций и работы необходимо следующее:
— завершить создание общего рынка в тех областях,которые могут обеспечить реальный рост и занятость и имеют непосредственноеотношение к потребителям (скоординированные соглашения об услугах,регулировании профессий, энергии, государственных закупок и финансовых услуг,скоординированное соглашение о REACH– новой системе для химических веществ, которая учитывает влияниеконкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);
— создать открытые и конкурирующие рынки как внутри,так и вне Европы: переправить помощь государств в сектора с более высокимпотенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднегобизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское инациональное законодательство;
— усовершенствовать общеевропейское и национальноезаконодательство с целью уменьшения бремени административных расходов;
— расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру;
— продолжить разрабатывать общий патент ЕвропейскогоСообщества и двигаться вперед к созданию консолидированной базы налога накорпорации.
Чтобы знания и инновации были направлены на ростэкономики необходимо:
— добиться выделения 3% ВВП на научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы;
— развивать внедрение информационных икоммуникационных технологий (ICT);
— способствовать развитию инновационных центров,объединяющих региональные центры, университеты и бизнес;
— поддерживать экологические инновации в областиэнергосбережения и снижения уровня вредных выбросов;
— поддерживать Европейские технологические инициативыблагодаря совместной деятельности государства и частных лиц;
— содействовать созданию прочной промышленной базыЕвропы посредством мобилизации усилий государственных и частных компаний;
— создать Европейский технологический институт дляпривлечения в Европу лучших умов, идей и производств.
Для увеличения и улучшения структуры занятостирекомендуется:
— привлечь больше людей в сферу занятости, в частностипутем сокращения безработицы среди молодежи и модернизировать системысоциальной защиты;
— увеличить способность рабочих и предприятий кадаптации к новым условиям и улучшить гибкость рынков труда в результатеустранения препятствий перемещению рабочей силы;
— больше инвестировать в человеческий капиталпосредством улучшения образования и повышения профессиональной квалификациипутем реформирования Фонда структурных реформ ЕС и Фонда сплочения ЕС.
Также, в качестве одного из многообещающих источниковроста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляетв целом около 70% европейской экономики [8]. Главная идея реформы заключается вприменении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит«поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы иадминистративные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должнакоснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождатьсягармонизацией законодательства европейских стран [14, с.39].
Согласно исследованию, проведенному датскимиэкономистами, эффект либерализации сферы услуг оценивается в 37 миллиардовевро, распределенных между потребителями и производителями. Более того, этопозволило бы создать дополнительно порядка 600 тыс. новых рабочих мест. Поданным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовалоежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтомусоизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка услуг,ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивносказаться на стоимости услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услугснизится в среднем на 7,2%, в то время как рост реальной заработной платыдолжен составить около 0,4% [14, с.39].
Несмотря на столь обещающие перспективы, многиеевропейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией,выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию тем, что данная реформачревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разницежизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членамиЕвропейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения»поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низкомуровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» болеезащищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главнымобразом против новых членов Евросоюза [22]. Но очевидным остается одно, Европееще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительносложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужнопривыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых»от «новых», а для защиты интересов Европы.
Итак, основными проблемами Европейского Сообщества насовременном этапе являются: низкий экономический рост, технологическоеотставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительныйуровень безработицы, старение населения.
Для решения названных проблем необходима концентрацияосновных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический рост и инновации;создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовойдеятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительноеувеличение роста занятости.

Заключение
Итак, целью курсовой работы было поставлено изучениевопросов экономической интеграции в рамках Евросоюза.
Впервой части рассмотрены теоретические концепции международной экономическойинтеграции, сделаны следующие выводы:
— МЭИ – это особого рода международные экономическиеотношения региональной экономической группировки и каждого ее участника междусобой и с третьими партнерами по поводу производства, распределения, обмена ипотребления продукта внутри интеграционной группировки и вне ее, направленногона повышение эффективности воспроизводственного процесса, каждого участника ивсего объединения в целом. Эти отношения в своем развитии подчиняются общимэкономическим законам и собственной внутренней логике, состоящей в устранениипротиворечий различного характера;
— формы международной экономической интеграции: зонысвободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); ассоциация государств; общийрынок (экономический союз — ЭС);
— в основе МЭИ лежит сложный комплекс причин,связанных с изменениями в развитии производительных сил и сдвигами на мировойэкономической арене: глобализация хозяйственной жизни; углубление международногоразделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция;повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены;
— эффективность МЭИ зависит от выполненияследующих условий: относительнаяразвитость интеграционных группировок экономически и технически; фаза экономическогоразвития стран на момент принятия решения об объединении; территориальная,экономическая, структурная, технологическая близость стран-участниц при наличииу них рыночной экономики, политическая воля руководителей государств кэкономической интеграции;
— основные теоретические концепции МЭИ: неолиберализм,корпорационализм; структурализм; неокейнсианство и дирижизм; современные модели«ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированнойинтеграции».
Вовторой части рассмотрена экономическая интеграция в Западной Европе, чтопозволяет констатировать следующее:
— важнейшими факторами европейскойинтеграции можно считать коренноеизменение социально-экономической структуры Европы после Второй Мировой Войны: потеривосточноевропейского рынка; необходимость укрепить позиции на мировом рынкеперед мощным конкурентом – США; компенсация исчезновения колониальной системы ипотери утраченных колониальных торговых и иных связей;
— этапы интеграции (возникновения и развития ЕС): 1945-1950гг. – подготовительный этап (разработка различных проектов объединения ЗападнойЕвропы, уточнение позиций заинтересованных сторон и осуществление поискавзаимоприемлемых вариантов); 1951-1957 гг. – первый этап («этап отраслевойинтеграции»); 1958-1985 гг. – второй этап (создание таможенного союза, введениев действие Европейской валютной системы и формирование условий для созданияобщего рынка); 1985-1992 гг. – третий этап (завершающий строительство общегорынка); 1992-2000 гг. – четвертый этап (создание единого экономического,валютного и политического союза); с 2001 г. – современный этап (переход к общейэкономической и валютной политике и к единой валюте – ЕВРО). Таким образом,логически завершилась программа создания Единого внутреннего рынка иформирование на территории ЕС единого экономического пространства.
Втретьей части курсовой работы определены современные проблемы ЕвропейскогоСообщества на современном этапе: низкий экономический рост, технологическоеотставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительныйуровень безработицы, старение населения.
Здесь же рассмотрены перспективы решения вышеназванныхпроблем и перспективы развития ЕС, для чего необходима концентрация основныхусилий ЕС на трех направлениях: экономический рост и инновации; созданиепространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путемусовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.
Итак, все задачи, поставленные во введении даннойработы решены, следовательно, цель курсовой работы достигнута.

Список использованных источников
1.Бенаройя Ф. Россия – Евросоюз: перекрестки интеграции. — sr.fondedin.ru/new.htm
2.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 384 с.
3.Булатов А.С. Экономика: учебник. – mx4.ru/bulatov_economy.htm
4.Делей Я. Выиграют ли новобранцы от вступления в ЕС? — zhurnal.ru
5.Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебноепособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 82 с.
6.Климов И. Россия и Евросоюз: баланс интересов и доверия. — bd.fom.ru
7.Келлерман А. Последствия расширения Европейского Союза дляРоссийской Федерации // Право и политика. — 2005. — № 1. — С.94–120.
8.Кузьмина Л. Окно в Европу. — zhurnal.ru
9.Куложенко Е. Противоречия Евросоюза: проблемы, риски, песпективы. — dialogs.org.ua
10.Лавровская Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс.– М.: ИМЭ и МО, 1991. — 353 с.
11.Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы имежгосударственная интеграция: реальность и перспективы. – М., 1998. – 691 с.
12.Международные экономические отношения / Под общ. редакцией В.Е. Рыбалкина. –М., 1997. – 718 с.
13.Международные экономические отношения: Учебное пособие для заочно-вечерних формобучения / Составитель И.А. Филиппова-Ульяновск: УлГТУ, 2001. -124 с.
14.Мирской Е.В. Новая программа Европейского Союза // Внешнеэкономические связи. –2005. — №2. – С. 38-41.
15.Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. — М.:Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.
16.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении: Учебник / Научн.ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
17.Пахомов Н. Европа выходит из границ: Евросоюз готовится к ещё одномусомнительному расширению // Столетие. – 2006. – от 26 мая.
18.Переслегин С. К оценке перспектив Европейского постиндустриального проекта. — www.archipelag.ru/geopolitics/partii/mechanics/estimation.htm
19.Потемкина О. Расширение и новые границы Европейского Союза: проблемы и вызовыдля России. — www.expert.ru
20.Сергеев П.В. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика»«Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современномэтапе». – М.: Юриспруденция, 1999.- 160 с.
21.Татарников Е.А., Максимчук Л.В. Шпаргалка по мировойэкономике: Ответы на экзаменационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с.
22. ТебурнД. Ворота Европы закрываются. — www.expert.ru
23.Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2001. — 446 с.
24.Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС / Под общ. ред. проф. В.В.Громыко. – М.: РЭА им.Г.В. Плеханова, 2004. – с.298 с.
25.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2001. – 601 с.
26.Шенаев В., Шмелев В. Россия и Евросоюз – проблемы экономического партнерства. –http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/1-g3-2.htm
27.Шишков Ю.В. Процессы региональной интеграции в капиталистическом мире. – М.:ИМЭМО, 1986. – 180 с.
28.Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция. – М.:ЮНИТИ, 1997. – 417 с.
29.Яллай В.А Макроэкономика. — Псков, ПГПИ, 2003. — 104с.
30.www.ach.gov.ru
31.www.customs.ru
32.www.eur.ru