Современные структурные сдвиги в мировой торговле

–PAGE_BREAK–

Рисунок 1.1.1 – Теории международной торговли [10, с. 182]

Из рисунка 1.1.1 видно, что все теории международной торговли делятся на классические теории, основой которых является деятельность страны, и современные, основой которых является торговая деятельность компании.

Меркантилизм. В рамках этой теории считалось, что главной целью каждого государства является богатство, а мир обладает ограниченным богатством, и увеличение богатства одной страны возможно лишь за счёт сокращения богатства другой страны. При этом роль государства в международной экономической политике сводилась к поддержанию положительного сальдо торгового баланса и регулирование внешней торговли для стимуляции экспорта и сокращения импорта [14].

Меркантилисты первыми подчеркнули значимость международной торговли и впервые описали платёжный баланс. Основным недостатком этой теории является то, что здесь развитие стран видится возможным только за счёт перераспределения богатства, а не за счёт его наращения.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. Считалось, что благосостояния наций зависит не только от количества золота, но и от способности производить товары и услуги. Следовательно, задачей государства является развитие производства за счёт разделения труда и кооперации. Формулировка самой теории звучит так: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, то есть в производстве которых имеют абсолютные преимущества, а импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками, то есть в производстве которых преимущество находится у торговых партнёров.

Эта теория показывает преимущества разделения труда, но, в тоже время, не объясняет торговли при отсутствии абсолютных преимуществ.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо формулируется следующим образом: если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой, или нет.

Данная теория впервые доказала существование выигрыша от торговли и описала совокупный спрос и совокупное предложение. Хотя при этом она не учитывает транспортные издержки и влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, действуя только в условиях полной занятости.

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Оперирует понятиями фактороинтенсивность (отношение затрат факторов производства на создание товара) и факторонасыщенность (обеспеченность факторами производства). Согласно этой теории, каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Эта теория выводит причину влияния разных факторов производства на международную торговлю. Международная торговля приводит к выравниванию цен на факторы производства в торгующих странах.

Основоположниками теории подобия стран являются Дж. Милль, Ф. Эджоут, Д. Мид, А. Маршалл. Основная идея этой теории заключается в том, что большая доля объема внешней торговли приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, поскольку в них имеются схожие сегменты рынков.

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XXвека американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца [14].

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.     Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2.     Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на другие развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.     Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4.     Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория глобальной стратегической конкуренции. В 80-е гг. экономисты Пол Кругман и Келвин Ланкастер разработали новые теоретические принципы описания закономерностей международной торговли.

Основной целью новой теории был анализ влияния глобальной стратегической конкуренции между многонациональными компаниями на торговые потоки. Согласно этой теории, компании стремятся к получению устойчивых конкурентных преимуществ, которые впоследствии могут быть использованы для обеспечения их господства на мировом рынке.

Теория глобальной стратегической конкуренции делает вывод о неизбежности всеобщего распространения внутриотраслевой торговли. С другой стороны, в этой теории основное внимание сосредоточивается на анализе стратегических решений, принимаемых компаниями в процессе конкурентной борьбы на международном рынке.

В распоряжении компаний, принимающих участие в конкурентной борьбе на международном рынке, есть ряд способов получения устойчивых конкурентных преимуществ. Самые распространенные из этих способов:

·        наличие у компании прав на интеллектуальную собственность;

·        инвестиции в научно-исследовательские опытно-конструкторские работы;

·        получение экономии от масштаба или от диверсификации деятельности;

·        использование возможностей, обеспечиваемых кривой опыта.

Теория конкурентного преимущества стран М.Портера. На основании этой теории можно сказать, что конкурентоспособность страны в международной торговле определяется четырьмя основными компонентами — факторными условиями, условиями спроса, состоянием обслуживающих и близких отраслей и стратегией фирмы в определенной ситуации.

Эти условия можно записать в форме, которая будет отражать стратегию экспорта-импорта во взаимоотношениях той или иной группы стран, того или иного торгового союза:

Таким образом, с развитием понятия «международная торговля», его содержание усложнялось, хотя к настоящему моменту и не удалось ещё создать такой теории, которая бы максимально соответствовала практике.
1.2 История становления международной торговли
На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира — вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки [14].

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV — XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).

Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении — из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.

В XX веке мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914 — 1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Тем не менее, все эти кризисы были преодолены. В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950 — 1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6,0%, в 60-х гг. — 8,2%. В период с 1970 по 1991 г. среднегодовой темп роста составил 9,0%, в 1991 — 1995 гг. этот показатель был равен 6,2%. Соответственно возрастал и объем мировой торговли. В последнее время этот показатель растёт в среднем на 1,9% в год.

В послевоенный период был достигнут ежегодный рост мирового экспорта на 7%. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление — до 8,5% в 1988 г. После явного спада в начале 90-х, с середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы, даже не смотря на значительные годовые колебания, вызванные сначала терактами 11 сентября в США, а далее войной в Ираке и вызванными ею скачками мировых цен на энергоресурсы.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%. Сейчас же этот показатель уже приближается к 25%.
1.3 Основные показатели международной торговли
Международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда, образует внешняя торговля всех стран в совокупности. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:

·                   внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта [12];

·                   баланс внешней торговли, который представляет собой разницу между экспортом и импортом. Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны;

·                   импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт [12];

·                   экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране [12].

Также различают такие понятия, как реэкспорт и реимпорт. Реэкспорт –  вывоз из страны ранее импортированных в неё товаров, чаще всего сырьевых, для перепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку. Реимпорт соответственно, это — ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных.

Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:

·                   темпы роста в целом;

·                   темпы роста относительно роста производства;

·                   темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени. К таким, например, относится показатель темпов роста мирового экспорта (Т):

;

где — экспорт текущего периода,

— экспорт базисного периода.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли. К таким показателям относят экспортную и импортную квоту:

;

;

где — стоимость экспорта,

— стоимость импорта,

— валовой внутренний продукт страны за год.

Последний из названных показателей представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год.
2. СТРУКТУРА, ВИДЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Отраслевая и географическая структура мировой торговли
Понятие структурного сдвига в любой из отраслей мировой экономики довольно простое: структурный сдвиг – это изменение типов, принципов и экономических законов, присущих отрасли мировой экономики к более современным, совершенным и экономически обоснованным, попросту говоря: переход от старого и отжившего свое принципа, к новому [11, с. 296].

Таким образом, структурные сдвиги в разрезе мировой торговли — это прежде всего переход к новым экономическим продуктам экспорта, изменение структуры товарооборота, увеличение удельного веса  наукоемких товаров в общей массе международной торговли, изменение географической структуры мировых торговых отношений.

Эти и другие структурные сдвиги, оказавшие огромное влияние на мировую торговлю, изменившие ее принципы и направления движений экспортируемых товаров, представлены ниже.

Отраслевая, или компонентная структура отражает соотношения, связи и пропорции между наиболее динамичными и интенсивно развивающимися отраслевыми секторами мировой торговли.

Географическая структура характеризует долю различных стран в мировом товарообороте, а также географическое распределение торговых связей в мире.

Географические структурные сдвиги в мировой торговле связаны с целым рядом факторов: рост экономик разных стран, изменение структуры экспорта товаров, перепроизводство, изменения политического курса стран.

Географические сдвиги в международной торговле влияют в первую очередь на направление движения экспортируемых товаров.

В целом следует отметить, что структура мирового экспорта за последние десятилетия претерпела существенные изменения: снизилась доля сырья, топлива и продовольствия, возросла доля готовых изделия и полуфабрикатов, а также торговля услугами.

Причины падения удельного веса сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте связаны с действием следующих факторов:

     ■ Влияние НТП, который привел к появлению заменителей сырья — искусственных волокон, пластических масс и прочих, которые дешевле, долговечнее и качественнее натуральных аналогов.

     ■ НТП расширил переработку вторичного сырья.

     ■ Проведение структурной перестройки экономики развитых стран в

70-е годы XXвека, в рамках которой был осуществлен переход от ресурсоемкой модели экономики к ресурсосберегающей на основе внедрения энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

     ■ Развитие промышленности в развивающихся странах, прежде всего на основе переработки сырья и топлива на месте, и осуществление экспорта не первичного сырья, а ресурсоемких товаров, то есть продукции переработки сырья и топлива.

     ■ Внедрение новых средств связи.

     ■ Переход многих стран на иные виды топлива, в частности дизельное.

     ■ Проведение геологоразведочных работ по разработке собственных ресурсов топлива в ряде развитых государств (особенно во второй половине 70-х годов для ликвидации последствий энергосырьевого кризиса). В частности, в Великобритании и Норвегии были открыты запасы нефти и газа на шельфе Северного моря.

     ■ Использование новых видов топлива и энергии, в том числе ядерной и солнечной энергии.

     ■ Проведение политики самообеспечения в продовольственной сфере, благодаря чему страны Западной Европы и некоторые развивающиеся страны превратились из нетто – импортеров в нетто – экспортеров отдельных видов продовольствия.

     ■ Негативное влияние аграрного протекционизма на торговлю продовольствием [5, c. 45-46].

Основными экспортерами сырья и продовольствия в мире явля­ются промышленно развитые страны, на которые приходится 70% экспорта продовольствия и 65% экспорта промышленного сырья, до­ля развивающихся стран равна соответственно 28 и31%.

Основными экспортерами топлива остаются развивающиеся страны, хотя их доля несколько сократилась (с 73 до почти 60%). Раз­витые страны за рассматриваемый период повысили свою роль в ка­честве экспортеров топлива с 18 до 33%.

Что касается стран с переходной экономикой, то их доля в миро­вом экспорте сырья, топлива и продовольствия невысока и упала до 2% в экспорте продовольствия, до 3,6% — в экспорте промышленного сырья и до 7,4% — в экспорте топлива.

Товарная структура мирового импорта также претерпела сущест­венные изменения: падение доли сырья, топлива и продовольст­вия и рост удельного веса готовой продукции и полуфабрикатов.

Существенные изменения произошли и в географической структуремировой торговли за счет роста доли развивающихся стран, сущест­венного сокращения удельного веса стран с переходной экономикой при сохранении высокой доли развитых стран. Причина подобных изменений связана с неодинаковыми темпами роста экспорта из от­дельных групп стран.

В экспорте развитых стран ведущими товарными группами явля­ются 15 товаров, которые входят в группу самых динамичных товаров мирового экспорта (из общего количества 20). Это — транзисторы и  полупроводники, текстиль, парфюмерно-косметические товары, оптические инструменты, компьютеры, пластмассовые изделия, му­зыкальные инструменты.

Географическое распределение экспорта и импорта развитых стран отличается явным преобладанием доли взаимной торговли.

Произошли кардинальные изменения в товарной структуре экс­порта развивающихся стран: основой экспорта стали готовые изде­лия и полуфабрикаты при существенном падении доли сырья, топли­ва и продовольствия, традиционных товаров экспорта данной группы стран.

Выделяют следующие особенности промышленного экспорта развивающихся стран:

(1)    Высокая концентрация в небольшой группе стран, когда на 15 стран приходится более 90% промышленного экспорта рассматриваемой группы

(2)    Высокая доля трудоемкой потребительской продукции и промышленном экспорте — текстиль, обувь, одежда, продукция электроники и электротехники (благодаря более дешевой рабочей силе).

(3)    Многие развивающиеся страны специализированы в про­мышленном экспорте на вывозе ресурсоемкой продукции (продукции переработки сырья), например, от 1/3 до 1/2  промышленного экспорта Индии, Малайзии, Сингапура составляют ресурсоемкие товары [5, с. 49-50].

Из 20 самых динамичных товарных групп мирового экспорта в структуре вывоза развивающегося мира присутствуют 8 товаров — компьютеры, оптические инструменты, офисное и телекоммуника­ционное оборудование, обогревательные приборы и кондиционеры, электрическое оборудование, пассажирские транспортные средства, медицинские инструменты, текстиль.

В товарной структуре импорта сложилась схожая тенденция: увеличение доли промышленных товаров, минераль­ного сырья и падение доли топливно- сырьевых товаров.

Основной тенденцией в географическом распределении торговли развивающихся стран является постоянный рост взаимной торговли.

Следует остановиться и на особенностях регионального распре­деления экспорта развивающихся стран. Здесь можно выделить такие особенности, как постоянный рост доли Азии в совокупном экс­порте развивающихся стран (более 60%) при падении удельных весов Латинской Америки и Африки; высокая концентрация регионального экспорта в нескольких странах.

В отличие от товарной структуры экспорта развитых стран и развивающихся стран в экспорте стран с переходной экономикой намного выше удельный вес топлива и ниже доля промышленных товаров.

Региональная структура мирового экспорта характеризуется падением доли регионов развитых стран и ряда развивающихся регионов, ростом удельного веса Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Восточной Европы, экспорт которых развивался более динамичными темпами.

В современной мировой торговле, товарный структурный сдвиг, оказал, пожалуй, самое большое влияние на всю систему международной торговли. Именно изменение структуры товаров, повышение их качественных характеристик и все более растущая наукоемкость, определяли на протяжении многих лет направления мирового экспорта товаров.
2.2 Виды международной торговли
Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой — независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны [6, с. 405].

Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» — когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» — «добровольные цепи» — контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства в сравнении с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.

Организационная структура оптовой торговли Японии имеет свои отличия. Ее основу составляют торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т.д. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями. Преобладающим является обязательное посредничество оптовых фирм, главным образом, специализированных, выступающих торговыми представителями промышленных компаний.

Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу [8, с. 98]. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.

Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.

Товарные биржи. Существует несколько основных видов товарных бирж:

1) Открытые — доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.

2) Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками — брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.

3) Закрытые — торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом [9, с. 483].

В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются как правило одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фьючерсные биржи. Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли – фьючерсной [9, с. 491].

Срочные (фьючерсные) биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля — один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

Фьючерсные биржи позволяют не только быстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу плюс соответствующая прибыль

Основными признаками фьючерсной торговли являются:

— фиктивный характер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаров почти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

— преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование, а не через поставку товара);

— заранее строго определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент (в случае поставки товара по фьючерсному контракту продавец имеет право поставить товар любого качества и происхождения, предусмотренных правилами биржи);

— полная унификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара (например, 5 тысяч бушелей пшеницы или 1 тысяча баррелей нефти), места и сроков поставки;

— обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как они заключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой — специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

Именно как рынок цен биржа соответствует требованиям, предъявляемым крупным производством на высшей ступени развития капитализма. Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний.

Фондовые биржи. Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами — акциями и облигациями — существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

Биржевой курс акций и других ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций — это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже.

Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребитель сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. И это несмотря на то, что организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна [7, с. 67].
2.3Основы юридического обеспечения мировой торговли
Распределение рисков между продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых «Инкотермс». Последняя редакция документа получила название «Инкотермс»2000.

Следуя из того, что Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:

1. Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, —  покупатель.

2. Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.

3. Дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя, например, транспортной организации и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки [12].

За рамками «Инкотермс» остались правила о переходе права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется либо нормами применимого права, либо Венской конвенцией.

Термины можно разделить на 4 группы:

          Группа E — Место отправки (Departure):

Ø    EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

Группа F— Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid):

Ø    FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика.

Ø    FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика.

Ø    FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар погружается на корабль заказчика.

Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid):

Ø    CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки).

Ø    CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки).

Ø    CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.

Ø    CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения.

Группа D — Доставка (Arrival):

Ø    DAF. Delivered At Frontier (указана граница) — товар доставляется к границе без растаможивания.

Ø    DES. Delivered Ex Ship (указан порт) — товар доставляется на судне без растаможивания..

Ø    DEQ. Delivered Ex Quay (указан порт) — товар доставляется на судне и выгружается без растаможивания.

Ø    DDU. Delivered Duty Unpaid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, оплата пошлин на заказчике.

Ø    DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения) — товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Тенденции развития мировой торговли
Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП.  Однако мировой экономический кризис, проявившийся в 2008 году, очень сильно повлиял на ухудшение основных экономических показателей в большинстве развитых стран.

Таблица 3.1.1 – Итоги мировой торговли товарами за 2008 – сентябрь 2010 года по странам «большой восьмерки» (миллиардов долларов США) [15]

2008

2009

Сентябрь 2010

Германия

Экспорт

119,80

93,48

104,83

Импорт

98,17

77,88

89,56

Товарооборот

217,97

171,36

194,39

Италия

Экспорт

44,96

33,67

37,04

Импорт

46,55

34,25

41,56

Товарооборот

91,51

67,92

78,60

Канада

Экспорт

37,75

26,29

31,48

Импорт

33,88

26,66

33,17

Товарооборот

71,63

52,95

64,65

Россия

Экспорт

39,36

25,33

30,47

Импорт

24,23

15,99

22,66

Товарооборот

63,59

41,32

53,13

Соединенное королевство (Великобритания)

Экспорт

37,95

29,24

33,14

Импорт

52,18

39,96

45,50

Товарооборот

90,13

69,20

78,64

США

Экспорт

107,29

88,00

107,70

Импорт

175,30

129,97

166,69

Товарооборот

282,59

217,97

274,39

Франция

Экспорт

51,02

40,23

43,78

Импорт

59,27

46,47

51,03

Товарооборот

110,29

86,70

94,81

Япония

Экспорт

65,31

48,25

63,56

Импорт

63,56

45,79

56,60

Товарооборот

128,87

94,04

120,16
    продолжение
–PAGE_BREAK–

Из данных таблицы 3.1.1 можно сделать вывод, что в 2009 году произошел значительное уменьшение товарооборота во всех странах «большой восьмерки», что, несомненно, является последствием финансового кризиса, однако можно заметить тенденцию к восстановлению прежнего уровня товарооборота стран (в 2010 году наблюдается его увеличение). Это свидетельствует, что последствия мирового финансового кризиса постепенно преодолеваются.

Сейчас в разных исследованиях уделяется особое влияние росту мировой торговли услугами. В последние десятилетия сфера услуг завоевывала все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличивались объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастала численность занятых, развивалась международная торговля услугами. Влияние этих изменений было столь велико, что современную экономику часто называют сервисной или экономикой услуг[1, с. 23].

К сожалению, мировой финансовый кризис оказал влияние и на эту сферу мировой экономике, но, несмотря на все, услуги составляют в настоящее время почти четверть международного торгового обмена.

Таблица 3.1.2 — Экспорт услуг некоторых стран за 2007 – 2009 годы (миллионов долларов США)

Год

США

Япония

Великобритания

Германия

Франция

2007

488 299

126 161

301 446

227 700

149 263

2008

534116

141 347

312 691

259 577

166 224

2009

502298

113 380

251 302

229 936

142 967

Согласно данным таблицы 3.1.2, в 2009 году экспорт услуг в большинстве стран сократился вследствие влияния мирового кризиса, хотя до этого происходило его постепенное увеличение.

Таким образом, общий объём услуг составляет около 25% общего мирового экспорта. Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.

Итак, основными тенденциями развития международной  торговли за последние десятилетия являлось стабильное увеличение мирового товарооборота и ускоренный рост международной торговли услугами, а на современном этапе можно наблюдать так называемую рецессию, в которой пребывает большинство развитых экономик.

Согласно мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),  что оживление уже начало происходить в 2010 году и будет продолжаться в будущем. Темпы роста, однако, будут значительно ниже докризисных [3].
3.2 Особенности структуры мировой торговли на современном этапе
В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли [2, с. 212]. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине прошедшего столетия на долю сырья приходилось около двух третей, и только одна треть – на готовые изделия.

Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом – нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса.

Еще одна тенденция – существенное увеличение продукции обрабатывающей промышленности, в особенности наукоем­ких товаров. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологич­ной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.

Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экс­порт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

В  связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь — промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля ма­шинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

Мировой финансовый кризис больше всего повлиял на объемы мирового товарооборота, чем на структуру мировой торговли, однако некоторые изменения он все-таки внес. Прежде всего, это касается нефтегазовой отрасли. Финансовый кризис, зародившийся в США и быстро перекинувшийся на Европу и другие части света, не мог не сказаться на ситуации на нефтяных рынках. В ходе нарастания проблем с ликвидностью в мире резко сократился спрос на энергетические товары, что неизбежно повлияло на них.

Географическую структуру мирового экспорта товаров, согласно ВТО, можно проанализировать по данным приложения А. Анализируя эти данные можно сказать, что лидером в мировом экспорте товаров является Китай (в 2009 году ее экспорт составил  1202 млрд. долл.), на втором месте  США (1056 млрд. долл.) и на третьем Япония (581  млрд. долл.) [16].

Географическую структуру мирового импорта товаров можно проанализировать по данным приложения Б. Анализируя эти данные можно сказать, что лидером в мировом импорте товаров является США (в 2009 году ее импорт составил  1605 млрд. долл.), на втором месте  Китай ( 1006 млрд. долл.) и на третьем Япония (552  млрд. долл.) [16].
3.3 Совершенствование структуры внешней торговли России
В России, как и во многих странах мира, за последние годы наблюдался стабильный и постоянный рост товарооборота, а в 2009 году произошел спад, обусловленный, судя по всему, влиянием мирового экономического кризиса.

     Таблица 3.3.1 – Внешняя торговля Российской Федерации (миллиардов долларов США) [13]

2007

2008

2009

Внешнеторговый оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо торгового баланса
в том числе:

со странами дальнего зарубежья

экспорт

импорт

сальдо торгового баланса
со странами СНГ

экспорт

импорт

сальдо торгового баланса

577,9

354,4

223,5
130,9
300,6

191,7
108,9
53,8

31,8
22,0

763,7

471,6

291,9
179,7
400,5

252,9
147,6
71,1

39,0
32,1

495,8

304,0

191,9
112,1
256,0

167,7
88,3
48,0

24,1
23,9

Данные таблицы 3.3.1 подтверждают, что внешнеторговый товарооборот России с 2007 по 2008 год увеличился на 32,2%. А 2009 году он уменьшился на 31,7% по отношению к 2008, что опять же свидетельствует о влиянии мирового кризиса. Наибольшая доля экспорта и импорта приходится на страны дальнего зарубежья — 83%, остальная часть внешней торговли — на страны СНГ. Экспорт превышает импорт, о чем свидетельствует положительное сальдо торгового баланса.

Товарная структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. — всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования — с 11 до 42%.

Современная товарная структура экспорта и импорта России представлена в таблицах 3.3.2 и 3.3.3.

Таблица 3.3.2 – Товарная структура экспорта Российской Федерации (миллиардов долларов США) [13]

2007

2008

2009

Экспорт — всего

  — в том числе:

354,4

471,6

304,0

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

9,1

9,3

10,0

минеральные продукты

228

326

203

продукция химической промышленности, каучук

20,8

30,2

18,7

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,4

0,2

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

12,3

11,6

8,4

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,0

0,9

0,7

металлы, драгоценные камни и изделия из них

56,0

61,8

38,7

машины, оборудование и транспортные средства

19,7

22,8

17,9

прочие

7,2

8,6

6,4

Таблица 3.3.3 – Товарная структура импорта Российской Федерации (миллиардов долларов США) [13]

2007

2008

2009

Импорт — всего

  — в том числе:

223,5

291,9

191,9

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

27,6

35,2

30,1

минеральные продукты

4,7

8,3

4,1

продукция химической промышленности, каучук

27,5

35,2

27,9

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,7

1,0

0,8

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5,3

6,5

5,1

текстиль, текстильные изделия и обувь

8,6

11,7

9,6

металлы, драгоценные камни и изделия из них

16,4

19,3

11,3

машины, оборудование и транспортные средства

102

141

72,6

прочие

30,7

33,7

30,4
    продолжение
–PAGE_BREAK–