Содержание
Введение
1. Техническое оснащение в современной школе
1.1 Общие требования к средствам обучения
1.2 Интерактивные доски
1.3 Кабинеты гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
1.4 Мультимедиа как средство обучения
2. Организация рабочего места учителя в современной школе
2.1 Общие требования по организации рабочего места учителя
2.2 Современное рабочее место преподавателя на примерекабинета физики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Средства обучения – обязательныйэлемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием,формами и методами обучения средства обучения являются одним из главныхкомпонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том,чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидетьза формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использованиесовременных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современныхтехнических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический,технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессыадминистрирования, избавляет от рутинной работы. Способствуют повышениюметодического мастерства учителей-предметников; появлению нового электронногопедагогического инструментария; использованию электронных учебных программ,тестов, упражнений. Каждая школа мечтает о том, чтобы в ее кабинетах былисовременные технические средства обучения, практичные учебные пособия.
Современное оборудование – этоширокий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кромекомпьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самымпозволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы — для отображения компьютерной информации и видео; проекционные экраны — разнообразных моделей; оверхед-проекторы; слайд-проекторы; копи-доски — длятиражирования записанного на доске; интерактивные доски — возможность прямо надоске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры — настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифровогопроектора; видеоконференционные системы — для эффективного общения на расстоянии;маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.
Целью работыявляется изучение и анализ современных средств обучения и техническогооснащения классов в современной школе.
Структураработы: работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общийобъем работы 23 страницы.
1. Техническоеоснащение в современной школе
1.1 Общие требованияк средствам обучения
Средства обучения (СО), используемыев образовательных учреждениях: натуральные объекты; модели; учебные приборы;экранно-звуковые средства обучения; печатные средства обучения; станки,верстаки, инструменты; средства вычислительной техники; школьные учебники.
Информация, передаваемая с помощью СО, должна бытьнаучно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание,объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержаниюпрограммы и учебника.
СО должно соответствовать возрастным особенностям иуровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегосяконкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений инавыков обучающегося.
СО должно быть наглядным, активизировать вниманиеобучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате.
СО должно быть пригодно к применению современных методови организационных форм обучения.
СО должно быть приспособлено к комплексномуиспользованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми приизучении данного вопроса (темы) программы.
Размеры, форма, яркость, контрастность, цвет ипространственное положение объектов наблюдения в СО должны соответствоватьвозможностям органов зрения человека.
Звуковая информация СО должна содержать уровеньзвукового давления соответствующий возможностям органов слуха человека, приэтом важны контраст громкости сигнала и шума, длительность звукового сигнала,темп подачи, понятность речи.
1.2 Интерактивные доски
Доска вобразовании не просто инструмент для демонстрации, но и обучения, она породиласпециальную систему коммуникации, прямую и обратную связь — один учитель можетработать с несколькими учениками.
Доска этоособое — познавательное — окно в мир. Но со временем он стал привычен и долженбыл преобразовываться, как и всякий инструмент. В ХХ столетии появились технологии,в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом,организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего САМ. Значительноповысилась интенсивность обучения. Современная молодежь осваивает все новыеформы общения, используя новейшие технологии. Приходя в аудитории, она — поумолчанию — требует и новых инструментов образования. Это значит, что окно вмир познания должно приобрести новые функции.
Достижениеновых технологий — интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, сталаотвечать на запрос более активного взаимодействия.
Интерактивнаядоска — этосенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передаетна доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобыначать работу на компьютере.
Специальное программное обеспечениедля интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- ивидеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверхоткрытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальныевозможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.
Интерактивныйэкран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически егомодификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь,мягко откликающейся системой, в которой человек может работать обычным образом- как ручкой в тетради. Ученик может прибегать и к тактильной коммуникации,созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление — в зависимости от целей и решаемых задач.
Интерактивнаядоска стала особой средой, из которой учитель может извлечь очень многообразовательных возможностей, строить с ее помощью урок, реализуя необходимуютактику. Кроме того, важно чтобы сохранялся уровень креативности — чтобы ученикактивно участвовал в работе — всем этим требованиям отвечает интерактивнаядоска. Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые(заранее подготовленные) идеи, которые ученикив процессе обратной связимогут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Образовательныйпроцесс становится более гибким.
Критериемуспешности ученика становится не стопроцентно правильный ответ, которыйоценивает учитель, а мера участия в обратной связи, которую необходимо оценитьсамому ученику. Кроме этого, интерактивная доска имеет определенныепреимущества:
– запоминает, как ивсякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может ихвоспроизвести;
– позволяетнаблюдать процесс и анализировать накапливаемый материал;
– позволяетвыявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностейдинамики изменений, точек выбора и влияний, которые для них были значимы;
– позволяетдемонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям,которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) исвоим детям в решении коррекционных задач.
Интерактивнаядоска — это идеальное решение для учебного класса. Различные размеры позволяютподобрать решение и для небольшого класса, и для просторной аудитории.Благодаря удобству использования и большому набору возможностей, интерактивныедоски займут достойное место везде, где необходима демонстрация визуальногоматериала и тесное интерактивное взаимодействие с аудиторией.
В нашей странеэтот инструмент обучения и групповой работы только начал получать широкоераспространение, в то время как за рубежом уже накоплен достаточно большой опытприменения интерактивных досок, который показывает, что наибольший эффект даетих применение в начальной школе, для вовлечения учащихся в активную работу. Школьникам– и младшим, и старшим — просто нравится работать с интерактивной доской,учиться становится интересно и увлекательно.
Другая важнаясфера применения — ВУЗы, где требуется интерактивная демонстрация материаловбольшой аудитории (например, IT-специальности) или групповая работа, в которойиспользуются визуальные материалы. Благодаря мультимедийным возможностям доскистуденты представляют результаты групповых проектов в живой интерактивнойформе, начинают работать очень творчески с информацией, которая обычновоспринимается как сухая и малоинтересная. Программно-технический комплексACTIVboard («Активный экран»), состоящий из интерактивной доски и ПО«АКТИВстудио» считается лучшим решением в своем классе. Это уникальнаяинтерактивная система представления информации. Входящая в состав комплексаинтерактивная доска с диагональю 1,88 м подсоединяется к компьютеру и кпроектору и может фиксироваться на стене или устанавливаться на стойке с колесикамидля передвижения внутри помещения. В результате информацию, которая поступаетот VGA-порта компьютера через проектор на доску, могут видеть все участникимероприятия.
Однако в названии системы не случайноприсутствует слово «активный»: каждому предоставляется возможность не толькосмотреть, но и работать с «Активным экраном» в интерактивном режиме!Посредством специального карандаша (без соединительного провода), заменяющегомышь, можно полностью управлять компьютером. «Щелкнув» карандашом на соответствующемэкранном элементе, не составит никакого труда запустить любое приложение,просмотреть содержимое CD-ROM, Web-узла, сохранить нужную информацию в видефайлов на жестком диске ПК и вывести ее на интерактивную доску. Карандашомтакже делаются надписи, а специальные символы и видеоэффекты помогают обратитьвнимание присутствующих на наиболее важные и значительные блоки информации,показываемой на доске.
Впрочем, совсем не обязательно делатьзаписи непосредственно во время лекции. Предусмотрена возможность подготовкиматериалов заранее, для этого, очень удобно использовать специальный«АКТИВпланшет», который легко подключается к компьютеру.
Комплекс оборудован инфракраснымпортом. Он позволяет посредством особого устройства «АКТИВпанель» и карандашаработать с интерактивной доской, находясь на любом расстоянии от нее,перемещаясь по аудитории.
Стоит сказать о возможностипроведения с помощью «Активного экрана» голосования: он способен фиксировать иподсчитывать нажатия на кнопки специальных пультов (их может быть любоеколичество), которые раздают участникам.
Взаимодействие между пользователем и«Активным экраном» осуществляется посредством программной составляющейкомплекса, пакета «АКТИВстудио», обладающего впечатляющим набором функций ичрезвычайно простым и понятным интерфейсом. Вот лишь некоторые из них.
Можно подготовить файлы презентации,а затем, во время выступления, вызывать их, «пролистывать» в любом порядке, апри необходимости и редактировать. Предусмотрен также вывод выбранных страницна печать. После окончания конференции или учебной лекции все файлы выступленияавтоматически сохраняются на жестком диске компьютера и могут быть распечатаны,скопированы на дискету, посланы по электронной почте, опубликованы на Web-узлеи т. д.
Очень важно, что файлы формата«АКТИВстудио» легко конвертируются в форматы приложений Windows, например Excelлибо Word.
Программное обеспечение «АКТИВстудио»также позволяет создавать и каталогизировать библиотеки наиболее частоиспользуемых элементов (символов) и файлов различных форматов — текстовых,графических, звуковых, видео, Web-страниц. Такие библиотеки существеннооблегчают подготовку материалов для выступления, помогая выполнить ее наиболеебыстро и качественно.
Модуль «АКТИВтест» и пульты ДУпозволяют в конце выступления докладчика провести быстрый опрос всехприсутствующих по только что рассмотренной теме. Результат сразу же будетподсчитан и наглядно представлен на интерактивной доске в виде диаграммы илитаблицы. Это дает возможность проанализировать, как усваивается материал курсаучащимися.
Модуль «Распознавание от рукинаписанного текста» позволяет любую надпись, сделанную на интерактивной доскекарандашом от руки, трансформировать в текстовый блок.
1.3 Кабинетыгуманитарных и естественнонаучных дисциплин
1) Вкабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийныйкомпьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор,видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов,аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писателей, историков,композиторов, доски маркерная и меловая с комплектом инструментов для работы удоски, слайд-альбомы, прозрачные иллюстрации, текстильные доски для классногоинформационного стенда и выставки работ учащихся. Кроме того необходимо иметь:
— в кабинетеистории — карты и таблицы;
— в кабинетеискусства — гипсы, слайд-альбомы, мольберты настольные, краски, мелки,мольберты, кисточки, пластилин, расходные материалы, а к компьютеруподсоединяется графический планшет;
— в кабинетемузыки — музыкальные клавиатуры с миди-интерфейсом, народные инструменты,пианино и другие музыкальные инструменты;
— в кабинетеиностранного языка — лингвистические мозаики и палитры, магнитные плакаты,таблицы, многофункциональные конструкторы для ролевых игр, грамматическиетаблицы, а если в классе есть возможность разместить несколько компьютеров, томожно организовать лингвистическую лабораторию.
Кабинеты могут быть оснащены идемонстрационным материалом, например:Магнитные плакаты и игры — основу учебного комплектасоставляют шесть магнитных плакатов различной тематики. Темы отвечаютсодержательным требованиям, предъявляемым к курсу иностранного языка вначальной школе.Развивающие обучающие игры, в том числе музыкальныеинструменты: Комплект из четырех тамбуринов: (все с бубенцами) — загадкаэтого потомка древнего бубна в кажущейся простоте и, одновременно, десяткахвозможных способов звукоизвлечения. Тамбурин — непременный участник эстрадных ифольклорных ансамблей, симфонического и джазового оркестров. А четыре тамбурина- это уже целый оркестр.Комплект балийских ксилофонов (малый, средний и большой) — музыкальные шкатулки с вращающейся рукояткой из нашего детства имеют в основетот же принцип. Эти инструменты, сделанные из сверхлегкой драгоценной бальзы,расскажут так много нового о природе звука, что этого с лихвой хватит идля уроков музыки, и для уроков физики.Африканские ксилофоны — как будто специально предназначеныдля развития координации движений. Вместе с тем таинственный, глубокий изавораживающий звук этих инструментов обостряет фантазию и слух; пробуждаетинтерес к древней, почти утраченной культуре.А также программными продуктами по различным предметам,например:Древний мир. Иллюстративные материалы по курсу «Мироваяхудожественная культура» — содержит более 300 иллюстративных материалов поосновным темам курса с описаниями и комментариями.Живая Родословная. Виртуальный конструктор генеалогическогодерева — предназначен для создания, редактирования, распечатывания ипредставления больших генеалогических деревьев. Это хороший инструмент дляорганизации исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках общейбиологии, истории, русского языка и литературы, а также в рамках образовательнойобласти «Искусство».Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников — на двухCD, включающая в себя коллекцию из 150 музыкальных произведений русских изарубежных композиторовОтечественная история до начала XX века — содержит более700 иллюстраций, 30 аудио- и видеофрагментов, 45 историчеких карт сражений,«историческую библиотеку», хронологическую таблицу и много другой полезнойинформации по 40 темам.Русская литература XIX-XX веков — электронный сборниккритических и литературоведческих работ «Русская литература в классическихразборах. От Белинского до Лотмана» содержит критические разборы художественныхпроизведений, входящих в школьную программу по литературе. Сборник предназначенучителям литературы, учащимся старших классов, особенно гуманитарного профиля,выпускникам и абитуриентам, готовящимся к экзамену по литературе, студентам,изучающим русскую литературу в вузах.
2) Лингафонный кабинет предназначен для активного обученияиностранным языкам под наблюдением преподавателя с применением современныхтехнических средств. Мультимедийные лингафонные кабинеты, которыми оснащаются современныешколы, представляют собой последнее слово в технике и технологиях. Типоборудования – встраиваемое или настольное. Возможны два типа кабинетов: аналоговыйили цифровой лингафонный кабинет.
В состав аналогового лингафонногокабинета входит:
1. Пультпреподавателя.
2. Телефонно-микрофоннаягарнитура (до 20 шт.).
3. Магнитофон (до2-х шт.).
4. Пульт лингафонныйучащегося.
5. Полукабины (однои двух-местные).
6. Комплектмонтажный.
Возможности пульта управленияпреподавателя:
– Индивидуальноеподключение от 1 до 18 рабочих мест учеников.
– Разделениеучащихся на группы.
– Двухсторонняязвуковая связь преподавателя и учащегося.
– Возможностьразговора между учащимися внутри группы.
– Подключениевнешних источников программ.
Лингафонный кабинет на базе цифровыхмагнитофонов предназначен для проведения практических занятий по фонетике (и нетолько…). Основной отличительной особенностью является старт-стопный режим работыи быстрый поиск необходимого фрагмента.
Класс построен на баземультимедийного компьютера на рабочем месте преподавателя и специальноразработанных цифровых магнитофонов, управляемых этим компьютером.
Звуковая информация в реальноммасштабе времени передается по сети через специальный коммутатор, управляемыйкомпьютером преподавателя. Прикладное программное обеспечение разработаноспециально для этого класса. Преподаватель имеет возможность:
– транслироватьзаписанные фрагменты речи;
– осуществлять контрользаписанной речи обучаемых;
– подключатьобучаемых к разным обучающим программам.
Наличие лингафонных кабинетов в школе,позволяет уверенно овладеть иностранными языками, работать с современнымиинформационными технологиями.
3) В кабинетах естественнонаучных дисциплин: физики, биологии, химии, географии должныбыть представлены — рельефные модели, препараты, гербарии и коллекции образцов,традиционные приборы и аппаратура для проведения опытов, переносныелаборатории, цифровые лаборатории, настенные таблицы, прозрачные иллюстрации ислайд-альбомы, цифровые информационные источники и учебные компьютерныепрограммы, презентационное и офисное оборудование, цифровая периферия.
Наибольшийэффект преподавания достигается при использовании в процессе обученияразвёрнутого варианта ТСО. Это позволяет выводить на «большой экран»аудио-видео информацию практически с любого носителя. На уроке химии, физикиили биологии мультимедийный проектор и видеокамера позволят очень эффектно«укрупнить» эксперимент, проецируя его на экран. Даже на последней парте будетхорошо видно, как в маленькой пробирке развивается сложный процесс.
Наряду сподготовкой презентаций фото и видеокамеры могут использоваться и припроведении лабораторных работ на занятиях по предметам естественнонаучногоцикла. Простейший цифровой фотоаппарат существенно облегчает учащимсяполучение иллюстративных материалов для своих работ, позволяет им зафиксироватьрезультаты, а учителю — пополнить имеющиеся базы цифровых изображений илисоздать новые.
К настольнойвидеокамере с гибкой «шеей» можно подсоединить насадку к микроскопу и увидетьна экране происходящее на предметном стекле: движение инфузории-туфельки илирост кристалла.
Документ-камеруможно также подключить к телевизору, мультимедийному проектору или компьютеру свидеовходом, либо подсоединить к видеомагнитофону и записать эксперимент.
Цифровоймикроскоп, наборы датчиков, измерительные интерфейсы, а также настольный икарманный компьютеры с соответствующим программным обеспечением – это цифровыемобильные лаборатории (комплекты лабораторного оборудования в чемоданах) дляфизических, биологических, экологических и химических экспериментов, которыеможно переносить из кабинета в кабинет и использовать для полевых исследований.
А также — комплекты видеофильмов и программного обеспечения, портреты великих ученых.Маркерная и меловая доска и комплект инструментов для работы у доски позволятпроводить занятия в традиционном формате.
Кроме того, необходимоиметь:
— в кабинете биологии — влажныепрепараты, микропрепараты, микроскоп оптический и цифровой микроскоп; линейки слупой, пробирки и подставки под них, воронки, колбы, мензурка.
— в кабинетехимии — наборы лабораторной посуды и принадлежностей, реактивов, химическийконструктор;
— в кабинетегеографии — физические, политические и социально-экономические карты,оборудование для практических работ по экологии;
— в кабинетефизики — виртуальная физическая лаборатория «Живая Физика» и конструкторы изсерии «Машины, механизмы, энергия».
Комплекты лабораторного оборудования:
по биологии — переносной комплект вчемодане для естественнонаучного биологического практикума позволяет наблюдатьпроцессы проращивания растений, исследовать влияние на них света, тепла,воздуха и воды, а также изучать процессы жизнедеятельности — движение, дыхание,питание и поведение мелких животных;
по химии — позволяет организоватьестественнонаучный практикум по моделированию органических и неорганическихмолекул в курсе химии. Построенные с помощью конструктора молекулярные моделидают представление о некоторых явлениях и помогают прояснить механизмы многиххимических реакций;
наблюдение за погодой — наборприборов и инструментов в чемодане. Помогает систематизировать знания учащихсяо понятии «погода» и изучить четыре ее составляющие – температуру, облачность,осадки, силу ветра; с помощью простейших лабораторных приборов освоить способынаблюдения, измерения и регистрации различных погодных характеристик;
фильтрация воды — экологическийпрактикум в начальной школе знакомит с проблемой загрязнения природной воды,влиянием этих загрязнений на окружающую среду и способами очистки воды. Впроцессе экспериментов учащиеся узнают, через какой тип почвы водапросачивается быстрее, что может и не может отфильтровать почва, как очищаютводу коллекторы и почему водонапорные башни часто расположены на холме.
Цифровая лаборатория по биологии ихимии Архимед — даетвозможность организовать большое число практических работ, например, изучениевлияния физических упражнений на температуру тела человека и частоту пульса;испарения воды наземными растениями; титрования в среде кислота/щелочь; влияниярастительности на микроклимат города.
Цифровой микроскоп, приспособленный для работы вшкольных условиях. Снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую,обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъектаи микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифровой видеозаписи.
/>Магнитныеплакаты:
Природное сообщество водоема, леса,луга, поля — позволяет детально и углубленно прорабатывать темы, связанные сизучением растений и животных водоема, их экологические взаимосвязи, а также –условия существования видов, характерных для разных сообществ.
Птицы зимой — знакомит учащихся сптицами, обитающими в средней полосе России; позволяет научиться ихраспознавать, правильно называть, характеризовать и классифицировать.
Из программных продуктов можноиспользовать, например, следующие:
Виртуальный конструктор по биологии— мультимедийная моделирующая среда для изучения основгенетики и клеточных основ размножения.
Цифровая база изображений: ботаника,зоология, химия — информация, имеющаяформу текста, изображений, видеороликов, организована в виде коллекций судобной системой поиска.
Обучение химии требует демонстрациихимического эксперимента — предлагаемый материал, содержит наглядныевидеоиллюстрации и текстовые комментарии к 129 лабораторным опытам.
Цифровой атлас школьника по анатомии— включает в себя около 500 изображений, 67 анимационныхроликов, 24 интерактивных атласа. Соответствует действующим школьным программампо курсу анатомии человека и содержит общие сведения (текстовые ииллюстративные) по анатомии — по внешнему и внутреннему строению всех уровнейорганизации тела человека, по функционированию всех систем организма, а такжепо основам физиологии и гигиены человека.
1.4 Мультимедиакак средство обучения
Современноеобразование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следуетдобиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствуетприменение различных технических средств, позволяющих сократить время изложениянужной информации и современные технологии в образовании, облегчающие подачуматериала.
Сегоднянаиболее значительные изменения происходят в информационной области. Традиционныетехнические средства обучения ориентированы на пассивный, созерцательныйхарактер усвоения информации. В связи с этим, основой системы средств обучения всовременной школе должны стать мультимедийные средства обучения новогопоколения, объединяющие в себе все преимущества современных компьютерныхтехнологий, выводят процесс обучения на качественно новый уровень,соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новоепоколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах и укоторого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации изрительной стимуляции, и максимально использующие преимущества современныхинформационных, коммуникационных и образовательных технологий.
Применениемультимедиа в сфере образования сегодня идет уже достаточно успешно и имеетследующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители;тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды поразличным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося;моделирование ситуации до уровня полного погружения — (для изучения иностранногоязыка) и т.д.
При использовании мультимедиапоявляются новые обучающие методики, новая педагогика, новые инструменты. Медиаобразование,интегрированное в учебные предметы обогащает учебный процесс новыми формами,методами и приемами работы, позволяющими активизировать познавательнуюдеятельность учащихся. Объекты медиаобразования, интегрированного в школьныедисциплины это:
– учебнаяинформация по той или иной дисциплине;
– информация,передаваемая по различным коммуникативным каналам;
– техническиесредства создания, преобразования, накопления, передачи и использованияинформации.
Работая над мультимедиа проектами,ученики получают опыт использования современных технических средств, с однойстороны, с другой стороны — приобретают навыки индивидуальной и коллективнойработы.
Наглядныхматериалов и обучающих ресурсов по любому предмету и по любой теме в настоящеевремя можно найти великое множество.
Так, причтении лекций целесообразно использование проектора, позволяющего отобразитьвсе происходящее на экране компьютера на большом экране. Таким образом,преподаватели могут читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускоритьподачу материала. Также преподаватели могут использовать предварительноподготовленные в текстовом процессоре Microsoft Word документы, схемы ирисунки.
Кроме того,каждая дисциплина имеет свою специфику и соответственно для нее можнорекомендовать наиболее целесообразное программное обеспечение.
Например, преподавателиестественных дисциплин могут применять программу Math Cad для сложныхматематических вычислений (включая символьные), для моделирования лабораторныхпроцессов использовать программы LabView, Стратум. Вместо калькуляторов можноиспользовать табличные процессоры Microsoft Excel.
Иностранныеязыки могут преподаваться с использованием программ-переводчиков, обучающихпрограмм быстрого чтения, помогающих запоминать слова.
Социология можетприменять компьютерные методы обработки анкет.
Любаядисциплина предполагает проведение контроля. Для этого можно использоватьавтоматизированное тестирование с использованием универсальных программ,например SunRav Test Office.
Такимобразом, практически каждая дисциплина может использовать новые мультимедийные технологии,методы и приемы для повышения уровня знаний, ускорения и улучшения подачи материала,активизации обучения в современной школе.
2. Организация рабочего места учителяв современной школе
2.1 Общиетребования по организации рабочего места учителя
Согласнотребованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должнавключать: стол с местом для аппаратуры графопроектора и компьютера, тумбу дляпринтера, стул, классную доску.
Современнаяшкола предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Этоавтоматизированное рабочее место учителя, которое кроме телевизора и компьютера,должно включать в себя проектор и экран-принтер, сканер, мультимедийный ислайд-проектор, оверхед-проектор, видеоплееер, цифровой фотоаппарат, цифровуювидеокамеру и веб-камеру. И интерактивную доску, которая без подключения ккомпьютеру — классическая магнитная маркерная доска или безбликовыйпроекционный экран. А АРМ учителя естественнонаучных дисциплин должен бытьдополнен цифровым микроскопом, карманным компьютером и набором датчиковцифровой естественнонаучной лаборатории.
Все этопозволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечаткираздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и даватьим индивидуальное задание, предоставлять учащимся возможность провести своемультимедиа выступление, выводить нужную информацию (в том числе и изИнтернета) на экран.
Важная частьоборудования рабочего места учителя – пульт управления техническими средствамиобучения, который должен быть выполнен в виде отдельного блока. На пультуправления выведено включение диапроектора для демонстрации слайдов идиапозитивов, проектора для демонстрации диафильмов (ЛЭТИ), магнитофона,кинопроекционного аппарата, телевизоров, видеомагнитофона, управлениеосвещением кабинета и включение подсвета демонстрационного стола, а такжеэлектронные часы минутного отсчета времени, наличие которых позволяетрационально спланировать время урока и выдержать намеченный график.
Напряжениепитания подается на все технические средства, управляемые с пульта, черезотдельный выключатель, расположенный на щите в подсобном помещении физическогокабинета. Управление аппаратами осуществляется по многожильному кабелю,проложенному под полом. Таким образом, вся дорогостоящая аппаратура будет надежнозащищена от неосторожного обращения.
Кабинетдолжен быть оснащен телевизорами цветного изображения с размером экрана 61 смпо диагонали и размещен так, чтобы с любого ученического места обеспечивалосьнаилучшее восприятие изображения с экрана.
2.2 Современноерабочее место преподавателя на примере кабинета физики
Примерорганизации рабочего местапреподавателя физики в современной школе — полный комплекс ТСО — это качественно новая модель совокупности средствинформационных технологий учебного назначения, сочетающих в себе воединодемонстрационные средства, средства индивидуальной работы учащихся итехнические средства управления процессом обучения. Полный комплекс ТСОпреподавателя физики предназначен для:
– повышенияэффективности учебно-воспитательного процесса на основе рациональногоиспользования современных технических средств обучения;
– автоматизацииуправления учебно-воспитательным процессом;
– осуществленияоперативного доступа к информации об успеваемости учащихся (электронныйжурнал);
– веденияиндивидуального и группового обучения с использованием электронных учебников,электронных справочников, электронных методических пособий;
– организациителеконференций, телеуроков (включая дистанционное обучение);
– автоматизацииучёта учебно-материальной базы;
– представленияучебной аудиовизуальной (мультимедийной) информации большой аудитории иперсонально отдельному обучаемому;
– осуществленияпрограммированного обучения группы учащихся или персонально каждого учащегося;
– проведенияавтоматизированного демонстрационного и лабораторного эксперимента по физике;
– организациимузыкального сопровождения учебных занятий;
– повышения научнойорганизации педагогического труда (электронное планирование, автоматизациясправочно-библиографического аппарата, составление расписаний, размножениеучебных материалов и т.п.).
/>Полный комплекс ТСОпреподавателя физики предусматривает использование в учебном процессеинформационные материалы на следующих носителях: диапозитивах (слайдах);кодоплёнках; аудиокассетах; видеокассетах; CD, CD-R, CD-RW, DVD.
Полныйкомплекс ТСО преподавателя физики позволяет осуществлять приём (передачу):телевизионных передач с эфира; передач по телевизионному кабелю; информации посетям; аналоговой и цифровой информации от датчиков физических величин.
Принцип работы комплекса ТСО преподавателякабинета физики
Комплекс Технических Средств Обучения(ТСО) является полностью модульной конструкцией, поэтому может очень гибкоизменяться и включают в себя: аудиомагнитофон, видеокамера, видеомагнитофон,видеопроектор, графопроектор, диапроектор, колонки, компьютер, копировальноеустройство, микрофон, принтер, сканер, усилитель, факс-модем, экран.
Центром ТСО преподавателя кабинетафизики является персональный компьютер. Компьютер и видеомагнитофон имеют выходна видеопроектор, отображающий цветную и черно-белую информацию в системах PAL,SECAM и NTSC на внешнем проекционном экране размером до 3 метров по диагонали(предусмотрена возможность подключения видеомагнитофона на вход видеокартыкомпьютера). Возможно управление видеопроектором с помощью пультадистанционного управления.
Комплект датчиков с аналого-цифровымпреобразователем предназначен для получения информации и последующейкомпьютерной обработки параметров физических величин в ходе демонстрационного илабораторного эксперимента. Видеокамера предназначена для записи учебнойинформации или получения изображений микрообъектов на проекционном экране.Используя видеокамеру, на проекционный экран можно выводить тексты из книг,условия задач и многую другую информацию.
Комплекс оснащен аудиомагнитофоном,который позволяет проводить музыкальное сопровождение занятий или использоватьтекст, записанный на магнитную пленку (для всей аудитории). При чтении лекцийдля большого числа слушателей предназначен динамический микрофон. Для болеекачественного воспроизведения звука используется внешний УНЧ и динамики(колонки).
Для демонстрации кодотранспорантовиспользуется графопроектор.
Печатающее устройство предназначаетсядля изготовления карточек индивидуальных заданий, самостоятельных и контрольныхработ, а также для вывода печатной информации с компьютера. Планшетный сканерсо слайдмодулем позволяет переводить в цифровой вид информацию с листа форматаА4 или с плёнки формата 135. Для размножения печатного материала используетсякопировальное устройство «Xerox».
Комплекс оснащен факс-модемом дляобмена информацией через телефонную сеть с аналогичными комплексами и выходом втелекоммуникационные сети или подключение по выделенному каналу.
Примерный состав оборудованиякабинета физики
Демонстрационное оборудование. Общего назначения: весы с открытым механизмом,вилка 42в, гальванометр зеркальный, генератор звуковой, измерительно-вычислительныйкомплекс ивк-3/э, комплект электроснабжения физического кабинета кэсф-1, контрольно-измерительнаясистема для проведения лабораторных работ «кис», насос комовского, розетка 42в,столик подъемный, тарелка вакуумная, указка лазерная, устройство защитногоотключения школьное узош, штатив универсальный физический.
Механика: барометр-анероид, блок настержне, ведерко Архимеда, груз наборный, динамометры демонстрационные, дисквращающийся с принадлежностями, камертоны на резонаторных ящиках, комплект «механика»,магдебургские полушария, мановакууметр, машина волновая, машина центробежная, маятникмаксвелла, метр демонстрационный, модель центрифуги, набор для демонстрацииотносительности механического движения «мсо 1м», набор по статике с магнитнымидержателями, пресс гидравлический, рычаг демонстрационный, трибометрдемонстрационный, трубка ньютона.
Молекулярная физика и термодинамика: гигрометрпсихрометрический вит-2, манометр открытый, модель паровой машины, модельчетырехтактного двигателя, набор капилляров, насос воздушный ручной, прибор дляизучения газовых законов пгз, шар паскаля.
Электродинамика: амперметрдемонстрационный с гальванометром аг, вольтметр демонстрационный сгальванометром вг, выключатель демонстрационный, выпрямитель в-24, источникпитания демонстрационный ипд-1, катушка для наблюдения спектров магнитных полей,катушка дроссельная, конденсатор переменной емкости, магнит полосовой, магнитнаястрелка на подставке, машина электрофорная, модель внутреннего строенияферромагнетика, модель телеграфного аппарата, модель электрического звонка, наборполупроводниковых приборов, переключатель двухполюсный, переключательоднополюсный, прибор для демонстрации правила ленца, прибор для демонстрациисвойств электромагнитных волн пэв-4, реостат ползунковый рпш, султаныэлектрические, термостолбик, трансформатор универсальный тру, штативизолирующий, электрический звонок зэ-1, электромагнит разборный, электрометры спринадлежностями.
Оптика и квантовая физика: набор «геометрическаяоптика», прибор для демонстрации счётчика ионизирующих излучений, прибор «осветительультрафиолетовый уфо-2 (учебный)».
Лабораторное оборудование: весы учебные, микролаборатория, нождля заточки пробочных свёрл, разновесы, штатив лабораторный, динамометр 4 н, динамометр1н 4н, желоб дугообразный, комплект по механике для фронтальных опытов ипрактикума, набор грузов по 100 г, прибор для изучения закона сохраненияэнергии, рычаг-линейка, трибометр лабораторный, калориметр, набор веществ дляопытов по физике «кристаллизация», набор тел для калориметра, набор учебногооборудования «изотерма», набор учебного оборудования «изобара», набор учебногооборудования «изохора», термометр, электродинамика, амперметр лабораторныйал-2,5, вольтметр лабораторный вл-2,5, дифракционные решетки, зеркало плоское, источникпитания для фронтальных работ ву-4, катушка-моток, ключ замыкания тока, компас,комплект учебного оборудования «физика – 10», комплект учебного оборудования «электролит»,магнит дуговой, миллиамперметр лабораторный, модель электродвигателя разборная,призма с косыми гранями, реостат ползунковый рп-6, спираль-резистор, электромагнитразборный с деталями для практикума, источник электропитания дляпрактикума иэпп-2, осциллограф малогабаритный школьный омш-3м, спектроскопдвухтрубный, доска трёхэлементная, тумба для тсо, тумба для таблиц.
Заключение
В заключение необходимо сказать о том,что средства обучения, используемые в школах, одно из главных и обязательныхусловий качественного образования. Для эффективной работы в современныхобразовательных учреждениях целесообразно устанавливать не отдельные компьютерыили технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входиткомплект технических средств и оборудования, соответствующее программноеобеспечение, предназначенные для использования учителем и которое образуютавтоматизированное рабочее место учителя. Это позволит осуществлять болееэффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексыдолжны быть со специализированной мебелью и соответствовать действующимстандартам, нормам и правилам.
Таким образом, современнымисредствами обучения в школе являются:
— компьютерные и предметные комплексы(в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);
— учебная техника в номенклатуре(принтер, сканер, проектор и т.д.), расширяющего спектр и эффективностьприменения компьютерной техники;
— программно-методические комплексы(компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;
— сетевое и телекоммуникационноеоборудование;
— специализированная мебель дляучебных кабинетов;
— экранно-звуковыесредства обучения;
— лабораторное оборудование;
— учебные приборы иинструменты и др.
Повышениекачества образования предполагает и использованием новых активных методовобучения, таких например, как мультимедиа. Широкое применение в школах новыхтехнологий и использования современных технических средств обучения способнорезко повысить эффективность обучения для всех форм организации учебногопроцесса.
Список использованной литературы
1. Глазунов А.Т.Педагогические исследования: содержание, организация и обработка результатов /А.Т. Глазунов. — М.: Издательский центр АПО, 2003.
2. Дёмин И.С.Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Школьные технологии. – 2001. №5.
3. Коджаспирова Г.М.Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие /Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М.: Академия, 2001.
4. Куприянов М.Дидактический инструментарий новых образовательных технологий / М. Куприянов //Высшее образование в России. — 2001. — № 3.
5. Медиаобразование:сборник статей // Под ред. Л.С. Зазнобиной. — М.: МИПКРО, 1996.
6. Новосельцева О.Н.Возможности применения современных средств мультимедиа в образовательномпроцессе / О.Н. Новосельцева // Педагогическая наука и образование в России иза рубежом. – Таганрог: ГОУ НПО ПУ, 2006. — №2.
7. Уваров А.Ю. Новыеинформационные технологии и реформа образования / А.Ю. Уваров // Информатика иобразование. – М.: 1994. — №3.
8. Шутилов Ф.В.Современные компьютерные технологии в образовании. Научная работа / Ф.В. Шутилов// Преподаватель 2000. – 2000. — №3.
9. Якушина Е.В.Новая информационная среда и интерактивное обучение / Е.В. Якушина // Лицейскоеи гимназическое образование. — 2000. — № 2.